Геометрия логотипа

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Геометрия логотипа

Федоров Г.Д. 1
1МБОУ Лицей №40 при УлГУ
Гуськова А.Г. 1
1МБОУ Лицей №40 при УлГУ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Согласно недавним исследованиям психологов, логотипы засели в наших головах настолько прочно, что мы можем узнавать их, начиная с двухлетнего возраста, и маленькие дети могут связать продукт с логотипом в 67% случаев. Созданием логотипов занимается целая группа профессионалов, которые изучили психологию человека и могут с уверенностью сказать какой логотип нам понравится и запомнится, а какой нет.

Актуальность темы. Логотипы в жизни человека появились так давно, что современный человек не может представить свою жизнь без них. Они окружают нас везде и избежать их влияния совершенно невозможно.

А задавался ли кто-нибудь вопросами: что означает тот или иной логотип, почему создатели компаний выбрали именно этот знак для своей продукции, как нарисовать логотип.

Проблема исследования: что влияет на создание логотипа.

Цели работы:

Узнать, что влияет на создание логотипа

Рассмотреть различные виды логотипов.

Выявить способы построения известных логотипов с помощью геометрии

Создать вариант логотипа класса

Задачи:

Проанализировать научную литературу.

Исследовать виды логотипов.

Найти наиболее распространенные геометрические фигуры, использующиеся в логотипах.

Показать построение известных логотипов геометрическим способом.

Построить логотип-эмблему нашего класса

Объект исследования: процесс создания логотипов.

Предмет исследования: логотипы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Определение логотипа и его связь с геометрией.

Логотип (от др.-греч. λόγος — слово + τύπος — отпечаток) — это графическое изображение, которое служит «лицом» или визитной карточкой компании, территориального образования, организации и частного лица для повышения узнаваемости и распознаваемости в социуме.

Логотип — важнейший элемент имиджа компании. Он служит, в первую очередь, для идентификации компании на рынке. Логотипы появились для того, чтобы отличать продукцию различных фирм в рамках одной отрасли. Зарегистрированная торговая марка защищает компанию от недобросовестной конкуренции. В восприятии потребителя наличие логотипа или товарного знака фирмы, имеющей устоявшуюся репутацию, является гарантией качества товара. Товары, не имеющие известного логотипа, называют noname (ноунейм).

Логотип может представлять собой как чисто графический знак, так и сочетание с названием сущности, которую он идентифицирует, в виде стилизованных букв и/или идеограммы. Логотипы широко применяются для изображения товарных знаков, в качестве эмблем юридических лиц.

Геометрия — раздел математики, изучающий пространственные структуры и отношения, а также их обобщения.

Логотипы и знаки, построенные на основе геометрических фигур, из года в год входят в тренды логотипостроения. Чтобы создать эффективный и элегантный логотип, его лучше нарисовать вручную.

История создания логотипа

Слово «логотип» имеет греческое происхождение и состоит из 2-х слов — «слово» и «отпечаток». Еще в древние времена у важных и влиятельных семей были свои символики, которые могли использоваться на гербе рода, флаге, скоте, рабах и прочем имуществе. Более того нередко и у известных торговцев, ремесленников и скотоводов имелись свои индивидуальные знаки отличия, клейма.

Сам термин «логотип» появляется только в 19 веке на волне роста производства. Так первым официально зарегистрированным логотипом становится товарный знак пивоваренной компании «Басс» (рис.1), торжественное оформление которого состоялось в Англии в 1876 году. Так же к одним из первых логотипов относится графическое начертание продукции «Кока-Кола», оформление состоялось в 1886 году.

Типы логотипов

 Логотипы можно разбить на следующие подгруппы и выделить особенности:  

Символические (используются различные символы, которые ведут ассоциативно к компании) (рис.2. 1).

Текстовые (в логотипе используется написание компании в определенном стиле, цвете и размере) (рис.2.2).

Комбинированные (символические сочетают с буквенными) (рис.2.3).

Эмблемы (довольно сложный вид логотипа, здесь используется художественная форма, в которую вписывают определенным образом название компании) (рис.2.4).

Б уквенно-цифровые (используются инициалы или первые буквы названия) (рис.2.5).

 

Рис.2. Типы логотипов.

Форма и цвет в логотипостроении.

При создании логотипов дизайнеры часто используют простые геометрические формы, такие, как круг, квадрат, треугольник и т.д. или их сочетание.

Это связано с тем, что логотипы, содержащие простые геометрические формы, легко воспринимаются глазом и хорошо запоминаются. Среди форм логотипов встречаются различные вариации, и каждая из них передает определенный настрой и придает смысл, который вкладывается в логотип. Ассоциации, которые формы логотипа несут в себе:

Круг- сообщество, дружба, единство.

Кольцо- прочность и решительность.

Кривая- адаптивность, гибкость, податливость.

Квадрат- стабильность, постоянство.

Треугольник- сила, знание.

Линии вертикальные- выносливость, прочность.

Линии горизонтальные- спокойствие, покой.

Психологами давно установлено, что цвета несут в себе ассоциации и создают настроение. Продуманное цветовое решение при подборе фирменных цветов — это одно из условий создания хорошего логотипа, они помогают усилить его эмоциональную составляющую. Хотя всё зависит от конкретного человека, психологам удалось выделить несколько общих моментов:

Синий наиболее стабильный и популярный корпоративный цвет. Ассоциации: доверие, консервативность, прочность, мужественность.

Черный. Данный цвет чаще используют компании в премиум-сегменте, в монохромном исполнении или же в паре с другим цветом. Ассоциации: утонченность, роскошь, стиль, элегантность, статусность.

Красный-цвет восклицания. Ассоциации: внимание, любовь, смелость, восторг, действие, сила.

Желтый. Данный цвет в логотипе требует определенного обрамления и редко идет самостоятельно. Ассоциации: логический, оптимистичный, творческий, игривый, прогрессивный, уверенный.

Оранжевый. Использование данного цвета чаще ассоциируется с призывом к какому-либо действию. Оранжевый цвет вызывает аппетит. Ассоциация: энергичный, доступный, увлеченный, счастливый, дружелюбный.

Зеленый. Данный цвет занимает первенство среди успокаивающих цветов. Также он имеет прямое значение: «вперед». Часто его используют эко-компании. Ассоциации: богатство, свежесть, природа, гармония, жизнь, новизна, рост.

Фиолетовый. Этот цвет часто рассматривают, как элитный. В этом цвете делают упаковки сладостей и игрушек, так как он очень нравится детям. Ассоциации: тайна, творчество, уникальность, величественность, церемониальность.

Но при выборе стоит остановиться не более чем на двух главных цветах, которые будут придавать индивидуальность компании и ассоциироваться с ней.

Геометрические преобразования в логотипах.

Геометрическое преобразование плоскости - взаимно-однозначное отображение этой плоскости на себя. Наиболее важными геометрическими преобразованиями являются движения, т.е. преобразования, сохраняющие расстояние. Примерами движений плоскости являются осевая и центральная симметрия, параллельный перенос, поворот, а также преобразование подобия.

При построении некоторых логотипов можно использовать вышеперечисленные геометрические преобразования.

Например, для построения логотипа Audi можно изобразить 1 кольцо и далее, параллельно перенести 3 копии данной фигуры относительно исходного кольца и расположить в необходимой конфигурации (Рис.3).

При построении логотипа BMW можно использовать такие его свойства, как симметричность относительно вертикальной и горизонтальной осей. Тогда построение можно свести к изображению одной половины знака и поворота ее на 180°(Рис.4).

Также, мы видим симметричность относительно осей 45° и 135° относительно горизонтальной оси, т.е знак можно построить с помощью зеркального отражения (Рис.5)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Логотип это самый основной и узнаваемый элемент фирменного стиля , поэтому его созданию уделяется большое внимание. В своей работе я изучил типы логотипов, влияние выбора цвета и формы при их создании. Рассмотрел как можно использовать геометрические преобразования, а также построил уже известные эмблемы некоторых автомобильных марок (Приложение 1) и придумал логотип-эмблему нашего класса (Приложение 2).

Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования достигнуты, а цель решена.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Хембри Райн. Самый полный справочник. Графический дизайн. Пер. с англ. А.В. Банкрашкова.- М., 2008

Элис Туэмлоу. Графический дизайн: фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи  Перев. с англ. К. Крутских - М., 2005

 http://www.factroom.ru/facts/50079

 https://mindrepublic.ru/articles/dizayn-yeffektivnogo-logotipa-chast-3/

http://Wikipedia.ru.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Построение логотипов известных автомобильных марок.

Как говорилось раннее, при создании логотипов дизайнеры часто используют простые геометрические формы. Попробуем с помощью этих фигур начертить логотипы известных автомобильных брендов.

Логотип компании Mitsubishi Motors мы можем представить в виде равностороннего треугольника АВС , разбитого на 9 равных равносторонних и подобных АВС треугольников. (рис.6)

Следовательно, чтобы построить данный логотип, нам нужно будет всего 2 вида треугольников: основной (большой равносторонний) и подобный ему маленький треугольник с коэффициентом подобия 1/9.

Начертим равносторонний треугольник АВС и 6 подобных ему треугольников А1 так, чтобы получились 3 ромба, состоящие из двух треугольников А1 и делящие плоскость на 3 равные части.(Рис.6) Логотип готов!

Чтобы построить логотип марки Mercedes-Benz нам необходимо построить трехконечную звезду (Рис.7).

Поставим точку О – центр окружности и начертим с помощью циркуля окружность радиуса r;

С помощью циркуля начертим еще одну окружность с центром в точке О радиусом R;

Проведем вертикальный отрезок из центра окружности OD;

С помощью транспортира откладываем отрезки OD1 и OD2, делящие окружность на 3 равные части;

С помощью транспортира откладываем пунктирной линией отрезки OF1, OF2, OF3 так, чтобы угол между OF2 и OD был равен 60 и угол между OF1 и OF2, OF2 и OF3 был равен 120 Отмечаем точки соприкосновения OF1, OF2 и OF3 с окружностью диаметром r.

Соединяем точки А1, А2, А3 с точками D, D1, D2.

В оригинальном логотипе Mercedes- Benz Трехконечная звезда вписана в кольцо. Для этого нужно вокруг трехконечной звезды начертить 2 окружности разного диаметра. (Рис.8).

Часто используется в логотипах геометрическая форма эллипс. Он ассоциируется с развитием, движением, стремлением к совершенству. Использование такой формы в логотипах подходит для современных быстроразвивающихся, амбициозных компаний. Наверное, по этой причине логотипы в форме эллипса часто используют автомобильные компании.

Задаем систему координат и проводим 2 прямые под углом 30° относительно прямой х в I и IV четвертях (Рис.9.1);

Чертим окружность произвольного диаметра с центром в начале координат и отмечаем точки в местах пересечения раннее созданных прямых с окружностью (Рис.9.2);

С помощью циркуля чертим дуги EA и BD с радиусом EC (Рис.9.3);

Чертим дуги EB и AD радиусом FB (Рис.9.4):

Начертим два подобных эллипса так, чтобы один являлся толщинной линией второго в пропорции ( внутреннего эллипса) (Рис.10.1);

Нарисуем еще 2 эллипса так, чтобы края раннее начерченных совпадали с краями новых в пропорции внутреннего эллипса) (Рис.10.2);

Сотрем ненужные линии (Рис.10.3);

Изобразим 2 эллипса перпендикулярно двум предыдущим в пропорции

Сотрем ненужные линии и раскрасим: логотип готов! (Рис.10.5)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Построение эмблемы - логотипа класса.

Для создания своего уникального логотипа стоит учитывать много нюансов и прежде чем брать в руки карандаш, необходимо провести анализ нашего класса.

Наш коллектив состоит из 12 девушек и 13 юношей. Почти все ученики учатся на «хорошо» и «отлично». Все ребята нашего класса активно принимают участия в различных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах как школьных, так и всероссийских и международных. Причем, в большинстве из них занимают призовые места. Команда нашего класса много раз занимала первые места на городских мероприятиях. Мы очень дружно и весело проводим совместный досуг.

Исходя из вышеизложенного, я выбрал синий и белый цвет для логотипа, так как синий–цвет стабильности, прочности и доверия. Белый цвет положительно влияет на зрение, снижает конфликтность, помогает сосредоточиться. Люди, выбирающие этот цвет, оптимистичны, любопытны, их привлекает все новое, они стремятся отстоять свою точку зрения.

Основную фигуру для эмблемы класса я выбрал круг. Он подразумевает множество индивидуумов или частей, составляющих единое целое, выразит идею дружбы, единства, миролюбия, движения.

Чтобы показать доминирующие качества нашего класса такие как ум, целеустремленность, я поместил в центр круга сову .

Построение (Рис.11).

Ставим произвольную точку О;

Проводим окружность с центром в точке О радиусом R;

Отступаем от точки О по горизонтальной прямой на расстояние, равное R и отмечаем точку О1;

Проводим окружность с центром в точке О­1 радиусом R;

Через точки О и О1 Проводим прямую a;

Места пересечения окружностей с прямой а отмечаем точками А, А1, В, В1;

На отрезке ОО1 находим середину и отмечаем ее точкой О2;

Через точку О2 проводим прямую b, перпендикулярную прямой а;

Середины отрезков АВ и А1В1 обозначаем точками С и С1;

Через точки С и С1 проводим прямые с и с1, перпендикулярные прямой а;

На прямых с и с1 вниз отмерим отрезки CD и CD1, равные R;

Чертим окружности с центрами в точках D и D1 радиусом R;

Из точек C и C1 откладываем вверх отрезки СЕ и С1Е1, равные R;

Через точки Е и Е1 проводим прямую е, параллельную прямой а;

Место пересечения прямых b и а отмечаем точкой Y;

Места пересечения прямой е и окружностями отметим точками Fи F1;

Отметим середины отрезков FY и F1Y1 точками Z и Z1­;

Начертим окружности с центрами в точках Z и Z1 радиусами ZY (R2);

Проведем окружности с центрами в точках Z и R2;

Из точки Y кривыми линиями образуем линию бровей;

В середине отрезка О2Y отмечаем точку Y1;

Из точки Y1 проводим отрезки до точек Z и Z1;

С помощью прямоугольника и равнобедренного треугольника изображаем головной убор;

Стираем лишние линии;

Чертим дугу под получившейся совой;

Описываем вокруг совы окружность;

Чертим вторую окружность на небольшом расстоянии от первой;

Между двумя окружностями пишем «8Б класс Лицей при УлГУ».

 

Рис. 12. Эмблема класса

Просмотров работы: 458