ВВЕДЕНИЕ
Цифры и числа окружают нас везде и во всем. Мы порой этого не замечаем, но вся наша жизнь - сплошная математика. В момент рождения человек имеет дату рождения, вес, рост; дальше считают его возраст, сколько молока он выпил, сколько часов поспал и так далее… Жизнь взрослого человека вообще одни сплошные цифры: 6.00 прозвенел будильник, 15 минут на завтрак, 45 минут урок, номер телефона – целых 10 цифр … Есть даже целая наука, которая изучает цифры и их значения в жизни человека: нумерология.
Раз уж цифры занимают такое важное место в нашей жизни, то было бы здорово с ними «подружиться».
Мне очень нравится математика. Научился считать очень рано. К тому же, моя мама – учитель математики. Но! Просто так делать примеры скучно и неинтересно. Родители всегда придумывают для меня интересные задачки и задания: например, во время долгой дороги мы с братом на скорость складываем цифры в номерах окружающих машин, считаем определенные предметы (ну, например, машины красного цвета), ищем на скорость в окружающем мире загаданное родителями число и т.п. Так время в дороге летит быстрее и веселее.
Вот я и решил придумать для своих одноклассников настоящий математический фото-квест.
Цель: Разработать математический фото-квест (мини-проект), тем самым сделать задания по математике не только полезными, но и творческими, развивающими, интересными.
Задачи:
Придумать интересную форму заданий.
Подобрать и оформить задания для одноклассников.
Рассказать ребятам правила квеста.
Раздать материалы и определить время на выполнение.
Организовать защиту (проверку) результатов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Математика должна быть интересной и понятной!
Цифры – это не просто символы, они несут в себе важную информацию, дают нам подсказки, помогают ориентироваться. Эту особенность цифр заметили в глубокой древности и придавали им мистическое значение. Древние люди считали, что цифры управляют жизнью человека и наделены собственным разумом. Древнегреческий ученый Пифагор разработал собственную систему исчисления, связал цифры с планетами солнечной системы и присвоил номера музыкальным звукам, разделив их на тоны. Цифры разделили на четные и нечетные, счастливые и приносящие беду. Кто решил, что число 13 приносит несчастье, а число 7 выражает божественную благодать и успех? Не осознавая мистического значения чисел, мы верим в число 13. В Англии до сих пор нет домов с номером 13.
С раннего детства мамы просят решить нас самые простые задачки. Малыш должен понимать, зачем ему это нужно. Для этого необходимо придумать цель. Это совсем не сложно. И вот так родители начинают мучить своих детей «занимаясь математикой». Но почему бы не превратить это в игру. Используете во время прогулки навигатор? Тогда покажите малышу карту: «Смотри, это дом №4, до этого был №2, а какой будет потом?..»
В возрасте до 7–8 лет ребенку не стоит решать пример только для того, чтобы его решить. Так можно возненавидеть математику на всю жизнь. В некоторых учебниках и рабочих тетрадях составители уже используют эту «фишку».
Например, в тетрадях Петерсона есть поощрительные задания. Ребенок решает примеры, и в результате может использовать ответ для отгадывания загадки или для того, чтобы нарисовать какую-то картинку (отгаданная загадка и рисунок – это и есть поощрение). Ради таких бонусов мы готовы решать примеры даже на переменах.
Зачем нам это надо?!
Вместе с моим учителем Кругловой Оксаной Олеговной мы придумали новую форму домашнего задания. Это индивидуальные задания, которые задействуют креативное мышление и помогут ощутить уверенность в своих силах, а также проявить творческие способности, развивать память, освоить новые умения. Я точно знаю, что для того, чтобы лучше в чем-то разобраться надо сделать это «что-то» самостоятельно.
Помогите ученикам увидеть математику вокруг себя: в вещах, которые их окружают, в природных явлениях и процессах, и они ее полюбят!
Сейчас даже первоклассник знает, что в школе работает ФГОС (новый образовательный стандарт). И этот новый образовательный стандарт говорит о том, что урок должен быть актуальный, важный, практико-ориентированный, существенный для настоящего времени, отвечающий современным потребностям человека, метапредметным (над-предметным).
Современный ученик сегодня должен не только обладать некоторым (достаточно большим) объемом знаний, но и:
- искать и находить необходимую информацию, используя разнообразные источник;
- сотрудничать с другими учащимися;
- оценивать полученные результаты;
- организовывать свою деятельность;
- определять цели и находить оптимальные способы их реализации.
Интересные, необычные виды и формы заданий развивают:
- креативность;
- познавательную активность;
- любознательность;
-наблюдательность;
- терпение;
- память;
- навыки публичного выступления.
Вот, что мы придумали!
Просто решить примеры в домашней работе – надоело! А вот если превратить это в мини-проект?! Да еще и в виде квеста с использованием мобильного телефона!
Итак, план был такой:
Для начала мой учитель Оксана Олеговна помогла мне подобрать интересные задания, соответствующие нашему возрасту и знаниям. Требования к заданиям были такие: примеры, которые решаются «по цепочке» и имеют в ответе двузначное число.
В нашем случае каждый ученик получил следующий вариант:
Далее мы дали ребятам инструкцию для выполнения:
Необходимо выполнить решение заданий.
На телефон или фотоаппарат снять предметы или объекты с изображениями получившихся в ответах чисел (это может быть номер квартиры, цифры на светофоре, номер автобуса и т.д.) Здесь важна креативность: чем оригинальнее будут фотографии – тем лучше!
Сделать презентацию или небольшой ролик из получившихся фотографий.
Очень интересный и важный этап работы. Многие из нас не умели делать компьютерные презентации, поэтому пришлось воспользоваться помощью родителей или старших братьев и сестер. От этого наш проект стал только лучше, так как стал семейным. Родители с удовольствием подключились к поиску нестандартных фотографий и оформлению результатов.
На последнем этапе устраиваем защиту проектов и оцениванием по нескольким критериям: верность ответов; оригинальность фотографий, презентация.
При защите своего проекта можно придумать целую сказку или историю при переходе по слайдам, то есть составить тематический связный рассказ.
Данный вид работы можно предложить в любом классе, подобрав соответствующие примеры с целыми ответами. Например, на каникулы ученики 10 класса моей мамы получили уравнения с логарифмами, решили их, сделали презентацию, тем самым не только отработали математическое умение, потренировались в создании презентаций, но еще и с удовольствием рассказали о своих путешествиях (а ведь можно сделать это еще и на английском языке).
Такой квест можно составить для разного возраста, класса и уровня подготовки, то есть задания могут быть разными по содержанию (примеры, задачи, уравнения, задания на логику, связанные с геометрическими объектами). Задания могут быть из одной темы или из разных. Основное требование: чтобы ответом являлось целое положительное число.
К чему мы пришли!
После защиты мини-проектов я вместе с учителем провел анкетирование, насколько эта форма была интересна и увлекательна для ребят из моего класса. А еще спросил впечатления у родителей моих одноклассников. И как оказалось, такое задание было интересно и детям, и взрослым - многие ребята сказали, что весело и с пользой провели время на прогулке с родителями в поисках нужных чисел.
ВЫВОД: чтобы стать успешным в современном мире нужно тренироваться уже сейчас. Всегда можно сделать интересным, то, что на первый взгляд достаточно скучно.
Кстати, выполняя свой квест, я еще научился делать самые простые (пока!) презентации и уже сделал презентацию по окружающему миру и английскому языку, и мне удалось убедить своих родителей, что новый телефон нужен мне не только для игр, а еще и для полезных фото, презентаций и роликов, то есть для моего развития. И теперь он у меня есть!