Введение
Дети 21-го века не похожи на своих мам, пап, бабушек и дедушек. Родившиеся в информационном обществе, они легко ориентируются в информационном потоке данных и быстро осваивают новые способы их действий.
По основным телеканалам в новостях и различных шоу часто показывают, как дети легко считают в уме сложные математические примеры. Я заинтересовался как это происходит.
Прошлой зимой мама записала меня в центр по изучению ментальной арифметики «SmartyKids» г.о. Балашиха. Теперь ментальная арифметика для меня – мое любимое занятие.
Цель моего проекта: выяснить, действительно ли ментальная арифметика развивает и тренирует умственные способности ребенка.
Гипотеза: ментальная арифметика – это тренировочная, а не образовательная дисциплина. Это значит, что эффективность зависит от количества повторений и тренировок.
Объект исследования: занятия по ментальной арифметике.
Задачи:
- определить, что из себя представлет ментальная арифметика;
- рассказать, как происходит обучение по ментальной арифметике;
- раскрыть плюсы и минусы ментальной арифметики, для чего она нужна и интересные сведения о ней;
- провести анкетирование и обработать полученные данные.
Методы исследования:
- сравнение;
- анализ;
- анкетирование;
- эксперимент.
Теоретическая часть
«Ментальная арифметика»: что это?
В первую очередь, ментальная арифметика – это форма вычисления, основанная на системе устного счета. Другими словами, математические вычисления выполняются в уме, без использования компьютера, калькулятора, бумаги.
Во вторую очередь, это:
- тренировка памяти;
- тренировка внимания;
- быстрое мышление;
- легкое изучение иностранных языков;
- дисциплина;
- привычка трудиться.
Ментальную арифметику можно сравнить с игрой в шашки, чтобы освоить правила игры потребуется совсем немного времени, но чтобы добиться высоких результатов нужно сыграть ни одну тысячу игр. Так, чтобы освоить все правила по ментальной арифметике, нужно регулярно заниматься.
В третью очередь, ментальная арифметика – это один из инструментов, помогающий ребенку стремительно развиваться в ситауции успеха.
Положительные и отрицательные стороны в ментальной арифметике
Я и мои родители считают, что ментальная арифметика:
- улучшает работу мозга, делая решение задач и примеров гораздо быстрее;
-помогает легче мне изучать английский язык;
-помогает мне быстро запоминать стихи;
-один из способов решения примеров, где используются формулы на состав чисел 5 и 10;
-вырабатывает привычку трудиться.
Но как любой новый метод обучения вызывает не только положительные, но и отрицательные оценки. Имеются мнения людей, что ментальная арифметика:
- портит развитие детей, так как не дает математических знаний и не оправдывает ожидания родителей и детей;
- это механическое заучивание алгоритма действия, хотя реальная математика строится на других принципах.
Ментальная арифметика имеет отличие от математики. Математика – это великая наука о числах, а ментальная арифметика – умение считать в уме. Это в первую очередь тренажёр, который развивает мозг, его функции и активность.
Практическая часть
Анкетирование
Перед началом работы я провел анкетирование (приложение №1). Мною было опрошено 35 детей и 7 взрослых. Полученные результаты отражены в диаграммах (приложение №2).
Из результатов анкетирования я сделал вывод, что мало детей знают о ментальной арифметике и многим хотелось узнать больше информации о ней.
Мне стало интересно поделиться интересными фактами о ней.
Основные принципы ментальной арифметики
Вот что я хотел бы рассказать …
Родиной ментальной арифметики считают Китай, где была изобретена первая счётная доска Суаньпань. Это самый главный инструмент, который был придуман для того, чтобы люди научились быстро и правильно считать. Начало существования ментальной арифметики более 5 тысяч лет назад. География распространения ментальной арифметики поражает: ей занимаются дети во всём мире от США до Японии, она рекомендована множеством специалистов и психологов.
Основы ментальной арифметики – это упражнения со счетами — абакусом, которые научат ребенка быстро считать в уме. Однако не стоит думать, что быстрый счет — это единственное, что дает методика. Система ментальной арифметики построена таким образом, чтобы развивать оба полушария мозга. Заметьте, что школьная программа таким подходом похвастаться не может. А именно развитие обоих полушарий мозга дает возможность раскрыть природные таланты, которые есть у каждого ребенка.
Я занимаюсь ментальной арифметикой в центре «SmartyKids» г.о. Балашиха 8 месяцев, получил сертификат за прохождение 1 ступени (уровень S – знакомство с абакусом, его составляющими, работа с ним: правильное сложение и вычитание) (приложение №3). В настоящее время прохожу 2 ступень (уровень M – изучение формул счета). Полный курс прохождения составляет 3 года.
За время обучения я достиг следующих результатов, которые представлены в видеороликах (приложение №4):
- считаю однозначные числа, 25 слагаемых, скорость счета между примерами 0,6 секунд (видео 1);
- считаю однозначные числа, 5 слагаемых, скорость счета между примерами 0,1 секунда (видео 2);
- считаю двузначные числа, 8 слагаемых, скорость счета между примерами 1,0 секунда одновременно с чтением стихотворения (видео 3).
И хотел бы рассказать, как добиться успехов в ментальной арифметике на своем примере. Я думаю, что будет интересно узнать более подробно об этом…
Для начала необходимо научиться считать на счётах, которые называются –Абакус (от слова «абак» означает счетная доска). Абакус состоит из: рамки, разделительной перекладины, верхних и нижних косточек. Посередине находится центральная точка.
Каждая вертикальная полоса косточек, начиная справа налево, обозначает один из разрядов: единицы, десятки, сотни, тысячи и тд.
Например: в числе 817 содержится 7 единиц, 1 десяток и 8 сотен.
Верхняя косточка – «королева» обозначает пятерку, а нижние «братья» - единицы.
При работе с абакусом используют большой и указательный пальцы. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а верхние косточки добавляют указательным пальцем.
Передвигая косточки в уме, представляя абакус называется ментальный счет.
Ежедневный счет на абакусе и ментальный счет поможет научиться выполнять простые и сложные математические задачи в уме.
В результате занятий я пришел к выводу, что главное в ментальной арифметике – тренировка. А для достижения высоких результатов необходимо выполнять следующие упражнения:
рисование двумя руками одновременно;
упражнение для рук. Необходимо менять положение рук, увеличивая темп).
Например:
Например:
заучивание скороговорок;
таблица Шульте - это тренировка внимания, помогает развить память и устный счет. Цифры расположены в случайном порядке, необходимо быстро расположить цифры, например, от 1 до 25 в правильном порядке, засекая время.
Например:
счет на ментальной флеш-карте – развивает фотографическую память.
Например:
тренировка рук на абакусе. Сначала набираем цифру на каждой спице правой рукой, левой рукой и обоими руками на сближение. Затем все цифры поочередно по такой же схеме.
Заключение
В заключении своего проекта я хотел бы рассказать об интересном факте, который я обнаружил в Интернете.
Оказывается, «Балашиха – это столица счета».
«В феврале 2019 году в Балашихе прошла первая олимпиада по ментальной арифметике. На первую олимпиаду в Балашиху приехало около сотни детей от 5 до 14 лет.
Одним из чемпионов стал 8-ми летний Рома Журик. Его мама рассказала, что он всего занимался полгода, но уже добился успехов не только в арифметике, но и других дисциплинах.
Девятилетняя Ева Погребная из Железнодорожного в начале февраля установила рекорд России по устному счету. Ева занимается уже три года, и главным достижением считает именно колоссальный прогресс памяти».
Вывод моей работы: ментальная арифметика – это тренировка для ума!
Если хочешь добиться выдающихся результатов – занимайся каждый день, но не переусердствуй. Во всём нужна мера!
А моя следующая цель - достичь еще больше высоких результатов!
Приложение №1
АНКЕТА
Знаете ли вы что такое ментальная арифметика?
да нет
Хотелось бы узнать, что такое ментальная арифметика?
да нет
Знаете ли вы что такое абакус?
это счёты не знаю
Знаете ли вы что такое ментально?
быстрый счёт не знаю
Как может в жизни пригодиться быстрый счёт в уме?
на успеваемость в школе
при изучении иностранных языков
чтобы быстро считать
при покупках в магазине
не пригодится
не знаю
Хотели бы вы заниматься ментальной арифметикой?
да нет я занимаюсь
Приложение №2
Приложение № 3
Приложение № 4
Источники
Бенджамин А. Секреты ментальной математики. 2014. — 247 с. — ISBN: N/A.
https://1timer.ru/mozg-i-logika/mentalnaya-arifmetika/
https://mentalar.ru/mentalnaya-arifmetika/
https://smartum.kg/about_us/blog/mentalnaya-arifmetika/trenirovka-uma-s-pomoshchyu-gimnastiki-dlya-mozga/
https://mosregtoday.ru/soc/v-podmoskov-e-nabiraet-populyarnost-mental-naya-arifmetika-chto-eto-takoe/
https:https://ridero.ru/books/mentalnaya_arifmetika_metodicheskoe_posobie_dlya_prepodavatelei_i_roditelei/freeText //1timer.ru/mozg-i-logika/mentalnaya-arifmetika/
https://kirssdiana.livejournal.com/286279.html
13