Создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности

Решетников Д.Д. 1
1МАОУ СОШ №8 ГОЩ
Фролкина А.Н. 1
1МАОУ СОШ №8 ГОЩ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ведущие принципы государственной политики в области образования определяются приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободным развитием каждой личности, что зафиксировано в законе Российской Федерации №273 «Об образовании». Это подтверждает правомерность обращения современной педагогической науки на личностно-ориентированное обучение и в целом гуманизации образования. Гуманистический характер образования во многом определяется представлениями о человеческой индивидуальности, поэтому проблема индивидуализации обучения была и остается одной из фундаментальных как в отечественной, так и в зарубежной педагогике.

В современной школе индивидуализация обучения осуществляется с целью оказания помощи в становлении личности, выявления всех ее неиспользованных ресурсов, упрочения положения в социуме. Это особенно значимо для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающихся в школе надомного обучения.

Федеральный закон Российской Федерации №273 «Об образовании» от 25.12.2012 говорит, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В Российской Федерации, согласно данным (рис. 1), количество таких детей постоянно растет, и эта тенденция, к сожалению, сохраняется. Так, по данным министерства образования России в 1990 году функционировало 10 школ надомного обучения, где обучалось 1172 учащихся, а в 2004 году уже 23 школы, в которых обучалось 2972 учащихся. На рис. 1 представлены статистические данные количества детей с ограниченными возможностями здоровья с 2010 по 2019 год.

Рис. 1. Статистические данные количества детей с ОВЗ в Российской Федерации 2010-2019гг.

Контингент нашей школы составляют дети-инвалиды, имеющие сохранный интеллект. На рис. 2 представлены численность детей с ОВЗ в МАОУ СОШ №8 ЩМР МО за последние четыре года во время проведения эксперимента в рамках научного проекта.

Рис. 2. Статистические данные количества детей с ОВЗ в МАОУ СОШ №8 ЩМР МО 2015-2019гг.

Причинами являются проблемы с окружающей средой, неправильным образом жизни родителей ребенка с ОВЗ, плохой наследственностью, болезнями, имеющие генетические отклонения, слабым иммунитетом.

Семьи, в которых рождаются дети с ОВЗ, приобретают особый статус, не только с социальной точки зрения, но и с психологической. Дети и родители сталкиваются с рядом сложностей, разрешить которые поможет квалифицированная психологическая помощь. В первую очередь необходимо помочь адаптироваться ребенку с ОВЗ в обществе и поддержать в вопросах развития.

Проблема семьи с ребенком с ОВЗ – закрытость от окружающего мира. Необходимость в проведении особых медицинских процедур, страх, нередко боязнь общественного мнения толкает родителей максимально сузить круг общения, замыкаясь на себе и ребенке.

Учителя непосредственно принимают большое участие в помощи развития детей, помогают родителям. Педагоги внимательно наблюдают за уровнем развития детей, преподнося учебный материал в более понятной для них форме. Для детей с ограниченными возможностями создаются специальные методические программы, основанные на советах специализированных психологов и квалифицированных специалистах этой сферы.

Необходимо понимание, как можно аккуратно и безболезненно внедриться в мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а ему в социум. Почему мы делаем маленькие шаги, возможно, спросите вы? По рекомендациям многих психологов и высококвалифицированных педагогов, работающих в нашей школе, такие действия стоит предпринимать очень осторожно, потому что это долгий процесс, требующий упорной работы с ребенком для того, чтобы получить видимый результат.

Актуальность нашего проекта состоит в том, что многие дети с ограниченными возможностями не могут участвовать в конкурсах наравне с остальными детьми.

Проблема, которая становится - малое участие окружающих в развитии творческих способностей детей с ОВЗ, в частности, связанных с развитием мелкой моторики.

Гипотеза: адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме через развитие творческого потенциала в рамках конкурсов происходит быстрее.

Целью нашего проекта является выявление творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи были определенны целью исследования:

Проанализировать нормативно-правовую документацию в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

Проанализировать результаты научно-исследовательских работ «Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в современной школе» за 2015-2016 учебный год, «Раскрытие творческого потенциала во внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» за 2016-2017 учебный год.

Расширить конкурсную базу образовательной организации, разработать положения и провести конкурсы для учеников с ОВЗ МАОУ СОШ №8 в рамках научно-исследовательского проекта.

Провести районный конкурс рисунков «Новогодняя сказка» в 2018-2019 учебном году.

Подвести итоги проведенных мероприятий, наградить участников именными грамотами, тем самым способствуя повышению мотивации участвовать в конкурсах.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ нормативно-правовой литературы, законодательных актов в области образования;

Эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, самооценка и экспертная оценка, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.

Проект направлен на ученика, который мог бы прогрессировать в развитии творческих, умственных, речевых способностей, а также адаптация в окружающем мире и социуме. Научные исследования в рамках проекта показывают, что при частых занятиях с ребенком, с использованием, например, развивающих игр, изготовление подделок, состоящих из бисера, пластилина и других, разного рода материалов, помогают ребенку расти в творческом направлении.

Нормативно-правовая база обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

На данный момент в Российской Федерации существует большое количество нормативной документов в области инклюзивного образования, отражающие реализацию прав каждого человека на образование и раскрытие творческой личности:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;

Конвенция ООН о правах инвалидов (принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года и закрепляющая основные права и свободы личности по отношению к людям с инвалидностью);

Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка»;

Федеральный закон РФ от 25 декабря 2012 года «Об образовании»;

Федеральный государственный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Декларации прав ребенка;

Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

Программа «Доступная среда для инвалидов» (утверждена распоряжением правительства России 17 ноября 2008 года).

В целях реализации права каждого человека на образование в нашей школе создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон РФ от 25 декабря 2012 года «Об образовании», гласит, что инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлен Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ОВЗ. В нем говорится о различиях у детей разных категорий, поскольку они задаются спецификой ограничений возможностей здоровья, определяют особую логику построения образовательного процесса и находят своё отражение во всех его компонентах.

Для реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в образовательной организации принята государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 гг. Программа предполагает увеличение количества школ для совместного обучения здоровых детей и ребят-инвалидов, запуск на улицы города транспорта, которым могут пользоваться люди с ограниченными возможностями, снабжение большего числа телевизионных программ субтитрами и сокращение сроков прохождения инвалидами процедуры медико-социальной экспертизы. Будет сделан упор на обучение специалистов, готовых заниматься с инвалидами, в том числе переводчиков жестового языка. Предполагается, что в результате реализации программы возрастет успешность реабилитации инвалидов. В 2010 году к активной жизни возвращались 42,2-51,7% инвалидов, прошедших реабилитацию. К 2016 году этот показатель увеличен до 44-52%.

Творческие конкурсы во внеурочной деятельности для детей с ОВЗ в рамках научно-исследовательского проекта

В нашей школе у детей с ограниченными возможностями здоровья присутствовали такие болезни, как детский центральный паралич, цефалгия, церебральная ангиодистония, вегето-сосудистая дистония, парасомния, а также некоторые дети находились на реабилитационном послеоперационном периоде. Даже с присутствием таких болезней у детей сохранен интеллект, мозговые функции не предполагают нарушения. Исходя из этого, образовательная организация имеет возможность участвовать в развитии детей, обучаемых как дома, так и в школе, в творческом направлении. На основе этих заболеваний, по советам высококвалифицированных педагогов и психологов, предполагаем, что рисунок и изготовление поделок является самым лучшим вариантом для творческого развития дитя с ОВЗ.

В 2015-2016 учебном году нами было предположено, что для успешной адаптации детей в социуме нужно больше конкурсов, стимулирующих мотивацию к раскрытию творческих возможностей. Этот вопрос был поднят в педагогическом коллективе и на уровне администрации школы. В новогодние праздники ученики образовательной организации поздравили детей с ОВЗ с наступающим Новым годом.

Среди учеников 8-11 классов школы был проведен социальный опрос, включающий в себя пять вопроса. В опросе приняло участие 50 человек.

Анкета состояла из вопросов:

Ваше отношение к детям ОВЗ

Помогали бы Вы ученику с ОВЗ

Хотели бы вы принять участие в волонтерстве в помощи детям с ОВЗ

Есть ли в кругу обычных учеников друзья с ОВЗ

Выделяли бы вы из общества детей с ОВЗ

При подведении ответов социального опроса (рис. 3) видно, что статистика «Да» и «Нет» только в третьем вопросе практически одинаковая, в остальных происходит значительное колебание. Это может указывать на неопределённость учащихся по своему отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Рис. 3. Статистика ответов участников социального опроса

К сожалению, современное законодательство не до конца прописано для детей-инвалидов. Оснащение современных школ не всегда готово принять к себе особенных учеников.

Готовность школ к принятию учеников с ОВЗ

Современная школа должна принимать разных учеников. Но так ли это? Образовательные учреждения, построенные за последние два-три года учитывают все потребности, которые могут возникнуть при обучении непростых учеников в стенах школы.

МАОУ СОШ №8 основана в 1953 году. [5] За время своего существования для детей с ОВЗ дополнена только пандусом, т.к. конструкция здания не предусматривает глобальных изменений.

Пандусами оснащены все школы Щёлковского района. За последние два года было построено лишь две школы: МАОУ Серковская СОШ деревни Серково и МАОУ СОШ №17 с УИОП. Можно утверждать, что лишь эти две школы отвечают всем современным тенденциям образования. [3]

Проведение благотворительной акции для ребёнка с ОВЗ

В рамках проекта к Новому году было проведено мероприятие для ребёнка с ОВЗ. Ученикам нашей школы было предложено поздравить девочку начальной школы, обучающейся на дому, с наступающими новогодними праздниками. Ученики нарядились в Деда Мороза и Снегурочку. Под руководством классного руководителя ученицы, родителей и педагога-организатора старшеклассники посетили ребёнка с ОВЗ, визиту которых крайне обрадовалась.

Результатом стал поднятие настроения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, желание развиваться. После ухода гостей ученица с ОВЗ выявила желание тоже стать Снегурочкой и поздравлять других детей.

В 2016-2017 учебном году было разработано положение и проведен конкурс рисунков «Новогодний рисунок», в котором дети с ОВЗ успешно приняли участие. Ученики получили памятные грамоты и сладкие сувениры. Также продолжилась традиция новогодних поздравлений. Встречи проходили непродолжительно, т.к. дети с ОВЗ быстро уставали.

Конкурс проводился в период с 1 по 25 декабря 2016 года. Согласно положению для организации и проведения конкурса было создано общешкольное жюри, в состав которого входила администрация школы. Отбор работ происходил по указанным в положении критериям, в которых указано, что рисунки должны соответствовать новогодней тематике, должны быть качественно исполнены. Работу мог представить ее автор или законный представитель автора учебного заведения. Представленные работы были формата А3 или А4 и исполнены в любой технике рисования. Все заявленные рисунки прошли критерии отбора и приняли участие в конкурсе.

Всем известно, что дети, через рисунок могут выражать самих себя, используя определенную цветовую гамму и форму предметов. Представленные рисунки участников конкурса, каждый из которых по-своему индивидуален, красив и неповторим

Рис. 4. Конкурсная работа ученика №1

Рисунок первого участника МАОУ СОШ №8 (рис. 4) отличается красочностью, выполнен качественно, аккуратно и соответствует заданной тематике, что и требовалось в критериях оценивания по подготовленному положению. Использование ярких и насыщенных цветов заставляет улыбаться вместе с героями рисунка.

Рис. 5. Конкурсная работа ученика №2

От детского художества второго участника (рис. 5) веет морозом, скрипучим снегом и предновогодним настроением, во время которого хочется украсить квартиру новогодними игрушками и, конечно же, нарядить елочку, долго ждавшую своего часа в зимнем лесу.

Рисунок третьего участника конкурса (рис. 6) навевает мысли свежем лесном воздухе, где хочется провести время для оздоровления своего тела и духа.

Рис. 6. Конкурсная работа ученика №3

Рис. 7. Конкурсная работа ученика №4

Четвёртый участник представил свою работу (рис. 7), в которой изображено приятное времяпрепровождение со своим другом или близким человеком. Рисунок также отличное настроение, как и остальные конкурсные работы.

Каждый из четырех рисунков индивидуальный. По результатам анонимного голосования жюри приняло решение наградить участников конкурса грамотами, согласно принятым номинациям (рис. 8):

1. Приз зрительских симпатий;

2. Юный художник;

3. В здоровом теле - здоровый дух!;

4. Зимняя олимпиада.

После подведения результатов участники школьного конкурса «Новогодний рисунок» были награждены памятными грамотами и сладкой медалью (рис. 14).

Рис. 8. Результаты анонимного голосования

В 2017-2018 учебном году запланировано и проведено три конкурса:

Конкурс рисунков «Новогодняя сказка»;

Конкурс поделок к 23 февраля «Защитники Отечества»;

Конкурс рисунков «День Победы».

Для этого были разработаны положения, которые утверждены администрацией образовательной организации (пример в Приложении 1).

Первый участник представил свою работу (рис. 9), в которой изображено приятное времяпрепровождение со своим другом или близким человеком. Рисунок передает веселое настроение.

Рис. 9. Конкурсная работа ученика №1

Рисунок второго участника конкурса (рис. 10) навевает мысли свежем лесном воздухе, где хочется провести время для оздоровления своего тела и духа.

Рис. 10. Конкурсная работа ученика №2

В конкурсе к 23 февралю «Защитники Отечества» участвовал один ученик. Он предоставил свою подделку, в которой он хотел сделать памятник погибшим защитникам нашей страны (рис. 11).

Рис. 11. Конкурсная работа «Защитники Отечества»

После подведения результатов конкурсов также были награждены памятными грамотами и сладкой медалью.

В 2018-2019 учебном году был проведен районный конкурс рисунков «Новогодняя сказка» среди общеобразовательных учреждений Щелковского муниципального района, в котором приняли участие 33 работы. Среди множества интересных и достойных рисунков жюри было не просто выбрать победителей, однако по итогам конкурса 28 работ были награждены призовыми местами, которые были распределены по возрастной категории в трех номинация «Портрет Деда Мороза», «Волшебный Новый год», «Какого цвета Новый год». Результаты были опубликованы на сайте Комитета по образованию Администрации Щёлковского муниципального района (рис. 12 и рис. 13).

Рис. 12. Новостная страница Комитета по образованию АЩМР

Рис. 13. Новостная заметка о районном конкурсе «Новогодняя сказка» для обучающихся с ОВЗ

После подведения результатов конкурсов были награждены памятными грамотами (рис. 14).

Рис. 14. Награждение участников

Заключение

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что каждый ребенок творчески одарен, главное - помогать развивать его творческие умения, поддерживать его в начинаниях и прогрессировать вместе с ним, помогая адаптировать в современном обществе.

Все конкурсы оказали положительное влияние на его участников - учеников с ограниченными возможностями здоровья. Проведение таких мероприятий не только повышает настроение и приносит награды, но и помогает раскрывает творческий потенциал учеников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности. Наблюдая за учениками с ОВЗ и проводя беседу с родителями и классными руководителями участников, отмечено, что у ребят появилась дальнейшая мотивация принимать участие в подобных конкурсах, проявлять креатив и воплощать свои творческие идеи в жизни.

 

Список литературы

Государственная программа «Доступная среда» 2011-2020 гг. [электронный ресурс] // http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/4

Лазаренко А., Фролкина А.Н. Научно-исследовательская работа «Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в современной школе» / МАОУ СОШ №8 ЩМР МО 2015-2016 уч. г.

Лазаренко А., Фролкина А.Н. Научно-исследовательская работа «Раскрытие творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья» / МАОУ СОШ №8 ЩМР МО 2015-2016 уч. г.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» №273 от 25.12.2012г. [электронный ресурс] // https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Федеральный государственный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [электронный ресурс] // http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/

 

Приложение 1

Согласовано

Руководитель НОУ

Азарапина И.Д.

______________

"Утверждаю"

Директор МАОУ СОШ №8 ЩМР МО

Дерягина М.И.

____________

Положение о школьном конкурсе

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Новогодняя сказка»

Общие положения

Внутришкольный конкурс "Новогодний рисунок» среди детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели и задачи

Выявление творческих способностей у детей с ОВЗ.

Организация и проведение Конкурса в рамках школы среди учащихся 1-11 классов.

Эстетическое воспитание детей;

Вовлечение детей в занятие художественным творчеством.

Организация и проведение конкурса

Конкурс "Новогодний рисунок" проводится в период с 1 по 25 декабря.

Для организации и проведения конкурса создается комитет жюри.

В конкурсе могут принимать участие учащиеся МАОУ СОШ №8 с 1-11 классы.

Критерии оценки конкурса:

Соответствие содержания работы заданной теме;

Качество исполнение рисунка.

Требования к представленным работам:

Рисунки должны соответствовать тематике конкурса

Рисунок на конкурс может представить только его автор (родители с согласия автора или директор/преподаватель учебного заведения с согласия автора и родителей)

Представленные на конкурс работы должны быть А3 или А4 формата, могут быть исполнены в любой технике рисования (акварель, тушь, масло, цветные карандаши, мелки и т.д.)

Рисунок должен быть подписан:

Ф.И.О. автора; его возраст; учебное заведение; название рисунка.

Количество работ, представленных на конкурс одним ребенком, не может превышать 1 рисунка.

Коллективные и анонимные рисунки (не содержащие информацию об участнике конкурса) к участию в конкурсе не допускаются и не рассматриваются

Представленные на конкурс работы не возвращаются!

Подведение итогов конкурса.

Итоги школьного конкурса подводятся школьным комитетом жюри в срок до 29 декабря 2016 года. Результаты должны быть объявлены до 31 декабря 2016 г.

В рамках Конкурса учреждаются следующие премии для победителей: «Самый яркий Новогодний рисунок», «Самый креативный Новогодний рисунок», «Самый смешной Новогодний рисунок».

Руководство и организаторы.

Общее руководство подготовкой и проведением конкурса осуществляют организаторы проекта учитель информатики Малюга А.Н. и ученица 9Б класса Лазаренко А.В. Представители состава жюри являются администрация образовательной организации:

Дерягина М. И.

Азарапина И.Д.

Воробьёва Г.А.

Захарова Н.Н.

Калашникова О.Ю.

Просмотров работы: 14