Восемь на восемь полей

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Восемь на восемь полей

Сираканян С.А. 1
1МАОУ «Гимназия», г. Чернушка
Зверева Т.В. 1
1МАОУ «Гимназия», г. Чернушка
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Что обозначают таинственные названия "ладья", "ферзь"? Почему шахматный слон совсем не похож на слона? Почему у некоторых фигур есть целых два имени: слон-офицер, тура-ладья, ферзь-королева? Шахматы - это королевство, которое не найдешь на географической карте. Это королевство на шахматной доске. Здесь - 32 шахматные фигуры и 64 клетки поля. Так я и назвал свою работу «Восемь на восемь полей».

Объект исследования: игра в шахматы

Предметом моего исследования стал процесс освоения шахматных правил. Маленькое шахматное королевство стоит уже 1500 лет, и не видно ему конца. Его обитатели подчиняются строгим законам, соблюдая древние обычаи.

Перед собой я поставил цель: изучение правил игры в шахматы как самообразование. В моей семье в шахматы играет папа. Он - мой первым наставник! Папа привёл меня в шахматный клуб. Теперь, мы вместе играем полноценные партии не только дома, но и участвуем в городских шахматных турнирах.

Гипотеза: Если изучить правила игры в шахматы, то возможно научиться играть в шахматы

Задачи:

1. Узнать историю шахматных фигур

2. Выучить правила игры в шахматы

3. Определить пользу игры в шахматы

1.История возникновения шахмат

Шахматы (от персидского –«шах мат» - властитель умер) - игра которая возникла в Индии. Время возникновения шахмат неизвестно, и на эту тему постоянно разгораются споры. Всё же, ученые сошлись в своих разногласиях, и пришли к выводу, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. Предполагают, что шахматы были прототипом различных воин и битв, но без кровопролития, и поэтому завоевали огромный интерес у правителей древних государств, где они могли сразиться друг с другом, не причинив своему войску ни единой царапинки. Многие ученые полагают, что современные шахматы произошли от древней игры "чутуранга", в которой были представлены такие фигуры как хасти, ратха, ашва, падати, а также раджа. Позже это игра стала называться «чатурраджа» (игра четырёх царей), в которой фигуры уже стали располагаться на 64-клеточный доске, но в разных углах. Так как 64-клеточная доска появилась именно в это время, то возникновение шахмат принято датировать именно с этого момента.
Существует также и легенда: индийский царь решил наградить изобретателя шахмат и предложил ему самому выбрать вознаграждение. Каково было удивление правителя, когда мудрец попросил столько пшеничных зёрен, сколько будет на шахматной доске, если положить на первое поле шахматной доски 1 пшеничное зерно, на второе - два, на третье - 4 и так далее. Царь велел быстрее выдать изобретателю шахмат его жалкую награду, но на следующий день придворные математики сообщили ему, что для этого не хватит пшеницы, хранящейся даже в амбарах всего мира. Награда изобретателю шахмат в соответствии с уговором должна была составить 18 446 744 073 709 551 616 зерен. (18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 073 миллиарда 709 миллионов 551 тысячу 615 зерен.)[2,56]

Существует ещё одна гипотеза, что шахматы произошли из так называемых магических квадратов. Закономерность расположения чисел в магических квадратах придает им волшебную силу искусства.[1, 98]

Первое упоминание о шахматах на Руси относится ко времени, когда правил Россией Петр I. Отправляясь в походы, Петр I брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных шахматных партнеров.

С распространением шахмат в древнем  мире они начали все больше напоминать игру,  с которой мы знакомы сегодня. Бесспорно, эволюция шахмат, приведшая их к современной форме, началась между 200 и 600 годами нашей эры. Побывавшие при дворцах арабских принцев в Испании и Сицилии европейские купцы были, очарованны диковинной игрой, а в последствии крестоносцы привезли ее в свои страны, вернувшись после войн на Святой Земле.

Около 1050 года высокопочитаемый врач при дворе Альфонса 6 издал указ,  согласно которому «новая» игра должна стать обязательной частью рыцарского образования. Шахматы считались отличным интеллектуальным стимулом, необходимым для культурного и нравственного воспитания  истинного рыцаря.

В прежние времена в шахматы играли с помощью костей: игроки каждый раз бросали игральную кость, чтобы определить какой фигурой ходить. Но в Средние века католическая церковь выступала против игры, считая, что игра в шахматы слишком азартна. В 1062 Папа Александр 2  специальным указом осудил игру в шахматы, и это решение  позднее было поддержано Папскими Советами в 1215 и 1245 годах.

Первый известный шахматный учебник, работа багдадского врача Абуль – Аббаса, относится к 892 году. Но наиболее известная работа была написана в 7 веке доминиканским монахом Джакомо да Кессоле. Озаглавленная Deludo  schachorum (от латинского «игра в шахматы»), она использовала ходы различных фигур как повод размышлений о повседневных нравах и поведении.[3, 100]

По мере того, как Средние Века уступили место эпохе Возрождения -  периоду рассвета европейской культуры  - шахматы вступили в свой «золотой век». В эпоху Возрождения  при каждом королевском дворе был  профессиональный шахматист и шахматный учитель. Новые шахматные трактаты устанавливали правила, очень сходные с теми которые мы знаем сегодня. В них даже давались примеры дебютной стратегии и приводились целые партии. Сначала ведущими  игроками и теоретиками были испанцы, но в 18 веке шахматы вошли в моду во Франции, где их стали называть «эшек». В кафе, популярных местах встреч аристократии, среди энтузиастов игры можно было встретить великих философов Руссо и Вольтера.

В 19 веке шахматы покорили Англию, где начали появляться шахматные колонки в газетах и начали издаваться первые журналы, целиком посвященные шахматам. Именно в этот период стали организовываться первые международные турниры и стали использоваться  шахматные часы.

Шахматы на Русь пришли в 7 – 9 веках, через восточных соседей, имевших прямую торговую связь между Индией. Хазарам (Поволжье) они были известны уже в 5 – 7 веках. Шахматы прочно вошли в быт наших предков, оставив след в изделиях древнерусского ремесла и  произведениях фольклорного искусства. В русских былинах, возникших в период расцвета Киевской Руси и Великого Новгорода (10 – 12 в.), много эпизодов, связанных с игрой в шахматы. Это свидетельствует   о большой популярности и высокой народной оценке их. Таким образом, мы можем констатировать, что уже несколько столетий до наших дней отмечались выдающиеся качества шахмат, как средство развития человеческой личности, а так же их  полезность при  воспитании многих человеческих качеств.

Шахматы сегодня — популярный вид спорта и плацдарм для отработки финансовых стратегий. Среди поклонников игры — успешные инвесторы и бизнесмены. Возникнув как своего рода имитация военных действий, игра эволюционировала в систему тренировки логики как человека, так и искусственного интеллекта. Шахматный спорт переживает новое рождение. В прошлом году внимание россиян привлек чемпионат мира среди гроссмейстеров. Впервые с 2008 года в матче за звание чемпиона мира участвовал представитель России, и шансы на победу были довольно высоки.
27-летний шахматист Сергей Карякин в 12 лет стал гроссмейстером, в 22 года — чемпионом мира по быстрым шахматам, в 25 — обладателем кубка Международной федерации шахмат (FIDE).
Одолеть именитого соперника — норвежца Магнуса Карлсена, впервые завоевавшего титул чемпиона в 2013 году, Карякину не удалось. Однако шахматист оказался новым спортивным символом страны. Популяризация шахмат стала его официальной миссией — весной этого года Карякин вошел в состав Общественной палаты РФ, в июне обсуждал с президентом Владимиром Путиным развитие шахматного спорта в стране.

В учреждениях спортивной подготовки шахматами занимаются более полумиллиона человек — это девятое место из 135 видов спорта, внесенных в реестр Минспорта России. Более четверти спортсменов — представители регионов. Такую официальную статистику приводят в Российской шахматной федерации (РШФ). В общей сложности, включая кружки и частные уроки, говорит исполнительный директор РШФ Марк Глуховский, шахматами в стране занимается около миллиона детей, и число юных шахматистов растет.

2. Почему шахматные фигуры так называются

2.1. Значение названий

Что обозначают таинственные названия "ладья", "ферзь", почему шахматный слон совсем не похож на слона, почему у некоторых фигур есть целых два имени слон-офицер, тура-ладья, ферзь-королева?

Пешка

Слово "пешка" однокоренное с "пеший", "пехота". Это название означает "пеший солдат".

В других европейских. языках перевод названия этой фигуры тот же самый. А вот в Германии название пешки "вauer" значит не солдат, а "крестьянин".

Конь 

В древних шахматах эта фигура изображала собою "кавалерию" - всадника на коне. Со временем ее изображение упростили, оставив только коня. Но во многих европейских языках шахматного коня продолжают называть наездником. Во Франции шахматный конь - это сavalier (кавалер), в Англии - knight (рыцарь). 

А вот в других языках "человеческая составляющая" из этой фигуры пропала. У нас она называется просто "конь". А, например, в Германии (springer), Польше (skoczek), Хорватии (skakač) название его переводится как "прыгун", "скакун".[7,16]

Слон

В древних шахматах это была фигура, изображающая боевого слона с наездником. Ее название на Руси перевели дословно, получилось "слон".

Но в Европе название никому неведомого животного "слона" (по персидски "фил") превратилось в "шута" ("фул"). В древних европейских шахматных книгах можно увидеть, что эту фигуру изображали как человечка в шляпе с бубенчиками. До сих пор во Франции "слон" называется  fou (фу), т.е. шут. 

Позже, в разных странах, эта особа, приближенная к королю, получила более почетные звания:  епископ (bishop) - в Англии, бегун (Läufer) - в Германии, гонец (goniec) - в Польше, стрелок (střelec) - в Чехии, охотник (lovec)- в Словении и Хорватии, офицер - в Болгарии и Греции. И у нас до революции эту фигуру тоже принято было называть "офицер". Только потом за ней официально закрепили древнее русское название "слон". А вид фигурки оставили прежний, европейский. Поэтому шахматный слон похож не на слона (зверя с хоботом), а на человека в высокой шляпе (епископа, офицера).[7,14]

Ладья

В индийской игре ладья - это боевая колесница (ратхи). Изображалась вместе с упряжкой коней и правящей ею возницей. Видимо, отсюда произошло персидское название колесницы - рух. Та самая Птица Рух из сказок  "Тысячи и одной ночи". И изображать фигуру тоже стали в виде птицы. А на Руси эту птицу приняли за стилизованное носовое украшение древнерусского судна - ладьи. Отсюда фигура получила свое имя. 

А внешний вид и другое название этой фигуры - тура, - пришло к нам из Европы. По французски оно означает "башня" (tour). Так же французы называют и шахматную фигуру. Практически во всех европейских языках ее название имеет смысл "осадная башня", "укрепление": скала (rook) - на английском; башня (Turm) - на немецком; вежа, башня (wieża) - на польском.

Почему же европейцы индийскую колесницу назвали башней? Это произошло из-за того, что персидское слово "рух" испанцы, которые первые встретились с шахматами,  восприняли как "rocco". Так у них называли осадные башни. Поэтому и изображать эти шахматные фигуры стали не в виде птиц или колесниц, а в виде башенок.[7,19]

Ферзь

Слово "ферзь" в русский язык пришло из персидского. Есть несколько предположений, что именно оно значит. Возможно "ферзь" - это farzana (мудрец, советник), возможно ferz - "полководец" или "визирь" (первый министр).

В Европе в 15 веке "визирь" превратился в "королеву". Эта весьма слабая фигура теперь получила новые возможности - ходить бывший ферзь мог уже не по одной клеточке по диагонали, а по всем линиям и диагоналям на любое расстояние. Многие историки шахмат связывают это с ролью в жизни Европы могущественной королевы Изабеллы Кастильской.

Практически во всех языках ферзь стал называться королевой или дамой. Во Франции и Германии - Dame, В Италии - Donna, в Англии - Queen, в Болгарии - Царица, В Македонии - Кралица.  Любопытно, что только в Польше появилось собственное название для ферзя - гетман (hetman).  Из Европы и пришло к нам наше разговорное название для ферзя: "королева".[7,24]

Король

Шахматный король во всех языках обозначает верховного правителя.

В Англии - кing, в Герании - König, во Франции - roi, в Болгарии  -Цар.

2.2.Классификация фигур

Фигуры делятся на:

Лёгкие фигуры — конь и слон.

Тяжёлые фигуры — ладья и ферзь.

Король — из-за своей особой роли в партии не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам. Самая ценная фигура.

Пешка — так же, как и король, не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.

В терминологии имеется неоднозначность: в узком смысле фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. Обычно слово «фигура» в комментарии к шахматной партии употребляется именно в этом смысле, например, выражение типа «потеря фигуры» означает потерю лёгкой или тяжёлой фигуры, но не пешки. В разговоре нередко слово «фигура» обозначает именно лёгкую фигуру, например, «мне удалось выиграть ферзя за фигуру», «жертва фигуры за 2 пешки».

Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории ценность фигур принято измерять в пешках. Эти соотношения вовсе не достаточны для объективной оценки тех или иных действий в конкретной партии. В игре к ним добавляются многочисленные дополнительные соображения. На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем на стороне и, тем более, в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от позиции. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю при точной защите слабейшей стороны, двумя конями — нет. Действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них. От шаха коня невозможно закрыться — нужно либо отходить королём, либо забирать коня.

Особым вопросом является относительная сила короля. С одной стороны, неустранимая угроза взятия короля (то есть мат) означает проигрыш партии, и поэтому его ценность равна бесконечности. В дебюте и миттельшпиле неприкрытый король легко уязвим, и поэтому он не принимает активного участия в шахматном сражении, стремясь находиться под защитой других фигур; для этого обычно проводится рокировка. С другой стороны, ближе к концу партии король проявляет бо́льшую активность и становится важной атакующей и защищающей фигурой, и его сила равна 3—4 пешкам.[5,119]

3.Правила игры в шахматы

Чтобы начать играть в шахматы, необходимо знать правила. На первый взгляд может показаться, что они довольно просты, но на самом деле стоит потратить довольно много усилий, чтобы научиться играть в шахматы.
Фигуры располагаются на шахматной доске, которая поделена на 64 клетки черного и белого цвета поровну.
По горизонтали доска помечена латинскими буквами от a до h, по вертикали цифрами от 1 до 8. Эти цифры и буквы служат для записи шахматной партии.
Перед началом партии "черные" и "белые" имеют одинаковое количество фигур.
3.1.Ходы каждой фигуры.

Король. Самая главная фигура шахматной партии, но в тоже время самая уязвимая. Если королю поставлен мат (то есть, у короля нет возможности пойти, и ему шах), то шахматная партия заканчивается.
Возможные ходы короля помечены крестиком на рисунке. Король может ходить на любое соседнее поле, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король не может ходить на поле, если это поле занято своей фигурой, либо это поле атакуется фигурой противника (то есть король попадает под шах). Особенность короля состоит в том, что он может сделать рокировку. 

Рокировка - это ход короля, который делается совместно с ладьей. Король перемещается на две клетки к ладье, а ладья в свою очередь ставится возле короля, на поле которое он прошел. Рокировка бывает двух видов: короткой и длинной. Короткая рокировка делается на королевском фланге, а длинная на ферзевом .
Рокировку нельзя делать:
- если король уже делал ход;
- если ладья, с которой король хочет сделать рокировку уже делала ход;
- если заняты соседние поля (для короткой рокировки g и f, для длинной b,c,d );
- если после рокировки король окажется под шахом;
- если королю объявлен шах (и он уходит из-под него рокировкой);
- если король при рокировке должен пройти через "битое поле" (т.е. поле, которое находится под ударом фигуры противника).
В записи шахматной партии короткая рокировка обозначается "0-0", длинная "0-0-0".
Шах - ситуация, когда король атакован вражеской фигурой. В такой ситуации возможно:
- защититься от шаха;
- забрать шахующую фигуру другой своей фигурой;
- уйти от шаха на другое поле не атакованное вражеской фигурой.
Мат - такое положение, когда королю объявлен шах, и ему некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, забрать атакующую фигуру не возможно, и закрыться от шаха тоже не возможно.
Пат - такое положение, при котором королю некуда ходить, потому что все свободные поля, куда может пойти король, атакуются вражескими фигурами, но королю не объявлен шах, и у игрока нет больше фигур кроме короля, либо нет возможности пойти той или иной фигурой.
Ферзь. Самая мощная фигура шахматной партии. Условная цена ферзя 8 пешек. Ферзь может ходить как по диагоналям, так и по вертикалям, занимая любое из возможных полей, если на его пути нет других фигур, сочетая в себе силу слона (который ходит только по диагоналям) и ладьи (которая ходит только по вертикалям и горизонталям).
Ладья. Условная цена 5 пешек. Ходит по горизонталям и вертикалям, на любое возможное место, если на пути ладьи не стоят другие фигуры.
Слон. Условная цена слона 3 пешки. Ходит по диагонали, на любое возможное место, если на его пути не стоят другие фигуры. Слоны бывают чернопольные (те, которые ходят только по черным полям) и белопольные (те, которые ходят только по белым полям).
Конь. Условная цена коня 3 пешки. Конь ходит буквой "Г". То есть в начале он перемещается на два поля вперед по вертикали, а затем на одно поле в бок по горизонтали или же он перемещается на одно поле по вертикали, и два вбок по горизонтали, что также является буквой "Г". Отличительной особенностью коня является то, что он может «перепрыгивать» через другие фигуры .
Пешка. Ходит по вертикали, но бьет по диагонали, становясь на место побитой фигуры. Если пешка находится в начальной позиции (например на поле е2), то она может сделать ход через клетку (на поле е4), а может пойти только на одну клетку вперед (е3). Если пешка находится не в начальной позиции, то она ходит только на одну клетку вперед .
Также здесь следует разъяснить такое понятие как "битое поле". Битое поле - это такая позиция когда, к примеру, белая пешка дошла до е5, а черная находится в начальной позиции. Черная пешка делает ход d7-d5, и здесь белая пешка может побить черную, став на поле d6.
Еще одна особенность пешки в том, что достигнув восьмой горизонтали - у белой пешки, и первой горизонтали у черной пешки - она может превратиться в любую фигуру.
Начинают шахматную партию белые. Затем ходят черные и т.д. С каждым ходом перемещается одна фигура. Игра завершается, когда одна из сторон получает мат, либо противники соглашаются на ничью. Также игра заканчивается когда один из соперников просрочил время, отведенное ему на партию.
С каждым выигрышем, победившему начисляется одно очко, проигравшему - ноль. Если партия завершилась в ничью, то обоим соперникам начисляется по пол очка.
4. Практическая часть

4.1.Мои первые шаги в мир шахмат

Моя практика началась с сентября 2018 года, когда я переступил порог клуба «Родничок». В моей семье в шахматы играет папа, он - мой первым наставник! Он и привёл меня в шахматный клуб, который я посещаю 2 раза в неделю. Теперь, мы вместе с папой играем полноценные партии не только дома, но и участвуем в различных городских семейных шахматных турнирах. Среди игроков в шахматы проводятся соревнования: турниры (несколько игроков играют по одной партии между собой) и матчи (два игрока играют между собой несколько партий). Так проводятся региональные и континентальные чемпионаты. Уровень мастерства игры в шахматы классифицируют так: с 4 –го (нижнего) разряда по 1 – й разряд присваивается при выполнении нормативов в квалификационных турнирах и выполнения тестов. Кандидат в мастера спорта, Мастер спорта, Международный мастер спорта, Гроссмейстер, Международный гроссмейстер — присваиваются эти звания в результате выполнения нормативов и достижения определенных рейтингов в турнирах.

Мои достижения пока скромные. По итогам 1 –го года обучения и собранных мною баллов в 2019 году РШФ мне присвоила спортивную классификацию – 3 разряд. Моя цель пойти дальше: в турнирах занимать почётные места и получить 1 разряд. Мне стало интересно сравнить. А как же обстоят дела с шахматами у моих одноклассников?

4.2.Анкетирование. I тур

Для исследования, я решил определить уровень знаний по игре в шахматы между одноклассниками. Составил анкету и провёл 1 тур.

Чтобы определить уровень знаний по игре в шахматы, я решил провести шахматный турнир в своём 3 «Б» классе между одноклассниками. Я составил анкету и провёл 1 тур 15 декабря 2019года .Подводя итоги 1 «тура» я выяснил:

что среди моих одноклассников умеют играть в шахматы – 11 человек;

хотят научиться играть в шахматы -14 человек;

считают занятие шахматами полезным, способствующим успешности в обучении -15 человек

Эти результаты мне были необходимы для дальнейших тактических действий. Мои одноклассники, ответившие на 1 и 4 вопросы «Анкеты» положительно, переходили во 2 тур-блиц, где им надо было показать свои знания в шахматной терминологии. Таких ребят оказалось немного,11 человек. На все 10 вопросов правильно ответил 1 человек. что подтверждает моё предположение и актуальность моих исследований. Мои одноклассники, также, как и я, только начинают заниматься шахматами.

4.3.II тур. Блиц- опрос по теории для тех, кто играет в шахматы

Я составил задание: « Закончи предложение»

По горизонтали доска помечена латинскими буквами от «а» до __________________________________________;

По вертикали цифрами от 1 до______________________;

В шахматах существует ______________разных (видов или наименований) фигур ;

Лёгкие фигуры – это_______________________________;

Тяжёлые фигуры – это_____________________________;

Самая ценная фигура – это _________________________;

Самая сильная фигура – это_________________________;

Самая высокая фигура – это ________________________;

Условная «цена» (какой? фигуры) ____________ – это 5 пешек;

♗ - это символ фигуры ___________________________

Итоги моего исследования я отобразил в таблице.

Таблица верных ответов, которые дали мои одноклассники на знание теории, получилась такой:

1вопрос

2вопрос

3вопрос

4вопрос

5вопрос

6вопрос

7вопрос

8вопрос

9вопрос

10вопрос

5

5

4

1

1

5

8

4

3

1

На все 10 вопросов правильно ответил только 1 человек, что подтверждает моё предположение и актуальность моих исследований. Мои одноклассники только начинают заниматься шахматами. Мне очень хочется, чтобы как можно больше детей стали играть в шахматы. К тому же данные анкеты показал, что многие хотели бы научиться играть в шахматы. Поэтому, по материалам 3.1. главы «Ходы каждой фигуры», я провел презентацию моей работы в марте 2020 года во 2 «В», 3 «Б» и 4 «Б» классах нашей гимназии. Ребята задавали вопросы, разбирали предложенные мною ходы, предлагали свои варианты. Состоялась самая настоящая дискуссия. Всем было интересно! Проведенный опрос ребят, посещающих секцию шахмат, показал, что они преуспевают в математике, усидчивы, целеустремленны, умеют концентрировать свое внимание. В беседе я задавал им и такой вопрос: «Что тебе нравится больше, математика или литература?» Частый ответ – математика.

4.4. Мои выводы.

Я занялся проверкой выдвинутой гипотезы. Я учил правила игры в шахматы и понял, что для успешного освоения шахматным искусством недостаточно знания правил – придется запоминать значительно больший объем информации и постоянно отрабатывать его на практике. Я узнал, что основой шахматной игры является знание многочисленных шахматных комбинаций, в частности, тактических приемов. Я читал научные книги о шахматахи с удовольствием рассматривал пособия, где наглядно рассказывается о различных шахматных приёмах, например, таких, как «двойной удар», «связка». Оказывается, термин «вилка» в шахматах означает нападение конём на две фигуры сразу. Начиная играть в шахматы, я с интересом открыл для себя, что здесь существует свой, особый «язык», которым тоже стараюсь овладеть. В декабре 2019 года в нашем шахматном клубе «Родничок» был проведён экзамен по теории решения шахматных задач, и я его сдал на «отлично».Шахматы – это не только игра, доставляющая много радости, удовольствия, но и средство воспитания характера. Игра в шахматы доступна каждому человеку, необходимо лишь желание научиться. Для шахмат ничего другого не нужно, кроме фигур и доски, не надо больших арен, обширных площадок, каких-либо особенных климатических условий как в других видах спорта.

Многие говорят о том, что для игры в шахматы нужен талант. Однако, я считаю, что это утверждение не верное. Научиться играть в шахматы и выигрывать может каждый. Главное: усидчивость, терпение и специальные знания.

Секреты шахмат, которые помогут достичь победы, достаточно разнообразны, их я назвал «Советами для новичков» .

4.5.Мои открытия

В[Приложении №1] я представил несколько примеров:

1 пример на мат в 2 хода;

2 пример на мат в 3 хода;

3 пример «Жертва ферзя ради мата».

А эти задачи я придумал сам. И одну из них продемонстрирую на шахматной доске [Приложение № 2].

5.Заключение. Польза игры в шахматы для детей

Изучая историю шахмат, я узнал, что: шахматы в древности считались королевской игрой. Они были придуманы специально для того, чтобы играя в шахматы, принцы и короли оттачивали своё стратегическое и тактическое мастерство, приобретали навыки и способности побеждать врагов в сражениях и грамотно управлять страной. В странах, где шахматы имеют многовековую историю, они нашли отражение в народном творчестве. О шахматах складывались легенды, пословицы и поговорки, они органично входили в сказки, былины и другие произведения народного творчества:

Шахматы — это море, из которого комар может напиться и в котором слон может искупаться. (Индия);

Можно сбить с ног противника шахматной доской, но это вовсе не будет означать, что вы более сильный игрок. (Англия).

Шахматы играют важную роль во многих произведениях литературы, кинематографа и других направлений искусства. Помимо большого числа произведений, где игра лишь упоминается, существуют и такие, в которых шахматы являются основой сюжета, заметно выделяются автором. Например, в книге Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье» сказочное Зазеркалье подобно шахматной доске, многие его жители похожи на шахматные фигуры. Девочка Алиса проходит сквозь зеркало, знакомится с шахматными фигурами и участвует в шахматной партии в качестве белой королевской пешки. Заканчивает свое путешествие Алиса королевой.

Из книг мне стало известно, что А.С. Пушкин последние 11 лет своей жизни с большим интересомиграл в шахматы[8,67]. В своем письме к жене (от 30 сентября 1832 года) Александр Сергеевич писал: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе».

20 июля считается праздником этой удивительной игры. Шахматы – величайшая из всех настольных игр, самая полезная и самая интеллектуальная. В процессе игры все время тренируется мозг. Ты учишься управлять временем, планировать. Как и другие виды спорта, шахматы закаляют твой характер, силу воли, работоспособность и выдержку. Ты приобретаешь имидж. Воспитываешь в себе стрессоустойчивость и конкурентоспособность.

Шахматы – это не только игра, доставляющая много радости, удовольствия, но и средство воспитания характера.

Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам

С 1 полугодия 2017 года в московских школах ввели обязательные уроки шахмат. В пресс-службе департамента образования Москвы пояснили, что проект "Шахматы в школе" не направлен на подготовку профессиональных гроссмейстеров. Программа предназначена для повышения дисциплины и успеваемости, а также нацелена на интеллектуальное развитие школьников. В нашей гимназии тоже проводятся занятия по шахматам для начинающих. А я продолжаю заниматься в городском шахматном клубе «Родничок».

Профессиональными спортсменами становятся немногие, а только самые талантливые и трудолюбивые. Остальные сохранят знания о шахматной игре, научатся работать с информацией, станут более собранными и аккуратными, приобретут полезные навыки, которые, несомненно, пригодятся им в дальнейшей жизни.

Для меня шахматы – это игра, которая объединяет людей всего мира и не зависит от национальности, возраста, языка на котором ты говоришь. Игра в шахматы доступна каждому человеку, необходимо лишь желание научиться. Я много раз наблюдал, как игра за шахматной доской сближает людей, потому что здесь они говорят на одном языке - на языке шахмат. Играйте в шахматы, любите шахматы, и они ответят вам сторицей. Недаром девиз международной шахматной федерации «GENS UNA SUMUS» - мы одна семья!

6. Список литературы:

1. Гарднер М. Математические чудеса и тайны. – М., Наука, 1978. – 127 с.

2. Гик Е. Я. Занимательные математические игры. – М., Знание, 1982. – 143 с.

3. Гик Е.Я. Шахматы и математика. - М., Наука, 1983. - 173 с.

4. Гусев В. А. Внеклассная работа по математике ./ В. А. Гусев, А. И. Орлов, А. Л. Розенталь – М., Просвещение, 1984. – 164 с.

5. Гусев В.А. Математика – справочные материалы/ В.А. Гусев, А.Г. Мордкович – М., Просвещение, 1986. - 271с.

6. Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. – М., Наука, 1984. – 189 с.

7. Лойд С. Математическая мозаика. – М., Мир, 1984. – 311 с.

8. Лангин В. Легенда о шахматном автомате. СПб., 1993.- 118 с.

7. Приложение №1. Приложение №2.

Просмотров работы: 152