Введение.
XVIII век открыл для России эпоху новой истории. Характерной чертой этой эпохи стала модернизация страны, начиная от укрепления государственности и повышения эффективности управления, до преобразований в области науки, образования и культуры.
Еще при Петре I сложились предпосылки для зарождения российской науки. Царь-реформатор прекрасно понимал, что для этого необходимо создать систему светского образования. В этом направлении им были сделаны первые шаги. Главным его детищем стало открытие Российской Академии наук в Санкт-Петербурге в 1725 году.
Реформы были продолжены преемниками Петра: Елизаветой Петровной, Екатериной II, Александром I.
В связи с проведенными реформами в области науки и просвещения в России появляется целая плеяда ученых (М. В. Ломоносов, С. К. Котельников, С. Я. Румовский, И. И. Лепехин, А. Д. Красильников и др.), работы которых становятся всемирным достоянием.
Данная работа посвящена деятельности яркого представителя русской науки и педагогики Степану Яковлевичу Румовскому.
Цель работы: изучить роль С. Я. Румовского в развитии светского образования в России.
Задачи:
Найти и изучить научно-популярную литературу и Интернет-источники о жизни С. Я. Румовского.
Проанализировать деятельность ученого в области педагогики и образования.
Составить картотеку собранных материалов.
Написать исследовательскую работу.
Методы исследования:поиск, сбор и анализ изученного материала, составление картотеки.
Гипотеза: если я изучу исторические документы, опубликованные источники и литературу о Румовском, то смогу доказать, что он является ярким представителем педагогики второй половины XVIII – начала XIX вв.
1. Краткая биография С. Я. Румовского.
Степан Яковлевич Румовский родился в семье священнослужителя 29 октября (9 ноября) 1734 года в селе Старый Погост (по некоторым источникам Владимирской губернии. В 1739 году его отец Яков Борисов был переведен в Петербург, где дослужился до звания протоирея, семья последовала за ним. В возрасте 5 лет Степан Яковлевич поступил в Александро-Невскую семинарию, именно там впервые проявились его физико-математические способности. В 1748 году Румовский был принят гимназию при Академии наук. С тех пор его жизнь и деятельность были связаны с первой Российской Академией.
Преподавателями Румовского были; академик Ломоносов М. В. - по химии, профессор Рихман - по математике и физике, профессор Попов - по астрономии, профессор Крузиус — по языкам и древней литературе, профессор Тредиаковский — по красноречию. Вот что писал профессор Рихман о способном студенте: «В математике юноша Румовский обладает такими прирожденными способностями, которые намного превосходят обычный уровень»1.
С 1750 года Степан Яковлевич начинает усиленно заниматься математикой. В 1752 году на суд академической Конференции Румовский представил свою первую научную работу «Нахождение прямой линии посредством тангенсов такой, которая бы равна была кривой эллиптической линии».
В 1753 году профессор Степан Петрович Крашенинников ходатайствует перед Академической канцелярией о назначении Румовского адьюнктом по астрономии. После того, как молодым ученым было представлено сочинение «Решение задачи Кеплера: по данному сектору найти полуординату», он был удостоен звания адъюнкта.
В 1754 году Степан Яковлевич был направлен в Германию для продолжения учебы, его учителем становится Леонард Эйлер, который отзывался о Румовском как об одном из лучших своих учеников.
По возвращении из Германии в 1756 году молодой ученый с усердием включается в работу Академии: читает лекции, пишет мемуары, печатает научно-популярные статьи, эта плодотворная деятельность способствовала быстрому продвижению Румовского по службе:
1760 год — преподаватель математики и астрономии;
1763 год — экстраординарный профессор;
1767 год — ординарный профессор;
1761, 1769 года — руководитель астрономических экспедиций в Селинганск и в Колу, по результатам наблюдений было вычислил расстояние от Земли до Солнца;
1766-1803 года — руководитель географического департамента и директор астрономической обсерватории Петербургской академии наук;
1776-1783 года — инспектор Греческого кадетского корпуса в Петербурге;
1798 год — готовит учителей навигации Морского кадетского корпуса к проведению астрономических исследований;
1800-1803 года — вице-президент Академии наук в Петербурге;
1804-1812 года — попечитель Казанского университета.
Степан Яковлевич Румовский был избран в члены Стокгольмской Академии наук.
Жизненный путь русского ученого завершился 6 (18) июля 1812 года в Петербурге.
2. Педагогическая деятельность С. Я. Румовского.
Имя Румовского часто связывают с развитием светского образования в России. Изучив литературу и Интернет-источники, я выяснил, что Степан Яковлевич был не только талантливым ученым, но ярким представителем русской педагогической школы второй половины XVIII – начала XIX вв.
Педагогическую деятельность Румовский начал в 1757 году в академическом университете, где читал лекции по математике. Потом к математике добавилось преподавание студентам теоретической и практической астрономии.
Во второй половине XVIII века одним из препятствий для занятий учащихся в академии было отсутствие учебников по элементарной математике на русском языке. Румовский писал: «Недостаток на российском языке до наук касающихся книг, должно почитать за великое препятствие распространенных в России».2
Главной целью, как преподавателя, ученый ставил перед собой написание нового учебника по математике, в котором научные истины излагались бы ясно, точно и последовательно. В 1760 году выходит учебник Румовского «Сокращенная математика часть первая».
Долгое время Степан Яковлевич занимал в академии кафедру астрономии
О качестве профессиональной деятельности Румовского можно судить по блестящим успехам моряков-астрономов, которые были командированы в академию Адмиралтейством. В награду за труды в 1799 году по представлению Морского ведомства Румовский получил чин действительного статского советника, кроме того ученый был награжден орденом Святого Владимира, который получил из рук Екатерины II.
Степан Яковлевич Румовский известен не только как способный и добросовестный труженик и преподаватель. Его деятельность по распространению научных знаний в образовательных слоях населения страны, имела большое значение для своего времени.
Румовскому было поручено издание академических календарей. Они выходили ежегодно под различными названиями: месяцеслов, исторический месяцеслов, географический мясяцеслов, исторический и географический месяцеслов и другие.
К месяцесловам прилагались географические карты и портреты исторических личностей.
Выпуском календарей ученый занимался с 1775 по 1801 год. Сам Румовский составлял астрономический отдел.
Кроме календарей, Степан Яковлевич редактировал два периодических издания: «Академические известия» (1779-1781) и «Новые ежемесячные сочинения» (1786-1796). Каждый человек, который интересовался науками, их применением, как в прошлом, так и в настоящем, мог найти в них что-то свое. Печатались в журналах и литературные произведения Державина Дмитриева, Фонвизина, Капниста и др.
В XVIII веке встал вопрос о русском национальном самосознании. Его основу образуют три составляющие — родной язык, историческое прошлое народа, традиции и обычаи. Особенно важен родной язык. По указу Екатерины II была основана Российская Академия, которая действовала с 1783 по 1841 год. Главной задачей Российской академии было следить за чистотой языка, поэтому она быстро превратилась в центр по изучению русского языка и словесности. Академия начала свою работу с составления Академического словаря, была проделана колоссальная работа, удалось выпустить в свет шесть томов, содержащих 43247 слов.
Активное участие в составлении словаря принимал С. Я. Румовский. Изучив словарь, я пришел к выводу, что ученый участвовал в составлении всех шести томов: он собирал слова, выписывая их из древних летописей, объяснял слова, которые употреблялись в астрономии и математике, вносил примечания, участвовал во всех собраниях. За свои труды по составлению словаря Ученый получил от Российской Академии золотую медаль.
Необходимо отметить, что Румовский, совместно с другими учеными Лепехиным и Озерцковским, подготовил к изданию собрание сочинений своего учителя М. В. Ломоносова, что было важно для популяризации имени и научного наследства первого русского ученого.
В 1803 году Румовский стал первым вице-президентом Российской Академии наук, он управлял хозяйственными делами академии и академической гимназией, что явилось прекрасной подготовкой к занятию им в скором времени должности попечителя учебного округа.
3. Вклад С. Я. Румовского в развитие образования в России.
Огромный вклад внес С. Я. Румовский в создание и развитие системы российского образования.
Разносторонняя образованность Степана Яковлевича Румовского открывала ему обширное поприще для общественной деятельности. Ученые общества и учебные заведения обращались к нему как в научном, так и педагогическом отношении.
С 1776 по 1783 года он был назначен инспектором греческой гимназии. Греческая гимназия, была основана в Петербурге для «чужестранных иноверцев». В учредительном акте содержится перечень предметов, которые были включены в программу гимназии: «Языкам обучать в сей гимназии: российскому, немецкому, французскому, итальянскому и греческому... Арифметика, алгебра простая и геометрия — науки изощрающие разум... Знание истории и географии политической... логику, мораль, красный слог, физику...».
Благодаря инспектору гимназия для чужестранцев была в то время одним из лучших учебных заведений в Петербурге и пользовалась большим доверием в обществе.
В 1803-1804 гг. в России была проведена реформа народного образования. Согласно указу 26 января 1803 г. "Об устройстве училищ" в основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ, с тем, чтобы окончивший низшую ступень мог беспрепятственно поступить в высшую.
Большую услугу по развитию просвещения и образования в России оказал Степан Яковлевич Румовский, когда участвовал в разработке всех существенных вопросов этой реформы. Ученый вошел в состав главного правления училищ. На долю правления училищ выпала основная масса труда по предварению школьной реформы в жизнь. На Румовского и других членов правления была возложена задача по составлению первого каталога учебников и учебных руководств для гимназий, уездных и приходских училищ. С. Я. Румовский и его соратники придерживались мнения, что нужно сохранять все, что есть хорошего в русской учебной литературе и заменять старое лишь в том случае, когда новое будет не только новым, но и лучшим.
В 1803 году Степан Яковлевич Румовский был назначен попечителем Казанского учебного округа, одновременно он продолжал исполнять обязанности члена главного управления училищ.
Как попечитель учебного округа, Румовский поставил перед собой задачу — создать в Казани университет, который должен был служить научным образовательным центром востока России. В 1804 году — Казанский университет был открыт. Степан Яковлевич столкнулся с большими трудностями, прежде всего, необходимо было найти ученых, обладавших такими качествами, без которых немыслима университетская наука и преподавание. Румовский выдвигал для преподавателей два условия: знание предмета и знание языка и быта той среды, в которой будут находиться учителя и учащиеся. Так как преподавателей не хватало, то Степан Яковлевич стал приглашать зарубежных ученых. С ними он проводил тщательное собеседование, читал печатные и рукописные сочинения, подвергал предварительному испытанию, требовал знания языков, а также собирал сведения от компетентных лиц, Преподавательский состав был подобран Степаном Яковлевичем столь тщательно, что за короткое время университет стал одним из ведущих в России.
В ходе работы я выяснил, что Румовский проявлял строгую обдуманность и последовательность при открытии училищ в вереном ему учебном округе. Он предлагал постепенно улучшать существующее, не уничтожая прошлого, ради одной погони за новизной. Румовский предлагал открывать училища постепенно, сначала в тех местах, где проживает большое количество людей: Казань, Астрахань, Нижний Новгород, Симбирск и т. д. Гимназии рекомендовал открывать одну за другою по мере того, как университет будет готовить учителей. Это ли не рациональный подход в деле образования.
Заключение.
Подводя итоги работы можно сделать следующие выводы. XVIII век стал переломным в деле развития науки и образования. С. Я. Румовский занимает одно из ведущих мест среди выдающихся ученых и просветителей второй половины XVIII – начала XIX века. Этим исследованием, я подтвердил свою гипотезу что Сткпан Яковлевич является ярким представителем педагогики второй половины XVIII – начала XIX вв. Большой вклад внес ученый в просветительскую деятельность, немало сделал для популяризации астрономических, математических и физических знаний. Принимал активное участие в разработке и осуществлению мер по улучшению системы народного образования в России.
Библиография.
Литература.
1. Прудников В. Е. Русские педагоги-математики XVIII – XIX веков. Пособие для учителей//М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. 1955 г.
2. Сухомлинов М. И. История Российской Академии. Выпуск 2//Санкт-Петербургская типография Императорской Академии наук. 1875 г. – 591 с.
Интернет-ресурсы.
Карлов Н. В. Две академии: люди и свершения.//Вестник Российской академии наук [электронный ресурс] http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VRAN/TWOACAD.HTM
Лебедев П. А. Школа и педагогическая мысль России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) Антология педагогической мысли [электронный ресурс] http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000027/st002.shtml
Труды русских математиков второй половины XVIII века. POZNAYKA [электронный ресурс] https://poznayka.org/s8065t1.html
Электронная библиотека Руниверс [электронный ресурс] https://www.runivers.ru/lib/book3173/
1 М. И. Сухомлинов. История Российской Академии. Выпуск 2//СПБ, 1875 г., стр. 16
2 М. И. Сухомлинов. История Российской Академии. Выпуск 2//СПБ, 1875 г., стр 48
11