«НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ» (о творчестве И.П. Похитонова)

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ» (о творчестве И.П. Похитонова)

Гавага А.Е. 1
1МБОУ «Давыдовская СОШ с УИОП» Лискинского муниципального района Воронежской области
Макшанцева Л.В. 1
1МБОУ «Давыдовская СОШ с УИОП» Лискинского муниципального района
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Это какой-то чародей-художник, 

 

так мастерски, виртуозно сделано;
как он пишет – никак не поймешь… 
Чародей!»

И. Е. Репин

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек старается создать уют своему жилищу и украшает стены дома картинами с различными жанрами.

Нам известны русские живописцы и художники – передвижники, возглавляемые нашим земляком Иваном Крамским.

Моя работа «Необычное в обычном» о творчестве художника И.П. Похитонова, имевшего след в товариществе художников – передвижников.

В 2019 году я посетила художественную выставку в г.Воронеж и была очарована работами И.П. Похитонова. Для меня остро встал вопрос: почему имя этого художника малоизвестно? Повышение культурного уровня делает работу актуальной.

Так давайте попробуем приоткрыть завесы тайны по исследуемой теме.

К своему удивлению, в сети интернет я обнаружила интересные материалы по творчеству И.П. Похитонова. По изучению творчества этого художника работали многие исследователи, один из них Владимир Петров, эксперт Министерства культуры РФ.

Цель исследования: выявить особенности творчества Ивана Павловича Похитонова.

Задачи

Поиск и отбор материала по творчеству И.П. Похитонова.

Выявить особенности работ Ивана Павловича.

Узнать значимость картин в области культуры.

Провести социологическое исследование.

Сделать выводы по работе.

Объект исследования: творчество художника И.П. Похитонова и его картин.

Предмет исследования: картины И.П. Похитонова

База исследования: теоретической базой исследования явились материалы, представленные в сети интернет, художественные сборники и словари.

При проведении исследования выдвинута гипотеза: если творчество художника экспонируется в значимых местах, то он имеет популярность и в настоящее время.

Методы исследования:

Теоретический

а) Анализ и синтез полученного материала.

2. Практический

а) анализ

б) опрос

Новизна данного исследования состоит в нахождении необычного в обычном.

Практическая значимость состоит в возможности применения данных материалов в ходе проведения внеклассных мероприятий с целью повышения культурного уровня обучающихся.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ БИОГРАФИИ ПОХИТОНОВА ИВАНА ПАВЛОВИЧА

ПОХИТОНОВ Иван Павлович 27 января 1850 (деревня Матреновка Херсонской губернии) — 12 декабря 1923 (Брюссель). Живописец, график. Широкие просторы, на которых он провел первые двадцать пять лет своей жизни, несомненно, оказали глубокое влияние на его мировосприятие и художественное творчество. Всю свою жизнь он любил широкие равнины, влажные и болотистые низины, изобиловавшие водной дичью; в гористой же местности ему всегда не хватало простора. С юных лет он наблюдал жизнь

деревьев и растений, звезд и облаков, ставших свидетелями его уединения.

В его творчестве сочетаются поэтический взгляд на мир, свойственные русскому пейзажисту настроение, с истинно французской изысканностью.

ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ИСТОЧНИКАМ

Выявим: где, в какой семье родился Похитонов И.П.

ПОХИТОНОВ Иван Павлович 27 января 1850 — 12 декабря 1923. Родился в селе Матрёновка (Матрёно-Андреевка) Елисаветградского уезда Херсонской губернии (ныне Новоукраинский район Кировоградской области). Отца Похитонов Павел Данилович, артиллерийский офицер, сын запорожского казака Данилы Похитона. Мать Варвара Алексеевна, урождённая Белич, сербка.

Хотелось бы заметить историю дальних корней Похитонова. Его предки получили дворянское звание при Екатерине II в конце XVIII столетия. Будучи верными подданными, они неизменно отправлялись на военную службу в гвардейскую артиллерию, а потом доживали свой век в качестве сельских помещиков. У деда художника было 24 сына, старший из которых отличился в Персии в 1827 году под командованием Паскевича, покорителя Еревана. По случаю этой победы царь Николай I спросил отличившегося воина, какой награды тот хочет для себя. Ответ удивил царя: «Я прошу в качестве награды, чтобы мои 23 брата были освобождены от родительской власти и отданы в учение или помещены в кадетский корпус». Император-самодержец отдал приказ, и странная просьба воплотилась в жизнь. Младший из детей был еще младенцем; его отправили в кадетский корпус вместе с кормилицей. Именно он впоследствии стал отцом нашего Ивана Павловича.

Вывод: Похитонов Иван Павлович родился в семье артиллерийского офицера. При Екатерине II его предки имели дворянское звание.

2.2 Выявим: получил ли художник профессиональное образование?

До десятилетнего возраста маленький Ваня беззаботно жил в отцовском имении, получая домашнее образование. Родители предписывали ему военную карьеру, поэтому отправили его в Кадетский корпус в Полтаву, но год спустя мальчик бежал из этого заведения, о котором сохранил весьма негативные воспоминания. Его поместили затем в гимназию в Николаеве (1860). Уже тогда все свободное время он отдавал охоте и рисованию. Когда он предавался воспоминаниям о детстве, то с признательностью вспоминал о преподавателе немецкого, добром человеке, который высоко ценил его наброски и закрывал глаза на пробелы в домашних заданиях.

По завершении среднего образования Похитонов поступает в Петровско-Разумовскую земледельческую и лесную академию (1868) под Москвой. Там он проучился два года, а затем ему пришлось перейти ( т. к. в 1869 он был исключён из академии за участие в народовольческом кружке и выслан на родину) на естественное отделение Новороссийского университета в Одессе(1870—1871). В университете он увлекся зоологией и прилежно посещал занятия молодого профессора Мечникова. Между ними завязалась крепкая дружба, которая продлится до конца их дней.

Начинал Иван Павлович с копирования рисунков и гравюр старых мастеров. Учился на лучших произведениях русского и украинского искусства 19 столетия, интересовался техникой иконописи.

Из этого можно понять, что Похитонов не получил специального художественного образования и учился самостоятельно.

Вывод: профессионального художественного образования не получил, но овладевал профессиональными навыками самостоятельно, копируя гравюрных старых мастеров, всматриваясь в картинах художников-передвижников

2.3 Выявим: особенность творчества Ивана Похитонова?

На первый взгляд его картины очень маленькие и скромные, но чем дольше вглядываешься в них, тем сильнее изумляешься. Похитонов сделался художником «с ярко выраженным собственным лицом, со своими, на кого не похожим видением натуры, с тонким индивидуальным лиризмом»,- как писал исследователь русской пейзажной живописи А.А. Федоров-Давыдов.

Постоянный мотив творчества - люди, живущие в согласии с природой. Несмотря на миниатюрность их фигурок, порой занимающих буквально несколько квадратных миллиметров, предстают в работах художника «как живые».

Выясним, размеры картин художника

Основные размеры: 20.5 x 26cм . 18 x 26 см , 14.2 х 21.3 см, 11,8 х 28,8 см, 15 x 25 cм, 13,5 х 17 см, 18.9 × 32.6 cм. и др.

Например, «Портрет Л. Н.Толстого на террасе». 1905. Дерево, масло
имеет размеры 12 x 10 см. 
Самая большая работа :  «Охота в лесу». 1879 . Холст, масло - имеет размеры 56 х 40,5см

Самая наименьшая работа по размерам «Нини в кресле сидит»- имеет размеры 11 × 6.4 cm

Вывод: художник при создании картин использовал разные размеры и не был приверженцем одного размера

Вывод: Особенность творчества Ивана Павловича заключается в миниатюрности картин.

2.4 Выявим: особенности материала и инструментов художника?

У Похитонова была оригинальная техника выполнения картин. Для своих картин он выбирал подходящие маленькие дощечки красного или лимонного дерева, закреплял оборотную сторону поперечными планками, чтобы дощечки не коробились, покрывал их густым слоем тёмной мастики и в таком виде выдерживал их несколько лет.

Выдержанную дощечку Похитонов покрывал слоем белого грунта, давал ему просохнуть, шлифовал и начинал писать. Время от времени он отставлял картину для просушки нанесённых мазков. В нужных местах подчищал и снова писал.

Такой системой письма он добивался тончайших красочных оттенков, его картины светились, как драгоценные камни. Художник пользовался не только тончайшими кистями ("тонкими, как комариное жало" - как говорил о них сам художник), но также мастихинами, рыбьими костями, скальпелем. Конечно, в его арсенале были лупы. И ещё сдвоенные очки - в кото рых были одновременно увеличительные и отдаляющие стекла.

Вывод: у Похитонова была оригинальная техника выполнения картин. Для создания своих полотен он использовал определённые инструменты.

2.5 Выясним: имел ли Похитонов особенность техники живописного письма?

При создании своих творений он использовал технику многослойной масляной живописи, возможно с применением сиккатива, или тянущего грунта. Визуально можно сравнить с техникой пуантилизма и импрессионизма, так как палитра очень гармонична и свежа. Так же объём и пространство в картинах создаётся путём создания сложной живописной фактуры.

В своих произведениях, всегда построенных на сочетании тончайших оттенков цвета, органично соединил приемы барбизонцев, поклонником которых он являлся, и традиции русской пейзажной школы. Обращался также к жанру натюрморта и портрету.

Вывод: Особенность заключалась в технике исполнения картин. (многослойной масляной живописи)

2.6 Выясним: имел ли художник почитателей его творчества?

Первый поток почитателей он обрёл в марте 1876 года. Ничего не говоря друзьям, он впервые принял участие в выставке. Это был Салон на Елисейских полях, где он представил портрет и пейзаж. Ему повезло: вскоре его представили Мейсонье, которому рассказали о молодом русском, мечтающем услышать его мнение.

Великий художник, тогда находившился на вершине своей славы. Похвала от столь высокого авторитета стала началом популярности Похитонова. В тот период времени более масштабно начали выделять миниатюрные живописные работы молодого художника; все отмечают, что имеют дело с феноменальной личностью, с талантом поистине выдающимся, достойным внимания самых великих знатоков.

Художники прониклись к живописцу не меньшим уважением, чем критики.

Открытие Международной выставки живописи состоялось 15 мая 1882 года в галерее Жоржа Пти. Францию представили Жюль Дюпре, Жером и Бодри, Австрию - Шарлемон вместо Макарта, Америка отказалась от участия. Как видим, художники международного искусства приняли в свою среду Похитонова. По итогам этой выставки восторги прессы ни в чем не уступили похвалам, высказанным годом ранее. Упоминаются его работы «Табун лошадей», «Дровосек», «Девушка за вышивкой». Миниатюризм, пишут они, доведен здесь до совершенства.

Успех в Париже был так велик, что Похитонов получает одновременно - что стоит отметить! -17 предложений заключить контракт от основных торговцев картинами в Париже. Подписывает он его с Жоржем Пти сроком на 69 лет.

Пейзажи И. П. Похитонова высоко ценили все крупные русские художники второй половины XIX - начала XX века: И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, В. М. Васнецов, В. А. Серов и др.

Едва ли не с первых шагов в искусстве, с конца 1870-х годов, времени его первых выступлений на выставках Салона Елисейских полей, Похитонов был окружен признанием и восхищением. Его называли «русским Мейсонье». Похитонов был одним из любимых художников Павла Михайловича Третьякова, он приобрел более двадцати работ мастера. Третьяков, знаменитый московский меценат, наносит ему визит в Тру-Луэт и приобретает серию картин, среди которых напряженно-эмоциональные «Зимний день» (13 х 20) и «Зима» (20 х 18)

Основная часть работ, составляющая нынешнюю коллекцию произведений Похитонова в Третьяковской галерее, была выслана собирателю по предварительной договоренности с ним и с условием, что Третьяков может не принять любую из них или отказаться от всех картин.

Большая часть архива художника погибла во время Второй мировой войны, а сохранившаяся пока малодоступна.

Творчество мастера восхищало художников разных направлений - реалиста Ж. Бастьен - Лепажа, символиста Г. Моро, близкого к импрессионистам Э. Карьера, предоставившего Похитонову свою мастерскую в тупике Элен.

Вывод: Многие известные личности почитали творчество Похитонова Ивана Павловича.

2.7 Выявим: была ли известность художника в России?

Через Жоржа Пти - организатора знаменитых выставок Энгра, Похитонов получил заказ от Александра III на изображение местностей Болгарии, где будущий царь останавливался во время русско - турецкой войны 1877 - 1878 гг. После смерти царя панно украшали апартаменты вдовствующей императрицы Марии Федоровны и, по - видимому, были вывезены ей из России в 1917 году.

Выявим значительные знакомства в России

1905 —Гостил у писателя Толстого Л. Н. в имении Ясная Поляна.

Был знаком И.Тургеневым, с П.М. Третьяковым, А. Боголюбовым, В. Поленовым, В. Верещагиным, И. Крамским,  И. Остроуховым, И. Репиным, называвшие его «чародеем».

Кстати, портреты И.Тургенева, Л.Толстого написанные художником, были любимы портретируемыми. Портретами восхищались, говорили, что «голова Л.Толстого с горошину, а как похож»

Вывод: широкой известности в России не было, но его знали прогрессивные люди того времени.

2.8 Выявим: была ли известность художника за границей?

Во Франции Ивана Павловича Похитонова знают намного лучше. Он выставлял свои работы в Салоне, и о степени его успеха говорит тот факт, что парижские торговцы картинами наперебой предлагали Похитонову заключить контракт на самых выгодных условиях.

Благодарная память о Похитонове сохраняется и поныне. Его произведениями дорожат коллекционеры – истинные ценители живописи. Память о нем живет в названии одной из улиц Жюпиля, получившей имя художника, в трудах историков Льежа, в исследованиях искусствоведов.

Вывод: Иван Павлович более известен за границей.

2.9 Выясним: как Похитонов оказался за границей?

Впервые заграничные земли Иван Павлович посетил в 1871 году— с матерью и больной сестрой уехал в Швейцарию. Во время своего путешествия он много занимается живописью. Один из торговцев картинами, не без уговоров, соглашается выставить работы Похитонова в своём магазине. Уже на следующий день они нашли покупателя.

1877 — переехал в Париж в связи с болезнью сестры.

Вывод: художник вынужден был переехать в Париж со своей мамой и больной сестрой.

2.10 Выясним: при каких обстоятельствах художник участвует в заграничных и в выставке передвижников?

1876 — после посещения в Одессе  выставки товарищества передвижных художественных выставок и знакомства с художником Размарицыным А. П., решил учиться живописи за границей. В конце года уехал в Италию.

1886 — Участие в XVIII в выставке Товарищества передвижных художественных выставок и в Первой выставке Товарищества южнорусских художников.

1877 —Принимал участие в деятельности Общества взаимовспоможения и благотворительности русских художников за границей.

1878 — Работы Похитонова выставлены в Салоне Елисейских полей.

1882 — Долгосрочный контракт с Жоржем Пти. Участие в Международной выставке в Париже, организованной Пти.

1902—1905 — Жил в России, преимущественно в имении Жабовщина (Минская губерния).

1904 — Удостоен звания действительного члена Академии художеств в Петербурге.

1905 — Стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

1911 — В московской галерее Лемерсье прошла персональная выставка Похитонова.

1922 — Персональная выставка в Льеже.

3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Проведение социологического опроса

Мы решили выяснить об известности художника И.П. Похитонована среди одноклассников и на улицах родного края. При проведении опроса среди моих сверстников и пожилых людей на улицах поселка Давыдовка и г. Лиски был заданы вопросы о творчестве И.П. Похитонова.

Таблица

Вопросы

Сельские жители

Городские жители

30 чел.

15 чел.

Подростки, молодые люди до 30 лет.

Жители от 30 лет и выше

Подростки, молодые люди до 30 лет

15 чел

15 чел

15 чел

 

Нет

Да

нет

да

нет

да

Заинтересованы ли вы в творческой деятельности?

2

13

4

11

5

10

Есть ли в вашей семье картины?

2

13

0

15

2

13

Известно ли вам имя Иван Павлович Похитонов?

14

1

13

2

13

2

Хотели бы вы знать, чем знаменито творчество Ивана Похитонова?

5

10

0

15

6

9

Вывод: из проведенного опроса видно, что практически в каждой семье имеются картины и люди заинтересованы в творческой деятельности.

Имя художника Иван Павлович Похитонов малоизвестно и не слуху. Опрашиваемые выразили желание узнать о творчестве художника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы выяснили необычность в обычном: миниатюрность живописи с особенной техникой живописного письма.- это творчество Ивана Похитонова.

Большую часть жизни художник прожил за границей. В России сотрудничал с художниками –передвижниками. Хорошо был известен во Франции и малоизвестен в России. Имел много заказов и персональных выставок. 23 работы были приобретены Павлом Третьяковым.

В наши дни художник несправедливо забыт, что подтвердил соц. опрос , но как напоминание об уникальном творчестве проводятся выставки в крупных городах России.

И выдвинутая гипотеза: если творчество художника экспонируется в значимых местах, то он имеет популярность и в настоящее время –к сожалению, частично нашла свое подтверждение.

Иван Павлович Похитонов обогатил всемирное художественное наследие; добавив блестящие страницы к великой книге красоты, он встал в один ряд с великими мастерами. Он с любовью воспел не только западноевропейские красоты, но и частичку нашей страны и мы склоняемся перед его памятью с волнением и признательностью.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Пастон Э.В. Похитонов, Иван // Чародей-художник .Каталог выставки из собрания Государственной Третьяковской Галереи и коллекции Маргания О.Л. К 160-летию со дня рождения Ивана Павловича Похитонова 1850-1923 / Ответственный редактор издания, автор статьи Иовлева, Л.И.. — Государственная Третьяковская Галерея. — М: Пинакотека(Москва), 2010. — С. 86 ил.. — 180 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-903888-16-0.

Петров Владимир. Похитонов, Иван // Иван Похитонов / Ответственный редактор издания, Борисовская Н.. — Серия альбомов о жизни и творчестве выдающихся художников. — М: Белый город(Москва), 2003. — С. 80 ил.. — 48 с. — (Альбом из серии Мастера живописи). — 3000 экз. — ISBN 5-7793-0704-0.

ps://ru.wikipedia.org/wiki/Похитонов,_Иван_Павлович

Просмотров работы: 171