Значимость математики в представлении учеников 5 классов

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Значимость математики в представлении учеников 5 классов

Жумагали Б.Н. 1
1Специализированный лицей №39 им. С.А. Ходжикова
Муратбекова П.М. 1
1Специализированный лицей №39 им. С.А. Ходжикова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Математика – одна из самых первых наук, которая окружала человека с давних времен. Зарождение математики двигало человека к открытиям, для того, чтобы облегчить его жизнь. Прогресс в жизни людей стал толчком к развитию торговли, а это в свою очередь, развивало расчет, подсчет, экономику и другие науки, которые связаны с цифрами.

Благодаря математике появились гаджеты, сотовые телефоны, жидко-кристалические экраны, словом, все то, что помогает, облегчает нашу повседневную жизнь. И несмотря на то, что мы уже немыслим свою жизнь без сотовых телефонов, быстрой передачи сообщений многие в школе задаются вопросом: «Пригодится ли мне в жизни знание о дробях, зачем мне учить, как высчитывать площадь комнаты, в которой я играю? Зачем я учу логику и как она связана с языком?

Цель - расширить представление о значимости математических знаний. Цель определила следующие задачи:

1. собрать и систематизировать материал по теме исследования;

2. определить и по возможности описать важность математики по мнениям учеников 5 класса.

Объект исследования:представления о математикеучеников казахстанских школ.

Методы исследования: работа с литературой и Интернетом; анализ, систематизация полученных данных.

Основная часть «Математика в представлении учеников 5 классов»

«Тот, кто не знает математики, даже не может обнаружить своего невежества» - говорил В.И. Арнольд. По мнению современных ученых, «основная цель математического образования - воспитание умения математически исследовать явления реального мира». Суть математики - изучить общие закономерности, которые описывают природу окружающего нас мира, а точнее смену времен года, расположения планет, изменение климата, изменения валютных курсов или стоимости нефти, развитие грамматик естественных или искусственных языков. Математики разработали и стали применять разные методы — вычислительные, алгебраические, геометрические, метод доказательных рассуждений, логического вывода. Эти способы анализа окружающей нас действительности стали развиваться настолько быстро, что позволяют нам понять простыми словами действующие закономерности. Знание же и понимание закономерностей может объяснить не только уже прошедшие события, но и предсказывать будущие.

Человека, который никогда не встречался с математикой легко обмануть, а значит манипулировать им. Мнение российского ученого Ломоносова точно передает, по нашему мнению, ответ о том, что «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Люди, которые хорошо понимают математику, ценятся не только потому, что они обладают специальными знаниями, а скорее потому, что умеют думать, анализировать и использовать в практике.

Как отмечает И.Аржанцев, если физикам, химикам, биологам нужны лаборатории, установки, расходные материалы, то математика — она всегда с тобой. Едешь, например, в машине, автобусе, взял блокнот или нашел в кармане записную книжечку и ручку или просто закрыл глаза и работаешь над решением какой-то задачи.

Самой математике нужны приложения. Они – это та среда, которая способствует решению новых сугубо математических задач. Кроме приложений в естественных науках — физике, химии, биологии — математика в последнее время все чаще применяется в экономике, социальных и гуманитарных науках. Важную роль математические результаты играют в мире IT. Технологические прорывы часто основаны на принципиально новых алгоритмах и теоремах, подчас из весьма абстрактных областей математики.

Современная математика отвечает на более широкий круг вопросов, который выходит далеко за границу бытовых. Крупнейшие поисковые системы, полны математическими моделями, которые позволяют подстраивать параметры выдачи результата нашего поискового запроса под конкретного пользователя. Иными словами, на один и тот же запрос Google мне выдаст одни ссылки, а вам другие просто потому что, мы зашли в браузер под разными аккаунтами. Онлайн-магазины, которые рекомендуют нам те или иные товары; светофоры, которые уменьшают вероятности возникновения пробок на улицах благодаря постоянной корректировке своего режима; и многих других технологиях, окружающих нас в основе которой математика.

Мы провели ряд анкеты ля того, чтобы выяснить почему и кому нравиться математика. Так, к примеру мы проанализировали рынок труда в Алматы за 2018–2019 гг.. Как показывает наш анализ, актуальными становятся вакансии, которые еще два-три года назад были не очень востребованы. В частности, это ИТ-специалисты, фрилансеры в разных областях, робототехники, HR-специалисты, рекрутеры и т. д. Мы предложили ученикам 5 класса гуманитарного и физико-математического лицеев найти и отметить профессии, которые связаны с математикой:

1.Инженер.
2. Стилист-парикмахер

3. ИТ-специалист.
4. Педиатр

5. Специалист по робототехнике.
4. Архитектор.
5. Инженер-проектировщик.
6. Автослесарь

7. Адвокат

8. Web-дизайнер.
9. Агроинженер.

10. Переводчик
Ученики ФМН быстрее справились (из 30 учеников 22 нашли меньше, чем за 1 минуту) с этим заданием.
1. Инженер.
2. ИТ-специалист.
3. Специалист по робототехнике.
4. Архитектор.
5. Инженер-проектировщик.
6. Web-дизайнер.
7. Агроинженер.

Данный список профессии подтверждает нашу мысль о том, что востребованными на рынке труда являются технические специальности, для которых знание математики важно. Роботизация, переход к информ-технологиям, изменение экономического рынка говорят о том, что на работу будут нанимать людей, которые способны креативно мыслить, быть компетентными в нескольких сферах одновременно, находить новые, неожиданные пути решения.

В практической части я решил провести анкетирование среди тех же учеников двух лицеев и выяснить связывают ли они свою будущую профессию с математикой.

Я выдал им анкету со следующими вопросами:

1.Любите ли Вы математику? 1) да; 2) нет

2.Считаете ли Вы, что знания математики необходимы людям любой профессии? 

1)да, считаю; 2) нет, не считаю

3.Кем бы Вы хотели стать? Назовите профессию

4.Нужна ли математика в Вашей будущей профессии? 

1)Нужна; 2) Не нужна

5.Считаете ли вы математику важной наукой? 1)да;2) нет

6.Используете ли вы математику в обычной жизни? 1) да;2) нет

По результатам анкетирования большинство опрошенных гуманитарного лицея ответило что:

1) Они не любят математику.

2) Считают, что она не нужна в любой профессии.

3)Большинство опрошенных написали профессию, связанную с математикой.

4)Считают, что математика им не пригодится в их будущей профессии.

5)Считают математику не важной наукой.

6) Используют математику в обычной жизни.

Количество учеников, которым нравится математика в гуманитарном лицее, является, очевидно, невысоким (Рисунок 1.). Но, тем не менее, они понимают важность науки и то, что математика пригодится им в повседневнойжизни.

Заключение

Математика имеет большое значение в жизни каждого человека. Ученики должны относиться к математике с большим интересом, увлечением и пониманием. Они должны понимать, что знать математику, это не только посчитать правильно сдачу в магазине или сделать расчет: сколько нужно муки, чтоб приготовить торт весом 1,5 кг.

Математика по своей природе всеобщее и абстрактное знание. Она востребована многими науками в том числе и гуманитарными, так как математический аппарат помогает понять или описать многие явления жизни, которые нас окружают.

Я считаю, очень важно изучать предмет математики. Математика помогает развитию интеллекта ученика, обогащает его методами отбора и анализа информации. Конечно, как показывает наше исследование, математику ценят и понимают ее значение далеко не все. Но все ученики знают, что без нее нет большого развития ни в науке, нив жизни, которая нас окружает.

Список литературы

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.

Джуди Галенс, Нэнси Пир. Книга ответов для почемучки. Книжный клуб, Харьков, 2006

Ризванова Х.Я. Книга для внеклассного чтения по математике. – Уфа: Китап, 1998.

Шпорер З. Ох, эта математика! – М.: педагогика, 1985.

Энциклопедический словарь юного математика / cост. Савин А.П. – М.: Педагогика, 1989.

Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах / Авт.-сост. М.А.Иченская. – Волгоград: Учитель, 2006 г.

6

Просмотров работы: 229