Введение
Современный человек вынужден полагаться на самого себя, должен быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Отсутствие навыков профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин низкой производительности труда, частой смены трудовой деятельности.
Адаптация современного выпускника школы к новым условиям стала сложнее. Старшеклассник должен обладать такими качествами как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, конкурентоспособность, оперативность, нестандартность мышления.
В век стремительного развития научно-технического прогресса, внедрения новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, увеличения потока информации повышается и значимость у молодых людей умений адекватно воспринимать сложные жизненные ситуации, правильно оценивать себя и свои поступки, быть готовым к адекватному жизненному и профессиональному самоопределению и полной самореализации личности.
Первая жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем быть?» задаёт себе каждый молодой человек. Главное – сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам (softskills), и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата (hardskills). Правильно сделанный старшеклассником выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Как сделать себя пригодным к профессии...
Взрослые люди: родители, педагоги, психологи - много делают для того, чтобы помочь молодым в выборе дела по душе, предостеречь их от возможных ошибок. Молодым мало просто знать о мире профессий, да и чужие ошибки мало чему их научат.
Как научиться соединять все знания воедино и принимать решения? Как научиться быть при этом самостоятельным и нести ответственность за свои решения и поступки? Что необходимо учитывать при выборе жизненного пути? Эти и другие вопросы встают перед выпускником средней школы.
Поэтому необходимость исследования проблемы профессионального самоопределения старшеклассников стала актуальной.
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность позволили определить тему нашего исследования: «Профессиональное самоопределение старшеклассников».
Объект - старшеклассники (учащиеся 10, 11 классов).
Предмет - профессиональное самоопределение старшеклассников.
Цель – изучение состояния профессионального самоопределения старшеклассников, мотивов выбора профессии школьниками.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
провести анализ литературы по проблеме выбора профессии школьниками;
рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс;
выявить факторы, влияющие на выбор профессии;
определить соответствие выбранной профессии и личностных качеств.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:
- теоретические:анализ психологической литературы по вопросам профессиональной ориентации подростков;
- эмпирические: анкетирование, опрос, тестирование;
- статистические методыобработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.
Исследование проводилось в общеобразовательной средней школе № 85 среди учеников 10-х и 11-х классов.
I. Профессиональное самоопределение старшеклассников.
1.1. Понятие “профессиональное самоопределение “.
Проблема выбора профессии стара как мир, а удачно выбранная профессия сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Следовательно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни.
Для того, чтобы раскрыть понятие «профессиональное самоопределение», дадим понятие профессии.
Профессия – (лат. PROFESSIO – официально указанное занятие, специальность, от PROFITEOR – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14 – 15 лет. Согласно проводимым нами исследованиям лишь 25 - 30 % обучающихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 55% не имеют чёткой позиции, сомневаются в своём выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это, действительно, серьёзная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать.
Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего. Если же попытаться развести их, то можно выделить принципиальные отличия:
Профессиональное самоопределение – более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение – это более сложное понятие.
Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение – от самого человека.
Понятие «карьера» широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется психологией карьеры). В России существует своя традиция употребления слова «карьера» - это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа «карьеризм»). В американской традиции карьера – это определённая последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребёнок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель…). Такое понимание близко к жизненному самоопределению в русской традиции.
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление… При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.д. с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлечённость значимой работой; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.
В возрастной психологии (И.С. Кон) профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует.
Первый этап — детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ними поведения.
Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.
Третий этап, захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности, выявление способности, повышая успешность деятельности и принося признание окружающих, для подкрепления интереса.
Четвёртый этап — практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: 1) определение уровня квалификации будущего труда, объёма и длительности необходимой подготовки к нему; 2) выбор конкретной специальности. (И. С. Кон)
Зачастую учащиеся старших классов, имеют очень поверхностное представление даже о тех немногочисленных профессиях, которые они знают. И это не удивительно. Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.
И в следующей главе мы рассмотрим классификацию профессий и насколько она важна в выборе профессии.
1.2. Классификация профессий.
Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый.
В 1998 году в международный стандарт было занесено 9333 профессии. При этом ежегодно на рынке труда происходит обновление около 500 профессий. Вместе с тем многие профессии "живут" от 5 до 15 лет, а затем либо "умирают", либо меняются до неузнаваемости.
На данный момент в перечне профессий более 50000 позиций.
Широко использующаяся в профориентации классификация Е.А. Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:
"человек-техника" – все технические профессии.
"человек-природа" - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
"человек-знак" – все профессии, связанные с расчётами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
"человек-человек"- все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
"человек - художественный образ"- все творческие специальности.
Помимо собственно интереса к определённой профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии может определяться особенностями характера человека. Согласно теории выбора профессии Дж. Холланда, люди выбирают тот род занятий, который более всего соответствует типу их личности. Холланд выделяет шесть типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (стандартный), предприимчивый, артистический – и предлагает проводить подбор профессии на основе учёта черт личности. (Приложение 1).
Каждый тип характеризуется определёнными особенностями темперамента, характера и т.д. Следовательно, определённому психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов. Поэтому не случайно в процесс принятия профессии включается как анализ мотивов, так и анализ собственных способностей. Профессиональные интересы и характерологические особенности личности определённым образом связаны друг с другом.
1.3. Практическая часть.
Взаимосвязь профессиональных интересов и особенностей личности.
Сегодня некоторые профессии, бывшие популярными в XX веке, потеряли востребованность, и отошли на второй план. Их место всё больше и больше занимают другие профессии, многие из которых появились совсем недавно. Большой наплыв абитуриентов на такие факультеты, как юриспруденция, экономика и маркетинг, менеджмент, программирование, дизайн и многие другие, говорит о большой популярности, а зачастую и высокой оплачиваемости этих профессий. В связи с этим многие учащиеся (или их родители) стремятся попасть именно на эти факультеты независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. Они получают желаемую профессию, но по понятным причинам не могут состояться в этой профессии, реализовать свои таланты.
В связи с этим важной составляющей выбора профессии учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов, которая поможет учащимся раскрыть и лучше узнать самого себя, что облегчит им непростую задачу профессионального самоопределения.
В нашем исследовании взаимосвязи профессиональных интересов и особенностей личности мы решили определить профессиональные типы личности учащихся, а также изучить склонности учеников 10-х и 11-х классов, а затем определить совместимость выбранных профессий учащихся и их личностных качеств.
Для оценки профессионального личностного типа мы использовали методику Джона Холланда.
Цель: определение профессионального личностного типа.
Оснащение: стимульный материал к методике Холланда, бланки ответов (Приложение 2).
Инструкция: из каждой пары профессий необходимо выбрать одну, которой вы отдаёте предпочтение.
После обработки результатов мы выяснили, что в 10-х классах (из 38 обследованных человек) 1 человек (3%) имеет реалистический тип; 6 учащихся (16%) – социальный тип; 4 учащихся (11%) – конвенциональный, 19 учащихся (50%) – предприимчивый; 5 человека (13%) – артистический; исследовательский – 5 (13%). (Приложение 3)
Эти данные вполне соответствуют нашим наблюдениям. Среди учащихся 10-х классов есть активные участники школьных, городских и всероссийских мероприятий. Большинство ребят обладают социальными умениями, организаторскими способностями, эмоциональны, общительны.
По Дж. Холланду этими особенностями обладают социальный, предприимчивый типы личности. Большинство из них уже сделали свой профессиональный выбор, но не самостоятельно, а под влиянием чужого мнения. А раз выбор уже совершён, то не о чем беспокоиться: уровень тревожности низок, самооценка устойчива.
В 11 классе (из 24 человек) мы получили следующие результаты: реалистический тип имеют 3 учащихся (13%); 5 (21%) – социальный; 5 (21%) – конвенциональный; 12 (50%) – предприимчивый; 3 (8%) – артистический; исследовательский тип – 3 (13%). (Приложение 4).
В этих классах большинство ребят тоже общительные. Кроме внеклассных мероприятий учащиеся 11 класса участвуют также в различных олимпиадах по предметам. В классах 4 отличника (будущих медалиста). Также есть спортсмены. Но в отличие от учащихся 10 класса ситуация выбора профессии у 11 класса обострена, поскольку выбирать приходится из значительно большего числа возможных профессиональных путей, открывающихся перед человеком, получившим среднее образование.
Для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся мы использовали дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный группой сотрудников профтехобразования под руководством Е.А. Климова.
Цель: изучение участниками собственных склонностей.
Оснащение: стимульный материал к опроснику Климова Е.А., бланки ответов (Приложение 5).
Перед испытуемым ставится задача – дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак «+». Если определённо нравится – «++», а если очень нравится – «+++». Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус «-», если определённо не нравится - «--», а если очень не нравится – «---».
Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО».
Получились следующие результаты: в 10-х классах наибольшее количество учащихся (45%) ориентируются на профессии типа «человек – художественный образ», в 11 классе большая часть учащихся тоже выбирают профессии типа «человек – художественный образ» - 33%. (Приложение 5, 6).
Мы сопоставили выбранные профессии учащихся и данные из опросников Е. А. Климова, Дж. Холланда (Приложение 5, 6).
Из этих данных мы увидели, что, действительно, существует связь между профессиональными интересами и характерологическими особенностями.
Так, в 10 классе у 69% учащихся совпали выбранные профессии с особенностями личности, занимающейся этой деятельностью. В 11 классе 62% учащихся выбрали профессии с личностными особенностями.
Данные исследования говорят о том, что за результатами диагностики по ДДО стоят не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии.
II. Мотивы выбора профессии.
2.1. Понятие мотива. Группы мотивов выбора профессии.
Выбирать профессию – дело непростое, от него зависит судьба.
Выбирая профессию, надо чётко представлять, чего вы хотите от неё. Надо ответить себе на вопросы: каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать? Какая заработная плата меня устроит? Какой образ жизни я хочу вести, сколько времени и сил могу отдать освоению этой профессии и ещё многое, многое другое. Всё это и есть мотивы выбора. Любой выбор профессии человеком должен быть осознанным и мотивированным.
Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего она совершается.
Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, лёгкостью поступления в учебное заведение, её престижностью, высокой зарплатой, ориентируется на хорошие условия труда или следует указаниям родителей и т. д.
Интерес – это один из наиболее существенных мотивов, по которому следует выбирать профессию, одна из наиболее веских причин профессионального выбора. Если человеку нравится содержание труда, то он более охотно будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоёвывать авторитет у окружающих и, в конечном счёте, больше зарабатывать.
Для анализа понятия «профессиональное самоопределение» необходимо проследить развитие интересов. Зачатки интересов можно наблюдать на первом году жизни:
дошкольное детство - интерес к бытовым и трудовым операциям. Интересы дошкольника - непосредственны, неустойчивы и определяются конкретной ситуацией.
1 - 2 класс - интерес ко всем видам работы в школе
3 - 4 класс - дифференцируется интерес к работе в школе (любимые - нелюбимые предметы и т.д.) и появляется интерес к коллекционированию.
подростковый возраст - интерес к общественной жизни, приключениям, героическому, спорту.
Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах. И той и другой информации старшеклассникам не хватает. Известный социолог В.Н. Шубкин пишет, что в 17 лет в основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт – сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан.
Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:
Социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);
Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);
Творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);
Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);
Престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);
Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, лёгкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).
Существенные факторы профессионального самоопределения – возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.
Мы считаем, что каждый выбирающий себе профессию должен чётко определить для себя, какие мотивы для него важнее, и в соответствии с этим решить, какая профессия позволит удовлетворить наиболее важные для него потребности.
2.2. Факторы, влияющие на выбор профессии.
Выделяют восемь основных факторов выбора профессии по Е. А. Климову.
1.Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается наша жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о нашей будущей профессии.
2.Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Правильным будет решение, которое соответствует нашим интересам и совпадает с интересами общества, в котором мы живём.
3.Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о нас, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от нас самих.
4.Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются наши представления об этапах освоения профессии.
5.Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учёбе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7.Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые нами сведения о той или иной профессии не оказались искажёнными, неполными, односторонними.
8.Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени.
Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным фактором удовлетворённости профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.
К внешним социальным факторам можно отнести: советы, пожелания окружающих, социальные стереотипы, устоявшиеся представления в обществе, часто имеющие негативное влияние. Сюда можно также отнести престижность, популярность той или иной профессии. Такие профессии, как юрист, экономист, программист, менеджер, часто выбираются молодыми людьми только потому, что они стали престижными в наше время. При этом часто люди, выбирающие такие профессии, не всегда задумываются о содержании самой деятельности, о том, что им придётся делать, смогут ли они выполнить подобную работу.
К внутренним факторам относится так называемый «образ профессии или профессионала» - совокупность представлений и ожиданий, связанных не только с будущей профессией, но и будущим образом жизни, общественная и личная значимость профессии, возможность руководства другими людьми и т. д. Внутренняя же мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на её основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
2. 3. Практическая часть.
Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения
С целью выявления, в какой мере внешние и внутренние факторы влияли на выбор профессии, учащимся было предложено оценить значимость каждого из них по четырёхступенной шкале (табл. 1).
Статистический анализ данных проводился следующим образом: ответы в графах 2 и 3 объединялись в ответ «Повлияло»; ответы в графах 4 и 5 объединялись в ответ «Не повлияло».
Таблица 1. Оценка значимости внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс профессионального самоопределения в 11 классе
Факторы |
Очень повлияло |
Пожалуй, повлияло |
Пожалуй, не повлияло |
Совершенно не |
Советы родителей (родственников) |
4 |
13 |
7 |
6 |
Советы учителей |
1 |
5 |
5 |
19 |
Советы знакомых, друзей |
1 |
9 |
5 |
15 |
Средства массовой информации (фильмы, радиопередачи, книги, статьи в журналах, газетах, и т. д.) |
4 |
15 |
5 |
6 |
Информированность о профессии |
10 |
16 |
2 |
2 |
Наличие способностей, необходимых для освоения профессии |
7 |
18 |
4 |
1 |
Популярность профессии, ее престижность |
8 |
14 |
5 |
3 |
Полученные результаты говорят о том, что на профессиональное самоопределение большинства выпускников 11 класса в первую очередь влияние оказывают факторы, которые можно обозначить как внутренние: информированность, наличие способностей, нужных для освоения профессии и т. п., а во вторую некоторые внешние: средства массовой информации и престижность профессии. В меньшей степени на этих учащихся оказывают влияние факторы, которые можно отнести именно к внешним: советы родственников, учителей, знакомых и т. п.
Это вполне объяснимо, так как личностные особенности старшеклассников позволяют им адекватно оценивать свои возможности и интересы и соразмерно делать выбор.
Для выявления факторов привлекательности профессий, которые выбирают учащиеся, мы использовали методику В. Ядова, её усовершенствованный вариант (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана).
Из предложенных вариантов факторов старшеклассники выбирали только те, которые действительно для них значимы. (Табл. 2)
По каждому из 11 факторов мы подсчитали коэффициент значимости (КЗ).
Коэффициент значимости определяется по следующей формуле:
КЗ =
Где N - количество обследуемых;
– количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А;
– количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б.
Таблица 2. Изучение факторов привлекательности профессии.
А(+) |
А |
Б(-) |
Б |
КЗ |
25 |
1. Важнейшая для общества профессия. |
5 |
1. Мало оценивается важность труда. |
0,67 |
23 |
2. Работа с людьми. |
7 |
2. Не умею работать с людьми. |
0,53 |
20 |
3. Работа требует творческого подхода. |
10 |
3. Нет условий для творчества. |
0,33 |
13 |
4. Работа не вызывает переутомления. |
17 |
4. Работа вызывает переутомление. |
<0 |
27 |
5. Большая зарплата. |
3 |
5. Небольшая зарплата. |
0,80 |
29 |
6. Возможность самосовершенствования. |
1 |
6. Нет условий для самосовершенствования. |
0,93 |
29 |
7. Работа соответствует моим способностям. |
1 |
7. Работа не соответствует моим способностям. |
0,93 |
25 |
8. Работа соответствует моему характеру. |
5 |
8. Работа не соответствует моему характеру. |
0,67 |
13 |
9. Небольшой рабочий день. |
17 |
9. Большой рабочий день. |
<0 |
16 |
10. Отсутствие частого контакта с людьми. |
14 |
10. Излишне частый контакт с людьми. |
0,07 |
27 |
11. Возможность достичь социального признания, уважения. |
3 |
11. Невозможность достичь социального признания, уважения. |
0,80 |
Проведённое исследование показало, что у учащихся 11 класса на первом месте такие факторы, как «Возможность самосовершенствования» и «Работа соответствует моим способностям» (КЗ= 0,93); «Большая зарплата» и «Возможность достичь социального признания» (КЗ= 0,80). Это ещё раз доказывает, что большинство выпускников руководствуются при выборе профессии в большей степени внутренними факторами, а не внешними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Выбор профессии - это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье...
В школе дают ориентировку во многих важных вопросах. Такие дисциплины, как физика, химия, география, ботаника, зоология, вводят нас в мир неживой и живой природы. История и литература - в мир общественных явлений, математика - в мир количественных отношений и пространственных форм, астрономия даже выводит нас за пределы родной планеты. Но есть еще даже неведомый мир, перед которым стоит каждая девушка и каждый юноша, - мир профессий. При этом каждая профессия - это подчас тоже целый мир, интересный и удивительный.
Социальный и научно-технический прогресс в нашей стране ведет к возникновению новых профессий, связанных с управлением сложной техникой,отмиранию тяжелых и вредных для здоровья форм труда. Существует [много] тысяч разных специальностей, большинство которых неизвестно юному читателю. Выбор жизненного пути, профессии, - это задача со многими неизвестными. Как же не ошибиться, правильно решить ее?
Каждая профессия требует особых способностей, а как их в себе определить, найти и развить? Очень важно суметь отличить свои истинные склонности и интересы от так называемых "предрассудков чести". Ведь бывает, что юноша или девушка хотят быть врачом или учителем, прежде всего потому, что это "прилично", а не потому, что им страстно хочется помогать больным или воспитывать подрастающее поколение. Юноша выбрал для себя очень важную и "вечную" профессию - решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" профессия. Бывают "модные" виды занятий, но общество в настоящий период не очень нуждается в притоке новых кадров в эту область. Бывают, наоборот, очень важные и нужные, но не бросающиеся в глаза профессии. Так как же все-таки поступить?..
Профессия требует таланта, но что она даст человеку взамен? Каковы перспективы продвижения? Возможные ступени роста человека как специалиста…? Все эти и многие другие вопросы возникают и должны учитываться при выборе жизненного пути.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, надо разобраться и в своих личных качествах, способностях, и в сложном лабиринте профессий, с их особыми требованиями к человеку, нужно, разобраться, и в том, какие кадры работников будут больше, всего нужны, обществу в обозримом будущем... Дальновидный человек предпочитает выбирать такую профессию, в которой наиболее нуждается общество...
Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения, а также результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов:
отношение к профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения;
большинство учащихся нашей школы выбирают профессию с учетом своих интересов, способностей, интеллекта;
у выпускников школы доминирующими являются внутренние, а не внешние мотивы;
для более осознанного выбора профессии старшеклассников в школе необходимо проводить диагностику склонностей учащихся, личностных качеств, способностей и интересов, межличностных отношений, повышать самооценку.
Литература
1. Бобровская А.Н. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В. Д. Симоненко, Волгоград: Учитель, 2017.
2.Большая психологическая энциклопедия, М., 2007
3. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007.
4.Григорьева М. Р. Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям, Волгоград, 2008.
5.Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие, М., Просвещение, 2007.
6. Козловский О. В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации, Ростов н/Д: Феникс; Донецк, 2006.
7. Кон И. С. Психология ранней юности, М., Просвещение, 1988.
8.Кулагина И. Ю. Возрастная психология, М., 1996.
9.Максимов В. Г. Профессиональная ориентация школьников, Чебоксары, 1988.
10. Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессии, Киев, 1980.
11.Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11кл.), М., 2006.
12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, 2000.
13. Реан А. А. Психология подростка. Учебник, СПб, 2003.
14. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология (Серия «Мастера психологии»), СПб.: Издательство «Янтер», 2000.
15. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс).- М.: Вако, 2006.
16.Фридман Л. М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей, М., 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Профессиональные типы личности по Дж. Холланду.
Реалистический тип.
«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
Исследовательский тип.
Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном – интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.
Социальный тип.
Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремление поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
Конвенциальный тип.
Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкциям, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.
Предприимчивый тип.
Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству. Потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.
Артистический тип.
В отношениях с окружающими опирается на воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Таблица 3. Стимульный материал к опроснику Дж. Холланда
Из двух предложенных вариантов деятельности выберите тот, который вам больше нравится:
1а. Инженер-механик 2а. Социальный работник 3а. Художник по интерьеру 4а. Биохимик 5а. Политический лидер 6а. Портной 7а. Адвокат 8а. Воспитатель детского сада 9а. Вязальщик 10а. Нотариус 11а. Переводчик зарубежной поэзии 12а. Детский врач 13а. Маркетолог 14а. Научный работник музея 15а. Аудитор 16а. Строитель-монтажник 17а. Школьный учитель 18а. Столяр-краснодеревщик 19а. Математик 20а. Директор мебельной фабрики 21а. Настройщик теле- и радиоаппаратуры 22а. Главный зоотехник 23а. Консультант Телефона Доверия 24а. Водитель троллейбуса 25а. Делопроизводитель 26а. Архитектор 27а. Инспектор дорожного движения 28а. Издатель газеты 29а. Биолог 30а. Архивариус 31а. Повар 32а. Банковский служащий 33а. Криминалист 34а. Корректор 35а. Звукооператор 36а. Экскурсовод 37а. Киноактер 38а. Археолог 39а. Закройщик-модельер 40а. Часовой мастер 41а. Менеджер по продажам 42а. Психотерапевт |
1б. Физик-экспериментатор 2б. Управляющий гостиницей 3б. Чертежник-копировщик 4б. Фармацевт 5б. Писатель 6б. Оператор ЭВМ 7б. Историк-правовед 8б. Художник по керамике 9б. Телефонист справочной службы 10б. Менеджер по снабжению 11б. Логик 12б. Специалист по медицинской статистике 13б. Пчеловод 14б. Менеджер по персоналу 15б. Художник-реставратор 16б. Металловед 17б. Следователь 18б. Оператор станков-автоматов 19б. Бухгалтер 20б. Дирижер 21б. Секретарь-референт 22б. Генетик 23б. Парикмахер-модельер 24б. Медсестра 25б. Брокер на бирже 26б. Искусствовед 27б. Счетовод 28б. Электрик 29б. Телеведущий 30б. Художник-рекламист 31б. Официант 32б. Заведующий магазином 33б. Юрисконсульт 34б. Литературовед 35б. Физик-акустик 36б. Дипломат 37б. Кинооператор 38б. Товаровед 39б. Театральный художник 40б. Контролер ОТК 41б. Редактор научного журнала 42б. Драматург |
1а |
1б |
2а |
- |
2б |
3а |
3б |
4а |
- |
4б |
5а |
5б |
6а |
- |
- |
6б |
7а |
- |
- |
7б |
8а |
- |
- |
8б |
9а |
- |
9б |
10а |
10б |
11а |
- |
11б |
12а |
12б |
13а |
- |
13б |
14а |
14б |
15а |
- |
15б |
16а |
16б |
17а |
- |
17б |
18а |
18б |
19а |
- |
19б |
20а |
20б |
21а |
- |
- |
21б |
22а |
- |
- |
22б |
23а |
- |
- |
23б |
24а |
- |
24б |
25а |
25б |
26а |
- |
26б |
27а |
27б |
28а |
- |
28б |
29а |
29б |
30а |
- |
30б |
31а |
- |
31б |
32а |
32б |
- |
- |
33а |
33б |
34а |
- |
34б |
35а |
35б |
36а |
- |
36б |
37а |
37б |
38а |
- |
38б |
39а |
39б |
40а |
- |
|
40б |
41а |
- |
- |
41б |
42а |
- |
- |
42б |
Реалис тический |
Исследова тельский |
Социаль ный |
Конвенци альный |
Предприимчивый |
Артисти ческий |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Таблица 5.
Совместимость выбранных профессий и личностных особенностей
учащихся 10 «А» класса
№ |
Ф. И. ученика |
По Климову Е. А. |
По Холланду Д. |
Выбранная профессия |
1 |
Полина Ш. |
Человек-художественный образ |
Предприимчивый -артистический |
Дизайнер интерьера |
2 |
Элина К. |
Человек-человек |
Предприимчивый |
Кардиолог |
3 |
Дарья Н. |
Человек-художественный образ |
Предприимчивый |
Психолог |
4 |
Никита Г. |
Человек-знак |
Предприимчивый -Конвенциальный |
Программист |
5 |
Анастасия Б. |
Человек-художественный образ |
Предприимчивый |
Переводчик |
6 |
Елизавета Ш. |
Человек-художественный образ |
Социальный |
Журналист |
7 |
Дэлия К. |
Человек-художественный образ |
Предприимчивый |
Юрист |
8 |
Ангелина Л. |
Человек-художественный образ |
Предприимчивый |
Полицейский |
9 |
Ксения Г. |
Человек-художественный образ |
Артистический |
Мультипликатор |
10 |
Валерия Ш. |
Человек-природа |
Исследовательский |
Дерматолог |
11 |
Адалия Х. |
Человек-природа |
Предприимчивый |
Судмедэсперт |
12 |
Анастасия З. |
Человек-художественный образ |
Конвенциальный |
Адвокат |
13 |
Елизавета Ю. |
Человек-художественный образ |
Исследовательский |
Психолог |
14 |
Тимофей И. |
Человек-человек |
Предприимчивый |
Экономист |
15 |
Богдан Ч. |
Человек-знак |
Предприимчивый -Конвенциальный |
Менеджер |
16 |
Георгий П |
Человек-человек |
Социальный |
Юрист |
17 |
Павел М. |
Человек-человек |
Предприимчивый |
Менеджер |
18 |
Галина М. |
Человек-художественный образ |
Предприимчивый |
Архитектор |
19 |
Данила В. |
Человек-знак |
Исследовательский |
IT-специалист |
Таблица 6.
Совместимость выбранных профессий и личностных особенностей
учащихся 10 «Б» класса
№ |
Ф. И. ученика |
По Климову Е. А. |
По Холланду Д. |
Выбранная профессия |
1 |
Дмитрий Д. |
Человек-техника |
Исследовательский |
Программист |
2 |
Никита Р. |
Человек-техника |
Предприимчивый |
Инженер |
3 |
Владислав Ш. |
Человек-техника |
Предприимчивый |
Инженер-механик |
4 |
Дарья С. |
Человек-художественный образ |
Артистический |
Искусство и творчество |
5 |
Никита З. |
Человек-знак |
Исследовательский |
Инженер-механик |
6 |
Ксения Щ. |
Человек-человек |
Предприимчивый |
Инженер |
7 |
Юлианна Р. |
Человек-природа |
Социальный |
Медик |
8 |
Лиана И. |
Человек-человек |
Предприимчивый |
Предприниматель |
9 |
Виктория Т. |
Человек-художественный образ |
Артистический |
Психиатр |
10 |
Виктория К. |
Человек-техника |
Исследовательский |
МЧС |
11 |
Никита А. |
Человек-природа |
Реалистический |
Программист |
12 |
Анастасия Р. |
Человек-природа |
Социальный |
Хирург |
13 |
Мария Р. |
Человек-знак |
Предприимчивый |
Менеджер |
14 |
Денис З. |
Человек-художественный образ |
Конвенциальный |
Искусство и творчество |
15 |
Елизавета Ш. |
Человек-художественный образ |
Социальный |
Социолог |
16 |
Анна Г. |
Человек-человек |
Социальный |
Акушер-гинеколог |
17 |
Максим Р. |
Человек-художественный образ |
Предприимчивый |
Предприниматель |
18 |
Арина И. |
Человек-художественный образ |
Артистический |
Бизнесмен-брокер |
19 |
Диана И. |
Человек-знак |
Предприимчивый |
Бизнесмен-брокер |
Таблица 7.
Совместимость выбранных профессий и личностных особенностей
учащихся 11А класс
№ |
Ф. И. |
По Климову Е. А. |
По Холланду Д. |
Выбран профессия |
1 |
Софья Ш. |
Человек-знак |
Конвенциальный Предприимчивый |
Менеджер |
2 |
Даниил О. |
Человек-знак Человек-техника |
Предприимчивый |
IP-сфера |
3 |
Александр П. |
Человек-человек Человек-Худож.образ |
Предприимчивый |
Звукооператор |
4 |
Лилия М. |
Человек-Худож.образ |
Предприимчивый Реалистический |
Рекламщик/лингвист |
5 |
Ярослав В. |
Человек-техника |
Предприимчивый |
Не определился |
6 |
Михаил Г. |
Человек-техника Человек-Худож.образ |
Предприимчивый Исследовательский |
Программист |
7 |
Никита Т. |
Человек-техника |
Конвенциальный |
Строитель |
8 |
Дмитрий С. |
Человек-техника |
Социальный |
Юрист |
9 |
Алексей А. |
Человек-знак |
Реалистический |
Механик |
10 |
Таня Е. |
Человек-знак |
Конвенциальный |
Учитель математики/научный сотрудник |
11 |
Андрей Б. |
Человек-знак |
Исследовательский |
Энергетик/теплоэнергетик |
12 |
Полина Б. |
Человек-человек |
Предприимчивый |
Военный |
13 |
Ольга К. |
Человек-Худож.образ |
Социальный |
Судья |
14 |
Алина П. |
Человек-природа |
Исследовательский |
Правоохранительные органы |
15 |
Данила В. |
Человек-знак |
Конвенциальный Реалистический Социальный |
Экономическая сфера |
16 |
Арина Л. |
Человек-природа |
Предприимчивый |
Косметолог |
17 |
Владимир А. |
Человек-техника Человек-знак |
Артистический |
Инженер |
18 |
Семён Д . |
Человек-человек Человек-техника |
Предприимчивый |
Нефтехимическая отрасль |
19 |
Илья В. |
Человек-природа |
Предприимчивый |
Сил. структуры |
20 |
Эля Б. |
Человек-человек |
Социальный Предприимчивый |
Бухгалтер |
21 |
Настя П. |
Человек-Худож.образ |
Артистический |
Журналист |
22 |
Дарина С. |
Человек-Худож.образ Человек-человек |
Исследовательский |
Врач |
23 |
Елизавета Р. |
Человек-Худож.образ |
Социальный Конвенциальный |
Лингвист/филолог |
24 |
Настя П. |
Человек-Худож.образ |
Предприимчивый |
Дизайнер |
№ |
Ф. И. |
По Климову Е. А. |
По Холланду Д. |
Выбран профессия |
1 |
Анастасия Н |
Человек-Худож.образ |
Предприимчивый |
Иностранные языки |
2 |
Даниил В |
Человек-природа Человек-Худож.образ |
Артистический |
Переводчик (лингвист) |
3 |
Анастасия Г |
Человек-знак |
Исследовательский |
Инженер |
4 |
Ярослава М |
Человек-человек Человек-Худож.образ |
Социальный |
Журналистика |
5 |
Екатерина З |
Человек-Худож.образ |
Социальный |
Дизайнер |
6 |
Милана Ч |
Человек-Худож.образ |
Предприимчивый |
Нотариус |
7 |
Дарья Б |
Человек-природа |
Исследовательский |
Ветеринар |
8 |
Анастасия Р |
Человек-Худож.образ |
Артистический |
Не определилась |
9 |
Надежда М |
Человек-природа |
Конвенциальный |
Фармацевт |
10 |
Алёна П |
Человек-Худож.образ |
Артистический |
Технология ресторанного дела |
11 |
Михаил М |
Человек-знак Человек-техника |
Предприимчивый |
Не определился |
12 |
Виолетта П |
Человек-человек Человек-Худож.образ |
Предприимчивый |
Менеджер |
13 |
Софья О |
Человек-человек Человек-Худож.образ |
Предприимчивый |
Менеджер |
14 |
Данил З |
Человек-знак Человек-техника |
Исследовательский |
Программист |
15 |
Алексей И |
Человек-знак |
Конвенциальный |
Бизне-информатика |
Таблица 8.
Совместимость выбранных профессий и личностных особенностей
учащихся 11Б класс
Приложение 4.
Оценка профессионального типа личности (по Дж. Холланду)
10 класс
11 класс
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Стимульный материал к опроснику ДДО (Е. А. Климова)
А |
В |
1. Ухаживать за животными |
1. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2.Помогать больным людям |
2.Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ |
3. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, конвертов грампластинок |
3. Следить за состоянием и развитием растений. |
4.Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) |
4. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5.Обсуждать научно-популярные книги, статьи |
5. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6.Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) |
6. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7.Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты. |
7. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором) |
8.Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
8. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище) |
9. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10.Лечить животных |
10. Выполнять вычисления, расчеты. |
11.Выводить новые сорта растений |
11. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12.Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять |
12. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13.Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности |
13. Наблюдать, изучать жизнь микробов. |
14.Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты |
14. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. |
15. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
16. Делать лабораторные анализы в больнице |
16. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17.Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий |
17. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18.Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
18. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19.Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания |
19. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20.Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада |
20. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.) |
Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, чтобы вы предпочли?
Лист обработки ответов ДДО
Человек - природа |
Человек - техника |
Человек - человек |
Человек - знак |
Человек- Художественный образ |
1а |
1б |
2а |
2б |
3а |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
- |
6б |
- |
7а |
- |
7б |
8а |
- |
8б |
- |
9а |
- |
9б |
- |
10а |
- |
- |
10б |
- |
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
- |
16б |
- |
17а |
- |
17б |
18а |
- |
18б |
- |
19а |
- |
19б |
- |
20а |
- |
- |
20б |
- |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Типыпрофессий, которые выбрали учащиеся 10,11 классов (по Е. А. Климову).
10 класс
11 класс
Аннотация
Работа выполнена ученицами 10 «А» класса Лузиной Ангелиной и Мещерягиной Галиной на тему «Профессиональное самоопределение старшеклассников». Проблеме профессионального самоопределения посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Цель данного исследования – изучить проявления особенностей в профессиональном самоопределении старшеклассников и мотивы выбора профессии. Мы определили задачи работы: провести анализ литературы по проблеме выбора профессии в подростковом возрасте; рассмотреть профессиональное самоопределение как процесс; выявить факторы, влияющие на выбор профессии; определить соответствие выбранной профессии и личностных качеств учащихся.
Чётко составлен план работы, помогающий последовательно и логично исследовать проблему выбора профессии старшеклассниками. Продуманы методы исследования: опрос, анкетирование, тестирование. В ходе исследования ученицы использовали опросники Е. А. Климова, Дж. Холланда, методику В. Ядова. Результаты исследования оформлены в виде диаграмм и статистического анализа.
Ученицы, обладая высокими коммуникативными, организаторскими способностями, умело входили в контакт со старшеклассниками для проведения анкетирования, сбора информации.
В ходе проведенного теоретического и практического исследования была выявлена актуальность темы в современной жизни. Были сделаны выводы: каждый человек должен выбирать себе профессию с учётом своих интересов; мотивы выбора профессии являются важными факторами, обусловливающие успешность профессионального обучения; у большинства выпускников доминирующими являются внутренние мотивы выбора профессии.
Проведенное исследование и полученные в ходе эксперимента результаты дают основание полагать, что задачи, поставленные в исследовании, решены; цель исследования достигнута. По итогам исследования девочки предоставят всем участникам эксперимента обработанные результаты диагностики, с помощью которых ребята могут скорректировать профессиональные планы и сделать окончательный выбор.
В ходе работы над темой девочки приобрели опыт сбора и обработки информации, умения: делать анализ информации, предоставлять графическую модель информации, коммуницировать с аудиторией, проявили себя ответственно и организованно.
Руководитель работы:
Ступаренко Светлана Валерьевна
34