Ментальная арифметика: тренировка для ума?

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ментальная арифметика: тренировка для ума?

Кустов М.А. 1
1МАОУ СОШ № 5 г.о. Балашиха
Политти Е.В. 1
1МАОУ СОШ №5 г.о. Балашиха


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Дети 21-го века не похожи на своих мам, пап, бабушек и дедушек. Родившиеся в информационном обществе, они легко ориентируются в информационном потоке данных и быстро осваивают новые способы их действий.

По основным телеканалам в новостях и различных шоу часто показывают, как дети легко считают в уме сложные математические примеры. Я заинтересовался как это происходит.

Прошлой зимой мама записала меня в центр по изучению ментальной арифметики «SmartyKids» г.о. Балашиха. Теперь ментальная арифметика для меня – мое любимое занятие.

Цель моего проекта: выяснить, действительно ли ментальная арифметика развивает и тренирует умственные способности ребенка.

Гипотеза: ментальная арифметика – это тренировочная, а не образовательная дисциплина. Это значит, что эффективность зависит от количества повторений и тренировок.

Объект исследования: занятия по ментальной арифметике.

Задачи:

- определить, что из себя представлет ментальная арифметика;

- рассказать, как происходит обучение по ментальной арифметике;

- раскрыть плюсы и минусы ментальной арифметики, для чего она нужна и интересные сведения о ней;

- провести анкетирование и обработать полученные данные.

Методы исследования:

- сравнение;

- анализ;

- анкетирование;

- эксперимент.

Теоретическая часть

«Ментальная арифметика»: что это?

В первую очередь, ментальная арифметика – это форма вычисления, основанная на системе устного счета. Другими словами, математические вычисления выполняются в уме, без использования компьютера, калькулятора, бумаги.

Во вторую очередь, это:

- тренировка памяти;

- тренировка внимания;

- быстрое мышление;

- легкое изучение иностранных языков;

- дисциплина;

- привычка трудиться.

Ментальную арифметику можно сравнить с игрой в шашки, чтобы освоить правила игры потребуется совсем немного времени, но чтобы добиться высоких результатов нужно сыграть ни одну тысячу игр. Так, чтобы освоить все правила по ментальной арифметике, нужно регулярно заниматься.

В третью очередь, ментальная арифметика – это один из инструментов, помогающий ребенку стремительно развиваться в ситауции успеха.

Положительные и отрицательные стороны в ментальной арифметике

Я и мои родители считают, что ментальная арифметика:

- улучшает работу мозга, делая решение задач и примеров гораздо быстрее;

-помогает легче мне изучать английский язык;

-помогает мне быстро запоминать стихи;

-один из способов решения примеров, где используются формулы на состав чисел 5 и 10;

-вырабатывает привычку трудиться.

Но как любой новый метод обучения вызывает не только положительные, но и отрицательные оценки. Имеются мнения людей, что ментальная арифметика:

- портит развитие детей, так как не дает математических знаний и не оправдывает ожидания родителей и детей;

- это механическое заучивание алгоритма действия, хотя реальная математика строится на других принципах.

Ментальная арифметика имеет отличие от математики. Математика – это великая наука о числах, а ментальная арифметика – умение считать в уме. Это в первую очередь тренажёр, который развивает мозг, его функции и активность.

Практическая часть

Анкетирование

Перед началом работы я провел анкетирование (приложение №1). Мною было опрошено 35 детей и 7 взрослых. Полученные результаты отражены в диаграммах (приложение №2).

Из результатов анкетирования я сделал вывод, что мало детей знают о ментальной арифметике и многим хотелось узнать больше информации о ней.

Мне стало интересно поделиться интересными фактами о ней.

Основные принципы ментальной арифметики

Вот что я хотел бы рассказать …

Родиной ментальной арифметики считают Китай, где была изобретена первая счётная доска Суаньпань. Это самый главный инструмент, который был придуман для того, чтобы люди научились быстро и правильно считать. Начало существования ментальной арифметики более 5 тысяч лет назад. География распространения ментальной арифметики поражает: ей занимаются дети во всём мире от США до Японии, она рекомендована множеством специалистов и психологов.

Основы ментальной арифметики – это упражнения со счетами — абакусом, которые научат ребенка быстро считать в уме. Однако не стоит думать, что быстрый счет — это единственное, что дает методика. Система ментальной арифметики построена таким образом, чтобы развивать оба полушария мозга. Заметьте, что школьная программа таким подходом похвастаться не может. А именно развитие обоих полушарий мозга дает возможность раскрыть природные таланты, которые есть у каждого ребенка.

Я занимаюсь ментальной арифметикой в центре «SmartyKids» г.о. Балашиха 8 месяцев, получил сертификат за прохождение 1 ступени (уровень S – знакомство с абакусом, его составляющими, работа с ним: правильное сложение и вычитание) (приложение №3). В настоящее время прохожу 2 ступень (уровень M – изучение формул счета). Полный курс прохождения составляет 3 года.

За время обучения я достиг следующих результатов, которые представлены в видеороликах (приложение №4):

- считаю однозначные числа, 25 слагаемых, скорость счета между примерами 0,6 секунд (видео 1);

- считаю однозначные числа, 5 слагаемых, скорость счета между примерами 0,1 секунда (видео 2);

- считаю двузначные числа, 8 слагаемых, скорость счета между примерами 1,0 секунда одновременно с чтением стихотворения (видео 3).

И хотел бы рассказать, как добиться успехов в ментальной арифметике на своем примере. Я думаю, что будет интересно узнать более подробно об этом…

Для начала необходимо научиться считать на счётах, которые называются –Абакус (от слова «абак» означает счетная доска). Абакус состоит из: рамки, разделительной перекладины, верхних и нижних косточек. Посередине находится центральная точка.

Каждая вертикальная полоса косточек, начиная справа налево, обозначает один из разрядов: единицы, десятки, сотни, тысячи и тд.

Например: в числе 817 содержится 7 единиц, 1 десяток и 8 сотен.

Верхняя косточка – «королева» обозначает пятерку, а нижние «братья» - единицы.

При работе с абакусом используют большой и указательный пальцы. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а верхние косточки добавляют указательным пальцем.

Передвигая косточки в уме, представляя абакус называется ментальный счет.

Ежедневный счет на абакусе и ментальный счет поможет научиться выполнять простые и сложные математические задачи в уме.

В результате занятий я пришел к выводу, что главное в ментальной арифметике – тренировка. А для достижения высоких результатов необходимо выполнять следующие упражнения:

рисование двумя руками одновременно;

упражнение для рук. Необходимо менять положение рук, увеличивая темп).

Например:

Например:

заучивание скороговорок;

таблица Шульте - это тренировка внимания, помогает развить память и устный счет. Цифры расположены в случайном порядке, необходимо быстро расположить цифры, например, от 1 до 25 в правильном порядке, засекая время.

Например:

счет на ментальной флеш-карте – развивает фотографическую память.

Например:

тренировка рук на абакусе. Сначала набираем цифру на каждой спице правой рукой, левой рукой и обоими руками на сближение. Затем все цифры поочередно по такой же схеме.

Заключение

В заключении своего проекта я хотел бы рассказать об интересном факте, который я обнаружил в Интернете.

Оказывается, «Балашиха – это столица счета».

«В феврале 2019 году в Балашихе прошла первая олимпиада по ментальной арифметике. На первую олимпиаду в Балашиху приехало около сотни детей от 5 до 14 лет.

Одним из чемпионов стал 8-ми летний Рома Журик. Его мама рассказала, что он всего занимался полгода, но уже добился успехов не только в арифметике, но и других дисциплинах.

Девятилетняя Ева Погребная из Железнодорожного в начале февраля установила рекорд России по устному счету. Ева занимается уже три года, и главным достижением считает именно колоссальный прогресс памяти».

Вывод моей работы: ментальная арифметика – это тренировка для ума!

Если хочешь добиться выдающихся результатов – занимайся каждый день, но не переусердствуй. Во всём нужна мера!

А моя следующая цель - достичь еще больше высоких результатов!

Приложение №1

АНКЕТА

Знаете ли вы что такое ментальная арифметика?

 да  нет

Хотелось бы узнать, что такое ментальная арифметика?

 да  нет

Знаете ли вы что такое абакус?

 это счёты  не знаю

Знаете ли вы что такое ментально?

 быстрый счёт  не знаю

Как может в жизни пригодиться быстрый счёт в уме?

 на успеваемость в школе

 при изучении иностранных языков

 чтобы быстро считать

 при покупках в магазине

 не пригодится

 не знаю

Хотели бы вы заниматься ментальной арифметикой?

 да  нет  я занимаюсь

Приложение №2

Приложение № 3

Приложение № 4

Источники

Бенджамин А. Секреты ментальной математики. 2014. — 247 с. — ISBN: N/A.

https://1timer.ru/mozg-i-logika/mentalnaya-arifmetika/

https://mentalar.ru/mentalnaya-arifmetika/

https://smartum.kg/about_us/blog/mentalnaya-arifmetika/trenirovka-uma-s-pomoshchyu-gimnastiki-dlya-mozga/

https://mosregtoday.ru/soc/v-podmoskov-e-nabiraet-populyarnost-mental-naya-arifmetika-chto-eto-takoe/

https:https://ridero.ru/books/mentalnaya_arifmetika_metodicheskoe_posobie_dlya_prepodavatelei_i_roditelei/freeText //1timer.ru/mozg-i-logika/mentalnaya-arifmetika/

https://kirssdiana.livejournal.com/286279.html

13

Просмотров работы: 367