Введение
Побывав в столице нашей Родины Москве, я посетила важные для истории нашей страны места. Я много узнала о Москве и ощутила её величие и красоту. Я подумала, что наше маленькое село тоже имеет свою историю. Но я мало знаю о его истории, хотя мы посещаем музеи библиотеки и учителя нам много рассказывают о нашей малой Родине.
Как известно, история содержит в себе много различных исторических событий, которые нужно знать и помнить. Не всегда они сразу запоминаются. Я подумала, чтобы лучше запомнить исторические даты и разнообразные цифровые данные, необходимо знать основы такой науки, как математика
Актуальность: Я решила попробовать составить математические задачи, содержание которых основывается на исторических фактах п. Новоселезнёво и на языке математики донести до одноклассников ключевые факты развития родного села.
Цель: представить историю п. Новоселезнёво в текстовых задачах
Задачи:
1. Изучить методы и приемы составления и решения текстовых задач;
2. Изучить историю п. Новоселезнёво
3. Составить текстовые задачи, которые содержат исторические факты родного края.
Объектом исследования являются исторические факты п.Новоселезнево.
Предмет исследования: математические задачи.
Гипотеза: если изучить исторические факты поселка Новоселезнёво и алгоритм решения и составления текстовых задач, то можно составить такие задачи и использовать их на уроках математики, при проведении математических викторин, соревнований.
Ожидаемый результат: будут составлены текстовые задачи, содержание которых основано на исторических фактах п.Новоселезнёво.
1. Подготовительный этап. Изучение научной литературы
Текстовая задача- это связанный, лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения некоторых величин. Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требование (вопрос).В условии соблюдается сведения об объектах и некоторых величинах, характеризующих данные объекта, об известных и неизвестных значениях этих величин , об отношении между ними. Требования задачи – это указание на то, что нужно найти.
Задачи, которые решаются в одно действие называются простыми, решающиеся в два и более действий - составными
Различные типы задач требуют использования разных методов и приемов решения. Решение задач в 5,6 классе осуществляется в основном тремя способами:
арифметическим, состоящим в нахождении значений неизвестной величины посредством составления числового выражения (числовой формулы) и подсчета результата;
алгебраическим, при котором составляется уравнение (система уравнений), решение которого основано на свойствах уравнений;
комбинированным, который включает как арифметический, так и алгебраический способы решения.
По Л.М.Фридману и Е.Н.Турецкому: Процесс решения задачи, начинающийся с момента её прочтения. Он состоит из нескольких этапов.
Анализ текста задачи.
Анализ включает в себя следующие умения: устанавливать количество ситуаций (элементов), имеющихся в задаче; выделять величины в тексте; выделять функциональные связи (зависимости) между величинами, и фиксировать эти связи; выделять и фиксировать искомые величины. Процесс анализа задачи завершается тем, что необходимо составить схематическую запись. Схему к задаче можно изображать различными способами, основные из них: таблицы; отрезок с составляющими его частями; линейчатая или столбчатая диаграмма; отрезок или лучи др.
Поиск плана решения задачи.
Он заключаетсяв составлении элементарных задач, в переводе естественных отношений зависимостей между величинами на формальный математический язык, в получении математической модели задачи.
Этап осуществления решения задачи.
После того, как был найден план решения задачи, осуществление решения.
Этап проверки полученного ответа.
Проверку решения можно производить следующим образом.
В условие задачи надо подставить все неизвестные и найденные величины и проверить, выполняются ли зависимости между величинами, которые определены задачей.
Этап формулировки ответа задачи.
В завершении процесса решения задачи, убедившись в правильности решения необходимо сформулировать ответ – чётко ответить на вопрос, поставленный в условии задачи.
Сбор фактических данных
Процесс составления задачи: из статистических данных нужно выбрать математическое содержание и тип задачи.
Формулировка условия задачи
- выписать из собранного материала все числовые данные и установить зависимость между числами и выяснить во сколько раз или на сколько отличается одно число от другого.
- составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и ответ.
При составлении задач использовался изложенный выше алгоритм.
Сбор фактических данных. Изучение исторических фактов п. Новоселезнёво.
Пример составления задачи.
Историческая справка
С 1959г по 1993 год воспитательная работа Новоселезневской школы основывалась на принципах работы Всероссийской пионерской организации детей и подростков в возрасте от 10 до 15 лет. В школе сформировался сплочённый коллектив пионерской организации. Пионеры занимались озеленением территории школы, ставили концерты, брали шефство над ветеранами и пожилыми, помогали колхозу им. Ленина, активно участвовали в жизни школы, села и района, организовывали субботники, собирали макулатуру, металлолом, берёзовые почки. В 1972-1973 пионеры собрали 420 кг макулатуры за год .
Из исторической справки я выделила математическое содержание. Из этого видно, что данных недостаточно. Для составления с задачи я извлекла дополнительные данные ,а известное сделала не известным : за 10 месяцев она собрали 350 кг , но не известно за сколько они собрали 420 кг.
После этого устанавливается зависимость между величинами (таблица 1)
Макулатуры |
Месяцев |
|
1 раз собрали пионеры |
350 |
10 |
2 раз собрали пионеры |
420 |
? |
Используя таблицу, сформулируем условие и вопрос.
Задача В 1969 году для сбора 350 кг. макулатуры пионерам понадобилось 10 месяце. Сколько понадобится месяцев пионерам собрать 420 кг макулатуры?
Рассмотрим основные этапы выполнения процесса решения текстовых задач на примере этой задачи.
1этап решения. Анализ содержания.
Запишем кратко условие задачи в виде таблицы, обозначив буквой Х количество месяцев.
Таблица 2
Макулатуры |
Месяцев |
|
1 раз собрали |
. 350↑ |
10 ↑ |
2 раз собрали |
420 |
x |
Зависимости между количеством макулатуры и временем сбора прямо пропорционально, так как если собрать в несколько раз больше, то и время сбора увеличатся во столько же раз. Условно обозначим такую зависимость одинаково направленными стрелками.
Мы получили пропорцию.
2 этап. Составляем план решения
Глядя на таблицу мы видим, что нужно найти крайний член пропорции. А мы знаем, что неизвестный крайнийчленравенпроизведениюсредних членов,разделённомунадругойкрай член. Таким образом мы найдём за сколько месяцев пионеры собрали 420 кг макулатуры.
3.Этап. Решение
=
x=
x=
x= 12 (мес.) - понадобилось пионером для сбора 420 кг макулатуры .
4.Этап. Анализ решения
Подставим найденные величины в условие задачи и проверим, сохраняется ли математическая зависимость.
Макулатуры |
Месяцев |
|
1 раз собрали |
350 |
10 |
2 раз собрали |
420 |
12 |
Мы видим, что математическая зависимость сохраняется.
Вывод: задача решена правильно.
5.Этап. Формулирование ответа: отвечаем на вопрос, поставленный в тексте задачи.
Ответ: 12 месяцев пионерам понадобилась для собора 420 кг макулатуры.
При помощи данного алгоритма составлено ещё 19 задач (Приложение 2), на исторических фактах посёлка Новоселезнёво и школы.
Вывод: гипотеза доказана, если изучить исторические факты поселка Новоселезнёво и алгоритм решения и составления текстовых задач, то можно составить такие задачи.
В процессе работы над проектом были изучены исторические факты посёлка Новоселезнёво, методы и приемы составления и решения математических задач. Всё это в целом, способствовало тому, что мною были составлены математические задачи, содержание которых отражает историю родного края по «Истории школы»
Я считаю, что задачи, содержащие исторические факты родного края позволяют продемонстрировать, как математические знания применяются в реальных жизненных ситуациях и помогают усвоить историю п. Новоселезнёво. При этом возникает желание решать такие задачи, а значит глубже узнавать о родном селе. Кроме этого, составленные математические задачи можно использовать на уроках математики, при проведении математических викторин, соревнований.
В дальнейшем я планирую продолжить составления текстовых задач связанных с годами времен Великой Отечественной войны, историей образования и культуры п.Новоселезнёво.
Материалы школьного музея.
Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. Книга для учащихся., М.: Просвещение,1984.
Чернышевская Н.М. Повесть о Чернышевском. Изд.4-е Приволжское книжное издательство. Саратов 1973 224 с.
Приложение 1
Задачи по теме: «История колхоза»
Задача № 1
Колхозники снарядили красный обоз с хлебом, он состоял из 23подвод, на которых везли 690 пудов отборной пшеницы. Сколько килограмм пшеницы в каждой подводе?
Задача № 2
В 1937г. на трудодень каждому колхознику было выдано по1. 5кг. хлеба, а в 1938 г. на 6.5 кг больше. Сколько получил колхозник хлеба в 1938 год, если у него было 253 трудодня?
Задача № 3
Согласно плана развития общественного животноводства, колхоз должен иметь 510голов птицы, а он имел лишь 1 часть положенного. Сколько голов птицы должен ещё получить колхоз, чтобы выполнить план?
Задача № 4
В1950 г. в Селезнёвском колхозе было распахано 1000 га целинных земель, что на 1 больше, чем было запланировано. Сколько га было запланировано распахать?
Задача № 5.
Всего в 1956г. было получено кукурузы и зерновых культур 263 ц. с гектара, кукурузы на 227 ц. с гектара больше, чем зерновых. Сколько центнеров с гектара было получено зерновых?
Задача № 6.
Известно, что у колхоза было 14 комбайнов, гусеничных тракторов в 2 раза больше чем комбайнов, а обычных тракторов на 7меньше чем гусеничных. Сколько всего техники было у колхоза?
Задача № 7.
За весь 1985 г. зарплата каждого колхозника составила 2856 рублей, а в предыдущий год на 480 рублей меньше. Сколько рублей в месяц получал один колхозник в предыдущий год?
Задача № 8.
Площадь леса агрофирмы «Новоселезнёво» 2050 га, что составляет 6.822 га общей земельной площади. Сколько га общая земельная площадь агрофирмы «Новоселезнёво»?
Задача № 9.
Мельница производит 5тон муки в смену. Сколько понадобится отработать смен, чтобы отправить на склад 100мешков муки по 50 кг.
Приложение 2.
Историческая справка к задаче 1
Основным занятием жителей деревень было земледелие и животноводство. Сеяли много льна, занимались ткачеством. Холсты, зерно, мясо и шерсть успешно продавали на ярмарках в соседних городах и сёлах. Школы, больницы в деревне долгое время не было. Деревня Селезнёво относилась к небогатым. Новая советская власть жизнь деревни особо не изменила, но она оказалась в центре гражданской войны. Смена власти красных и белых приносило деревне новое разорение.
В1929г. в Селезнёвой было две сельхозартели: им. Сталина и «Урал». Это были маломощные хозяйства с крайне слабой материальной базой. Началось создание крупных хозяйств.
20 января 1930 г. состоялось выборное собрание Селезнёвского колхоза им. Сталина. В единое хозяйство были слиты эти две сельхозартели. С этого момента начинается история Селезнёвского колхоза. Успешно прошла первая уборка урожая. Колхоз первым в районе снарядил красный обоз с хлебом. Он состоял из 23подвод, на которых везли около 700 пудов отборной пшеницы.
Историческая справка к задаче 2
Уже с первых лет своего существования Селезнёвский колхоз им. Сталина был в числе передовых хозяйств районе. Жизнь постепенно стала налаживаться. В 1937годуполучили хороший урожай, и колхозникам было выдано по1.5 кг. хлеба на трудодень. В следующем 1038 году ещё тучнее выдалась хлебная нива, и колхозники смогли получить 8 кг. хлеба на трудодень.
Историческая справка к задаче 3.
Годы ВОВ были самыми тяжёлыми в истории колхоза. Мужчины ушли служить, их заменили женщины и дети от 8 - 14 лет. За время войны много земель было заброшено, сократилось поголовье скота и птицы. Согласно плана развития общественного животноводства колхоз
Должен иметь |
Имеет |
|
Лошадей |
143 |
134 |
Крупного рогатого скота |
360 |
399 |
Овец |
1250 |
1470 |
Свиней |
100 |
122 |
Птиц |
510 |
1 часть 3 |
Историческая справка к задачам 4, 5.
После войны жизнь стала входить в свою колею.
В 1950г., после выхода постановления об укреплении колхозов в Селезневский колхоз влились ещё три хозяйства: колхоз им. Калинина (д. Шадринка), им. Тельмана (д. Доновка), «7 съезд Советов» (д. Зимиха).
Важным этапом послевоенной истории было распашка целинных земель. Было распахано 1000 га целинных земель, на 1 больше запланированного.
Историческая справка к задаче 6
В 1956 г. колхоз им. Ленина получил хороший урожай кукурузы, причём початки были крупные, восковой спелости. Колхозная кукуруза была представлена на ВДНХ в Москве. Главный агроном Р.Г Игнатьева была делегирована на выставку. Она добиралась на автобусе 1.5 часа до станции Ишим, затем на поезде до Москвы
В качестве премии колхоз получил грузовую машину. У колхоза в это время уже было 14 комбайнов, гусеничных тракторов 24, а обычных тракторов 17.
Историческая справка к задаче 7
К 1960году было построено 7 капитальных животноводческих помещений, механизированы доение и уборка навоза, введены в эксплуатацию гараж, МТМ, Дом культуры на 250 мест, мельница, медпункт. Колхозники стали активно перестраивать свои дома. За достигнутые результаты колхоз им. Сталина был награждён «Малой золотой медалью». С 1961г. после 22 съезда КПСС колхоз стал именоваться им. Ленина. Происходило наращивания поголовья КРС и свиней. В 1982 году колхозу было вручено переходящее Красное Знамя ЦК КПСС и Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
Особенно запоминающим был 1985 г. колхоз получил более миллиона рублей прибылей. Зарплата каждого колхозника за год составила 2856 руб., а в 1984 году 2376 руб.
Историческая справка к задаче 8
В 90-х годах экономические показатели колхоза резко ухудшились. Наступили новые времена. В 1997 году колхоз села Новоселезнёво перерегистрируется в ООО Агрофирму «Новоселезнёво» учредителем которой стала предприятие «Ноябрьскгаздобыча», с помощью которого решаются многие вопросы финансирования и реализации сельхозпродукции. Площадь леса агрофирмы «Новоселезнёво» 2050 га, общая площадь земель 6.822 .
Историческая справка к задаче 9
В это время начались процессы стабилизации производства, улучшение жизни людей. В агрофирме работают 3 бригады по производству и реализации зерна, молока, овощей, развито складское хозяйство, имеется ремонтная мастерская, нефтебаза, автопарк, зерносклад. Находится в эксплуатации пельменная, колбасный цех, убойный цех. Введён в эксплуатацию комбинат по переработке молока, новая мельница. Мельница производит 5тон муки в смену.
Приложение 3.
Задача № 1
В 1958-1959 в начальной школе обучалось 80 учеников. Успешно окончили учебный год 86%, а остальные остались на второй год. Сколько учеников осталось на второй год?
Задача № 2
В 1976 году пионеры школы собрали всего 14 тон макулатуры и металлолома. Известно, что металлолома в 6 раз больше, чем макулатуры. Сколько процентов от общего количества собранного собрали макулатуры пионеры?
Задача № 3
В 2002-2003 учащихся в школе было 533, а в 2008-2009 448. На сколько процентов в 2002-2003 учеников больше, чем в 2008-2009?
Задача № 4
В 2005-2006 учебном году в 5-6 классах обучалось 226 учеников. В 10-11 классах 35,4% от 5-6 классов. А в 1-4 классах в 2 раза больше учеников, чем в 10-11 классах. Сколько учеников обучалось в школе 2005-2006 г.?
Задача № 5
В 2005 г. в школы было 42 выпускника. Получили медали 4,76% . Сколько выпускников получили медали в 2005г.?
Задача № 6
В 2009 году в школе несколько учеников имели спортивные разряды, 9 из них первый, что составляет 64.29% от всех учеников имеющих спортивные разряды. Сколько всего учеников имели спортивные разряды?
Задача № 7
В 2006 – 2007 уч. году школьные кружки посещало 133 учащихся, что составляет 28% от всех учащихся школы. Сколько учащихся в школе в 2006 – 2007уч. году?
Задача № 8
За 50 лет основную школу закончило1800 учеников, 27 из них медалисты. Сколько процентов учащихся окончили школу без медали?
Задача № 9
За время существования школьной трудовой бригады в ней всего было 1200 участников, из них подготовлено 124 тракториста, а мастеров машинного доения на 70 меньше. Сколько процентов от числа всех участников было подготовлено мастеров машинного доения?
Задача № 10
В 2009 - 2010 учебном году во второй ступени обучения составляло 50 % от всех учащихся и 50% в 3 и 1 ступени. Известно, что в 3 ступени 45 учащихся, что составляет 25% от учеников 1 ступени. Сколько всего учеников в школе в 2009-2010 уч. году?
Приложение 4.
Историческая справка к задаче №1
После Великой отечественной войны в Селезневской школе учились с первого по четвёртый класс, остальные классы заканчивали в Казанской школе. В 1958 году – 1959 уч.году в начальной школе обучалось 80 , из них успешно закончили учебный год 86%, остальные остались на второй год.
Историческая справка к задачам № 2, 3.
С 1959г по 1993 год воспитательная работа Новоселезневской школы основывалась на принципах работы Всероссийской пионерской организации детей и подростков в возрасте от 10 до 15 лет. В школе сформировался сплочённый коллектив пионерской организации. Пионеры занимались озеленением территории школы, ставили концерты, брали шефство над ветеранами и пожилыми, помогали колхозу им. Ленина, активно участвовали в жизни школы, села и района, организовывали субботники, собирали макулатуру, металлолом, берёзовые почки.
Историческая справка к задачам № 4,5
Годы |
1-4 |
5-9 |
10-11 |
Итого учащихся |
2002-2003 |
146 |
294 |
92 |
532 |
2003-2004 |
174 |
249 |
101 |
524 |
2004-2005 |
148 |
253 |
72 |
473 |
2005-2006 |
161 |
226 |
80 |
467 |
2006-2007 |
173 |
207 |
95 |
475 |
2007-2008 |
181 |
202 |
81 |
464 |
2008-2009 |
181 |
225 |
42 |
448 |
Историческая справка к задаче №6
Год |
Похв грам. |
Золот. Мед. |
Серебр. Мед. |
Аттест.Особ.обр. |
2002-2003 |
(46) |
1 |
1 |
2 |
2003-2004 |
(41) |
0 |
2 |
3 |
2004-2005 |
(45) |
0 |
2 |
0 |
2005-2006 |
7(7) |
0 |
1 |
2 |
2006-2007 |
21,2(21) |
3 |
0 |
7 |
2007-2008 |
29,5(21) |
0 |
0 |
0 |
2008-2009 |
2,2(2) |
2 |
2 |
4 |
Историческая справка к задаче №7
В 2009 многие ученики имели спортивные разряды
1разряд |
2разряды |
3разряд |
9 |
2 |
3 |
Историческая справка к задаче №8
В школе есть учащиеся, которые имеют активную жизненную позицию и участвуют во всех проводимых мероприятиях . Таких ребят в школе - 113 человек. Несомненно, что эти дети состовляют ядро самоуправления в классах. Изучая уровень сплочённости классных коллективов , были получены следующие вывод : в младшем звене уровень сплочённости коллектива составляет – 17%, среднем звене – 38%, старшем звене-56%
Историческая справка к задаче № 10
В Селезневской школе ученическая бригада была организована в 1968 году. Просуществовала она 1983 года. Бессменным руководителем бригады долгие годы было Игнатьева Римма Гавриловна, по специальности агроном. За годы эти было проведено 14 опытов в области растениеводства. В течение 7 лет девушки 9-10 класса проводили опыты в животноводстве.
Историческая справка к задаче № 11.
В 2009 -2010 году в наибольшее количество учащихся в среднем звене (2 ступень обучения) оно составляет 50 % учащихся, так как большее количество классов ( пятых – 3 класса, шестых – 2 класса, седьмых - 2 класса, восьмых – 2 класса, девятый -1 класс); вторая и третья ступень начальная и средняя школа) вмести составляли 50 процентов так как меньше количество классов (первых- 2, вторых-2, третьих -2, четвертых -2, десятых -2, одиннадцатый -1).