Новороссийск – Город-герой

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Новороссийск – Город-герой

Макушев И.Д. 1
1МБОУ Барвихинская СОШ
Ахмедова М.А. 1
1МБОУ Барвихинская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Великий русский полководец, маршал Советского Союза Жуков Георгий Константинович, носящий звание четырежды героя Советского Союза, уже после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в своих воспоминаниях о войне сказал: «…время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну. Это было необычайно трудное, но и очень славное время. Человек, переживший однажды большие испытания и победивший, будет всю жизнь потом черпать силы в этой победе». Так и мы, помня сегодня о том подвиге, который совершили наши предки в те суровые годы, должны непреклонно идти вперёд, с добрым сердцем и любовью к отечеству, с гордостью неся звание великого народа.

В истории любой страны, как и в жизни каждого человека, всегда есть события, о которых важно помнить. В нашей истории особое место занимает Великая Отечественна война 1941-1945 гг. В 2020 году мы отмечаем 75-летний юбилей со дня Победы над фашисткой Германией. Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня практически не осталось ветеранов, которые могли бы младшему поколению из первых уст поведать о военных событиях того времени, рассказать о мужестве, героизме и подвигах русских солдат. Тем самым, у современного поколения школьников, в особенности учащихся начальных классов, слабо развито чувство патриотизма к своей стране. В годы войны школьникам приходилось трудиться и помогать взрослым, чтобы выжить, что делало их более ответственными за свои поступки. Героями для них были те самые солдаты, которые ежедневно совершали подвиги, многие даже погибали, сражаясь за Родину.

Проблема состоит в том, что героями современных школьников зачастую являются вымышленные персонажи из компьютерных игр и фантастических фильмов.

Цель данного проекта – донести до сверстников, что необходимо с уважением и вниманием относиться к прошлому своего народа, интересоваться историей своей страны и почитать её героев, чтобы брать из всего этого только положительные примеры.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучение литературы по данной теме;

2. Разработка теста;

3. Проведение тестирования учащихся;

4. Анализ полученных данных;

5. Создание макета;

6. Рассказ о событиях по теме.

Методы решения поставленныхзадач:изучение литературы; метод измерения и сравнения; изготовление продукта.

Практическая значимость нашей работы вполне очевидна, поскольку результаты проекта позволят школьникам улучшить свои знания важных исторических событий и оценить их значимость для страны, а также помогут учителям использовать данные материалы как в школьной программе, так и во внеурочной деятельности.

Финансовые затраты составили 1300 рублей. Для создания макета нам понадобилось: лист строительного утеплителя – 120 руб., глина для лепки – 250 руб., акриловые краски – 800 руб., шерстяные нитки – 130 руб. Все остальные материалы (клей и георгиевские ленточки) мы подобрали у себя дома.

Проект выполнялся в период с 1.01.2020 года по 14.02.2020 года.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Новороссийск – Город-герой

История Новороссийска

Новороссийск – большой город с населением более 200 тыс. человек, расположился он в Краснодарском крае Российской Федерации на побережье Цемесской бухты Чёрного моря в окружении Кавказских гор. Бухта получила своё название от впадающей в неё реки Цемес. До 1829 года территория бухты принадлежала Турции и после Русско-Турецкой войны 1828-1829 гг. отошла к России. Однако, только 12 сентября 1838 года местное население окончательно признало русскую власть, когда корабли российской эскадры под командованием русских военных мореплавателей Николая Николаевича Раевского и Михаила Петровича Лазарева зашли в бухту, и сотни моряков высадились на берег – именно этот день считается датой основания города Новороссийска.

Сначала город выполнял роль крепости, защищающей позиции России на Черноморском побережье в борьбе с Османской империей (современная Турция). Со временем, с ростом числа жителей, город стал обустраиваться. Ближе к концу XIX века начала развиваться промышленность – появилось электричество, начинается производство цемента, строится железная дорога. Благодаря тому, что Цемесская бухта не замерзает круглый год, в Новороссийске появляется морской порт. Удачное расположение и развитие, делает город крупным центром пересечения морских и железнодорожных путей.

В начале XX века в разгар Первой Мировой войны 1914-1918 гг. обстановка в мире была очень напряжённая. В эту войну были вовлечены многие европейские страны, в том числе Германия, Франция, Англия и Россия. Война спровоцировала большие изменения внутри нашей страны – в 1917 году происходит революция, и Россия отказывается от участия в войне. По условиям выхода из войны, Россия должна была передать Германии свой Черноморский флот. Российские моряки не могли допустить позорной сдачи кораблей, с которыми их связывала вся жизнь, в результате чего часть военных кораблей специально была затоплена вблизи от Новороссийска. В 1920-х годах начался подъём затопленных кораблей, некоторые из которых были восстановлены и поставлены на воду. Город продолжает расти и развиваться, снижается безграмотность, растёт уровень образования населения города.

Новороссийск в годы Великой Отечественной войны

1941-1945 гг.

К середине XX века в Европе зарождается фашистское движение, которое способствовало развитию нацизма – мировоззрения, когда во главе мира должна стоять определённая нация, народ. Это привело мир в 1939 году к началу Второй мировой войны – ещё более масштабной, жестокой и кровопролитной, чем первой мировой. События развиваются таким образом, что для нашей страны наступает самый тяжёлый период XX века – Великая Отечественная война. Датой её начала принято считать 22 июня 1941 года, когда нацистская Германия во главе с Адольфом Гитлером напала на Советский Союз (СССР) – именно так называлась в то время наша огромная страна, в состав которой, помимо России, входили и такие крупные государства, как Белоруссия, Украина, Казахстан и многие другие. Верховный главнокомандующий Вооружённых Сил СССР Иосиф Виссарионович Сталин обратился к народу с призывом объединиться и встать на защиту страны от фашистских захватчиков. Страна была не готова к войне. Военной техники и вооружения было недостаточно. Армия была слабо подготовлена, так как ещё совсем молодым, только что окончившим школу и не обученным военному делу ребятам приходилось уходить на защиту Родины. Фабрики и машиностроительные заводы, работающие до этого в условиях мирного времени, в срочном порядке перестраивались под производство военной техники и вооружения. На плечи каждого легла тяжёлая участь, ведь жизнь продолжалась – нельзя было допускать закрытия школ, прекращать производство продуктов питания. Хлеб стал чуть ли не самым единственным продуктом для населения, от этого его стоимость трудно было переоценить. С началом войны стали появляться раненые, постоянно требовалось пополнять запасы вооружения и улучшать военную технику. Больницы и промышленные предприятия перешли на режим работы в условиях военного времени – их работа не прекращалась ни днём, ни ночью.

Основной целью войск вермахта – так назывались Вооружённые силы Германии – был захват большей части территории СССР. Для этого им требовалось сначала захватить крупные и значимые советские города, в числе которых был и Новороссийск. Новороссийская военно-морская база, существующая и по сей день, стала на тот период времени главной базой Черноморского флота. Отсюда на транспортных и боевых кораблях в Одессу, Севастополь и Керченский полуостров доставлялись войска и различные грузы. Учитывая важное значение Новороссийска в обеспечении боевых действий войск и сил флота, авиация противника неоднократно пыталась разрушить портовое хозяйство, подвергая массированным бомбовым ударам объекты базы и порта, корабли и суда, находившиеся в Новороссийске, Анапе и Геленджике, ставила мины в акватории портов. Географическое расположение делало Новороссийск стратегически важным объектом – ведь захват города силами противника лишил бы нашу страну важной оборонительной позиции и способствовал бы дальнейшему продвижению войск противника по всему побережью Чёрного моря и на Кавказе. Вражеские войска активно готовились к нападению в этом направлении.

Возникла реальная угроза захвата города. Так начал создаваться Новороссийский оборонительный район. В подготовке к обороне города было задействованы различные подразделения сухопутных войск и флота. Вместе с инженерными и строительными частями армии гражданское население также принимало активное участие – было сооружено множество артиллерийских и пулемётных дотов, командных и наблюдательных пунктов, убежищ, площадок для пушек и миномётов, противотанковых рвов и траншей. Кроме оборонительных задач, приходилось решать вопросы эвакуации жителей и наиболее значимых предприятий города. Несмотря на это, многое из намеченного выполнить не удалось, значительная часть укреплений не отвечала требованиям обороны. Но, тем не менее, опираясь на созданные оборонительные рубежи, наши войска в дальнейшем сумели закрепиться на некоторых участках и замедлить продвижение противника к Новороссийску. В августе 1942 года под Новороссийском разгорелись ожесточённые бои, не утихали артиллерийские обстрелы. Особым героизмом отличились морские пехотинцы и моряки, которые безудержно врывались в боевые порядки гитлеровцев и вступали с ними в рукопашные схватки. Об их подвигах и мужестве немало сказано в литературе и в кино. Имея преимущество в живой силе, танках и авиации, войска фашистской Германии подбирались всё ближе и, несмотря на упорное сопротивление, заняли Таманский полуостров, а в сентябре 1942 года захватили значительную часть Новороссийска. Советские войска не намерены были сдавать город, поэтому враг вынужден был укреплять свои позиции с помощью оборонительных сооружений и артиллерии. Кроме того, германское командование стремилось увеличить личный состав войск за счёт завербованных советских военнопленных, перебежчиков и изменников Родине. К сожалению, были и такие предатели. Из них формировались добровольческие стрелковые отряды. Также, набирали в германскую армию мужчин в возрасте от 17 до 50 лет, проживавших на временно оккупированной территории. Добровольно идти почти никто не соглашался, поэтому привлекали в приказном порядке. Тем временем, Советские войска готовились к контрнаступлению и освобождению Новороссийска.

Малая земля

О событиях, происходивших во время боёв за Новороссийск, написано немало. В архивах органов безопасности до сих пор хранятся документы военной контрразведки Черноморского флота, рассказывающие о боевых действиях советских войск в районе Новороссийска и двух высадках морского десанта: в феврале и сентябре 1943 г., на небольшой участок земли вблизи села Мысхако, названый впоследствии «Малой землёй».

К началу 1943 г., благодаря успехам Советских войск на близлежащих фронтах, над немецкими войсками нависла угроза стратегического окружения. Обстановка на южном фланге фронта изменилась в пользу Советского Союза, что создало предпосылки для боевых операций по освобождению приморских городов и военно-морских баз, в том числе и Новороссийского порта. Подразделения, воюющие на приморском направлении, получили приказ высшего командования о переходе в наступление. Выполнение основных задач по освобождению было возложено на 18-ю десантную армию.

Тщательно разрабатывались планы операции. В январе 1943 г. на побережье Цемесской бухты высадились оперативные группы, которые должны были захватить документы немецкой контрразведки и задержать вражеских пособников. Планировалось совместным огнём с моря и суши прорвать оборону противника и обеспечить высадку морского десанта с военных катеров в районе села Мысхако, а затем взять Новороссийск. В операции были задействованы танки, корабельная артиллерия и морская пехота. Их слаженный удар должен был сокрушить оборону противника на побережье. Серьёзные сложности в подготовке к операции создавала немецкая разведка. Несмотря на тщательную подготовку, между командирами взаимодействующих подразделений не было достигнуто слаженности. В феврале 1943 г., на подходе к берегу, военные катера с десантом подвергались массированному огню противника. На берег удалось высадить лишь часть десанта и военной техники. В итоге, десантники сумели удержать небольшой захваченный участок береговой полосы в районе Мысхако шириной в несколько километров, названный поэтому «Малой землёй». За несколько суток не без труда сюда удалось переправить тысячи бойцов, оружие и продовольствие. Командованием было принято решение удерживать захваченный плацдарм для его дальнейшего использования в освобождении Новороссийска и Таманского полуострова.

Так началась героическая оборона Малой земли, которая продлилась долгих 225 дней. Постоянным ударам подвергались любые пути подхода к плацдарму. Защитники Малой земли испытывали огромные трудности в снабжении продовольствием и боеприпасами. Учитывая горный рельеф местности, с занятых высот противник пытался уничтожить плацдарм, непрерывно подвергая его обстрелам и бомбардировкам. За несколько месяцев обороны, советским войскам удалось несколько расширить обороняемую территорию, оттесняя противника. Но лишь только в ночь на 16 сентября 1943 г., благодаря слаженным действиям всех родов войск, подразделениям 18-й десантной армии удалось перейти в наступление, прорвать оборону противника и войти в Новороссийск.

В память об этих страшных событиях на берегу Цемесской бухты, в месте высадки морского десанта, установлен архитектурный ансамбль «Малая Земля», выполненный в виде носа корабля с изображением бойцов, готовых ринуться в бой (см. Приложение I; рис. 1, 2). В Мысхако сооружён мемориальный комплекс «Долина смерти», состоящий из нескольких памятных сооружений и обозначающий место, где погибли сотни русских солдат и местных жителей. Один из памятников – «Колодец жизни» – единственный на то время источник воды (см. Приложение I; рис. 3). Не каждому удавалось добраться до источника, т.к. это место хорошо просматривалось с позиций, занятых противником и поэтому подвергалось артиллерийскому обстрелу. Огромное впечатление производит памятник «Взрыв», сделанный из обломков снарядов, общий вес которых составляет 1250 кг (см. Приложение I, рис. 4). Считается, что именно такое количество смертоносного металла обрушилось на каждого защитника Малой земли. Надпись на табличке призывает помнить о героических подвигах малоземельцев и хранить память о них (см. Приложение I; рис. 5).

Роль Новороссийска в жизни страны

Новороссийск, как и прежде, крупный морской порт. Он каждый день встречает и провожает сотни судов разной величины – от маленьких яхт до огромных танкеров и пассажирских теплоходов, размером с жилой дом. Сегодня тысячи туристов приезжают в город, чтобы насладиться его морскими красотами. Мне с моими родителями удалось побывать в Новороссийске уже не один раз. Особенно интересно было попасть на празднование Дня Военно-морского флота, посмотреть парад военных кораблей Новороссийской военно-морской базы и увидеть один из символов города – крейсер «Михаил Кутузов» (см. Приложение I; рис. 5, 6). Не только памятники, но и названия улиц хранят память о героическом прошлом города – Малоземельская, Героев-Десантников и другие. Многие улицы названы именами защитников города. Не возникает никаких сомнений в том, что город Новороссийск заслуженно носит почётное звание Города-героя.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Исследование

2.1.1. Подготовительный этап

Подготовительным этапом проекта стало тестирование на знания основных событий Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. В тестировании приняло участие 90 человек из числа учеников начальных классов Барвихинской средней общеобразовательной школы.

Для проверки знаний был составлен тест из 10 вопросов (см. Приложение II).

На одном из уроков мы вместе с учителем и ребятами обсуждали тему Великой отечественной войны: где она проходила, какие знаменательные сражения остались в истории о войне, а также военачальников, повлиявших на исход войны. Кто-то смог рассказать о своих родственниках, которым довелось застать то тяжёлое время. В конце урока ребята прошли тестирование. На основании ответов была составлена диаграмма (см. Приложение III) .

Внимательно изучив и подсчитав все ответы, мы с родителями проанализировали то, насколько школьникам интересна эта тема, каким объёмом информации они владеют.

У нас получились следующие результаты: ученики 2 класса многого не знают, ученики 3 класса лучше справились с тестом, а учащиеся 4 класса показали достаточно высокие результаты, но и у них некоторые вопросы вызвали затруднения. Особенно трудными оказались вопросы о военной технике и городах-участниках Великой Отечественной войны.

По результатам проведенного тестирования, могу сделать следующие выводы: есть дети, которые имеют достаточно большой объём знаний по данной теме, в основном это учащиеся 4 класса, но большинство из учеников не знают названий Городов-героев, имён русских военачальников, а также имеют слабое представление о странах, принимавших активное участие в военных действиях.

После изучения результатов опроса, стало понятно, насколько необходимо рассказать одноклассникам об этой непростой теме. Ведь для многих людей Новороссийск – это всего лишь город на берегу Чёрного моря, но не многие знают, что за его названием скрывается богатая история и тяжёлая судьба, как и за названиями большинства русских городов. Услышав от меня рассказ о героических подвигах русского народа в военные годы, ребята в дальнейшем будут проявлять больший интерес к истории своей страны, научаться ценить её и знать своих героев.

2.2. Проект

Проект по изготовлению макета строился из нескольких этапов:

Планированиеобщего вида макета.

В основу макета легли впечатления от посещения города Новороссийска во время летних каникул и знакомство с его достопримечательностями.

Подготовка оборудования и материалов.

Для создания макета мне понадобится: лист строительного утеплителя, глина для лепки, ножницы, канцелярский нож, клей, пара кисточек, акриловые краски и шерстяные нитки.

Создание макета.

Вместе с папой мы вырезали из листа утеплителя площадку для размещения элементов макета. Затем сделали из глины рельеф горной местности, архитектурный ансамбль «Малая земля» и оставили глину сохнуть.

Финишная обработка макета.

Когда глина достаточно высохла, приступили к покраске. С помощью акриловых красок раскрасили сушу и море. Мелко нарезав шерстяные нитки и приклеив их к суше, создали траву. Затем обклеили по периметру георгиевскими ленточками и установили несколько фотографий с изображением памятных мест.

Проведение презентации.

Мы с родителями подготовили презентацию с использованием всех материалов проекта. В классе с помощью проектора на интерактивной доске презентация была показана ребятам.

Вывод: результаты проекта оказались очень интересны моим одноклассникам. Некоторых ребят заинтересовала возможность самим проделать подобную работу и оставить её на память для школьного музея. Кроме этого, материалы проектной работы могут быть использованы учителями начальных классов в учебном процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. достаточно сложная для её изучения в начальной школе. Но, вместе с тем, на защиту своего отечества уходили на фронт ещё совсем молодые ребята, недавно закончившие школу, и уже скоро многие из них проявляли свои лучшие качества – смелость и отвагу, чувства ответственности перед теми, кто был рядом. Кто-то из них становился командиром, оставаясь молодым, но став уже таким взрослым. Многие мальчишки, глядя на своих старших товарищей, стремились помогать красноармейцам и убегали в партизанские отряды. Обо всём об этом написано немало песен и книг, снято кинофильмов. Кроме этого, во всей нашей стране великое множество памятных мест, хранящих историю и передающих её из поколения в поколение. Интерес к информации о прошлом учит уважать и ценить свои традиции, помогает разобраться в настоящем и позволяет построить справедливое будущее. На примере Новороссийска видно, что интерес людей к подобным местам не угасает – тысячи туристов со всех уголков России ежедневно посещают его не только как курортный город, но и как один из исторических центров.

Основной вывод: результаты проекта оказались очень интересны моим одноклассникам, многих из которых заинтересовала возможность самостоятельно или с родителями создать что-нибудь похожее на подобную тему. Кроме этого, материалы проектной работы могут быть использованы учителями начальных классов в учебном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник. «ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир», Москва, Россия, 2004 г.

«Малая земля. Новороссийский десант. 1943 год». г. Новороссийск, 1975 г.

Энциклопедия для детей. История России XX век. Аванта+. Москва, Россия. 2001 г.

«Малая Земля». Л.И. Брежнев. Политиздат, Москва, СССР. 1982 г.

http://militarybook.ru/ Советская военная энциклопедия, том 5. 1978 г. Электронный ресурс, Москва, Россия. 2020 г.

http://topwar.ru/ Героическая страница Великой Войны – «Малая земля». Электронный ресурс, Москва, Россия. 2020 г.

http://mccvu.ru/ Московские суворовцы. «Оборона Новороссийска». Электронный ресурс, Москва, Россия. 2020 г.

https://biography.wikireading.ru/ ВикиЧтение. Глава пятая. Оборона Новороссийска. Электронный ресурс, Москва, Россия. 2020 г.

Просмотров работы: 916