Негативное влияние кибербуллинга на современную молодежь

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Негативное влияние кибербуллинга на современную молодежь

Ельчанинова Е.Р. 1
1МОБУ СОШ №8 им. А.Г. Ломакина
Ищукова Е.А. 1
1Южный федеральный университет
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ни для кого не секрет, что информационные технологии постепенно захватывают все больше сфер жизнедеятельности. Сейчас, во многих случаях, Интернет – это единственный способ поддерживать связь, поскольку именно он позволяет работать удаленно. Несмотря на неоспоримые преимущества сети Интернет, как и в реальной жизни, в нем встречаются люди с недоброжелательными, порой даже опасными намерениями, оказывающими сильное психологическое давление на разум человека. В данной работе речь пойдет о проблеме травли в сети, также известной как кибербуллинг. К сожалению, данный феномен пока что не сильно освещен публично, но с каждым днем жертв кибербуллинга становится все больше, именно поэтому данное исследование является актуальным. Травля в интернете особенно влияет на психику подростков, потому что они не знают как себя правильно вести с агрессором, поэтому необходимо уделять время воспитанию в человеке навыков общения с недоброжелательными людьми.

Цель данной исследовательской работы – изучить негативное влияние травли в Интернете на психику молодых людей и описать определенные рекомендации по борьбе с кибербуллингом.

Задачи исследовательской работы:

Выяснить, что такое Кибербуллинг.

Провести опрос общественного мнения среди молодых людей до 23 лет.

Сравнить статистику в России и в мире.

Собрать данные по поводу использования сети Интернет молодежью.

Измерить распространенность кибербуллинга в современной коммуникативной среде.

Изучить влияние кибербуллинга на психику человека.

Разработать рекомендации по предотвращению Интернет-травли.

Объект исследования: дети и молодые люди в возрасте до 23 лет.

Предмет исследования: негативное влияние кибербуллинга на психологическое развитие человека.

Методы исследования: социологическийопрос-анкетирование, анализ полученных данных, теоретический анализ материалов сети Интернет.

Распространенность кибербуллинга

Кибербуллинг [1] – это намеренные издевательства над человеком в информационном пространстве с определенной целью – вывести человека из эмоционального равновесия. Данный феномен приобретает различные формы: от безобидных шуток до угроз и «киберсталкинга» – преследования жертвы. Данный термин пришел из английского языка, его аналогами являются кибермоббинг, троллинг, флейминг. По данным аналитики 2017-2018 года [2], основными причинами кибербуллинга выступают желание показать превосходство, развлечься, выплеснуть негатив. Чаще всего предметом издевательств является внешность, следом идут особенности характера.

Кибербуллинг встречается по всему миру, так в исследовании [3], где опрашивали подростков из Америки, 33,8% утверждали, что подвергались кибербуллингу, 11,5% опрошенных признались в том, что они занимались интернет-травлей уже на протяжении долгого времени. В Европе данный феномен, который называют «пришедшим из США», поскольку основная травля происходит в социальной сети Facebook, также достаточно сильно волнует все слои населения [4]. Статистика показывает, что, например, во Франции, около четверти молодых людей 18-24 лет становились жертвами кибербуллинга [5], а в Германии 37% людей 12-19 лет утверждали, что они либо кто-то из их окружения сталкивался с кибербуллингом, причем было выявлено, что распространена данная травля больше у девочек, чем у мальчиков [6].

Как обстоит вопрос с распространенностью интернет-травли в России? По данным исследования 2012 года [7], около 42% респондентов 8-17 лет подвергались буллингу, в исследовании 2017 года [2] утверждается, что объектами издевательств являлись 44% опрошенных. По результатам различных опросов [8,9], самой часто используемой социальной сетью является Вконтакте, на которую приходится значительная доля кибербуллинга, а также иных опасностей, такие как просьба поделиться личными данными, попытки взлома и даже сообщения интимного характера, которые получали 26% опрошенных. Примечательно то, что оценка угроз, находящихся в Интернете, среди родителей меньше, чем среди детей. Анализ мотивов травли также различен: люди предыдущего поколения, в основном, что это «освобождение от негатива», а подростки больше выделяют «развлечение» и «превосходство».

Результаты проведенного опроса

Опрос проводился с использованием сайта проекта cyberpatronus [8] с сентября 2019 года по март 2020 года среди детей и молодых людей до 23 лет, в общей сложности в нем приняло участие 2271 человек из различных регионов РФ, а также из других стран.

Результаты опроса показали, что, в среднем, 83% опрошенных пользуются социальными сетями очень часто, основными занятиями являются общение (82,7%), просмотр новостей. 2,2% респондентов пользуются информационным полем очень редко, в основном для просмотра фильмов и сериалов, новостей. Стоит отметить, что 67% (из различных возрастных категорий) отметили, что они занимаются самообразованием в сети, так что утверждать, что такой высокий процент использования Интернета лишь вредит молодому поколению, было бы крайне неверно. Распространенность социальной сети Вконтакте подтвердилась (83%), также популярен среди молодежи Youtube (78%, наиболее популярен среди подростков 15-16 лет) и Инстаграм (51%).

Одной из целей проекта является исследование и повышение информационной грамотности среди молодёжи. Подросткам был задан вопрос, чувствуют ли они себя в безопасности, находясь в Интернете, и утвердительно ответило меньше половины (42%, рис. 1). Исходя из этих данных, подростки отчасти понимают, что в сети они могут встретиться с некоторыми неприятными моментами, но, по моему мнению, если человек чувствует себя в безопасности, он может быть не в курсе того, с чем может столкнуться. Он может просто не знать, как правильно реагировать на действия недоброжелателя. Поэтому далее участникам был задан вопрос о том, как они реагируют на подозрительный контент. Были получены следующие результаты: 47,6% относятся к данному контенту с недоверием, 44,4% знают, как отличить спам, 5% не верит, что существует подозрительный контент, 3% всегда переходит по любым ссылкам. Таким образом, подростки сейчас разбираются в том, как безопасно использовать Интернет, но по прежнему существует процент людей, не особо информационно грамотных, и, в основном, это люди из категорий младше 10 или от 19 лет.

Рисунок 1 – Ощущение безопасности социальных сетей

Результаты опроса показали, что рост и распространенность травли в Интернете практически не связана с информационной неграмотностью. Гипотеза данной работы заключается в том, что люди, вовлеченные в травлю, будь то подверженные кибербуллингу или участвовавшие в нем, имеют некоторые психологические проблемы, исходящие из реальной жизни. Проблемы доверия, недостаток общения, непонимание.

Для начала, необходимо было выяснить, насколько часто подростки встречаются с кибербуллингом (рис. 2). Результат оказался практически равным: 49% опрошенных людей каким-либо образом сталкивались с травлей в интернете, 51% не встречался с ней. В среднем, 5% сами участвовали в нападках на другого человека, а большинство, выбравших данный вариант, оказалось из категории 15-16 лет, следом идут подростки до 14 лет. Из выбравших вариант «я подвергался травле», наоборот, меньшинство из категории 15-16. Не может не волновать то, что свидетели травли, в большинстве, не пытались помочь жертве. Статистика опять вышла достаточно любопытной: меньшинство, не оказавших помощь, это подростки 16 лет, и они же составляют большинство, пытавшихся оказать помощь. В целом, больше всего оказались каким-либо образом заинтересованными в предотвращении травли люди 15-18 лет, а 12-14-летние оказались наиболее вовлеченными в травлю других.

Рисунок 2 – Распространенность интернет-буллинга

Данная статистика довольно легко объяснима: человек с возраста 15 лет уже начинает здраво рассуждать и осознавать то, как правильно себя вести, хотя и существует отдельная категория подростков, попавших под влияние сверстников или имеющих собственные проблемы, которые выливаются в травлю других. Младшие же отчасти слишком эгоистичны, они не задумываются о чувствах других, что можно наблюдать и в реальной жизни. В этом нет вины социальных сетей, все идет из воспитания, так как родители относятся к своим детям в данном возрасте либо слишком пренебрежительно, так как ребенок, по их мнению, уже достаточно взрослый, либо, наоборот, страдают гиперопекой, и ребенок вырастает избалованным. Воспитывать ребенка – очень сложное занятие, но родителю необходимо найти определенную середину, чтобы не потерять доверие подростка.

Важными составляющими здравого мышления и адекватного поведения являются доверие и самооценка. Опрос показал, что с родителями больше всего близки люди младшего возраста, а подростки готовы делиться своими переживаниями в основном с друзьями и одноклассниками (рис. 3).

Рисунок 3 – Вопрос доверия среди молодежи

Молодежь старше 19 лет выразила некую отдаленность от родителей и их помощи, что, в принципе, логично, а также 32%, что значительно больше, чем в младших категориях, предпочло бы никогда не обращаться за помощью. В целом, респонденты не высказывают доверия незнакомым людям, а также учителям и психологам, когда дело касается их личных проблем. Однако не может не волновать то, что некоторые подростки предпочитают не делиться своими переживаниями ни с кем. С одной стороны, самостоятельность – это очень ценное качество, но людям необходимо понять, что они могут обратиться за помощью и что они ее получат.

Наконец, необходимо было понять нынешнее отношение молодежи к самим себе. На вопрос «Как вы себя оцениваете?» четверть опрошенных ответила, что у них есть множество недостатков и что они переживают по данному поводу. 17,5% утверждают, что они считают себя достойными людьми, но большинство (45%) признало, что у них существуют определенные недостатки, но они их не стесняются. Следует также отметить, что доля тех людей, которые недовольны собой, также призналась в том, что они подвергались травле, а тех, кого не сильно заботят недостатки, среди жертв кибербуллинга гораздо меньше.

Последствия и рекомендации

Результаты исследования подтвердили опасения – кибербуллинг не такой безвредный, каким кажется. Продолжительные издевательства в социальных сетях имеют значительный эффект на становление человека как личности, на формирование его восприятия мира, и больше всего становится страшно за неокрепшие умы подростков и детей, сверстники которых, порой, бывают так безжалостны. Выложенная переписка, обидное замечание, желание прилюдно застыдить – все это долго копится внутри человека и превращается в огромный ком проблем, которые сносят молодого человека с дистанции и даже порождают мысли о суициде. Самоубийство – самое страшное, что может произойти с жертвой травли, но каждый день мы слышим истории о перегруженных, незамеченных подростках, не нашедших иного выхода. Кроме такого исхода возможно физическое насилие и преследование, так как кибербуллинг иногда не заканчивается на анонимных угрозах. Порой охватывает ужас от того, что на видео с издевательствами, выложенном в социальные сети, в комментариях очень много людей шутит или даже поддерживает обидчиков, не задумываясь о том, что переживает жертва.

Думаю, что нет необходимости в убеждении, что кибербуллинг – реальная угроза, с которой необходимо бороться. Каким образом? Прежде всего, необходимо увеличить осведомленность о травле в интернете, побудить жертв рассказывать о том, что им пришлось пережить без боязни осуждения. Именно для этого и создан был проект cyberpatronus [8], рассказывающий о кибербуллинге и способах его предотвращения. В рамках проекта недавно был проведен конкурс творческих работ на тему травли в интернете, и организаторы получили работы от талантливых молодых людей из разных уголков России. Нужно рассказывать более взрослому поколению о проблемах кибербуллинга, принуждать их быть более внимательными к своим детям и их проблемам. Важно:

Подросткам:

Понять, что ты не виноват в том, что над тобой издеваются

Начать рассказывать о своих проблемах тем, кому доверяешь

Не отвечать обидчику и не оскорблять никого в ответ

Быть внимательными к своим друзьям и предлагать им свою помощь

Взрослым:

Обсудить со своим ребенком тему травли, объяснить, почему это неправильно

Интересоваться проблемами подростка, предлагать помощь

Отмечать его/ее успехи, достоинства, поддерживать начинания

Предоставлять необходимую любовь и эмоциональную поддержку, ведь родитель может быть единственным человеком, которому можно выговориться

Выводы

В ходе проведенного исследования удалось выяснить, что такое кибербуллинг, какое влияние он имеет на психику человека и насколько он распространен на данный момент. После сравнения процентного соотношения с другими странами стало понятно, что в России, как и заграницей, данный феномен продолжает набирать обороты. Исследование также показало, что причинами травли не являются сами социальные сети, хотя основная доля кибербуллинга происходит в них, источником могут быть проблемы в семье, личной жизни или иные обстоятельства, заставляющие замкнуться в себе.

Останавливаться на достигнутых результатах проект не собирается. В планы команды входит расширение аудитории, осведомленности среди населения. Возможно, cyberpatronus сможет стать примером, побуждающим создание подобных организаций. Проект содержит важные, полезные рекомендации и, по возможности, планирует предоставить помощь тем, кто в ней нуждается, став посредником между подростком и службами психологической помощи.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-33006.

Библиографический список

Интернет-травля [Электронный ресурс]. – https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-травля (дата обращения 5.04.2020).

Киберугрозы, киберагрессия, кибербуллинг: различия в восприятии, оценке и поведении у разных групп населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – https://raec.ru/activity/analytics/9880/ (дата обращения 5.04.2020).

Cyberbullying: Identification, Prevention, & Response [Электронныйресурс]. – https://cyberbullying.org/Cyberbullying-Identification-Prevention-Response-2018.pdf (дата обращения 5.04.2020).

L’inquiétante augmentation du cyberbullying en France [Электронный ресурс]. – https://www.haas-avocats.com/actualite-juridique/inquietante-augmentation-du-cyberbullying-en-france/ (дата обращения 5.04.2020).

Cyber-harcèlement. 22 % des 18-24 ans disent en avoir été victimes en France [Электронный ресурс]. – https://www.ouest-france.fr/faits-divers/harcelement/cyber-harcelement-22-des-18-24-ans-disent-en-avoir-ete-victimes-en-france-6225007 (дата обращения 5.04.2020).

Cyber-Mobbing - Zahlen und Fakten [Электронный ресурс]. – https://www.klicksafe.de/themen/kommunizieren/cyber-mobbing/cyber-mobbing-zahlen-und-fakten (дата обращения 5.04.2020).

Кибербуллинг в опыте российских подростков [Электронный ресурс]. – https://psyjournals.ru/psyandlaw/2019/n2/107185_full.shtml (дата обращения 5.04.2020).

Cyberpatronus – борьба с интернет-травлей [Электронный ресурс]. – https://cyberpatronus.ru/ (дата обращения 5.04.2020).

«ВКошмаре» – сетевая травля стала для подростков нормой [Электронный ресурс]. – https://www.pravmir.ru/vkoshmare-setevaya-travlya-stala-dlya-podrostkov-normoy/ (дата обращения 5.04.2020).

Просмотров работы: 812