Он сказал "Поехали!"

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Он сказал "Поехали!"

Амиров И.И. 1Ахтямов Р.Ф. 1
1ГБПОУ Уфимский автотранспортный колледж
Ахтямова Л.Т. 1
1ГБПОУ Уфимский автотранспортный колледж
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Прошло уже 59 лет с тех пор, как 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный полет вокруг планеты Земля. Однако не только сам полет, длившийся всего 108 минут, стал первым мощным прорывом в освоении космоса. Своеобразным символом новой, космической эры развития человечества стала фраза «Поехали!», произнесенная Юрием Гагариным во время старта первого космического корабля. Впоследствии А. Пахмутовой и Н. Добронравовым эта фраза была использована в припеве песни «Знаете, каким он парнем был?» при создании в 1971 году цикла песен «Созвездие Гагарина».

Почему «Поехали!», а не «Полетели!»? Ведь всем известно, что самолеты и ракеты летают, а ездят на машинах. Что стоит за этим простым словом, знакомым с детства любому мальчишке, а в особенности тем ребятам, которые решили связать свою жизнь с автомобильным делом и работой автомеханика? Поиск ответов на эти вопросы и привел к написанию творческой работы, ведь мы учимся на автомобильном отделении автотранспортного колледжа.

Актуальность работы в том, что Космос – наше всё. Космос – то высшее, чего достиг Советский Союз. В последнее время отечественную космонавтику стали преследовать различного рода неудачи. Но она должна возродиться и отстоять былую славу первопроходцев космоса. Не может страна, указавшая миру дорогу в космос, находиться на обочине этой дороги. И это очень близко и понятно автомобилистам.

Цель работы заключалась в том, чтобы выяснить смысл легендарной фразы Гагарина «Поехали!» и узнать, что связывает космонавтов с автомобилями? Были ли они только космонавтами или считались заядлыми автомобилистами?

Объект исследования: первый отряд космонавтов и их автомобили.

Предмет исследования: история появления автомобилей у космонавтов.

В соответствии с целью составлен план работы и определены задачи, которые решались теоретическими методами:

- изучение дополнительной литературы;

- подбор и систематизация материала для работы;

- оформление презентации.

Новизна работы в том, что всредствах информации нет конкретных исследований по данной теме, причем некоторые сведения спорные.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы могут быть полезны преподавателям при подготовке уроков и классных часов по истории, краеведению, космонавтике. Не менее интересной будет и студентам, которые могут еще раз прикоснуться к истории нашей страны, истории освоения космического пространства. Обучающиеся школ, колледжей из других городов могут последовать нашему примеру и дополнить информацию новыми интересными фактами.

Версия о происхождении фразы «Поехали!»

Юрий Алексеевич Гагарин первым совершил путешествие по орбите вокруг земного шара. Поэтому его справедливо можно назвать первооткрывателем космических путешествий. Гагарин проложил дорогу в космос. А дорога имеет непосредственное отношение к автомобилистам.

Оказывается, что при взлете вместо уставного «Экипаж, взлетаю!» говорить «Поехали!» любил летчик-испытатель Марк Галлай (1914-1998), участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, методист и инструктор первого отряда космонавтов. Марк Лазаревич, сознательно руководствуясь в том числе и психологическими соображениями, любил использовать бодрый неформальный доклад о готовности. Именно с его подачи «Поехали!» часто звучало в начале упражнений на тренажере-имитаторе корабля. Это вполне могло побудить Гагарина сказать «Поехали!» на старте.

Отечественный автопром в гараже первого космонавта

Интересная деталь: говорят, что Гагарин был не только классным летчиком, но и заядлым автомобилистом. По слухам, еще до своего полета в космос он приобрел «ЗИМ ГАЗ-12» с 6-цилиндровым мотором. Но, скорее всего, история эта не соответствует действительности. Гагарин был человеком скромным (отчасти, из-за этой его черты характера он и стал первым космонавтом) и вряд ли он считал возможным «шиковать», разъезжая по части на шикарном длиннобазном седане.

Личный автомобиль в 60-е годы был признаком не столько благосостояния владельца, сколько его высокого социального статуса. На машину мало было заработать, ее следовало заслужить. Автомобиль в советские времена был не средством передвижения и даже не роскошью, а привилегией. По машине измерялись заслуги. И человек, имевший собственное авто, выделялся из общей массы. Но была и обратная связь: тот, кто стоял совсем уж особняком, должен был иметь не просто машину, а что-то из ряда вон выходящее. И в этом смысле равных не было всенародным любимцам-космонавтам. Герои страны были одарены многими благами, в том числе и автомобильными щедротами. Неудивительно, что первые космонавты вскоре после своих знаменитых полетов сразу перешли в ранг автомобилистов.

Первым из первых во всем был, разумеется, Гагарин. Взлетев до космических высот, ходить пешком он уже не имел права.Став первым человеком, слетавшим в космос, Юрий Гагарин установил, помимо всего прочего, еще и эталон отношения государства к своим главным героям. Советское правительство не скупилось на подарки кумирам миллионов. Кроме государственных наград и звания Героя Советского Союза, первым космонавтам полагались большая квартира в престижном доме, лучший отечественный автомобиль «Волга» и денежная премия. В 60-х эта сумма составляла 15 тысяч послереформенных рублей.

Через пять дней после полета генеральным секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым было подписано Постановление Президиума ЦК КПСС (с грифом «Совершенно секретно»; этот документ рассекретили совсем недавно) под названием «О подарках тов. Гагарину Ю. А. и членам его семьи». У документа было два приложения. В одном из них говорилось о предоставлении герою 4-хкомнатной квартиры, во втором – о передаче в безвозмездное пользование первому космонавту автомашины «Волга».

В 60-е годы «Волга» считалась самым престижным автомобилем, который мог приобретаться частными лицами и стоила больших денег, но купить ее просто так, придя с улицы, было нереально. Поэтому возможность приобрести авто была для космонавтов щедрым подарком властей. И руководство страны подарило Гагарину «Волгу» – ГАЗ-21 второй модели с номером «78-78 МОД». Это был автомобиль специальной сборки черного цвета с необычным голубым салоном. После гибели Гагарина родные передали машину в музей на его родине, где она стоит под специальным колпаком и сегодня.

Проблема была только в том, что водительского удостоверения у Гагарина не имелось. Выглядело это смешно: первым полететь в космос у него, значит, прав хватало, а за руль сесть – нет. Позволить кому-то усомниться, что космонавт номер один может не управиться с машиной, было недопустимо. И Гагарину организовали сдачу экзамена экстерном. Сохранились воспоминания принимавшего экзамен преподавателя Николая Амелина: «Привели мы Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили машины, трамваи, светофоры. Вопрос у него в билете был о том, где запрещена остановка. Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, и сдал экзамен на «отлично». Космонавту тут же вручили права. Правда, за рулем он не всегда сидел сам – иногда Гагарина возил водитель. Но, как и простым смертным, герою пришлось повозиться с детищем нашего автопрома...»

Е сть несколько снимков, на которых он сам копается в моторном отсеке, а есть и мемуары очевидцев, рассказывавших, как космонавт приезжал на Горьковский автозавод ремонтировать подарок правительства. Причем случилось это меньше чем через два года после получения авто.

П оявление в гараже Юрия Гагарина кабриолета «Чайка» небесно-голубого цвета, который он получил лично от Леонида Ильича Брежнева, в то время руководившего космической программой СССР, можно считать автомобильной «байкой». Судьба этого автомобиля так и осталась тайной. Никто не видел Юрия Алексеевича за рулем этой машины. Если такой подарок и был сделан, то, скорее всего, носил условный характер – торжественно вручили и тихо забрали обратно.

К черной «Волге», подаренной партией и правительством, вскоре присоединилась еще одна – ГАЗ-21 бежевого цвета с символическим (сейчас бы про него сказали, что он «блатной) номером «12-04 ЮАГ». Эту машину Гагарин купил сам на денежные премии за полеты. Машины у всех космонавтов были одинаковые и комплектовались 2,5-литровыми двигателями мощностью 75 л.с., трехступенчатой «механикой», позволявшей разгоняться до 130 км/ч. Во всех «Волгах» ставились печки и радиостанции. Такие же машины купили Герман Титов, Алексей Леонов и другие космонавты.

Французский спорткар из пластмассы

Отечественные машины были не единственными в автопарке первого космонавта. В 1965 году Гагарин поехал во Францию и в ходе визита посетил завод фирмы Matra, специализировавшейся на ракетных технологиях.

Французы не удержались и повели космонавта в свое «подсобное хозяйство». Занимаясь разработкой композитных материалов для космических нужд, они использовали полученные знания и на земле – собирали мощные спортивные машины с кузовом из малознакомого тогда широкой публике стеклопластика.

Гагарин постоял возле главной разработки фирмы – двухместного купе Matra-Bonnet Jet VS, сказал о нем несколько добрых слов. И руководство компании решило сделать великому человеку подарок и через французское посольство в Москве переслало космонавту такую машину голубого цвета. Правда, ездил на ней Гагарин мало, предпочитая менее приметные «Волги».

Д ело в том, что в Париже, разглядывая свой будущий спорткар, Гагарин попал в кадр балканского фотокора, и вскоре один из югославских журналов опубликовал три снимка космонавта рядом с французской гоночной машиной, сопроводив их язвительным комментарием: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом». От гнева главного партийного идеолога СССР Михаила Суслова Гагарина спас руководитель подготовки первых космонавтов Николай Каманин, объяснив, что статья пасквильная, а французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой. Суслов удовлетворился ответом Каманина, но посоветовал быть осмотрительней с подарками космонавтам из капиталистических стран. Естественно, Каманин рассказал об этом Гагарину. И неудивительно, что Юрий Алексеевич после этой ситуации ездил на Matra крайне редко, предпочитая не провоцировать лишний раз ЦК КПСС. Хотя скорость он, безусловно, любил.

Двадцать лет после гибели космонавта Matra хранилась в Звездном городке, а в 90-х семья Гагарина продала ее литовскому бизнесмену.

Бывает и так

Космонавты тоже люди, и они тоже попадают в аварии. Однажды и Юрий Гагарин угодил в ДТП. Проехав на красный свет, он врезался на перекрестке в «Победу» с пожилым водителем за рулем. Милиционеры не посмели задерживать торопившуюся легенду и даже отправили его на попутке. Но спустя некоторое время Гагарин вернулся на место аварии и оплатил ремонт пострадавшего авто.

Страстным автолюбителем был и космонавт номер два Герман Титов. По уже успевшей сложиться традиции, за свой полет он получил от правительства новую «Волгу», но предпочитал … мотоцикл. Причем ради того, чтобы погонять на чем-нибудь двухколесном, Титов мог пойти на весьма необычные поступки. Во время визита в Румынию, где космонавта принимали по высшему разряду, с он однажды вышел из выделенной ему персональной машины и попросил мотоциклиста из кортежа уступить ему место. Отказать небожителю тот побоялся. Титов сел за руль, нахлобучил на голову шлем и поехал скромненько с краю, сопровождая собственно авто.

Особенные номерные знаки

В советские времена был еще один знак отличия, имевший скорее символическое значение. Начиная уже с первого отряда космонавтов, всем побывавшим на орбите выдавали особенные номерные знаки. Исключение составило только самое первое авто, подаренное Гагарину сразу после полета. На нем Юрий Алексеевич ездил с водителем под номером «78-78 МОД». Сейчас машина находится в специальном павильоне рядом с домом-музеем космонавта на его родине в городе Гагарине Смоленской области. Номер за ней сохранили навсегда.

Фотографий второй личной машины Гагарина – еще одной «Волги», купленной за личные деньги, – нет, но, по рассказам очевидцев, на ней стояли уже особенные номера – «12-04 ЮАГ». В них была зашифрована дата первого полета в космос и инициалы владельца, благо они совпадали с буквами, означавшими в то время код Подмосковья. С них и пошла традиция на «космические» номера.

В советское время особого смысла в них не было. Вряд ли у какого-то гаишника поднялась бы рука оштрафовать Юрия Гагарина. Но уже к 80-м красивая традиция обрела свой нынешний вид. Покорителям космоса стали выдавать регистрационный знаки на автомобили с «подмосковными» буквами ММО и цифрами, соответствующими номеру космонавта по российской классификации. То есть, например, космонавт №50 Виктор Савиных после полета получил соответствующий знак «0050ММО». Подмосковные буквы были потому, что занималась этим ГАИ Звездного городка, к которому были приписаны все космонавты.

Юрий Гагарин погиб в 1968 году и получить свой «космический» знак (соответственно, с цифрами 001) не успел. Но, вводя единую нумерацию на машины покорителей Вселенной, власти задали однозначную вертикаль, которая действует как вверх, так и вниз. И если каждый следующий космонавт получает знак со своим номером, то логично, что и за каждым предыдущим будет закреплен аналогичный – с его номером. И без Гагарина в этой схеме никак не обойтись, иначе всей этой традиции грош цена.

После перехода на российскую систему регистрации автомобилей традиция сохранилась. Только цифр стало три, а буквы превратились в ТМР. Георгию Михайловичу Гречко был «присвоен» автомобильный номер 0034ММО, а после смены номеров – Т034МР77, а у космонавта Дмитрия Кондратьева на авто знак «Т108МР». Впрочем, менять свои ММО на нововведение стали не все, и сегодня в Москве и Звездном городке можно видеть «космические» авто со старыми номерами.

К азалось бы, знак «Т001МР» должен быть навсегда закреплен за космонавтом номер один и вешать его на чей-то чужой автомобиль – неправильно. Однако, как обнаружили создатели сайта o001oo.ru, посвященного теме спецномеров, сейчас по Москве ездят сразу два (!) автомобиля «Mercedes» и «Toyota Land Cruiser» с гагаринским номером.

«ТМР» считается «блатным» номером, который сотрудники ГИБДД предпочитают лишний раз не останавливать, поэтому подобные знаки добываются правдами и неправдами. Так, сейчас у России, считая находящихся наорбите, более 100космонавтов, но номера «космической» серии выше 150 уже стоятна чьих-то авто. Так что в ближайшеевремя придется либо прекращать одну из немногих имеющихся в стране красивых традиций, либо завязывать с полетами в космос. В число «автокосмонавтов» попал даже певец Влад Топалов. Номер «Т777МР» стоял сначала на его «Ауди», а потом переместился на «Хаммер» артиста. Ответ на вопрос «Как это произошло?» прост. Отец певца Михаил Топалов является членом Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского.

«Все иностранцы нам завидуют»

К осмонавт №77 Юрий Усачев поделился в интервью на страницах газеты «Комсомольская правда»:

- Юрий Владимирович, надо полагать, регистрационный знак вашей машины также содержит в себе цифры, соответствующие вашему «космическому номеру?

- Так точно! Т077МР. В России я 77-й космонавт. Некоторые еще ездят с серией ММО, а молодежь вся перешла на ТМР.

- Как вы смотрите на то, что все номера «космической» серии уже розданы?

- Не знаю даже, что будет дальше. Мы тут, между собой это обсуждали и не пришли ни к чему.

- Номер «Т001МР» должен принадлежать Гагарину, но его кому-то отдали.

-Наверное, потому что номер был свободен, и ГИБДД решила, что нет смысла его держать. Они же люди прагматичные и даже не подозревали, что это как-то может быть связано с Гагариным

- Только у нас в стране есть такая традиция?

- Тут мы оригинальны. Ни у кого больше такого нет. Когда рассказываешь иностранным коллегам, чувствуешь, что они с легкой завистью относятся. Конечно, это пижонство некоторое, но у меня номер красивый, менять его не хочется.

- Ну почему пижонство? В стране не так много красивых традиций.

- Это правда, но все равно легкое варварство в этом есть.

- Считается, что ТМР – это «блатной» номер. Помогает на дороге?

- Не сказал бы. Иногда, когда гаишники останавливают, представляешься и, если нарушил по мелочи (например, скорость чуть превысил), отпускают. Но нет такого, чтобы вообще не останавливали.

- Вообще многие в курсе, что существуют «космические» номера?

- По-моему, нет. Когда мне выдавали техпаспорт на машину, в ГИБДД сказали: «А давай мы еще напишем там, что ты космонавт!» - «Ну если это ничему не противоречит, напишите». И сейчас, когда меня гаишники останавливают и проверяют документы, то смотрят: «О! Космонавт!» На номер особого внимания не обращают.

- Сейчас, кроме номера, что еще полагается космонавту после полета?

- Звезда Героя еще!

- Ну это само собой. А из материальных благ?

- Я, наверное, был один из последних космонавтов, который получал
в награду машину из президентского гаража. «Волгу» давали!

- Тоже гагаринская традиция.

Но на мне это и закончилось, потом в 90-х уже давать что-то космонавтам перестали. А жаль, потому что дело не только в машине. Понятно, что человек может и сам купить себе авто, но важен был символ: страна награждала проявившего себя, она демонстрировала свое отношение к вопросу.

P.S. К статье можно сделать небольшое дополнение.На вопрос «Что все номера «космической» серии уже розданы?» прозвучал ответ: «Не знаю даже, что будет дальше. Мы тут, между собой это обсуждали и не пришли ни к чему». Решим математическую задачу на размещения с повторениями из области «Комбинаторика». Комбинаций с буквами ТМР, состоящих из трех цифр, можно составить 10*10*10-1=999 способами, то есть автомобильных номеров с буквами ТМР и регионом 77 будет 999 штук. Если учесть номера с регионами 177, 99, 199 для г.Москвы и Московской области, то ясно, что их хватит на достаточно большое количество космических автомобилей. А в космосе побывало за все это время чуть больше 100 космонавтов.

Заключение

Что такое автомобиль для современного человека? Этим вопросом задавались еще 100 лет тому назад Ильф и Петров в произведении «Золотой теленок». Появившись в начале века, на заре эры автомобиля лозунг «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения», теперь стал явью. Не секрет, что каких-то лет 30-50 покупка советским гражданином машина была сравнима с запуском очередного спутника. Сейчас автомобиль стал для большинства людей неотъемлемой частью жизни. Очень трудно представить жизнь современного человека без такого неутомимого помощника как автомобиль! Люди настолько привыкли к автомобилям, что относятся порой к ним как к живым существам. И это в полной мере относится как к простым земным людям, так и небожителям – героям-космонавтам.

У космонавтов были не только личные автомобили. По работе на земле покорителей космоса окружали служебные машины. Одним из таких автомобилей для космонавтов был бело-голубой автобус ЛАЗ-695 «Львов», на котором они выезжали на стартовый полигон. Автобус для доставки космонавта к стартовой площадке, основой которому послужил взятый непосредственно с конвейера ЛАЗ, создавали по наитию и советам сотрудников Байконура, поскольку никто не представлял, какой должна быть такая машина. Однако специальная государственная комиссия работу инженеров Львовского автобусного завода приняла, а следующие «космобусы» строили по образу и подобию гагаринского ЛАЗ-695Б.

При этом сигарообразный ЛАЗ, служивший на Байконуре, серьезно отличался от своих серийных собратьев: техническая начинка осталась неизменной (рессорно-пружинная подвеска, 109-сильный бензиновый двигатель объемом 5,6 литра, механическая 5-ступенчатая коробка передач), зато внутри появились огромное кресло, рассчитанное на космонавта в скафандре, а также комфортабельные сиденья для врачей и обслуживающего персонала. Кроме этого, машину оснастили телефоном, кондиционерами, аппаратурой для киносъемок, медицинским и другим специализированным оборудованием. Особое внимание создатели «космического» автобуса уделили герметичности салона (чтобы на космонавта попадало как можно меньше опасной пыли) и антикоррозионной обработке кузова. Автобусы ЛАЗ-695 в различных комплектациях служат на Байконуре до сих пор, и поездка в них стала частью предстартовой традиции.

В качестве «байки» рассказывают о знаменитой традиции, когда члены космического отряда перед полетом выходят из автобуса и «увлажняют» переднее правое колесо. Этот обычай появился от безысходности: в 1961 году на стартовом комплексе попросту не предусмотрели «удобств», и первому космонавту пришлось справить естественную надобность возле машины. А последователи Гагарина, будучи людьми суеверными, стали повторять «хорошую примету» – выходит, не зря автобус надежно защитили от ржавчины! Кстати, «гагаринский» ЛАЗ-695Б прослужил на космодроме до 1967 года, и проездил бы дольше. Но после гибели Владимира Комарова космонавты попросили заменить транспортное средство – новым «космовозом» стал ЛАЗ-695Е, который фактически полностью повторял байконурского первенца. А вот следы первого «шестьсот девяносто пятого» сегодня потеряны...

После космического полета Гагарин много ездил по стране, где его встречали на самых разных машинах. Первыми приветствовали покорителя космоса не москвичи, а жители Куйбышева, куда Гагарина отправили сразу после посадки «Востока» в Саратовской области.

Встречал на земле Юрия Гагарина полноприводный грузовик ЗИС-151 из ближайшей воинской части. «Подошла машина ЗИЛ-151, – путает марку автомобиля первый космонавт. – На ней прибыл майор артиллерист товарищ Галимов из дивизиона. Поступила команда задержаться на месте приземления. К этому времени я уже снял оболочку скафандра. На мне была только голубая теплая одежда...». И совсем другую одежду надел Юрий Алексеевич утром 13а преля – за ночь портные местного гарнизонного ателье сшили ему новую майорскую форму. В ней «Колумб Вселенной» и вылетел в столичный аэропорт Внуково, где возле правительственного терминала стояла... не «министерская» «Чайка», как считают многие, а предназначенный для высших чиновников кабриолет ЗИЛ-111В благородного серо-голубого цвета.

С амый знаменитый кортеж космонавтов, проехавший 14 апреля по Ленинскому проспекту из аэропорта Внуково, состоял из более чем 30 машин, в том числе правительственных ЗИЛов. Юрий Гагарин сидел в первом из автомобилей. Производились эти красавцы единичными сериями и оснащались шестилитровыми V-образными бензиновыми моторами мощностью 200 л.с. Комплектовался кабриолет двухступенчатым «автоматом» производства завода ЗИЛ. К слову, разгоняться автомобиль мог до 170 км/ч.

Для служебных нужд на первых порах первому космонавту планеты как заместителю руководителя Центра подготовки ЗИЛ не выдали, ограничившись... «газончиком», внедорожником ГАЗ-69, на которых тогда ездили командиры воинских частей и председатели богатых колхозов. Причем возил Юрия Гагарина не водитель-профессионал из кремлевского Гаража особого назначения, а простой сержант, приписанный из ближайшей авиачасти... Его бензиновый карбюраторный мотор объемом 2,1 л развивал 55 л.с. и комплектовался трехступенчатой коробкой передач. Передняя ось подключалась специальной рукояткой и задействовалась только на грунтовых дорогах. Максимальная скорость на асфальте у «газона» составляла 90 км/ч. Но первый космонавт не роптал и спокойно переносил поездки под брезентовым верхом «шестьдесят девятого», пока не поступила команда выделить покорителю космоса черную «Чайку» ГАЗ-13. Гордость советского автопрома: автоматическая коробка передач, гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов, электрические стеклоподъемники, 5-диапазонный приемник с автоматической настройкой, а главное – V-образная «восьмерка» мощностью 195 л.с., ускорявшая почти 6-метровую махину до «сотни» за 20 секунд. Отличный показатель по тем временам.

«Все слетавшие космонавты из первого отряда, и Гагарин особенно, сами себе не принадлежали. Время их встреч было расписано по дням и минутам – поездки на предприятия, в учреждения, институты, – рассказывают современники. – Еще надо было постоянно поддерживать летные навыки. И, кроме того, они должны были еще продолжать учебу».

Служебная «Чайка», личные «Волга» и «Матра»... Но летать Гагарин любил несравнимо больше...

На место своего последнего вылета 27 марта 1968 года первый космонавт поехал вместе со всеми на вахтовом автобусе ЛАЗ. Не успела «маршрутка» отъехать от Звездного городка, как Юрий Алексеевич попросил водителя остановиться, чтобы вернуться за забытым пропуском. Коллеги решительно возражали: «Возвращаться – плохая примета! Неужели дежурный не узнает знаменитого космонавта?». Но полковник, которому ко Дню космонавтики обещали присвоить звание генерала, отказался от привилегий и отправился домой за пропуском на аэродром...

В 10:30 неподалеку от города Киржач Владимирской области самолет МИГ-15, который пилотировали Герои Советского Союза Юрий Гагарин и Владимир Серегин, потерпел крушение. Летчики погибли…

Н а всех фотографиях Гагарин покоряет своей знаменитой улыбкой. Легко ли давалось это внешнее спокойствие и жизнелюбие?

Вот таким он парнем был: одновременно и «звездным», и обычным земным человеком, первоклассным летчиком-космонавтом и автомобилистом-любителем.

Библиографический список использованных источников

1. Д. Смирнов, Ю. Капитанова. «Гагарин сначала научился летать и лишь потом – ездить», газета «Комсомольская правда», 14-21 апреля 2011г.

2. Д. Надеждин. «Кто ездит на машине с номером Гагарина», газета «Комсомольская правда», 21-28 апреля 2011г.

3. Интернет-ресурсы:

http://o001oo.ru/index.php?s=&showtopi...ost&p=19880

C:\Users\1\AppData\Local\Temp\WPDNSE\{FFE45F92-F100-B7D6-A3C9-2D3217E9BCDA}\ Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения

Просмотров работы: 204