Михаил Яковлевич Суслин – великий сын земли саратовской. / Удивительная судьба выдающегося математика/

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Михаил Яковлевич Суслин – великий сын земли саратовской. / Удивительная судьба выдающегося математика/

Акулова А.А. 1Буланович М.В. 2Маслова А.Д. 2
1Муниципальное общеобразовательноье учреждение «Ртищевская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» , МОУ«Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области»
2МОУ«Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области»
Круглова Н.Н. 1Шевченко И.И. 1
1МОУ«Ртищевская СОШ Ртищевского района Саратовской области»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Увы, земной недолог путь,

И все ж во власти человека –

Великое творя, шагнуть

За рамки собственного века.

Гете

Введение.

Всякому человеку, живущему на земле, присуще желание познать свой край, место, где родился, живешь, учишься, трудишься. Наш родной край – Саратовская земля, где мы родились, где мы живём. В истории нашего края много наполненных событиями истории страниц. На этих страницах написаны имена людей – творцов истории, культуры, науки.

Целая плеяда известных уроженцев земли Саратовской украшала и украшает русскую землю. Среди них и писатели Н. Г. Чернышевский и К. А. Федин, и художник В. Э. Борисов-Мусатов, архитектор Ф. О. Шехтель, лауреат Нобелевской премии академик Н. Н. Семёнов и многие, многие другие. Все они являются гордостью Саратовской земли. (Электронная летопись Саратовской губернии elsso.ru)

Мы гордимся, что живем в поселке, который тоже связан с именем выдающегося ученого, известного всему миру - Павла Николаевича Яблочкова. До сих пор у нас сохранился дом, в котором проживала его сестра – помещица Эшлиман Е.Н. А недавно, в конце декабря 2019 года, в нашем поселке открыта музейная комната «История поселка «Ртищевский» - от садов Яблочковых-Эшлиман до «Садов Придонья».

По праву гордится наш край и своей причастностью к событию мирового масштаба – первому полёту человека в космос. Но развитие космической отрасли неразрывно связано с математикой, ее достижениями. Математика всегда помогала развитию других наук и сама развивалась под их воздействием. Новые алгоритмы, разработанные математиками, оказали неоценимую службу человечеству. Но все ли знают имена тех, кто посвятил свою жизнь такой сложной и очень важной науке.

(География Саратовской области под редакцией Воскресенского С.Г. г. Саратов 1997г)

В школе на уроках математики при изучении теорем, законов, формул мы знакомимся со многими именами знаменитых ученых. И нам стало интересно, а нет ли среди математиков, внесших свой вклад в развитие этой науки, наших земляков – саратовцев, и каких математиков, кроме тех, которые имеют отношение к школьной программе, знают учащиеся нашей школы. Мы провели опрос среди учащихся 7-10 классов. В основном, в ответах звучали такие имена: Пифагор, Евклид, Архимед, Виет, Лейбниц, Декарт. Но не было среди названных имен саратовцев. Неужели Саратовская земля, подарив стране много знаменитых личностей, не воспитала ни одного ученого математика?

Мы решили обратиться к научной литературе и к сети Интернет, чтобы ответить на этот вопрос. Изученные статьи и материалы позволили нам узнать много интересного. И сегодня нам хотелось бы рассказать о замечательном ученом, которого подарила саратовская земля мировой математической науке - Михаиле Яковлевиче Суслине.

Целью нашей исследовательской работы является сбор и изучение информации о математике – нашем земляке, имя которого не упоминается в школьном курсе математики и поэтому неизвестно школьникам, выяснить, какой вклад внес М.Я.Суслин в развитие математической науки.

Практическая значимость нашей работы является популяризация исторических знаний, содействие развитию краеведения.

В истории математической науки были люди, жизнь и плодотворные искания которых оборвались в молодом возрасте, на самой высокой ноте. Не дожив до 27 лет, умер от пневмонии норвежский математик Н.-Х. Абель (1802—1829). Но остались в математике “абелевы группы” и “абелевы интегралы”. Был убит на дуэли двадцатилетний революционер и математик француз Эварист Галуа (1811—1832), чье имя теперь носят в алгебре группы, поля, соответствия. Неизгладим в теории чисел след, оставленный индийским математиком С. Рамануджаном (1887—1920). Каждый из них не просто решил некоторые математические проблемы, а поднял целые пласты, отрыл новые направления в математике.

Такова судьба и Михаила Яковлевича Суслина (1894—1919), о котором нам хотелось бы рассказать.

Глава 1. Рождение таланта.

Михаил Яковлевич Суслин родился 15 ноября (3 ноября по старому стилю) 1894 года в селе Красавка Балашовского уезда Саратовской губернии в семье бедных крестьян Якова Гавриловича и Матрёны Васильевны Суслиных (он был единственным ребенком). Жили Суслины в небольшом домике в четыре окошка, на левом берегу Елани. Избенка эта до сих пор стоит на том же месте. Рядом с домиком был небольшой сарайчик, где Яков Гаврилович держал маленькую лавку. Торговали в ней разной мелочью: пуговицами, нитками, ложками, спичками, керосином, солью, конской сбруей. Эта лавочка не приносила богатств Якову Гавриловичу и даже разумного достатка, а лишь позволяла едва сводить концы с концами.

Здесь и пролетело детство Михаила, состоящее в том, чтобы помочь отцу в нехитром торговом деле, подергать сорняки на огороде, сбегать на речку - порыбачить и искупаться, выкопать по осени картошку, сходить с родителями в церковь.

В одном квартале от домика Якова Гавриловича размещалось Красавское 2-е земское училище. Осенью 1903 года в возрасте девяти лет Михаил Суслин переступил его порог. Его первой учительницей стала Вера Андреевна Смирнова. Именно она заронила в него первую искру знания, пробудила его самобытный талант, который, казалось, только и ждал мудрого и внимательного наставника. Сельская учительница не просмотрела юный талант, не отнеслась к нему с безразличием, а приняла в судьбе Миши самое деятельное участие. Учился Михаил легко и в школе был первым учеником. Вера Андреевна любила его и ставила в пример другим. Часто его можно было увидеть в окружении одноклассников, которым он охотно что-то объяснял, помогал решить трудную задачу. В 1904 году ему вручено свидетельство об окончании Красавского 2-го земского училища за номером 132277. Вера Андреевна Смирнова поняла, что ее ученику Михаилу Суслину нужно, во что бы то ни стало, продолжать учиться, ибо талант пробуждается в нем недюжинный. Немало приложила она усилий к тому, чтобы убедить в этом и своих состоятельных односельчан, и те помогли материально Якову Гавриловичу и Матрене Васильевне отправить Михаила для продолжения учебы в уездный город Балашов.

В 1905 году в Балашове была открыта мужская гимназия, куда 22 августа 1905 года и был принят Михаил Суслин. Во время учебы он жил на квартире у купца Безбородова. Купец быстро оценил по достоинству ум своего юного постояльца и не раз предлагал ему жениться на своей дочке, обещая в приданое миллион рублей. Михаил улыбался и отвечал: «Я пока обожду, надо сперва с наукой справиться».

Учился он в гимназии легко, а в свободное время, чтобы заработать деньги, сам давал уроки, готовил к экзаменам детей богатых. Постепенно Михаил сам встал на ноги, мог платить за учебу в гимназии, приезжал в Красавку с подарками родственникам и соседям.

30 мая 1913 года Михаил Суслин окончил полный восьмиклассный курс Балашовской гимназии, обнаружив отличные познания по всем изучаемым предметам. При этом он поощрялся за отличную учебу наградами при  переходе из 6-го класса в 7-й и из 7-го в 8-й классы. (https://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_iskusstva/mikhail_jakovlevich_suslin/14-1-0

«Во внимание к постоянно отличному поведению и прилежанию, - записано в выданном ему аттестате зрелости, - и к отличным успехам в науках, в особенности к математике», педагогический совет постановил наградить его золотой медалью. (1.    Игошин В.И. Программа Михаила Суслина. –  Годы и люди. вып.5, Сборник – Саратов, Приволжское книжное издательство, 1990г., стр. 13-…)

Блестяще закончив гимназию, 22 июля 1913 года М. Я. Суслин посылает прошение ректору Императорского Московского университета о зачислении его в студенты первого курса математического отделения физико-математического факультета и 7 августа его просьба удовлетворяется. Вступительных экзаменов тогда не было, достаточно было иметь гимназический аттестат зрелости. Так он стал студентом Московского университета. Бурная жизнь столичного университета закружила паренька из глухой Саратовской деревеньки. Лекции, лекции… И читают их знаменитые профессора, маститые ученые.

Начав поиск своего пути в математике, несмотря на перегруженность знаниями, на обилие столичных впечатлений, первокурсник Михаил Суслин осенью 1913 года пришел в научный семинар профессора Егорова Д.Ф. На общих семинарах обсуждались научные проблемы, волновавшие тогда математиков. В такую атмосферу творческого поиска, обилия научных идей и попал Михаил Суслин. Он твердо знал, для чего он поступил в Университет. Он не просто хотел лишь изучать математику, он хотел стать ее творцом.

С осени 1914 года начинается педагогическая деятельность в Московском университете Николая Николаевича Лузина (1883—1950). Он окончил этот университет в 1907 году, был оставлен при нем с казенной стипендией для подготовки к профессорскому званию под руководством профессора Д.Ф. Егорова и, безусловно, стал его лучшим учеником. Прошел стажировку в Геттингене и в Париже, подготовил диссертацию на степень магистра чистой математики (весной 1916 года после блестящей защиты диссертации он был утвержден сразу в степени доктора чистой математики). ( http://www.sgu.ru/node/23447)

Суслин М.Я. становится учеником Николая Николаевича Лузина . Лузин создал группу молодых математиков-единомышленников, в которую вошел и Суслин. Свою группу они в шутку называли «Лузитанией».

Все нравилось пытливому студенту в молодом ученом: глубокие и обширные знания, увлеченность, страстность. Крепко взяла в оборот Михаила бурно развивающаяся математическая дисциплина — теория множеств и функций, которую пропагандировал Лузин Н.Н.

Заседания лузинского семинара продолжались подолгу, затем студенты провожали профессора от здания университета до его квартиры в доме 25 на Арбате, продолжая по пути дискуссии и обсуждения. А на знаменитые “среды” (потом “четверги”) Лузин приглашал учеников к себе домой. Здесь в его кабинете или столовой за чашкой чая велись разговоры не только на математические темы — обсуждались разнообразные вопросы и события текущей жизни. Участвовал в таких чаепитиях и Михаил Суслин. С осени 1914 года П.С. Александров и М.Я. Суслин стали работать под руководством Н.Н. Лузина по дескриптивной теории функций. При доказательстве своей теоремы, П.С. Александров ввел новую операцию над множествами (названную М.Я. Суслиным в честь ее создателя A-операцией) и показал, что посредством этой операции, отправляясь от интервалов (замкнутых множеств), можно построить всякое борелевское множество (В — измеримое множество, или В — множество). Естественно, возникла обратная задача: всякое ли множество, получаемое применением A-операции к замкнутым множествам, является борелевским? Лузин совершенно верно усмотрел в этой задаче центральную проблему дескриптивной теории множеств. (1.    Большой энциклопедический словарь Математика 1998г.)

Глава 2. Математический вклад в науку.

Н.Н. Лузин  предложил Суслину изучить знаменитые мемуары известного французского математика Анри Лебега об аналитически представимых функциях. Внимательно изучив работу Лебега, Суслин обнаружил ошибку в рассуждения маститого всемирно признанного ученого. Михаил не верил своим глазам. М.Я. Суслин открыл новый большой класс множеств, которые впоследствии стали называться «суслинскими». Обо всех своих открытиях студент 4 курса доложил на заседании студенческого математического кружка 28 ноября 1916 года. Его доклад назывался "Множества, измерение В" Лузин проверил результат Суслина, высоко оценил его и предложил написать о нем статью, которая была опубликована в 164-м томе журнала "Доклады Парижской академии наук" 8 ноября 1917 года. Это была единственная научная работа, которую успел при жизни опубликовать М.Я. Суслин.

Суслин не остановился на том, что обнаружил ложность леммы Лебега. Он продолжил анализ его работы, стараясь выяснить, справедливы ли теоремы, доказательства которых были основаны на этой лемме. Ошибочными оказываются чаще всего, как это было и в случае с Лебегом, очевидные утверждения. При более пристальном их рассмотрении обнаруживаются ошибки. Но не все ошибки столь полезны и плодотворны, как ошибка Лебега, не все попытки их исправить приводят к созданию новых разделов математики или целых математических дисциплин. Это судьба лишь великих ошибок. Каким математиком нужно быть, чтобы обнаружить ошибки у великих? Молодым? Обладающим знаниями, но не стесняемым авторитетами? Имеющим собственную точку зрения, уверенным в своих силах, дерзким и настойчивым?..

Таким и был начинающий математик Михаил Суслин, твердым шагом входивший в математическую науку. Но математикой далеко не исчерпывались интересы начинающего ученого, он вынашивал планы поистине наполеоновские.

В другой проблеме, над которой размышлял ученый, были затронуты столь глубокие связи между математическими структурами, что Суслину и его современникам она оказалась не под силу. Эта проблема оставалась неприступной более 40 лет, оказывая мощное стимулирующее воздействие на развитие математической науки, порождая в ней новые понятия, методы, теории. Помня о “первоисточнике” их идей, математики всего мира присваивали имя Суслина многочисленным новым понятиям. И сейчас в обширном потоке публикаций по теории множеств часто встречается имя М.Я. Суслина: суслинские множества, критерий Суслина, гипотеза Суслина, проблема Суслина, континуум Суслина, дерево Суслина, свойство Суслина, число Суслина и т. д.

“М.Я. Суслин уже в самые ранние студенческие годы проявил себя как интересный и своеобразный человек, — вспоминал П.С. Александров. — Уже в 18—19 лет он составил себе особую программу своего дальнейшего интеллектуального развития. Математика была только началом этой программы. Вторым этапом должны были быть физика и химия, за которыми должна последовать биология. В качестве завершения программы мыслилась медицина, которой М.Я. Суслин и предполагал посвятить всю свою дальнейшую жизнь. Как мы увидим позже, дальше первого шага в осуществлении своей программы Суслин не пошел. Он умер математиком, ярким и своеобразным математиком, одним из создателей современной дескриптивной теории множеств...”.

Итак, М.Я. Суслин открыл новый большой класс множеств, на много лет ставший важнейшим объектом исследований дескриптивной теории множеств. Дескриптивная теория множеств-раздел теории множеств, изучающий внутреннее строение множеств в зависимости от тех операций, при помощи которых эти множества могу быть построены из множеств сравнительно простой природы (например замкнутых или открытых подмножеств) (1.    Игошин В.И. Михаил Яковлевич Суслин: 1894-1919; -  М.Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1996г.)

...Будучи студентом Московского университета, Михаил часто приезжал на каникулы в Красавку. Весть о том, что из Москвы приехал Мишаня (как звали его родственники и односельчане), мгновенно разносилась по деревне. Посмотреть на своего земляка, расспросить о столичных новостях приходили многие. Приезжал Михаил в форме студента Московского университета — темные брюки, наглухо застегнутый китель, но в селе надевал модную яркую рубаху и фиолетовые брюки. Так что вид у него был заправского столичного франта. К тому же он привозил разные диковинные вещи, и наиболее удивительная из них — граммофон с набором пластинок. Мишаня любил слушать их и с удовольствием “крутил” для всех желающих. По селу он ходил широко, размахивая левой рукой и, как казалось его односельчанам, постоянно о чем-то размышляя. Со всеми был исключительно вежлив и обходителен, родителям помогал в сельскохозяйственных работах, перед товарищами не задавался. Детвора бегала за ним толпой. Односельчанам он нравился.

По вечерам, когда жизнь в селе замирала, Михаил мог углубиться в свои математические проблемы. Засиживался далеко за полночь, когда родители уже спали. Мать, просыпаясь и видя его склоненным над столом у керосиновой лампы, уговаривала ложиться спать. Часа в 3—4 Матрена Васильевна не выдерживала, вставала, снова подходила к сыну, брала его за плечи и укладывала спать. Кто знает, может быть, именно здесь, в гостеприимном и бедном родительском домике на берегу тихой Елани, и сделал Михаил Суслин свои немногочисленные, но глубокие открытия, принесшие ему мировую известность.

Материальная необеспеченность и слабое здоровье М.Я. Суслина все же не помешали ему завершить занятия в университете. Весной 1917 года он заканчивает полный курс Московского университета с дипломом 1-й степени. Активная работа Михаила Суслина в научном кружке не была не замечена его наставниками, и по окончании университета он получил рекомендацию с самой лестной характеристикой. В результате Суслин М.Я. был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре чистой математики под руководством профессора Н.Н. Лузина.

1918 год. В Москве не хватает продовольствия, почти нет топлива. Все это не могло не сказаться и на жизни Московского университета. Занятия в нем свертывались, студенты разъезжались. Трудное экономическое положение Москвы явилось, в частности, одной из причин того, что в 1918—1920 годах во многих других городах страны, где условия жизни были лучшими, чем в Москве и Петрограде, было открыто большое количество вузов и факультетов. Туда переехала на работу значительная часть ученых обеих столиц. Это способствовало тому, что были спасены значительные научные силы страны. Многие ученые Москвы попали в Иваново-Вознесенский политехнический институт, организованный в 1918 году при активной поддержке М.В. Фрунзе, который помог создать относительно хорошие по тем временам условия жизни и работы профессорско-преподавательскому составу. Среди факультетов института был педагогический с несколькими отделениями, в том числе и математическим. Н.Н.Лузин возглавил кафедру чистой математики. В первом учебном году, 1918-1919, его коллегами по кафедре стали лишь два его ученика - Михаил Яковлевич Суслин и Владимир Семенович Федоров. На первом заседании Совета профессоров Иваново-вознесенского политехнического института М.Я. Суслин единогласно избирается профессором экстраординарным по чистой математике. В этой должности проработал до конца учебного года.

Его коллега по кафедре Владимир Семенович Федоров писал:

“Профессор М.Я. Суслин оставил у своих слушателей светлую и определенную память отчетливостью и строгой размеренностью своего изложения, неизменной методичностью, умением заставить работать и участливым отношением к нуждам и запросам аудитории”.

С 1 сентября 1919 года М.Я. Суслин уволен из Иваново-Вознесенского политехнического института согласно его собственному прошению. П. С. Александров вспоминает:

«...Суслин в Иванове не ужился и скоро потерял там свою работу. Ввиду этого по инициативе В.В. Голубева и И.И. Привалова возник план о предоставлении Суслину профессорского места в Саратовском университете. Ожидалась рекомендация Н.Н. Лузина. Лузин ее не дал и не поддержал предоставления Суслину преподавательского места в Саратовском университете». До сих пор остается загадкой, почему же Лузин не дал своему талантливому ученику рекомендацию для получения им профессорского места в Саратовском университете. Однако до самой смерти академика Лузина Н.Н. (1950г.) на его рабочем столе стояла фотография Суслина М.Я. с надписью: «Моему горячо любимому учителю глубокоуважаемому и дорогому Николаю Николаевичу Лузину на добрую память. Михаил Суслин». Михаил Суслин стал учеником, достойным своего учителя.

Михаил Яковлевич начал готовиться к возвращению на родину, в Саратовскую губернию. Он напасал письмо отцу в Красавку, в котором спрашивал, не разгулялась ли болезнь в их краях (в стране свирепствовал тиф), и, получив ответ, в начале лета выехал. Дорога была неблизкой и время неспокойным. Вокзалы, пересадки, ожидания поездов... Уже в пути почувствовал недомогание. Слабый организм Суслина не смог побороть тифозную инфекцию, попавшую в него. Дома Михаилу стало совсем плохо. 21 октября 1919 года Михаил Яковлевич Суслин скончался в селе Красавка.

Хоронили Мишаню всем селом. У властей испросили разрешения поместить гроб с его телом в подземном склепе, выложенном кирпичом, принадлежащем семейству Сергиенковых. Весть о трагической смерти быстро долетела от Москвы до Иваново-Вознесенска, и уже 11 декабря 1919 года в местной газете был помещен некролог "Памяти профессора М.Я. Суслина", подписанный Владимиром Семеновичем Федоровым.

Яков Гаврилович не мог пережить смерти сына: он помешался умом и вскоре умер. Безгранично было горе и Матрены Васильевны. Дожив до глубокой старости, она часто плакала и все время вспоминала своего Мишаню. После смерти мужа, чтобы как-то прокормиться во время страшного голода 1921 года, она вынуждена была продать богачу из соседнего села Мишины вещи: граммофон с пластинками, волчий тулуп, гимназическую форму. Продана была и Мишина золотая медаль, которой он был награжден по окончании Балашовской гимназии. Не стало Анны Васильевны в конце 1920-х годов.

После смерти М.Я. Суслина, в 1920 году, в самом первом номере только что созданного С. Мазуркевичем и вернувшимся на родину ведущим польским математиком В. Серпинским польского математического журнала “Fundamenta Mathematicae” было опубликовано несколько математических проблем. В качестве автора третьей из приведенных проблем был указан Суслин М.Я. Эта короткая заметка стала его второй опубликованной работой. Сформулированная проблема стала с этого момента именоваться в мировой литературе проблемой Суслина, , а одно из условий - условием Суслина.

Несколько в тени продолжает оставаться третья заметка Суслина. Она опубликована в 1923 году в том же польском журнале “Fundamenta Mathematicae”. На титульном листе заметки сообщается, что она составлена польским математиком К. Куратовским (1896—1980) “на основе посмертного мемуара Михаила Суслина”. В ней проделано изящное построение без использования аксиомы выбора несчетного подполя в поле вещественных чисел, не совпадающего с самим полем вещественных чисел. Хочется надеяться, что и эти суслинские идеи ждет счастливая судьба.

Заключение.

Всего 2—3 года продолжалась самостоятельная творческая деятельность ученого, опубликованы три маленькие заметки, причем при его жизни — одна. Но столь фундаментальные открытия сделаны в этих публикациях, столь глубокие идеи заложены, что, без преувеличения можно сказать: они оказали революционное воздействие на развитие в XX веке одного из фундаментальных разделов математики — теории множеств.

Жизнь оборвалась в 25 лет, но ярок оставленный им в математике след и имя его навсегда вписано в историю этой науки.

На могиле М.Я.Суслина открыт памятник(архитектор Е.Г. Сухарева, г. Саратов). Министерство культуры РСФСР включило его могилу на сельском кладбище в число памятников истории республиканского значения.

В октябре 1989 года в Саратове состоялись первые научные математические чтения памяти М.Я. Суслина.

18 ноября 1990 года на здании Красавской средней школы открыта Памятная доска М.Я.Суслину. Многие годы на базе Красавской средней школы Самойловского района проходили знаменитые «Суслинские чтения», в которых участвовали представители научного сообщества. В район приезжали гости из разных уголков страны. Инициатором и организатором «Суслинских чтений» был директор школы Решетников А.А.

19 ноября 1991года состоялось открытие памятной доски на здании физико-математического факультета Балашовского педагогического института (ныне БИ СГУ имени Н.Г. Чернышевского) в честь выдающегося математика профессора Михаила Яковлевича Суслина .Открытием мемориальной доски обязаны доценту Саратовского педагогического института В.И.Игошину. Его перу принадлежит книга «Михаил Яковлевич Суслин», это первая научная биография всемирно известного ученого. С отлитого из металла барельефа пытливо смотрит на нас из далекого 1917 года молодой человек в форменном кителе студента Императорского Московского университета. На доске надпись:»Выдающийся русский математик М.Я. Суслин (1894-1919), учился в мужской гимназии, которая находилась на этом месте». Благодаря В.И.Игошину могила М.Я.Суслина включена в число памятников, стоящих в государственном учете.

Вот уже много лет районная олимпиада по математике, проводимая среди старшеклассников Балашовского региона, носит имя Михаила Яковлевича Суслина.

Пусть нет имени М.Я. Суслина в школьных учебниках, но его научные открытия в области математики сделали его бессмертным. Имя великого математика Михаила Яковлевича Суслина знают во всем мире. Мы гордимся своим талантливым земляком и просто обязаны рассказывать о нем учащимся нашей школы, а потом и своим детям и внукам. Мы живы своими корнями, и чем глубже они, тем сильнее человек. (В. И. Игошин, “Страницы биографии Михаила Яковлевича Суслина”,УМН, 51:3(309) (1996), 3–16;Russian Math. Surveys,51:3 (1996), 371–383 Электронный ресурс )

Литература

География Саратовской области под редакцией Воскресенского С.Г.

г. Саратов 1997г

http://ru.wikipedia.

https://balashovpoisk.ucoz.ru/publ/ljudi_i_sudby/dejateli_iskusstva/mikhail_jakovlevich_suslin/14-1-0

Большой энциклопедический словарь Математика 1998г.

http://www.sgu.ru/node/23447

Электронная летопись Саратовской губернии elsso.ru

Игошин В.И. Программа Михаила Суслина. – Годы и люди. вып.5, Сборник – Саратов, Приволжское книжное издательство, 1990г., стр. 13-…

Игошин В.И. Михаил Яковлевич Суслин: 1894-1919; - М.Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1996г.

В. И. Игошин, “Страницы биографии Михаила Яковлевича Суслина”, УМН, 51:3(309) (1996), 3–16; Russian Math. Surveys, 51:3 (1996), 371–383 Электронный ресурс http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=rm&paperid=967&option_lang=rus

Приложения

Приложение 1.

Приложение 2.

Михаил Яковлевич Суслин (1894-1919гг. )

Дом М.Я.Суслина в с. Красавка Балашовского уезда Саратовской губернии. Фото нач. XX в.

Приложение 3.

Приложение 4

Здание школы в с. Красавка Самойловского района Саратовской области (ранее – Балашовского уезда Саратовской губернии). Фото нач. XXI в.

Памятная доска на здании школы в селе Красавка. Михаил Суслин окончил

Красавскую земскую школу в 1904г.

Приложение 5.

Приложение 6.

Частная мужская гимназия №1 г. Балашова, где учился М.Я.Суслин

Н.Н.Лузин (1983 – 1950гг.) Профессор Московского университета, академик, создатель математической школы («Школа Лузина»), в которую входил М.Я.Суслин в годы учебы в Московском университете.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 7. Мемориальная доска на здании физико-математического факультета Балашовского института СГУ, на месте которого в XIX в. находилась 1-я мужская гимназия г. Балашова

Могила М.Я.Суслина в селе Красавка Самойловского района Саратовской области

18

Просмотров работы: 215