«Они славили Кубань» Горели небо и земля

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Они славили Кубань» Горели небо и земля

Панин В.В. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Штомпель Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

….Музыка, свечи…

Бархатный вечер будет на фронте ей сниться…

Танковый корпус… Снега по пояс…

Школы моей выпускница….

(О.Сергань)[6]

Введение.

Неся пожизненную ратную повинность, казаки осваивали целинные Кубанские чернозёмы, занимались хлебопашеством, скотоводством, рыбной ловлей, охотой, мелкими ремеслами и промыслами. Но уклад жизни, устоявшийся веками, не изменяли.

Актуальность. Мои предки из черноморских и донских казаков, многие из них сложили головы за Родину и свои убеждения, и они достойны того чтобы их вспомнили добрым словом. Об одной из них хочется рассказать.

Цель: рассмотреть эпизод из жизни Таисии Авксентьевны Герасименко на фоне исторических событий 20 века.

Задачи: Собрать теоретический и практический материал. Провести анализ полученных материалов. Обобщить данные.

Гипотеза: я надеюсь, что моя работа поможет мне узнать больше характере и жизни Таисии Авксентьевны Герасименко на фоне исторических событий 20 века.

Методы: теоретические и эмпирические: наблюдение, изучение продуктов деятельности, метод анализа в обработке данных.

В работе использовались документы и архивы семей Герасименко, Сергань, Староминского архива, воспоминания, литература.

Детство мое довоенное.

Таисия Авксентьевна Герасименко (см. приложение I рис.1) родилась в Староминской 26 декабря 1924 года в семье приезжего кузнеца Авксеньтия Лаврентьевича Бережного и Евдокии Петровны Бережной (Руденко) (см. приложение I рис.2) [1]. В семье было пять детей. Тая второй ребенок. Отец Евдокии Петровны, дедушка Т. А., мещанин города Ейска, занимался торговлей и кузнечным делом. Физически сильный, грамотный, независимый, всегда имеющий свое мнение, свой взгляд на все события, уважаем и авторитетен. Отец Авксеньтий Лаврентьевич работал в колхозе кузнецом. Участник первой мировой и В.О.

Таю в семье обожали. Читать научил старший брат Алексей. Дом превратился в избу-читальню. В раннем возрасте перечитала всё, что было в доме, и что приносил отец и брат. Как только Тая пошла в школу, и начала писать, многие соседи просили (составить) письма их родным. В школе училась отлично. Любознательная, добрая отзывчивая, с утонченным вкусом, с каким то своим необыкновенным, не таким как у всех восприятием окружающего мира. У Таи было очень много друзей и подружек. С ними дружила до конца жизни. [2] (см. приложение IV рис.1-2).

Горели небо и земля.

В 1942 году, с отступающими войсками советской армии Таю отправляют в Грузию к бабушке по отцу. Но, её заметили и стали отправлять домой. Она приписала себе два года и вступила в ряды советской армии. Воевала на втором Украинском фронте, в 23 танковом корпусе. Была санинструктором 1434 Полевого госпиталя [4].

Вернулась домой по ранению в 1944 году (подорвалась на мине). И часто ей снилось, что горели небо и земля. 1343 полевой госпиталь за несколько секунд превратился в пылающий факел. Перед глазами в кровавых бинтах раненые солдаты и офицеры. Владимир Павлович Камышин, хирург, бегал и под жесточайщим обстрелом, не прячась, не пригибаясь, пытался руководить, куда перегружать раненых, но грузить было некому… Бомбы впивались друг в друга и землю, не оставляя ей право выжить.

Тае казалось, что она, оглохшая от рева самолётов, от грохота, от дикого треска горевшей крыши, от запаха крови и запаха смерти, сходит с ума. Она бы и свихнулась, если бы её не контузило, и не выключился рассудок. Когда очнулась, ужаснулась: как она не сгорела!? И почему Владимир Павлович не поднимается на ноги, а склонился над ней - смотрит, ничего не говорит. Господи, да он же мертвый! Не может быть! И почему нет солнца!? Да я же ранена! Больно, больно, хотелось зарычать, но губы не слушались, а в следующую секунду её, засыпанную землей и пеплом подхватят чьи-то руки, она так и не вспомнит кто выхватил её из того ада и прикрыл собой. Опять провал и звон в ушах. [5]

Потом их повезут в Сибирь, в глубокий тыл. Но они не доедут. Санитарный поезд, в котором ехала и моя прабабушка будет стёрт с лица земли. Но, все же, Господь Бог подарит Таисии жизнь. [2]

Драгоценный хлеб.

А в этот март, 45 года, её вернул голос причитающей мамы… Таяаааа! Таяаааа. Только что она послала её на огород, за чесноком, который едва проклюнулся. Зачем, подумала с удивлением, ведь дома уже давно нет ни крошки хлеба. Хромая, приволакивающая ногу, что было сил, бросилась на крик из балки… Похоронка? Кто? Брат Лёня? Отец? В голове стучало, кто? Моя прабабушка, красивая сорокапятилетняя женщина, превратилась в перекошенную от горя, хриплую и ничего не понимающую тётку.

« Мама! Мама»! Пересохшими губами произнесла Тая, боясь встретиться глазами. Да что же случилось? «Диииинаааа!» Диной звали их корову, которую, как и все жители во время войны на ночь заводили не в сарай, а в дальний угол коридора, чтоб не украли. Ведь без коровы нет семьи. Значит, не похоронка….

Сердце не могло успокоиться, слёзы ручьями сами покатились по щекам. Тая оглянулась. Их корова, как всегда, стояла на том же месте и что- то ела. Именно ела, а не пережевывала жвачку. Возле неё валялась корзина. Моя прабабушка сорвалась с места и что было сил стала хлестать корову по морде, а та, даже не отворачивалась, и только хлопала глазами, опустив свои пушистые ресницы. «Мама!» - ничего не понимая, закричала Тая. «Та вона, выдохнула бабушка…, вона, зъела цилу паляныцю хлиба». Тая рассмеялась так, как наверно, смеялась еще до войны. Рассмеялась и бабушка, но слезы катились у обоих, и вдруг… Она стала обнимать Дину приговаривая: «Просты мынэ, я ны хотила. Ходим на улыцю, ходим».

На шум и возню в коридоре, босые и голодные выскочили перепуганные младшие сестра и два брата Таи. Не понимая, что произошло, но увидев смеющуюся, хоть и заплаканную маму успокоились, и тут - же вернулись в дом. Тем более, что мама прикрикнула: «Быстро в хату. Щас, здою Дину, будым йисты». И вывела корову во двор, где стояли табуретка, подойник, зеленела трава, начинался новый день, день ожидания Победы, которая вот-вот придет, только никто не знал об этом.

Прабабушка гладила корову, приговаривая, какая она красивая, какая родная. Кормилица. А сколько раз корова первая чувствовала приближение немецкого самолета - разведчика « рамы», покрывалась мелкой-мелкой дрожью и со всей семьёй бежала в балку, где был вырыт окоп, тревожно мукала, как будто хотела защитить и оградить их от беды…

Молоко упругими струями било и звенело в ведре, пенилось, прибавляясь с каждой секундой. Подошла Тая. «Ты ны сэрдысь, шо я всих злякала». Тая улыбнулась. Я не сержусь. Обняла, маму, и они опять заливисто рассмеялись. Корова чуть отшатнулась, покосилась на хозяйку, потопталась и успокоилась.

Моя прабабушка, хотела порадовать своих малышей. Выменяла драгоценный хлеб на платок, и обмен не равный, да Бог с ним, не жаль. Думала накормить детей досыта. Они давно не видели хлеба. А чтобы запах хлеба не выдал себя, повесила в кошелке на гвоздь, в коридоре. Ну, вот Дина и почуяла его. И, видно, цепляла рогами до тех пор, пока кошелка не упала на пол.

Тая обняла маму, заправила выбившиеся из под косынки смоляные волосы, а та, уткнувшись, головой в теплый бок коровы опять разрыдалась, тихо, чтобы не напугать малышей. Господи, где мой сын? Жив ли он? Где муж? Тая ранена… «Да когда ж закончится эта проклятущая война?» А до её конца оставалось всего два месяца, которые нужно было прожить и пережить. [5]

Вася.

Потом будет восстановление разрушенного хозяйства, замужество, дети, то есть семья ради которой стоит жить не смотря ни на ночные кошмары и раны и быть счастливым. (см. приложение II рис.1-2)

С Василием Васильевичем Герасименко она встретилась после войны (см. приложение III рис.1-2)Он так же прошел горнило войны. В первые дни Великой Оотечественной войны Вася уходит добровольцем на фронт. Служил командиром отделения взвода конной разведки 143 Гвардейского, стрелкового кавалерийского полка. Бесчисленные операции «за языком» через линию фронта и захват важных документов противника, сведения которых помогли нашей армии сделать прорыв и не попасть в «котел», опередить немцев, сохранить тысячи жизней солдат. Кавалеру орденов Красной звезды, Боевого Красного Знамени, Ордена Славы.

Войну окончил в Восточной Пруссии. В станицу вернулся в мае 1945 года, в скорости преступил к работе в школе №12 (4-я СШ). Вел физику, математику, физкультуру. Учился заочно в Краснодарском пединституте на физико-математическом отделении. В школе его уважали, гордились им и любили. Был честным, справедливым, умным, грамотным, добрым, все понимающим человеком [2] (см. приложение V рис.1).

Заключение.

Счастливым можно быть не только в богатстве, но прежде всего в гармонии с самими собой, уважая лучшие традиции и обычаи своих отцов. Что бы чтить традиции отцов, надо их знать, надо быть кровно связанными с историей своей семьи, своей станицы, края. Давайте честно ответим самим себе: знаем ли мы свои родословия, а если знаем то какого колена? Хочется сказать, что благодаря моим предкам сохранились документы и воспоминания позволяющие мне не быть Иваном не помнящим родства. Данная тема разрабатывалась мною впервые, возникавшие в процессе сбора и обработки данных вопросы заинтересовали меня. Я хочу продолжать дальнейшие исследования в будущем. Данную работу можно использовать в практике общеобразовательных учреждений (на уроках истории, обществознания, православия и классных часах), а также для продолжения исследования.

Список использованных источников и литературы.

1.Семейный архив семьи Сергань.

2. Воспоминания Сергань О.

3. Семейный архив семьи Герасименко Н.

4. Материалы Староминского архива.

5. Воспоминания Таисии Авксентьевны Герасименко.

6. Стихи Сергань О.

Приложение.

Приложение I

Рис.1 Копия фото Авксеньтия Лаврентьевича Бережного и Евдокии Петровны Бережной (Руденко).

Рис.2 Копия фото Таисии Авксентьевны Герасименко.

Приложение II

Рис.1-2 Копия фото Семьи Герасименко.

Приложение III

Рис. 1-2 Копия фото Василия и Таисии Герасименко 1947г.

Приложение IV

Рис.1

Рис.2

Приложение V

Рис.1Копия фото Василия Васильевича Герасименко с педагогическим коллективом сош №4.

11

Просмотров работы: 80