Деньги:вчера,сегодня,завтра

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Деньги:вчера,сегодня,завтра

Арысланов Р.И. 1
1МАОУ СОШ №7
Гиззатуллина З.Г. 1
1МАОУ СОШ №7 г.Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Современные дети рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Еще в раннем детстве я понял, что гуляя с мамой по магазину, я не могу взять себе все, что мне понравилось. И «виной» всему какие-то бумажки, про которые мама говорила «денег не хватает».

Всегда ли так было? Можно ли обойтись без денег? И чего не купишь ни за какие деньги? На эти вопросы мне хотелось бы найти ответы. Так зародилась идея работы.

Общеизвестно, деньги позволяют получить желаемое. Но все ли меряется деньгами? Как правильно выстроить отношения «человек – деньги»? В этом заключается проблема исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые выведена и экспериментально апробирована формула расчета выдачи карманных денег младшим школьникам и подросткам.

Цель исследования – составление представления о значении денег в жизни взрослых и детей.

Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд задач:

Выявить сущность денег и историю их происхождения.

Охарактеризовать виды и рассмотреть функции денег.

Рассмотреть вопрос будущего денег в их существующем виде.

Разобраться в понятиях «экономика» и «бюджет».

5. Узнать мнение психолога об отношениях «дети и деньги».

6. Встретиться с коллекционером-нумизматом, познакомиться с его коллекцией.

7. Побывать на экскурсии в музее денег.

8. Исследовать отношение сверстников к личным деньгам.

9. Разобраться в способах выдачи карманных денег родителями.

10. Вывести формулу расчета выдачи карманных денег в семьях.

11. Обобщить результаты исследования на классном часу.

Объект исследования: деньги.

Предмет исследования: роль денежных средств в жизни человека.

Теоретическая значимость: систематизация материала по теме.

Практическая значимость: выведение формула расчета выдачи карманных денег, материалы работы могут быть использованы на классных часах, внеклассных мероприятиях, уроках математики.

При решении задач 1-4 был использован метод анализа литературы. В рамках решения 5-8 задач проведены следующие методы исследования: беседа, опрос, коллекционирование. Для решения 9-11 задач был проведен опрос, эксперимент, обработка и анализ результатов опроса и эксперимента.

База исследования: учащиеся 2 классов МБОУ СОШ №7 г. Туймазы и их родители.

Глава I. Немного о деньгах

Мир без денег представить невозможно.

В словаре Ожегова ДЕНЬГИ:

1. Металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.

2. Капитал, средства [6, с. 160].

Наиболее современное определение ДЕНЬГАМ мы нашли в материалах Википедии:

Деньги - эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться. По своей форме деньги могут быть особым товаром, ценной бумагой, знаком стоимости, различными благами или ценностями, записями по счетам [7].

Анализ литературы позволил выделить такие аспекты в изучении проблемы как виды, функции и сущность денег.

I.1. Сущность денег, история их происхождения

Первобытные люди не имели денег. В качестве уплаты за необходимый товар предлагался другой товар. В случае сговора сделка – бартер – считалась состоявшейся. При бартерной форме отношений необходимо найти такого партнера, которому окажутся необходимы предложенные товары и услуги и в товарах и услугах которого заинтересован сам. Сложно и малоэффективно. Наши предки стали использовать в счет расчета за приобретаемые товары различные предметы. У многих народов роль денег выполнял скот. Так в Германии в I тысячелетии до н.э. водились так называемые «коровьи деньги», в северных странах денежной единицей были олени.

В разных племенах и странах деньгами служили: перья птицфламинго – в Бразилии; свиные хвостики – в Меланезии; каменные булыжники - в Спаре. Хорошо известны в качестве денег морские раковины – Древняя Индия и Китай, восточное побережье Африки. А также собачьи зубы, бусы и украшения, слоновая кость, шкуры и меха, соль, сахар, драгоценные камни и многое другое. На Руси в качестве денег использовали меха пушных зверей. [3, с.24].

Сущность денег заключается в том, что они становятся общим мерилом всех товаров. Они наделены способностью обмениваться на любой другой товар. С началом появления больших социальных групп и развитием рыночных отношений деньгами становятся золото и серебро сначала в форме украшений, позднее в виде брусков и монет. Они почти мгновенно вытесняют все остальные формы. Нарастающая потребность в деньгах и их высокая себестоимость привели к литью монет из недрагоценных металлов: меди, бронзы, сплавов никеля и алюминия. Бумажные деньги появились в 910 году в Китае. С введением в оборот бумажных банкнот функция монеты резко уменьшилась. Но по-прежнему деньги из драгоценных металлов являются средством накопления [5, с.16] (Приложение 1)

I.2. Виды и функции денег

В каждом государстве существует своя денежная единица расчета – валюта. В России такой единицей является рубль [1, с. 260].

В различных сферах денежного оборота применяют различные виды денег. Все денежные средства в современном мире делятся на наличные и безналичные.

Наличные деньги – это денежные средства, которые переходят от одного лица к другому при совершении какой-либо сделки. При расчете безналичным методом не происходит физической передачи денежных средств, а вносятся соответствующие записи на счетах участников сделки.

К безналичным денежным средствам относят счета в банках и электронные деньги – дебетовые, кредитные и смешанные пластиковые карты. Наличные в свою очередь подразделяются на реальные (действительные) и кредитные (суррогаты-заменители: чеки и векселя). К реальным деньгам относят бумажные банкноты и монеты [4, с.33] (Приложение 2).

Прорыв конца ХХ века – электронные деньги. Складывается вполне реальная ситуация, когда все крупные и мелкие сделки будут осуществляться посредством электронных переводов. Исчезнут ли деньги? Конечно, нет. Просто они станут «невидимыми».

В жизни человека и общества деньги выполняют определенные функции. Они выступают мерой стоимости, являются средствами платежа, обращения, накопления (сбережения).

Мера стоимости – такая функция, при которой деньги обеспечивают выражение стоимости товаров как одинаковых величин, равных качественно и сравнимых количественно.

Средство обращения – эта функция денег заключена в том, что деньги исполняют роль посредника в обращении товаров.

Средство платежа – деньги используются при продаже товаров в кредит, при уплате земельной ренты, налогов и пр.

Средство накопления и сбережения - функция заключена непосредственно в накоплении денежных средств.

Мировые деньги – деньги используются как средство расчетов в международном платежном обороте между странами [2, с.118] (Приложение 3).

I.3. Будущее без наличных

Роль наличных в наши дни стремительно снижается. Это связано с развитием стремительно развивающейся технологии бесконтактной системы оплаты. И действительно, может так случиться, что это послужим концом наличных денег. На замену купюрам и пластиковым картам приходят цифровые носители. Мы все чаще расплачиваемся, используя он-лайн переводы [8].

Набирают популярность и криптовалюты – разновидность электронных платежных средств. Их суть заключена в том, что они существуют исключительно в цифровом виде, т.е. не имеют реального выражения.

Будущее не за горами. К 2030 году от физических денег на государственном уровне планируют отказаться страны Скандинавии. Насколько осуществимы подобные прогнозы – время покажет.

Однако реальные деньги нам все же необходимы. Наиболее уязвимые слои населения, например, пенсионеры, не обладая достаточной компьютерной грамотностью, по-прежнему доверяют только наличным. Следует помнить также и об отдаленных регионах, куда цифровые новшества попросту не дошли [9].

I.4. Экономика и бюджет

Для дальнейшего проведения исследования нам необходимо разобраться в понятиях «экономика» и «бюджет».

В Википедии ЭКОНОМИКА – хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления [7].

В словаре Академик ЭКОНОМИКА - это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни. Производное от греческого слова oikonomia, в переводе – управление домом, хозяйством [10].

Исходя из определения, становится понятно – без экономики невозможно обойтись ни одного дня. Главная роль экономики заключается в том, что благодаря ей становится возможным удовлетворение человеческих потребностей. Они различны – от потребностей в жилье и транспорте до познавательных потребностей в книгах, театре, общении, а также физиологических потребностей в пище, воде. Следовательно, экономика необходима не только государству, но и семье [4, с.16].

Рассмотрим также, что представляет собой в экономике бюджет. По различным определениям БЮДЖЕТ – смета доходов и расходов частного лица, организации или государства в целом, устанавливаемая на определенный временной период (месяц, год), или БЮДЖЕТ – финансовый план, при помощи которого можно прогнозировать будущие поступления и затраты [1, с.262].

Обобщим, БЮДЖЕТ – план доходов и расходов. Существуют разновидности бюджета: государственный, городской, бюджет предприятия, личный и др.

Выводы по главе I

Итак, деньги – одно из величайших изобретений человечества. Экономическое значение денег трудно переоценить. Деньги – это средство обмена. Они появились очень давно и со временем претерпели большие изменения. Человек использует деньги как средство обращения, платежа, накопления. Они служат мерой стоимости.

Хозяйственная деятельность человека, общества немыслима без денег. Плановое их использование – суть бюджета – и есть сущность экономики.

Будущее без наличных допустимо, но это вопрос не ближайших дней.

Глава II. Деньги в повседневной жизни

Изо дня в день мы имеем дело с деньгами. Дети с раннего возраста слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Как и взрослые, они стремятся к самостоятельному использованию денег.

По результатам анализа материалов в сети Интернет и изучения литературы, мы выделили следующие этапы исследования:

1. Узнать мнение психолога об отношениях «дети и деньги».

2. Встретиться с коллекционером-нумизматом, познакомиться с его коллекцией.

3. Побывать на экскурсии в музее денег.

4. Исследовать отношение сверстников к личным деньгам.

5. Разобраться в способах выдачи карманных денег родителями.

6. Вывести формулу расчета выдачи карманных денег в семьях.

7. Обобщить результаты исследования на классном часу.

II.1. Интервью с семейным психологом «Дети и деньги»

Разрабатывая тему, перед нами сразу же встал вопрос: не рано ли ребенку 8-9 лет затрагивать тему денег? Поэтому, первый вопрос, который мы задали Рахимовой Р.М., был: надо ли разговаривать с детьми на тему денег? Нам ответили: однозначно, да. «Ребенок – личность со своим мнением, запросами, интересами. Его участие в обсуждении семейных дел – признание его как полноправного члена семьи. Такое положение дел способствует развитию в ребенке чувства собственной значимости, собственного достоинства, уверенности в себе».

На вопрос, с какого возраста давать ребенку деньги, Р.М. ответила так: «Ребенок готов к получению карманных денег, если он уже осознает их цену и значение. Если он уже сам ходит в магазин, при этом всегда возвращает сдачу, просит деньги на что-то конкретное – это значит, что он понимает сущность финансов. Важно, чтобы он также понимал предназначение каждой своей покупки и думал о ее необходимости».

Мы получили ответ и на вопрос «От чего должна зависеть сумма?»

«Конкретной цифры нет. Прежде всего, сумма средств, выдаваемых школьнику, должна зависеть от возможностей семьи. Однако надо учитывать некоторые факторы:

каков возраст ребенка;

на что он может потратить деньги;

сколько средств выдают сверстникам, одноклассникам;

существует ли договоренность между ребенком и родителями».

Также Р.М. предостерегла: «Ни в коем случае деньги не могут быть выданы за выполнение домашних дел или за уроки».

Должны ли родители контролировать траты детей? «Да, особенно на начальном этапе, когда ребенок только учится обращаться с деньгами. Необходимо приучать тратить не всю сумму сразу, а растягивая до следующей выдачи денег. Но могут случаться и исключения».

И напоследок от нас «коварный» вопрос: чего не купишь за деньги? В детстве мы думаем: вырасту большим, заработаю много денег и куплю все-все! Оказывается, существует некий Топ-10 вещей, которые не приобретешь ни за какие деньги: счастье, здоровье, любовь, характер, время, друзей, уважение, знания, талант, манеры.

Итак, мы выяснили, что карманные деньги приносят определенную пользу детям, но только в том случае, когда они готовы к этому. Именно благодаря их наличию, дети учатся принимать самостоятельные решения, выделять главное при покупке, распределять свои средства и копить.

Дети – полноправные члены семьи и общества. Говорить о деньгах с детьми необходимо. Знание основ финансовой грамотности поможет в будущем правильно выстраивать соотношения «доход-расход» (Приложение 4).

II.2. Коллекционеры-нумизматы

При анализе материалов из различных источников информации мы не раз столкнулись с понятием «нумизматика». Обратимся к словарю.

Нумизматика:

дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения;

собирательство, коллекционирование монет.

Мы нашли в г.Уфе человека¸ увлеченного коллекционированием денег. Это нумизмат Ильницкий Николай Станиславович.

Коллекционированием занялся лет 30 назад. В коллекции огромное количество монет и купюр, никогда не считал, сколько их в коллекции. Имеются как старинные, так и современные монеты. Самый старый экспонат коллекции – монета 3-4 века до н.э. (Приложение 5).

Николай Станиславович рассказал, что важно для нумизмата при анализе монет (видео)

Николай Станиславович подарил монету периода правления князя Олега 900 годов города Тмутаракань (ныне ст. Тамань Темрюкского района Краснодарского края) — древнейшее в России постоянно обитаемое поселение, насчитывающее более двух тысячелетий своей истории.

Так же подарил Чешуйку (копейку) царя Федора Ивановича правившего в 1584-1598 годы.

А для одноклассников подарил юбилейные монеты памятной серии "Сочи 2014", в ходе которой был осуществлен выпуск, в том числе недрагоценных юбилейных монет номиналом 25 рублей. Эти медно-никелевые монетки с непривычными размерами и номиналом являются официальными денежными знаками и могут использоваться для расчетов, но сложно представить, что кто-то захочет расплатиться ими в магазине.

А у нас появились некоторые монеты в личную коллекцию (Приложение 6).

Таким образом, в мире есть люди, увлеченные деньгами не как знаками, которыми расплачиваются за услуги и товары, а те, кому интересны их история и этапы развития.

II.3. Экскурсия в музеи денег

На очередном этапе исследования мы решили выяснить, как наша проблема освещена для широкого круга. Мы решили посетить музей денег. Оказалось, подобные музеи существуют: 5 музеев в Москве, по одному в Санкт-Петербурге, Челябинске, Благовещенске, Феодосии и ни одного в РБ. Остается виртуальная экскурсия. На сайте Музеев денег мира есть такой. Там мы нашли подробную информацию о русских деньгах за всю историю их существования и многое другое. «Побывать» в выставочных залах мы смогли, просмотрев видеоролики в Интернете(музей в Санкт-Петербурге).

Мы не ожидали, что сможем осуществить свою мечту и побывать на очной экскурсии в музее денег. Оказалось, что в Туймазинском районе, в селе Бишкураево, есть такой музей. Его руководитель Шарифуллина Дания Табрисовна провела с нами ознакомительную беседу и продемонстрировала экспонаты (Приложение 7).

Можем сделать вывод, что материалы Интернета на тему истории денег доступны, познавательны и интересны. Но и на нашей малой родине есть увлеченные люди, которые не только занимаются коллекционированием, но и готовы поделиться информацией с заинтересованными этой темой людьми.

II.4. Опрос детей «Деньги для личного пользования»

Дети, как и взрослые, полюбили деньги. С помощью опроса мы решили выяснить, есть ли у сверстников собственные деньги и как они ими распоряжаются.

Опрос проводился среди учеников 2-х классов, в опросе участвовало 78 учеников.

Обработав результаты, мы пришли к следующим выводам:

деньги на личные расходы имеют 62% опрошенных, т.е. 48 учеников;

чаще всего детям деньги дарят на какие-либо даты (день рождения, праздники) – 100% из ответивших «да» на первый вопрос (48 ученика);

копят деньги среди второклассников 56 человек – 72% опрошенных;

из желаемых будущих приобретений лидируют сотовые телефоны, планшеты, также были названы велосипед, игрушки, летний отдых;

на свои сбережения были куплены сладости; полностью дорогостоящие покупки самостоятельно не оплатил пока никто;

в вопросе желаемой суммы дети намного обходят родителей, все опрошенные назвали сумму больше той, которую они получают.

Таким образом, приходим к выводу, что ученики вторых классов практически все имеют первичный навык обращения с деньгами (Приложение 8).

II.5. Опрос родителей «Карманные деньги ребенка»

В России, в отличие от некоторых стран (США, Германия и др.), нет регулирования выдачи карманных денег детям. Как же поступают наши родители? Дают ли они деньги детям? Регулярно или от случая к случаю? И контролируют ли траты?

Ответы на поставленные вопросы мы получили, проведя опрос родителей. В опросе участвовали родители 78 семей:

38% родителей (30 из 78) ответили, что выдают своим детям деньги на карманные расходы, при этом суммы названы самые разные;

основной причиной родители назвали день рождения и праздничные даты, когда ребенок попросит. Никто из опрошенных не выдает деньги регулярно по установленным календарным датам;

родители контролируют траты денег детьми, но чаще дети сами спрашивают разрешения купить что-либо на свои деньги;

лишь в 7 семьях родители объясняют детям, как складывается семейный бюджет, учат выбирать, на что можно потратить имеющуюся сумму, рассказывают о важности денежных накоплений; в 13 случаях родители считают, что в 8-летнем возрасте рано углубляться в тему денег(Приложение 9).

Приходим к выводу, что родители бессистемно выдают деньги детям. Это значит, что ребенок не владеет информацией, в какую сумму он должен укладываться на определенный промежуток времени.

II.6. Формула расчета выдачи карманных денег

Анализ опросов одноклассников и их родителей позволил нам вывести «золотое» правило обладания деньгами: денег должно быть меньше, чем хочется, но чуть больше, чем необходимо. Деньги нужны детям для воспитания самостоятельности, ответственности, бережливости, развития чувства уверенности в себе!

На примере нашей семьи мы решили вывести формулу выдачи карманных денег детям и апробировать ее в семьях одноклассников.

Берем суммированный доход семьи

З/плата мамы+з/плата папы+др.доходы=А

Вычитаем 10000 рублей на коммунальные расходы и мобильную связь

А-10000=Б

Откладываем 30% в копилку семьи

Б-Б/30-В

Остаток делим пополам, т.к. половину суммы тратим на продукты, средства гигиены, лекарства и пр.

В:2=Г

Вторую половину этой суммы делим на количество членов семьи (всех, включая младенцев). Это доля каждого

Г:n (кол-во членов семьи)=Д

Четверть этой доли можем предложить как сумму на карманные расходы подростку

Д:4=Е

Детям до 12 лет достаточно половины получившейся суммы

Е:2=К (Приложение 10).

Исходя из этих вычислений, мне «полагаются» 516 рублей в месяц. Иногда у меня бывает больше, иногда меньше. Но родители заинтересовались этой формулой и собираются придерживаться ее.

Данную формулу мы апробировали в семьях наших одноклассников. В эксперименте приняли участие 22 семьи. Анализ результатов показал, что в 38% случаев суммы, выдаваемые детям на карманные расходы, и расчеты по формуле приблизительно совпали. 86% родителей заинтересовались нашей схемой и в дальнейшем собираются придерживаться ее (Приложение 11).

Таким образом, мы можем предложить родителям, которые хотят учить своих детей финансовой грамотности, формулу для расчета выдачи карманных денег. А следовать ей или жить по своим правилам – личное дело каждого.

II.7. Обобщение опыта

Собранного нами материала оказалось так много, что нам захотелось поделиться информацией с одноклассниками. С целью обобщения проделанной работы, мы провели классный час, на котором представили все собранные в ходе исследования материалы и коллекции, рассказали одноклассникам об увлекательном мире денег, ответили на интересовавшие их вопросы.

Заключительным этапом нашей работы стала выставка копилок одноклассников (Приложение 12).

Выводы по главе II

Практическую часть работы мы начали со встреч с замечательными людьми, которые помогли нам разобраться в непростом вопросе, касающемся денег:

из встречи с психологом мы вынесли понимание, что основы финансовой грамотности можно и нужно прививать уже в младшем школьном возрасте.

коллекционер-нумизмат Ильницкий Н.С.показал, насколько увлекательным может оказаться коллекционирование банкнот и монет, если вникать в их историю.

после экскурсии в музей в селе Бишкураево мы поняли, многим интересны деньги как часть истории, часть развития отношений между людьми.

Из опросов детей и родителей мы сделали выводы:

опыт обращения с деньгами у наших сверстников есть;

родители, каждый в меру своих возможностей, учат детей грамотному обращению с деньгами;

системная работа по повышению финансовой грамотности у детей родителями не ведется.

На основе полученных результатов мы в качестве эксперимента вывели формулу выдачи карманных денег младшим школьникам и подросткам.

С результатами исследования познакомили одноклассников на классном часу. Вместе с ребятами организовали выставку копилок.

Заключение

Деньги – огромное достижение человеческой культуры. Люди стремятся познать сущность денег на протяжении нескольких столетий.

Изучив историю становления института денег, можем утверждать, что их изобретение – одно из величайших достижений человечества.

Итак, отношения деньги – человек сложны и многогранны. Мы еще в самом начале пути управления этими отношениями, но поставленные в ходе исследования задачи нами решены.

Мы выяснили сущность денег и изучили историю их происхождения. Мы рассмотрели виды и функции денежных средств, «заглянули» в будущее без наличных. А также разобрались в понятиях «экономика» и «бюджет».

В ходе решения практических задач мы познакомились с людьми, чьи интересы в той или иной степени связаны с деньгами. Психолог профессионально объяснил нам, что воспитание финансовой грамотности возможно с младшего школьного возраста. Коллекционер-нумизмат показал, что деньги можно любить не только за их способность оплачивать свои нужды и желания.

Опросы детей и родителей убедили нас в том, что тема интересна, актуальна и требует тщательного изучения как детьми, так и родителями.

Разработанная нами формула выдачи карманных денег младшим школьникам и подросткам заинтересовала большую группу родителей.

Проведенный классный час и организованная выставка копилок – первый шаг в становлении финансовой грамотности наших одноклассников.

В процессе решения задач я учился общаться со сверстниками и взрослыми, грамотно задавать вопросы и анализировать полученные ответы. Я приобрел опыт поиска необходимой информации из различных источников. Я понял, как важна поддержка семьи и учителя.

Цель исследования достигнута.

Список литературы

Алоева.А.А. Дети и деньги. Ростов - на – Дону: изд-во «Феникс», 2004 г. 260-266с.

Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы. – М., 2002 г. –272 с.

Дыбина О. В. Что было до… игры-путешествия в прошлое предметов [Текст]- М., 2004 г. – 189с.

Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. Материалы для родителей — М.: Вита - Пресс, 2014. — 64с.

Мухина Е.А. Люди и деньги: о роли денег в мировой истории. 2006 г. – 95с.

Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., дополненное. – М. :ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944с.

Интернет-ресурсы

Википедия.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8

Деньги будущего – программируемая валюта и конец банковской системы. https://hightech.fm/2019/02/18/money-future

Криптовалюта – что это такое простыми словами. https://kakzarabativat.ru/finansy/chto-takoe-kriptovalyuta/

Словари и энциклопедии на Академике. https://dic.academic.ru/

Приложение 1

Древние «деньги»

Германия

«коровьи деньги»

страны Севера

олени

Бразилия

перья птиц фламинго

Меланезия

свиные хвостики

Спара

каменные булыжники

Древняя Индия и Китай, восточное побережье Африки

морские раковины

Русь

меха пушных зверей

Прутья из металла Зерно Соль

Металлические кольца Каменные монеты Океании Чайные брикеты

Приложение 2

Виды денег

Приложение 3

Функции денег

Приложение 4

На встрече с психологом Рахимовой Р.М.

Интервью

1. Почему нужно давать детям карманные деньги?

Карманные деньги у детей развивает самостоятельность, повышает самостоятельность и придает уверенность в себе, вырабатывает ответственность.

От чего должна зависеть сумма?

Прежде всего сумма средств, выдаваемых школьнику, должна зависеть от возможностей семьи. Однако надо учитывать некоторые факторы:

- каков возраст ребенка,

- на что он может потратить деньги,

- сколько средств выдают сверстникам, одноклассникам,

- существует ли договоренность между ребенком и родителями.

Все родители имеют свою точку зрения по поводу того, стоит давать своему ребенку деньги на карманные расходы или нет. Некоторые из них полагают, что ничего плохого в этом нет – наоборот, ребенок научиться самостоятельно делать покупки и экономить. Другие же категорически не согласны с таким мнением и абсолютно уверены в том, что это ненужное потакание прихотям малыша. А есть и такие, кто считает наличие личных средств у ребенка явным излишеством, так как родители сами могут купить все, что ему необходимо.

2. Надо ли разговаривать с детьми о деньгах?

Без всякого сомнения, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был хорошо обеспечен материально, умел распоряжаться своими финансами и непременно стал успешным. Именно поэтому ребенку необходимо правильно и подробно объяснить, что деньги – это своеобразный способ обмена между людьми, благодаря которому мама может покупать то, что он хочет. Одинаковых детей не бывает, поэтому и отношение к деньгам у всех разное. Обычно дети не понимают истинного значения «цветных бумажек» и как следствие, не умеют ими правильно распоряжаться. На средства, которые дают им родители, они покупают всякую ерунду – жвачки, конфеты, косметику, сигареты и многое другое, что не стоит таких трат. Когда родители видят, на что расходует деньги их неразумное дитя, у них по вполне понятной причине, возникает желание больше не давать их. Только с годами дети начинают понимать, что деньги не даются просто так, и для того, чтобы их заработать, нужно приложить усилия и потратить время. Также им придется научиться ограничивать свои запросы и не совершать необдуманных покупок.

3. Когда можно давать деньги? (возраст)

Ребенок готов к получению карманных денег, если он уже осознает их цену и значение. Если он уже сам ходит в магазин, при этом всегда возвращает сдачу, просит деньги на что-то конкретное – это значит, что он понимает сущность финансов. Важно, чтобы он также понимал предназначение каждой своей покупки и думал о ее необходимости. Зачастую дети прибегают к различным манипуляциям ради получения не только денег, но и желаемых игрушек или подарков. Ни в коем случае не нужно поддаваться этому. Если дать когда-нибудь слабину – ребенок поймет, какие проблемы можно использовать, чтобы добиться своего, и родителям придется очень несладко. Независимо от финансового благосостояния семьи, не нужно давать большие суммы на карманные расходы. Если ребенок не готов к тому, чтобы иметь свои собственные деньги, нужно поговорить с ним и объяснить причину этого. Нужно также рассказать ему, как он может исправить ситуацию и получить это право – распоряжаться своим кошельком. Никогда ненужно прибегать к поощрению поступков малыша деньгами, иначе он станет примерно вести себя или хорошо учиться только ради материальной выгоды. Лишить же денег из-за проступков можно – это действенный способ воздействия на ребенка. Ни в коем случае не стоит давать деньги ребенку до тех пор, пока он не пойдет в школу (7-8 лет). В дошкольном возрасте его не должны интересовать деньги, пусть он лучше проводит время за играми со сверстниками.

4. Должны ли родители контролировать траты?

ДОЛЖНЫ!!!

Стараться давать деньги с расчётом на определенный срок. Это значит, что когда ребенку выдается наличность, надо предупредить, что этого должно хватить, например на 2 или 3 дня. Именно так будет способствовать его умение рассчитать сумму, которую он может потратить в день. Если же малыш потратил выданную сумму раньше времени, не надо давать ему дополнительные средства. В противном случае он поймет, что совсем не обязательно экономить деньги – их можно будет просто попросить еще. Бывают такие ситуации, когда ребенок хочет что-то купить, но тех денег, которые он получает, ему не хватает на покупку. В этом случае надо предложить ему немного сэкономить на ежедневных расходах и подкопить недостающую сумму.

Детям вообще необходимо объяснять, каким образом зарабатываются деньги, и подготовить их к тому, что они тоже станут зарабатывать деньги, когда вырастут. Также надо рассказывать и о том, что часть заработанных денег им придётся тратить на коммунальные расходы, оплату обучения, продукты питания и многое другое.

Итак, мы выяснили, что карманные деньги приносят определенную пользу детям, но только в том случае, когда они готовы к этому. Именно благодаря их наличию, дети учатся принимать самостоятельные решения, выделять главное при покупке, распределять свои средства и копить.

Интервью с Рахимовой Р.М.

Приложение 5

Встреча с коллекционером-нумизматом Ильницким Н.С.

Приложение 6

Экспонаты в нашу коллекцию. Монеты от Ильницкого Н.С.

1. Монета периода Ивана III 1462-1505гг.

2. полушка 1739 года

3. Денга 1741 года в нумизматических каталогах оценивается несколько больше, чем денги предыдущих лет. Но встречаемость их практически такая же как у других подобных монет. Очевидно это связано, с тем что 1741 - это год правления императора Иоана Антоновича.

4. Монета 1777 г.

5. Копейка 1799 года На аверсе монеты изображён вензель Павла I: большая стилизованная буква "П" с сильно изогнутыми линиями, внизу римская цифра "I", наверху императорская корона.

6. 2 копьики 1811 года

7. Копъика 1821 года

8. ½ копъики 1840 года

9. 1 копейка серебром 1843 года. В результате денежной реформы 1839-1840 годов, началась чеканка новой полновесной медной монеты. Она выпускалась в период с 1839 по 1848 годы по 16 рублевой стопе и была приравнена по курсу к серебряной монете, на что указывала надпись «серебромъ» на оборотной стороне. Вместо государственного орла на лицевой стороне размещался императорский вензель Николая I.

10. 2 копейки 1857 г. периода Александр II.

11. 2 копейки 1896 г.

12. 3 копъики 1914 г.

13. 2 копейки1924 г.

14. 20копеек 1922 года

Приложение 7

Музей денег в селе Бишкураево

Приложение 8

Опрос для детей «Деньги для личного пользования»

Опрос проводился среди учеников 2-х классов, в опросе участвовало 78 учеников

• деньги на личные расходы имеют 62% опрошенных, т.е. 48 учеников;

• чаще всего детям деньги дарят на какие-либо даты (день рождения, праздники) – 100% из ответивших «да» на первый вопрос (48 учеников);

• копят деньги среди второклассников 56 человек – 72% опрошенных;

• из желаемых будущих приобретений лидируют:

сотовые телефоны;

планшеты;

велосипед;

игрушки;

летний отдых.

• на свои сбережения были куплены сладости; полностью дорогостоящие покупки самостоятельно не оплатил пока никто;

• в вопросе желаемой суммы дети намного обходят родителей, все опрошенные назвали сумму больше той, которую они получают.

Приложение 9

Опрос родителей «Карманные деньги ребенка»

В опросе участвовали родители 78 семей

38% родителей (30 из 78) ответили, что выдают своим детям деньги на карманные расходы, при этом суммы названы самые разные;

основной причиной родители назвали день рождения и праздничные даты, когда ребенок попросит. Никто из опрошенных не выдает деньги регулярно по установленным календарным датам;

родители контролируют траты денег детьми, но чаще дети сами спрашивают разрешения купить что-либо на свои деньги;

лишь в 7 семьях родители объясняют детям, как складывается семейный бюджет, учат выбирать, на что можно потратить имеющуюся сумму, рассказывают о важности денежных накоплений;

в 13 случаях родители считают, что в 8-летнем возрасте рано углубляться в тему денег

Приложение 10

Формула расчета выдачи карманных денег

1. Берем суммированный доход семьи

З/плата мамы+з/плата папы+др.доходы=А

2. Вычитаем 10000 рублей на коммунальные расходы и мобильную связь

А-10000=Б

3. Откладываем 30% в копилку семьи

Б-Б/30-В

4. Остаток делим пополам, т.к. половину суммы тратим на продукты, средства гигиены, лекарства и пр.

В:2=Г

5. Вторую половину этой суммы делим на количество членов семьи (всех, включая младенцев). Это доля каждого

Г:n (кол-во членов семьи)=Д

6. Четверть этой доли можем предложить как сумму на карманные расходы подростку

Д:4=Е

Детям до 12 лет достаточно половины получившейся суммы

Е:2=К

Приложение 11

Расчеты родителей

В эксперименте приняли участие 22 семьи

суммы, выдаваемые детям на карманные расходы, и расчеты по формуле

заинтересованность схемой расчета

Приложение 12

Обобщение опыта

классный час

выставка копилок

Готовые из магазина

Смастерили сами

Просмотров работы: 379