Летчицы 46 ночного легкобомбардировочного авиаполка в небе Сталинграда

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Летчицы 46 ночного легкобомбардировочного авиаполка в небе Сталинграда

Лукьянсков Н.А. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».
Полянская О.Ф. 1Жадько О.Н. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Война – прерогатива мужчин. Военная авиация – тем более. Но, как показывает опыт Второй мировой войны, и здесь были свои исключения из правил.

Большой след оставили русские женщины в военной истории своего Отечества, а именно в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Не было такой военной профессии, какой не овладели бы женщины, применяя ее на поле боя. Женщины бок о бок сражались рядом с мужчинами и практически ни в чем им не уступали.

Актуальность работы обусловлена необходимостью сохранения памяти о подвигах девушек-летчиков46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного авиаполка.

Цели нашего исследования :

-проследить историю боевого пути девушек-летчиков 46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного авиаполка

В соответствии с целью, мы определили следующие задачи:

проанализировать различные источники информации (историческую литературу, Интернет-ресурсы, а именно сайты Память народа, Подвиг народа, Авиаторы второй мировой)

сохранить память о боевом пути летчиц

восполнить данные о подвигах девушек-летчиц

Новизна исследования- получение новых фактов о подвиге женщин-летчиц 46-го авиаполка на основе работы с данными наградных листов и донесений.

Теоретическая значимость-конкретизация подвига женщина на войне в условиях боевой работы 46-го авиаполка.

Методы исследования – теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, изучение мемуаров , обобщение;

статистические: обработка информации, полученной в ходе работы над наградными листами и донесениями.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты исследования в организации классных часов, уроков Победы, пополнении фондов Музея имени 8-й Воздушной Армии.

Объектом исследования выступает 46-й гвардейский авиационный полк ночных бомбардировщиков.

Предметом исследования является анализ боевых подвигов летчиц, рассмотрение особенностей непосредственного участия женщин в боевых действиях.

Боевой путь 46-го женского авиаполка

8 октября 1941г. был подписан приказ наркома обороны СССР №0099 о сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии:

I. 586 истребительный авиационный полк на самолетах Як-1 по штату №015/ 174, дислокация г.Энгельс.

II. 587 авиационный полк ближних бомбардировщиков на самолетах СУ-2 (Каменка).

III. 588 ночной авиационный полк на самолетах У-2 по штату №015/186, дислокация – г.Энгельс.

Формирование их было поручено Герою Советского Союза М.М. Расковой. Бывшие слушательницы академии имени Н.Е.Жуковского опытные военные инженеры Г.М.Казаринова, А.К.Муратова, М.Ф.Орлова, М.Я.Осипова, А.К.Скворцова прибыли в город Энгельс для комплектования и подготовки в школе пилотов летчиц женских авиаполков к полетам на новых самолетах Як-1 и П-2.

 В июне 1942г. началась боевая жизнь 588-го женского ночного бомбардировочного авиаполка. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, лётчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны.

Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Только женщины занимали здесь все должности: от механиков и техников до штурманов и пилотов.

 В начале сентября 1942 года на аэродроме города Энгельса Саратовской области происходили скорые сборы, которые, как и многое на войне, были окутаны тайной. Восемь отважных девушек, подготовленных как летчики-истребители, готовились вылететь в самое пекло войны – на Сталинградский фронт.

Личный состав 588-го авиаполка участвовал в боях за Северный Кавказ, Кубани, Крым, Белоруссию, Польшу, Восточную Пруссию, закончив свой боевой путь в Берлине.

В феврале 1943 г. 588-й авиаполк преобразован в 46-й гвардейский авиационный полк ночных бомбардировщиков, а за участие в освобождении Таманского полуострова ему присвоено наименование «Таманский». В 1945 году Указом Президиума Верховного Совета СССР полк был награжден орденом Суворова 3-й степени и орденом Красного Знамени.

46-й авиаполк летал на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2, биплан Поликарпова). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками», но широко известное их название — «Небесный тихоход». Численность боевых машин возросла за пару лет до 45 самолетов.

У-2 широко применялся в народном хозяйстве, а в годы войны стал санитарным, связным и боевым самолётом. В варианте лёгкого ночного бомбардировщика он имел скорость порядка 120 км/час и бомбовую нагрузку до 200 кг при экипаже из двух человек (пилот и штурман). В нем не было даже отсека для авиабомб (снаряды подвешивались под «брюхо» самолета на специальные бомбодержатели»). Этот легкий самолет был очень уязвим, его фактически можно было сбить выстрелом из пистолета-пулемета.

Изначально немцы презрительно называли У-2 «русской фанерой», однако налеты «Ночных ведьм» заставили их поменять свое мнение.

Уже в 1942 году за каждый сбитый У-2, немецких лётчиков и зенитчиков часто награждали Железным Крестом.

Наталья Кравцова (Меклин) вспоминала:

На самолете не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскостью самолета. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолет успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.”

Первые удары по врагу полк нанёс на юге Донбасса, в районе реки Миус. Это произошло 8 Июня 1942 года.

  На выполнение боевого задания вылетели три экипажа. Маневрируя в ночном небе, лётчицы прорвали завесу зенитного огня и выполнили боевое задание. На врага обрушились бомбы с надписью: «За Родину!».

В ту ночь осколками вражеского снаряда были тяжело ранены две летчицы. Девушки пытались довести самолёт до своего аэродрома, но силы оставили их, и они сделали вынужденную посадку. Жители нашли их мёртвыми в кабине самолёта. Это были Ольховская Люба и Тарасова Вера. Заслуги и подвиги летчиц

Вылеты девушки осуществляли очень интенсивно, буквально осыпая позиции врага градом бомбовых ударов. Перерывы между вылетами обычно составляли всего 5 минут. За одну ночь каждый По-2 совершал до десяти и более вылетов.

В битве за Кавказ девушки осуществили около 3000 вылетов, за Кубань, Новороссийск и Тамань – более 4600, за Крым – более 6000, за Белоруссию – 400, за Польшу – почти 5500 вылетов. Уже в Германии гвардейцы произвели еще около 2000 вылетов, налетав таким образом почти 29 тысяч часов.

В наградных листах летчиц 46 авиаполка отмечается количество уничтоженного вражеского имущества, количество ночных вылетов,в том числе в условиях плохой погоды и сложной местности. Девушки умело расправлялись с переправами фашистов, складами с оружием, машинами с горючим. Но девушки 46-го авиаполка не только бомбили врага, есть в наградных документах информация о сбрасывании нашими летчицами мешков с продуктами и боеприпасами для советских солдат, попавших в окружение.

«Ночные ведьмы» взорвали 17 переправ, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага, 12 топливных цистерн, 9 поездов, 2 железнодорожные станции, захваченные противником. Всего они сбросили на головы фашистов более 3000 тонн бомб. Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности. Также было сброшено 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окружённым советским войскам.

Вот как описываются боевые заслуги летчицы Белик Веры Лукьяновны в наградном листе от 28.09.1943года. :« тов. Белик сбросила 65962 кг бомб,вызвала 58 сильных взрывов и 50 очагов пожара. В полете ведет себя спокойно, выдержанно. Умело маневрирует при попадении в лучи прожектора и зенитный огонь противника. Несмотря на сложные метеоусловия в горной местности тов. Белик делала по 7-8 боевых вылетов в ночь. Все ее вылеты отличались большой эффективностью.»

Но тяжело приходилось не только летчицам и штурманам, но и техническому персоналу «Ночных ведьм». Они не только латали дыры в самолетах после ночных вылетов, но и крепили к крыльям самолетов тяжелые бомбы. И хорошо, если целью налета была живая сила противника – осколочные бомбы весили по 25 килограммов каждая и были самыми легкими. Гораздо труднее было крепить бомбы весом в 100 килограммов для удара по наземным стратегическим объектам. Как вспоминала мастер по вооружению Татьяна Щербина, хрупкие девушки вдвоем подымали тяжелые снаряды, которые нередко падали им под ноги.

Подполковник В. В. Марков, ставший командиром полка после гибели Расковой, вспоминал:

"Иногда, глядя, как девушки - вооруженцы подвешивают бомбы крупного калибра, как техники ночами, в пургу и морозы готовят самолёты, как лётчицы уходят на боевые задания, я думал: "Ну ладно, нам, мужчинам, положено всё это делать: ходить в атаки, мёрзнуть в окопах, штурмовать с воздуха врага. Ну а им?!   Им, в большинстве своём ещё девчонкам, мало что видевшим в жизни?   Как они должны любить Родину, чтобы добровольно принять на себя всю тяжесть фронтовых невзгод! Я часто бывал в мужских полках, расположенных на одном с нами аэродроме, и мне приходилось не без удовольствия слышать, как командир вызывал к себе провинившегося лётчика и гневно выговаривал ему: Как ты сегодня сажал самолёт?   А?   Ты видал, как девчата садились?   Как же мне им теперь на глаза то показываться!   Срам, да и только!”

Более 250 летчицам были присвоены многочисленные награды. 23 стали Героями Советского Союза.

Самыми результативными асами 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка были Ирина Себрова, Наталья Меклин, Евгения Жигуленко.

Но вместе с тем, подвиги «ночных ведьм» уникальны — на счету бомбардировщиц около 1000 вылетов и десятки тонн, сброшенных на вражеские позиции бомб.

Ирина Себрова совершила 1004 боевых вылета.

«Ира Себрова сделала в полку больше всех вылетов — 1004, даже произнести страшно. Я думаю, что во всем мире не найти летчика с таким количеством боевых вылетов» — писали в книге «Нас называли ночными ведьмами» сослуживицы летчицы Ирина Ракобольская и Наталья Кравцова (Меклин).

Ирина была одной из первых, кто обратился к Марине Расковой с просьбой зачислить ее в формирующийся женский авиаполк. И у девушки были аргументы — уже тогда, в октябре 1941-го, Себрова была опытной летчицей: окончила московский аэроклуб, работала инструктором и до войны выпустила несколько групп курсантов.

Боевым крещением для бомбардировщиц стали бои в районе Донбасса в мае 42-го. На легких бомбардировщиках ПО-2, невзирая на погоду, они совершали по несколько боевых вылетов за ночь. Так проходили фронтовые будни Ирины, так набирался опыт.

«Летное дело любит, в полетах внимательна, выдержана, требовательна к себе, дисциплинирована», — говорилось в характеристике Себровой.

Вскоре стало понятно, что для девушки нет невыполнимых задач: сплошной туман, дождь, отсутствие видимости, горы, вражеские прожекторы и зенитки — любые сложности были ей нипочем.

Над Донбассом, Новороссийском и Эльтигеном, в Белоруссии, Польше и Германии Себрова поднимала свой самолет против врага. За годы войны она дослужилась до звания гвардии старшего лейтенанта, прошла путь от простого пилота до командира звена. Была трижды награждена орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени, множеством медалей, в числе которых «За оборону Кавказа».

Орден Ленина и золотую Звезду Героя летчица получила 23 февраля 1945 года за 792 боевых вылета.

Наталья Меклин была штурманом, а позднее переучилась на пилота. Первые вылеты в качестве летчика совершила в небе над Таманью. Ситуация на фронте была непростой, немецкие силы отчаянно сопротивлялись советскому наступлению, а противовоздушная оборона на занятых рубежах была насыщена до предела. В таких условиях Наталья стала настоящим асом: научилась уводить самолет от вражеских прожекторов и зениток, уходить невредимой от ночных истребителей немцев. Вместе с полком командир звена гвардии лейтенант Наталья Меклин прошла путь длиной в три года, от Терека до Берлина, совершив 980 боевых вылетов. В феврале 45-го она стала Героем Советского Союза.

Является смелым бесстрашным летчиком”. «Все свои силы, все свое боевое мастерство отдает выполнению боевых заданий», — говорится в представлении к главной награде страны. — «Ее боевая работа служит образцом для всего личного состава.»

После войны Наталья Кравцова (фамилия мужа) писала повести и рассказы о Великой Отечественной. Наиболее известная книга — «Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков» — была написана совместно с ее фронтовой подругой Ириной Ракобольской.

Евгения Жигуленко первые боевые вылеты в небе над Донбассом совершила в качестве штурмана, работая с Полиной Макогон. Уже в октябре 1942-го за 141 ночной вылет на самолете ПО-2 получила первую награду — орден Красного Знамени. В представлении на награду говорилось: «Тов. Жигуленко — лучший стрелок-бомбардир полка».

Вскоре, набравшись опыта, Жигуленко сама пересела в кабину пилота и стала одной из самых результативных летчиц в полку.

В ноябре 44-го гвардии лейтенанту Евгении Жигуленко было присвоено звание Героя Советского Союза. В боевой характеристике летчицы отмечалось «высокое боевое мастерство, настойчивость и мужество», описано 10 эпизодов опасных, но всегда результативных вылетов.

«…Когда же начались мои боевые вылеты в качестве летчицы, я стояла первой в строю как самая высокая по росту и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолета и первой вылететь на боевое задание. Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие летчицы. Так благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза», — шутила Жигуленко.

Всего за три фронтовых года летчица совершила 968 вылетов, сбросив на нацистов около 200 тонн бомб.

После войны Евгения Жигуленко посвятила себя кино. В конце 70-х окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, снимала фильмы. Один из них — «В небе „ночные ведьмы“» — посвящен боевой деятельности 46-го гвардейского ночного авиаполка

Заключение

К сожалению, в полном составе полк с войны не вернулся. Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где падали самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

В ходе исследования была сделана попытка найти подвиги летчиц 46-го гвардейского ночного легкобомбардировочного авиаполка, найти и собрать как можно больше сведений о биографиях девушек. В наградных листах и представлениях на награду мы нашли бесценную информацию о подвиге женщины на войне. Один из пунктов наградного листа называется «Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуги» Анализируя наградные документы летчиц понимаешь, что эти краткие записи с подвигами бесценны. За каждым подвигом стоит отвага, мужество, стойкость и бесстрашие женщины на войне. Мы узнаем в каких условиях служили летчицы, как они относились к технике, какие придумывали тактические стратегии боя. Очень часто в наградных документах давалась и личностная характеристика летчиц, что позволяет нам узнать об их характере, профессиональных и личных качествах.

Женщины-летчицы добивались блестящих результатов, несмотря на сложность ночных полетов, отсутствие видимых ориентиров, обстрел врага.  Внесли свой весомый вклад в дело Великой Победы. И подвиг их бессмертен.

Приложение1

 

Приложение2

 

Приложение3

 

Приложение4

 

Приложение5

 

 

Список использованных источников и литература

Наградные листы и наградные приказы Центрального архива Министерства обороны // http://pamyat-naroda.ru; http://podvignaroda.ru

http://airaces.narod.ru/woman/womans.htm

Сталинградская битва: энциклопедия / под ред. М.М. Загорулько. 7-е изд., доп. – Волгоград: Издатель, 2017.

Авиаторы Второй мировой. http://allaces.ru

Аронова Р.Е. Ночные ведьмы. — М.: Советская Россия, 1969.

Кованов В.В. Солдаты бессмертия М.: 1985 г.

Лактионова Л.Д. Женские авиационные части в Великой Отечественной войне 1941-1945.Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук.-М,1999

Маркова Г. И. Взлет. — М.: Политиздат, 1986.

Мурманцева В.С. «Женщина в солдатских шинелях» М.: 1971 г.

Военная история «Воениздат» М.: 2006 г.

Ракобальская И., Кравцова Н. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков.-2-е издание. Дополненное.-М.:Издательство МГУ,2005.-С.336.-2000экз.-ISBN 5-211-05008-8.

18

Просмотров работы: 24