С «ТИКО» едешь, дальше будешь!

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

С «ТИКО» едешь, дальше будешь!

Маргарян А.А. 1
1ГБОУСОШ №10 г. Сызрани
Курышева С.Н. 1
1ГБОУСОШ №10 г. Сызрани


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность. До школы я играл в конструктор «ЛЕГО». Строил башни, конструировал машины. В первом классе нам показали конструктор «ТИКО.» Сначала, я думал, что его можно также использовать в игре. Но оказалось, что конструктором можно пользоваться почти на каждом уроке математики. Было трудновато сначала скреплять детали, но чем больше мы пользовались конструктором, тем легче было справляться, пальчики развивались, упорство тренировалось.

Проблема.

Нам стало интересно, как часто можно пользоваться конструктором на уроках математики. Это, конечно же, зависело от заданий. Мы столкнулись с проблемой. Среди деталей конструктора нет круга, а в учебнике есть задания, при решении которых круг был бы помощником.

Объект исследования – выполнение заданий по математике выполнение заданий по математике.

Предмет: наличие круглой детали в «ТИКО».

Была поставлена цель: выявление необходимости наличия круглой детали в конструкторе «ТИКО» для выполнения заданий по математике и её изготовление.

Мы определили задачи:

- собрать материал о конструкторе «ТИКО» в интернете, литературе;

- проанализировать задания в учебнике, при изучении которых в качестве помощника можно использовать детали конструктора «ТИКО»,

- выявить задания, для решения которых необходима геометрическая фигура- круг;

- попробовать самостоятельно изготовить недостающую фигуру.

Для решения поставленных задач мы используем следующие методы:

- Анкетирование.

Сравнение.

Моделирование фигуры.

Анализ и обобщение информации.

Мы предположили, если в учебнике окажется много заданий, для решения которых нужен круг, то сделав фигуру -круг, сможем их выполнить.

Новизна заключается в том, что будут проанализированы задания в учебнике математики на возможность применения конструктора «ТИКО» для их решения. А так же, что не выявив нужной фигуры, мы попытаемся её смоделировать.

 

Что такое «ТИКО»?

Мы начали сбор информации с того, что решили выяснить, что обозначает название «ТИКО». Для этого мы посетили сайт изготовителя и распространителя данного конструктора.

С 2002 года НПО "РАНТИС" производит оригинальный объемный Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО), который не имеет отечественных аналогов и состоит из 21 различного плоского многоугольника с длиной стороны 5 и 10 см. В составе ТИКО треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, ш естиугольники и восьмиугольники.

Рис.1. Конструктор «ТИКО». Детали конструктора.

Все детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой. 

Оказалось, что существует несколько разновидностей конструктора «ТИКО». Для сравнения мы составили таблицу.

Сравнительная таблица наборов «ТИКО».

Название

Возраст

Назначение

Комплектация

Круг

Малыш

Дошкольник и младший школьник

Набор позволяет развить у ребенка творческую активность, мелкую моторику рук, активизировать развитие левого и правого полушария головного мозга.

79 многоугольников

нет

Геометрия

Для школьников младших и средних классов. 

Поможет в освоении геометрии, объемов тел, пространственных фигур и их разверток, изометрических проекций тел на плоскость.

Включает 149 различных плоских многоугольника. В его составе увеличено количество ромбов, прямоугольников.

нет

Класс

Для школьников младших и средних классов. 

  Через обучение посредством конструирования ученики получают свой первый практический опыт в геометрии.

 Состоит из 71 детали.

нет

Фантазер

Для школьников младших и средних классов. 

Может быть использован самостоятельно для игры и обучения детей от 4-х до 14-15 лет

127 небольших деталей, в основном со стороной 5 см

нет

Школьник

Для школьников младших классов

 Можно собирать много сложных игровых и обучающих конструкций большего размера. 

137 различных плоских многоугольников. 

нет

Архимед

Для школьников младших и средних классов. 

Можно использовать при изучении и конструировании объёмных геометрических фигур и их развёрток в геометрии, планиметрии.

146 различных деталей, включая параллелограммы и трапеции

нет

Шары

Для школьников младших и средних классов. 

Наглядно показывает возможности сборки шара из различных многоугольников

 115 деталей

многоугольников

нет

Вывод. Мы узнали, что «ТИКО» обозначает - Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Существуют различные наборы «ТИКО» Многие из них содержат геометрические фигуры, но ни в одном из них нет круга.

«ТИКО»- помощник в изучении математики.

Мы решили выяснить, как часто можно пользоваться конструктором «ТИКО» на уроках математики. Для этого мы взяли учебник математики и с первых уроков стали рассматривать задания на возможность использования геометрических фигур- деталей конструктора. Для того чтобы наглядно увидеть много ли заданий поможет нам понять и решить конструктор, номер страницы и номер задания записывали в тетрадь. Некоторые задания нас очень заинтересовали, и мы их выполнили практически.

Например,: при изучении цифр, их можно собирать из конструктора, это помогает лучше запомнить написание. А если с каждой цифрой положить геометрические фигуры, это поможет научиться соотносить понятия: цифра и число.

Рис.1 Цифры из конструктора «ТИКО». Соотношение числа и цифры.

При изучении величин: большой- маленький, высокий- низкий, широкий- узкий, длинный –короткий, можно использовать детали конструктора, собирать дорожки и простые модели: например –домик большой, домик маленький, домик высокий- низкий.

Рис.2 Изучаем величины.

С помощью конструктора «ТИКО» можно научиться ориентироваться в пространстве. Над, под, вверх, вниз, справа, слева. Задания на конструирование математических моделей могут быть различными. Можно собрать четыре домика разных цветов. Красный домик положить сверху, синий снизу, зелёный справа, жёлтый слева и т.д.

Сравнение легко освоить наглядно, выкладывая фигуры в соответствии с числами. Интерес ещё и в том, что фигуры могут быть всегда разные: домики, котята, воздушные шары…

Рис.3. Сравниваем числа.

Состав чисел можно легче освоить, пользуясь фигурами различных цветов или меняя их форму.

Среди учеников начальной школы мы провели анкетирование. На вопрос: Любишь ли ты заниматься с конструктором? - все ребята ответили –ДА. При ответе на вопрос- Для чего ты используешь конструктор? Был выбран ответ –Для игры. Оказалось, что многим ребятам не известен ли тебе конструктор «ТИКО». После того, как мы показали, как пользоваться конструктором для обучения, то и учителя , и ребята очень заинтересовались.

А можно ли пользоваться этим конструктором в старших классах? За ответом мы обратились к учителю математики нашей школы Петишкиной Т.В. Вот что она нам ответила: «Конечно же нам помог бы такой конструктор в обучении математике. В 5-6 классах мы изучаем объемные фигуры: куб, параллелепипед и др. Знакомимся с разверткой. А с помощью конструктора сделать это намного легче. Учимся находить объем и площади боковых поверхностей.» Татьяна Валерьевна объяснила чем отличается плоская фигура от объемной, и как называются объёмные фигуры. я собрал куб, параллелепипед, пирамиду. А вот конус собрать не смог.

Рис. 4. Интервью с учителем математики.

Просматривая учебник математики, мы обратили внимание, что много заданий где нужен круг, но в наборе такой фигуры нет.

Рис. 5. Задания, где требуется круг.

Мы просмотрели учебник математики (Математика 1 класс авторы: М. И. Моро С. И. Волкова С. В. Степанова) и выявили задания, где нам бы круг пригодился! Вели записи в тетради.

Рис. 8 Выявление заданий, где требуется круг.

Вывод. Просматривая задания в учебнике, мы нашли много таких, которые будут более понятны при использовании в решении конструктора «ТИКО». Можно иллюстрировать задания, используя фигуры различного цвета, размера или формы. Можно собирать модели, что еще благоприятнее будет влиять на развитие пальчиков. Но мы подтвердили свою догадку, что не все задания будут выполнены, так как фигуры- круг, мы не имеем в конструкторе «ТИКО».

Круг- фигура интересная.

К руг – геометрическая фигура, которая является частью плоскости, ограниченной окружностью. Такое определение мы нашли  в словаре. Только круглые предметы могут катиться. Поэтому фигура в форме круга присутствует только в конструкторах, из которых собираются машины, а круг- это колесо. Круглые детали соединяются с помощью болтов и шурупов.

Рис.9. Конструкторы, где имеется круглая деталь-колесо.

Как же соединяются детали «ТИКО»?

Детали конструктора «ТИКО» соединяются между собой с помощью шарнирных соединений (шарообразный выступ защелкивается в круглую выемку). Благодаря такому соединению, детали конструктора могут поворачиваться друг относительно друга на 220 градусов.

Вывод. Возможно из-за такого крепления в конструкторе не имеется круглых деталей.

Неожиданная находка- часть круга.

Так как конструктор у нас уже не новый, им пользовались ребята и до нашего класса, то многие детали в коробках перепутаны. Где-то больше треугольников, где-то-квадратов… Но в одной коробке нам встретилась деталь, которая была в единственном экземпляре. Это часть круга.

Рис.9. Деталь, похожая на часть круга.

Мы еще раз внимательно просмотрели состав деталей конструкторов «ТИКО». Приложение 1.

Но такой детали не обнаружили. Крепление на боковых сторонах было таким же как у деталей «ТИКО». Посетив сайт кампании, мы увидели, что оказывается, они выпускают круглую деталь-колесо. Вот что написано об этой детали на сайте компании: «Деталь КОЛЕСО значительно увеличила возможности конструктора ТИКО. КОЛЕСО имеет специальные выступы и отверстия для крепления. Диаметр колеса 8 см. Крепится к квадрату 5*5 с круглым отверстием».

Рис.10 Колесо.

Но наша деталь совсем другая. Было решено обратиться в компанию- производитель конструктора «ТИКО» с помощью электронной почты. Пока ждали ответа, решили попробовать самостоятельно изготовить круглую деталь.

Эксперимент по изготовлению круглой детали.

Начинаем эксперимент. Нам нужен циркуль, для того чтобы начертить круг. Но пользоваться им, оказалось, очень сложно!

Рис.11 Чертим круг.

После того как круг был начерчен, мы попробовали сделать деталь из пластилина. Но крепление сделать не удалось, пластилин мягкий.

Рис.11 Проба №1

При использовании массы для лепки Play-Doh края получились, но, когда деталь высохла, края отломились, слишком хрупкие.

Рис.11 Проба №2.

Так как деталь из пластмассы, значит нам нужен такой же материал. Мы нарезали пластмассу и попробовали его растопить. Переплавка пластика в домашних условиях хорошо описана на сайте в интернете Андрем Ухватовым. На его канале есть несколько статей о том, как можно переплавлять ненужный пластиковый мусор во что-то полезное для себя. Эксперимент мне помогают провести родители. На огнем мы подержали железную крышку с пластиковыми кусочками. Пластик плавился не равномерно, ровной детали мы не получили.

Рис.12 Плавим крышки.

Круглая деталь получилась, но вот сделать крепление нам не удалось.

П опробуем вырезать деталь из мягкого пластика.

Рис.13 Используем мягкий пластик.

Деталь получилась ровная, аккуратная, но крепление не держит.

Нужно специальное оборудование, которым мы не обладаем. Остаётся последняя надежда на компанию- производитель конструктора ТИКО. Возможно, они прислушаются к нашей просьбе и добавят к набору «Геометрия» или любому другому, деталь в форме круга.

Вывод. В процессе эксперимента мы не смогли получить деталь в форме круга, но обратились с просьбой - добавить круг в конструктор ТИКО, в компанию «Рантис».

Заключение.

Работая над проектом мы собрали материал о конструкторе «ТИКО» и смогли заинтересовать учеником данным конструктором. Проанализировать задания в учебнике, при изучении которых в качестве помощника можно было бы использовать детали конструктора «ТИКО». Их оказалось очень много. Можно иллюстрировать задания, используя фигуры различного цвета, размера или формы. Можно собирать модели, что еще благоприятнее будет влиять на развитие пальчиков. Но мы подтвердили свою догадку, что не все задания будут выполнены, так как фигуры- круг, мы не имеем в конструкторе «ТИКО».

Мы попробовали самостоятельно изготовить недостающую фигуру. Но это оказалось непросто. Первая попытка- сделать деталь из пластилина. Но крепление сделать не удалось, пластилин мягкий. При использовании массы для лепки Play-Doh края получились, но, когда деталь высохла, края отломились, слишком хрупкие. .Из мягкого пластика деталь мы вырезали, но крепление не держит.

Поэтому мы обратились с помощью электронной почты в компанию «Рантис» с просьбой - добавить круг в конструктор ТИКО. Получен ответ от Ирины Викторовны Логиновой, автора технологии ТИКО-моделирования. «К сожалению, округлая деталь, которую Вы предлагаете добавить в конструктор ТИКО, имеет один большой недостаток: она несовместима с другими ТИКО-деталями. Мы уже не первый год думаем о возможности добавления новых ТИКО-деталей в конструкторы ТИКО. Добавили новую деталь «ТИКО-колесо». Это очень удачная деталь! К ней можно прикреплять ТИКО-детали, по необходимости, с двух сторон.С кругом, овалом самая большая проблема в связи с их несовместимостью с многоугольниками. За идею спасибо!». Нам было очень важно получит одобрение от автора технологии «ТИКО»

Мы выполнили все задачи, кроме последней, самостоятельно круг мы сделать не смогли. Значит, гипотеза не подтвердилась, но мы будем продолжать работать над этой темой.

Список источников.

1.http://www.tico-rantis.ru/catalog/tico/ «Рантис» Интернет - магазин “Развивающие игры и конструкторы”

2. https://nauka.club/matematika/geometriya/geometricheskie-figury.html геометрические фигуры - виды с названиями и основные свойства https://nattik.ru/konstruktor/vidy-konstruktorov.html Играем и развиваемся. Виды конструкторов

3. https://zen.yandex.ru/media/id/5c5a9eea7384fb00b1bc1c33/pereplavka-plastika-v-domashnih-usloviiah-5df9fbad97b5d400ad7cc214Переплавка пластика в домашних условиях

4. "ТИКО-КОНСТРУИРОВАНИЕ" Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Приложение1 Детали конструктора «ТИКО»

Приложение 2 Сайт компании «Рантис»

Просмотров работы: 411