Введение
Актуальность исследования – уверенность в себе важна для подростков. В этот возрастной период ведущая деятельность детей с учебной сменяется на коммуникативную, и очень значимым становится место в коллективе, умение себя показать, преподнести в обществе, заинтересовать собой окружающих. А для этого необходимо быть уверенным в себе.
Цель проекта – проанализировать уровень уверенности среди подростков, составить примерный план работы с подростками по его повышению.
Задачи проекта:
1. собрать теоретическую информацию на тему уровня уверенности подростков,
2. провести опрос среди учащихся 7-9-х классов,
3. проанализировать полученную информацию,
4. составить план работы с подростками, для повышения их уровня уверенности в себе.
Основные этапы проекта:
I этап – теоретический.
II этап – практический.
III этап – заключительный.
База исследования – МБОУ гимназия «Пущино», учащиеся 7-9 классов.
Объект исследования – уровень уверенности в себе среди подростков.
Предмет исследования – формирование уверенности в себе у подростков в условиях образовательной организации.
Глава 1. Теоретические основы самооценки подростков
Уверенность в себе – важная составляющая психологического комфорта и социального успеха подростка. Уверенность в себе тесно связана с самооценкой, поэтому будет уместно рассматривать их вместе. Она влияет на то, как человек действует на людях, отражает психологическое состояние подростка, влияет на его уровень счастья и самоудовлетворения, помогает формировать здоровую личность и социально активного гражданина.
Для чего подростку нужно иметь уверенность в себе?Во – первых, она дает возможность смело сталкиваться со всеми проблемами, а также лучше преодолевать все разочарования и сложности. Во-вторых, хорошая уверенность в себе или высокая самооценка помогают подростку добиваться желаемых целей в жизни, не опускать руки, бороться за свои мечты. Высокая самооценка повышает чувство собственного достоинства и позволяет спокойней и конструктивней реагировать на критику, выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми.
В чем же минусы низкой подростковой самооценки? Конечно, это снижение успеваемости в школе, так как неуверенному в себе подростку очень тяжело выступать перед всем классом с докладом, рассказывать стихотворения, выходить к доске, да и просто отстаивать свое мнение перед учителем. Еще такой подросток может быть несчастлив, подавлен, он может замкнуться в себе, потому что неуверенному труднее познакомиться со сверстниками, он не знает, как себя вести в компании, ему кажется, что он везде лишний или никто им не интересуется. Все это делает подростка несчастливым. Ну и не менее важное – подросток с низкой самооценкой не станет добиваться исполнения своей мечты, ему страшно, он не уверен в своих силах, возможностях. А это не приведет его к роли активного и успешного гражданина страны в будущем.
Конечно, первые люди, которые могут помочь подростку повысить уровень уверенности – это его родители. Если родители соблюдают основные правила взаимоотношений с подростком, то успех будет неизменным. Правила эти достаточно просты:
- показывать уверенность в себе на собственном примере;
- относиться к своему ребенку-подростку уважительно, не унижая его личность и достоинство;
- искренне интересоваться его хобби и увлечениями, разделять их, посвящать больше времени совместному отдыху;
- учить его умению стойко и спокойно переносить неудачи и радоваться его успехам.
Но, кроме семьи, большая работа по формированию уверенности в себе у подростков проводится еще и в школах. Вот о ней и немного поговорим.
Глава 2. Практическое исследование способов формирования уверенности среди подростков
Итак, мы провели в гимназии небольшое анкетирование среди учащихся 7-9 классов с целью выявить уровень уверенности ребят в себе, удовлетворения их общественной жизнью и успехами в школе.
Результаты анкеты показали, что те подростки, которые принимали активное участие в общественной жизни гимназии, города имеют более высокую самооценку и выше уровень уверенности в себе, чем малоактивные ребята. Тогда мы задались вопросом: что же гимназия может предложить детям для повышения самооценки? А в гимназии оказалось много интересных занятий, а конкретно:
Театральная студия «Дети до 16-ти». Замечательные руководители студии помогают нашим гимназистам раскрыться на сцене, преодолеть страх перед публичными выступлениями, найти множество друзей и поклонников, прочувствовать ситуацию успеха на себе.
Наша Генеральная Ассамблея. В гимназии существует орган самоуправления, Генеральная Ассамблея. Глава ГА – Президент, выбирается самими учениками, т.е. каждый желающий может подать себя в качестве заявителя и рассказать, почему он достоин быть Президентом гимназии, какие нововведения он готов привнести в жизнь гимназистов. Помимо Президента, в гимназии есть и Министерства – информации и печати, труда, экологии, спорта и т.д. Там также участвуют сами гимназисты. Участие в ГА помогает подросткам осознать свою ответственность, научиться взаимодействовать с окружающими людьми, находить компромиссные решения в спорных ситуациях, достигать поставленных целей и задач.
Олимпиады по различным школьным предметам. Это тоже прекрасный способ повысить уверенность в себе. Участвуя в олимпиадах, подросток получает новые знания, возможность их применить в нужной ситуации, а побеждая в них – бесценный опыт успеха.
Внеурочная деятельность. В гимназии очень много направлений внеурочной деятельности. Это и робототехника, и плавание, и баскетбол, и психологические тренинги, и музейное дело, и основы туризма, и экологический клуб, и отряд «Юный друг полиции». Все эти направления позволяют подросткам в узком кругу получать новые навыки и умения, применять их, участвовать в соревнованиях и побеждать.
Программа развития эмоционального интеллекта «Жизненные навыки». Занятия по этой программе проводятся в рамках внеурочной деятельности среди 1-6 классов педагогом-психологом и являются, по сути, психологическими тренингами, направленными на знакомство с собой, умение управлять своими эмоциями, ставить и достигать цели, быть терпимым к окружающим и многое другое.
Конкурсы и активная общественная деятельность. Наши гимназисты часто участвуют в различных городских мероприятиях, например, активно помогали сажать деревья, участвовали в «Рождественских чтениях» со своими проектами, готовили подарки своими руками для пенсионеров Дома престарелых города Ногинска, проводят Дни самоуправления в гимназии, самостоятельно готовят концертные номера для различных праздников, Осенний и Зимний бал старшеклассников.
Ну и самое главное, пожалуй, что отметили подростки в своих анкетах – это уважительное отношение к ним со стороны учителей. Это является очень важным составляющим в формировании подростковой уверенности. На уроках наши учителя позволяют ученикам свободно высказывать свое мнение, аргументируя его, объясняя свою позицию, приводя доказательства. Подростковые неудачи не высмеиваются, неправота каждого ребенка тщательно объясняется учителем. С большинством наших учителей интересно вести диалог.
Ниже представлены диаграммы с ответами учащихся на вопрос о методах и способах формирования уверенности у подростков.
Рис. 1
Заключение
Да, для подростков очень важно иметь друзей, круг общения, контакты со сверстниками. Человек, живущий в социуме, постоянно нуждается в общении. Так же для подростков крайне важно иметь «своё», достойное место в классном коллективе, пользоваться авторитетом или популярностью среди одноклассников. Что влияет на выбор одноклассников? Почему же одних ребята оценивают положительно, прислушиваются к их мнению, а других стараются избегать? Значит ли это, что есть некие факторы, которые влияют на уверенность подростка в себе? Безусловно, такие факторы существуют, что и было доказано в нашем исследовании.
Итак, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод – на формирование уверенности в себе у подростков влияют следующие факторы:
- родительские установки, семейные ценности и детско-родительские отношения;
- мудрый учительский подход к подросткам, внимание и своевременная помощь в сложных ситуациях;
- активная внешкольная и общественная жизнь.
Список используемой литературы и источников:
Cтоляренко Л.Д. Основы психологии.
Теории Личности. Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2009. – 608 с.
Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. – 624 с.
Воспитательный план гимназии.
www.psyholic.ru