Введение
Актуальность исследования.Смена общественных отношений и роли человека в нём с переносом ответственности на саму личность привело к смене парадигмы здоровья. В настоящее время человек ориентирован не на борьбу с болезнями, а на поддержание своего здоровья. Молодые люди с каждым годом всё больше занимаются спортом, следят за питанием, отказываются от вредных привычек. Здоровый образ жизни включает благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять здоровье и оптимальное качество жизни. Медицинские науки способны предоставить человеку средства для поддержания здоровья, но в их компетенцию не входит формирование саморазвития школьника. Сложились актуальные противоречия между: потребностями современного общества в здоровом поколении, готовом к саморазвитию, и недостаточной подготовкой обучающихся к целенаправленному саморазвитию; имеющимися потенциалами субъектов и образовательной среды и недостаточной актуализации саморазвития обучающихся с учетом идеи менеджмента здоровья; требованиями теории и практики в обеспечении саморазвития учащихся на основе менеджмента здоровья и недостаточной разработанностью современных средств и технологий саморазвития.
Проблема исследования: в теоретическом плане – в обосновании влияния менеджмента здоровья на саморазвитие обучающихся; в практическом плане – в разработке методических и технологических средств саморазвития.
Объект исследования – процесс саморазвития.
Предмет исследования – влияние менеджмента здоровья на саморазвитие обучающихся.
Цель исследования – изучить влияние менеджмента здоровья на саморазвитие обучающихся.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Разработать и апробировать диагностический инструментарий.
3. Апробировать модель сопровождения менеджмента здоровья.
4. Организовать электронную поддержку – сайт «Лаборатория саморазвития».
5. Разработать и апробировать методическое сопровождение (памятки, рекомендации, презентационный комплекс).
Гипотеза исследования. Саморазвитие современного ученика будет эффективным, если: осуществляется на основе менеджмента здоровья; используется потенциал реальных (образовательная организация) и виртуальных (сайт «лаборатории саморазвития») сред. Мы предполагаем, что для одних ЗОЖ – спорт, для других – удовольствие для души и тела, следовательно, ЗОЖ укрепляет здоровье, улучшает настроение, способствует развитию и саморазвитию личности.
Экспериментальная база исследования.Всего в исследовании с 2015 года принимали участие 170 человек: 27 младших школьников, занимающихся танцами в детской школе искусств «Вдохновение» ДК «Газовик», в СКК «Оренбуржье» и их родители; 120 учащихся (6-го и 9-го классов), 3 педагога гимназии № 5 г. Оренбурга и сетевые участники.
Методологическая основа исследования – проектный подход (разработка и реализация проектов саморазвития с приоритетом идеи менеджмента здоровья и внедрение их в практику).
Теоретическая основа исследования: на философском уровне (теории человеческого капитала – Ю.А.Корчагин; идеи о саморазвитии – А.Маслоу, К.Роджерс);на общенаучном уровне (идеи приоритета здорового образа жизни – Гиппократ, Н.М.Амосов, Л.А.Бокерия, И.П.Павлов, Н.И.Пирогов, Л.М.Рошаль);на конкретно-научном уровне (концепции саморазвития – В.И.Андреев, идеи аксиологии – А.В.Кирьякова, подходы к образованию – И.Д.Белоновская, идеи саморазвития – В.В.Неволина).
Нормативная база исследования: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018–2025 гг.; Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.
Источниковая база исследования: результаты социальных опросов «Врач и общество, врач и пациент» (2015); результаты социологических исследований; открытые сайты, интернет-источники, конкурсные инновационные проекты.
Основные методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы методы: теоретические (анализ педагогической, психологической, социологической, нормативной литературы и методического обеспечения), констатирующие (анализ международного, российского и регионального опыта саморазвития), прогностические (моделирование и проектирование), эмпирические (эксперимент, наблюдение, анкетирование, диагностика, опрос), математические и статистические (ранжирование).
Хронологические рамки и этапы исследования охватывают период с 2015 г. по 2019 г. Первый этап (2015–2016) – поисковый. Изучение литературы, нормативной базы по избранной проблеме. Сформулирована гипотеза, определены основные идеи исследования. Основные методы: анализ и обобщение международного, отечественного и регионального опыта, наблюдение, анкетирование, констатирующий эксперимент, математическая обработка. Второй этап (2016–2018) – экспериментальный. Эмпирическое исследование саморазвития. Обоснованы ведущие идеи, методологический подход, модель, условия. Организована деятельность сайта «Лаборатория саморазвития». Основные методы: наблюдение, формирующий эксперимент. Третий этап (2018–2020) – обобщающий. Анализ и систематизация итогов экспериментальной работы, оформление полученных результатов. Основные методы: качественный и количественный анализ, обобщение результатов.
Новизна исследования: разработана и апробирована архитектура исследования:
- ведущие идеи (приоритетность роли менеджмента здоровья в саморазвитии обучающихся; необходимость обогащения содержания образования здоровьесберегающими контекстами; обусловленность позитивного саморазвития средствами и способами ЗОЖ);
- методология исследования (проектный подход);
- понятийный аппарат (здоровье, здоровый образ жизни, менеджмент здоровья, саморазвитие);
- модель исследования (интеграция цели, подхода, компонентов, условий, сред, средств и результата);
- условия (мотивирование саморазвития, информирование о здоровьесберегающих технологиях, проектирование будущего, выбор ЗОЖ, реализация менеджмента здоровья);
- методическое, технологическое, информационно-сетевое, диагностическое обеспечение (сайт, проекты, анкеты, памятки, рекомендации) (Приложение 5 - 8).
Теоретическая значимость: определеныиндикаторы (приоритеты здоровья и ЗОЖ, стабильная учебная успешность, самостоятельность и активность в учебной деятельности), выявлены риски саморазвития учащихся (неуспешности, стихийности).
Практическая значимость: проведена экспериментальная апробация исследования на базе гимназии № 5 г.Оренбурга, Оренбургской бизнес-школы; цифровое пространство взаимодействия (виртуальная поддержка) – сайт «Лаборатория саморазвития» (http://nevolina-v.wixsite.com/samraz) дает возможность онлайн-общению сетевых участников, сетевой обмен контентом, использование материалов (Приложение 2).
Апробация и внедрение результатов исследования. Результатыисследования докладывались и были одобрены на конференциях различного уровня:
- международного: (Пенза, 2019; Уфа, 2019; Калуга, 2019; Саратов, 2019), на XXI международном конгрессе «Health & Education Millennium» (Москва, 2019); I Международном научно-творческом форуме учащихся (Москва, 2019);
- всероссийского:конкурс научно-исследовательских работ им. Д.И.Менделеева 2019г.; всероссийская конференция «Россия. Мир. Мы» (Санкт-Петербург, 2019);
- регионального: прошла апробация в ходе разработки и успешной защиты проекта «Фитнес-кафе» в программе Бизнес-Юниор; городская конференция «Интеллектуалы ХХI века» (Оренбург, 2019); вузовская конференция «А.П.Чехов – врач, философ, гуманист» (ОрГМУ, 2019).
Личное участие автора в исследовании:
- на теоретическом уровне (анализ литературы по теме исследования, обоснование основных идей и положений исследования);
- на организационном уровне (создание, организация и деятельность сайта, социальная сеть «ВКонтакте», участие в конкурсах);
- на уровне разработки (разработка презентационного комплекса, памятки, рекомендаций по саморазвитию);
- на уровне апробации и внедрения результатов (проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента; участие в программе Бизнес-Юниор, доклады на конференциях различного уровня и международном конгрессе «Здоровье и образование в XXI веке» (г. Москва)).Автором опубликованы 5 научных работ по теме исследования.
Глава 1. Теоретическое изучение влияния менеджмента здоровья на саморазвитие школьников
Менеджмент здоровья
«Десять десятых нашего счастья основано на здоровье»
А. Шопенгауэр
В современном обществе происходит перенос ответственности на саму личность, что определяет приоритеты парадигмы здоровья. В настоящее время человек ориентирован на поддержание своего здоровья. Молодые люди с каждым годом всё больше занимаются спортом, следят за питанием, отказываются от вредных привычек. Согласно последнему социологическому опросу, доля курящего населения в стране снизилась на 11% [13].
От чего же зависит здоровье человека? Личный вклад — уже 50% здоровья. Это образ жизни человека. Генетическими факторами здоровье человека определяется на 20%, от медицины наше здоровье зависит на 10%, а остальные 20% определяются экологией, степенью благосостояния и т.д. Одновременно, с развитием новых технологий все больше ценятся здоровье и благополучие. По данным ВЦИОМ, в 2011 г. в России сохранилась позитивная тенденция последних лет: людей, которым небезразлично хорошее самочувствие, становится все больше: 44% россиян считают свое здоровье хорошим или очень хорошим, 46% - удовлетворительным. И лишь 10% опрошенных считают свое здоровье слабым. Почти две трети из 3200 респондентов отвечали утвердительно на вопрос о том, заботятся ли они о своем здоровье.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».Следовательно, забота о сохранении здоровья должна осуществляться на физическом, духовном и социальном уровнях.
Менеджмент - наука управления, а менеджмент здоровья направлен на
организацию эффективной работы организма. Приоритетами современного человека выступают вопросы питания, физических нагрузок, устройство организма, хорошего самочувствия, повышения ресурсов и др. Менеджмент здоровья направлен на определение оптимального режима питания, состава продуктовой корзины, режима физических нагрузок. Индикаторами возможного контроля изменения состояния, самочувствия и здоровья выступают визуальные характеристики (состояние лица), ощущения (самочувствие утром), оценка активности в течение дня и др.
Здоровый образ жизни включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности, уровень его культуры (поведенческой, гигиенических навыков), позволяющих сохранять здоровье, предупреждать нарушения и поддерживать оптимальное качество жизни. Здоровый образ жизни обеспечивает собственную жизнедеятельность (питание, сон); поддержку социально-культурного статуса и межличностных контактов, духовное развитие, социально-бытовые функции; отказ от вредных привычек, заботу о собственном здоровье, выполнение гигиенических требований, двигательную активность (Н.М.Амосов [1], Л.А. Бокерия [2], Л.М.Рошаль [9]).
Актуальность данной проблемы подчеркивается в Атласе новых профессий (2015), разработанном Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив, что в сфере медицины к 2030 году ожидается появление новых профессий, связанных с идеей менеджмента здоровья: генетический консультант, медицинский маркетолог, менеджер здравоохранения, молекулярный диетолог, тканевый инженер, эксперт персонифицированной медицины, консультант по здоровой старости, сетевой врач и др.
В новых условиях заботы о здоровье значимой является категория ответственности. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить школьника вести здоровый образ жизни, охранять собственное здоровье, если он не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.
За последние годы сфера физической культуры и спорта получила динамичное развитие. Область является одним из лидеров физкультурного движения в России. В Оренбургской области функционируют 86 спортивных школ, где занимаются более 65 тысяч воспитанников и 182 детских клуба по месту жительства, где физической культурой и спортом занимаются более 50 тыс. детей и подростков. При активном участии данных объединений организуются массовые акции: «Белая ромашка» - ко дню борьбы с туберкулезом; «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЖИЗНИ», приуроченная ко Дню здоровья (7 апреля); добровольческие благотворительные акции в рамках Весенней недели добра (третья неделя апреля); акция, приуроченная к Всемирному дню памяти людей, умерших от СПИДа (3-е воскресенье мая); «ПРОдвигай жизнь!» - ко дню борьбы с наркоманией»; по профилактике табакокурения (31 мая, 26 июня, 15 ноября); профилактические акции ко дню контрацепции (26 сентября); профилактические акции к Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря).
Саморазвитие как управление своим развитием
Проблема саморазвития является междисциплинарной, ее изучают разные науки: философия, педагогика, психология, социология и другие. Саморазвитие можно рассматривать как процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием и самосовершенствованием [3]. Саморазвитие как процесс сознательного становления личности, способствует освоению нового опыта, реализации своих возможностей, осуществлению выбора в различных жизненных ситуациях. Результатом саморазвития как процесса самосовершенствования, является самореализация человека [5].
Ребенок — саморазвивающаяся, самодвижущаяся, самосовершенствующаяся система. Его внутренний мир — результат взаимодействия психики с окружающим миром. Формы саморазвития бывают бессознательные (ориентация, подражание, копирование, приспособление) и сознательные (осознанное подражание, приспособление и самовоспитание).
Факторы, влияющие на саморазвитие:
Внутренние факторы, препятствующие саморазвитиюличности (риски): отсутствие мотивации и направленности на саморазвитие; комплексы, психологические травмы; страхи; неуверенность в себе; низкий уровень знания о себе и ограниченный взгляд на окружающий мир; низкий уровень рефлексии и интеллектуальной активности; отсутствие физического и психологического благополучия; неразвитая воля; потеря смысла своего существования.
Внешние факторы, препятствующие саморазвитиюличности (риски): неблагополучные отношения в семье; с другими людьми; социальное давление; отсутствие социального одобрения; социальное неравенство; нестабильная социальная ситуация; экономические, социальные, культурные кризисы общества.
Внутренние факторы, способствующие саморазвитию: осознание необходимости саморазвития; четкое представление о своих возможностях, целях и желаниях; уверенность в себе; открытость новому опыту; физическое и психическое здоровье; систематические усилия по реализации своего развития; позитивные результаты, вдохновляющие человека на новые достижения.
Внешние факторы, способствующие саморазвитию: воспитание, формирующее ценность в саморазвитии; поддержка родных и близких; социальное одобрение; наличие здоровой конкуренции; трудности, которые требуют от человека мобилизации его ресурсов.
Роль ЗОЖ на примере танцевального искусства
«Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы»
Т.Картейль
Научные исследования, которые время от времени проводятся в разных странах, свидетельствуют о том, что, дети, которые занимаются танцами, развиваются гораздо быстрее, чем их сверстники [8]. И речь идет не только о физическом развитии. Психологи давно говорят о том, что у детей физическая активность способствует умственному развитию [12].
Исследования показывают, что танцевальное образование для ребенка очень эффективно. Танцы улучшают гибкость, повышают тонус тела, способствуют развитию мышц. Ребенок, занимающийся танцевальными занятиями, учится держать хорошую осанку, формируется его координация и равновесие. Танец пробуждает в ребенке осознание красоты движения, развивает уверенность в себе и самоуважение, улучшает детскую восприимчивость, способность к оценке других, помогает научиться уважению к чужим способностям и недостаткам.
Танцы – это не только очень приятный вид досуга. Когда люди танцуют, они выплескивают стресс. Танцы оказывают определенную пользу для здоровья. Ничего не даёт такую эффективную нагрузку на сердце, как танцы. Хороши танцы и для мышц, сосудов и суставов. Большинство современных детей имеют сколиоз, проблемы со спиной. Никакой другой вид спорта так не корректирует спину и не способствует оздоровлению и выравниванию позвоночника.
Когда люди танцуют, им проще найти общий язык. Сближает красивая музыка и атмосфера танцкласса, сближает веселье и работа. Танцы раскрепощают: скромного и стеснительного ребенка танцы делают более смелым, снимут барьеры. Танцы делают человека более открытым и подвижным. Когда люди танцуют, улучшается приток крови ко всем органам, в том числе к мозгу, поднимается настроение.
Регулярные занятия танцами учат детей разбираться в ритме танцев и улучшают музыкальный слух ребенка. Многие люди в танце становятся красивее и привлекательнее. Но если люди танцуют с ранних лет, то у них красивая фигура, грация и пластика.
Танец благотворно влияет на различные психические процессы, способствует становлению личности и развитию творческого потенциала человека. Врачи и педагоги во всем мире признают танцы одной из лучших физических практик. Таким образом, детский танец - это прекрасный вид искусства, который дарит ребенку знания и опыт. Танцы вовлекают ребенка в движение, в ритм, чувствование и мышление одновременно. Танец - естественный способ самовыражения. Детский танец – отличный способ открыть, изучить и развить таланты, заложенные в ребенке природой.
Выводы по 1 главе. В современном мире чтобы стать успешным саморазвивающимся человеком необходимо целенаправленно реализовывать в жизни идею менеджмента здоровья (грамотная организация питания, физических нагрузок, устройства человеческого организма, хорошего самочувствия, повышения ресурсов организма и др.). На примере занятий танцами мы рассмотрели как данный вид искусства влияет на развитие человека (танцы учат быть организованными, способствуют снятию напряжения и стресса, помогают обрести уверенность в себе, предоставляют возможность для самовыражения, способствуют разностороннему развитию личности).
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния менеджмента здоровья на саморазвитие школьников
Организация и методы исследования
Направления реализации проекта:
1. Научно-исследовательское: разработка диагностического инструментария и проведение диагностики субъектов образовательного процесса (наблюдение, анкетирование, опрос, беседа).
2.Организационное: организация работы сайта для виртуального взаимодействия субъектов образовательного процесса (Прил.2).
3. Методическое: разработка и апробация системы мероприятий по укреплению здоровья обучающихся и методического комплекса «Менеджмент здоровья» (рекомендации, памятки, презентационный комплекс «Я выбираю ЗОЖ!») (Прил. 5, 6).
4. Практико-ориентированное: просвещение (создание условий для использования субъектами образовательного процесса знаний формирования ЗОЖ, общения и саморазвития) и профилактика (сохранение и укрепление здоровья) (Прил. 7, 8).
Логика экспериментального исследования: 1. Разработать и апробировать диагностический инструментарий (диагностика саморазвития, анкета). 2, Организовать реальное и цифровое пространство взаимодействия (сайт «Лаборатории саморазвития», социальная сеть «Вконтакте», онлайн-опрос и анкетирование по саморазвитию, сетевой обмен контентом. 3. Разработать презентационный комплекс и памятку «Саморазвитие человека».
Всего в исследовании с 2015 года принимали участие 170 человек: 27 младших школьников, занимающихся танцами в детской школе искусств «Вдохновение» ДК «Газовик», в СКК «Оренбуржье», 20 родителей; 120 учащихся (6-го и 9-го классов) и 3 педагога гимназии № 5 г. Оренбурга и сетевые участники.
Констатирующий экспериментпотребовал разработки и апробации диагностического инструментария. Для работы с детьми мы выбрали рисуночную методику. Детям предлагалось задание «Нарисуй танец так, как ты его себе представляешь». Для детей, занимающимися танцами мы составили анкету:
Анкета для ребенка
Нравится ли тебе заниматься танцами__________________________________
Какими именно танцами ты занимаешься_______________________________
С удовольствием ли ты ходишь на занятия______________________________
С какого возраста ты занимаешься танцами_____________________________
Какое у тебя настроение после занятий танцами_________________________
Считаешь ли ты занятия танцами полезными____________________________
Полезны ли танцы для здоровья_______________________________________
Улучшают ли танцы настроение_______________________________________
Нравится ли тебе общаться во время занятий танцами____________________
Что тебе особенно нравится в танцах__________________________________
Для работы с родителями была составлена анкета с целью изучения влияния занятий танцами на ребенка. Родителям предлагалась инструкция: «Отметьте по каким показателям Вы заметили изменения в своем ребенке в процессе занятий танцами».
Анкета для родителей
Как влияют занятия танцами на ребенка?
Польза для здоровья__________________________________________________
Физическое развитие_________________________________________________
Эмоциональная сфера________________________________________________
Характер___________________________________________________________
Общение___________________________________________________________
Эстетическое развитие________________________________________________
Музыкальность______________________________________________________
Дополнения_________________________________________________________
Для детей школьного возраста мы разработали анкету «Мои ресурсы саморазвития».
Анкета для школьников «Мои ресурсы саморазвития»
Занимаетесь ли вы собственным саморазвитием? Если да, то в какой сфере? (учебной, исследовательской, расширение кругозора, в сфере общения, в сфере досуга, личностные качества, ЗОЖ, в других сферах).
При помощи каких средств Вы занимаетесь саморазвитием?
Какую роль играет чтение книг по биологии в вашем саморазвитии?
Какие факторы вам помогают заниматься саморазвитием?
Какие факторы препятствуют вам заниматься саморазвитием?
2.2. Результаты констатирующего эксперимента
Анализ детских рисунков. Дети принимали участие в рисовании рисунков с удовольствием, интересом, никто не отказывался. Дети проявили заинтересованность и участие, а данные формы поведения означают положительное отношение к занятию. Анализ рисунков показывает, что они выполнены в ярких тонах – чаще использовались красные, желтые, оранжевые цвета. На детских рисунках отсутствуют черные, серые, коричневые, мрачные цвета. Красный цвет характеризует эмоциональность, физическую активность, решительность, твердость характера и любовь к жизни. Оранжевый цвет – это цвет радости, стимулирует общительность, связан с эмоциональным здоровьем и мышечной системой тела, оптимистичный, радужный, олицетворяет дружеские отношения. Желтый цвет характеризует радостное восприятие жизни, тепло, доброжелательность, оригинальность, усердие, терпимость, уверенность в себе и высокую самооценку. Этот цвет ассоциируется с солнцем, его светом, теплом, энергией. Преобладание данных цветов на детских рисунках говорит о позитивном настрое на танцевальные занятия. На детских рисунках чаще изображены несколько детей, что говорит о стимулировании общения во время занятий танцами. На рисунках дети изображены в активной позиции (выполнение упражнений, прыжки на скакалке, танцевальные движения), это является показателем физической активности во время занятий. Таким образом, анализ детских рисунков показал проявление активности, хорошее настроение и в целом положительное отношение детей к занятиям танцами.
Результаты анкетирования детей, занимающихся танцами. Дети, занимающиеся танцами, активно и с желанием принимали участие в анкетировании, никто не отказывался. Всем детям, принимавшим участие в анкетировании, нравится заниматься танцами, они с удовольствием ходят на занятия. Средний возраст, с которого дети стали заниматься танцами – 5 лет. Преимущественно, дети занимаются современными и бальными танцами. После занятий танцами у детей хорошее, отличное, веселое настроение. Все дети отметили, что танцы - это полезное занятие. Особенно, занятия танцами полезны для здоровья, танцы улучшают настроение. На вопрос о том, что же особенно нравится в танцах, дети отвечали: «изучать новые движения, новые танцы» - 29%; «заниматься, танцевать, репетировать» - 22%; «педагог, тренер» - 14%; «концерты, выступления» - 14%; «костюмы» - 14%«смотреть, как танцуют другие» - 7%.
По результатам анкетирования детей, а именно детские ответы на вопрос о том, что особенно нравится в танцах, построена диаграмма (Рис 1.):
Рис 1. «Что особенно нравится в танцах»
Таким образом, по результатам анкетирования детей, занимающихся танцами можно сделать вывод о том, что дети с удовольствием занимаются танцами и считают это занятие полезным для здоровья и улучшающим настроение.
Результаты анкетирования родителей детей, занимающихся танцами
Родители детей, занимающихся танцами, отмечали, что все занятия проводятся под музыку, уделяется большое внимание развитию у каждого ребенка чувства ритма и эстетического восприятия мира, пластики, координации движений, постановки корпуса. Во время обучения делается упор на технику танца (набор фигур, технических элементов, качественное их исполнение); и на музыкальность исполнения (начиная с "попадания" в ритм танца и заканчивая чувством музыки, приданием ей определенного смысла и настроения). Танцы изучаются постепенно, и каждый танец состоит из определенного набора фигур, сложность которых со временем увеличивается. Понятно, что не сразу и не любой ребенок станет хорошим танцором. Но навыки, полученные на занятиях, помогут даже не очень способному ребенку уверенно чувствовать себя в обществе, хорошо владеть своим телом, иметь представление о грации, чувстве ритма, такта. Анализ анкет, проведенных с родителями показал, что занятия танцами в плане физического развития повлияли на улучшение осанки, координации движений, развитие гибкости, плостичности детей. Родители отмечают пользу для здоровья: за период занятий дети стали более крепкими, выносливыми, меньше болеют. Также родители довольны, что в ходе занятий у детей улучшается настроение. Отмечено влияние танцевальных занятий и на характер: дети стали более дисциплинированными, общительными, трудолюбивыми, собранными, организованными. В результате занятий танцами развивается сила воли ребенка.
По результатам анкетирования родителей построена диаграмма (Рис 2.):
Рис. 2. Результаты анкетирования родителей
Данная диаграмма показывает, что абсолютно все родители отметили пользу занятий танцами для здоровья и физического развития ребенка. 90% родителей отметили пользу для общения. 80% родителей показали влияние на эмоциональную сферу. Влияние танцев на характер и на эстетическое развитие ребенка подтвердили 65% родителей. И 45% родителей считают, что танцы способствуют музыкальному развитию детей. Итак, родители отмечают позитивные сдвиги в результате регулярных танцевальных занятий.
Таким образом, детский танец - это прекрасный вид искусства, который дарит ребенку знания и опыт. Танцы вовлекают ребенка в движение, в ритм, чувствование и мышление одновременно. Танец для ребенка - самый естественный способ самовыражения: каждый ребенок в танце найдет и почувствует то, что нужно именно ему. Детский танец – отличный способ открыть, изучить и развить таланты, заложенные в ребенке природой.
Результаты проведенного исследования показали, что занятия танцами способствуют развитию хорошей осанки, координации и умению держать равновесие, улучшают гибкость, повышают тонус тела, способствуют развитию мышц; способствуют выравниванию позвоночника, укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую системы; танцы учат держать под контролем свои эмоции, улучшают настроение); развивают уверенность в себе, самоуважение, дисциплинированность, умение концентрироваться, способность к оценке других, уважение к чужим способностям и недостаткам, учат быть трудолюбивыми, целеустремленными; развивается восприятие и понимание окружающих людей, во время танца проще найти общий язык, танцы раскрепощают. Следовательно, танцы способствует не только физическому, но и эмоциональному, и эстетическому развитию ребенка.
Результаты экспериментального исследования саморазвития школьников
Формы саморазвития глазами детей: чтение книг, учеба, познавательные передачи, просмотр телевизора, посещение театров, музеев, интернет, общение, спорт. Факторы, которые помогают заниматься саморазвитием: помощь родителей, друзья. Факторы, препятствующие заниматься саморазвитием: лень, игра в компьютерные игры.
По результатам анкетирования учащихся 6-го класса построена диаграмма:
Рис. 3. Результаты анкетирования учащихся 6-х классов
Результаты экспериментального исследования подростков. Саморазвитие глазами молодежи: изучение литературы (научной, учебной, художественной), образование и самообразование, прослушивание лекций, интернет, дистанционное обучение, самостоятельная работа, общение, спорт. Факторы, которые помогают заниматься саморазвитием: знания, образование, черты характера (целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, оптимизм, терпение), опыт, самостоятельность, здоровье, занятия спортом, общение. Факторы, препятствующие заниматься саморазвитием: слабая воля, низкая мотивация к саморазвитию.
По результатам анкетирования учащихся 9-го класса построена диаграмма:
Рис. 4. Результаты анкетирования учащихся 9-х классов
2.3. Опытно-экспериментальная работа
На формирующем этапе эксперимента была апробирована модель сопровождения менеджмента здоровья как стратегии для саморазвития личности школьников (Табл. 1). Данная модель докладывалась и обсуждалась на конференциях различного уровня (Прил. 1), международном конгрессе «Здоровье и образование в XXI веке» (г. Москва) (Прил. 1), а также в процессе участия в программе Бизнес-Юниор на базе Оренбургской бизнес-школы и успешной защиты бизнес-проекта «Фитнес-кафе»
(Прил. 1).
Таблица 1. Модель сопровождения менеджмента здоровья
Цель - обеспечить ориентиры здоровья и ЗОЖ |
|
Подход |
Проектный («Я как проект», проектирование ЗОЖ) |
Компоненты менеджмента здоровья |
- Мотивационный (формирование мотивации) - Ценностный (здоровье как ценность) - Информационный (информирование о содержание и способах ЗОЖ) - Деятельностный (реализация менеджмента здоровья) |
Среды |
реальные (гимназия № 5) виртуальные (сайт «Лаборатория саморазвития», сетевая сеть «ВКонтакте») |
Средства |
анкетирование, дневники, презентации |
Условия: мотивирование саморазвития, информирование о здоровьесберегающих технологиях, проектирование будущего, выбор зож, реализация менеджмента здоровья |
|
Индикаторы |
приоритеты здоровья и ЗОЖ, стабильная учебная успешность, самостоятельность и активность в учебной деятельности |
Результат – менеджмент здоровья субъектов образовательного процесса |
В ходе формирующего эксперимента апробированы условия:мотивирование саморазвития, информирование о здоровьесберегающих технологиях, проектирование будущего, выбор ЗОЖ, реализация менеджмента здоровья. Реализовано сопровождение саморазвития школьников с ориентиром на ЗОЖ с помощью рекомендаций, анкет, дневники. Осуществлена апробация презентационного комплекса «Я выбираю ЗОЖ!», содержащего блоки презентаций(Прил.6). Для сетевых участников создан сайт (http://nevolina-v.wixsite.com/samraz) (Прил. 2), обеспечивающий доступ к материалам и социальная сеть «Вконтакте» (Прил. 3). Виртуальная поддержка обеспечивала ускоренный обмен информацией. На уроках и классных часах реализованы проектная технология, проектные задачи, технологии достижений и успеха (конкурсы, олимпиады).
Выводы по 2 главе:
Результаты проведенного исследования показали влияние занятий танцами на: физическое развитие (способствуют развитию хорошей осанки, координации и умению держать равновесие, улучшают гибкость, повышают тонус тела, способствуют развитию мышц); польза для здоровья (танцы способствуют выравниванию позвоночника, укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую системы); эстетическое развитие (понимание красоты, развитие эстетического вкуса); эмоциональное развитие (танцы учат держать под контролем свои эмоции, улучшают настроение); характер (уверенность в себе, самоуважение, дисциплинированность, умение концентрироваться, способность к оценке других, уважение к чужим способностям и недостаткам, учат быть трудолюбивыми, целеустремленными); общение (развивается восприятие и понимание окружающих людей); музыкальность (регулярные занятия танцами учат детей разбираться в ритме танцев, дети танцуют, а параллельно учатся слушать музыку и понимать её). Следовательно, танец способствует физическому, эмоциональному и эстетическому развитию ребенка. Выявлены результаты: преобладание доминант здоровья в ориентирах школьников, в ходе реализации проекта отмечен развивающий эффект. Школьники, принимающие участие в эксперименте были мотивированы на ЗОЖ, информированы о способах саморазвития, проявляли активность и самостоятельность в учебной деятельности.
Заключение. Формирование системы ЗОЖ в образовательных учреждениях Оренбургского региона предлагаем осуществлять на основе интеграции аспектов: социальный (пропаганда в образовательном учреждении, просвещение, организация работы сайта); инфраструктурный реальные среды - условия в основных сферах жизнедеятельности, спортивные учреждения; виртуальные среды – сайт для сетевого взаимодействия субъектов; личностный (система ценностей педагогов, обучающихся, родителей). В ходе реализации исследования апробирована модель, включающая условия и средства саморазвития школьника с учетом ЗОЖ. Менеджмент здоровья способствует саморазвитию школьника. Цели и задачи исследования достигнуты. Направлением дальнейшей работы является организация лаборатории «Менеджмента здоровья».
Литература
Амосов, Н. М. Моя система здоровья [Текст] / Н. М. Амосов // Наука и жизнь. – 1998. – № 5.
Бокерия, Л. А. Современные тенденции развития сердечно-сосудистой хирургии (20 лет спустя) [Электронный ресурс] / Л. А. Бокерия // Анналы хирургии. – 2016. – № 1-2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-serdechnososudistoy-hirurgii-20-let-spustya (дата обращения: 12.06.2018).
Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности/ Л. Н. Куликова Хабаровск: Изд-во ХГПУ,1997 – 315с.
Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. - М.: Профиздат, 2015. - 256 c.
Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. Пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
Митяева, А. М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. - М.: Academia, 2015. - 144 c.
Неволина, В. В. Стратегии развития институтов здоровья в студенческой среде Оренбуржья / В. В. Неволина, И. Д. Белоновская, В. В. Баранов // Вестник ОГУ. – 2017. – № 10. – С. 116-119.
Рассел, Джесси Здоровый образ жизни / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 732 c.
Рошаль, Л. М. Оказание социальной помощи детям [Текст] / Л. М. Рошаль // Дети в чрезвычайных ситуациях. – М., 2003. – 315 с.
Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. – М.: Аркти, 2003. – 272 с.
Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с.
Трча, С. Искусство вести здоровый образ жизни / С. Трча. - М.: Медицина, 2016. - 232 c.
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс], http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/ (дата обращения 23.06.2019).
Приложение 1.
Апробация результатов исследования в публикациях автора
Неволина С.И. Менеджмент здоровья как ресурс саморазвития современной личности / В.В.Неволина, Н.В.Кофанова, С.И.Неволина // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования. Монография. – г. Пенза. - 2019г.- С. 139 - 154.
Неволина С.И. Менеджмент здоровья как стратегия саморазвития современного человека / Неволина В.В., Кофанова Н.В., Неволина С.И. // Материалы и методы инновационных научно-практических исследований и разработок: сборник статей Международной научно-практической конференции (3 ноября 2019 г, г. Саратов). / Ч.1 - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. – С. 275-277.
Неволина С.И. Роль грамотности в развитии современного человека / С.И. Неволина, Н.П. Голубева // Материалы Всероссийской Школьной конференции. № 4/ 2019. – СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. – С. 40-41.
Неволина С.И. Функциональная грамотность современного человека / Неволина В.В., Голубева Н.П., Неволина С.И. // Материалы и методы инновационных научно-практических исследований и разработок: сборник статей Международной научно-практической конференции (28 октября 2019 г, г. Калуга). / Ч.2 - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. – С. 114-116.
Неволина С.И. Менеджмент здоровья как стратегия саморазвития учащихся // Неволина С.И., Кофанова Н.В. // I Международный научно-творческий форум учащихся [электронный ресурс]. – Москва, 2019. https://schoolconf.com/conference/1-2020/biology/168/
Неволина С.И. Грамотность как ресурс саморазвития современного человека / С.И.Неволина // Вестник «Биомедицина и социология». – Москва. – 2020. - № 5. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2618-8783-2020-5-1-27-31
Приложение 2
Экранные формы работы сайта «Лаборатория саморазвития»
Приложение 3.
В изуализация взаимодействия «ВКонтакте»
Приложение 4.
Подборка литературы «Здоровье - мудрых гонорар»
Приложение 5.
Памятка по саморазвитию
Постановка цели.
Какие задачи я должен для этого выполнить, направленные на: личностные качества, учебную деятельность, дополнительное образование, ЗОЖ, сотрудничество, разное
Полезно иметь 3 дневника:
- дневник планирования (планы на день, неделю, месяц, год ) иметь блокнот для личных планов за неделю; составлять план работы на неделю, на день. подробнее планировать свою деятельность, записывая ее в дневник
- дневник идей (для записи идей, которые могут возникнуть в любой момент)
- дневник успеха (для записи своих ежедневных успехов, пусть сначала даже мелких). Дневник успеха – это полезная тетрадка, в которую Вы должны каждый день записывать все свои достижения за целый день, а также положительные оценки и комплименты в Вашу сторону.
«Колесо жизненного баланса» Рассматривая каждую сферу своей жизни, дайте ей оценку и выявите недостатки, которые вам под силу исправить.
Приложение 6.
Фрагмент презентационного комплекса «Я за ЗОЖ!»
Приложение 7.
Система работы в школе «Менеджмент здоровья»
Приложение 8.
Проспект материалов «Стратегия здорового образа жизни»
№ |
Тематический блок |
Содержание блока |
Интересующие разделы |
1. |
Методические разработки для проведения родительских собраний |
«Режим дня первоклассника» «Зарядка и закаливание», «О необходимости соблюдения режима питания». «Как избежать стрессов и психических расстройств ребенка». «Основы правильного питания», «Гигиенические основы режима дня школьника», «Физическая культура и здоровье», «Почему ребёнок не любит читать» «Воспитание толерантности» «Агрессивное поведение» |
|
2. |
Методические разработки конкурсов, викторин |
«Быть здоровым – здорово!» «Зеленая аптека». «Я за здоровый образ жизни» |
|
3. |
Технологии формирования ЗОЖ (методические рекомендации по проведению занятий) |
Веб-квесты (виртуальная игра) «Быть здоровым - здорово» «Спорт в жизни человека». |
|
Технологии развития личности (пошаговое описание педагогических действий) Технология «тайм-менеджмент» («Каждому делу – свое время», «Режим работы и отдыха», «Режим питания») Технология «Стресс-менеджмент» (предупреждение рисков эмоционального перенапряжения) «Колесо жизненного баланса» |
|||
4. |
Сайт «Лаборатория саморазвития» (возможность доступа к материалам для участников проекта в электронном виде) |
Возможность использования методических материалов Возможность обмена материалами участников. http://nevolina-v.wix.com/samraz |
|
5. |
Презентационный комплекс «Менеджмент здоровья» (электронные презентации) |
Блок презентаций «Здоровье» («Единство физического, духовного и психического здоровья» «Способы укрепления здоровья» «Гармония тела» «Фитотерапия» «Красота физическая» и др.) |
|
Блок презентаций «Спорт» («Роль спорта в жизни человека», «Я выбираю здоровый образ жизни» и др.) |
|||
Презентации «Культура» («Культура питания», «Культура чтения», «Культура одежды», «Культура гигиены», «Физическая культура») |
|||
Блок презентаций «ЗОЖ» (Влияние компьютера на здоровье человека, Психогигиена и др.) |
|||
Блок презентаций «Развитие личности» (Самообразование, Саморазвитие, «Как одеваться: стильно, модно, богато, удобно?» .) |
23