Несовершеннолетние узники Второй мировой

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Несовершеннолетние узники Второй мировой

Данилова Д.А. 1
1МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Афанасьева В.Г. 1
1МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Минувшая война, Вторая мировая – для нас, российского народа Великая Отечественная – столь многогранна и многолика, что даже прошедших 75 лет оказались недостаточно для создания полноценной ее истории. И становится поводом для освещения малоизученной темы, что таковым являются темы: малолетние узники войны, испытавшие тяготы фашистской оккупации и угона в неволю; малолетние труженики тыла. В особую тему можно выделить сиротство детей - оставшихся без родителей, которые оказались в детских домах. В этой категории оказались и узники, и труженики [102].

Цель исследования: поиск и изучение судеб детей - узников фашизма: концлагерь, спецлагерь, поселение, тружеников тыла - в годы до и после войны.

Задачи:

провести параллели между детством, опаленным войной и детством моих сверстников;

сравнить судьбы детей и их условия жизни на разных боевых участках войны;

определить их роль в послевоенное время в общественной жизни;

показать пример мужества, героизма детей войны в воспитании молодого поколения;

создать схему и экспозицию «Дети на войне»;

пополнить собранным материалом экспозиции музея история школы;

Методы исследования:изучение и исследование, наблюдение, сравнение, анализ, описание, обобщение темы;

Форма работы:

изучение школьного краеведческого материала и Книги Памяти Моркинского района;

исследование работ обучающихся;

просмотр литературных источников и газетного материала районной библиотеки;

встреча со старожилами поселка и запись их воспоминаний;

работа с архивом районной администрации;

беседа с сотрудниками районного военного комиссариата и социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл (РМЭ) и отдела пенсионного фонда г. Йошкар-Ола по РМЭ;

работа в Интернет сети;

Тема войны всегда актуальна. Великая Отечественная война коснулась каждой семьи. Многие не вернулись с фронта, многим пришлось пережить и пройти через муки и ад фашизма, многим с утра до ночи приходилось стоять у станка, своим трудом приближая час Победы. Среди этих людей были дети. Никакому врагу не одолеть тот народ, когда наравне со всеми против врага встают даже дети.

Новизна исследования - изучение судьбы детей на войне, роль их в тылу и сравнение их детства с нашим детством.

Проводя исследование по данной теме, я просмотрела большое количество литературы, архивный материал музея истории школы, газетный материал районной библиотеки. В работе путеводной нитью была Энциклопедия для школьников. Великая отечественная Война. 1941 – 1945г.г., редактора Никифорова Ю.А. В энциклопедии изложен материал о судьбах детей в фашистской неволе, на фронте и роли их в тылу. Внимание уделила книге «Передайте об этом детям вашим…» /История Холокоста в Европе 1933 – 1948/ авторов Брухфельд С., Пол А. Левин, где можно узнать о жизни и мучениях взрослых и детей в гетто. В книге Зенкина А.А. «Книга Памяти. Моркинский район» был взят материал о работе тыловиков, наших земляков. И конечно, опиралась на архивный материал Государственного архива Республики Марий Эл. Помощником в написании работы был просмотр сайтов Интернет сети.

Объект исследования - Вторая мировая война, предмет- дети войны.

Проводя исследование, я стала лучше понимать истории жизни не в срок повзрослевших, не по годам мудрых и невероятно стойких маленьких героев. Я готова поделиться со сверстниками знаниями, полученными в ходе исследования.

II. Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…

Одной из исключительных особенностей Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, не имевших своих аналогов в мировой многовековой истории, стало то, что впервые воюющим государством-агрессором в массовом масштабе были осуществлены спланированные преступления против детей и детства, ставшие частью преступлений против человечности и человечества [101].

Рассматривая архивные документы, читая воспоминания земляков, испытавшие нелегкую судьбу в годы войны, понимаешь всю неповторимую тяжесть судьбы детей, познавших ужасы фашистских преступлений против человечества, против детей и их детства.

Фашистская неволя

Читая Книгу Памяти «13 тысяч человек Моркинского района влились в ряды защитников Отчизны. Имя почти каждого второго войдет в скорбный список» [7,с.22], но среди этого списка я не нашла имена детей-узников. Анализируя работы обучающихся по воспоминаниям их родственников о войне, выяснила, что многие прошли через плен и концлагерь.

Знаем из истории, что в каждой войне бывают пленные. Почему и как Человек попадает в плен? Всегда ли это от него зависело? Война- экстремальная ситуация, в которой люди раскрываются по-разному, подчас самым неожиданным для себя образом. Одни сдаются, потеряв все возможности к сопротивлению, другие попадают в бессознательном состоянии, третьи оказываются в окружении, есть и такие, которые, поднимая руки, самовольно идут в плен. Кто-то в плену становится героем, кто-то - предателем. А что значит предатель в плену? Всегда ли на ваш взгляд, человек может противостоять обстоятельствам? Отчего это зависит?

Но последнее никак нельзя отнести к детям, их насильно угоняли в рабство. Массовое пленение советских воинов и жителей было на оккупированной фашистами территории, особенно при отступлении их в 1941-1942 годах. На передовой фашисты создали сеть концлагерей. В 1942году Гитлер заявил: «Мы

обязаны истреблять население, это входит в нашу миссию охраны германского населения. Нам придется развивать технику истребления населения» [2].

По данным районного отдела пенсионного обеспечения узниками концлагерей в районе было 18 человек, из них 6 человек – дети. На сегодняшний день в Морках из взрослых не осталось в живых фронтовиков и детей - узников фашизма. В музее истории школы хранятся фотографии, где изображены ученики клуба «Искатель» с ветеранами войны, узниками концлагерей. Один из них Макаров Николай Петрович, узник Освенцима. Другие- узники Бухенвальда: Васильев Семен Васильевич /приложение 1/ и Монастырский Николай Дорофеевич /приложение 2/. Трагически складывались судьбы этих людей. Из слов приемной дочери Монастырского Николая Дорофеевича, Чурилиной Веры Евгеньевны, узнала, что страшные воспоминания остались у отца о годах плена, он попал в интернациональный лагерь Бухенвальда /приложение 3/. Отец вспоминал, что печи в крематории никогда не гасли, из трупов варили мыло, делали удобрения.

Действительно, методы «особого обращения»- были применены в концлагерях с советскими военнопленными. Брукфельд и Пол А.Левин в своей книге «Передайте об этом детям вашим…» сообщают о сортировке пленных, одна из них: «Женщины и дети, непригодные для дальнейшего использования». А трудоспособные, значит годные для использования на работах»[1]. Стариков, инвалидов, детей и женщин с маленькими детьми зачисляли в разряд «нетрудоспособных» и прямо направляли в газовые камеры, испытывая при этом искреннее удовольствие. Но не всегда, зачастую здоровые дети служили «подопытными кроликами» в медицинских экспериментах: удаляли у детей лимфатические узлы; вводили им под кожу туберкулезные бактерии; испытывали на детях сильнейшие транквилизаторы, определяя смертельную дозу препарата, проводимых докторами.

Дети, попав в концлагерь, у них отбирали одежду, взамен выдавали длинные арестантские тонкие робы, башмаки на деревянной подошве. Какая бы работа не выполнялась маленькими узниками, она всегда сопровождалась ударами палок, избиением, издевательством. Как правило, фашисты в концлагерях военнопленных морили голодом, пытали, убивали и сжигали. В книге «Передайте об этом детям…» Стефана Брухфельда и Пол А. Левина отмечено: «…Затем настала очередь детей… Находящегося в полусознательном состоянии ребенка, повесили на торчащем из стены крюке. Затем на двух других крюках Фрам повесил еще двух»[1, с.8].

Подтверждение этому был рассказ учителей, побывавших вСаласпилском детском лагере смерти. В школьном музее, обнаружила интересную фотографию, где изображены ученики и наши учителя. От моего руководителя узнала, что в 1985году они с классом побывали на экскурсии в Риге, посетили Саласпилс. Это небольшой городок, в 18 км от Риги, где находился детский лагерь смерти. На территории лагеря сейчас находится парк со скульптурными композициями узников. Валентина Георгиевна поделилась впечатлениями той поездки. Сейчас в здании, где были камеры, находится музей, экспонаты которого рассказывают об ужасах лагеря: маленькие туфельки, мыло сделанное из жертв лагеря, огромная машина, напоминающая мясорубку, куда отправляли детей. Так средневековыми методами расправлялись с маленькими детьми.

Фашисты считали, что нет принципиально разницы между людьми и животными. «Клеймили только скот…, чтобы видно было какого завода кобыла, какой фермы телка…И вот…Адольф Гитлер…приказывает…приравнять русских людей, очутившихся в их власти, к скотине! Мало Гитлеру, что он делает из военнопленного своего раба, своего каторжанина…он уравнивает своего пленника полностью со скотом, навеки выжигая, вытравливая на живом его теле свое фашистское тавро!» [6,с.227].

Подтверждение всему изложенного я узнала из заметки нашего музея «Выступление Ирины Хариной по телевидению» о воспоминаниях Ирины Хариной, бывшей узницы Освенцима, экс-президента международной организации узников концлагерей: «В Освенциме было три страшные страницы: Первая страшная страница – уничтожение евреев. Вторая страшная страница –советские военнопленные. Третья – это дети, судьба этих детей. Это страшные моменты истории» [86].

Спецпоселения

Захватив в Европе огромные территории, гитлеровская Германия приступила к их сплошной фашизации - насаждению такого нового порядка. На захваченных территориях, которые гитлеровцы присоединили к своей империи, производились массовые высылки коренных жителей и поселение вместо них немецких колонистов. Заранее подготовленный фашистский план «Ост» предусматривал полную ликвидацию Советского государства, выселение значительной части населения с запада в Сибирь, онемечивание оставшихся, физическое истребление евреев и русских. По плану «Ост» фашисты проводили политику экономического ограбления и беспощадного террора, принудительной отправки трудоспособной части населения в Германию.

В конце лета 1941 года фашистские войска оккупировали многие города и села на западе страны. Основная часть горожан успевала эвакуироваться, но оставшихся захватывали фашисты. Фашисты установили «новый порядок», основной целью которого считалось подчинение населения им и обеспечение их продуктами питания. Всякое сопротивление жестоко каралось вплоть до расстрелов. Ошибаются те, кто полагает, что бывшие дети давно все забыли... Но нет! Среди них оказалась жительница нашего поселка Василевская Мария Ивановна, в девичестве Мусс /приложение 4/.Она с семьей жила недалеко от Новгорода. После двух с лишним лет пребывания в условиях «нового порядка» – голод, страх смерти, казни людей – на долю мирного населения, в том числе и детей, выпало еще одно испытание – угон в фашистскую неволю, это началось к осени 1943 года. Угоняли жестоко: с собаками, вооруженной охраной, гнали пешком. В ту пору Марии было всего 14 лет. Фашисты захватили ее семью. И отправили ее в лагерь «Кониц» в Чудово (Польша). В лагере их разместили отдельно, мать и детей по разным баракам. На территории лагеря стояли бараки, где были крематории, в них сжигали больных людей. Лагерь был окружен колючей проволокой. Если кто подходил к ограде, то сразу охрана расстреливала его. Дети работали на копке картофеля с утра до вечера. Кормили скудно, давали брюкву, немного хлеба и воды. Спали на соломе. Охрана очень издевалась над

детьми, особенно над девочками, их насиловали, били. В лагере семья была до полного освобождения.

А более здоровая молодежь 16-18 лет была отправлена в принудительном порядке в Германию, где требовались крепкие рабочие руки. Они жили в специальных лагерях, терпели бесконечные издевательства и унижения, носили на руках особые повязки, получали заработную плату несколько раз меньше, чем западноевропейские рабочие.

Была еще одна группа людей, насильно угнанных в Германию, но они жили на поселении. К ним относится семья Нейфельд, в данный момент проживающая в поселке Зеленогорск нашего края. Герта Робертовна 1929 года рождения, до войны они жили на Украине. Но в начале войны семья оказалась в изгнании в Польше, а потом - в Германии. Их распределили по хозяйствам, эта семья попала к немецкому бауэру-фермеру. У него было огромное хозяйство крупного рогатого скота, свиней и большие свекольные поля. Утро начиналось с ухода за коровами и свиньями. Коров доили, наполняя 40-литровые фляги молоком, фляги приходилось поднимать и переносить. Затем целый день находились на свекольном поле, которому не было конца и края. А вечером снова уход за коровами и свиньями. Жили в маленькой комнатке. Кормили баландой, они иногда украдкой ели картофель из корыта свиней. За что им очень попадало по доносу кого-то из дочерей хозяина.Над ними издевались, давая понять, что фашистские немцы выше, чем русские.

Анализируя собранный материал, я выяснила, что дети в годы войны прошли через муки и ад концлагерей, спецлагерей и поселения, где пленных содержали неодинаково: варварские отношения были к узникам концлагерей, особенно к детям и пожилым людям, чем к пленным в лагерях и на поселениях, созданных на оккупированных территориях. И еще - неодинаковое отношение было к людям разной национальности. А массовую гибель пленных вызывали причины: голод, жилищные условия, условия транспортировки, варварское обращение к узникам, систематическое уничтожение определенных категорий пленных.

3. Судьбы узников после войны

По возвращению из плена, лагерей, бывших узников ожидала нерадостная встреча. Казалось бы, государство, не сумевшее защитить своих граждан от врага, уберечь их от угона в неволю, должно было испытывать хотя бы некоторую вину перед ними и искупить ее, стараясь помочь пострадавшим выжить в послевоенной разрухе. Но случилось наоборот: словно вымещая свое бессилие перед случившимся, государство стало притеснять тех, кто оказался в оккупации, а потом и на чужой стороне [102].

Было видно, что к освободившимся узникам, даже и к детям, относились как к врагам народа. Вспоминает Нейфельд Герта Робертовна: «Еще много лет после победы над фашизмом, в родной стране к нам было “особое отношение”, мы состояли на специальном учете. Часто вызывали в военную комендатуру и допрашивали, нельзя было никуда выехать без разрешения комендатуры. Только в 1955году нас реабилитировали, признали невиновными, выдали соответствующие документы» /приложение 5/.Сейчас эта единственная семья, оставшаяся в поселке. Остальные немецкие семьи давно выехали в Германию на постоянное место жительства. Одна из последних семей была семья Гаврилычева (Гар) Ида.

Я пишу о детях, немецких семьях. Почему? И как они оказались в нашем крае. Мы знаем из истории, что у Гитлера было особое отношение к русским немцам. Из опроса местных жителей, я узнала, что некогда пленные немцы женились на местных девушках и после их освобождения оставались у нас. Как мы уже знаем, что переселенцев в нашем районе было 18 человек, в основном немцы.

Василевская М.И. со своими родителями оказалась в Казахстане. После замужества Мария Ивановна переехала в лесной поселок Зеленогорск, потом в наш поселок Морки.

Во избежание ареста, вместе с другом Крахмалевым Г.М., Монастырский Н.Д. тоже приехал в наш край.

Но все они, прошедшие круги ада, муки лагерей не любили говорить на эту тему. О том, что пришлось пережить людям в фашистском плену, знают лишь

сами узники: «воспоминания жгут душу до последнего часа: рассказывать о них тяжело и молчать - невыносимо», говорил ветеран войны Мубарак Ситдиков из деревни Портянур Параньгинского района. Найти в себе силы поделиться пережитым он смог лишь несколько лет назад. До этого, как говорят его близкие, расспрашивать было бесполезно.

Самое страшное, несколько десятилетий об этой категории граждан говорить было не принято, воспоминания их не фиксировались. Неизвестно, сколько еще десятилетий они лежали бы в неприкосновенности, но в стране началось движение бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Проникло оно к нам из Европы, где окрепшая Германия стала выплачивать компенсации пострадавшим от нацистского режима. К этому времени движение малолетних узников набрало силу, и в ответ на его действия появилось постановление Совета Министров СССР № 825 от 6 октября 1989 года «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей (до 16 лет на момент освобождения)». Бывшие дети-узники обратились в этот фонд, им было отказано, мотивируя то, что компенсация вручается только тем, над кем проводились опыты. Но они сумели доказать свое равноправие с узниками концлагерей, и правительство уже на следующий год, 13 августа 1990 года распространило действия предыдущего документа «на всех бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период Второй мировой войны». К этим документам добавились документы о выплате денежной компенсации, которую наша страна (наконец-то!) милостиво согласилась принять от побежденной Германии /в Европе все выплаты давно были завершены/.

Правительство Германии, Австрии через этот фонд стало выплачивать компенсации за моральный и материальный ущерб бывшим узникам концлагерей /приложение 6/.

4. Далекий нам снившийся тыл он жил, ничего не жалея

Не за морями, не за горами, а прямо по соседству находилось другое детство - детство детей советского тыла. Однако жизнь шла уже по правилам

войны, и главным девизом были слова: «Все – для фронта, все – для победы!» Вместе со взрослыми ради победы самоотверженно трудились и дети[102]. Изучая Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года о режиме рабочего времени, я была поражена тем, что лица, не достигшие 16 лет были привлечены к обязательным сверхурочным работам не боле двух часов в день, а в сельской местности были увеличены трудодни в 1,5 раза даже для детей с 12 лет. Беззаботное детство не досталось им. Как стремительно взрослели они, становясь опорой старшим.

Они наравне со взрослыми, помогали фронту. В результате сбора денег, ученики нашей школы собрали более 5 тысяч рублей на строительство авиаэскадрильи и строительства самолёта «Марийский Пионер». «Всего школьниками района внесено на строительство этого самолета 11тысяч рублей» [4, с.16].

В результате анкетирования, проведённого среди учителей, и опроса старожилов узнала, что в годы войны рождались и действовали различные формы помощи и поддержки Красной Армии. Одна из форм помощи- подарки. Они были бесхитростны -табак, кисет, кусок мыла, рукавицы, но тем более ценными, что в их сборе и отправке принимали участие дети. Обычно зимой вязали варежки, носки, шили кисеты, весной дети раскидывали удобрения на полях. Летом – пололи, собирали ягоды, грибы, делали снопы, смотрели за маленькими детьми, осенью – собирали колосья на полях.

Учебный год, как правило, начинался поздней осенью, когда сделаны были осенние работы на полях и собран сухостой в лесу для топки печей в школе. Наша школа работала в полную нагрузку, несмотря на то, что не было учебников, тетрадей. Писали на газете между строк, гусиным пером, макая в чернила, разбавленные сажу с водой. А в кабинете сидели по 2 класса, так как не хватало учителей.

Для большинства людей жизнь в годы войны имела характер полуголодного состояния. Лаврентьева Мария Григорьевна, она работала в нашей школе, вспоминала, что всё время хотела кушать. А за один трудодень колхоз давал 200-300 грамм зерна, детям 200 грамм хлеба, взрослым -500. «Голодали, мерзли,

болели, но старались не унывать» [5],люди готовы были идти на любые жертвы, во многом отказывали себе, чтобы сокрушить врага.

Изучая документы, могу смело сказать, что дети в годы войны делились на 3 группы: 1 группа – 1-5 лет – малые дети; 2 группа – 6-8 лет – группа, смотревшая за малышами; 3 группа – 14 лет – подростки работали наряду со взрослыми;

Чтобы как-то отметить самоотверженную работу тружеников тыла, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 6 июня 1945 года учредил медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Основным условием для ее получения был добросовестный труд на любом рабочем месте в течение одного года во время Великой Отечественной войны[102].

В стране ею были награждены более 16,1 миллионов человек, но обратившись в Совет ветеранов войн, ознакомилась с картотекой «Тыл-фронту» и выяснила, что и наши земляки имеют награды за труд в тылу. В Морках награждены 33 человека /приложение 7/.Одна из них, Чепакова Анастасия Степановна /приложение 8/, она начала работать заведующей складом в 16 лет, имея семилетнее образование, заменив ушедшего на фронт брата, и в тоже время приходилось работать на поле. За труд в годы войны она награждена медалями, об этом свидетельствует удостоверение. А при получении награды Анастасия Степановна /приложение 9/ испытывала чувство гордости за свою Родину, что и ее труд был вкладом в победу над фашизмом.

Война войной, но народ жил обычной жизнью. Вспомнила слова моего соседа Яндакова Леонида Логиновича: «По вечерам выходили играть, до полуночи слушали песни девушек и парней, играли на гармони, кто-то на балалайке, а утром снова на работу». Найденная фотография в школьном архиве свидетельствуют об этом /приложение 10/.

Я думаю, что люди ковавшие победу в тылу, герои. В годы лихолетья общее горе и жизненные невзгоды объединили их, сделали терпимее друг к другу, и у них была общая цель- разгромить врага.

5. Роль детей военной поры в общественной жизни

Но что может компенсировать обездоленное детство? Несмотря на все перипетии судьбы, люди, лишенные свободы, дети- радостного детства, оставались хорошими и добрыми людьми. Они не замкнулись в себе, они активны. Я вижу по учителям школы, ветеранам педагогического труда, находящиеся на заслуженном отдыхе. Они - дети войны, испытавшие горечь утрат, тяжелый труд. Им было в ту пору 6-10лет. Некрасова Александра Тимофеевна - с удовольствием поет в районном хоре, Кошкина Эмма Гурьевна – кладезь в краеведении и помощник в жизни школьного музея, Бакшанова Нина Ивановна - на протяжении многих лет была директором школы города Йошкар-Ола, активный деятель партии коммунистов. Несмотря на преклонный возраст, находясь на заслуженном отдыхе, ведут активную жизнь, они всегда в строю. Они для нас являются образцами настоящих сыновей и дочерей нашей Родины.

В наследство от ветеранов войны, настоящих героев нам досталось огромное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки людей. В ответ нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одна из главных задач - воспитание подрастающего поколения, главным которого является процесс воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники, праздники, встречи, Вахта Памяти на мемориальном комплексе «Солдат войны не выбирает». Они оказывает положительное влияние на детский коллектив, способствует развитию активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. Сегодня мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится надежда: все

изменится к лучшему, главное: терпение, доброта внимание к окружающим нас людям и человеколюбие.

III.Заключение

Таким образом, учениками нашей школы сделано немало в поисковой и исследовательской работе в направлении «Великая Отечественная война».

Благодаря кропотливому труду ребят, их родителей, учителей собран достаточный материал для сборника «Судьбы людей в годы войны» по разделам:

Подвиги на фронте; Трагедия плена; Партизанское движение; Труд в тылу;

Эвакуированные; Люди, искусство, война;-/приложение 11/.

Изучив и исследовав эту сложную, а порой недоступную тему, составила схему «Дети на войне»: сравнение жизни и судеб детей на разных участках войны /приложение 12/; дополнила таблицу «Награды тружеников тыла» /приложение 7/. Собирая материал о тыловиках, посещая семьи, мы оказывали помощь одиноким пожилым людям. Такие встречи сближают нас, мы стали лучше понимать проблемы старшего поколения. Собранный материал будет ценным для экспозиции «Дети и война» в музее истории школы. На мой взгляд, эту тему можно изучать бесконечно.

Выполняя работу согласно поставленной одной из задач: проведение параллели между детством, опаленным войной и детством моих сверстников, хочу написать: нам досталось мирное детство, мы знаем о войне по рассказам учителей, прабабушек и прадедушек, фильмам, экспозициям и экспонатам исторических музеев. На уроках истории мы пишем письма «Солдату войны!»: представляем их жизнь там, на войне, говорим о нашей жизни. Они приняли удар на себя и вступили в схватку с фашизмом, кто на поле боя, кто на трудовом фронте. Так и мы, штурмуем науку, чтобы в жизни быть полезным обществу. Только время, обстановка и условия у нас разные. Мы равняемся на них, гордимся их стойкости и мужеству. И где-то в душе спрашиваем себя: «А смогли ли мы так, как вы?».

Я думаю, к этой теме нужно добавить еще один вопрос, это судьбы сирот, потерявшие родителей в годы войны.

Всё дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память возвращает нас к тем грозным событиям. Понять, оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге.

Для нас, детей, не знавших войну, надо беречь тех, кто прошел через ад фашизма и не допустить страдания в будущем.

Список литературы и источников

Брухфельд С., Пол А. Левин. Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе 1933 – 1948, Москва, « Токст », 2000.

Всемирная история. Итоги Второй Мировой войны, Минск – Москва, 2002, стр.292.

Жуков Е.М. Всемирная история, том10. Москва «Мысль», 1965.стр 56

Книга Памяти. Йошкар-Ола: Мар.кн.изд-во, 1993.-440с., ил., 8л.ил.

Книга Памяти. Йошкар-Ола: Мар.кн.изд-во, 1997.-352с.

Никифоров Ю.А. Великая отечественная Война. 1941 – 1945г.г. Энциклопедия для школьников. М., Олма-пресс, 2000.

Они защищали Родину. Поименный список участников Великой Отечественной войны Моркинского района.- Йошка-Ола; Издательство Марийского полиграфкомбината, 2002.-360с.

Воспоминания:

Василевской Марии Ивановны /1927-2016/, узницак спецпоселения, житель п.Морки Республики Марий Эл;

Нейфельд Герты Робертовны, 1929 года рождения, житель п. Зеленогорск Республики Марий Эл;

Четкаревой Анастасии Степановны /1924/1994/, труженик тыла, житель п.Морки Республики Марий Эл;

Чуриллиной Веры Евгеньевны, житель п.Морки Республики Марий Эл;

Харина Ирина, узник к/л Освенцим, экс-президент международной организации узников концлагерей, выступление по телевидению 27.01.07;

Копии документов:

Закон Федеративной Республики Германии об утверждении долга «Память, ответственность и будущее» п. 1 параграфа 13 от 2 августа 2000г.

Постановление правительства РФ от 2 августа 1994г., №899. «Положение об условиях и порядке выплаты компенсации лицам, подвергшимся нацистским преследованиям»

«Сертификат» answeiscertification, 1944г. Монастырского Н.Д. в к/л «Бухенвальд»;

удостоверение о нахождении Монастырского Н.Д. в к/л «Бухенвальд»,1942г.;

удостоверение медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 г.г.» Чепаковой А.С.

Сайт Интернет сети

1.http://deti-uzniki.ru ;  http://uzniki-faschisma.ru

[email protected]

13. Справочник «Судьбы людей в годы войны»;

Схема «Дети на войне»;

Таблица «Награды тружеников тыла»;

Фотографии:

Фото 1,2: Васильев С. В., узник и встреча с Васильевым С.В.;

Фото 3: Монастырский Н.И., узник концлагеря с женой;

Фото 4:Василевская М.И., узник спецпоселения;

Фото 5,6:Четкарева А.С., труженик тыла /в годы войны и 1975./;

Фото 7: Дети села Морки,1942г.;

Приложение

Приложение 1

Фото 1: Васильев Семен Васильевич Фото 2: Встреча учеников с Васильевым С. В.

50гг.20в. 2007г.

Фото 1 находится в семье Васильевых; фото2-в музее истории школы

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Сканировано Даниловой Дарьей Алексеевной,

обучающейся 8 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

в зимние каникулы 2020г.

Приложение 2

Фото 3: Монастырский Николай Дорофеевич вместе с женой

п.Кужеры /Красный Стекловар/ Моркинского района Республики Марий Эл

Для сканирования фото передала приемная Чурилина Вера Евгеньевна,

1942 года рождения, житель п. Морки Республики Марий Эл

Сканировано Даниловой Дарьей Алексеевной,

обучающейся 8 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

в зимние каникулы 2020г.

Приложение 3

Удостоверения, выданные в 1945г. Монастырскому Н.Д.

в концлагере Бухенвальд

Для сканирования были даны приёмной дочерью Монастырского Н.Д.

Чурилиной Верой Евгеньевной, 1942 года рождения,

жителя п. Морки Республики Марий Эл

Сканировано Даниловой Дарьей Алексеевной,

обучающейся 8 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

в зимние каникулы 2020г.

Приложение 4

Фото 4: Василевская /Мусс/ Мария Ивановна

/1929-2016/, узник спецпоселения Чудово, Польша

Фото находится в музее истории школы

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Сканировано Даниловой Дарьей Алексеевной,

обучающейся 8 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

20марта 2020г.

Приложение 5

Воспоминание Нейфельд Герты Робертовны, 1929 года рождения,

житель п. Зеленогорск Республики Марий Эл;

Находится в музее истории школы

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Сканировано Даниловой Дарьей Алексеевной,

обучающейся 8 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

20марта 2020г.

Приложение 6

Копия постановления РФ от 2августа 1994г., №899 «Положение об условиях и порядке выплаты компенсации лицам, подвергшимся нацистским преследованиям»

Копия закона ФРГ о фонде «Память, ответственность и будущее» от 2000г.

Документы хранятся в Отделе социальной защиты населения и труда в Моркинском районе Республики Марий Эл

Ксерокопия документов сделано Афансьевой Валентиной Георгиевной,

учителем истории МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Ксерокопии сканированы Даниловой Дарьей Алексеевной,

обучающейся 8 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

20марта 2020г.

Приложение 7

Таблица «Награды тружеников тыла»

Таблица создана членами объединения «Музей и дети» в сентябре 2019г.

Сфотографирована Даниловой Дарьей Алексеевной,

обучающейся 8 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

13февраля 2020г.

Приложение 8

Копия удостоверения медали

«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»

Чепаковой А.С.

Ксерокопию удостоверения сделала Данилова Дарья Алексеевна,

обучающаяся 8 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

19февраля 2020г.

Приложение 9

   

Фото 5: Чепакова

Анастасия Степановна, 1945г.

Фото 6: Афанасьева Анастасия Степановна, 1975г.

Фотографии находятся в семейном архиве Афанасьевой Валентины Георгиевны,

учителя истории МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Сканировала Афанасьева Валентина Георгиевна, учитель истории

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

Приложение 10

Фото 7: Дети села Морки, 1942г.

Фото находится в музее истории школы

Сканировала фото Данилова Дарья Алексеевна,

обучающаяся 8 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

13февраля 2020г.

Приложение 11

Сборник «Судьбы людей в годы войны» /воспоминания/

Сборник создан учениками клуба «Искатель», 2000г.

Дополнен и переоформлен членами объединения «Музей и дети»

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

в январе 2020г.

Приложение 12

Схема «Дети на войне»

Составлена Даниловой Дарьей Алексеевной,

обучающейся 8 «а» класса

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №1»

п. Морки Республики Марий Эл

13марта 2020г.

Просмотров работы: 57