ВВЕДЕНИЕ
Мы дорожим родным краем и стараемся всегда узнавать что-то новое про нашу малую Родину. Как показывает практика, мы можем узнавать что-то новое не только на уроках истории, математика также может рассказать об истории, но и здесь есть огромный плюс того, что мы можем на уроке проанализировать данные, так как при решении задач, мы всегда анализируем информацию и осмысляем ее.
Если говорить про одно из главных средств на уроках математики, то мы можем сказать про решение задач, в данной работе, я бы хотел рассмотреть задачи про мой любимый город Челябинск, и конечно, рассказать про Челябинскую область математическим способом.
Гипотеза: Если предложить сюжетные математические задачи про родной Челябинск, то повысится у учащихся интерес к истории и математике.
Объект: математические текстовые сюжетные задачи.
Предмет:содержание сюжетных текстовых математических задач.
Цель:разработать сюжетные математических текстовые задачи про Челябинск и Челябинскую область.
Задачи:
Провести теоритический анализ понятия сюжетные математические задачи.
Разработать свои текстовые сюжетные математические задачи про Челябинск, Челябинскую область и решить их.
Предложить одноклассникам решить сконструированные сюжетные математические задачи.
Провести опрос одноклассников и узнать понравились ли им предложенные нами задачи.
Провести анализ полученных результатов и сделать выводы.
ТЕКСТОВЫЕ СЮЖЕТНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Изучая историю математики можно утвердительно сказать, что задачи встречались с древних времен, самым главным доказательством этого являются исторические задачи, которые можно встретить, например, даже в нашем учебнике математики.
К примеру, встречается задача № 525: Рассказывают, что на вопрос, сколько учеников в его школе, великий древнегреческий ученый Пифагор ответил: «Половина изучает математику, четверть –музыку, седьмая часть проводит время в молчаливых размышлениях, кроме того, есть еще три женщины». Сколько учеников было в школе Пифагора? [4, c.95]
Данная задача показывает, насколько интересно изучать историю, добраться до исторических данных в задаче приведенной выше, приходится через математику, решение такой задачи еще содержит и логическое рассуждение, поскольку 3 женщины – это последняя доля от всех учеников Евклида. Решение задачи:
–количество женщин в школе Пифагора
Ответ: 28 учеников было в школе Пифагора
Изучая историю, можно найти доказательства, что задачи встречались очень давно. В России пристальное внимание уделяется решению задач, сейчас особый спрос идет на решение практических задач. На самом деле, задачи мы решаем с помощью математики каждый день, ведь ни для кого не секрет, что, математика повсюду.
В данной работе мы, под сюжетной математической задачей понимаем задачу с заданным сюжетом [5, с.42].
Также очень важно отметить, что математическая задача может воспитывать ученика[1]. Например, гордость за свой город, это то, что сейчас как раз и необходимо нашему городу Челябинску.
Содержание математической задачи играет важную роль [5, с.42].
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
При конструировании задач про Челябинск и Челябинскую область для 6 класса мы использовали достоверные факты и данные, так как мы хотели донести через свои задачи, что у нас есть в области и городе чем гордиться.
Нами были сконструированы серии задач с историческими, географическими, культурными данными про свой дом, край, город, школу. Приведем примеры таких задач, которые мы сконструировали и решали и уроках математики, а также на внеурочных занятиях по математике. Перед празднованием Дня Победы мы приготовили цикл задач с использованием статистических данных[2].
Задача № 1 (тема «Пропорции», «Проценты»): За голы Великой Отечественной войны было произведено 102 800 танков. В нашем городе Челябинске за это время было произведено танков 17,5 % от всего числа. Найдите сколько танков сделали и отправили на фронт для защиты нашей страны в Челябинске (ответ округлите до десятков тысяч)?
Решение:
В Челябинск было создано примерно 18 000 танков и отправлено на фронт.
Это говорит о том, что каждые 5-6 танк был сделан в Челябинске.
Мы всегда будем помнить про трудовой подвиг наших земляков.
Ответ: 18000 танков.
Задача № 2(тема «Пропорции», «Проценты»): С августа 1941 года по май 1945 завод имени Колющенко производил в среднем по 45 гвардейских реактивных минометов БМ-13 (более известных как «Катюша») в месяц. Вычислите общий объем производства, узнайте какой процент выполнил Челябинск, если известно, что всего было произведено 6800 минометов БМ-13.
Решение:
– минометов БМ-13 было произведено в Челябинске.
Составим пропорцию:
Ответ: 2010 миномётов БМ-13, это составляет 30 % от всего числа.
Приведем пример задачи об архитектурных памятниках Челябинской области. Мы для составления этой задачи использовали данныеи рисунок с туристического портала Челябинской области [3].
Задача № 3 (тема «Окружность», «Длина окружности»): Аркаим – укрепленное поселение арийской культуры, возникшее на территории Челябинскойобласти приблизительно во II тысячелетии до нашей эры. Уникальная конструкция была обнаружена в 1987 году российскими археологами и вызвала настоящий взрыв в мире. Памятник состоит из укреплённого города, двух некрополей и останков древних пастбищ (загонов). В укрепленное поселение входят два вписанных друг в друга кольца земляных валов с 4 проходами, образованных внешним рвом, два круга жилищных впадин и центральная площадь. Земляные валы представляют собой бывшие оборонительные стены, они возведены из грунта, сырцовых блоков и деревянных элементов. Диаметр внутренней стороны кольца, которая является стеной цитадели, составляет около 85 метров, а внешней – 144 метров. Вычислите площадь города, взяв за число .
Решение:
– площадь внутреннего кольца.
–площадь внешней стороны кольца.
Ответ: 133,45 , 226,08 .
Среди учащихся 6 классов в социальных сетях мы провели опрос. Рассмотрим некоторые вопросы с данного опроса. В данном опросе участвовало 209 человек.
Понравилось ли Вам решать задачи про наш город Челябинск?
204 учеников (97%) ответили, что им понравилось решать задачи про наш город.
Интересно ли Вам решать задачи про Челябинскую область?
Большинство учащихся (200 человек) ответили, что им интересно решать такие задачи, это составило 95% от числа учащихся.
Узнаете ли Вы решая задачи про Челябинск и Челябинскую область что-то новое для себя?
204 ученика ответили, что узнают новые факты, данные про наш родной край.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате проведенной работы, подтвердилась наша гипотеза: если решать сюжетные математические задачи про родной Челябинск и Челябинскую область, то повышается интерес не только к истории своего края, но и к математике.
Многие мои одноклассники заинтересовались данной темой и стали конструировать свои задачи с использованием исторических, географических, статистических данных про наш любимый город Челябинск.
Данную тему я продолжу изучать, ведь впереди много интересных (сложных) тем по математике и благодаря новым знаниям я смогу составлять новые интересные задачи, которые будут помогать изучать математику с помощью сюжетов про наш край, ведь нам тоже есть чем гордиться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамовских Е.А. Патриотическое воспитание при обучении математике:констатирующий этап исследования // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 10. – С. 166-170.
Великая Отечественнаявойна Юбилейный статистический сборник: Стат.сб./Ростат. – Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/vov_svod_1.pdf
Историко-культурный заповедник, памятник культуры Аркаим. – Режим доступа:http://www.карта74.рф/tourism/sights/arkaim/
Мерзляк А.Г. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б . Полонский , М. С . Якир .-М.: Вентана – Граф, 2018–304 с.
Салаватова С.С. Патриотическое воспитание на уроках математики средствами сюжетных задач / С.С. Салаватова, Е.А. Абрамовских // Современные образовательные технологии в школе и в вузе: математика, физика, информатика. – Стерлитамак. – 2015. – С. 40-44.