Введение
Геометрические головоломки – это то, чем я увлекаюсь последние несколько лет. Особенно меня привлекают 3D-головоломки. Например, кубик Рубика и различные его модификации. Поэтому я выбрал тему «Геометрические головоломки» для своей научной работы.
Моя работа проблемно-реферативная потому, что написана она на основании изучения нескольких источников с целью сопоставления имеющихся в них данных и формулировки собственного взгляда на проблему.
Цель исследования – изучение геометрических головоломок, их классификация, разработка буклета-путеводителя, а также создание своей 3D-модели головоломки.
Задачи исследования:
1. Изучить известные типы геометрических головоломок.
2. Научиться выполнять классификацию головоломок.
3. Предложить свою модель 3D-головоломки.
4. Оформить описание предложенной головоломки.
5. Оформить выполненную классификацию и своё предложение головоломки в виде буклета-путеводителя.
Гипотеза исследования: геометрических головоломок в мире огромное количество, но все они могут быть классифицированы по определённых признакам, а также сконструированы самостоятельно на основе нестандартных математических задач.
Актуальность исследования заключается в том, что у меня появилась возможность не только изучить известные геометрические головоломки, но и предложить свою модель 3D-головоломки. Разработанный в ходе выполнения творческого проекта буклет-путеводитель станет компактным и удобным средством для людей, увлекающихся головоломками.
Новизна исследования заключается в том, что на фоне множества сайтов и журналов после выполнения проекта появится новый небольшой буклет, с основной информацией о геометрических головоломках и моей 3D-моделью.
Методы исследования:
- поисковый (информация в сети Internet, журналы, домашняя коллекция головоломок);
- анализ и синтез (отбор самой нужной информации и обобщение);
- моделирование (создание своей модели).
Я работаю над научно-исследовательскими работами с 3-го класса, но такую творческую работу выполняю впервые. Результатами моего исследования, кроме буклета-путеводителя и 3D головоломки, являются новые знания, умения и навыки при составлении классификаций объектов, оформлении предложений по моделям, конструировании макетов и др.
1 Известные геометрические головоломки
К геометрическим головоломкам я отнёс такие головоломки, которые:
- внешне напоминают геометрическую фигуру на плоскости, или в пространстве (отрезок, круг, квадрат, куб, пирамида и др.);
- в состав головоломки входят фигуры меньшего размера, тоже геометрические, с помощью которых составляются новые фигуры;
- имеют поля, для расстановки других фигур, состоящих из клеток, линеек и др.;
- имеют в составе витые, дугообразные конструкции и узлы, которые нужно распутать.
- из простейшей геометрической фигуры (квадрат, прямоугольник) трансформируются в более сложные многоугольные фигуры.
В таблице А.1 Приложения А мною собраны геометрические головоломки, которые подходят под описанные выше условия отбора, а именно, их яркие примеры.
Изучив известные геометрические головоломки (см. Таблицу А.1 Приложения А), я выполнил их классификацию по разным признакам. Результат приведён в разделе 2.
2 Моя классификация головоломок
Для описания приведённых в Приложении А головоломок предлагаю следующую классификацию.
1) По расположению головоломки и её частей в пространстве:
- плоские (2D);
- объёмные (3D).
2) По принципу перемещения элементов головоломки:
- с механизмом движения;
- без механизма (ручные).
3) По принципу сборки:
- модульные;
- немодульные.
4) По принципу работы с головоломкой:
- сборные;
- иллюзорные;
- игровые.
5) По материалам, из которых изготовлена головоломка:
- дерево;
- бумага;
- пластмасса и др.
Классификацию по материалам, из которых головоломка изготовлена, я выполнять не стал, т.к. любую головоломку можно сделать из каждого из этих материалов, за исключением головоломки с узелками и металлических головоломок. Результат классификации, проведённой по данным таблицы А.1 Приложения А приведён ниже.
плоские – 2, 3, 4, 9, 12 – 16, 24, 26, 27, 29 (13 головоломок);
объёмные – 1, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 17 – 23, 25, 28, 30 (17 головоломок);
с механизмом движения – 1, 5, 7, 19 – 22, 30 (8 головоломок);
без механизма – 2, 3, 4, 6, 8 – 18, 23 – 29 (22 головоломки);
модульные – 1 – 11, 13 – 16, 18 – 22, 24, 28, 29, 30 (23 головоломки);
немодульные – 12, 17, 18, 23, 25, 26, 27 (7 головоломок);
сборные – 1 – 9, 11, 13 – 16, 18 – 24, 29,30 (23 головоломки);
иллюзорные – 17, 25 (2 головоломки);
игровые – 10, 12, 26, 27, 28 (5 головоломок).
Игровые головоломки, такие как: шахматы и шашки я отнёс к плоским головоломкам, т.к. передвижение фигур идёт на плоскости. Хотя сами фигуры объёмные (№12, №26, №27 в таблице А.1 Приложения А).
Иллюзорные головоломки сборки не требуют – это невозможные фигуры и лента Мёбиуса. Их нужно просто рассматривать и «ломать голову» над тем, как это получилось (№17 и №25 в таблице А.1 Приложения А).
Головоломки с механизмом движения – это различные кубики и змейка Рубика (№ 1, №5, №7, №19 – 22, №30 в таблице А.1 Приложения А)
На рисунке 1 схематично изображена классификация геометрических головоломок.
Рисунок 1 – Моя схема классификации геометрических головоломок
По рисунку 1 можно проанализировать любую из головоломок таблицы А.1 Приложения А. Например, головоломка №28: объёмная (3D), модульная, без механизма, игровая. Это головоломка – Ханойская башня.
3 Моя модель 3D-головоломки
3.1 Идея головоломки
В 5-м классе я с командой принимал участие в Межрегиональном турнире математических боёв в г. Челябинске «Вектор знаний».
В одном из боёв нам предстояло решить задачу:
«В сейфе лежат 13 белых прямоугольных параллелепипедов размером 1х1х2 и один кубик размером 1х1х1. Какое наименьшее число граней параллелепипедов надо покрасить чёрной краской, чтобы нельзя было составить белый снаружи куб размером 3х3х3?»
Ответ задачи такой: наименьшее число граней параллелепипедов, окрашенных чёрной краской – 2. Окрасить достаточно всего один параллелепипед. На рисунке 2 темным цветом показано, какие именно грани должны быть окрашены.
Рисунок 2 – Пример раскраски граней параллелепипеда
Из ответа данной задачи следует то, что если окрасить всего одну (из отмеченных на рисунке 2) грань у каждого из 13 параллелепипедов, то белый снаружи куб размером 3х3х3 составить будет можно, и способов сборки несколько. Эту идею я положил в основу разработки своей 3D головоломки под названием «Белый куб».
3.2 Изготовление головоломки
Для изготовления головоломки мне необходимы две развёртки объёмных геометрических фигур:
- куб размером 1х1х1;
- параллелепипед размером 1х1х2.
Данные развёртки показаны на рисунке 3. Инструкция по изготовлению головоломки «Белый куб» в домашних условиях приведена в таблице 1.
2 см
4 см
2 см
2 см
2 см
Рисунок 3 – Развёртки прямоугольного параллелепипеда и куба
Головоломка «Белый куб» состоит из 14 небольших частей, которые можно потерять или сломать, а саму головоломку собирать удобно так, чтобы она не рассыпалась. Поэтому было необходимо разработать под неё прозрачный платиковый контейнер. Инструкция по изготовлению контейнера приведена в таблице 2.
Таблица 1 – Инструкция по изготовлению головоломки «Белый куб»
Номер этапа |
Название этапа |
Действия и поясняющее фото |
1 |
Материалы и инструменты |
В ам понадобится два листа плотной бумаги формата А4 (для черчения), принтер с возможностью печать на плотной бумаге*, ножницы, клей-карандаш. * - при отсутствии принтера, необходимо развёртки рисунка 4 начертить с помощью линейки и карандаша. |
2 |
Изготовление деталей (этап 1) |
С помощью ножниц вырезать развёртки прямоугольного параллелепипеда (13 шт.) и куба (1 шт.), предварительно напечатанные с помощью принтера. |
3 |
Изготовление деталей (этап 2) |
В се заготовки согнуть по линиям развёрток. С помощью клея-карандаша склеить прямоугольные параллелепипеды (13 шт.) и куб (1 шт.) |
4 |
Окраска граней деталей |
Ч ёрным маркером либо чёрной краской (акварель, гуашь) окрасить у каждого прямоугольного параллелепипеда одну грань 1х1. |
Таблица 2 – Инструкция по изготовлению контейнера
для головоломки «Белый куб»
Номер этапа |
Название этапа |
Действия и поясняющее фото |
1 |
Материалы и инструменты |
В ам понадобится один лист тонкого прозрачного пластика формата А4, ножницы, супер моментальный клей «Секунда». |
2 |
Изготовление развёртки контейнера |
С помощью шариковой ручки и линейки на листе пластика начертить развёртку куба, как показано на фото. Размер грани куба – 6,4x6,4 см. Вырезать с помощью ножниц. |
3 |
Изготовление контейнера |
С вернуть развёртку контейнера по линиям сгиба. Склеить. |
Изготовление головоломки окончено. На рисунках 4 а), б), в) и г) приведён пример сборки головоломки «Белый куб» с размещением деталей внутри контейнера.
а) |
б) |
в) |
г) |
Рисунок 4 – Пример размещения деталей головоломки внутри контейнера
4 Мой буклет – путеводитель
4.1 Понятия
Букле́т (англ. booklet — «книжечка») — вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, имеющей внешнюю схожесть с брошюрой. Представляет собой листы, скрепленные в корешке, или сфальцованный в два и более сгибов лист бумаги, на обеих сторонах которого размещена текстовая и/или графическая информация. Традиционно буклеты изготавливаются на бумаге из листа формата А4 или меньше [1].
Слово – путеводитель означает, что в моём буклете будет приведена схематично классификация головоломок, позволяющая ориентироваться в их разновидностях и выбрать для себя наиболее интересные головоломки.
4.2 Идея буклета-путеводителя
Буклет-путеводитель «Геометрические головоломки» будет представлять собой лист А4 с двумя сгибами. Во внутренней части буклета будет размещена информация из разделов 1 и 2 моего проекта, а на обороте будет приведено описание моей головоломки «Белый куб».
4.3 Изготовление буклета – путеводителя
Буклет-путеводитель изготовлен в стандартном текстовом редакторе Word в составе Microsoft Office 2016. Разработанный буклет приведён в Приложении Б.
5 Оценка себестоимости
Я выполнил оценку себестоимости головоломки, контейнера и буклета-путеводителя без учёта стоимости труда человека, т.к. изготавливал сам в домашних условиях. Результаты оценки приведены в Приложении В.
Заключение
В ходе выполнения научно-исследовательской работы «Геометрические головоломки» я изучил многие известные типы геометрических головоломок и научился выполнять их классификацию. Поскольку 3D-головоломки мне нравятся больше, чем 2D, я разработал свою головоломку «Белый куб» и изготовил её в домашних условиях. Я считаю, что данная головоломка подойдёт для развития пространственного мышления у младших школьников (2 – 5 класс).
Выполненную в работе классификацию головоломок, а также свою 3D-головоломку я оформил в виде буклета-путеводителя. Это небольшая красочная брошюра, в которой приведены изображения геометрических головоломок, их названия, а также указано к каком типу головоломок они относятся.
Гипотеза моего исследования подтверждена. Действительно, геометрических головоломок в мире огромное количество, но я сумел выделить общие признаки для их классификации. Самостоятельно предложил на основе нестандартной математической задачи и сконструировал 3D головоломку.
Себестоимость головоломки с контейнером – 97,26 руб., себестоимость буклета-путеводителя – 12,04 руб., изготовленных в домашних условиях.
Все поставленные передо мной задачи выполнены. Цель исследования достигнута.
Список использованных источников и литературы
1 Буклет. [Электронный ресурс]. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Буклет (Дата обращения: 23.02.2020).
2 Задача об утроении фигур Пентамино. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/prezentaciya_k_fakultativnomu_zanyatiyu_pentamino-539817.htm (Дата обращения: 08.02.2020).
3 Звёзчатый многогранник. // «Занимательные головоломки». Коллекция логических игр от DeFGOSTINI. Выпуск №1, 2012
4 Иллюзия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Иллюзия (Дата обращения: 08.02.2020).
5 Иллюзии. Балка Реутерсварда. [Электронный ресурс]. URL: http://illuzi.ru/node/384 (Дата обращения: 08.02.2020).
6 Мадагаскарские шашки. // «Занимательные головоломки». Коллекция логических игр от DeFGOSTINI. Выпуск №3, 2012
7 Овальный танаграм. // «Занимательные головоломки». Коллекция логических игр от DeFGOSTINI. Выпуск №10, 2012
8 Танграм. // «Занимательные головоломки». Коллекция логических игр от DeFGOSTINI. Выпуск №5, 2012
9 Ханойская башня. // «Занимательные головоломки». Коллекция логических игр от DeFGOSTINI. Выпуск №6, 2012
10 Четыре в ряд. Крестики-нолики в кубе. // «Занимательные головоломки». Коллекция логических игр от DeFGOSTINI. Выпуск №2, 2012
11 Шестигранная колючка. // «Занимательные головоломки». Коллекция логических игр от DeFGOSTINI. Выпуск №4, 2012
Приложение А
Таблица А.1 – Геометрические головоломки
№ |
Название |
Изображение |
Автор и год создания |
Ссылка на источн. |
1 |
Кубик Рубика |
1974, Эрнё Рубик |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кубик_Рубика |
|
2 |
Танграм |
Первое печатное упоминание о нём встречается в китайской книге, изданной в 1813 году |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Танграм, [8] |
|
3 |
Пентамино |
Пик популярности пришелся на конец 60-х годов |
https://ot2do6.ru/247-pentamino.html |
|
4 |
Стомахион |
Архимед (287—212 годы до н. э.) |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Стомахион |
|
5 |
Пираминкс |
Головоломка была изобретена и запатентована в 1972 году (до изобретения кубика Рубика) немцем Уве Меффертом |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пирамидка_Мефферта |
|
6 |
Металличес-кие головоломки |
Основной пик популярности приходится на 20-й век Принцип головоломок – разделение на части. |
https://cccstore.ru/catalog/golovolomki/hanayama-huzzle-cast-donuts/ |
|
7 |
Мегаминкс |
Мегаминкс, или Волшебный додекаэдр (Magic Dodecahedron), был одновременно изобретён разными людьми и выпускался несколькими различными производителями с небольшими различиями в конструкции. |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мегаминкс |
|
8 |
Удивитель-ный многогранник |
1571 – 1630 гг. Иоганн Кеплер после изучения пчелиных сот изобрёл головоломку. |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Малый_звёздчатый_додекаэдр#/media/Файл:Small_stellated_dodecahedron.png, [3] |
|
№ |
Название |
Изображение |
Автор и год создания |
Ссылка на источн. |
9 |
Овальный танграм |
«Колумбово яйцо» - второе название. 1879 г. братья Отто и Густо Лилиенталь. |
http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=73&t=5984, [7] |
|
10 |
Крестики – нолики в кубе |
В 1974 г. появилась игра «четыре в ряд». |
http://partvork.ru/zanimatelnye-golovolomki-1-chetyre-v-ryad-krestiki-noliki-v-kube.html, [10] |
|
11 |
Шестигранная «колючка» |
В 1964 г. Билл Катлер изобрёл шестигранную «колючку». |
http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?t=3364, [11] |
|
12 |
Магадаскар-ские шашки |
XVII один из узников Бастилии во Франции. |
http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=73&t=3363, [6] |
|
13 |
Монгольская игра |
Старинная головоломка. Дата появления и автор неизвестны. |
https://infourok.ru/tangram-kolumbovo-yayco-mongolskaya-igra-3914620.html |
|
14 |
Головоломка Пифагора |
Пифагор (570—490 гг. до н. э.) |
http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st014.shtml |
|
15 |
Волшебный круг |
Старинная головоломка. Дата появления и автор неизвестны. |
https://infourok.ru/schet-i-vichisleniya-v-predelah-3117601.html |
|
16 |
Геометрические головоломки со спичками |
Головоломки со спичками появились около 3 тысяч лет назад в Китае, задолго до появления самих спичек. |
https://4brain.ru/blog/задачи-и-головоломки-со-спичками/ |
|
17 |
3D головоломки с невозмож-ными фигу-рами |
Был открыт в 1934 году шведским художником Оскаром Реутерсвардом. Мауриц Корнелис Эшер изобрёл невозможный куб середине 20-го века |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Невозможный_трезубец https://ru.wikipedia.org/wiki/Треугольник_Пенроуза https://ru.wikipedia.org/wiki/Невозможный_куб |
|
№ |
Название |
Изображение |
Автор и год создания |
Ссылка на источн. |
18 |
Оригами |
Древний Китай |
https://www.adme.ru/tvorchestvo-dizajn/14-potryasayuschih-primerov-kotorye-pogruzyat-nas-v-mir-3d-origami-1295965/ |
|
19 |
Фишер куб |
Тони Фишер – 80-е года |
https://ruwix.com/twisty-puzzles/3x3x3-rubiks-cube-shape-mods-variations/fisher-cube/ |
|
20 |
Зеркальный куб |
Зеркальный кубик - это довольно известная современная головоломка |
https://cubemarket.ru/blog/kak-sobrat-zerkalnyj-kubik-rubika |
|
21 |
2x2 – 33x33 кубы |
2x2 – 17x17 – разные компании 33x33 – Greg Puzzles (напечатан на 3D принтере!) |
https://zen.yandex.ru/media/id/59de27b255876b1befac465a/vidy-kubikov-rubika-ili-25-sposobov-sebia-razvlech-5a8033f0a8673134168a672e |
|
22 |
Змейка Рубика |
Эрнё Рубик, 70-е годы 20-го века |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Змейка_Рубика |
|
23 |
Головоломки с узелками |
Упоминания о веревочных головоломках были еще до нашей эры, например, знаменитый узел, оставленный потомкам фригийским царём Гордием. |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Верёвочные_головоломки |
|
24 |
Разрезание клетчатой поверхности |
Арабский астроном и математик из Хорасана Абу аль – Вефа( 940 – 998 н.э. ) |
https://otvet.mail.ru/question/187637830 |
|
25 |
Головоломки с лентой |
Август Фердинанд Мёбиус и Иоганн Бенедикт Листинг в 1858 г. |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лента_Мёбиуса |
|
26 |
Шахматы |
Истории шахмат около полутора тысяч лет. Старейшим предком шахмат является индийская игра чатуранга. |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматы |
|
№ |
Название |
Изображение |
Автор и год создания |
Ссылка на источн. |
27 |
Шашки |
Достоверных сведений об изобретении шашек история не сохранила. |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шашки |
|
28 |
Ханойская башня |
Эту игру придумал французский математик Эдуард Люка в 1883 году, её продавали как забавную игрушку. |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ханнойская башня, [9] |
|
29 |
Фрактальные головоломки (пазлы) |
Бенуа Мандельброт, 1965 г. |
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фрактал |
|
30 |
Куб Призрак |
Автор этого куба (в оригинале Ghost Cube) - знаменитый изобретатель Adam G Cowan. |
https://playlab.ru/toys/mefferts/GhostCube/ |
Приложение Б
Буклет-путеводитель «Геометрические головоломки»
Приложение В
Таблица Д.1 – Оценка себестоимости головоломки
№ п/п |
Наименование материала |
Стоимость упаковки, руб. |
Кол-во в упаковке, шт. |
Стоимость 1 шт. |
Кол-во штук |
Сумма расходов, руб |
|
1 |
Бумага для черчения А4 |
58,00 |
24 |
2,42 |
3 |
7,26 |
|
2 |
Клей-карандаш Еrich krause, 8 г |
30,00 |
1 |
30,00 |
1 |
30,00 |
|
ИТОГО: |
37,26 |
Таблица Д.2 – Оценка себестоимости контейнера
№ п/п |
Наименование материала |
Стоимость упаковки, руб. |
Кол-во в упаковке, шт. |
Стоимость 1 шт. |
Кол-во штук |
Сумма расходов, руб |
|
1 |
Пластик А4 для печати на принтерах |
450,00 |
10 |
45,00 |
1 |
45,00 |
|
2 |
Моментальный клей «Секунда» |
15,00 |
1 |
15,00 |
1 |
15,0 |
|
ИТОГО: |
60,00 |
Таблица Д.3 – Оценка себестоимости буклета-путеводителя
№ п/п |
Наименование материала |
Стоимость упаковки, руб. |
Кол-во в упаковке, шт./листов печати |
Стоимость 1 шт. |
Кол-во штук/листов печати |
Сумма расходов, руб |
1 |
Бумага A4 cactus CS-GA420050ED |
282,00 |
50 |
5,64 |
1 |
5,64 |
2 |
Цветные картриджи для принтера |
1280,00 |
200 |
6,40 |
1 |
6,4 |
ИТОГО: |
12,04 |