Введение
Тема моей работы «Управление временем». Я занимаюсь ей уже третий год.
Высказыванием «Делу время, потехе час» завершилась она в прошлом году. В прошлые годы я исследовала управление временем с точки зрения управления своими делами. Составила список дел, сделала расписание, всем делам нашлось место. Но! Через какое-то время я заметила, что у меня не осталось свободного времени.
Должно ли быть у ребенка свободное время? Что такое свободное время? И чему оно посвящается?
Гипотеза: свободное время ребенку необходимо.
Цель исследования:
узнать нужно ли ребенку свободное время
организовать себе свободное время
Задачи:
Что такое свободное время?
Зачем ребенку свободное время?
Нужно ли организовывать свободное время?
Методы исследования: изучение информационных источников, анализ, синтез.
В качестве основного источника литературы использовались интернет-статьи по теме исследования.
Всем известна китайская пословица «Кто не умеет отдыхать, тот не может и хорошо работать». Так как жизнь человека это процесс труда и созидания моя тема очень актуальна. «Труд делает из обезьяны Человека»!
Понятие свободного времени
Свободное время (досуг) — время, свободное от работы и других обязательных занятий и дел, используемое полностью по своему усмотрению.
Сейчас многие родители считают, что дети «должны быть постоянно чем-то заняты». Очень популярно мнение, что ребенку не нужно свободное время. «С пеленок» стоит посещать кружки, секции, музыкальную или художественную школу, изучать языки. И тогда у мальчика или девочки не останется времени на « глупости». Считается, что такой ребенок не свяжется с плохой компанией, у него не будет компьютерной, или какой-то другой зависимости. Просто потому, что некогда, надо заниматься, участвовать в конкурсах, побеждать в соревнованиях. Он будет гармонично развит и успешен в будущем. Спортивная секция — для физического, художественная школа — для эстетического воспитания, музыкальная школа и изучение иностранного языка – для развития интеллекта. Хорошо, если интересы и склонности самого ребенка учитываются, а бывает, что и нет! После нахождения места для всех занятий, выясняется, что на досуг времени уже не остается.
С этой проблемой я и столкнулась.
Так должно ли быть свободное время у ребенка, чему его посвящать и кто это решает?
Историческая справка.
«Свободное время — это время для наслаждений, развития духовной сферы, время свободного творчества. Вместе с трудом оно образует единый жизненный путь человека, наполняет его смыслом и перспективой, это величайшее благо и распорядиться им надо с умом, пользой и удовольствием» Томас Мор (английский философ и государственный деятель).
Слово Leisure (англ. свободное время) происходит от латинского licere, что означает «быть свободным», этот термин впервые появился в начале XIV века во время индустриальной революции, когда рабочие на фабриках должны были работать по 18 часов в сутки, отдыхая только по воскресеньям. Хотя к 1870 году более современные технологии и профсоюз привели к уменьшению рабочих часов и разрешению на два официальных выходных — субботу и воскресенье.
Доступный и надёжный транспорт позволил рабочим путешествовать во время их выходных. Первый отпуск к морю был взят в 1870 году, новинка быстро распространилась в Европе и Северной Америке.
Индивидуальные типы использования свободного времени
1. Творческий тип — главным свойством типа является выбор занятия такой деятельностью, которая направлена как на создание, так и на копирование предмета, для самоутверждения в том или ином творческом акте.
2. Культурно-потребительский тип — повышение духовной культуры, посещение музеев, библиотек и другие.
3. Рекреативный тип — виды развлекательного отдыха, такие как рыбалка, туризм, танцы и иные.
Свободное время – свобода самовыражения!
Средний школьный возраст (10-15 лет) – переход от детства к юности, период «полуребенка-полувзрослого». В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание.
Высокий уровень развития самосознания школьника среднего возраста, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Настоящее мастерство воспитания подростка - дать ему самому возможность подумать, как воспитывать себя, как стать лучше, как бороться за самого себя, преодолевая трудности, переживая радость победы.
Свободное время необходимо ребенку для игры и для творчества.
Время отдохнуть, помечтать, послоняться, поскучать…. Если ребенку скучно, то взрослым не нужно спешить его чем-то развлечь. Пусть он найдет себе занятие самостоятельно. Ребенку необходимо научиться распоряжаться своим свободным временем.
Свободное время может влиять на ребенка хорошо и плохо. Когда свободного времени мало, ребенок, в основном, занят пассивным отдыхом, так как у него нет времени на фантазирование во что ему играть, как занять себя. Он занимается тем, что не требует особенных умственных и физических усилий. При достатке свободного времени он успевает заниматься и активной и пассивной деятельностью. Если он не будет заниматься активными делами, то у него не будет опыта работы с пространством и своим телом вне секций и кружков.
Недостаток пассивного отдыха (чтения книг, просмотра телевизора, игр с конструктором) тоже негативно отражается на развитии личности. С помощью книг у ребенка развивается словарный запас. В телевизоре тоже есть польза – в мультипликационной форме можно увидеть как решаются некоторые проблемы и жизненные задачи. Но с просмотром телевизора не стоит переусердствовать. Игры в конструктор дают пространственное мышление и расширение фантазии у ребенка.
Если у ребенка слишком много свободного времени, то, скорее всего, он будет скучать половину этого времени, так как он не знает так много способов его проведения. Избыток свободного времени может мешать в учебе и развитии, потому что ребенок не уделяет им достаточно внимания. В недостатке или избытке свободного времени у ребенка могут быть виноваты взрослые потому, что слишком занятых детей на лишние кружки и секции отправляют именно родители, тем самым не давая ребенку свободное время. В избытке свободного времени тоже не обойдется без ответственности родителей. Бывают родители, которых не интересует успеваемость и развитость своего ребенка. Дети с избытком свободного времени часто заняты разными глупостями.
Свободному времени быть!
Как было сказано ранее, свободное время необходимо для игры и творчества. У меня, после школы, выполнения домашнего задания и посещения кружков его практически не стало (Приложение 1 и 2). Мне некогда стало играть в куклы, читать не то что задали, а то, что я хочу, смотреть фильмы, мультики, слушать аудиосказки….
Мама сказала, что надо его просто высвободить.
Для этого сначала я определила его желаемое количество. Решила, что в день 1,5-2 часа достаточно (домашнее свободное время).
Стала думать, что можно убрать из обязательного списка дел. Имея расписание это очень легко и удобно сделать, так как видно какое время и чем занято.
Решила убрать театральный кружок и художественную школу. Итоговое расписание представлено в Приложении 3.
Так стало лучше. Мне уже не нужно постоянно куда-то идти или ехать, что-то делать. Я могу побыть дома, поиграть с куклами – устраиваю свой театр, домашний. Рисовать продолжаю, только дома, когда мне хочется. Стала дольше гулять и раньше ложиться спать.
Список того чем я занимаю свободное время:
играю в куклы, телефон, конструктор, рисую, читаю, слушаю музыку и прочее.
Свободное время у меня начинается с 20.00. Потому, что, согласнобиологических ритмов человеческого организма, повышенная работоспособность отмечается в период с 11 утра до 13 часов дня, второй период повышенной работоспособности, хотя он и менее интенсивен и продолжителен, отмечается в период с 16 до 18 часов вечера.
Один письменный урок вечером я все же делаю, а далее уже свободный досуг.
Крайне редко мне бывает скучно: когда болею или жду чего-то.
Я могу наполнять свое свободное время и поняла как это делается.
После этого мне стало интересно, как обстоят дела со свободным временем у моих одноклассников.
Для этого я разработала анкету и провела с помощью классного руководителя опрос. Анкета представлена в Приложении 4.
В анкетировании приняло участие 27 человек. Результаты представлены ниже в диаграммах.
Анализируя диаграммы видно, что у большинства учеников моего класса свободное время есть. Только 2 человека ответили в анкете, что его не имеют. Причем много свободного времени – как минимум 2 часа есть в распоряжении у 77% класса (21 человек). Увеличить продолжительность досуга хотят 14 человек. Остальным 13 времени достаточно.
Среди тех, кто указал, что имеют 2 часа свободного времени желающих его увеличить насчитала 6 человек, 3-им оставшимся этого времени достаточно. Дополнительное время эта категория посвятила бы:
2человека - отдыху (непонятно все же чем они бы занялись)
1чел – для выполнения работы по дому
1чел – общению с друзьями
2чел - прогулкам на свежем воздухе.
Среди второй большой категории учеников, у которых более 3 часов свободного времени пожелания распределились следующим образом: 5 человек хотели бы, чтобы его стало еще больше, причем посвятили бы они его компьютерным играм, которым уже уделяют часть своего времени досуга. 2-м оставшимся времени достаточно.
2 человека, у которых 3 часа свободного времени, один желает, чтобы времени стало больше, и посвятил бы его выполнению домашнего задания. Второму времени достаточно
У 4 человек, у которых 1 час свободного времени, желающих увеличить его только 1 – на игры в гаджеты. Остальным троим достаточно 1 часа. Но что примечательно, что среди них 2-им трудно найти себе занятие в свободное время.
И категория у кого нет свободного времени – 4человека: 1 человек желает, чтобы оно появилось, и провел бы его в кругу семьи. Остальные не желают иметь время на свободный досуг, хоть и утверждают, что легко могут это свободное время занять. Но откуда это они знают, если его у них вообще нет.
И практически единогласно ученики моего класса утверждают, что интересно проведенное свободное время – это результат их деятельности, что они сами решают чему его посвящать и не бегают к родителям с фразой «Мне скучно! Что мне делать?». Только один человек у нас в классе страдает в свободное время от скуки, хотя сложность с выбором занятия обозначили 8человек.
Режим дня
Таким образом, в этом году, в рамках продолжения исследования темы управление временем, я дошла до такого понятия как режим дня. Режим дня - это наиболее рациональное распределения времени суток, на периоды работы, сна и отдыха.
Как организовать период работы я исследовала в прошлые годы. В этом году поняла важность свободного времени и что его наличие тоже надо организовывать.
Режим – слово французское и в переводе означает «управление». Строится режим на основе биологических ритмов человеческого организма. В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью. В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое. От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час.
Выводы
Таким образом, в этом году, в рамках продолжения исследования темы управление временем, я дошла до такого понятия как режим дня. Режим дня - это наиболее рациональное распределения времени суток, на периоды работы, сна и отдыха.
В прошлые годы я исследовала организацию рабочего периода, училась жить без опозданий и распределять жесткие дела, то есть составлять расписание, чтобы время хватало на то, чем я хочу заниматься в своей жизни.
В этом году поняла важность наличия отдыха, свободного времени, досуга и училась находить его, разбиралась должно ли быть свободное время и чему его посвящать. Исследовала как обстоят дела с наличием, распределением и организацией свободного времени у моих одноклассников.
Итак, моя гипотеза, что свободное время необходимо подтверждена.
Поставленные задачи в ходе работы выполнены.
«Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремиться время использовать» А. Шопенгауэр.
Список литературы
https://kitaphana.kz/ru/refrus/169-pedagogika/2377-vozrastnaya-pedagogika.html
Алексей и Мария Афанасьевы. Тайм-менеджмент для детей. Мечтай и действуй!
http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-vremya
https://www.maam.ru/detskijsad/znachenie-igry-v-zhizni-rebenka-831664.html
Расписание 3 класс Приложение 1
Расписание 2 класс Приложение 2
Расписание 4 класс Приложение 3
Анкета Приложение 4
Есть ли у Вас свободное время?
Да
Нет
Сколько у Вас свободного времени в день (домашнее свободное время)?
2.1) нет свободного времени
2.2) 1 час
2.3) 2 часа
2.4) 3часа
2.5) более 3 часов
Что Вы любите делать в свободное время?
Общение (живое/гаджеты)
Просмотр ТВ
Читаю
Играю (настольные игры, конструктор, ролевые с куклами и др персонажами)
Играю (компьютер/телефон), укажите игру_____________________
Рисую
Страдаю, так как не знаю чем заняться
Другое____________________________________________________
Нужно ли Вам больше свободного времени?
Да
Нет
Если «Да», то для чего?
_____________________________________________________________
Легко ли Вам найти занятие в свободное время?
Да
Нет
Согласны ли Вы с утверждением «Интересно проведенное свободное время – это результат моего выбора» (не родители развлекают и говорят, что делать)
Да
Нет
14