Подготовка старшеклассников к семейной жизни

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Подготовка старшеклассников к семейной жизни

Чикунова А.О. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Панькова Е.А. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Подготовка молодежи к семейной жизни является одной из важнейших проблем современности, поскольку ее обострение обусловлено кризисным состоянием общества, социальной и политической нестабильностью, неопределенностью относительно будущего. Эти факторы приводят к пересмотру планов молодежи по заключению брака, к возникновению новых социально - психологических установок относительно функций семьи и ролей женщины и мужчины в ней.

Основные проблемы будущей семьи можно разделить на три основные группы: 1) супружеские конфликты; 2) проблемы детско-родительских отношений; 3) неумение рационально наладить семейную экономику. Большинство данных проблем связаны с низкой психолого-педагогической и экономической грамотностью членов семьи (супругов, родителей), низким уровнем развития навыков социально-психологической коммуникации. Помощь семье в решении данных проблем должна основываться на методах выявления проблемы (психологическая диагностика) и обучения членов семьи навыкам грамотного психологического взаимодействия по решению данной проблемы (тренинг, обучающие семинары, индивидуальное консультирование).

Объект исследования: воспитательный процесс в образовательной организации.

Предмет исследования: содержаниесоциально-педагогической деятельности по подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Цель исследования: проанализировать опыт организации социально-педагогической деятельности по подготовке старшеклассников к семейной жизни в условиях школы и определить её перспективные направления.

Гипотеза исследования состоит в том, что программа подготовки старшеклассников к семейной жизни должна опираться на целостный и интегративный подход, всесторонне учитывая изменении ментальности молодежи в брачно-семейной сфере и в репродуктивных установках.

В соответствие с целью, сформулируем основные задачи работы:

- рассмотреть сущность понятия «подготовка к семейной жизни»;

- выявить социально-психологические особенности старшеклассников;

- проанализировать основные формы и методики работы со старшеклассниками в процессе их подготовки к самостоятельной семейной жизни;

- выявить направления социально-педагогической деятельности по подготовке старшеклассников к семейной жизнина примере МБОУ гимназии "Пущино";

- осуществить разработку факультативного курса «Семьеведение».

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

1.1. Сущность понятия «подготовка к семейной жизни»

Решение задач укрепления позиций России, российского образования, повышение качества жизни россиян, демографического благополучия возможно только при эффективном задействовании потенциала развития, носителем которого является молодежь.

Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним молодым жителям страны целый ряд требований. Среди которых важное место занимает высокий профессионализм, активная жизненная позиция, творчество, «гибкость» семейного положения (если оно имеет место быть), а именно, умение совмещать карьеру и семью. Молодежь является основным трудовым ресурсом страны, и ее трудовая деятельность в большей степени, чем «родительская», станет источником социально-экономического развития государства.

В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, возникают вопросы: Какова судьба института семьи в данных условиях?

Следует отметить, что в современной России наблюдается трансформация института семьи и брака. В этой связи будет целесообразным проанализировать взгляды П. Сорокина на кризис современной семьи. Семья, как и все общественные установления, на про­тяжении своей истории испытала ряд изменений. Ее раз­витие не останавливается и на современном этапе.

Изучение ряда явлений показывает, что в настоящее время семья, как социально-правовая органи­зация определенного вида, переживает острый перелом; старые и, отчасти, современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, со­временная семья изменяется и переходит в наши дни к новой, грядущей семье.

Основными направлениями сегодня яв­ляются:

пропаганда семейных ценностей среди молодежи; фор­мирование основ педагогической культуры у молодых ро­дителей; обеспечение преемственности поколений в се­мье;

подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей, к созданию благополучной семьи.

В современных условиях, можно говорить об изменении ментальности молодежи в брачно-семейной сфере. Молодые люди стараются в начале подняться по профессионально-карьерной лестнице, обустроиться, а уже потом создать семью.

Основной задачей школы на современном этапе должна быть разработка четко сформулированной программы, направленной на разъяснение учащимся старших классов семейных ценностей.

1.2. Социально-психологические особенности старшеклассников

В период ранней юности ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Юность - период стабилизации личности. В связи с осложнением самосознания усложняется отношение к себе и к другим; обостряется потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы; появляются взрослые роли и обязанности: старшеклассники получают паспорт, несут ответственность за правонарушения, с 17 лет имеют право вступить в брак. Старшеклассники определяются с гражданской позицией, обусловленной появлением новой социальной ситуации "Я и общество"1.

Общение с ровесниками чрезвычайно важно в этот период. Оно выполняет другие функции, чем общение со взрослым. Общение с ровесниками происходит на уровне исповеди. Оно носит интимно-личностный характер. Взаимоотношения делятся на дружеские и товарищеские. Юношеская дружба выполняет функцию психотерапии, поддержки, самоуважения. В этот период возрастает избирательность, соответственно, уменьшается количество друзей. В основе стремления к дружбе лежит потребность в самораскрытии, понимании другого и себя другим. Содержанием такого общения есть реальная жизнь: проблемы совместной учебной деятельности, общественная работа, совместный досуг, развлечения, спорт.

Для ранней юности характерна идеализация друзей и самой дружбы. Юношеская дружба не только склонна к исповеди, но и очень эмоциональна. Часто даже те, кто имеют друзей, переживают одиночество из-за неспособности выразить в общении полноту чувств.

Возникновение чувство влюбленности связано с половым созреванием, желанием иметь очень близкого друга, потребностью в сильной персональной эмоциональной привязанности. Влюбленность, первое свидание часто становятся ответом на внутреннюю потребность любить, быть взрослым. Юношеская мечта о любви выражает стремление к эмоциональному контакту, пониманию, душевной близости.

Поэтому подготовка старшеклассников к браку и семейной жизни - одна из основных задач школы. Старшеклассники должны знать и осознавать социальную сущность семьи и ее последствия для личной жизни, усвоить определенную сумму знаний по психологии, социологии семьи и брака, физиологии. Школа должна формировать адекватные брачно-семейные представления, способствовать воспитанию и самовоспитанию необходимых для жизни в браке качеств.

1.3. Основные формы и методики работы со старшеклассниками в процессе их подготовки к самостоятельной семейной жизни

Социально-экономические преобразования, которые происходят в российском обществе, актуализируют проблему формирования у молодого поколения готовности к созданию в новых условиях семьи. Это обуславливается рядом объективных и субъективных факторов, неоднозначно влияют на готовность молодежи к созданию семьи, становлению личности. Среди объективных факторов следует назвать: омоложение браков, недостаточную экономическую и социальную защищенность супругов, общее ослабление моральных норм в обществе, распространение нетрадиционных форм брака. К субъективным факторам, которые затрудняют процесс формирования у молодежи готовности к семейной жизни относятся: раннее физиологическое созревание девушек и юношей, которое сочетается с психологической и духовно-нравственной безответственностью отношений, нежелание иметь детей или откладывание этого акта на неопределенное будущее.

Подготовка молодежи к браку и семье является многогранным процессом, который охватывает несколько аспектов: психо-социальный, нравственный, психологический, правовой, хозяйственно экономический, эстетический, интимный. Все они тесно связаны между собой, дополняют друг друга и имеют цель - формирование хорошего семьянина.

Общесоциальная подготовка учащихся старших классов к семейной жизни предусматривает завершение образования, получения профессии, начало самостоятельной трудовой деятельности.

Моральная подготовка к семейной жизни предполагает формирование готовности строить семью, серьезное представление о браке, чувство ответственности, доброты, отзывчивости, долга, терпения, заботливости и т.п., а также ознакомление с правилами супружеской этики, культурой и этикой поведения в семье и тому подобное.

Правовая подготовка к семейной жизни имеет целью ознакомление молодых людей с основными положениями семейного права: моногамия (единобрачие), достижение брачного возраста; предотвращение кровосмешения (невозможен брак между родственниками по прямой линии, а также между теми, кто усыновлял и теми, кого усыновили), психическое здоровье партнеров (дееспособность), обоюдное согласие партнеров, (добровольность) равноправие независимо от происхождения, социального и имущественного положения, национальности и тому подобное.

В процессе подготовки к семейной жизни молодежь усваивает права и обязанности супругов, личные правоотношения, имущественные отношения, правоотношения между родителями и детьми. Молодежь знакомится также с содержанием государственных актов о лишении материнских и отцовских прав, усыновления, правовыми основами и последствиями развода, брачным контрактом.

Хозяйственно-экономическая подготовка к семейной жизни предусматривает формирование умений и навыков экономического и хозяйственного характера, необходимых в домашнем быту: ведение домашнего хозяйства, равномерное распределение обязанностей между членами семьи, преодоление ложных установок по разделу домашней работы на женскую и мужскую, планирование и соблюдение семейного бюджета и тому подобное.

Эстетическая подготовка молодежи к семейной жизни ориентирована на формирование представлений об эстетической культуре семьи, знакомство с эстетикой межполовых отношений, основами этикета во взаимоотношениях мужчины и женщины; формирование уважения к семейным традициям, желание их приумножать, умение организовывать семейные праздники. В этом процессе формируются правильные представления об эстетике быта, появляется желание вносить прекрасное в свой быт, развивается хороший вкус (умение одеваться, пользоваться украшениями, косметикой).

Психологическая подготовка к семейной жизни направлена на формирование способности понимать другого человека, поддерживать его. А это предполагает воспитание в себе таких качеств, как: эмпатия (способность сопереживать), эмоциональная гибкость, понимание потребностей партнера, умение приспособиться к его привычкам, особенностям характера. Важным также является умение создавать спокойный морально-психологический климат в семье, готовность поддерживать обстановку радости, бодрости и оптимизма, способность регулировать сложные конфликтные ситуации.

Интимно-сексуальная подготовка заключается в формировании у молодежи определенного уровня сексуальной культуры. Важным ее элементом является эмоциональное богатство личности, умение придавать своему чувству множество различных оттенков, способность к переживанию наслаждений, изобретение средств выражения чувства любви.

Подготовка молодежи к выполнению материнских и отцовских функций предполагает освоение ею репродуктивной функции семьи. Это осознание роли детей в семейной жизни, их влияние на семейную жизнь: дети обогащают межличностные отношения, расширяют сферу интересов и потребностей семьи, дают родителям эмоциональный заряд своим появлением на свет, а затем своими успехами, удовлетворяющими чувство материнства и отцовства, поднимают престиж семьи как микросреды общества.

Большие возможности для подготовки школьников к семейной жизни заложены в учебных программах по различным предметам. Уже в младших классах на уроках родного языка, чтения, природоведения дети знакомятся с такими важными вопросами, как семья, права и обязанности ее членов, взаимопомощь, семейные традиции; материнство и отцовство; половые различия в природе и обществе; распределение обязанностей во время выполнения определенной работы; мужские и женские профессии. В средних и старших классах изучение учебных предметов дает широкие возможности для углубления и расширения знаний учащихся в этом направлении. Так, на уроках литературы раскрывается нравственная красота русского народа, его представление о счастье, под которым понимают не только любовь и семейное благополучие, но и правильный выбор места в жизни, стремление к лучшему будущему, сочетание личного и общественного. На уроках истории учащиеся знакомятся с развитием брачно-семейных отношений, историей моногамного брака, с семьей как социальным явлением. На уроках правоведения - с содержанием основных положений законодательства о семье, браке, государственной защите семьи и детства.

Особая роль принадлежит урокам биологии, на которых школьники получают представление о размножении и развитии живых организмов; половое и бесполое размножение; органы размножения; детородную функцию человека; влияние никотина, алкоголя и наркотиков на наследственность; наследственные заболевания; эмбриональное развитие, гигиену беременности; возрастную периодизацию развития ребенка; половое созревание и отклонения в половом развитии; ранние половые контакты и их вредные последствия; половую гигиену и др.

Уроки физкультуры не только способствуют формированию физических качеств личности, но и необходимых в семейной жизни моральных качеств: честных, искренних отношений между лицами разного пола. Кроме того, занятия физкультурой ослабляют преждевременное половое влечение, переключают гормональную активность полового созревания на другую деятельность, улучшает физическое и умственное развитие школьников.

Таким образом, учащимся старших классов, которые готовятся «связать себя узами брака», нужно научиться выявлять, ставить и ответственно решать совместно с другими членами семьи семейные проблемы так, чтобы морально-этический смысл принятых решений реализовался адаптивными способами.

ГЛАВА II. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

2.1. Направления социально-педагогической деятельности по подготовке старшеклассников к семейной жизни на примере МБОУ гимназия "Пущино"

Рассмотрим существующие направления социально-педагогической деятельности по подготовке старшеклассников к семейной жизни на примере МБОУ гимназия "Пущино".

Сегодня в данной образовательной организации отсутствует целенаправленный курс подготовки старшеклассников к семейной жизни. Данные задачи отчасти решаются в рамках следующих направлений педагогической работы:

1. Проведение соответствующих тематических уроков в рамках курса биологии (рассматриваются проблемы сексуальной жизни, физиологии и гигиены интимных отношений).

2. В рамках курса обществознания довольно подробно рассматривается тема «Семья и брак». Здесь затрагиваются социальные, социально-психологические, экономические основы семейных отношений. Используются методы обсуждения, «круглых столов», дискуссий и т.д.

3. Психологическая служба гимназии периодически инициирует беседы с учащимися старших классов по проблемам семейной жизни, организовываем периодические семинары-тренинги.

Т.е. работа не имеет систематического характера.

В целях определения перспектив дальнейшей работы, было проведено исследование «Семья и брак глазами старшеклассников» среди учащихся 11 классов.

Целью исследования является раскрытие социально-психологических особенностей подготовки старшеклассников к семейной жизни, представлений молодежи о брачно-семейные отношения.

Цель анкеты «Семья и брак глазами старшеклассников» (приложение 1) - выделить важнейшие аспекты психологической готовности школьников к семейной жизни. Все показатели можно оценивать и качественно, и количественно. Это позволяет определить рейтинг основных факторов осведомленности школьников о таких категориях, как пол, брак и семья.

Результаты экспериментального исследования позволяют установить такие тенденции.

Ценности семьи, воспитания детей занимают высокие места (3-е и 4-е) в иерархии общих жизненных ценностей обследованной учащейся молодежи. Оказалось, что приоритетная ценность школьников - это общение с любимым человеком, друзьями (1-е и 2-е места), что весьма закономерно для этой возрастной категории. Причем такая ценность имеет одинаково высокий ранг как у девушек, так и у юношей. Для 96% девушек и 90% юношей общение с друзьями и любимым человеком «очень» и «достаточно важное».

Жизненные ценности в сознании молодежи (ранги):

Общение с друзьями.

Общение с любимым человеком.

Воспитание детей.

Создание семьи, семейная жизнь.

Интересная работа.

Материальное благосостояние.

Комфортное жилье.

Досуг.

Признание родных, коллег, друзей.

Занятия физкультурой, спортом.

Высшее образование.

Общественная работа.

Рисунок 1. Ранжирование жизненных ценностей

Следует заметить, что семья и воспитание детей для исследуемых важнее, чем профессиональный успех, комфорт и материальное благополучие.

Привычными в обществе показателями социальной готовности к созданию семьи молодежь считает: завершение образования, получения профессии, начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим неразрывно связана социально-экономическая готовность к браку, сущность которой заключается в возможности молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью. Социальная готовность к браку включает осознание молодежью того, что они берут на себя ответственность друг за друга, за семью, за детей.

Ориентированными на создание семьи оказались 75,8% всех опрошенных юношей и 76% девушек. Так, девушка 16 лет пишет: «В жизни хочу достичь наилучшего, быть счастливой. Хочу иметь хорошую, мирную семью, не слишком идеальную - потому что, обычно, таких не бывает». Естественно и то, что 18,7% юношей и 15% девушек еще не задумывались об этом. Было установлено, что в исследуемой категории школьников доминировали другие приоритеты: обучение, будущая профессия, «пожить для себя».

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос о ближайших жизненных планах (в %)

Следующий вопрос, который интересовал в начале экспериментальной работы: «Какие условия необходимы для счастливой супружеской жизни?». Старшеклассники назвали 13: взаимная любовь, чувство долга в отношении партнера и детей, взаимопонимание между супругами, материальное благосостояние, отдельная квартира, дети, интересный досуг в семье, интересная работа, хорошие друзья, бесконфликтное общение, равномерное распределение домашней работы, свобода действий, автономия.

Юноши определили для себя главными (в порядке убывания): материальное благополучие, квартиру, понимание, интересную работу, детей. У девушек иерархия ценностей несколько отличается: понимание, дети, взаимная любовь, чувство долга, материальное благосостояние.

Целью дальнейшего анализа стало определение отношения старшеклассников к институту брака и семьи, тенденцию к изменению этих представлений.

Что же, по мнению старшеклассников, может дать человеку семья, какие «индивидуальные функции семьи» важнейшие?

Для молодежи главной функцией брака является эмоциональная - удовлетворение потребности в личном счастье, любви, а также психологическую защиту, эмоциональная поддержка. Оба пола считают эту функцию важной.

На второе место молодежь ставит хозяйственно-бытовую и репродуктивную.

Нет ничего утешительного в том, что в семейной жизни подростки делают акцент на хозяйственно-бытовой сфере. Это, безусловно, вредит нормальному выполнению других, не менее, а возможно, и более важных функций семьи - воспитательной или развития личности, самовыражения.

В ходе экспериментальной работы особое внимание нужно обратить на такие важные проблемы семейной жизни как психологическая совместимость, психологический климат семьи. психологические особенности семейного общения.

Отвечая на вопрос «какие мотивы вступления в брак сейчас самые распространенные среди молодежи?», Старшеклассники оценивают мотивы брачного поведения своих знакомых и близких. Результаты опроса представлены на рис 3.

Рисунок 3. Мотивы для заключения брака, в %

Полученные данные свидетельствуют о любви как основном мотиве вступления в брак. Особую тревогу вызывает не увеличение значимости мотива материальной обеспеченности, поскольку это определяют объективные условия существования людей, а другая мотивация - «возраст заставляет» (5,7%). Случайный выбор партнера чаще всего является причиной разводов и обусловлен только факторами внешнего давления. Старшеклассники явно недооценивают такой важный фактор успешности брака как «общность интересов и взглядов» (14,7%) - сходство мировоззрений, идеалов, жизненных ориентаций, планов. Причем, чем выше уровень совпадения норм, ценностей и установок, тем счастливее супружескую жизнь. Причиной многих конфликтов в семье является несоответствие реальности ролевых ожиданий партнеров. Различное понимание ролей «хороших» жены или мужа приводит к потере понимания, без которого невозможна слаженность действий в семье. Психологи установили, что прочность супружеской единства зависит от количества совместных (тождественных или взаимодополняющих) качеств мужа и жены. Какие же модели «хорошей жены или мужа» в сознании молодежи? Совпадают представления юношей и девушек в этой сфере?

Анализируя старшеклассниками определение «хорошей жены и мужа», следует заметить существенные различия.

Характерно, что девушки не только подробно описывают внешность, прически, одежду, стиль поведения, но и рассказывают свое отношение к внешнему виду. Будущий мужчина должен быть высоким, красивым, молодым, спортивного телосложения. Лишь некоторые девушки пишут, что хотели бы иметь красивого, обаятельного человека, но это не обязательно, так как духовную привлекательность они ценят больше, чем внешнюю. Ребята же подробнее описывали внешний вид будущей жены. Итак, внешность человека при выборе спутника жизни для этой возрастной группы имеет одно из первостепенных значений.

Большинство девушек ценят у мужчины хотели бы видеть у своего будущего избранника твердость характера, настойчивость, смелость, доброте коммуникабельность, чувство юмора. Девушки 16 лет уже анализируют отношения между своими родителями, между мужчиной и женщиной, родителями и детьми. Так, одна из них пишет: «Парень моей мечты - ласковый, нежный, добрый, умный, любит меня. Он не обязательно должен быть похожим на Сильвестра Сталлоне, но если это так, то это, конечно, большой плюс. Желательно чтобы он не имел вредных привычек, не являлся ранее судимым и женатым. Главное, чтобы хорошо относился ко мне, помнил знаменательные даты нашей совместной жизни, и было бы хорошо, чтобы он нашел общий язык с моими родственниками. Неплохо, чтобы имел постоянную работу и приличную зарплату, умел выполнять домашнюю работу, любил детей. Хочу, чтобы он был честным, верным, откровенным, надежным. Относительно главы семьи - я хотела бы, чтобы у нас были равноправные отношения».

Описание девушками своего избранника отличается от описания будущей жены большей эмоциональной наполненностью, критичностью, детальностью. Юноши же обычно дают перечень черт и обязанностей, которые, по их мнению, должен выполнять избранница: организация и ведение домашнего хозяйства, приготовления пищи, воспитание детей, забота о муже. Большинство юношей отмечают и доброту, отзывчивость, мягкость, нежность.

Работы учеников не содержат достаточной информации о себе как о будущих супругах. Как правило у них отсутствуют высказывания о необходимости заботиться о другом человеке - супруга или. Чаще, наоборот, проявляется негативное отношение к этой заботы: «... только я с кем-то познакомлюсь, сразу дам понять, что я не буду домохозяйкой, которая сидит дома и занимается детьми и мужем», - запись одиннадцатикласснице.

Большинство девушек ценят в мужчинах интеллект и хотели бы видеть своего будущего мужа не только красивым, но и умным.

Значительное место в работах девушек занимают деловые качества: энергичность, трудолюбие, профессиональная деятельность и т.д., тогда как юноши их почти не выделяют.

Старшеклассники не обходят и проблему распределения семейных ролей. Большинство из них признают и хотели бы иметь семью с равноправными отношениями.

В произведениях и юношей, описание себя и будущей жены (мужа) в роли матери или отца случается значительно чаще, чем описание своей будущей роли супруга. Причем у ребят роль супруга в основном сводится к общему хозяйствования. Значительно реже в них можно увидеть такие записи: «Хочу найти хорошую женщину, чтобы она поддерживала меня в трудный момент»; «... чтобы всегда меня понимала»; «... чтобы у нее был покладистый характер, чтобы с ней всегда можно было договориться».

Мужчинам в произведениях юношей в основном отводится лишь скромная роль помощника. И никто из них не акцентировал внимания на таких чертах взрослого мужчины как ответственность перед женой и детьми. Лишь в нескольких произведениях девушек было упоминание о мужском ответственность. Выше юноши ценят в людях своего пола волевые черты: решительность, выдержку, смелость, мужество, стойкость. «В моем понимании, - пишет ученик 11-го класса - настоящий мужчина - это прежде всего волевой человек, сильный, решительный, умеющий рисковать. Он должен быть опорой и защитником семьи, особенно в трудные моменты жизни. Это человек. На которую можно положиться, зная, что она никогда не предаст».

Девушки оценивают волевые черты мужчин несколько выше, чем юноши. Они с грустью отмечают, что «рыцарей в наше время мало», «большинство мужчин проходят, не обращая внимания, когда кто-то нуждается в помощи».

Старшеклассники требуют от людей (независимо от пола) аккуратности, элегантности.

2.2. Разработка и внедрение в педагогический процесс МБОУ гимназия "Пущино" факультативного курса «Семьеведение»

Приведенные в предыдущем параграфе данные свидетельствуют о том, что уровень готовности старшеклассников к семейной жизни недостаточно высок. Однако в оценке готовности старшеклассников к воспитанию своих детей, самостоятельного ведения домашнего хозяйства и относительно взаимоотношений со своим будущим брачным партнером следует отметить, что она несколько выше. Результаты указывают на то, насколько реальная жизнь является для молодежи сложнее, противоречивее и отличается от идеального, воображаемого.

Юношу или девушку нельзя считать подготовленными к браку, если у них не сформирован идеал современной семьи, если они не имеют четкого представления о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие обязанности на них накладывает брак, отцовство, как оптимально сочетать семейные и общественные обязанности и тому подобное.

Общее представление школьников о любви и межполовых отношениях, как установлено по результатам опроса, является не совсем однозначным, поверхностным, что свидетельствует о том, что для большинства из них проблемы создания семьи еще не актуальны.

Для того, чтобы уметь решать конфликты, будущие супруги должны знать возможные причины, источники их возникновения. Истинные причины конфликта часто очень трудно обнаружить из-за психологических осложнений. Во-первых, в любом конфликте рациональное начало, как правило, ослабленное эмоциями. Во-вторых, истинные причины конфликта могут быть скрыты в глубинах подсознания и проявляться на поверхности лишь в виде неприемлемых для «Я-концепции» личности мотивов. В-третьих, причины конфликтов могут быть неуловимые через так называемый закон круговой каузальности (причинности) семейных отношений, проявляется в конфликтах.

Установлено, что старшеклассники не знают о том, что хотя конфликтные ситуации и нарушают привычный ход супружеской жизни, однако они в определенной степени могут открывать возможности для развития отношений, для достижения высшего уровня взаимодействия, для решения назревших противоречий. Как будет решена конфликтная ситуация, определяется не только и не столько характером самого конфликта, сколько отношением будущих членов семьи к нему.

В результате исследования оказалось, что у значительного числа выпускников школы отсутствуют готовность брать на себя ответственность за судьбу другого человека, укреплять супружеский союз, брать на себя родительские обязанности, не сформирована установка на создание будущей семьи.

Как показало исследование, не все юноши и девушки ориентированы на создание семьи. Отдельные хотели бы получить семейное счастье без каких-либо хлопот, без личного труда. Потребительская психология является первопричиной многих будущих семейных проблем. А отсюда вывод: школьников необходимо ориентировать на постоянную работу для создания семейного счастья собственными руками.

Таким образом, можно утверждать, что создавать будущую семью должна только социально зрелая личность, которая имеет высокие нравственные чувства, способна управлять своим поведением, изменять ее в зависимости от жизненных ситуаций, готова оторваться от родительской опеки и самостоятельно принимать решения, преодолевая семейные трудности и проблемы, налаживать партнерские отношения, адаптируясь к новым социальным ролям.

Для этого необходимо внедрение в образовательную программу специального факультативного курса «Семьеведение».

Курс «Семьеведенье» должен обеспечить системное усвоение старшеклассниками желаемых моделей семейных отношений.  Цель программы: содействие усвоению определенной суммы знаний у старшеклассников о психологии и социологии брака и семь.

Задачи:

    повышение ответственности молодежи перед браком и семейной жизнью.

    формирование у юношей и девушек высокого уровня этико-психологической культуры.

    повышение социальной престижности роли отцовства и материнства.

    формирование психологической готовности юношей и девушек к браку.

    овладение учащимися навыками самоанализа и самопонимания, понимание чувств и мотивов поведения окружающих, умение делать выбор и брать на себя ответственность.

    усвоения учащимися навыков конструктивного общения.

    усиление антиалкогольной, анти табачной и антинаркотической пропаганды.

    освещение вопросов ведения домашнего хозяйства, организация бюджета семьи.

К каждой теме подобраны практические занятия: диагностика, упражнения, задания, ролевые игры и тому подобное. Это помогает улучшить усвоение материала и сформировать соответствующие умения и навыки.

Программа факультатива для учащихся 9-х классов состоит из двух разделов:

1. «Путь саморазвития личности»

Цель: углубить суть понятия личности путем самопознания, самоопределения, саморазвития и самореализации, побуждать учащихся к верному личностного выбора в жизни.

Количество часов для изучения раздела: 18 час.

 2. «Особенности межличностных отношений юношей и девушек»

Цель: формировать у учащихся социально-психологических, в частности коммуникативных навыков, необходимых для развития личности и для успешной адаптации в обществе, овладение навыками асертивнои поведения, умение сопротивляться давлению, противостоять манипулированию.

Количество часов для изучения раздела: 16 час.

Программа факультатива для учащихся 10-х классов состоит из трех разделов:

1. «Основы семейных отношений»

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками современной семьи, сформировать представление о важной роли семьи в обществе, создать условия для определения жизненных приоритетов, сохранение семейных традиций, заложить ответственное отношение к супружеской жизни, развивать социально-психологические компетенции.

Количество часов для изучения раздела: 16 час.

2. «Психология интимных отношений»

Цель: способствовать подготовке юношей и девушек к вступлению в брак, в будущих супругов, осуществлять гигиеническое и половое воспитание в неразрывной связи с моральным, формировать умения и навыки здорового образа жизни как комплекса физиологических, социальных, психологических аспектов поведения.

Количество часов для изучения раздела 7 ч.

3. «Он и она в ответственном отцовстве»

Цель: познакомить учащихся с социальными ролями жены и мужа в реализации репродуктивной и воспитательной функций семьи, способствовать отреагирования переживаний, связанных с собственным детством, укреплению положительной мотивации рождения желанных детей в браке.

Количество часов для изучения раздела: 11 час.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе были рассмотрены вопросы подготовки старшеклассников к семейной жизни. Подведем основные итоги.

В современных условиях, можно говорить об изменении ментальности молодежи в брачно-семейной сфере и в репродуктивных установках. Молодые люди стараются в начале подняться по профессионально-карьерной лестнице, обустроиться, а уже потом создать семью. Успешная реализация государственной демографической политики создаст условия гармоничного семейного самоопределения молодого поколения, а также условия для профессиональной самореализации и, тем самым, будет способствовать восходящей социальной мобильности молодежи. Поэтому основной задачей школы на современном этапе должна быть разработка четко сформулированной программы, направленной на разъяснение учащимся старших классов семейных ценностей.

Подготовка старшеклассников к браку и семейной жизни - одна из основных задач школы. Старшеклассники должны знать и осознавать социальную сущность семьи и ее последствия для личной жизни, усвоить определенную сумму знаний по психологии, социологии семьи и брака, физиологии. Школа должна формировать адекватные брачно-семейные представления, способствовать воспитанию и самовоспитанию необходимых для жизни в браке качеств.

Учащимся старших классов, которые готовятся «связать себя узами брака», нужно научиться выявлять, ставить и ответственно решать совместно с другими членами семьи семейные проблемы так, чтобы морально-этический смысл принятых решений реализовался адаптивными способами.

Таким образом, психологическая подготовка к семейной жизни призвана сформировать направленность на другого человека, понимание ее внешних проявлений и внутренних состояний, способность замечать переживания другого человека, психологически поддерживать ее, что способствует развитию таких качеств, как симпатия, эмоциональная гибкость, эмоциональная стабильность, понимание потребностей партнера, снисходительность, адаптивность, способность уступать. Этой цели подчинено и развитие психологической привлекательности личности, ее способности к контактам с другими людьми, умение общаться и сотрудничать.

Для этого старшеклассников уместно знакомить с психологическими основами дружбы и любви, морально-психологического климата в семье, этапами достижения супружеской совместимости, условиями гармонизации семейных отношений. В то же время они вырабатывают в себе понимание психологических различий мужчины и женщины, умение учитывать их в межполовом общении, готовность преодолевать конфликтные ситуации в межполовых отношениях, а также навыки саморегуляции, снятия стрессов, самоконтроля и самокоррекции поведения.

Таким образом, эффективность формирования психологической готовности к супружеским взаимоотношений и полового воспитания учащихся зависит от соблюдения следующих условий: необходимость начинать половое воспитание детей с дошкольного возраста, имеет предотвратить формирование у них искаженных и вульгаризированном представлений о половых отношениях между людьми; обязательный учет условий семейного воспитания, личного примера родителей; дифференциация содержания, средств, направлений психолого-педагогических воздействий на ребят; использование реальных примеров верной любви и супружеской жизни, не злоупотребляя иллюстрациями из произведений искусства, так как это может сложиться впечатление, что любовь, взаимоуважение между мужчиной и женщиной, верность существуют только в литературе или кино; соблюдение принципа, согласно которому готовить учащихся к семейной жизни успешно могут только компетентные воспитатели, чьи жизненные принципы не расходятся с декларируемыми, которым дети доверяют и которых уважают.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб: Питер, 2011. – 589 с.

Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Владос, 2009. – 145 с.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога – СПб: Питер, 2011. – 534 с.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2007. – 576 с.

Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций - М., 2008. – 480 с.

Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Международн. педагог. академия, 2009. – 740 с.

Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2009. – 198 с.

Воеводина Н.Н. Социология и психология управления. – М.: Омега-Л, 2010. – 500 с.

Волков О.Г. Психология семьи. СПб: Питер, 2010. – 700 с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 2009. – 718 с.

Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 642 с.

Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Т. 1. – М.: Изд-во Эксмо, 2009. – 352 с.

Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Под ред. Райгородского Д.Я. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2008. – 672 с.

1 Акмеология: Учебник / Под ред. А.А. Деркача. - М., 2012. – С. 57.

 

26

Просмотров работы: 1911