Использование детей в технологиях политического манипулирования

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Использование детей в технологиях политического манипулирования

Бахарева А.Н. 1
1МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи им. Добробабиной"
Верчагина И.Ю. 1
1филиал КузГТУ в г. Белово
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность. Уже многие годы тема использования детей политиками в своих целях не исчезает с обложек популярных журналов и экранов телевизоров. Чаще всего затрагивается тема кандидатов на выборах и их политической саморекламы при помощи несовершеннолетних детей, но происходят ситуации, когда ребенок появляется на политической арене самостоятельно. Такие ситуации вызывают множество споров и предрассудков у людей; кто-то поддерживает выдвигаемые ребенком тезисы, а кто-то, в общем, не одобряет участие детей в политической деятельности. На наш же взгляд, появление ребенка – это технология политического манипулирования, как и, к примеру, «скрытая» реклама.

Общественность остро реагирует на использование ребенка в политических целях, на что указывает частота публикуемой информации в международных СМИ. Тем не менее, дети также появляются на саммитах ООН или других, менее масштабных конференциях с разной периодичностью, акцентируя внимание на актуальных проблемах.

Цель: анализ проблемы использования детей в целях политического манипулирования.

Задачи:

Изучить технологии использования образа несовершеннолетнего ребенка в политической пропаганде/PR/рекламе;

составить классификацию детей, известных своей политической деятельностью;

провести опрос в рамках Российской Федерации с целью изучения известности детей среди населения и общего отношения к появлению детей в политической сфере;

выявить отношение к политической активности детей, а также изучить узнаваемость отдельных детей-участников политических событий;

провести эксперимент, направленный на выявление факторов влияния детей на аудиторию.

Новизна. При поиске научной литературы нами не было найдено ни одного доступного научного исследования в русскоязычных и англоязычных ресурсах, посвященного технологиям использования детей в политике, то есть тема является практически не изученной. В связи с этим в исследовании разработана классификация несовершеннолетних детей, вовлеченных с помощью PR-технологий в политическое манипулирование. Данная классификация является авторской и ранее нигде не публиковалась.

Объект исследования: политические и исторические события и акции второй половины 20 века, в которые были вовлечены дети, предмет – технология вовлечения несовершеннолетних в политический процесс с целью манипулирования аудиторией.

Методы:

-изучение и анализ литературы, СМИ, сети Интернет;

-опрос, с целью получения информации для классификации детей по степени известности в России;

- анализ (политических ситуаций при участии детей);

-эксперимент.

- метод классификации

Гипотеза: выступление несовершеннолетнего ребенка оказывает сильнейшее влияние на человека, и это используется для определенных политических целей или изменения политической ситуации.

Глава 1. Развитие технологий политического манипулирования с участием детей

Во второй половине ХХ века происходит значительное ускорение процессов, протекающих в обществе: технических, политических, экономических и т.д. На этом фоне происходит демократизация большинства стран, сопровождаемая вторичной модернизацией, то есть переход стран с нерыночной и недемократической моделью управления к копированию опыта Западной Европы и США. Это сопровождается трансформацией колониальной системы, крахом социалистического блока государств и множеством иных политических и социально-экономических процессов.

В настоящее время все большее граждан вовлекаются в демократические процессы государств (участие в выборах и т.д.). Подобные факторы развития, суммируясь, оказываются благодатной почвой для политических манипуляторов. В этих условиях традиционные способы воздействия на общественное мнение (например, пропаганда и агитация) уже не приносят ожидаемого эффекта и требуют пересмотра и трансформации. Все это сопровождается экспериментами в сфере политического манипулирования. И если многие технологии в этой сфере уже получили определенную долю внимания исследователей, то такая технология воздействия на общественное мнение как использование несовершеннолетних детей в политических целях практически не изучена.

Дети являются участниками политических событий долгое время, но в связи с тем, что политическая наука часто является закрытой для общественного изучения, разработки или исследования в сфере практической политики в открытой печати появляются довольно редко. Д. Ольшанский, С. Кара-Мурза и другие исследователи выявили широкий спектр политических манипуляций, среди которых они только вскользь коснулись вопроса вовлечения детей в политический процесс. [5, 9, 10]

При этом образы детей традиционно используются в рекламной деятельности: ребенок является участником рекламных роликов в 20% общей рекламы. Причиной является неосознанные положительные эмоции, которые ребенок вызывает у человека. Люди относятся более благосклонно к рекламе с участием ребенка, она привлекает больше внимания, не вызывает раздражения, повышает лояльность к рекламируемому товару [4].

В современном мире манипуляционные технологии с использованием детей и эмоциональной составляющей влияния на людей используются в технологиях различной политической пропаганды как для кандидата, участвующего в выборах, так и для иных политических целей, актуальных именно в данной ситуации. Однако начало использованию детей в политическом манипулировании было положено в начале – середине ХХ столетия. Крупные политические лидеры, особенно те из них, кто проводил агрессивную внешнюю и внутреннюю политику, часто пытались уравновесить свой образ публичными фотографиями с детьми (и/или животными). Подобного рода фотографии можно найти в истории нацистской Германии (А. Гитлер с детьми и животными), СССР (И. Сталин и дети) и других странах тоталитарного типа. Однако в данных ситуациях дети никогда не являлись активной стороной процесса, фактически выполняя роль статистов.

Следующим этапом вовлечения стало использование детей, как источника информации. Такие дети являлись участниками страшных политических событий (Холокоста, войн) и оставляли после себя литературные источники (книги, дневники). Эти дети не появились на публичной политической арене, однако их истории потрясли мир.

Одним из таких детей стала Садако Сасаки, родившаяся в городе Хиросима в разгар Второй мировой войны (в 1943 году) [7]. Она пережила ядерную бомбардировку в 1945 году, но скончалась в возрасте 12 лет от её последствия – лучевой болезни. Садако запустила массовую акцию – белых журавликов, которые по японской легенде избавляют от любой болезни. Она никогда не принимала личное участие в политических акциях, но ее журавлики стали символом протеста против войны. Еще одним примером является Анна Франк - еврейская девочка, жившая в Германии. Анна родилась во Франкфурте-на-Майне (Германия) в 1929 года, а умерла в 1944 в концлагере Освенцим от тифа в 15 лет [11]. Она стала широко известна благодаря своему дневнику, который вела с 1942 по 1944. У Анны была нелегкая судьба: вся ее семья 2 года успешно укрывалась в убежище от нацистских властей, но была обнаружена и помещена в концлагерь Освенцим, где скоропостижно скончалась. Таня Савичева – советская девочка, которая также вела дневник. В ее дневнике 8 страниц с датами смерти членов ее семьи. Во время блокады Ленинграда Таня потеряла отца, мать, бабушку, тетю, дядей, двух сестер и двух братьев. Она умерла в 1944 в Шатковской больнице от туберкулеза в возрасте 14 лет. Предположительно дневник Тани Савичевой использовался как часть обвинительных доказательств на Нюрнбергском процессе.

Данные дети хоть и не были участниками политических акций, оказывали мощный эмоциональный эффект своими дневниками и трагическими историями. Такой опыт был проанализирован и использован технологами Холодной войны.

В разгар холодной войны США и СССР использовали симметричную политическую технологию вовлечения детей в политические акции. Лицом этой технологии стали две девочки-ровесницы Саманта Смит (из США) и Катя Лычева, представлявшая СССР. Обе девочки были удивительно красивыми и фотогеничными, что косвенным образом указывает на их целенаправленный отбор со стороны политически заинтересованных лиц. Деятельность Саманты Смит началась с вопросительного письма Юрию Андропову об отношениях СССР и США и об опасности ядерной войны. Письмо было напечатано газетой «Правда». На тот момент времени газета «Правда» была главным печатным органом Коммунистической партии СССР и никакая информация не могла попасть в эту газету случайным образом. В 1983 году Саманте пришел ответ от Юрия Андропова на русском языке, но с переводом на английский. Он написал, что никто в Советском Союзе не хочет начала новой войны и пообещал, что не применит первым ядерное оружие, а также пригласил девочку посетить «Артек» и убедиться в том, что в Советском Союзе за мирные взаимоотношения. В том же году Саманта с родителями прилетела в СССР, там она провела всего две недели, но успела посетить большое количество известных мест, в том числе лагерь «Артек». После поездки, она описала все в своей книге «Путешествие в Советский Союз» [11].

Президентом США с 1981 по 1989 был Рональд Рейган, обращающий большое внимание на оборонный бюджет США. В 1983 он назвал Советский Союз «империей зла» и в целом его президентский срок характеризуется сложными отношениями с СССР (на грани войны). Перед появлением Саманты Смит Рейган распорядился направить некоторую сумму средств на военную оборону страны. Это вызвало диссонанс у населения, и в условиях долгов и ограниченности финансов не все приняли данный указ. Отношения усложнялись и внутри страны, и на международной арене. Появление Саманты стало своевременной неожиданностью. После ее поездки в СССР, она привезла ворох положительных эмоций, что успокоило американское население. Средства на оборону страны (главным образом от СССР) снизились, ведь теперь СССР не являлся военным противником.

Во время того, как Саманта была в СССР, американские СМИ активно освещали эту тему с разных ракурсов, описывался каждый шаг Саманты и ее семьи. Вся Америка знала о миссии американской девочки, это обсуждалось на всех уровнях коммуникаций.

Симметричным ответом Советского Союза стала Катя Лычева. В отличие от Саманты, Катя была выбрана из тысячи советских детей. Отбирался ребенок похожий на Саманту: красивый, улыбчивый, того же возраста и комплекции. Катя пробыла в США примерно то же время, что и Саманта в СССР, но не жила в лагерях, а посещала политические мероприятия, знакомилась с американским укладом жизни. Существенным отличием стало знакомство Кати с президентом США – Р. Рейганом.

«Миссия мира» Кати Лычевой была провалена при просмотре фильма в отеле о советских людях «Рокки-IV». В фильме был изображен искаженный портрет советского человека, жестокий и непримиримый боксер, убивающий американца на ринге. Катя была расстроена подобным открытием. Она рассказала об этом в интервью, отметив, что советский человек абсолютно не похож на представленного в фильме. По её мнению, именно такие фильмы портят зарождающиеся теплые взаимоотношения США и СССР.

Визит девочек был широко представлен в мировых средствах массовой информации. Это свидетельствует о том, что как СССР, так и США были заинтересованы в первоначальном шаге к ослаблению международной напряженности. Эта возможность была использована с помощью образа так называемого «обычного человека» (в рекламе и маркетинге эта технология активно используется уже давно), а для усиления эмоционального эффекта этими «обычными людьми» стали именно девочки-подростки.

Конец ХХ – начало ХХI века ознаменованы новым этапом вовлечения детей в политические акции. Дети становятся активными участниками политических движений, массовых акций протеста и др. Те социальные и политические сферы, в которых проявляют себя дети в начале XXI века, крайне разнообразны и уже не ограничиваются миротворческими идеями.

Глава 2. Классификация детей

Изучив доступные нам данные, мы обнаружили, что на данный момент нет ни одной классификации детей, использовавшихся в политических целях, поэтому предлагаем свой вариант. В качестве объекта исследования были использованы политические акции с участием детей, возраст которых на момент их деятельности был младше 18 лет.

Среди представленных детей присутствуют достаточно известные имена – Малала Юсуфзай, Северн Куллис-Судзуки, Саманта Смит, и абсолютно неизвестные в России - Гевин Гримм, Джейми Марголин, Наоми Уодлер и т.д. Области деятельности представленных детей достаточно разные: от экологии до права. Мы выделили 8 крупных областей деятельности:

-правозащитная деятельность – дети, борющиеся за изменение законодательства или правовых обычаев, например, запрет ранних браков на законодательном уровне (Анойяра Хатун, Мемори Банда);

- правозащитная деятельность в области детских прав и свобод – дети, выдвигающие идеи прекращения насилия, прекращения использования рабского труда детей. Из-за специфики области данные дети являются представителями таких стран, как Либерия, Пакистан, штаты Индии. Тем не менее, заслуги детей в этой области деятельности не менее высоки: многие получили Международную детскую премию мира (Тандив Чама, Ом Пракаш);

- экология – дети, призывающие обратить внимание на экологические проблемы всего мира;

-политическая деятельность – дети, лично принимавшие в политических кампаниях (Саманта Смит), дети, используемые как PR той или иной политической деятельности (Зуриэль Одуволе являлась символом африканской политики); дети, используемые как средство манипулирования (Флореаль Авельянеда был взят в заложники для поимки его отца-коммуниста в Аргентине);

- дети-источники информации – дети, ставшие участниками страшных политических событий: Второй мировой войны, Холокоста, политических репрессий и т.д. Эти дети не появились на публичной политической арене, однако их истории потрясли мир.

- дети-изобретатели – дети, создавшие что-то, чего до них не было, в частности – медицинские или технические изобретения;

- расовая и национальная деятельность – дети, борющиеся за правовое положение своей нации или расы, являющиеся жертвами национальных или расовых конфликтов;

- дети - трансгендеры – дети, чья гендерная идентичность не совпала с их полом и активно поддерживающие идеи гендерной революции.

Большинство детей можно отнести только в одну область деятельности, кроме Зуриэль Одуволе. Она действовала как представитель темнокожей нации, но и в области политики и политического PR, поэтому мы отнесли Зуриэль сразу в два пункта: политика и расовая/национальная деятельность.

Второе разделение обуславливается масштабом деятельности ребенка, знакомством и влиянием на политических лидеров (президентов и т.д.), а также значимостью полученных наград, если таковые имеются.

Более подробные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Область деятельности ребенка:

Правозащитная деятельность:

Малала Юсуфзай, Пайял Джангид, Анойяра Хатун, Мемори Банда,Нкоси Джонсон

Правозащитная деятельность в области детских прав и свобод:

Икбаль Масих, Абрахам Кейта, Ом Пракаш,Дилан Махалингам, Тандив Чама

Экология:

Грета Тунберг, Боян Слайт, Северн Куллис-Судзуки, Джейми Марголин, Джейден Фойтлин, Мари Копени, Мелати и Изабель Вийсен,Паркер Лиото

Политическая деятельность:

Саманта Смит, Катя Лычева, Мазун Альмеллехан, Зуриэль Одуволе,Флореаль Авельянеда, Дагмара Хагелин, Джонатан Крон

Дети – источники информации:

Анна Франк, Таня Савичева, Петр Гинц, Хана Бради, Лена Мухина, Маша Рольникайте, Жеребцова Полина, Лэй Фэн

Дети-изобретатели:

Джек Андрака, Федор Шкурган и Виктория Шамонская, Анушка Найкнавер, Джордан Ривз, Дарья Андрющенко, Денис Совцов и Глеб Мин

Национальная, расовая деятельность:

Ахеда Тамими, Клодетт Колвин, Зуриэль Одуволе, Марли Диас, Наоми Уодлер, Бана Аль-Абед, Софи Круз, Гектор Петерсон, Аманда Колоева

Дети - трансгендеры:

Эвери Джексон, Гевин Гримм, Джаз Дженнингс

Масштаб влияния:

Планетарный:

Саманта Смит, Катя Лычева, Северн Судзуки, Малала Юсуфзай, Грета Тунберг, Садако Сасаки, Ахеда Тамими, Пайял Джангид, Анойяра Хатун, Мазун Альмеллехан, Джаз Дженнингс, Хана Бради, Даниил Столбунов, Зуриэль Одуволе, Марли Диас, Софи Круз, Бана Аль-Абед, Мари Копени, Эвери Джексон, Икбаль Масих, Боян Слат

Национальный:

Мемори Банда, Клодетт Колвин, Джейден Фойтлин, Абрахам Кейта, Гевин Гримм, Джейми Марголин, Наоми Уодлер

Локальный (при жизни):

Таня Савичева, Анна Франк, Петр Гинц, Лена Мухина, Маша Рольникайте

Третий критерий – степень узнаваемости. Классификация была составлена на основе проведенного нами опроса. Были опрошены представители 12 субъектов РФ: Курганской, Свердловской, Амурской, Иркутской, Новосибирской областей; Алтайского, Приморского, Хабаровского, Красноярского, Камчатского краев, Еврейской Автономной Области, Кемеровской области – Кузбасса. Всего было опрошено 91 человек различных возрастных групп. По полученным данным было выявлено, что Грета Тунберг является наиболее известным ребенком, за ней – Таня Савичева, Саманта Смит и Анна Франк. Обобщенные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Имя известно:

Более 50% опрошенным

Грета Тунберг

20-30% опрошенным

Саманта Смит, Таня Савичева, Анна Франк

10-20% опрошенным

Софи Круз

5-10% опрошенным

Катя Лычева, Северн Куллис-Судзуки, Боян Слайт, Хана Бради, Петр Гинц, Лена Мухина, Маша Рольникайте, Гектор Петерсон,Наоми Уодлер, Дилан Махалингам, Паркер Лиото, Икбаль Масих, Абрахам Кейта; Джейми Марголин

1-5% опрошенным

Малала Юсуфзай, Анойяра Хатун; Мемори Банда,Джейден Фойтлин, Жеребцова Полина; Лэй Фэн; Аманда Колоева,Мари Копени, Ахеда Тамими; Ом Пракаш, Тандив Чама; Марли Диас, Мазун Альмеллехан;Зуриэль Одуволе;Флореаль Авельянеда, Дагмара Хагелин;Клодетт Колвин,

0 опрошенным

Пайял Джангид, Нкоси Джонсон, Бана Аль-Абед

Опрос дал нам следующие результаты. Значительная часть респондентов считают, что несовершеннолетний ребенок не во всех случаях должен принимать участие в политической деятельности (58%). Меньше половины считают, что известность ребенка, как лица, пропагандирующего что-либо, не во всех случаях является способом манипулирования со стороны властей. 41% опрошенных уверены, что их мнение о политическом событии или рекламе не изменится, если в нем примет участие ребенок, то есть, не осведомлены об оказываемом ребенком эффекте на психику. В то время как 31% ответили, что их мнение изменится, но не во всех случаях. Подавляющее большинство респондентов считают, что ребенок может привлечь внимание к какому-либо политическому событию, не находясь под чьей-либо протекцией. Из наиболее предпочтительных областей деятельности были выбраны экологическая и правозащитная в сфере детских прав и свобод.

Глава 3. Результаты эксперимента

Участие несовершеннолетних детей в публичных политических акциях не как молчаливых статистов или жертв насилия, а как активных акторов, выражающих свои взгляды и позицию, на наш взгляд, имеет свои социокультурные ограничения. Для доказательства выдвинутой гипотезы мы провели эксперимент. Основная идея эксперимента - подтверждение влияния выступления несовершеннолетнего ребенка на аудиторию, а также сравнение с показателями предоставления той же информации взрослым человеком. Для этого была приглашена девочка 12 лет с заранее выученным текстом. Были подобраны 4 аудитории: первая – с молодыми людьми 18-19 лет, вторая – 25-26 (для ребенка), третья – 18-19 лет, четвертая 25-26 лет (для взрослого). Темой выступления являлся призыв помочь ветеранам, труженикам тыла и т.д. В связи с тем, что 2020 год был объявлен годом памяти и славы, мы посчитали данную тему наиболее актуальной. Аудитории предоставлялась возможность записать свое ФИО и номер телефона на листок для дальнейшей связи с нами. Заранее оговаривалось, что мы не являемся представителями какой-либо волонтерской или политической организации, не являемся инициаторами вступления молодых людей в подобные организации. Мы не предлагали пожертвовать личные средства, материальные вещи, не просили тяжелой физической и длительной работы, как ремонт и т.д., речь шла о небольших видах деятельности, представляющих сложность для пожилого человека, но простых в реализации для взрослого или даже ребенка. Текст являлся практически идентичным для ребенка и взрослого, за исключением небольших эмоционально напряженных вставок для ребенка (это является нормой для выступления детей в ООН или других международных организациях). После проведения эксперимента и измерения результатов аудиториям было объявлено, что это был эксперимент в рамках проводимого исследования, и помощь не требуется.

Результаты эксперимента были следующие: после выступления ребенка записался 1 человек с обеих аудиторий, после выступления взрослого – ни одного записавшегося. В целом, ни ребенок, ни взрослый достаточно серьезно повлиять на поведение аудиторий не смогли.

Завершив эксперимент, мы пришли к выводу, что для культур патриархального типа (в том числе российской) дети не являются авторитетными и равноправными участниками политических акций, тогда как в странах эгалитарного типа через детей до общественности доносят ряд социально значимых идей. Таким образом эти идеи и ценности апробируются и адаптируются в обществе.

Выступления исследуемых детей (например, Греты Тунберг) обращены к мировому обществу, а не только к российскому. Соответственно для подтверждения наших выводов, мы должны посетить какую-либо европейскую развитую страну или США и провести вторую часть эксперимента. По причинам отсутствия средств на достаточно дорогостоящую поездку, мы не можем себе этого позволить, но это – лучшая перспектива расширения исследования.

Пассивность общества может обусловливаться также местом проведения эксперимента. В более отдаленных, провинциальных регионах России уровень пассивности выше, поэтому, вероятнее всего, если бы участниками эксперимента были представители мегаполисов, результат был бы иным.

Кроме общероссийских проблем мы можем выделить внутренние сомнения человека. Вполне возможно, что обычный российский человек не находится на достаточной степени внутреннего развития, чтобы чувствовать в себе желание помогать людям, ветеранам или другим. Для людей более актуальны свои насущные проблемы, они настолько заняты ежедневными заботами, что обдумывают ограниченный круг потребностей, таких как физиологические. Для того чтобы подобная благотворительная деятельность стала нормой и для отдаленных областей России должно пройти гораздо больше времени интенсивного развития общества.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать несколько выводов. Во-первых, в связи с тем, что политические технологии всегда оставались закрытыми для широкого общественного обсуждения и открытого научного анализа, у нас отсутствуют исследования, посвященные данному вопросу. В данном исследовании мы предложили классификацию детей, участвовавших в политических акциях, по трем пунктам: сферам политической деятельности, области влияния и известности в России.

Во-вторых, в ХХ веке процесс использования детей в публичных политических целях претерпел существенные изменения. Если в начале и середине ХХ века дети преимущественно использовались либо как статисты (молчаливые образы на фотографиях и кинохронике), либо как обвинители своих мучителей в посмертно опубликованных дневниках и записях, то в конце ХХ века дети становятся активными участниками публичных политических акций. При этом речь идет именно о публичном политическом пространстве, доступ к которому строго регламентирован множеством ограничений, которые не способен преодолеть ни один даже самый инициативный и активный ребенок. Это свидетельствует о том, что в большинстве случаев дети используются заинтересованными политическими силами. Использование детей в политических акциях, на наш взгляд, не только не исключает эмоциональной вовлеченности ребенка в дело, которым он занят, но и требует, чтобы он искренне верил в ту миссию, которую выполняет. Организаторы этого процесса (политики, политтехнологи, журналисты и политические обозреватели) из всего массива детей с различными интересами целенаправленно выбирают и продвигают именно тех детей, которые соответствуют имплицитным политическим целям.

Проведенный эксперимент подтвердил, что ребенок, в качестве спикера, имеет большее влияние на людей, чем взрослый, даже в условиях современного российского общества. В Европейской же системе донесение детьми важных социальных и политических вопросов намного более развито.

Список используемой литературы

Амелин В.Н., Дегтярев А.А. Социология политики в России: становление и современное состояние/ В.Н. Амелин, А.А. Дегтярев// Мир России. – 1997. - №1. – с. 129-162

Войтасик Л. Психология политической пропаганды/ Л. Войтасик – М.: Издательство «Прогресс», 1981 – 274 с.

Егорова-Гаатман Е.В., Плешаков К.В.. Политическая реклама/ Е.В. Егорова-Гаатман, К.В. Плешаков– М.: Центр политического консультирования «Никколо М», 1999. – 240 с. (дата обращения 10.01 2020)

Кривцова Е.В., Гершун Е.В., Шпильная С.Н. Исследование воздействия телевизионной рекламы с участием детей на потребителя/ Кривцова Е.В., Гершун Е.В., Шпильная С.Н.//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 (часть 1).

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием/ С.Г. Кара-Мурза - М.: Издательство: Эксмо, 2005. — 832 с.

Козлов В.В., Новиков В.В., Гришин Е.В. Политическая психология/ В.В. Козлов, В.В.Новиков, Е.В.Гришин – М.,: 2010. - с. 458.

Корр Э. Садако и тысяча бумажных журавликов/ Э. Корр – М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 110 с.

Мартынов Е. В. Социальная реклама как инструмент государственной политики США/ Е. В. Мартынов// Вестник МГЛУ. Общественные науки. – 2018. - №3. – с. 40-50

Ольшанский Д.В. Основы политической психологии./ Д.В. Ольшанский— Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с.

Ольшанский Д.В. Политический PR / Д. В. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

Смит С. Путешествие в Советский Союз/ С. Смит — М.: АПН, 1986 – 128 с.

Франк А. Убежище. Дневник в письмах /  А. Франк —  «WebKniga»,  1944

Цуладзе А.М. Политические манипуляции, или покорение толпы/ А.М.Цуладзе – М.: Книжный дом "Университет", 1999. — 144 с

Denzin N. Symbolic interactionism & cultural studies: the politics of interpretation. Cambridge, Mass: Blackwell, 1992.

Simon James.; Merrill, Bruce D. Political socialization in the classroom revisited: the Kids Voting program./ James S.; Bruce D. Merrill.// The Social Science Journal – 1998. - №35. - p. 29-42

Jacobson Jon. When the Soviet Union Entered World Politics./ J. Jacobson. - Berkeley:  University of California Press, 1994.

Просмотров работы: 537