Ценностный мир старшеклассников

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ценностный мир старшеклассников

Романова Е.В. 1
1МОУ СШ № 87 г. Волгоград
Мелентьева И.Б. 1
1МОУ СШ № 87 г. Волгоград
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность исследования определяется потребностями социума, интересами образовательного учреждения и личным интересом автора. Сегодня мы вновь наблюдаем растущий интерес к «молодёжной проблеме», напрямую связанный с особым периодом в современной российской истории. Угрозы «цветных» революций, популярность ксенофобских, экстремистско-националистических настроений в молодёжной среде, стихийные поиски объединяющей национальной идеи – всё это подталкивает социологов к переключению внимания с политической элиты на реально действующих субъектов – старшеклассников как представителей российской молодёжи.

Современный облик России во многом определяет молодое поколение, в том числе и современные старшеклассники, выросшие в состоянии свободы, плюрализма, утверждения новых политических и экономических стандартов. Очевидно, что от направленности ценностей молодёжи, их современных трансформаций напрямую зависит будущее России. Поэтому надо как минимум познакомиться с интересами, идеалами, кумирами и ценностями современных старшеклассников, то есть их ценностным миром.

В 1960 – 1980-е гг. активно развивались социально-психологические исследования ценностных ориентаций личности (Андреева Г.М., Климова С.Г., Наумова Н.Ф., Ольшанский В.Б., Ядов В.А.). В современной России Н.Г. Багдасарьян исследовал ценностные ориентации студентов, И.М. Клямкин занимался изучением либеральных и демократических ценностей, Л.Б. Колосова и Г.А. Родионова рассматривала динамику ценностных ориентаций. Большой вклад в изучение ценностных ориентаций молодёжи внесли такие известные исследователи в сфере молодёжных проблем как С.В. Алещенок, С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, И.С. Кон, В.И. Чупров. Особое место в исследовании ценностной сферы молодого поколения принадлежит научной школе Института молодёжи. Важное теоретическое и практической значение имеют работы П.И. Бабочкина, Е.А. Гришиной, И.М. Ильинского, А.И. Ковалёвой, В.Ф. Левичевой, В.А. Лукова, В.П. Мошняги, С.И. Плаксия, В.А. Родионова, Б.А. Ручкина, В.А. Шапинского, А.И. Шендрика и др.

Современная педагогика обращается к проблеме поиска новой модели, которая включала бы ценности и смыслы самого бытия человека, к проблеме смыслового мышления в процессе становления личности обучающихся (И.В. Абакумова, С.В. Белова, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.Л. Гольденберг, Н.Г. Зотова, А.С. Калинин, Л.М. Лузина М.В. Мишаткина, В.А. Петровский, Л.П. Разбегаева, В.М. Симонов, И.А. Соловцова, О.П. Филатова, А.В. Хуторской, Н.Е. Щуркова и др.).

Степень научной разработанности данной проблемы обусловлена динамическим состоянием объекта изучения, относительным несовершенством методик и специального инструментария прикладного анализа ценностных структур старшеклассников, поскольку устойчивых теоретических представлений о сути изучаемого предмета и общепринятых методик эмпирических исследований до сих пор не сформировалось.

Обозначенные выше аспекты обусловили выбор темы исследования: «Ценностный мир старшеклассников».

Объект исследования – старшеклассники как социальная группа современного российского общества, являющаяся субъектом-носителем ценностей. Старшеклассники представляют собой социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Остановимся на возрастных особенностях данного периода в развитии личности. Старший школьный возраст сенситивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая взрослыми огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы. У старшеклассников начинает складываться ценностно-смысловая мировоззренческая картина, формируются идеалы, представления о самом себе, определяющие во многом смысл деятельности, которую начинают самостоятельно строить молодые люди. Ощущение жизненного смысла, возникнув, даёт начало ценностям, которые, в свою очередь, усиливают ощущение смысла. Основными потребностями старшеклассников являются потребности в поисках смысла жизни, в мировоззрении как системе знаний. Старший школьный возраст – период активного поиска оптимального смысла жизни (по В.Э. Чудновскому), который представляет собой генеральную линию жизни, задающую высокую планку активной жизнедеятельности человека, но поиск которого осложняется тем парадоксальным обстоятельством, что выбор главной линии жизни приходится на ту пору, когда у человека ещё мало жизненного опыта и знаний, а образовательный процесс в школе явно недостаточно осуществляет личностную подготовку молодого человека к ответственейшему шагу – выбору «главной линии» своей жизни.

Предмет исследования – ценностный мир старшеклассников.

Цель исследования – изучить ценности, ценностные ориентации, идеалы и кумиров современных старшеклассников.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что ценностный мир старшеклассников зависит от их гендерных и возрастных особенностей, а также от состояния, переживаемого обществом.

Цель исследования и гипотетическое предположение определили задачи исследования:

1) выявить и дать оценку современному ценностному миру старшеклассников, воплощаемому в действительности в ценностных ориентациях, представлениях об идеалах и кумирах;

2) охарактеризовать систему ценностей старшеклассников, при этом выявить факторы, оказывающие влияние на приоритеты в системе ценностных ориентаций старшеклассников.

Для решения поставленных исследовательских задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ концептуальных положений, содержащихся в философской, психолого-педагогической литературе и социологических исследованиях, синтез как метод теоретического обобщения данных исследования, сравнение, классификация); эмпирические (диагностический метод - социологический опрос; статистические – методы математической обработки данных, полученных в ходе исследования).

Новизна исследования: осуществлён анализ ценностей, идеалов и кумиров старшеклассников, определены приоритеты в их системе ценностных ориентаций; анализ осуществлён в двух аспектах: проведён сравнительный анализ ценностной картины старшеклассников 10-х и 11-х классов, выявлены некоторые гендерные различия.

Практическая ценность результатов исследования: предложенные автором результаты социологического опроса и сделанные выводы могут быть полезны всем, кто работает с молодёжью, в частности со старшеклассниками: педагогам, библиотечным работникам, политикам, социологам. Такое знание поможет в поиске возможностей целенаправленного влияния на развитие ценностно-смысловой сферы старшеклассников, их поведенческих принципов, переосмысления целей воспитания.

База исследования. Эмпирическую базу исследования составило муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 87 Тракторозаводского района Волгограда». В социологическом опросе приняли участие 199 старшеклассников 10-11-х классов.

Глава I. Теоретические основы исследования ценностного мира

старшеклассников

Понятийный аппарат исследования ценностного мира

старшеклассников

В социально-философской литературе понятие «ценность» обычно используется как указание на высокую социокультурную значимость того или иного общественного предмета, явления или символа: «Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключённые в явлениях общественной жизни и природы)»1. Ценности весьма существенно влияют на поведение отдельного человека и общественную практику в целом, поскольку любое ценностное отношение содержит интерес, который побуждает субъекта к целенаправленной деятельности. Ценности как устойчивые представления о значимых вещах, состояниях и проективных целях не проявляются непосредственно, формируясь как определённые личностные и групповые предпочтения, ценностные ориентации, в результате самостоятельного оценивания жизненных событий или культурной трансляции (передачи нормативных образцов и утвердившихся в обществе «значимостей»)2.

Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и мировоззренческих ориентиров3. Ценностные ориентации формируются при соотнесении субъектного опыта с образцами. Они выражают конкретное понимание целей человеческого существования, жизненные притязания и престижные предпочтения, представления о должном. Будучи системой устремлений, они составляют внутренний источник активности личности старшеклассника.

Исторически понятие «идеал» (франц. ideal, от греч. – первообраз – обозначает образец, нечто возвышенное, совершенное, благое и прекрасное, высшую цель стремлений), как указывает Д.В. Пивоваров, было введено для гармонизации чувственноявленной (материализованной, воплощённой) и сверхчувственной (духовной) граней «идеи»4. Чувственно-телесный аспект идеала ценится не меньше, чем его идейное, сущностное, трансцендентальное значение. Вместе с тем одни люди могут в большей степени поклоняться телесной стороне идеала, тем самым иллюзорно превращая идеал в кумир, идол, фетиш, а другие – возделывать идеал как «окно в сущность» и относиться к нему преимущественно духовно. В толковом словаре русского языка указывается, что слово «идеал» понимается как: 1) то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений; 2) наилучший вид, элитный образец чего-нибудь5. В то время как слово «кумир» означает: 1) статую, изваяние языческого божества, идол; 2) тот, кто (то, что) является предметом обожания, восторженного поклонения6. В словарях указывается, что «идеальный» - соответствующий идеалу, возвышенный, тот, который является сильно желаемым7. Данный термин часто употребляется так, что подразумевается невозможность достижения этого. Таким образом, если идеал – это абстрактное представление основных характеристик чего-либо или кого-либо, то кумира можно рассматривать как более конкретное, опредмеченное воплощение идеала.

«Смещение акцента либо на плотскую, либо на духовную сторону идеала позволяет подразделять людей на «плотских» и «духовных», а также объяснять предрасположенность одних учёных к концепции идеала как нормы, принятой в результате соглашения между людьми, а иных – к взгляду на идеал как на самодовлеющую и трансцендентальную духовную сущность»8.

Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы – свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Иногда идеалом служит обобщённый образ, образ как синтез основных, особенно значимых и ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает историческая личность, в которой эти черты особенно ярко воплотились. Наличие определённого идеала вносит чёткость и единство в направленность личности.

В раннем возрасте идеалом в большей мере служат люди ближайшего окружения – отец, мать, старший брат, кто-нибудь из близких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подросток, юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто-либо из современников.

В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.

Особую роль исследователи отводят влиянию идеалов и кумиров в подростковом и юношеском возрасте. Они показывают, что поклонение кумирам помогает старшеклассникам расти психически здоровыми. Помешанные на «звёздах» дети обычно эмоционально хорошо настроены, и у них много друзей. Их интерес к знаменитостям является здоровой частью подросткового развития. Однако те подростки, которые фанатично преданы своему идолу, часто одиноки и не привязаны к друзьям и семье. Английские учёные Дж. Малтби и Д. Джилс обнаружили, что школьники в возрасте 11-16 лет, которые жадно следят за жизнью знаменитостей, наиболее популярны среди сверстников9.

Необходимо отметить, что идеалы наряду с социальными нормами, ценностями и т.п. рассматриваются в психологии как безличные знания о мире, усваиваемые субъектом, осознаваемые им как «значение для меня» и обозначаемые понятием «личностный смысл». Личностный смысл – это индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развёртывается его деятельность10. Понятие «личностный смысл» используется в различных областях психологии, изучающих отношение человека к миру в зависимости от его места в обществе, его мотивов, идеалов и т.п. Личностный смысл обусловлен местом человека в системе общественных отношений и его социальной позицией. С помощью понятия «ценность» характеризуется личностный смысл для индивида, в нашем случае - старшеклассника, определённых явлений действительности.

Таким образом, понятия «ценностные ориентации», «идеалы», «кумиры», «личностный смысл» взаимосвязаны в ценностном мире старшеклассников, а связующим звеном является понятие «ценности».

Особенности ценностного мира современной молодёжи

Современную эпоху называют эпохой «переоценки ценностей» и периодом их безостановочной смены. К основным причинам, вызвавшим коренные изменения в системе ценностей современного молодого поколения, исследователи называют следующие: 1) обесценение экономического, политического, социального, духовного ориентиров развития советской эпохи; 2) утверждение свободы, плюрализма, возможности неограниченного самовыражения и саморазвития без давления внешних факторов; 3) нестабильность рыночной системы, жёсткая конкуренция, прагматизм, «естественный отбор» и монополизация, необходимость рассчитывать на собственную активность и способности; 4) информатизация всех сфер жизни общества, «информационный шок», технократизация мировоззрения, возрастание роли знания, науки в жизни человечества; 5) глобальные вызовы цивилизации, хронический многомерный кризис, охватывающий все ключевые сферы жизнедеятельности общества; 6) культурная, политическая, этническая глобализация, смешение народов и традиций, цивилизационные конфликты и взаимодействие; 7) повышение уровня жизни; возможность разнообразных вариантов получения удовольствия; развитие индустрии развлечений; 8) реализация равноправия мужчин и женщин, феминизация, разрушение чётких гендерных границ, разрушение института семьи; 9) духовный и культурный анархизм, обращение к разнообразным религиозным учениям, появление новых культов; иррационализм, интуитивизм, постмодернистский субъкультивизм в познании, оценивании реальности; 10) высокая динамика развития общества, ускорение жизни, умножение возможностей, рост научного знания, постоянные перемены в социальной, политической, экономической сферах.

Перечисленные факторы, конечно, не исчерпывают всю суть проблемы, но позволяют определить широту масштабов, происходящих изменений в жизни современного человека, выявить факторы, оказывающие влияние на приоритеты в системе ценностных ориентаций старшеклассников. Очевидно, что происходящее не могло не вызвать перемен в ценностной сфере, в смыслозначимых ориентирах, определяющих то, к чему будут стремиться старшеклассники, формирующиеся в данных условиях.

В целом особенностями современного ценностного мира являются следующие черты:

- повышение роли витальных, материальных, гедонистических ценностей и, как следствие, снижение статуса духовных (за исключением когнитивных), общественных, нравственных, эстетических. Забота о здоровье, безопасности, условиях жизнеобеспечения, стремление к самореализации, самораскрытию становятся для большинства индивидов важнейшими направлениями активности. При этом забота распространяется, главным образом, на собственную жизнь и здоровье, в то время как ценность жизни Другого, природы в целом, не имеют определяющего значения, что способствует общей дегуманизации. Это подтверждают социологические исследования, изучающие «направленность личности» современного поколения молодёжи. Например, базовыми, определяющими ценностями респонденты называют следующие: «здоровье» - 72 %, «безопасность» - 60 %, «достаток» - 50 %, «любовь» - 34 %, «внимание к людям» - 31 %, «веру» - 20 %11. Можно констатировать, что в условиях кризиса макросоциума молодые люди стараются укрепить очаг стабильности – «микросоциум» и при этом нравственные ценности существенно уступают стремлению к материальному достатку и комфорту, а эгоцентрические приоритеты доминируют над общественными;

- вторым отличием современной эпохи является общая ценностная нестабильность, неустойчивость личного существования, вызванная кризисными процессами в различных сферах (политической, экономической, экологической, духовной). Так, социологическое исследование ценностей молодёжи показывает, что трудности современной жизни вызывают «надежды на лучшее» у 44,8 % (47,6 %) респондентов – соответственно мужчин и женщин, оцениваются как «нормальное явление и не вызывают никаких чувств» - у 22 % (10 %) респондентов12. Можно заметить, что мужчины оказываются более адаптированными к постоянным переменам и «устойчивому кризису» современности, в то время как девушки, в большей степени тяготеющие к традиционным ценностям и отношениям, испытывают большую тревожность и дискомфорт. На фоне этого значительная часть молодых женщин стремиться к независимости, самодостаточности, собственной успешной карьере, жёсткости и твёрдости в общении. Самоидентификация респондентов показала, что главными определениями современной молодёжи называются: «поколение надежд» - 34,9 %, «агрессивность» - 25,5 % (17,5 %), «прагматизм» - 8 % (10,5 %), что свидетельствует о неустойчивости ценностей, их устремлённости в будущее, неудовлетворённостью настоящим, критичности в отношении традиционных приоритетов, бездуховном характере жизнедеятельности;

- в тоже время современную эпоху отличают и новые позитивные черты, прежде всего, - повышение ценности знания, образования, информации, а также ускорение темпов их прироста. Знания являются сегодня важным фактором развития личности, повышения качества жизни. Наибольшие перспективы сегодня связываются именно с получением образования. Роль знания и образования повышается, с одной стороны, в связи с вступлением общества в информационную эпоху, а с другой – в связи с прагматизацией мировоззрения, потребностью в высокообразованных специалистах;

- ещё одной чертой современности выступает своеобразная «болезнь перемен», стремление к постоянному обновлению условий жизни и окружению человека, в конечном счёте «бегство от реальности»13. Современное поколение молодёжи очень мобильно: для неё характерна постоянная смена места жительства, обучения, круга общения. Верность, крепкая дружба, любовь, работа на одном месте, постоянный дом и семья – становятся ценностями уходящих поколений. Современная молодёжь предпочитает не обязывающие отношения, которые, правда, не снимают главных экзистенциальных проблем. Отрицание ценности Другого неизбежно приводит к самораспаду и деградации. Замкнутость на собственной личности вызывает предел саморазвития, так как духовная жизнь не находит выхода и обогащения. В тоже время «бегство от реальности» характерно не для всей молодёжи, значительная её часть удовлетворена настоящим, динамикой перемен, широтой открывающихся возможностей для творчества и активности;

- яркой чертой современной эпохи (особенно в мегаполисах) является «космополитизм» - утрата культурной, этнической традиции, открытость новым влияниям. Связано это с происходящими процессами интеграции и глобализации мира и культуры, что не могло не повлиять на ценности молодого поколения. Глобализация вызывает усиление смешения народов и культур, утрату связи с традицией, этнической группой, землёй предков. Современный житель мегаполиса, как правило, уже не является носителем национального языка, культурных традиций. В связи с этим ключевыми ценностными императивами современности, по мнению социологов, должны стать свобода, толерантность, уважение Другого – как единственная возможность ненасильственной глобализации сфер жизнедеятельности.

Социологов, высказывающих тревогу по поводу трагедийного положения значительных слоёв молодёжи: роста преступности, алкоголизма, наркомании, проституции, массовой безработицы, бессмысленности существования – очень часто обвиняют в сгущении красок, излишней катастрофичности и т.д. «Потерянное поколение», «Поколение ПЕПСИ», «Поколение next», «Поколение Х», «Поколение Y», «Поколение Z» - вот такие ярлыки «приклеены» молодёжи массовым (обыденным) сознанием. Так ли это? Можно ли сказанное отнести к старшеклассникам как составной части современной молодёжи?

Так как мы привели результаты социологических исследований, проведённых несколько лет назад, важно будет сравнить их с результатами нашего эмпирического исследования.

Обобщая сказанное, можно сделать выводы: 1) ценностный мир современной молодёжи, в частности старшеклассников, представляет совокупность ценностных ориентаций, идеалов, кумиров, личностных смыслов, связующим звеном в которой являются ценности; 2) в целом аксиологическая (ценностная) картина современного мира характеризуется множественностью форм, усилением субъективного фактора на фоне утверждения ценностной свободы. Пересмотр классических ценностей, имеющих нравственное или политическое звучание, приводит к утверждению ценностей витального и прагматического типа – внеэтических и внеисторических, в меньшей степени подверженных трансформации.

Глава II. Эмпирическое исследование ценностного мира старшеклассников

В данной главе представлены результаты исследования ценностного мира старшеклассников, целью которого была проверка гипотезы о том, что он зависит от гендерных и возрастных особенностей респондентов, а также от состояния, переживаемого обществом. Описаны диагностические методики. Приведены результаты диагностики.

2.1. Организация и проведение исследования

Исследователи используют различные методики для изучения ценностного мира респондентов. Социологи, как правило, проводят: анкетирование, углублённое интервью, используют метод фокус-групп. В психологических исследованиях применяются такие методики, как тест М. Рокичав модификации Д.А. Леонтьева - для изучения уровней структуры системы ценностных ориентаций; тест смысложмзненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; самоактуализированный тест (САТ) Л.Я. Гозмана с соавторами – для изучения степени соответствия ценностей испытуемых ценностным ориентациям самоактуализирующейся личности; опросник уровня субъективного контроля (УСК) над разнообразными жизненными ситуациями; опросник самоотношения (ОСО) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина – для изучения особенностей самооценки и Я-концепции; тест мотивации достижений Т.А. Махрабяна; опросник потребности в достижениях Ю.М. Орлова – для изучения основных характеристик мотивационно-потребностной сферы и мн. др.

Социологический опрос проводился нами в апреле 2019 г. Метод опроса – анкетирование. Опрошено 157 респондентов, среди которых обучающиеся 10-11-х классов. Отдельное исследование проводилось на базе МОУ СШ № 87 в декабре 2019 г. В нём приняло участие 42 человека.

Нами использовались следующие диагностические методики: 1) Определение уровня развития ценностно-смыслового отношения старшеклассников к социально-гуманитарным дисциплинам (адаптация анкеты О.П. Филатовой) (См. Приложение 1); 2) Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой) (См. Приложение 1); 3) Анкета «Мотивы учебной деятельности старшеклассников» (по П.И. Третьякову и И.Б. Сенновскому) (См. Приложение 1); 4) Диагностика учебных целей старшеклассников (по А.В. Хуторскому) (См. Приложение 1); 5) Анкета для старшеклассников (по А.С. Калинину) (См. Приложение 2); 6) Анкета для старшеклассников (по Е.В. Романовой) (См. Приложение 2); 7) Тест на оценку уровня конкурентоспособности личности (по В.И. Андрееву) (См. Приложение 3); 8) Тест на оценку способностей к саморазвитию, самообразованию (по В.И. Андрееву) (См. Приложение 3); 9) Тест на оценку трудолюбия и работоспособности (по В.И. Андрееву) (См. Приложение 3); 10) Тест смысложизненных ориентаций (по Д.А. Леонтьеву) (См. Приложение 4).

Ценностный мир старшеклассников – область «повышенной сложности» изучения, не позволяющая при проведении некоторых методик использовать статические методы в обработке данных. Поэтому, для того, чтобы сравнить полученные результаты, выявленные данные были представлены в процентном отношении. Применяемые нами методики не рассматривались как механическая совокупность, они перекрывали друг друга, что позволило получить достоверные данные. Диагностические методики предполагали осознание респондентами предпочтений тех или иных суждений, которые выбирались в ситуации принятия решения об их относительной значимости для себя: суждения, включающие различные отношения старшеклассников к смыслу деятельности, смыслу социально-гуманитарного познания. Диагностируя мотивацию учебной деятельности, мы выясняли, почему респонденты вообще учатся, так как ценностное отношение к образованию – важный показатель сформированности ценностного мира старшеклассников.

2.2. Анализ эмпирического исследования ценностного мира старшеклассников

Диагностируя мотивацию учебной деятельности, мы выяснили, что в основе положительного отношения к учению в целом у старшеклассников преобладают следующие мотивы: 1) общественные у 45 % (это мой долг); 2) практически значимые у 35 % (хочу научиться самостоятельно работать); 3) мировоззренческие у 45 % (для расширения умственного кругозора); 4) личностные только у 30% (хочу учиться).

Определённый нами уровень развития ценностно-смыслового отношения к социально-гуманитарным дисциплинам представим в таблице 1.

Таблица 1

Сформированность у респондентов ценностно-смыслового отношения к социально-гуманитарным дисциплинам

Уровень

Отношение

Показатель сформированности, %

Оптимальный

Поисково-творческое отношение

4

Высокий

Сознательное отношение

17

Средний

Ситуативно-сознательное отношение

71

Низкий

Подконтрольно-сознательное отношение

8

Безразличное отношение

0

Так как большинство (71 %) составили представители среднего уровня ценностно-смыслового отношения к социально-гуманитарным дисциплинам, значит у них ещё недостаточно понимание последствий применения и использования этих знаний в собственной жизни. У представителей низкого уровня (8 %) отсутствует интерес к опыту использования полученных знаний, инициатива и самостоятельность действий, оценок, суждений, отсутствует самооценка и поиск личностного смысла изучения данных дисциплин и применения этих знаний в возможной будущей профессии, чувство удовлетворения от учебной работы.

Понимание респондентами смысла вкладывания собственных сил в процесс обучения определялся нами через три теста (таблица 2).

Таблица 2

Уровни понимания старшеклассниками смысла вкладывания собственных сил в процесс обучения (в %)

Уровни

Тесты

на оценку уровня конкурентоспособности личности

на оценку способностей к саморазвитию, самообразованию

на оценку трудолюбия и работоспособности

Оптимальный

2 %

0 %

2 %

Высокий

27 %

5 %

25 %

Средний

71 %

44 %

44 %

Низкий

0 %

51 %

29 %

Данные, приведённые в таблице, свидетельствуют о том, что только 2 % респондентов понимают смысл вкладывания собственных сил в процесс обучения на оптимальном уровне, но для оценки трудолюбия и работоспособности, это не страшно, так как оптимальный уровень этого качества часто характеризуется как «работоголизм». Для подавляющего количества респондентов по этому показателю характерен средний уровень. Вызывает опасения то, что 51 % респондентов находятся на низком уровне способностей к саморазвитию и самообразованию.

Диагностика ценностных ориентаций старшеклассников позволила выявить место (ранг) каждой из них в жизни старшеклассников (таблица 3).

Таблица 3

Ценности в жизни старшеклассников

п/п

Ценности

Ранг

п/п

Ценности

Ранг

1

Любовь

4

7

Наличие хороших и верных друзей

6

2

Активная деятельность

8

8

Материальное обеспечение жизни

5

3

Познание

9

9

Свобода как независимость

3

4

Здоровье

1

10

Интересная работа

7

5

Творчество

11

11

Счастливая семейная жизнь

2

6

Уверенность в себе

10

12

Красота природы и искусства

12

Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод о том, что более важным для большинства респондентов является материальное обеспечение жизни, нежели познание через активную деятельность и творчество – ценности, занявшие своё место во второй половине списка предпочтений. Наши данные схожи со среднероссийскими данными Т.П. Гуриной, которая, исследуя ценностные ориентации 2000 российских старшеклассников 19 лет назад, указала, что самый высокий ранг занимает показатель «обеспечить себе материальное благополучие»14.

Так как ценности являются мотивационными и когнитивными образованиями, они направляют и организуют поведение старшеклассников к достижению цели, оценивать реальность бытия, других людей, а также самого себя, смысла своего существования, своего предназначения. Смысл жизни – ценность самого высокого порядка. Анализ особенностей смысложизненных ориентаций по тесту Д.А. Леонтьева (СЖО) показал, что для большинства респондентов характерен средний уровень СЖО (69 %), для 14 % - низкий, для 15 % - высокий, для 2 % - оптимальный.

Так как отдельное исследование проводилось повторно на базе МОУ СШ № 87, мы можем провести сравнительный анализ результатов первого и второго исследования. Например, ряд заданий предполагал не только проранжировать предлагаемые ценности, но и выработать свою систему ценностных ориентаций. Поэтому постепенно изменялось их ценностно-смысловое отношение к социально-гуманитарным дисциплинам, что можно проиллюстрировать распределением уровней сформированности этого качества:

- 10 класс (апрель 2019 г.): низкий – 24 %, средний – 51 %, высокий – 25 %, оптимальный – 0 %;

- 11 класс (декабрь 2019 г.): низкий – 0 %, средний – 23 %, высокий – 57 %, оптимальный – 20 %.

Проанализируем данные, полученные с помощью теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО). При сравнении среднегрупповых значений в 10-х и 11-х классах наблюдаются отличия. Так, по субшкалам «Цели», «Локус контроля Я», «Локус контроля жизнь», «Общий ОЖ» отмечается небольшая тенденция на возрастание, тогда как по субшкалам «Процесс» и «Результат» можно отметить небольшое снижение исследуемых параметров. Поэтому можно говорить о том, что десятиклассники воспринимают сам процесс своей жизни как более интересный и эмоционально насыщенный, с ориентацией при этом больше в прошлое, чем в будущее. Выпускники чуть больше задумываются о своей будущей перспективе, профессиональном самоопределении, они более целеустремлённы, ответственны за себя и свою жизнь.

Анализ показал, что старшеклассники высокого и оптимального уровней СЖО характеризуются более интенсивным переживанием осмысленности своей жизни, её значимостью. Они отличаются наличием определённых жизненных целей, призвания, намерений, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, внутренним локусом контроля. Жизнь им представляется вполне осмысленной и целеустремлённой, наполненной интересными делами и эмоционально насыщенной. Они верят в собственную способность осуществлять контроль, влиять на ход своей жизни. В то же время они испытывают неудовлетворённость самореализацией, считая, что большую часть важных дел им ещё предстоит совершить, не готовы к адекватной оценке продуктивности пройденного отрезка жизни, так как ориентированы на будущие достижения. Эти старшеклассники ориентируются, прежде всего, на дальнюю временную перспективу, в то время как старшеклассники низкого и среднего уровней СЖО – на необходимость получения результата в настоящем. Нацеленность на будущее инициирует поиск путей реализации собственных возможностей, что усиливает активность старшеклассников.

Смысл жизни обладает качественно своеобразным содержанием, поэтому нам представляется необходимым раскрыть субъективную составляющую СЖО старшеклассников, которая проявлялась не только в ранжировании предложенных ценностей-целей жизни, но и через «порождение» старшеклассниками «своих». В последнюю категорию вошли: «судьба», «успех и счастье», «уверенность в себе», «духовное и физическое развитие», «известность», «уважение», «путешествие», «искусство», «хорошие верные друзья», «космос», «поиск смысла» и другие.

Исследование выявило некоторые гендерные различия: девушки предпочитают ценности семьи, большой любви, профессии; юноши хотят иметь друзей, бизнес, стать сильными и независимыми. Получить хорошую профессию – это стержневая целевая и ценностная установка большинства старшеклассников. В вопросе популярности профессий гендерные различия значительны: юноши хотят быть предпринимателями и бизнесменами (15 %), нефтянниками (10 %), затем они выбирают такие профессии как: юрист, работник правоохранительных органов, военный, врач, артист. Есть и такие юноши, которые хотели бы жить хорошо и при этом не работать, их от 3 % до 9 %. У девушек выбор профессии уже другой: юрист, медработник, бизнесмен, учитель, воспитатель. Совершенно очевидно, что профессиональные предпочтения не во всём соответствуют потребностям современного российского общества.

Что касается выявления кумиров старшеклассников, то опрос обучающихся МОУ СШ № 87 показал, что 30 % респондентов вообще их не имеют по разным причинам. Например, кумира нет, ибо у всех есть свои недостатки; не встречал; не хочу ни на кого ровняться; каждый человек индивидуален, нельзя кого-то копировать, повторять; есть люди, с которых я беру пример, но кумирами их не назову. В связи с этим, хотелось бы вспомнить мысль В. Ключевского о том, что у каждого поколения могут быть свои идеалы: у моего свои, у вашего другие, но жалко то поколение, у которого нет никаких. Среди называемых чаще всего кумиров можно перечислить следующих:

- спортсмены: Хабиб Нурмагомедов – боец смешанных боевых искусств (так как сам респондент занимается спортом); Тони Кроос – немецкий футболист, полузащитник клуба «Реал Мадрид» и национальной сборной Германии; Александр Олегович Костылев – профессиональный кибер-спортсмен (харизматичный, уверенный в себе, никогда не сдаётся);

- музыканты: Виктор Цой и группа «Кино», Фредди Меркьюри (близки жанры музыки), Курт Кобейн (преданность своему делу, какой горькой ни была бы правда, он её всегда добавит в строки песен, благодаря ему я начал заниматься музыкой), белорусский реп-музыкант Олег ЛСП (создаёт музыку для души), Паша-техник – музыкант и хип-хоп-исполнитель, Билли Айлиш – американская певица и автор песен (умный человек, уже в раннем возрасте завоевала популярность);

- артисты: В.С. Высоцкий (сила духа, верность себе, невероятная творческая сила), Джейсон Стейтем, Бенедикт Камбербэтч, Дэвид Теннант, Майкл Шин (их игра на сцене и в кино сильно отличается от игры наших актёров, ценю их талант, но не считаю кумирами), Том Хиддлстон – английский актёр и продюсер (роль Локи в кинематографической вселенной Marvel), Ариана Гранде, Хейли Стейнфилд, Селена Гомес, Деми Ловато, Дав Камерон – американские актрисы и певицы (упорно шли к своей цели, красиво поют);

- политики: В.В. Путин (хороший политик, который хорошо делает свою работу);

- учёные: Ч. Дарвин, З. Фрейд (за великий вклад в науку);

- писатели: И.С. Тургенев («Отцы и дети»), Ричард Янси – американский писатель фэнтези (роман «Ученик монстролога»), Генри Томас Марш – британский нейрохирург, автор книги «Не навреди: истории о жизни, смерти и нейрохирургии»;

- литературные герои: Гарри Поттер (может найти выход из любой ситуации), Флавия-Сабина де Люкс – героиня детективов Алана Бредли (за аналитический склад ума и проворливость), «В персонажах из книг нахожу отражение себя»;

- близкое окружение: мама и папа (они учат, показывают и говорят о том, что нельзя узнать от других людей; они вкладывают в меня свои силы и время); «мой лучший друг (ему 20 лет) – хороший программист, доброй души человек, всегда готов помочь другим, воодушевляет меня стать лучше, помог понять, кем я хочу стать»;

- коногерои, «представленные в таких интеллектуальных фильмах, как «Пролетая над гнездом кукушки», «Форрест Гамп», «Гражданин Кейн», «В диких условиях» и др. Чем больше будут создавать и смотреть таких фильмов, тем больше людей будут принимать правильные решения в своей жизни»;

- Илон Маск – канадско-американский инженер, предприниматель и инвестор, долларовый миллиардер (просто нравятся его идеи и творчество: электромобили, исследование космоса, но он – не кумир);

- космонавт: Алексей Леонов (первым вышел в открытый космос);

- художники: Александра Железнова – современная художница из Вологодской области (ум, трудолюбие, отношение к творчеству, художественные навыки, высокое понимание своей роли художника); представители всех художественных течений, которые ломали традиции, были верны своему сердцу, например, имперессионисты;

- «восхищаюсь людьми, выступающими против различных видов дискриминации (для меня важны не отдельные люди, а сообщество в целом)»;

- собирательный образ человека, на которого я бы хотела быть похожей (целеустремлённый, воспитанный, умный, уверенный в себе человек, весёлый, лёгкий в общении, амбициозный, активный, уравновешенный, возможно немного наглый, умеющий отстаивать свою точку зрения), но также считаю, что нужно самой стремиться быть для кого-то кумиром.

Таким образом, образцами для подражания старшеклассникам служат наши современники (1-е ранговое место), литературные и кинематографические персонажи (2-е ранговое место), различные герои истории (3-е ранговое место). Апелляция старшеклассников к историческим личностям и современникам говорит об ориентации в жизненных ситуациях, интересе и умении анализировать жизнь, об активности, включённости в неё, что, безусловно, способствует освоению новых социальных ролей, а значит, более успешной адаптации к жизненной среде. По общероссийским данным, современники занимали в 1999 г. последнее ранговое место15.

Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы: 1) ценностный мир старшеклассников зависит от их возрастных особенностей: для выпускников свойственно задумываться над своей будущей перспективой, профессией, самоопределением, они более целеустремлённы, ответственны за себя, имеют более определённые жизненные цели, нежели обучающиеся 10-х классов; 2) гендерные различия респондентов влияют на иерархию ценностей старшеклассников и выбор ими профессиональных предпочтений: девушкам более свойственная традиционная система ценностей и профессиональных предпочтений; 3) состояние кризиса, переживаемого нашим обществом, оказывает влияние на ценностные предпочтения старшеклассников, но прослеживается и преемственность с недавним прошлым: система ценностей старшеклассников включает, также как и раньше, здоровье, счастливую семейную жизнь, свободу, материальное благополучие.

Заключение

Ценностный мир старшеклассника – сложен для изучения, но важен, так как старшеклассники составляют важную часть российской молодёжи, им предстоит жизнедеятельность в условиях дальнейших преобразований, осуществляемых в Российском обществе. Очевидно, что от направленности ценностей старшеклассников напрямую зависит будущее России.

Исследование природы ценностного мира старшеклассников, их ценностей, ценностных ориентаций, идеалов и кумиров, позволяет заключить, что роль духовных факторов сегодня существенно ослабла, экономическая и прагматическая детерминация же вызывает к жизни чаще всего простейшие ценности, связанные с потреблением материальных благ. Но не всё так мрачно. Несомненно, до сих пор существуют и признаются такие вечные ценности: любовь к людям, семья, здоровье, трудолюбие, познание и др. Но им в последнее время противопоставляется любовь к комфорту, материальное богатство. И вследствие этого противостояния у старшеклассников возникает проблема выбора. Выбора собственных жизненных принципов и приоритетов, целей в жизни. На формирование этих ценностей влияют происходящие в обществе экономические и социальные изменения. Также исследование выявило зависимость ценностного мира старшеклассников от их возрастных и гендерных особенностей: старшие имеют более определённые жизненные цели, а девушкам более свойственна традиционная система ценностей.

Список литературы

Андреев В.И. Пакет десяти тестов на оценку интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. – Казань: СКАМ, 1992. – 46 с.

Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. – 2003. - № 1 (Т. 24). – С. 35-36.

Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 1998. – 1536 с. – С. 480.

Бондаренко О.В. Ценностный мир россиян: аксиология самобытного общественного развития. – Ростов на/Д: Изд-во СКНЦВШ, 1998. – С. 13.

Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социол. исслед. – 2002. - № 1. – С. 96-105.

Калинин А.С. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию (на материале гуманитарных дисциплин): дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2000. – 231 с.

Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Преподавание истории и обществознания в школе. – 1999. - № 2. – С. 50-52.

Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с. – С. 164.

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – изд. 2-е. – М.: Смысл, 2006. – 18 с.

Мизина Н.Н. Идеалы и кумиры современной молодёжи: психологический анализ проблемы: сб. науч. тр. СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2008. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ncstu.ru (дата обращения: 05.03.2020).

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – изд. 4-е, дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944. – С. 236.

Омельченко Е. Размышления о ценностях и фобиях российской молодёжи // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - № 4. – С. 52-55.

Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – 720 с. – С. 659.

Поклонение кумирам помогает подросткам расти психически здоровыми [Электронный ресурс]. URL: http://www.inopressa.ru (дата обращения: 05.03.2020).

Симонов В.М., Филатова О.П. Становление ценностно-смысловых отношений к предметам естественно-математического цикла в условиях личностно-гуманитарной парадигмы (на примере физики): учебное пособие. – Волгоград: Перемена, 2003. – 223 с.

Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодёжи // Социс. – 2003. - № 11. – С. 73-78.

Современный философский словарь / под общ. ред. д. ф. н. проф. В.Е. Кемерова. – Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998. – 1064 с. – С. 304.

Соколов А.В., Щербаков О.И. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социс. – 2003. - № 1. – С. 166-184.

Тоффлер А. Шок будущего / пер. с англ. – М.: ООО изд-во АСТ, 2002.

Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 590 с. – С. 534.

Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 415 с.

Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды. – М.: изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОД ЭК», 2006. – 766 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Определение уровня развития ценностно-смыслового отношения старшеклассников

к социально-гуманитарным дисциплинам (адаптация анкеты О.П. Филатовой)

Ценностно-смысловое отношение к изучаемым предметам характеризуется устойчивой, избирательной и предпочтительной связью обучающегося с изучаемым предметом, который, выступая во всём своём социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни его собственной и общества.

Выбери наиболее соответствующий каждому утверждению ответ.

I. Я считаю, что:

1. Знания по социально-гуманитарным дисциплинам мне не нужны.

2. Эти знания мне нужны только для того, чтобы получить нормальную (положительную) отметку.

3. Ценность представляют только интересующие (определённые) меня знания.

4. Ценность представляют все знания по социально-гуманитарным дисциплинам.

5. Необходимо знать не только то, что разработано в науке, но и то, что мало изучено ею на данный момент.

II. Считаю, что я:

Вообще не знаю социально-гуманитарные дисциплины.

Знаю только то, что меня заставили выучить.

Знаю только то, что мне интересно.

Хорошо знаю предмет, независимо от того, интересен он мне или нет.

Хорошо знаю предмет (в рамках школьного стандарта) и хорошо ориентируюсь в перспективных областях развития этих наук.

III. Я считаю, что:

Не умею применять полученные знания по социально-гуманитарным дисциплинам.

Если меня направляют или контролируют, то правильно применяю полученные знания.

Я умею применять полученные социально-гуманитарные знания, если мне это интересно.

Я свободно могу применять социально-гуманитарные знания для решения любого задания (в пределах требуемого школой объёма).

На основе полученных знаний на уроках и факультативах (или во внеурочное время) я могу выбрать исследовательскую задачу и по возможности пытаться её разрешить.

IV. Я считаю, что:

Я не инициативен на уроках.

Я проявляю инициативу для получения оценки.

Я инициативен только тогда, когда мне интересно.

Я инициативен при решении практически всех предложенных заданий.

Моя инициатива проявляется в нахождении разных способов при решении неразрешённых проблем.

V. Я считаю, что:

1. Я не творческий человек.

2. Если меня контролируют или направляют, то нахожу какой-нибудь оригинальный способ решения задачи.

3. Если мне интересно, то нахожу оригинальный способ решения задачи.

4. Я творчески подхожу к решению любой предложенной мне проблеме (либо ищу несколько способов решения задач, либо задаю вопросы по осмыслению новой темы с разных сторон).

5. Я творчески подхожу к решению исследовательских практико-ориентированных задач.

VI. Считаю, что я:

Даже не пытаюсь решить предложенную мне на уроке задачу.

С удовольствием решаю задачу только тогда, когда мне помогают и направляют.

Решаю задачу с удовольствием только тогда, когда она мне интересна.

С удовольствием решаю предложенную мне задачу независимо от того, интересна она мне или нет.

С удовольствием решаю исследовательские задачи.

VII. Я считаю, что:

Мне социально-гуманитарные знания не нужны, ибо не собираюсь учиться дальше.

Я изучаю социально-гуманитарные дисциплины ради получения высокой отметки, а не из-за их необходимости для моей будущей профессии, из-за:

страха перед кем-то;

поощрения;

поддержания определённого статуса в классе;

чего-то другого (указать, из-за чего).

Я изучаю только то, чем я заинтересовался (независимо от моей будущей профессии).

Для меня представляют ценность практически все социально-гуманитарные знания независимо от моей будущей профессии.

Меня интересует всё малоизученное в области социально-гуманитарных дисциплин независимо от моей будущей профессии.

VIII. Я считаю, что:

Мне социально-гуманитарные знания не нужны, ибо не собираюсь учиться дальше.

Вынужден изучать социально-гуманитарные знания из-за того, что они мне нужны для моей будущей профессии.

Меня интересуют только те социально-гуманитарные знания, которые связаны с моей будущей профессией.

Ещё не определился с моей будущей профессией, поэтому стараюсь изучать все дисциплины.

Меня интересует всё малоизученное только в тех областях социально-гуманитарного знания, которые связаны с моей будущей профессией.

IX. Я полагаю, что:

Я не буду дальше учиться, а стану сразу работать; дальнейшая учёба мне не нужна.

Мою будущую профессию мне выбрали по возможностям.

а) Я сначала немного поработаю, а потом решу, какое образование мне дальше получать в зависимости от моих интересов.

б) Я выбрал себе профессию по возможностям, хотя интересно мне многое.

4. а) Я выбрал сам будущую профессию по своим возможностям и интересам.

б) Я ещё не выбрал себе профессию, но сознательно отношусь к изучению всех предметов.

5. Я собираюсь в будущем заниматься исследовательской деятельностью.

X.

1. Мне вообще не интересно на уроках по социально-гуманитарным дисциплинам.

2. Мне редко бывает интересно на уроках по социально-гуманитарным дисциплинам.

3. Мне часто бывает интересно на уроках по социально-гуманитарным дисциплинам.

4. Мне всегда интересно на уроках по социально-гуманитарным дисциплинам.

5. Меня всегда интересуют неразрешённые проблемы в области социально-гуманитарного знания.

Первые ответы оцениваются одним баллом, вторые – двумя, третьи – тремя и т.д. Безразличному отношению соответствует количество баллов от 0 до 15; уровню подконтрольно-сознательного отношения – от 15 до 25; уровню ситуативно-сознательного отношения – от 25 до 35; уровню сознательного отношения – от 35 до 45; поисково-творческому – от 45 до 50 баллов.

Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой)

Раздел I

Назови из всех изучаемых в школе предметов самые

а) любимые __________________________________

б) нелюбимые _________________________________

Раздел II

Подчеркни причины, характеризующие твоё отношение к предмету. Допиши недостающие

Люблю предмет потому, что:

Не люблю предмет потому, что:

1. Он интересен.

1. Он неинтересен.

2. Нравится, как преподаёт учитель.

2. Не нравится, как преподаёт учитель.

3. Предмет нужно знать всем.

3. Предмет не нужно знать всем.

4. Предмет нужен для будущей работы.

4. Предмет не нужен для будущей работы.

5. Он легко усваивается.

5. Он трудно усваивается.

6. Он заставляет думать.

6. Он не заставляет думать.

7. Предмет считается выгодным.

7. Предмет не считается выгодным.

8. Он требует наблюдательности, сообразительности.

8. Он не требует наблюдательности, сообразительности.

9. Предмет требует терпения.

9. Предмет не требует терпения.

10. Он занимательный.

10. Он не занимательный.

11. Товарищи интересуются этим предметом.

11. Товарищи не интересуются этим предметом.

12. Интересны отдельные факты.

12. Интересны только отдельные факты.

13. Родители считают этот предмет важным.

13. Родители не считают этот предмет важным.

14. Хорошие отношения с учителем.

14. Плохие отношения с учителем.

15. Учитель часто хвалит.

15. Учитель редко хвалит.

16. Учитель интересно объясняет.

16. Учитель неинтересно объясняет.

17. Получаю удовольствие при его изучении.

17. Не получаю удовольствия при его изучении.

18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт.

18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт.

19. Предмет помогает развивать общую культуру.

19. Предмет не способствует развитию общей культуры.

20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире.

20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире.

21. Просто интересно.

21. Просто не интересно.

Раздел III

Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.

Это мой долг.

Хочу стать грамотным

Хочу быть полезным гражданином.

Не хочу подводить свой класс.

Хочу быть умным и эрудированным.

Хочу добиться полных и глубоких знаний.

Хочу научиться самостоятельно работать.

Все учатся, и я тоже.

Родители заставляют.

Нравится получать хорошие оценки.

Чтобы похвалил учитель.

Чтобы товарищи со мной дружили.

Для расширения умственного кругозора

Классный руководитель заставляет.

Хочу учиться.

Обработка результатов. Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй – причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему обучающийся вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

Анкета «Мотивы учебной деятельности старшеклассников»

(по П. И. Третьякову и И. Б. Сенновскому)

Цель: изучить уровень сформированности основных мотивов деятельности учащихся.

Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 – всегда; 1 – иногда; 0 – никогда.

А.

На уроке бывает интересно.

Нравится учитель.

Нравится получать хорошие отметки.

Б.

Родители заставляют учиться.

Учусь, так как это мой долг.

Предмет полезен для жизни.

В.

Узнаю много нового.

Заставляет думать.

Получаю удовольствие, работая на уроке.

Г.

Легко даётся.

С нетерпением жду урока.

Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.

А – ситуативный интерес; Б – учение по необходимости; В – интерес к предмету; Г - повышенный познавательный интерес.

Диагностика учебных целей старшеклассников (по А.В. Хуторскому)

Каждому ученику-старшекласснику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него цели. В зависимости от позиции учителя, направленности образовательной программы, изучаемого предмета и конкретных условий обучения набор предлагаемых ученикам целей может быть различен. Список целей выглядит так:

изучить материал учебника;

усвоить основные понятия и законы темы;

подготовить доклад по одной из проблем (указать);

качественно подготовиться к зачёту (контрольной работе, экзамену);

выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать);

овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;

углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их);

научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;

проявить и развить свои способности (назвать их);

организовать свою учёбу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;

научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы;

получить хорошую отметку на зачёте;

научиться решать задачи и проблемы по теме;

свой вариант цели.

В данном случае ученики не составляют собственной иерархии целей, а относятся к уже составленной учителем. Такой подход позволяет получить обобщённые данные по доминирующим направлениям целеполагания в классе или группе учеников. Анализ ответов на анкету позволяет учителю судить об образовательном настрое учащихся, мотивах их учёбы, индивидуальных склонностях. Так, выбор целей 1, 4, 12 свидетельствует о формальной ориентации ученика в обучении; 2, 7, 13 – о наличии когнитивных мотивов; 3, 5, 8 – о креативных наклонностях; 6, 10 – о методологических приоритетах деятельности; 9, 14 – о самоорганизации. После анализа полученных от учеников данных учитель получает полную картину ученических предпочтений, с учётом которых формулируются приоритетные цели обучения.

Приложение 2

Анкета для старшеклассников (по А.С. Калинину)

Вам предлагается перечень ценностей. Каждый человек определяет для себя сам, какая из этих ценностей будет для него наиболее важной, а какая будет значима менее всего. Сейчас Вам предлагается сделать свой выбор. Напротив каждой ценности поставьте цифру от 1 до 12, которая будет означать место, какое она занимает в Вашей жизни. Не спешите давать ответы, подумайте над каждым из ответов. Постарайтесь сопоставить все известные Вам аргументы в пользу каждой из ценности.

Класс ________

Ценности

Место ценности в жизни

Ценности

Место ценности в жизни

1. Любовь

 

7. Наличие хороших и верных друзей

 

2. Активная деятельность

 

8. Материальное обеспечение жизни

 

3. Познание

 

9. Свобода как независимость

 

4. Здоровье

 

10. Интересная работа

 

5. Творчество

 

11. Счастливая семейная жизнь

 

6. Уверенность в себе

 

12. Красота природы и искусства

 

Анкета для старшеклассников (по Е.В. Романовой)

1. Что является для Вас главным в жизни:

- взаимоотношения в семье,

- материальное благополучие,

- здоровье,

- друзья,

- любовь,

- учёба, профессиональное образование,

- карьера?

2. Расположите данные ценности в порядке значимости для Вас от более значимого к менее значимому:

- семья, взаимопонимание, дети,

- любовь,

- карьера,

- материальное благополучие,

- друзья,

- душевное равновесие,

- успех, популярность,

- власть, статус,

- личностный рост и развитие,

- духовный рост, познание себя,

- познание,

- образование,

- красота,

- здоровье.

3. Назовите Ваше любимое занятие в свободное время (отметить не более 3-х ответов):

- занимаюсь спортом;

- посещаю дискотеку;

- читаю книги, газеты, журналы,

- смотрю телевизор, видео,

- играю в компьютерные игры,

- гуляю с друзьями,

- посещаю бар,

- занимаюсь домашними делами,

- другое.

4. Если у Вас кумир? Кто он?

5. Почему именно этот человек (персонаж) стал Вашим кумиром? Какие качества кумира Вы хотели бы перенять? Что Вам больше всего нравится в Вашем кумире? Почему Вы считаете, что Ваш кумир действительно достоин уважения?

Приложение 3

Тест на оценку уровня конкурентоспособности личности (по В. И. Андрееву)

При ответе на вопросы теста необходимо выбрать и записать один из вариантов ответа.

Я точно знаю, чего хочу добиться в ближайшие 2 – 3 года: а) да, б) скорее да, в) трудно сказать, г) скорее нет, д) нет.

Я ценю деловых, практичных и предприимчивых людей: а) да, б) скорее да, в) трудно сказать, г) скорее нет, д) нет.

Я точно знаю, в какой сфере я могу прилично заработать: а) да, б) скорее да, в) трудно сказать, г) скорее нет, д) нет.

У меня всегда хватает энергии, чтобы довести начатое дело до конца: а) да, б) скорее да, в) когда как, г) скорее нет, д) нет.

Я редко устаю: а) да, б) скорее да, в) когда как, г) довольно часто, д) нет.

Мои родители и учителя считают меня старательным и прилежным: а) да, б) чаще всего да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

Мне часто удаётся, казалось бы, при неразрешимой проблеме найти неожиданное простое и даже оригинальное решение: а) да, б) сравнительно часто, в) когда как, г) редко, д) нет.

Я быстро осваиваю новые виды деятельности: а) да, б) чаще всего, в) когда как, г) не всегда, д) нет.

Я часто бываю инициатором нововведений в нашем коллективе: а) да, б) чаще всего, в) иногда, г) очень редко, д) нет.

Я способен идти на риск, даже если шансы на успех не велики: а) да, б) скорее да, в) когда как, г) скорее нет, д) нет.

Мои друзья считают меня человеком решительным: а) да, б) скорее да, в) кто как, г) скорее нет, д) нет.

Покупая дорогую, но необходимую мне вещь, я принимаю решение сам, полагаясь на свой вкус: а) да, б) чаще всего да, в) когда как, г) часто советуюсь, д) советуюсь практически всегда.

Я высказываю своё мнение, даже если кому-то оно не нравится: а) да, б) скорее да, в) когда как, г) скорее нет, д) нет.

В дискуссиях и спорах мне чаще всего удаётся настоять на своём: а) да, б) скорее да, в) когда как, г) скорее нет, д) нет.

Принимая ответственное решение, я полагаюсь только на себя и ни с кем не советуюсь: а) да, б) чаще всего да, в) когда как, г) чаще всего нет, д) нет.

В кругу друзей мне нравится и удаётся быть «душой компании»: а) да, б) скорее да, в) когда как, г) иногда, д) нет.

Мне легко удаётся установить контакт с новыми для меня людьми: а) да, б) сравнительно часто, в) когда как, г) редко, д) нет.

Я предпочитаю брать на себя ответственность, руководя людьми, чем подчиняться кому-либо: а) да, б) скорее да, в) когда как, г) скорее нет, д) нет.

Я систематически занимаюсь самообразованием, саморазвитием своих личностных качеств: а) да, б) скорее всего да, в) когда как, г) очень слабо и редко, д) нет.

Я веду дневник, где планирую свою жизнь, анализирую свои промахи и ошибки: а) да, б) часто, в) периодически, г) очень редко, д) нет.

Если я чего-то добился, то благодаря самообразованию и саморазвитию: а) да, б) скорее всего да, в) ответить затрудняюсь, г) скорее всего, нет, д) нет.

Вечером после рабочего дня я засыпаю: а) очень быстро, б) сравнительно быстро, в) когда как, г) иногда страдаю бессонницей, д) часто страдаю бессонницей.

Если мне кто-либо нагрубит, то я быстро забываю об этом: а) да, б) скорее да, в) когда как, г) скорее нет, д) нет.

Я стремлюсь и мне удаётся не втягивать себя в конфликты: а) да, б) скорее всего да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

Считают ли Вас друзья человеком с «перспективой»: а) да, б) скорее да, в) когда как, г) скорее нет, д) нет.

Как часто по своей личной инициативе Вы участвуете в дискуссиях, семинарах, конференциях: а) часто, б) сравнительно часто, в) периодически, г) сравнительно редко, д) не участвую.

В плане профессионального самоопределения в последние два года я имею продвижение: а) да, б) скорее всего да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.

Я считаю, что работу нужно делать тщательно и качественно или не делать вообще: а) да, б) чаще всего, в) не любая работа требует одинаковой тщательности, г) мне не всё в равной степени удаётся делать качественно, д) я делаю всё быстро, но недостаточно качественно.

Я могу одну и ту же работу неоднократно переделывать, вносить качественные улучшения: а) да, б) чаще всего, в) когда как, г) скорее нет, д) нет.

Были ли у Вас случаи, чтобы выполненную работу Ваш руководитель попросил Вас переделать ещё раз: а) такого я что-то не помню, б) очень редко, в) периодически, г) сравнительно часто, д) очень часто.

Далее переведите результаты Ваших ответов в баллы. При ответах на вопросы: а = 5 баллов, б = 4 балла, в = 3 балла, г = 2 балла, д = 1 балл. Если Вы суммируете набранные числа баллов, то получите число, находящееся в интервале от 30 – 100 баллов. Каков же Ваш уровень конкурентоспособности: 30 – 83 балла – низкий; 84 – 109 - средний; 110 – 137 – высокий; 138 – 150 – оптимальный. Итак, конкурентоспособность личности характеризуют синтез таких качеств, как чёткость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, способность к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, способность к непрерывному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта своего труда.

Тест на оценку способностей к саморазвитию, самообразованию (по В. И. Андрееву)

1.За что Вас ценят Ваши друзья: а) за то, что преданный и верный друг; б) сильный и готов в трудную минуту за них постоять; в) эрудированный, интересный собеседник.

2. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика Вам более всего подходит: а) целеустремлённый, б) трудолюбивый, в) отзывчивый.

3. Как Вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день: а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени, б) я пытался это делать, но не регулярно, в) положительно, так как я давно это делаю.

4. Что Вам больше всего мешает лучше учиться: а) нет достаточно времени, б) нет подходящей литературы и условий, в) не всегда хватает силы воли и настойчивости.

5. Каковы типичные причины Ваших ошибок и промахов: а) невнимательный, б) переоцениваю свои способности, в) точно не знаю.

6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика Вам более всего подходит: а) настойчивый, б) усидчивый, в) доброжелательный.

7. На основе сравнительной оценки выберите, какая характеристика Вам более всего подходит: а) решительный, б) любознательный, в) справедливый.

8. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика Вам более всего подходит: а) генератор идей, б) критик, в) организатор.

9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у Вас развиты в большей степени: а) сила воли, б) память, в) обязательность.

10. Что чаще всего Вы делаете, когда у Вас появляется свободное время: а) занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби, б) читаю художественную литературу, в) провожу время с друзьями, либо в кругу семьи.

11. Что из ниже приведённых сфер для Вас в последнее время представляет познавательный интерес: а) научная фантастика, б) религия, в) психология.

12. Кем бы Вы могли себя максимально реализовать: а) спортсменом, б) учёным, в) художником.

13. Каким образом чаще всего считают или считали Вас учителя: а) трудолюбивым, б) сообразительным, в) дисциплинированным.

14. Какой из трёх принципов Вам ближе всего и, которого Вы придерживаетесь чаще всего: а) живи и наслаждайся жизнью, б) жить, чтобы больше знать и уметь, в) жизнь прожить – не поле перейти.

15. Кто ближе всего Вашему идеалу: а) человек здоровый, сильный духом, б) человек, много знающий и умеющий, в) человек независимый и уверенный в себе.

16. Удастся ли Вам в жизни добиться того, о чём Вы мечтаете, в профессиональном и личном плане: а) думаю, что да, б) скорее всего да, в) как повезёт.

17. Какие фильмы Вам больше всего нравятся: а) приключенческо-романтические, б) комедийно-развлекательные, в) философские.

18. Представьте себе, что Вы заработали миллион. Куда бы Вы предпочли его истратить: а) путешествовал бы и посмотрел мир, б) поехал бы учиться за границу или вложил деньги в любимое дело, в) купил бы коттедж с бассейном, мебель, шикарную машину и жил бы в своё удовольствие.

Ваши ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом:

Вопрос

Оценочные баллы ответов

Вопрос

Оценочные баллы ответов

1

а) 2 б) 1 в) 3

10

а) 2 б) 3 в) 1

2

а) 3 б) 2 в) 1

11

а) 1 б) 2 в) 3

3

а)1 б) 2 в) 3

12

а) 1 б) 3 в) 2

4

а)3 б) 2 в) 1

13

а) 3 б) 2 в) 1

5

а) 2 б) 3 в) 1

14

а) 1 б) 3 в) 2

6

а) 3 б) 2 в) 1

15

а) 1 б) 3 в) 2

7

а) 2 б) 3 в) 1

16

а) 3 б) 2 в) 1

8

а) 3 б) 2 в) 1

17

а) 2 б) 1 в) 3

9

а) 2 б) 3 в) 1

18

а) 2 б) 3 в) 1

По результатам тестирования Вы можете определить уровень Ваших способностей к саморазвитию и самообразованию: 18 – 34 – низкий; 35 – 40 – средний; 41 – 46 - высокий; 47 – 54 – оптимальный.

Тест на оценку трудолюбия и работоспособности (по В. И. Андрееву)

При ответе на вопросы теста необходимо выбрать один из трёх вариантов ответа.

Часто ли Вы выполняете работу, которую вполне можно было бы передать другим: а) да, б) редко, в) очень редко.

Как часто из-за занятости Вы обедаете наспех: а) часто, б) редко, в) очень редко.

Как часто ту работу, которую Вы не успели выполнить днём, Вы выполняете вечером: а) редко, б) периодически, в) часто.

Что для Вас характерно: а) Вы работаете значительно больше других, б) Вы работаете как все, в) Вы так организуете работу, что работаете меньше всех.

Можно ли сказать, что физически Вы были бы более крепким и здоровым, если были бы менее усердны в учёбе: а) да, б) трудно сказать, в) нет.

Замечаете ли Вы, что из-за усердия в учёбе Вы мало времени уделяете общению с друзьями: а) да, б) трудно сказать, в) нет.

Не характерно ли для Вас, что уровень работоспособности в последнее время стал для Вас несколько падать: а) да, б) ответить затрудняюсь, в) нет.

Замечаете ли Вы, что в последнее время Вы теряете интерес к знакомым и друзьям, которые не связаны с Вашей учёбой: а) да, б) ответить затрудняюсь, в) нет.

Подстраиваете ли Вы свой образ жизни под нужды учёбы: а) да, б) когда как, в) скорее всего, нет.

Способны ли Вы заставить себя работать в любых условиях: а) да, б) когда как, в) нет.

Раздражают ли Вас люди, которые отдыхают в то время, когда Вы работаете: а) да, б) когда как, в) нет.

Как часто Вы увлечены учёбой: а) часто, б) периодически, в) редко.

Были ли в последнее время у Вас ситуации, чтобы Вы не могли заснуть, думая о своих проблемах, связанных с учёбой: а) сравнительно часто, б) периодически, в) редко.

Какой темп работы для Вас наиболее характерен: а) я работаю медленно, но качественно, б) когда как, в) я работаю быстро, но не всегда качественно.

Работаете ли Вы во время каникул: а) чаще всего да, б) иногда, в) нет.

Что для Вас наиболее характерно с точки зрения профессионального самоопределения: а) я давно выбрал для себя профессию, б) я точно знаю, какая профессия мне больше всего подходит, но для того, чтобы овладеть ею, нет подходящих условий, в) я ещё не решил окончательно, какая профессия мне больше всего подходит.

Что бы Вы предпочли: а) иметь очень интересную и творческую работу, пусть даже не всегда высоко оплачиваемую, б) работу, где требуется большое трудолюбие и упорство, но и очень высокооплачиваемую, в) работу, не требующую большого напряжения и сил, но достаточно прилично оплачиваемую.

Считают ли Вас родители, учителя человеком усидчивым и прилежным: а) да, б) когда как, в) нет.

При подсчёте суммарного числа баллов следует иметь ввиду, что ответы оцениваются: а) 3 балла, б) 2 балла, в) 1 балл. Уровень Вашего трудолюбия и работоспособности: 18 – 34 балла – низкий; 35 – 40 баллов – средний; 41 – 46 баллов – высокий; 47 – 54 балла - оптимальный. Следует иметь ввиду, что лучший результат – высокий уровень. Однако, оптимальный уровень трудолюбия и работоспособности часто характеризуется как «работоголизм», т.е. чрезмерное усердие в работе, которое нередко приводит к стрессовым ситуациям и даже истощению нервной системы. Потому, развивая в себе трудолюбие и работоспособность, важно, как и во всём, знать меру и не превращаться в «работоголика»!

Приложение 4

Тест смысложизненных ориентаций (по Д.А. Леонтьеву)

Инструкция. Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на Ваш взгляд, одинаково верны).

Ф.И.О. ______________________ Пол _________ Возраст ___________ Образование ____________

1

Обычно мне скучно

3210123

Обычно я полон энергии

2

Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей

3210123

Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной

3

В жизни я не имею определённых целей и намерений

3210123

В жизни я имею очень ясные цели и намерения

4

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной

3210123

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремлённой

5

Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие

3210123

Каждый день мне кажется совершенно похожим на все другие

6

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться

3210123

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами

7

Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал

3210123

Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал

8

Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов

3210123

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни

9

Моя жизнь пуста и неинтересна

3210123

Моя жизнь заполнена интересными делами

10

Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной

3210123

Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла

11

Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе

3210123

Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь ещё раз так же, как живу сейчас

12

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство

3210123

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности

13

Я человек очень обязательный

3210123

Я человек совсем не обязательный

14

Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию

3210123

Я полагаю, что человек лишён возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств

15

Я определённо могу назвать себя целеустремлённым человеком

3210123

Я не могу назвать себя целеустремлённым человеком

16

В жизни я ещё не нашёл своего призвания

3210123

В жизни я нашёл своё призвание и цели

17

Мои жизненные взгляды ещё не определились

3210123

Мои жизненные взгляды вполне определились

18

Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни

3210123

Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни

19

Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею

3210123

Моя жизнь неподвластна мне, и она управляется внешними событиями

20

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение

3210123

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

Ключи шкал теста смысложизненных ориентаций. Для подсчёта баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале по следующему правилу:

в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17;

в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по асимметричным шкалам:

3 2 1 0 1 2 3 = 3

3 2 1 0 1 2 3 = 1

3 2 1 0 1 2 3 = 4

3 2 1 0 1 2 3 = 5

3 2 1 0 1 2 3 = 2

После этого суммируются баллы асимметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченным испытуемым. Общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) – все 20 пунктов теста.

Субшкала 1 (Цели) – пп. 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (Процесс) – пп. 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала 3 (Результат) – пп. 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (Локус контроля-Я) – пп. 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (Локус контроля-жизнь) – пп. 7, 10, 11, 14.

Уровни СЖО: 40-79 баллов – низкий; 80-118 баллов – средний; 119-129 – высокий; 130- … - оптимальный.

1 Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 590 с. – С. 534.

2 Бондаренко О.В. Ценностный мир россиян: аксиология самобытного общественного развития. – Ростов на/Д: Изд-во СКНЦВШ, 1998. - С. 13.

3 Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – 720 с. – С. 659.

4 Современный философский словарь / под общ. ред. д.ф. н. профессора В.Е. Кемерова. – Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998. – 1064 с. – С. 304.

5 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – изд. 4-е, дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944 с. – С. 236.

6 Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 1998. – 1536 с. – С. 480.

7 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ соч. С. 236.

8 Мизина Н.Н. Идеалы и кумиры современной молодёжи: психологический анализ проблемы: сб. науч. тр. СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2008. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ncstu.ru (дата обращения: 05.03.2020).

9 Поклонение кумирам помогает подросткам расти психически здоровыми [Электронный ресурс]. URL: http://www.inopressa.ru (дата обращения: 05.03.2020).

10 Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с. – С. 164.

11 Соколов А.В., Щербаков О.И. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социс. – 2003. - № 1. – С. 166-184.

12 Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодёжи // Социс. – 2003. - № 11. – С. 73-78.

13 Тоффлер А. Шок будущего / пер. с англ. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2002.

14 Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Преподавание истории и обществознания в школе. – 1999. - № 2. – С. 51.

15 Киприянова Е.В. Указ соч.

38

Просмотров работы: 749