Введение
Любой человек не может существовать без питания. В современном мире огромный выбор продуктов. Каждый из нас сталкивается с выбором: какие блюда и продукты использовать в своем питании. Если питание правильное, то человек долго остается здоровым, полным сил и энергии, не переедает, сохраняет хорошую физическую форму.
Особенно важно правильное питание для детей и подростков, так как полезные вещества нужны для их активного роста и развития. В школьной столовой учащимся предлагают правильное питание. Но многие ребята не хотят эти блюда есть. В этом году я обратила внимание, что в столовой мои одноклассники и многие ребята из 5-х классов не едят то, что дают в школе на обед. Однажды, когда нам дали гречневую кашу с гуляшом, я задумалась, почему ребята не хотят это кушать, а идут и покупают чипсы, печенье и газированные напитки. Многие века на Руси ценили и почитали гречневую кашу. Ведь это вкусно и питательно!
Возник вопрос: как убедить одноклассников в пользе гречневой каши. Поэтому проблема моего проекта: «Как в доступной и интересной форме доказать ребятам 5-6 класса пользу правильного питания, а значит и пользу гречневой каши?».
Цель проекта: доказать пользу гречневой каши и правильного питания для подростка с помощью математики, создать рекламный продукт для гречневой каши и убедиться, что знания о правильном питании способствуют отказу от вредных продуктов.
Задачи:
1. Изучить основы правильного питания.
2. Собрать информацию об истории гречневой каши в блюдах русской кухни.
3. Составить задачи основных математических расчетов в правильном питании для подростков.
4. Научиться делать расчет калорийности блюда.
5. Провести опрос учащихся 5-х классов.
6. Создать рекламный буклет о пользе гречневой каши.
Предметом моего исследования являются основы правильного питания подростка.
Объектом исследования гречневая каша.
Актуальность данного проекта: соблюдение правил правильного питания дает возможность сберечь здоровье человека.
В результате поставленной цели и задач я выдвинула гипотезу: информация вдоступной и интересной форме о гречневой каше поможет донести ребятам 5-6 класса пользу правильного питания и гречневой каши, знания о правильном питании будут способствовать отказу от вредных продуктов.
2. Основная часть.
2.1. Теоретическая часть.
2.1.1. Основы правильного питания подростка 11-13лет.
Правильное питание (ПП) – залог здоровья и основа здорового образа жизни. Еда нужна организму для роста, восстановления клеток и тканей, поддержания температуры тела, двигательной активности и других процессов. То, что мы едим, влияет на наше самочувствие, настроение, внешний вид и, самое главное – на здоровье.
Основные принципы правильного питания.
Разнообразие и сбалансированность в питании.
Существует шесть разновидностей необходимых питательных веществ, которые организм не может синтезировать самостоятельно. Каждый из них всем хорошо знаком — это белки, жиры, углеводы, витамины, минералы и вода. Все эти вещества одинаково полезны для человеческого тела, но количество, в котором их следует включать в свой рацион, довольно индивидуальны и зависят от веса, возраста, пола и образа жизни.
Средние нормы суточного потребления БЖУ (белки, жиры, углеводы) и расчет калорий на день.
Здоровый рацион должен примерно состоять из 50% углеводов, 30% белков, 20% жиров.
Примерные нормы расчёта килокалорий в сутки на один килограмм веса:
26-30 ккал для здоровых людей с низкой физической активностью;
31-37 ккал для тех, кто занимается средней по интенсивности физической нагрузкой 3-5 раз в неделю;
38-40 ккал для людей, которые ведут активный образ жизни или занимаются работой, требующей много энергии.
38-40 ккал для подростков, которые растут и развиваются, ведут активный образ жизни.
Система правильного питания в целом имеет одинаковую важность и для подростков-мальчиков, и для подростков-девочек. Разница в подходах к организации правильного питания для детей разного пола заключается в основном лишь в том, сколько калорий должен употреблять подросток. Мальчикам в системе правильного питания предлагается делать упор на мясо, а также на такие овощи, которые богаты белком и углеводами. Девочкам же больше, чем парням, нужна углеводная пища, которую идеально употребить ещё с утра, чтобы тратить энергию в течение дня. Разница в употреблении пищи мальчиками и девочками в основном объясняется гормональным фоном детей. У мальчиков и девочек состав гормонов очень разный, а, следовательно, и пища для получения таких гормонов подбирается индивидуально.
Задача №1. Какое количество килокалорий необходимо подростку в день?
Решение:
К- количество килокалорий в сутки , В –вес человека в килограммах
К= 40В – формула количества килокалорий, необходимое подростку в сутки, число 40-средний коэффициент
Так, например, ребенку 11-12 лет, который постоянно двигается и растет, и при этом весит 40 кг, в день нужно употреблять около 1600 ккал.
Ответ: ребёнок 11-12лет должен употреблять 1600 ккал в сутки, для того чтобы быть здоровым и активным.
Задача №2. Чему равна примерная масса потребляемых подростком белков, жиров, углеводов за сутки?
Здоровый рацион должен состоять из: 50% углеводов; 30% белков; 20% жиров. Калорийность: 1гр углеводов — 4 ккал, 1гр белков — 3.8ккал, 1гр жиров — 9.5ккал.
Берём количество, калорий, которое следует употреблять подростку в сутки, для нашего примера — это 1600 ккал. Следовательно, углеводами должно поступать 800 ккал, белками 480 ккал, жирами 320 ккал. А если рассчитать это в граммах, получится:
Белки — 480 ккал / 4 ккал = 120 г.
Углеводы — 800 ккал / 3,8 ккал = 210,5 ≈ 211 г.
Жиры — 320 ккал / 9,5 ккал = 33,7… ≈ 34 г.
Ответ: в сутки подросток 5-6 кл массой 40кг, должен потреблять примерно 120г белков, 211г углеводов, 34г жиров.
Необходимое потребление воды
Чаще всего мы пьём намного меньше, чем требует наш организм, недооценивая её влияние на самочувствие человека. Именно от воды зависит функционирование всех органов человеческого тела. Наше тело состоит из 75% воды, в частности:
мозг на 85%, сердце на 71%, почки на 82%, печень на 70%, легкие на 80%.
Задача№3: Какое количество воды требуется вашему организму в сутки?
Решение:
К- количество воды в сутки в мл, В –вес человека в килограммах
К= 30В – формула количества воды, необходимого человеку в сутки
Так, например, ребенку, который весит 40 кг, нужно выпивать ежедневно по 1200 мл = 1л 200 мл питьевой воды.
Ответ: подросток11-12лет должен употреблять около 1л 200 мл питьевой воды.
Причём обязательно потребление именно воды, а не других напитков вроде чая, кофе, сока и т.д.
Зачем же организму требуется такое большое количество воды?
Вода очищает организм от накопленных токсинов;
Ранее употреблённая жидкость быстро покидает тело вместе с дыханием, потоотделением и естественным выделением;
Употребление необходимого количества жидкости способствует оздоровлению организма и хорошему настроению;
Вода помогает разогнать метаболизм и снизить вес;
Вода препятствует преждевременному старению организма.
Когда лучше всего пить воду?
Одно из самых эффективных правил — выпивать 1 стакан тёплой воды с утра натощак. Эта жидкость очистит организм от мусора, который скопился за ночь, разбудит все органы и разжижит кровь. После того, как вы выпили воду, стоит подождать около 40 минут, чтобы не мешать запущенным процессам, а в течение дня следить за регулярностью её употребления.
Количество потребляемой энергии из пищи должно равняться потраченной энергии.
Принцип энергетического равновесия предполагает, что калорийность суточного рациона должна совпадать с энергией, которая будет затрачена в течение дня, не более и не менее.
Основной обмен у взрослого здорового человека в среднем равен 1 ккал на 1 кг веса в течение 1 часа. У человека весом 70 кг основной обмен будет равен 70 * 24 = 1 680 ккал. Это, то количество энергии, которое затрачивается для обеспечения жизнедеятельности организма. Для подростков, которые еще растут, это составляет около 1,4 ккал на 1 кг в течение 1 часа.
Задача№4: Какое количество калорий уходит на основной обмен у подростка в сутки?
Решение:
К- количество калорий, В –вес человека в килограммах
К= 24∙1,4∙В – формула количества калорий основного обмена в сутки
Так, например, подросток, который весит 40 кг, потратит 24*1,4 *40=1344 ккал
Ответ: подросток11-12лет потратит 1344 ккал на свое жизнеобеспечение.
Остаток энергии 256 ккал должен уйти на умственную и физическую активность.
Примерное количество энергии на разные виды деятельности составляет:
учеба, чтение -100 ккал/час,
домашняя уборка – 80-200 ккал/час,
ходьба – 200 ккал/час,
бег - 500-700 ккал/час,
занятие волейболом – 210 ккал/час,
катание на велосипеде – 270ккал/час,
занятие современными танцами – 320 ккал/час,
занятие футболом -530-800 ккал/час,
занятие плаванием – 300-850 ккал/час,
занятие баскетболом – 620 ккал/час,
занятие лыжами – 600-960 ккал/час,
занятие борьбой, боксом – 1100 ккал/час.
Правильное питание — это не диета, в этом его главное преимущество. Вы не ограничиваете себя в продуктах, которые вам необходимы и можете питаться правильно долгое время. В такой долгосрочной перспективе здоровый образ жизни принесёт вам прекрасное самочувствие и настроение. Вы сможете быть эффективнее и в других сферах, добиваться ваших целей быстрее. Главное помнить об этом и соблюдать концепцию здорового питания постоянно!
Перерывы между приёмами пищи должны составлять не более 2-3 часов, чтобы не допустить сильного голода. Сильное чувство голода часто заставляет съедать намного больше, чем требуется на самом деле.
Наиболее удачным способом считается принимать еду 5 раз небольшими порциями.
Процентное распределение объема пищи на 5 приемов:
завтрак-20%,
второй завтрак – 15%,
обед- 35%,
полдник – 10%,
ужин – 20%.
Задача №5. Как распределяется количество калорий при пятиразовом питании?
Для подростка весом 40 кг, на сутки необходимо 1600 ккал. Если после обеда ученик занимается в каких-либо кружках, то есть нет возможности для полдника, то, можно распределить на ужин 25% нормы, а потом еще 5% перед сном.
Завтрак (20%) 1600:100∙20 = 320 ккал
Второй завтрак (15%) 1600: 100∙15 = 240 ккал
Обед (35%) 1600: 100∙35= 560 ккал
Ужин(25%) 1600:100∙25 = 400 ккал
Перед сном(5%) 1600:100∙5= 80 ккал. Всего 1600 ккал.
Процесс жарки изменяет качество пищи и в разы увеличивает ее калорийность. Жареные продукты, которые подаются в ресторанах быстрого питания, часто готовят в гидрогенизированных маслах, которые содержат транс-жиры. Многие рестораны используют именно эти масла, потому что они придают еде более яркий вкус и аппетитный хруст. Жареные продукты могут существенно повышать риск заболеваний, среди которых ожирение, высокое кровяное давление и высокий уровень холестерина.
2.1.2. Полезные продукты для правильного питания.
Неоценимую помощь в построении схемы питания несет пищевая пирамида, которая представляет собой графическую совокупность правил сбалансированного питания. Пищевая пирамида – это схематическое изображение принципов здорового питания. Разработана она диетологами и, как обычная пирамида, имеет свое основание и верхушку. Основа пищевой пирамиды – продукты, появляющиеся на нашем столе ежедневно, а вершина – пищевая продукция, которую следует избегать.
Из рисунка видно, что основой в пирамиде являются злаки, крупы, бобы.
В цельнозерновых крупах содержится витамин E, витамин B2 и B6, они содержат клетчатку, белки, минералы и здоровые жиры. Крупы улучшают иммунную систему, снижают количество холестерина в крови и помогают при похудении. Крупы должны составлять четверть рациона. Одна из самых полезных является гречневая каша. Гречневая каша имеет богатый витаминный и минеральный состав. Она насыщена клетчаткой, витаминами В1, В5, В6, Н, РР, Е, минеральными веществами марганцем, калием, магнием, медью, селеном, цинком, натрием, железом, бором, йодом.
На Руси с незапамятных времен каши занимали не только важное, но и почетное место в ежедневном рационе, являясь, по сути, одним из основных блюд на столе, как у людей бедных, так и у богатых. Об этом и пословица: "Каша – мать наша".
Без традиционной русской каши на столе раньше невозможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д. При этом к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша.
На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.
Каша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам. Слово "каша" происходит по мнению лингвистов от санскритского "каш", что означает "дробить, тереть". В русских письменных памятниках это слово встречается в документах конца ХII в., однако археологических раскопках находят горшки с остатками каш в слоях IХ - Х вв.
Самой любимой и популярной у русских была гречневая каша, она уже в ХVII в. считалась национальным русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно - в ХV в. День св. Акулины-гречишницы 26 июня считался даже днем каш.
Очень важно для подростков иметь в своем рационе здоровые белки. Они содержатся в рыбе, мясе, яйцах, молочных продуктах и бобовых. Все бобовые переполнены питательными веществами, они содержат антиоксиданты и сложные углеводы, способствуют улучшению пищеварения. Больше всего белка насчитывается в говядине (особенно в говяжьей шее), курице, куриной грудке, индейке, лососе, тунце, свинине. Белок должен составлять четверть дневного рациона.
Воистину прекрасная пища, ведь сочетают в себе так много полезных и питательных веществ, таких как вода, витамины A, C, E и B, содержат минералы, клетчатку и антиоксиданты. Овощи низкокалорийные, их можно включать в свой рацион хоть круглые сутки, вреда от этого не будет. Важно знать, что спелые овощи содержат наибольшее количество питательных веществ, чем те, что сорвали с грядки слишком рано. Практически все фрукты приносят организму пользу, главное, чтобы на них не было аллергии. Так, например, в цитрусовых, клубнике, киви и манго содержится большое количество витамина С, а яблоки, ягоды, инжир и сливы наиболее богаты клетчаткой. Половина здорового рациона — это фрукты и овощи.
Употреблять витамины и минералы ежедневно необходимо, ведь они имеют массу полезных свойств для здоровья человека. Лучшие источники витаминов: оранжевые и жёлтые фрукты и овощи, рыба, яичный желток, молочные продукты, рыбий жир, яйца, орехи, крупы, растительные масла, листовые овощи , зеленый чай, ягоды, сухофрукты.
Чаще всего минералы содержатся в тех же продуктах, так, например, кальций содержится в молочных продуктах, некоторых зелёных овощах и тофу. Магний стоит искать в зелёных листовых овощах, цельнозерновом хлебе, кашах, мясе птицы, яйцах. орехах и молоке. Фосфор можно найти в мясе, рыбе, яичных желтках и бобовых.
Главный секрет здорового питания в том, что никаких секретов нет. Просто контролируйте рацион, не превышайте свою норму калорий и не забывайте о том, каких продуктов стоит избегать. А лучше просто заменяйте их на более здоровые аналоги — печенье и пряники на сухофрукты и мёд, молочный шоколад на горький, фруктовые йогурты на более натуральный греческий и так далее.
2.2. Практическая часть.
2.2.1. Расчеты калорийности блюда из школьной столовой.
Задача№6. Расчет калорий в блюде из школьной столовой «Гречневая каша с говяжьим гуляшом».
1) Калорийность 1 порции гречневой каши на воде массой 150 грамм составляет 135 ккал.
Масса питательных веществ в такой порции:
Белки- 4,8≈5г , Жиры- 1,2≈1г ,Углеводы-25,65≈26г.
2) Калорийность 1 порции говяжьего гуляша массой 100г составляет 148 ккал.
Масса питательных веществ в такой порции:
Белки- 13,8≈14г , Жиры- 9,6≈10г ,Углеводы – 3,3≈3г.
ИТОГО: 135+148=283 ккал «Гречневая каша с говяжьим гуляшом».
Белки- 5+14=19 г
Жиры - 1+10=11г
Углеводы- 26+3=29 г
2.2.2. Расчеты калорийности продуктов популярных у подростков.
Задача №7. Расчет калорий для 1 банки чипсов массой 160г.
На 100г – 506 ккал, белков – 4,2г, жиров -32г, углеводы – 51г (см. фото).
ИТОГО: На 160 г продукта приходится 506:100∙160 = 809,6≈810 ККАЛ
Белки - 4,2:100∙160 = 6,72≈7 г
Жиры - 32:100∙32 = 10,24≈10 г
Углеводы - 51:100∙160 = 81,6≈82 г
Вывод: сравнивая два блюда, чипсы дадут больше энергии. Но нужно учитывать массы полезных веществ в этих блюдах. В чипсах меньше углеводов и белков и очень много жиров, так как жарится на масле. А также в них присутствуют вредные пищевые добавки, которые вызывают привыкание и ненасыщенность организма, тянет есть еще и еще. В каше с гуляшом наличие белков, жиров, углеводов сбалансировано, нет вредных пищевых добавок, не возникает привыкание.
2.2.3. Обработка данных опроса подростков.
Анкетирование.
Был проведен опрос среди учащихся 5-х классов. В нем задавались вопросы:
Вам нравится гречневая каша с гуляшом?
Чтобы вы выбрали, если перед Вами стояла пачка чипсов и гречневая каша с гуляшом?
Вы кушаете гречневую кашу с гуляшом в нашей столовой?
1.Вам нравится гречневая каша с гуляшом? |
2.Чтобы вы выбрали, если перед Вами стояла пачка чипсов и гречневая каша с гуляшом? |
3.Вы кушаете гречневую кашу с гуляшом в нашей столовой? |
«Да» 85уч. |
«Каша» 50уч. |
«Да» 42уч.-30% |
«Нет» 41уч. |
«Чипсы» 71уч. |
«Нет» 80уч.-58% |
«Не могу ответить» 12уч. |
Ничего 9уч. |
«Не могу ответить» 16уч.- 12% |
И то и другое 8уч. |
На классном часу в 5 «В» классе я рассказала ребятам о пользе правильного питания и раздала им буклет о гречневой каше. Затем провела еще раз опрос. После выступления с презентацией о правильном питании и просмотра буклета, ребята изменили свой выбор: за кашу 80%, за чипсы 20%. Большинство ребят, поменяли свое мнение и прислушались, к тому, что нужно правильно питаться, тем более это вкусно и полезно. Но были и те, кто так и не поменял свое мнение.
Заключение.
В результате выполнения проекта я узнала много нового про правильное питание, изучила историю появления каши в русской кухни и ее важность, объяснила ребятам на сколько полезно и правильно питаться. Создала буклет о «Гречневой каше», представила его своим одноклассникам.
Я так же поняла, что культура правильного питания идет из семьи, и в первую очередь нужно показывать буклеты взрослым, чтобы дома тоже формировалась культура правильного питания. На примере подростка моего возраста были собраны и решены задачи, в которых показаны основы правильного питания, доступные для понимания школьников 5-6 класса.
Вывод: После представления ребятам моего проекта о пользе правильного питания и гречневой каши, гипотеза подтвердилась. Информация вдоступной и интересной форме о гречневой каше смогла донести ребятам 5-6 класса пользу правильного питания и гречневой каши, знания о правильном питании способствовали отказу от вредных продуктов. Цель проекта достигнута. С помощью математических расчетов доказана польза гречневой каши и правильного питания для подростка в сравнении с чипсами, создан рекламный буклет о гречневой каше.
Рефлексия.
Работать над проектом, делать расчеты о своем питании мне было очень интересно. Для меня важно правильно питаться, так как после занятий в школе я еще занимаюсь танцами, рисованием. Распределить время, вовремя поесть, быть полным сил в течение дня, мне теперь помогают знания о правильном питании и понимание как проводить необходимые расчеты, делая прикидки и округления десятичных дробей, умение пользоваться правилом нахождения процентов от числа, вычислять по формулам. Многие ребята из-за не знания информации, отсутствия культуры питания, поддаются красивой рекламе и покупают вредные продукты. Я поняла, как важно уметь интересно донести информацию о здоровом образе жизни для своих одноклассников.
Список используемой литературы
Здоровое питание. Здоровый образ жизни.- М.: АСТ, 2005. (Медицина и здоровье).
Волина В.В. Занимательная математика. – М.: Знание, 2001
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989
Интернет-ресурсы:
http://ru-wiki.org/wiki/Кулинарный_рецепт
http://findfood.ru/termin/kylinarnie-kyxonnie-vesi
http://www.russianfood.com/recipes/bytype/?fid=1093,1443
https://www.russianfood.com/recipes/recipe.php?rid=131221
https://kopilka-kulinara.ru/napitki/morsy/mors-iz-zamorozhennyx-yagod/
https://notefood.ru/pitanie/obshhie-voprosy/mery-vesa-pishhevyh-produktov.html
Приложение
Почему мы должны правильно питаться! Правильное питание начало охватывать все больше людей разного возраста. Оно помогает достичь разных целей, и человеку правильно питаться нужно для того, чтобы: снизить вес и избавиться от лишних килограммов, чувствовать себя бодрым и здоровым! Кто соблюдает правила правильного питания, тот сохраняет свое здоровье! |
КАША — это правильное питание! |
ГРЕЧНЕВАЯ КАША Борзенко-Канатопская Валентина Лучше нет из гречки каши, Ее вкус неповторим, Ее ели предки наши, До сих пор и мы едим. В русских селах символ - печка, Но не газовая... Нет! А напольное крылечко, Все в резьбе под маков цвет. Хоть в народе говориться, Что изба без пирогов, Как без девицы светлица, Здесь обед всегда готов. Завсегда застолью рады, В духе русской старины, Есть гречишные оладьи, Разносолы и блины. Но на первом месте каша, В сотах мед для детворы, Вот и были предки наши, Как один богатыри! Путь закрыв могучей ратью, Перед вражеской ордой, Встав плечом к плечу, как братья, Защищали край родной. После боя снова каша, Ели молча, не спеша... Рожь и гречка - сила наша! Наша русская душа! |
Полезность гречневой каши |
ИнтересныеФакты Гречка является экологически чистым продуктом. Гречка поднимает настроение. Гречка наполняет жизненной энергией. Гречка помогает от бессонницы. Гречка является низкокалорийной крупой. Гречка — ценный источник белка. В ней содержится 18 незаменимых аминокислот, а белок близок по составу к сбалансированным белкам куриных яиц и сухого молока. Гречка является частью национальной кухни Японии. Гречка содержит три из восьми необходимых организму аминокислот (треонин, лизин, триптофан. Гречка содержит разнообразные витамины группы РР, витамин Р (рутин), щавелевую, яблочную, малеиновую и лимонную кислоты. |