Введение
Как-то дома на выходных мне мама показала очень увлекательное занятие – рисование по клеточкам. Мне очень понравилось перерисовывать по клеточкам определенные узоры и картинки. Их можно было рисовать и простым карандашом, а также цветными карандашами и ручками. Рисунки, выполненные по клеточкам, мы находили в журналах, придумывали сами и перерисовывали их в тетрадку. После этого мы стали дополнять простенькие картинки своими рисунками по клеточкам, начали сами придумывать рисунки. Позже в интернете мы увидели цветные рисунки, выполненные по клеточкам, они мне очень понравились, и я стала перерисовывать их в свою тетрадку.
Потом я узнала еще один вид интересных заданий, которые называются графические диктанты. Мне очень нравилось, что когда после выполнения команд «две клетки вверх, одну вправо…и т.д.» у меня получались интересные картинки. Мы с мамой и братом стали часто диктовать друг дружке команды, в результате выполнения которых мы получали интересные картинки. А затем стали сами придумывать такие рисунки по клеточкам, скоро это увлечение переросло в наше хобби (Приложение 1). Поэтому, когда я в школе узнала, что нужно будет писать проект, я ни минуты не сомневалась, про что я хотела бы рассказать всему классу. Так я выбрала тему моего будущего проекта.
Тема моего проекта – «Рисование по клеточкам».
Рисование по клеточкам – это способ развития у ребенка пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Выполняя такие задания, мы расширяем свой кругозор, увеличиваем словарный запас, учимся ориентироваться в тетради.
Таким образом, целью моего проекта является познакомить ребят с одним из способов такой ориентировки на плоскости, а именно рисованию по клеточкам. Определить, как графические диктанты по клеточкам помогают ученикам в математике.
Мы начали с того, что сформулировали задачи, которые бы помогли мне достичь цели моего проекта.
Задачи работы:
1. Собрать имеющуюся в литературе и на интернет-сайтах информацию по теме исследования.
2. Рассмотреть существующие разновидности рисования по клеточкам.
3. Выявить особенности увлечения рисованием по клеточкам.
3. Сделать вывод о значимости рисования по клеточкам для учеников первых классов.
4. Создать собственный многоцветный рисунок по клеточкам.
5. Создать серию собственных рисунков по клеточкам, которые могут быть использованы как в качестве графического диктанта, так и для перерисовывания.
Гипотеза моего проекта – может ли рисование по клеточкам помочь нам лучше запомнить понятия «право», «лево», «вверх», «вниз», а также научить нас быстро и без ошибок считать.
Рисование по клеточкам – не только захватывающий, но и весьма полезный процесс. Он помогает скоротать время, разнообразить досуг, развить логическое, творческое мышление. Такая техника полезна не только для взрослых, но и для детей. В некоторых детских садах и школах проводят графические диктанты, для взрослых существуют различные схемы на просторах интернета, а также увлекательные японские кроссворды, в основе которых лежит закрашивание определенного количества клеток цветом так, чтобы в результате получилась картина.
Закрашивание квадратиков кажется невинным развлечением. Но такое творчество позволяет создавать сложные, многокомпонентные картины. Обилие деталей достигается за счет размеров клеток, использования разных тонов и способов штриховки. Освоение техники начинается с простого карандаша и обычного тетрадного листа – затем можно переходить на другие поверхности и инструменты.
Изначально эта техника рисования была придумана для обучения рисованию совсем маленьких детей. Чаще всего графические диктанты используют для подготовки детей к школе. Но сегодня – всё изменилось, поскольку картинки по клеточкам стали нравится не только детям, но и взрослым!
Для детей подойдут совсем простые картинки, взрослым будет интересно рисовать по клеточкам картинки более сложные. Подобный вид рисования полезен в любом возрасте – он развивает усидчивость, геометрическое восприятие предметов, ориентацию в пространстве.
Если вы полюбите такое схематическое рисование, это очень поможет вам в дальнейшем развитии, сколько бы лет вам не было. Интересно и то, что люди, освоившие технику такого рисования, уже не могут остановиться. Это становится настоящим хобби.
Спектр использования такой техники достаточно широк: смайлики, животные и даже большие сюжеты! Даже морской бой относится к данному виду творчества. Это увлекательно и совсем несложно, стоит только захотеть.
Хочется отметить плюсы, которые дает нам рисование по клеточкам:
рисунки на клеточках развивают математические способности, так как приходится постоянно считать количество закрашиваемой области, особенно при решении японских кроссвордов;
при написании графических диктантов развивается логическое мышление, которое потом поможет нам в математике, литературе, информатике и других предметах;
улучшение пространственного, объемного восприятия;
развитие усидчивости, внимания и координации;
При создании рисунка обычно пользуются двумя способами:
первый способ — построчный: заполняются разными цветами строчка за строчкой
второй способ — клетки закрашиваются поочередно: сначала используется один цвет, потом — другой и так далее
Для создания рисунка нам понадобятся:
цветные карандаши или маркеры (можно использовать фломастеры, простой карандаш, обычную ручку)
тетрадь в клеточку со светлыми листами (Приложение 2)
В рисовании по клеточкам есть несколько вариантов (Приложение 3):
рисование по готовым схемам (срисовывание)
Закрашивая клетки за клеткой по готовому шаблону можно создать понравившуюся картинку. Так же можно разнообразить этот данный вид рисования заданиями типа «Повтори и продолжи», которые заключаются в прорисовывании сложных, но повторяющихся узорах. Самые простые упражнения этого вида – это геометрические орнаменты.
графические диктанты (повтор по образцу геометрического рисунка или выполнение под диктовку последовательности действий с указанием числа клеточек и их направлений)
Графический диктант – это рисование по клеткам. Только рисовать нужно не как хочется, а как диктует в соответствии с заданием учитель или родитель.
Задания для графического диктанта могут быть разного вида:
воспроизведение точной копии фигуры по образцу;
рисование фигуры под диктовку педагога, который называет последовательность действий: сколько клеточек, в каком направлении нужно прорисовать (задание на слух);
задания без нарисованной фигуры, а лишь с указанием обозначений, по которым ученик сам рисует. В такой схеме количество клеточек указывается цифрой, а направление, куда надо двигаться, — стрелочкой.
рисование зеркального отражения рисунка
В таких заданиях предлагается половина нарисованного рисунка, а ребенку необходимо дорисовать вторую половину по образцу, но только соблюдая зеркальное отображение.
зашифровывание готового рисунка стрелочками
Линиями по клеточкам нарисована фигура, которую необходимо зашифровать с указанием направления движения («вверх», «вниз», «вправо», «влево») и количества клеток в том или ином направлении. Просто зашифровывать не интересно, да и нужно проверять, правильно ли удалось составить шифр. Так родилась идея сначала зашифровывать, а потом рисовать рисунок, опираясь на составленный шифр.Такое задание можно делать в паре, а можно делать и одному.
5. японские кроссворды (черно-белые и многоцветные картины)
Этот вид рисования по клеточкам можно считать одним из самых сложных, так как здесь необходимо много вычислять и стараться не ошибаться. Этот вид рисования подойдет более взрослым ребятам и тем, кто уже в совершенстве освоил простые методы рисования по клеточкам. Далее расскажем более подробно, в чем особенность такого рисования, которое получило название японские кроссворды.
Японский кроссворд (по-другому нонограмма) — это головоломка, в которой, в отличие от обычных кроссвордов, зашифрованы не слова, а изображения.
Правильно разгадать японский кроссворд – значит, восстановить изображение, зашифрованное с помощью цифр. Шифрованным изображением может быть любой объект: транспорт, животное, человек, любые символы.
Японские кроссворды делятся на два вида - чёрно-белые и цветные. В чёрно-белых кроссвордах изображение содержит только два цвета: чёрный и белый, причём само изображение может быть как чёрным на белом фоне, так и белым на чёрном. В цветных кроссвордах изображение создается несколькими цветами.
Само изображение в японском кроссворде формируется путем закрашивания отдельных клеток в чёрный цвет. Не закрашенная клетка при этом считается белой. Цифры в сетке японского кроссворда слева и сверху означают количество заштрихованных клеток, идущих подряд, без пропусков, по горизонтали и вертикали соответственно. Каждая отдельная цифра обозначает отдельную группу. Причём между группами должна быть как минимум одна не закрашенная клетка. Пустые клетки могут быть и по краям рядов.
Таким образом, выше мы рассмотрели существующие виды рисования по клеточкам, материалы, которые нужны для работы. Указали, какие особенности у каждого вида.
Исследование
Многим ребятам графические диктанты кажутся развлечением, но у многих они в то же время вызывают трудности. Преодолевая эти трудности дети учатся, запоминают такие понятия, как право и лево, верх и низ. Поэтому исследовательская часть моего проекта заключалась в том, чтобы на практике проверить, как рисование по клеточкам помогает ребятам ориентироваться на листе бумаги, запоминать такие понятия, как право и лево, верх и низ, а также быстро и правильно считать.
Так для проверки гипотезы я провела исследование среди учеников первых классов. Моё исследование заключалось в проведении тестирования среди всех учеников первых классов. Тестирование проходило в январе и в начале марта, а именно до того, как ребята стали регулярно заниматься рисованием по клеточкам и после регулярных тренировок.
В тестировании участвовало 119 человек – обучающиеся 1 « А,Б,В,Г» классов. На начальном этапе ребятам были розданы листочки, на которых по заданию нужно было нарисовать символы в разных частях листа (в центре, в правом нижнем углу и т.д.), а также написать простейший графический диктант. После сбора результатов, у нас получилось, что большая часть учеников в классе (60%) не справилась с представленными заданиями. Без ошибок и все правильно выполнили только 40% учеников. Соотношение количества учеников, выполнивших правильно задания и не полностью справившихся с заданиями представлены на диаграмме 1 (Приложение 4).
После того, как я с учителем провела тестирование в классах, был сделан вывод о том, что не все ребята справляются с данными заданиями, не очень хорошо умеют ориентироваться в пространстве, путают право и лево, верх и низ. Именно поэтому мне стало интересно узнать, смогут ли мои друзья и другие дети в результате регулярных занятий улучшить свои навыки.
Чтобы улучшить навыки детей в ориентировании на плоскости, я принесла задания, раздала их всем классам, и на переменах мы вместе стали их выполнять. После правильного завершения заданий, мы делились результатами друг с другом и радовались своим победам.
В начале марта мы с учителем провели еще одно тестирование, по результатам которого мы увидели, что количество ребят, которые полностью справились с предложенными заданиями увеличилось. А именно, мы получили, что уже более 80 % ребят из класса без ошибок справлялись с заданиями, и лишь менее 20 % тестируемых допускали ошибки при выполнении. Результаты второго тестирования представлены на диаграмме 2 (Приложение 4).
Ребята, которые не любят рисовать по клеточкам и выполнять графические диктанты в свободное время, не всегда легко могут ориентироваться на листе бумаги, а также правильно и быстро считать. Регулярность выполнения подобных заданий показала, что ребята улучшили свои навыки в математике и в ориентировании. Также смогли создавать свои более сложные рисунки, тем самым развивая свое воображение. Я смогла подтвердить свою гипотезу, что рисование по клеточкам может помочь нам лучше запомнить понятия «право», «лево», «вверх», «вниз», а также научить нас быстро и без ошибок считать.
Создание картины
Потом я приступила к созданию собственного рисунка, в котором постарались использовать не один вид рисования по клеточкам, а совместить их несколько. Еще я и мама постарались создать карточки собственных рисунков по клеточкам, которые могут быть использованы как в качестве графического диктанта, так и для перерисовывания. Далее я подробно описала процесс создания нашего рисунка, который я оформила в виде картины. А также создание карточек с различными заданиями, которые я и мама оформили в виде игры.
Нарисовав много разных картинок, мы с мамой решили создать какую-нибудь большую картину на определенную тему. Так как не так давно мы посмотрели мультфильм про рыбку Немо, то мы решили попробовать изобразить подводный мир с помощью картинок по клеточкам. В нашей картине, мы постарались использовать не один вид рисования по клеточкам, а совместить их несколько (графические диктанты, срисовывание, закрашивание клеточек и рисование линиями).
Для выполнения картины нам понадобились:
материалы: простой карандаш, цветные карандаши, ластик, тетрадь в клетку, большой лист бумаги формата А3, клей, ножницы.
рисунки подводных жителей: разные виды рыб, краб, черепахи, улитки, морской конек, дельфин.
подводные растения, водоросли, кораллы и камни
Так как наш проект связан не с простым рисованием, то всех морских обитателей, камни, водоросли и кораллы мы рисовали по клеточкам. Искали графические диктанты, рисовали их, а также придумывали рисунки сами. Затем мы вырезали всех получившихся обитателей и стали создавать наш подводный мир на большом листе. Когда мы расположили все на своих местах, мы каждый рисунок приклеили клеем на большой лист бумаги формата А3. По завершению этой работы мы разрисовали цветным карандашом голубого цвета свободные пространства между морскими обитателями, чтобы казалось, что они плавают в море. Украсив наш большой лист рамкой, у нас получилась очень красивая картина подводного мира, которая выполнена с использование разных видов рисования по клеточкам.
Теперь, когда мы увидели, что наше хобби не только доставляет удовольствие, но также полезное, мы начали создавать свои собственные карточки с заданиями. А чтобы выполнение этих заданий было интересно нам, и можно было пользоваться карточками-рисунками несколько раз, мы оформили все это в виде игры - «Веселые клеточки!».
В нашу игру входит несколько комплектов карточек. Каждый набор карточек – это задания на определенный вид рисования по клеточкам.
Конверт № 1 – задания на срисовывание картинки по клеточкам
Нужно нарисовать свою картинку, закрашивая клетку за клеткой по готовому шаблону.
Конверт № 2 – задания для графического диктанта
Нужно повторить по образцу рисунок или выполнить под диктовку взрослого последовательность действий с указанием числа клеточек в определенном направлении
Конверт № 3 – задания на зеркальное отображение рисунка
Нужно дорисовать вторую половину картинки по образцу, но только соблюдая зеркальное отображение рисунка
Конверт № 4 – задания на шифрование рисунка
Нужно зашифровать нарисованную линиями по клеточкам картинку, с указанием направления движения («вверх», «вниз», «вправо», «влево») и количества клеток в том или ином направлении (Приложение 5).
Рисование по клеточкам, это не только хобби, оно действительно помогает ученикам первых классов в математике. Развивает мелкую моторику, помогает не отвлекаться на уроках, и поэтому ученики запомнят больше важной информации. Кроме этого рисование по клеточкам помогает развивать фантазию ребенка, ведь он сам может создать рисунок, и повесить его дома как картину.
Я завершила свой проект тем, что создала большой рисунок, используя в нем не один вид рисования по клеточкам, а совместила несколько разновидностей рисования по клеточкам. Мы использовали и закрашивание клеток различными цветами и графические диктанты (просто линии). Также мы создали игру «Весёлые клеточки», состоящую из карточек с различными заданиями по теме рисования по клеточкам.
Мне удалось достичь цели проекта, потому что я познакомила ребят с одним из способов ориентировки на плоскости, а именно рисованию по клеточкам. Узнала, что такие занятия помогают нам лучше считать, быть внимательными и хорошо учиться.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это способ, который в форме игры позволяет развивать у ребенка пространственное воображение, усидчивость, координацию движения. А также научить ребенка ловкости при обращении с ручкой или карандашом.
В ходе выполнения моего проекта, мы убедились, что рисование по клеточкам помогает нам лучше запоминать понятия «право», «лево», «вверх», «вниз», а также учит нас быстро и без ошибок считать. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Рисование по клеточкам это очень увлекательное занятие, которое может перерасти в хобби многих ребят. И это не просто хобби, а увлечения, которые приносят немало пользы. Так рисование по клеточкам помогает ученикам в математике. Так же оно развивает мелкую моторику, поэтому цифры в тетрадках будут аккуратными и красивыми. Помогает внимательнее слушать учителя и не отвлекаться на уроках. Учит пересчитывать предметы и клетки без ошибок. Развивает наше воображение, благодаря чему мы сами тоже можем придумывать увлекательные рисунки!
Список использованных источников
Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. Голубь В. - ТЦ Сфера, М.2006
Графические диктанты для мальчиков и девочек, Автор: ред. Васильева И. Издательство: Стрекоза, 2010
Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011
Рахманова Е.М. «Графические диктанты» - М.: Издание «Литера», 2005.
Интернет-ресурсы
http:// www.kindergenii.ru/grdiktant.htm
http:// www.7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/765-graficheskie-diktanty-po-kletochkam-dlya-doshkolnikov.html
http:// bebiklad.ru/loqicheskie-zadachi/graficheskie-diktantyi
http://korolevairin.ucoz.net/blog/graficheskie_diktanty/2016-01-24-12
https://ot2do6.ru/381-graficheskie-diktanty-cifry.html
Приложение 1
Мои рисунки по клеточкам
Приложение 2
Материалы, необходимые для рисования по клеточкам
Приложение 3
Виды рисования по клеточкам
рис. 1 Повторение готового рисунка рис.2 Графический диктант
рис.3 Зеркальное отражение рисунка рис.4 Шифрование рисунка
Приложение 4
Диаграмма 1. Результаты тестирования на начальном этапе
Диаграмма 2. Результаты итогового тестирования
Приложение 5
Картина «Подводный мир» и игра «Веселые клеточки»