МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ ПРО ВОЕННУЮ ТЕХНИКУ

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ ПРО ВОЕННУЮ ТЕХНИКУ

Пластинин А.П. 1
1МАОУ "ОЦ № 2 города Челябинска"
Абрамовских Е.А. 1
1МАОУ "ОЦ № 2 города Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Мы можем только догадываться о том, когда появилась математика, кажется, что она существовала всегда. Математика повсюду, это фундаментальная наука. Математику можно встретить в любой сфере жизни, с развитием человека совершенствовалась математика, достижение человечества это всегда достижение через математику. В современном мире математика не теряет своей актуальности, они необходима для развития нашей страны, нашего общества. Прогресс науки невозможен без математики.

В преддверии великого праздника для нашей страны 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной Войне нашего героического народы у нас возникла идея написать работу про военную математику, ведь военная сфера невозможно без математики. Мы хотим исследовать задачи по математике, применяемые в военном деле, а именно рассмотреть задачи про военную технику, так как данная тема для меня очень интересна.

Объект: математические текстовые сюжетные задачи.

Предмет: сюжетные текстовые математические задачи про военную технику.

Цель: разработать сюжетные математических текстовые задачи про военную технику.

Задачи:

Провести теоритический анализ понятия «сюжетные математические задачи».

Разработать свои текстовые сюжетные математические задачи про военную технику и решить их.

Предложить одноклассникам решить сконструированные военные сюжетные математические задачи.

Провести опрос одноклассников и узнать понравились ли им предложенные нами задачи.

Провести анализ полученных результатов и сделать выводы.

ТЕКСТОВЫЕ СЮЖЕТНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Существует множество задач, которые можно встретить в современной математике. Множество жизненных задач мы решаем и даже не замечаем, что мы решили их математически, это настолько обыденно, что в современном мире люди даже не замечают, что математика повсюду, она всегда рядом, она необходимо в любой отрасли, особенно в военной..

Можно встречать стандартные задачи, а можно встретить задачу с интересными сюжетом, которая не оставит никого равнодушным.

У каждого человека есть свои интересы, мой интерес - боевая военная техника. Именно поэтому, мне бы хотелось, чтобы я смог решать задачи на уроке не только, которые предлагает учебник, но и такие, которые бы помогли мне познать что-то новое в моем увлечении.

Если рассматривать текстовые математические задачи, то логично сначала определиться с понятием, что же такое, текстовая сюжетная математическая задача. В данной работе не ставим цели, рассмотреть различные подходы к данному определению, сразу отметим, что мы понимаем, под сюжетной математической задачей - задачу с определённым сюжетом, которую можно решить математически [5,c. 42].

Особое значение в сюжетных задачах играют тексты, именно поэтому через тексты можно рассказать очень много данных или возбудить чувства, нас, в данном исследовании, конечно, интересует чувство патриотизма. Существуют работы [1, 5], которые постулируют о том, что патриотизм можно и нужно воспитывать с помощью средств математики.

В данной работе мы хотели бы рассказывать лишь о боевой военной технике России, причем стоит отметить, что такие задачи (именно про военную технику) мы не смогли найти в нашем учебнике математике 6 класса [4].

Поэтому мы сконструировали задачи про боевую военную технику, чтобы показать, что наша страна Великая, и нам есть, чем гордиться!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

При конструировании задач про военную технику мы используем достоверные факты и данные. Мы приведём в пример разработанные нами задачи про военную технику, которая может существовать на суше, в воде, в воздухе.

Рассмотрим первую задачу про танк, который находит свое применение на суше.

Боевой танк Т-90, представляющий собой усовершенствованный танк Т-72Б, принят на вооружение в 1993 году. Имя - "Владимир" танк получил уже после смерти своего главного конструктора Владимира Ивановича Поткина [6].

Задача №1 (тема «Решение задач»): Дальность прицельной стрельбы танка T-90 составляет 3000 метров. Известно, что танк находится на расстоянии 18 километров от цели. Вычислите, через сколько минут танк сможет поразить цель, если будет двигаться к ней на максимальной скорости, равной 60 км/час.

Рисунок 1. Танк Т-90

Решение:

Танку нужно проехать до точки, из которой он сможет поразить цель: 18 км – 3 км = 15 км

время движения = 15 км / 60 км/час = 0,25 часа = 15 минут.

Ответ: 15 минут.

Рассмотри вторую задачу про военную технику в воздухе, для этого мы рассмотрим вертолет Ми-28 Н, а также Ка -52.

Ми – 28, он же «ночной охотник» его предназначение поиск и уничтожение в условиях активного огневого противодействия танков и другой бронированной техники, а также малоскоростных воздушных  целей и живой силы противника в любое время суток и в любых метеоусловиях [3].

Рисунок 2. Боевой вертолёт Ми-28 («Аллигатор»).

Ка-52 («Аллигатор») - всепогодный круглосуточный боевой вертолет нового поколения. Ка-52 предназначен для уничтожения бронированных и небронированных наземных целей, малоскоростных воздушных целей и живой силы противника на переднем крае и в тактической глубине, для решения задач разведки и управления группой боевых ударных вертолетов. Конструкция вертолета соответствует требованиям российских и международных стандартов к боевым вертолетам и их технической эксплуатации [2].

Рисунок 3. Боевой вертолёт Ка-52 («Аллигатор»).

Задача №2 (тема «Решение задач с помощью уравнений»): Скорость боевого вертолета Ми-28 «Ночной охотник» на 10 км/час больше, чем скорость вертолета Ка-52 «Аллигатор». Найдите скорости обоих вертолетов, если известно, что вылетев навстречу друг другу с расстояния 1275 км, они встретились через 2,5 часа.

Решение:

Пусть x – скорость Ка-52,

тогда x+10 – скорость Ми-28

скорость сближения =x + x+ 10 = 2x+10

с другой стороны, скорость сближения равна расстоянию, деленному на время, то есть: 1275 км / 2,5 часа = 510 км/час

уравнение: 2х + 10 = 510

2x = 500

x = 250 км/час - скорость Ка-52

x + 10 = 260 км/час - скорость Ми-28

Ответ: 250 км/час - скорость Ка-52; 260 км/час - скорость Ми-28.

Рассмотри вторую задачу про военную технику на воде, для этого мы хоти рассказать про фрегат «Адмирал Горшков». Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков во время Великой Отечественной командовал бригадой крейсеров, а впоследствии почти 30 лет занимал пост Главнокомандующего ВМФ. Неудивительно, что его именем называют военные корабли. Фрегат «Адмирал Горшков» комплектуются средствами радиоэлектронной борьбы 5П-28. Данная система защищает корабль от обнаружения, способна противодействовать атакам от высокоточного наземного, воздушного и корабельного оружия [7].

Рисунок 3. Боевой фрегат «Адмирал Горшков».

Задача №3 (тема «Решение задач с помощью уравнений»): Фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» имеет крейсерскую скорость хода 30 узлов. Определите, сможет ли фрегат совершить переход дальность 3500 км за 3 суток, если  по международному определению, один узел равен 1850 м/ч. 

Решение:

скорость фрегата равна 1850 м/ч * 30 = 55500 м/час = 55,5 км/час

в 3 сутках 72 часа

за 72 часа фрегат пройдет 55,5*72 = 3996 км

3996 км > 3500 км, а это означает, что да, фрегат сможет совершить переход дальность 3500 км за 3 суток.

Ответ: фрегат сможет совершить переход дальность 3500 км за 3 суток.

Мы провели анкетирование учащихся, после того, после решения данных задач на уроках математики и на внеурочных занятиях по математике. В данном анкетировании участвовало 90 учеников 6-х классов МАОУ «ОЦ № 2 г. Челябинска», из них 56 мальчиков и 34 девочки.

Анкета состояла из пяти вопросов:

Получили ли Вы полезную информации о военной технике после решения математических задач про боевую технику России?

Рисунок 4. Распределение ответов на 1 вопрос анкеты.

Хотели бы Вы решать такие задачи на математике?

Рисунок 5. Распределение ответов на 2 вопрос анкеты.

Возникала ли у Вас идея разработать собственную задачу по военной технике?

Рисунок 6. Распределение ответов на 3 вопрос анкеты.

Гордитесь ли Вы вооружением своей страны?

Рисунок 7. Распределение ответов на 4 вопрос анкеты.

Любите ли Вы свою Родину?

Рисунок 8. Распределение ответов на 5 вопрос анкеты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В задачах про военную технику помимо математической культуры можно заложить данные, которые будут интересны учащимся, а также будут у них возбуждать чувство патриотизма. Нам повезло мы наследники Великого народа, нам есть, чем гордиться, нам есть на кого равняться.

Я хочу продолжить изучать данную тему, конструировать задачи про боевую военную технику нашей страны из различных периодов истории. Впереди много интересных, простых и сложных математических тем, ведь на следующий год у нас будет и алгебра и геометрия, а это значит, что есть новое поле математических тем, благодаря которым я смогу сконструировать задачи и предложить их для решения учеников нашей и других школ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамовских Е.А. Патриотическое воспитание при обучении математике: констатирующий этап исследования // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 10. – С. 166-170.

Боевой вертолет Ка-52 "Аллигатор": назначение и характеристики. – Режим доступа: https://ria.ru/20120313/593226582.html

Летно-технические характеристики вертолета Ми-28Н ("Ночной охотник"). – Режим доступа: https://ria.ru/20120816/724952156.html

Мерзляк А.Г. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б . Полонский , М. С . Якир .-М.: Вентана – Граф, 2018–304 с.

Салаватова С.С. Патриотическое воспитание на уроках математики средствами сюжетных задач / С.С. Салаватова, Е.А. Абрамовских // Современные образовательные технологии в школе и в вузе: математика, физика, информатика. – Стерлитамак. – 2015. – С. 40-44.

Танк Т-90 – последний советский и первый российский. – Режим доступа: https://warbook.club/voennaya-tehnika/tanki/t-90/

Фрегат «Адмирал Горшков» – будущая основа российского флота. – Режим доступа: https://warbook.club/voennaya-tehnika/voennye-korabli/admiral-gorshkov/

Просмотров работы: 1466