Возникновение мира и человека. Согласование Библейского повествования с научными открытиями

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Возникновение мира и человека. Согласование Библейского повествования с научными открытиями

Сивожелезова С.Д. 1
1МАОУ СОШ №12 им. В.П. Чкалова ГОЩ
Сивожелезова О.В. 1
1МАОУ СОШ №12 им. В.П. Чкалова ГОЩ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

"Чем глубже я изучаю окружающий мир,

тем больше становится моя вера в Бога».

Альберт Эйштейн

Введение

Откуда взялся мир, кто его создал, зачем и как — эти вопросы мучили человечество с самого его появления и до сегодняшнего дня. Каждый народ пытался объяснить этот процесс по-своему, излагая самые невероятные теории, которые позже стали мифами и легендами и составили религию того или иного государства, а также стали неотъемлемой частью культурного наследия нации.

Так в Древней Греции были мифы о титанах, Гее-земле, Зевсе и множестве богов, которые были причиной различных природных явлений, в Римской империи эти мифы слегка изменили и появился Юпитер и его сонм божеств, похожие мифы и истории можно прочесть в любой исторической книге, которая изучает древние народы мира.

У каждого древнего толкования о происхождении Вселенной есть несколько похожих моментов:

Изначально существующий хаос или тьма. Древний Китай верил в изначально существующие начала: мужское и женское.

Некая сила извне, будь то божество или некий процесс, который стал первопричиной всего. В Древней Греции, Египте, Междуречье хаос породил первое божество.

Соединение чего-то, что приводит к образованию всего. В Месопотамии это воды рек, которые породили жизнь, в Греции — земля с хаосом породила небо и море и т. д.

Существование целого сонма божеств.

Таким образом, каждая нация стремилась объяснить происхождение сущего и приходила к выводу, что для этого требуется некая сила извне, которую породила Вселенная. Научный современный подход не особо отличается от них, поскольку считает, что Вселенная образовалась посредством взрыва, т.е. произошел выброс энергии в результате чего появились космические тела.

Авраамические народы (евреи и арабы) опираются на свои священные книги, в которых указывается, что Вселенную сотворил Господь. Этой же теории придерживается и христианская религия сегодня.

Католическая церковь в 1951 году сделала заявление, что современная теория о Большом взрыве (космологическая теория) не противоречит представления церкви о создании мира.

Православная церковь также с одобрением относится к этой гипотезе, поскольку в Библии нет четкого противоречия ей и можно найти даже некоторые сходства.

Для подтверждения этого следует внимательно ознакомиться с первыми главами книги Бытия, где описывается сотворение мира.

Меня заинтересовала эта тема и я решила продолжать её изучать. Захотелось самой глубже разобраться во взглядах современного богословия и науки на данные вопросы. На основании и этого была выбрана данная тема.

Целью науки является познание истины.

Религиозное, по крайней мере православное, познание, также ставит своей целью познание истины. К этому нас призывает Сам Господь Иисус Христос:

И уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин. 8,32). 90

Почти все известнейшие ученые мира были верующими: так Михайло Васильевич Ломоносов говорит о том, что если есть закон, то есть и Законодатель этого закона. Г.Мендель, Н. Коперник, К. Леметр – были не просто верующими людьми, но и церковнослужителями. Ученые Нового времени в основном не были атеистами, напротив, в познании мироздания они исходили из неоспоримого признания Бога.

Цель работы:попытаться ответить на вопрос:как согласовывается научный и библейский взгляды в вопросах о сотворении мира и человека.

Задачи:

провести исследование истории развития богословской и эволюционной и теорий о возникновении мира и человека.

рассмотреть современные научные гипотезы по этому вопросу, представленные ученой областью;

выявить спорные убеждения по вопросу сотворения мира и человека, опираясь на конкретные доказывающие факты;

определить согласование Библейского повествования с научными открытиями.

В работе использованы материалы XVI Международных рождественских образовательных чтений «Сборник докладов конференции Секция «Православное осмысление творения мира и современная наука» Выпуск 4 Московский Государственный Университет путей сообщения (МИИТ) Москва, 30 – 31 января 2008 года

Глава I. Эволюционное мировоззрение и генетика.

Научный метод в познании истины был введен Аристотелем.

Спустя 200 лет. Птолемей предложил одну из первых научных картин мира. В двенадцатом веке св. Фома Аквинский смог объединить постулаты Святого Писания с бытовавшими в то время представлениями о мироздании. Была создана своеобразная средневековая космология.

Прошло еще несколько сотен лет, а люди по-прежнему находились в поисках истины.

И хотя большинство разделяло точку зрения о сотворении всего сущего Богом, теория самозарождения жизни возникала время от времени в связи с тем, что наука не располагала достаточно убедительными доказательствами о невозможности этих процессов.

Создатели фундаментальной науки полностью разделяли библейское учение о начале мира.

Многие из них (Б. Паскаль, Р. Гук, Р. Бойль, Д. Рей, И. Ньютон) занимались не только естествознанием и математикой, но и богословием.

Они ясно понимали разницу между истинами Божественного Откровения и знанием, полученным человеческим разумом.

Известный биолог Джон Рей (1627–1705), заложивший основы систематики, опубликовал книгу «Мудрость Божия, проявленная в деле творения».

Величайший ученый Нового времени Исаак Ньютон соотносил свои научные изыскания с духовными целями:

«Когда я писал свой труд о системе мира, я направлял свое внимание на такие принципы, которые могут вызвать у мыслящего человека веру в Божественное Существо, и ничто не доставляет мне такой радости, как видеть себя полезным в этом отношении» (Письмо к Бентелю. 1692).

Мысль о самопроизвольном возникновении Вселенной представлялась Ньютону нелепой: «Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и все соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляют строй и жизнь Вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, Которого я называю Господь Бог» (Ньютон И. Principia Philosophiae).

В конце 18 века – нач.19 века Ж.Б. Ламарк сделал первую попытку объяснить путем эволюции происхождение растительного мира. Заметим, что построения эти основаны на ложной идее наследования индивидуальных изменений. Современная генетика это опровергла.

 В середине девятнадцатого века в Европе стали чрезвычайно популярными дискуссии о теориях возникновения жизни на Земле.

Кант и Лаплас в противовес библейскому учению о сотворении мира предложили эволюционную гипотезу происхождения солнечной системы. Кстати, сейчас совершенно отброшенной современной наукой.

24 ноября 1859 года английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин опубликовал работу «О происхождении видов» - и этот труд стал сенсацией.

Интересно то, что Дарвин никогда не занимался изучением биологии профессионально, проявляя только просто любительский интерес к флоре и фауне. Всё его образование было сведено к двум годам слушания лекций на медицинском факультете университета в городе Эдинбурге.  Предложенные им эволюционные идеи были лишь результатом предположений без определённых доказательств..

В 1832 г. Ч.Дарвин, в качестве добровольца, попал в экспедицию организованную Правительством Великобритании на исследовательском судне «Бигль»,

Предположение, известное, как теория эволюции Дарвина не только появилось на свет, но и стало основным, официальным взглядом в науке. Был ли Адам создан Богом на шестой день Творения мира, или человек появился в процессе эволюции? Многие люди стали предпочитать второй вариант ответа.

Дарвинизм – это материалистическая теория эволюции органического мира, обоснованная Ч. Дарвином и развитая его учениками. Она выделяет материальные факторы эволюции – наследственность и изменчивость и движущие факторы эволюции – естественный отбор для организмов, живущих в природе, и искусственный отбор для разводимых человеком домашних животных и культурных растений.

Эволюционная теория получила титул научной, библейская же картина мира стала восприниматься как сугубо религиозное представление.

И хотя у концепции креационизмато есть, Божественного творения мира, всегда оставалось немало горячих последователей, среди ученых все же большинство составляли сторонники Чарльза Дарвина.

Хотя гениальный труд монаха августинского монастыря святого Томаша в Брюнне (ныне город Брно) Грегора Менделя "Опыты над растительными гибридами" вышел в 1866 г., только в начале 20 века закон наследственности вновь был открыт. Опровержение теории Дарвина стали появляться с того времени, когда развитие науки позволили исследовать строение клетки организма более тщательно.

Если бы учёные 19 века смогли ещё тогда узнать, как сложно устроена молекула ДНК и как в ней упорядочено закодирована вся информация об организме, то дискуссий за или против теории Дарвина не было бы, впрочем как и самой теории.

Существуют достаточно сильные аргументы, которые нужно привести против теории Дарвина о происхождении человека.

Это так называемые — комплексные или несократимые органы.
Это аргумент против теории, который был признан самим Дарвиным.

Вся теория была построена на постепенном развитии биологического организма (униформизм). Дарвин признал тот факт, что если будут обнаружены «несократимые» биологические конструкции, т.е. такие, при устранении из которых хотя бы одной «детали» приведёт к отказу работоспособности всей конструкции, то его теория «постепенного» развития в ходе эволюции — потерпит полный крах и теория будет опровергнута.

И такие биоконструкции были найдены!

«Несократимым» или комплексным элементом, который демонстрирует опровержение теории Дарвина, стал маленький жгутик для передвижения одноклеточных организмов.

На поверку, он оказался сложным уникальным био - механизмом.

1. Жгутик для передвижения под водой — абсолютно несократимая конструкция. Она просто не сможет работать ели убрать хотя бы одну деталь. Исходя из этого, теория постепенного развития терпит сокрушительный крах. Все его составные части являются абсолютно необходимыми для того чтобы жгутик функционировал!

2. Предлагаю рассмотреть строение молочной железы, и выполняемые ею функции.

Молочная железа — это отдельный орган женской особи, который выполняет вполне определённую функцию - вырабатывает жидкую субстанцию (молоко), состав которой идеально подходит для вскармливания детёныша.

Если к образованию молочной железы попытаться «приспособить» теорию постепенного развития, то нужно постараться представить постепенное развитие молочной железы, на протяжении длительного времени.

То есть, молочная железа развивалась постепенно, от поколения к поколению, пока постепенно не «развилась» в форме органа, который «стал» вырабатывать (наконец-то) то, что нужно. Последние рассуждения, сами по себе, выглядят абсурдно, но нужно понять простую вещь - случайные изменения органов, или какой - либо части организма будут развиваться и передаваться по наследству из поколения в поколение только в том случае,

если особь с данным изменением будет иметь преимущества в выживании перед другими особями. Иначе, такого рода изменения передаваться по наследству не будут. Что из этого следует?

Молочная железа могла появиться, и передаваться дальше в следующие поколения, только если бы появилась в виде, который выполняет свою полную полезную функцию, то есть УЖЕ вырабатывает именно ту питательную субстанцию, которая необходима детёнышу.

Иначе бы другое изменение в организме бесполезное для организма и выживания — не передавалось в следующее поколение, так как не давало бы преимущества перед другими особями.

Вывод: молочная железа — орган, который не мог появиться вследствие постепенного развития.

Доказательства наличия несократимых (комплексных) органов у живых существ даёт полное понимание того факта, что теория Дарвина опровергнута!

С развитием науки, учёные обрели возможность изучения молекулы ДНК, в результате чего был обнаружен очень интересный парадокс, наличие которого прямо противоречило теории Дарвина.
Согласно теории, эволюция видов должна была происходить постепенно, от более простого - к более сложному. Логично было бы предположить, что и молекула ДНК, которая по своей сути является закодированным чертежом будущего организма, должна была всё более усложняться, по мере того, как усложнялись всё новые образующиеся организмы.

Но изучив ДНК амёбы, учёные обнаружили, что размер генома одноклеточной амёбы примерно в сто (!!) раз больше, чем геном человека!

Помимо того, ДНК у двух очень схожих друг с другом видов может кардинально отличаться. Это не объяснимое, и явно противоречащее открытие, учёные назвали С - парадокс.

Из этого следует, что геном некоторых видов часто бывает значительно большим, чем этого требуется для построения организма.

Значительная часть генома вообще не участвует в определении и формировании физического тела. Эти научные открытия — никак не согласуются с теорией эволюции Чарльза Дарвина. А наоборот — опровергают её как теорию.

Только четверть века спустя сторонники эволюции попытались спасти свою «религию», выдвинув идею мутационной эволюции.

Но эта схема на самом деле явилась аргументом против них.

Научные исследования показали, что повреждения генома постоянно контролируются и исправляются специальным механизмом, ибо в организме имеется большое количество ферментов, каждый со своими функциями. Их согласованные и последовательные действия устраняют от 99 до 99,9 % мутаций, по оценкам самих же эволюционистов.

Но самое главное в том, что по статистике значительное большинство мутаций, если они происходят, ведет не к усовершенствованию, а к деградации. Экспериментально обнаружено, что большинство мутаций (обычно 70-80 %) в случае фенотипического проявления настолько нарушают строение и физиологию организма, что губят его – т. н. летальная мутация. Остальные в той или иной мере снижают жизнеспособность организма. И лишь ничтожная доля: от 0,1 до 0,01 % может в какой-то степени повысить адаптивные свойства организма

Глава 2. Библия и наука о сотворении Мира и чловека.

Из книги архиепископа Нафанаила (Львова) «Ключ к сокровищнице», изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

«Наибольшее сближение библейских и научных представлений было достигнуто в святоотеческое время, когда великие христианские учители и отцы Церкви, как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин, были в то же время и научно образованнейшими людьми своей эпохи.

Попытки же достигнуть полного единства религиозных и научных знаний в позднейшее время — в Средние века, когда и религиозность потускнела, и научный уровень понизился, не принесли ничего, кроме вреда и религии, и науке. Это не значит, что наука и религия несовместимы, как хотят уверить нас враги религии.

Но это значит, что религиозные и научные знания находятся на разных слоях человеческого познания, так как у них разные цели и разная методика».

Согласно вере Церкви, происхождение мира – это сверхъестественный акт, чудо. Именно так описывает его Библия, так понимали его Святые Отцы.

Священное Писание имеет одну цель: спасение человеческих душ, приготовление их к восприятию Царства Небесного. Поэтому Священное Писание предназначено равно для всех времен. Равно во все времена человеку необходимо знать, что он, как и всё в мире, сотворен Господом Богом, но в противоположность всему прочему тварному миру — материальному и душевному, он духом своим сотворен по образу и подобию Божиему; что все люди произошли от одной пары или даже от одного существа; что первая пара людей тяжко согрешила, но она же и положила начало покаянию и исправлению».

Молекулярно-генетическая экология в последние тридцать лет оказалась одной из самых динамично развивающихся отраслей биологии. Раздел этой науки, получивший название «филогенетика», выявляет отношения между популяциями, исследуя молекулярно-генетические особенности их представителей. Такой подход стал применяться и к вопросам происхождения видов.

Одним из ключевых методов филогенетики стал сравнительный анализ молекул ДНК, находящихся в митохондриях – частицах, отвечающих за внутриклеточную энергетику.

Митохондриальные ДНК консервативны по своему составу и наследуются исключительно по материнской линии практически в неизменном виде, накапливая лишь точечные нейтральные мутации, отличающие изолированные популяции одного вида.

Группа американских генетиков под руководством профессора Гавайского Тихоокеанского университета Ребекки Канн, проанализировав митохондриальные ДНК представителей коренных этносов Европы, Азии, Африки, Новой Гвинеи и Австралии, сделала неожиданный вывод.

Оказывается, люди всех рас относятся к однородной генетической популяции, и получили митохондриальную ДНК от общей праматери. Женщину, которая согласно генетическим анализам, была предком всех людей на земле, ученые стали именовать не иначе как «митохондриальной Евой».

В 1997 году исследования филогенетиков породили новую дискуссию. На этот раз внимание специалистов привлекла работа профессора Вашингтонского университета Томаса Парсонса – американский биохимик предложил ответ на вопрос – а когда, собственно, жила на земле «митохондриальная Ева»?

В работе Ребекки Канн предположительный возраст «Евы» был установлен косвенным образом, исходя из соотношения предполагаемого срока заселения определенной территории и степени мутационных изменений митохондриальной ДНК в этой популяции.

Из этих расчетов следовало, что праматерь человечества должна была существовать около двухсот тысяч лет назад.

Между тем, профессор Парсонс экспериментально установил, что скорость мутации ДНК в митохондрии в несколько раз больше! И получается, что предковая линия митохондриальных ДНК существовала совсем недавно – по разным подсчетам, от шести до десяти тысяч лет назад. Что вполне соответствует библейской хронологии.

Библейская хронология определяет время существования тварного мира, слагая годы жизни праотцов от Адама.

Согласно этим расчетам, 2016 год от Рождества Христова является семь тысяч пятьсот двадцать четвертым от сотворения вселенной. Именно этому сроку соответствует возраст единственной открытой генетиками предковой линии митохондриальной ДНК.

Специалист по генетике и молекулярной биологии доктор Джорджия Пардом (GeorgiaPurdom) недавно опубликовала документальное исследование «Ответы в Книге Бытия», где изложила свои выводы и научные доказательства реальности событий, изложенных в Библии.

Согласно утверждениям ученого, которые приводит один из американских сайтов, современные методы анализа ДНК подтверждают библейское повествование об Адаме и Еве.

Исследования митохондриальной ДНК, говорит Пардом, «показывают, что общечеловеческая праматерь по женской линии (библейская Ева) жила именно в библейское время, то есть несколько тысяч лет тому назад».

Проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской православной духовной академии, протоиерей Димитрий Юревич прокомментировал последние находки ученых-генетиков. «В данном случае прослеживаются две основные мысли: все люди восходят к одной праматери, и датировка появления этой праматери — "несколько тысячелетий назад".

Что касается первой мысли, то она совершенно не нова.

Ветхозаветное понимание, которое возводит все человеческие расы и племена к единственной паре Адама и Евы, было усвоено и христианской мыслью в лице апостола Павла, который в своей речи в афинском ареопаге говорит о Боге: "От одной крови Он произвел весь род человеческий" (Деян 17:26). Это важнейшая мысль, благодаря которой христианство мыслит всех людей братьями и сестрами, имеющими одного праотца и одну праматерь, что категорически исключает какую-либо дискриминацию по расовому признаку.

Заключение:

В рамках моего небольшого исследование невозможно полноценно осветить даже малую часть вопросов, связанных с полемикой между сторонниками сотворения Мира и материалистической эволюции.

У каждого из этих мировоззрений есть свои сильные и слабые стороны.

Наука ставит своей целью создание естественной картины возникновения мира. Теория эволюции возникла и получила столь широкую и активную поддержку в научных кругах именно как альтернатива сверхъестественной картины сотворения мира.

Священное Писание имеет одну цель: спасение человеческих душ, приготовление их к восприятию Царства Небесного

Но вот, что написал об этом противоречии русский учёный-естествоиспытатель Михаил Васильевич Ломоносов:

«Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга – видимый сей мир.

В этой книге сложения видимого мира физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть то же, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители.

Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии».

Мудрость человеческая всегда оборачивается безумием: каждое крупноеоткрытие в науке превращается в первую очередь в создание оружия или бомбы и подхлёстывает гонку вооружений. Учёные сначала выдвигают теории, потом через некоторое время опровергают их своими открытиями.

Ни одна из теории Дарвина на сегодня не состоялась, а знаменитый учёный Исаак Ньютон воскликнул: «Я знаю, что я ничего не знаю!»

А Библия была написана однажды и не переписывалась с тех пор.

Научное знание – заведомо неполное, поэтому наука должна постоянно «идти вперед» и предпринимать колоссальные усилия для того, чтобы хотя бы отчасти восполнить свою неполноту. Вот почему в науке «новое» — это позитивное понятие. Современная истинная, опытная наука, особенно в последние годы, накапливает все больше опровержений эволюции.

Вот генетики эволюционисты десятки лет возятся с мушкой дрозофилой, вызывая в её генах бесчисленное количество мутаций и имея возможность наблюдать по 20 поколений мушки в год, но так и не вывели из неё не то, что слона, но даже осы, или комара, или любого иного вида. Итак, они свято веруют в прогрессивное восхождение видов, хотя сами ни разу не наблюдали

А православное богословие уже обладает полнотой знания, полнотой истины и заботится о том, чтобы сохранить полученное.

Человек всегда с изумлением останавливался перед совершенством и гармонией окружающего его мира. Но и само устройство человеческого организма поистине достойно не меньшего восхищения. Оно превосходит по своей сложности все остальное вместе взятое.

Поэтому лучшей иллюстрацией могут служить более "простые вещи", например, цепочки дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), которые содержатся в каждой клетке человеческого организма. Эти цепочки ДНК несут в себе информацию о всех частях человеческого тела – от кончиков пальцев до корней волос. Причем способность ДНК хранить информацию настолько эффективна, что все сведения, необходимые для описания всех видов организмов, когда-либо существовавших на нашей планете, могут уместиться в чайной ложке, и еще останется место для содержания всех когда-либо написанных книг.
Человеческое знание – относительно, неполно и очень часто ошибочно.

При всём развитии научно-технического прогресса человечество не стало жить лучше, а только усугубило проблемы экологии, ресурсов и войн.

В наши дни отнюдь не перестали продавать людей в рабство, не меньше людей гибнет от войн и голода, не меньше стало неизлечимых болезней. И это потому, что не научное знание изменяет человечество в лучшую сторону, а Господь Неба и Земли. И потому человеку важно не просто научиться писать и читать, но и быть воспитываемым в Божьей Истине и Благодати посредством Божьего Слова – Библии.

Хотелось бы завершить свою работу высказыванием вице-президента Российской Академии Наук В.Е. Фортова (Вера и знание…, 2000, с.25–26): «Факты, которые накопили в последнее время разные научные дисциплины, ставят под сомнение, казалось бы, незыблемые теории прошлого, такие как дарвинизм, теория самозарождения жизни на Земле, общепринятое исчисление геологических эпох … последние данные палеонтологии и антропологии обнаруживают поразительно много общего с основными положениями Библии».

Современному миру необходим серьезный диалог между учеными и богословами, который должен быть инициирован с искренним желанием понять друг друга и обрести истину. Польза такого диалога очевидна: пусть громко и явственно прозвучит свидетельство о том, что Церковь не является гонительницей науки и не желает унизить науку или умалить ее значение, но, напротив, высоко ценит ее достижения, восхищается богоподобным человеческим гением, проникающим в тайны Вселенной.

С другой стороны, пусть мир услышит, что современная наука нуждается в ценностных ориентирах, которые она быстро теряет в последнее время, разрывая связь со своими историческими, религиозными и метафизическими корнями.

История показала, что научный прогресс таит в себе невероятную мощь и способен изменить жизнь всего земного шара, сделать во многом другими человеческую жизнь и самого человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Сборник докладов конференции Секция «Православное осмысление творения мира и современная наука» Выпуск 4 Московский Государственный Университет путей сообщения (МИИТ) Москва, 30 – 31 января 2008 года http://shestodnev.ortox.ru/users/79/1100779/editor_files/file/PravOsm004.pdf

2. Вера и знание. Наука и техника на рубеже столетий. М. 2000.
3. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней. М.: Наука/Интерпериодика, 2000.

4. Портал «Встреча с правосл вием» http://www.pravoslavie.ru/put/070205104122.htm

5. Журнал «Фома»

https://foma.ru/mozhno-li-verit-v-boga-i-teoriyu-evolyutsii.html

6. Вера православный информационный портал http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/sotvorenie-mira-v-pravoslavii.html

7. Портал «Богослов.ру» https://bogoslov.ru/article/2795995

8.Портал «Православие.ру»

https://pravoslavie.ru/103569.html

Просмотров работы: 127