Использование дистанционных технологий при изучении боевого пути наших прадедов

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Использование дистанционных технологий при изучении боевого пути наших прадедов

Животкова А.К. 1Трофимова Т.А. 1
1МБОУ Барвихинская СОШ
Морозова Ю.А. 1
1МБОУ Барвихинская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Один из самых сложных и трагичных периодов в истории России-это Великая Отечественная война. Но эти страницы нашей истории необходимо знать, ведь они затронули абсолютно всех жителей нашей страны. Нет ни одной семьи, которая оказалась бы непричастна к тем давним и страшным событиям. Но, к сожалению, не все интересуются своей историй, даже если она касается своей семьи и прямых предков.

На уроках внеурочной деятельности у нас был разговор, про наших предков и их участии в событиях Великой Отечественной войны. И мы выяснили, что не все ребята знают как их семья пережила те страшные события. В большинстве своем информация ограничивалась только участием или не участием их родственников в войне. Многие наши одноклассники даже не знают как зовут из прадедов, где они воевали, за что были награждены и как сложилась их судьба в период Великой Отечественной войны.

Мы решили исправить эту ситуацию и подробно изучить все сведения, которые мы можем найти при помощи современных источников информации. Мы хотели показать, что в современном мире это возможно сделать из дома. Ведь сейчас очень много всего можно найти через сеть Интернет, все больше и больше разных военных документов оцифровывается и выкладывается для общего доступа. Поэтому мы решили изучить судьбы родственников всех учеников нашего класса, которых коснулась война. И показать нашим одноклассникам, что историческая информация доступна всем, а также побудить их к изучению истории своих семей.

Актуальность: Память – наша история и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие факты войны. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них. Поэтому бережное отношение к семейной памяти, ценностям, которые являются объединяющим фактором между поколениями, является актуальной задачей в настоящее время.

Проблема: отсутствие интереса к поиску знаний о своих воевавших родственниках при современных возможностях поиска информации.

Цель моего исследования: изучение боевого пути родственников учеников 7 «Б» класса на основе дистанционных технологий.

Объект: оцифрованные исторические источники, архивные документы, семейные реликвии, использованные при изучении исторических событий.

Гипотеза: возможно ли осуществление сбора и систематизации данных о боевом пути родственников учеников нашего класса через дистанционные технологии.

Задачи:

- изучение оцифрованных архивных документов выложенных на специализированных сайтах;

- анализ источников и систематизация найденной информации;

- создание общей таблицы по всем воевавшим родственникам учеников нашего класса;

-создание общего боевого пути всех родственников (учеников нашего класса) и вывод его на общую картосхему;

- изучение литературы, связанной с событиями Великой Отечественной войны;

-изучение данных о воевавших родственниках учеников нашего класса;

- изучение карт Великой Отечественной войны;

Методы: поисково-исследовательский; историко-сравнительный, интервью, беседы; метод анализа; материально-предметное моделирование; сравнение

Материал для исследования: архивные документы, фотографии, воспоминания представителей старшего поколения, исторические интернет-ресурсы; исторические факты и события.

Практическая значимость: результаты проекта могут быть использованы на уроках истории и внеурочной деятельности, для более полного понимания событий Великой Отечественной войны. Так же данные полученные данные будут систематизированы и отправлены для уточнения данных на специализированные поисковые сайты.

1 Список участников ВОВ

Самым первым шагом в нашем исследовании стал опрос наших одноклассников и составление таблицы, в которую входили данные об учениках и их родственниках, которые были участниками Великой Отечественной войны или были работниками тыла и помогали фронту. Сбор информации занял достаточно много времени. Ведь у многих ребят бабушки и дедушки живут далеко. А в некоторых семьях вообще не сохранилась никакая информация о том, как жили их семьи в годы Великой Отечественной войны. А некоторые ребята смогли предоставить нам информацию сразу о нескольких своих воевавших родственниках.

Многие наши одноклассники принесли из дома семейные реликвии, такие как фотографии, награды, фронтовые письма, ветеранские карточки.

Для того, чтобы наша таблица была информативна и ее можно было проанализировать, ее необходимо составить по определенному образцу. Поэтому мы решили взять пункты из расширенного поиска сайта «Память народа»1. Нам понадобились следующие данные:

-имя, фамилия, отчество;

-фотография;

-дата рождения;

-дата призыва;

-место призыва;

-воинская часть;

-награды;

-дата награждения;

-место награждения;

-приказы о награждении;

-ранения;

-место пленения;

-лагерь военнопленных;

-госпиталь;

-место выбытия/смерти;

-дата выбытия/смерти;

-место захоронения.

На этом же сайте мы смогли найти и все данные касающиеся боевого пути наших предков, а так же наградные документы, приказы и другую информацию2.

При этом мы столкнулись с некоторой недоработкой сайта. Например, если мы точно знаем, что у человека было несколько наград, на сайте не всегда эти награды сразу можно увидеть. Приходилось пользоваться дополнительным поиском через браузер. Таким образом, получается, что не всегда награды были прикреплены к одному человеку.

Данные некоторых людей мы вообще не смогла найти в сети Интернет, они у нас есть благодаря семейным архивам.

У нас в классе 26 человек, из них два ученика являются братьями и у них один воевавший предок. Таким образом получилась очень внушительная таблица, в которой видно что 18 учеников нашего класса смогли дать информацию о 23 своих родственниках (приложение 1).

2. Интернет-ресурсы

Далее мы приступили к самостоятельному поиску подробной информации о всех родственниках наших учеников, для восстановления их боевого пути. Мы использовали для этого дистанционные технологии.

В первую очередь нам необходимо было определиться какие сайты и интернет-ресурсы можно использовать для поиска информации. В этом нам помог наш школьный исторический клуб «Память». Так мы узнали, что лучше всего для поиска данных о воевавших родственников подходят сайты «Подвиг народа», «Память народа», банк данных «Мемориал», «Бессмертный полк», «Солдат» и другие. На этих сайтах есть удобные системы поиска и самое главное, есть архивные документы, которые выступают главными историческими источниками.

3.Ошибки в документах

Большую часть родственников мы смогли найти без проблем, так как у нас были полные данные. И даже на сайтах сразу был указан боевой путь этих людей и все их боевые награды, с номерами указов и частей, где их вручали3.

Но мы в своем исследовании столкнулись с проблемами. У нашего одноклассника сохранилась в семейном архиве «Учетная карточка участника Великой Отечественной войны» (приложение 2). В этой карточке есть данные о месте и дате рождения, о дате призыва на фронт, о ранениях и даже есть номера эвакуационных госпиталей, где лечился наш военный. Там же была информация о том, что была вручена «Медаль за отвагу», но дата ее вручения была написана очень не четко. Тогда мы решили проверить эти данные через специальные сайты. Какого же было наше удивление, когда мы не смогли нигде найти никаких данных об этом человеке. Это было очень странно, ведь он прошел всю войну. Нам помогла наш научный руководитель, она предположила, что в фамилии могут быть допущены ошибки.

Нам повезло, что именно у этого исследуемого родственника было достаточно редкое отчество. Нам пришлось просмотреть всех людей на сайтах, которые родились в 1921 году и которых звали Иван Илларионович. В итоге мы нашли все данные о нашем герое. При этом мы столкнулись с четырьмя разными написаниями его фамилии и даже один раз отчества4. Но везде совпадало место рождения и год рождения.

4. Пропавшие без вести

К сожалению, есть среди родственников наших учеников и те, про кого до сих пор нет данных. Это - пропавшие без вести. В нашем исследовании мы обнаружили двух таких людей. Первый из них пропал без вести в самом конце войны –в апреле 1945 года. Но нам удалось найти данные о месте призыва и о месте выбытия из армии5. Во втором же случае мы только знаем откуда призвали человека. Мы нигде не смогли найти данных даже о месте, где он пропал. Единственное, что позволяет хоть примерно определить место, это ссылка на военно-пересыльный пункт6. При помощи нашего научного руководителя мы смогли найти перечень запасных и учебных частей РККА 1941-1945 годов7. И так как мы знаем примерно дату выбытия, то и военный путь этого человека мы смогли примерно проложить от Сталинобада до Воронежской области.

5. Нет данных…

В нашем исследовании мы столкнулись с тем, что про одного человека из нашего списка мы не смогли найти никакой информации. Это прабабушка нашего одноклассника. Хотя мы знали полностью имя, фамилию и отчества и примерно место рождения. Ни на одном сайте мы не смогли установить, как проходил боевой путь этой женщины. Родственники точно знают, что она была медсестрой и прошла всю войну. Но к сожалению, больше никаких уточняющих данных они не смогли нам дать. Мы надеемся, что данный о военных событиях из жизни этой женщины просто еще не внесены в базы данных и позже мы их обязательно найдем.

6. Картосхема боевого пути.

Для придания наглядности нашему исследованию мы решили создать картосхему. Ведь она позволит показать нашим одноклассникам масштаб той страшной воны. Для этого нам нужна была историческая карта периода Второй Мировой войны. Это вызвало определенные затруднения. Дело в том, что большинство военных карт в сети Интернет были представлены уже со схематическими изображениями и условными знаками разных военных событий. Либо они касались определенного района (или СССР или Европы). А нам нужна была карта Евразии, чтобы показать весь путь наших предков от дома в Советском Союзе до Берлина. Нам удалось найти карту мира 1942-1943 годов8. Она была в достаточно хорошем качестве и на ней были нанесены многие крупные города. Так как нам карта всего мира не была нужна, поэтому вы вырезали при помощи графического редактора из нее необходимую нам часть Евразии. После этого мы распечатали ее на школьном цветном принтере. У нас получилось 12 листов формата А3.Но названия городов были не четкими, поэтому мы их прорисовали маркером Мы заламинировали и склеили с части карты с обратной стороны

Самым сложным оказалось высчитать именно боевой пусть наших предков и правильно нанести его на карту. Это заняло больше всего времени и сил (приложение 3).

Прежде чем наносить боевой путь наших родственников, нам пришлось выработать определенные условные обозначения. Мы решили, что на карте путь каждого отдельного человека будет отмечен определенной цифрой и цветом. К тому же мы придумали специальные обозначения для разных событий, которые мы хотели отобразить на карте.

Заключение

Целью нашего проекта было изучение боевого пути родственников учеников 7 «Б» класса на основе дистанционных технологий.

Эта цель была полностью достигнута. Рабочая гипотеза подтвердилась. Наша работа наглядно показывает, что в современном мире при помощи современных технологий можно найти много информации о нашем прошлом, даже если изучаемые события проходили в самые страшные годы. Мы изучили боевой путь большинства предков учеников нашего класса. По полученным данным мы создали картосхему, благодаря которой можно понять схему передвижения войск, участие в битвах и даже направление военных действий. А самое главное мы смогли показать масштабность той страшной войны, территорию на которой она проходила и реальное участие и перемещение наших предков.

К сожалению, все меньше остается с нами живых свидетелей тех страшных событий. Но мы должны о них помнить, чтобы подобное не повторялось в наше время.

Наше исследование показало в рамках одного класса сопричастность всех людей нашей страны с Великой Отечественной войной. Мы смогли объединить в нашей работе наши семьи, разные поколения, коснуться исторической памяти разных семей. Для подбора материала многие дети обзванивали родных, некоторые впервые узнали фамилию, имя, отчество деда, прадеда и других родственников – участников ВОВ.

В дальнейшем мы планируем использовать полученные данные для создания общешкольного исследовательского проекта.

Библиографический список

Возвращенные имена. Книга Памяти России. [Сайт] URL: http://visz.nlr.ru/

Мемориал [Сайт] URL: //https://obd-memorial.ru/html/sources.htm

Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. — М.: Гуманит. изд. центр В ЛАД ОС, 2000. стр. 77.

Память народа //[Сайт] URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/?adv_search=y

Raster-maps, карты всех стран мира//[Сайт] URL: http://www.raster-maps.com/large-detailed-old-political-map-of-the-world-1942-43-in-russian/

Приложение1

Приложение 2

Приложение 3

1 Память народа //[Сайт] URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/?adv_search=y

2 Память народа [Сайт] URL:https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie20613763/

3 Память народа //[Сайт] URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_predstavlenie82429714/

4 Память народа //[Сайт] URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_yubileinaya_kartoteka1523164464/?backurl=%2Fheroes%2F%3Fadv_search%3Dy%26last_name%3D%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%26first_name%3D%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%26middle_name%3D%26date_birth%3D%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apamyat_voenkomat%3Apotery_vpp%3Apamyat_zsp_parts%3Akld_upk%3Akld_vmf%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%26page%3D1

5 Память народа //[Сайт] URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_dopolnitelnoe_donesenie59261420/?backurl=%2Fheroes%2F%3Fadv_search%3Dy%26last_name%3D%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D1%88%D1%83%D0%BA%20%26first_name%3D%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%26middle_name%3D%D0%95%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%26date_birth%3D1918%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%3Apotery_kartoteki%3Apotery_vpp%26page%3D1

6 Память народа //[Сайт] URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_vpp1980231322/?backurl=%2Fheroes%2F%3Flast_name%3D%D0%A1%D0%B0%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2%26first_name%3D%D0%A8%D0%B0%D0%BC%D1%81%D1%83%D1%82%D0%B4%D0%B8%D0%BD%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apamyat_voenkomat%3Apotery_vpp%3Apamyat_zsp_parts%3Akld_upk%3Akld_vmf%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%26page%3D3

7 Мемориал [Сайт] URL: https://obd-memorial.ru/html/help_ru.htm#link9

8Raster-maps, карты всех стран мира//[Сайт] URL: http://www.raster-maps.com/large-detailed-old-political-map-of-the-world-1942-43-in-russian/

Просмотров работы: 23