Введение
Цель вижу, преград не вижу, в себя верю!
Обычное утро… Просыпаясь, пью свой чай. Не торопясь открываю ноутбук, включаю серию любимого фильма. Спустя пару часов уже задумываюсь: «Снова не начала изучать второй язык. Уже второй год себе обещаю, что выучу. Но ладно, сделаю завтра». Наступает утро следующего дня, и снова все по кругу. И так уже прошел очередной год…
Свободное время? Не, не слышала… Нам всегда катастрофически не хватает времени ни на что. А в это время твой сосед уже нашел новую работу, ездит на учебу за границу, планирует переехать жить в другую страну…
Знакомо?
Как при таком течении жизни поставить цель и сберечь свое время, мотивировать себя на это.
Ритм, в котором живет большинство из нас, вряд ли можно назвать спокойным и размеренным. Нехватка времени являются испытаниями, справиться с которыми под силу далеко не каждому взрослому, а тем более ребенку. Постоянное пребывание в состоянии «не знаю, за что хвататься» вряд ли можно назвать подходящим, когда речь идет о личной эффективности.
Зарождение определенности в жизни возникает у человека примерно в 11-12 лет с началом подросткового возраста. Так как учащиеся являются поколением будущих взрослых, проблема постановки целей всегда является актуальной. Так что же это такое, целеполагание?
Я решила в своей исследовательской работе поставить цель – выявить особенности целеполагания у подростков и создать социальный ролик для мотивации к постановке цели.
Предмет исследования – особенности целеполагания у подростков.
Объект исследования – учащиеся МБОУ «СОШ № 36» города Нижнекамска.
В своем исследовании, ставим перед собой следующие задачи:
- изучить литературу по заданной теме исследования;
- провести анкетирование с целью определения особенностей целеполагания у разных возрастных групп учащихся;
- провести анализ и сделать выводы;
- создать социальный ролик для мотивации к постановке цели.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что современные подростки не умеют рационально распланировать свое время, не ставят конкретные цели на день и соответственно много время тратят впустую.
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей целеполагания у
подростков.
Что такое целеполагание.
- Мастер, — однажды спросил ученик, — почему существуют трудности, которые мешают нам достигнуть цели, отклоняют нас в сторону от выбранного пути, пытаются заставить признать свою слабость? — То, что ты называешь трудностями, — ответил Учитель, — на самом деле является частью твоей цели. Перестань с этим бороться. Всего лишь подумай об этом, и прими в расчет, когда выбираешь путь. Представь, что ты стреляешь из лука. Мишень далеко, и ты не видишь ее, поскольку на землю опустился густой утренний туман. Разве ты борешься с туманом? Нет, ты ждешь, когда подует ветер и туман развеется. Теперь мишень видна, но ветер отклоняет полет твоей стрелы. Разве ты борешься с ветром? Нет, ты просто определяешь его направление и делаешь поправку, стреляя немного под другим углом. Твой лук тяжел и жесток, у тебя не хватает сил натянуть тетиву. Разве ты борешься с луком? Нет, ты тренируешь свои мышцы, с каждым разом все сильнее натягивая тетиву. — Но ведь существуют люди, которые стреляют из легкого и гибкого лука в ясную, безветренную погоду, — сказал ученик обиженно. — Почему же лишь мой выстрел встречает столько препятствий на своем пути? Неужели Вселенная сопротивляется моему движению вперед? — Никогда не смотри на других, — улыбнулся Учитель. — Каждый выбирает свой лук, свою мишень и свое собственное время для выстрела. Для одних целью является точное попадание, для других — возможность научиться стрелять. Учитель понизил голос и наклонился к ученику: — И еще я хочу открыть тебе страшную тайну, мой мальчик. Вселенной до тебя нет никакого дела. Она ничему не сопротивляется и никому не помогает. Туман не опускается на землю для того, чтобы помешать твоему выстрелу, ветер не начинает дуть для того, чтобы увести твою стрелу в сторону, жесткий лук создан лучником не для того, чтобы ты осознал свою слабость. Все это существует само по себе, вне зависимости от твоего желания. Это ты решил, что сможешь в этих условиях точно поразить мишень. Поэтому, либо перестань жаловаться на трудности и начинай стрелять, либо усмири свою гордыню и выбери себе более легкую цель. Цель, по которой можно стрелять в упор. [1]
Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации наиболее простыми средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.
Проблема целеполагания исследуется во многих работах. Изучением целеполагания занимались такие ученые, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьева, О.К. Тихомиров и др.
Но прежде чем рассматривать понятие целеполагания надо определиться, что же такое цель. Под целью понимается осознанный образ планируемого результата. Цели неразрывно связаны с деятельностью. Кроме того, важным понятием становится мотив – это то, что побуждает человека к действию. При этом цель и мотивы не только побуждают человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, но и сами образуются в процессе деятельности. Поэтому процесс целеполагания оказывается наиболее значимым для осуществления той или иной деятельности.
С.Л. Рубинштейн представлял процесс целеполагания как умение самостоятельно ставить и достигать социально значимые цели, который происходит на сознательном уровне. При этом он полагал, что целеполагание осуществляется на двух уровнях - внешнем и внутреннем. [2]
В своей работе «Что такое пубертатный период» Ш. Бюлер писала, что в конце юности становится «ясным общее направление будущей жизни, выбрана определенная точка опоры, и интенсивность первых усилий и исканий, связанных с мировоззрением, профессией и формированием будущей личности, ослабевает, уступая место более спокойному темпу прогресса» [3].
По мнению известного психолога И.С. Кона, не всем молодым людям дается легко формирование новой временной перспективы. Бывает, что чувство необратимости времени сочетается у них с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время как будто бы остановилось. Есть старшеклассники, которые вообще не хотят задумываться о будущем, откладывают эти размышления «на потом». Они, как правило, неосознанно стремятся к продлению беззаботного периода детства. Такая установка не только социально вредна, но и опасна для самой развивающейся личности [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что в литературе подробно раскрыты проблемы целеполагания. Тем интереснее, рассмотреть данный вопрос на уровне учащихся данной конкретной школы.
Особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.
Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.
Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.
В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.
Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотношения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.
Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
В подростковом возрасте существует серьёзная проблема: несогласованность убеждений, моральных идей и понятий с поступками, действиями и поведением. Зачастую самые благие намерения подростков оборачиваются далеко неблаговидными поступками. Часто, например, чувство справедливости приводит подростков к неблаговидным и жестоким действиям. У подростков, если они лишены должного внимания взрослых, часто формируются ошибочные или даже аморальные идеалы. Особенно легко это происходит под влиянием «массовой культуры», средств массовой информации. Подражая порочным идеалам, подростки могут переходить опасную грань, когда смелость оборачивается жестокостью, независимость подлостью, гордость насилием над другими людьми.
Нестабильность психики подростка прослеживается и в том, что за сравнительно короткий период большинство подростков многократно меняют свои увлечения и пристрастия, а также мечты о своём будущем, профессии, семье. Чаще всего всякое новое знание, о какой либо профессии приводит подростков к желанию овладеть этой профессией, и мечтам о достижении больших «высот» в ней. Однако, часто, с появлением нового знания, появляются и новые увлечения и мечты.
Особенности целеполагания у подростков.
Мы убедились в важности временной, а точнее жизненной перспективы в судьбе человека. Теперь следует определиться со способами её формирования и развития у подростков, а так же с ролью педагогов в этом процессе.
Подростковый возраст является переходным во многих отношениях, в том числе и в контексте его самоопределения и поисков себя. Поиск путей самореализации основан на формирующихся в этот период мировоззренческих установках. В подростковом возрасте установки обычно очень противоречивы. Серьезные, глубокие рассуждения, в умах подростков странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшие подростки могут, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально поменять свою позицию, одинаково категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Взрослые часто приписывают этот сумбур недостаткам обучения и воспитания. На самом деле – это нормальное свойство для этого возраста. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Этот поиск неосознанно происходит и в возрасте начальной школы, но в подростковом периоде он начинает становиться сознательным.
В ходе этих поисков подросток ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти её личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно моё место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои способности.
Трудности рефлексии о смысле жизни – в правильном совмещении ближней и дальней перспективы. Расширение жизненной перспективы вглубь (охват более длительных отрезков времени) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений, затрагивающих общество в целом) – необходимая психологическая предпосылка постановки мировоззренческих проблем.
Подростки, как и дети, описывая будущее, говорят чаще о своих личных перспективах. Общие проблемы выдвигают на первый план только в самом конце подросткового возраста и в ранней юности. Подростки 11 и 14 лет сильно отличаются друг от друга. С возрастом у них увеличивается умение разграничивать возможное и желаемое. Вообще способность отсрочить непосредственное удовлетворение, не ожидая немедленной награды, один из главных показателей морально психологической зрелости человека, к которой в 14 – 15 лет некоторые подростки приближаются вплотную.
Но совмещение ближней и дальней перспективы даётся человеку нелегко. Бывают даже юноши, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом», среди подростков это явление практически обычно. Установка (обычно неосознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, так как является иждивенческой, но и опасна для самой личности. «Вечный юноша», совсем не счастливчик. Чаще это человек, который не сумел в положенный срок разрешить задачу самоопределения и не освоил важнейшие сферы жизнедеятельности. Его изменчивость и порывистость кажутся привлекательными на фоне бытовой приземлённости большинства его сверстников, но это скорее не свобода, а неприкаянность. Ему следует посочувствовать, но не завидовать. Поэтому важно, чтобы сознательному целеполаганию человек начал переходить уже с начала подросткового возраста.
Взгляд на будущее как на продукт своей собственной, совместной с другими людьми деятельности есть установка борца, деятеля, который счастлив тем, что уже сегодня работает ради завтрашнего дня. Представление, что будущее придёт само и его не избежать, является установкой иждивенца, потребителя и созерцателя, носителя ленивой души.
Начало формирования жизненных перспектив является характерной чертой подростков. Они возникают, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» её мотивов, становления устойчивого ряда ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны это результат конкретизации целей и мотивов.
Из мечты, в которой всё возможно, и идеала как абстрактного, часто заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.
Жизненная перспектива – явление как социального, так и этического порядка. Вопросы, «кем быть» и «каким быть» первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. У большинства из них эти планы сводятся к намерению учиться, заниматься в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать.
Подросток пытается предвосхитить своё будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может очень живо, в деталях представлять своё будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать [4].
Жизненная перспектива в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненная перспектива является планом деятельности.
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей целеполагания
у подростков.
2.1 Организация исследования.
В выявлении особенностей целеполагания в подростковом возрасте приняли участие учащиеся с 5 по 9 класс МБОУ «СОШ №36» г. Нижнекамска. Возраст испытуемых от 11 до 15 лет, общее количество – 120 человек. Исследование проводилось с сентября 2019г. по декабрь 2019г.
В качестве гипотезы выступили предположения, что современные подростки не умеют рационально распланировать свое время, не ставят конкретные цели на день и соответственно много время тратят впустую.
2.2. Анализ результатов социологического исследования особенностей целеполагания у подростков.
Для исследования был проведён социологический опрос при помощи специально разработанной анкеты. Целью опроса было выяснить, особенности целеполагания в подростковом возрасте.
Анализируя ответы респондентов на вопросы анкеты, мы получили следующие данные.
Анализируя ответы на вопрос «Есть ли у Вас режим дня?», мы получили следующие данные: 91% учеников ответили, что у них нет режима дня, и лишь только 9% учащихся ответили «да». Наглядно результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Есть ли у Вас режим дня?» (%)
Результаты вопроса «Успеваете ли Вы сделать все дела без планирования своего дня?» показали следующее: «да» ответили 40% респондентов, «не всегда» - 42,5% и 17,5% учащихся не успевают сделать все дела за день без планирования дня. Наглядно результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Успеваете ли Вы сделать все дела без планирования своего дня?» (%)
Ответы на вопрос «Умеете ли Вы правильно формулировать цели?» распределились следующим образом: «да» ответили 21,7% учеников, 66,7 % ответили «нет» и 11,6% учащихся не уверены в ответе на этот вопрос и ответили «не знаю». Наглядно результаты представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Умеете ли Вы правильно формулировать цели?» (%)
«Ставите ли Вы себе цели?», так звучал наш следующий вопрос. В результате получили следующие ответы: все 100% опрашиваемых ответили «да» на этот вопрос.
Также в нашей анкете, мы задали вопрос «Тратите ли Вы время впустую?». Ученики почти единогласно ответили на этот вопрос «да» - 81,7%. Наглядно результаты представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Тратите ли Вы время впустую?» (%)
Обобщая результаты социологического опроса можно сделать следующие выводы: большинство учащихся не успевают сделать все запланированные дела на день, т.к. не правильно распределяют свободное от учебы время. Ребята каждый день пытаются достичь своих целей, не знают, как правильно их ставить. Также многие ученики не имеют режим дня, который просто необходим для продуктивного дня.
В результате социологического исследования мы решили, что ученикам просто необходимо научиться распределять свое время правильно и рационально. Также им нужна помощь в правильной постановке жизненных целей и задач, не тратить свое время напрасно, а стараться занять себя полезными делами по максимуму.
Глава 3. Создание социального ролика.
Создание социального ролика способно мотивировать учащихся к определению и постановки цели. Для начала я составила план сценария, подготовила текст:
Завтра я начну вставать рано.
В 6 утра, нет! Лучше в 5!
Буду планировать своё будущее.
Каждый день станет лучше, чем предыдущий.
Завтра я начну работать над книгой. Уже завтра.
Это же не сегодня.
Сегодня могу посидеть в интернете.
Полежать в своё удовольствие.
Ведь завтра, всё будет по-другому.
А что если завтра не наступит?!
Нельзя! Надо сегодня!
Я буду планировать свою жизнь.
Даже если Вы закроете передо мной двери, я найду другой выход.
Даже не сомневайтесь, я сделаю работу и за себя и за Вас.
А что же одноклассники? (интервью).
Через 20 лет Вы будете больше разочарованы теми вещами, которые Вы не сделали, чем теми, которые Вы сделали [5].
Так отчальте от тихой пристани. Почувствуйте попутный ветер в Вашем парусе [5].
Двигайтесь вперед, действуйте, открывайте! [5].
Далее были выбраны места для съемок. Это поселок Красный Ключ, его набережная, река Кама, ближайший лес, торговый центр и собственная комната. Подобран необходимый реквизит и начался процесс съемки. Он оказался непростым, так как все необходимые кадры пришлось переснимать из-за несоответствия формата изображения компьютерной программе.
Затем я начала работу с программой Movavi Video Suite 20.0.1, предназначенной для создания видеороликов. Я произвела импорт сделанных видео отрезков, сделала обрезку каждого кадра для увеличения скорости воспроизведения, скорректировала качество видео (яркость, контраст, чёткость). Для улучшения восприятия мною были выбраны две музыкальные композиции: Raul Di Blasio «Otonal» и Карел Свобода «Вальс» из кинофильма «Три орешка для Золушки».
Также мною была проделана работа по интервьюированию одноклассников по заданной теме, что отразилось и в итоговом ролике. Одновременно, на видео кадры был наложен текст.
Для усиления эффекта, я приступила к процессу озвучивания. Взяв в руки микрофон, подключив его к компьютеру, я многократно пыталась произносить текст таким образом, чтобы равномерно попасть в кадр. Это оказалось достаточно сложным. Мне понадобилось более 5 попыток. И все получилось. Финальный этап состоял в размещении первого и последнего кадра титров (об авторе проекта, руководителе проекта) и сохранение проекта в видео файл, который я представляю вашему вниманию. Надеюсь на удачный просмотр.
Заключение
Итак, выполненное нами исследование, посвященное изучению особенностей целеполагания у подростков, позволило нам сделать следующие выводы: большинство учащихся не успевают сделать все запланированные дела на день, т.к. не правильно распределяют свободное от учебы время. Ребята каждый день пытаются достичь своих целей, не знают, как правильно их ставить. Также многие ученики не имеют режим дня, который просто необходим для продуктивного дня.
В результате социологического исследования мы решили, что ученикам просто необходимо научиться распределять свое время правильно и рационально. Также им нужна помощь в правильной постановке жизненных целей и задач, не тратить свое время напрасно, а стараться занять себя полезными делами по максимуму.
В результате проделанной нами работы мы решили, что просто необходимо привлечь детей к освоению приемов организации времени, чтоб сберечь свои ресурсы на более полезные для здоровья и жизнедеятельности дела. Нужно развивать в детях самостоятельность, умение планировать, умение ставить и реализовывать свои цели.
Современный ребенок растет и развивается в интенсивной среде. Он сталкивается с колоссальным потоком новой информации, которая постоянно обновляется, с большим количеством деловых и личных контактов (в том числе и виртуальных). Быть успешным в современном мире, не научившись управлять этими потоками, невозможно. Также все это влияет на здоровье подрастающего поколения. У современных детей в связи с занятостью не только важными, а зачастую совсем не важными делами в течение дня совсем не остается времени на спорт, на свое здоровье.
Сегодня «средства» не менее важны, чем цель. Тем более, когда под словом «средства» скрывается благополучие человека, егоздоровье. Правильное целеполагание — одно из таких средств. Его задачане сводится лишь к обучению приемампланирования и организации деятельности. Правильное целеполагания—это особый подход к жизни, при котором человек оптимальноиспользует свои временные ресурсы.
В результате работы нами было принято решение о необходимости проведения тренинговой работы с учащимися школы, для того чтобы научить их правильно распределять свое время. Это будет следующим этапом нашей исследовательской деятельности.
Цель исследования была достигнута. Мы рассмотрели особенности целеполагания у подростков. Гипотеза подтверждена, мы доказали в ходе социологического исследования, что современные подростки не умеют рационально распланировать свое время, не ставят конкретные цели на день и соответственно много время тратят впустую. Задачи решены.
Список использованной литературы
1. https://www.inpearls.ru/
2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб., 1998. - 654 с.
3. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И.Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
4. Кон И. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.
5. Цитата писателя, журналиста и общественного деятеля Сэмюэля Клеменса (Марка Твена).
Приложение 1
АНКЕТА
Уважаемый респондент, Вам предлагается заполнить анкету для социологического исследования. Опрос анонимный, фамилию и имя указывать не нужно. Все Ваши ответы будут использованы только в данном исследовании, конфиденциальность гарантируется.
Ваш возраст: _____ полных лет
Есть ли у Вас режим дня?
а) да б) нет
Успеваете ли Вы сделать все дела без планирования своего дня?
а) да б) нет в) не всегда
Умеете ли Вы правильно формулировать цели?
а) да б) нет в) не знаю
Ставите ли Вы себе цели?
а) да б) нет
Тратите ли Вы время впустую?
а) да б) нет