Введение
Окончание школы – это не просто знаменательное событие, но и один из самых сложных и ответственных периодов в жизни каждого выпускника. Получить аттестат и успешно сдать экзамены далеко не самое трудное. Большая часть подростков первый раз сталкиваются с серьёзной неопределенностью в своей жизни, когда заканчивает школу. Перед ними стоит проблема выбора университета и профессии. И если одни точно понимают, кем хотят стать, и что будут делать в будущем, то другие не могут решить, что им выбрать, а третьи – сомневаются. Именно поэтому в западных странах популярно такое явление, как gap year.
Проблема нашего исследования обозначена в вопросе, почему феномен англоязычной культуры Gap Year, обозначающий перерыв между окончанием школы и поступлением в ВУЗ, популярен на Западе, но не так часто используется в России?
Актуальность и практическая значимость работы заключается в том, что Gap Year – это интересное явление, которое почти не знакомо нашим подросткам, и поэтому данную проблему нужно изучить с целью заимствования полезного опыта у англоязычных стран и популяризации его в России, путем внедрения его на законодательном уровне. Настоящее исследование возможно использовать в школе на уроках английского языка, обществознания, классных часах в старших классах.
Объектом изучения работы являются культурные традиции и обычаи зарубежных стран.
Предмет исследования: феномен «Gap year» как за рубежом, так и в России.
Цель исследования – познакомить русских школьников с данным явлением и доказать, что Gap year имеет больше плюсов, чем минусов и есть возможность применения англоязычного опыта в России.
Для достижения цели нами были поставлены задачи: изучить понятие и историю явления Gap year, найти плюсы и минусы Gap year; узнать практику Gap year за рубежом и в России; провести опрос учащихся среди 6,7, 10 классов «Гимназии № 21» г. Читы и студентов 1 курса ЗабГУ, с целью выяснения их отношения к исследуемому явлению.
Были использованы методы: анализ (форумов, статей, фильмов), сравнение и обобщение информации, анкетирование, социологический опрос среди 6, 7, 10 классов «Гимназии № 21» г. Читы и студентов 1 курса ЗабГУ, количественный и качественный анализ результатов.
Гипотеза: Мы предполагаем, что русские школьники и студенты мало знакомы с таким явлением как Gap year. Но, получив подробную информацию о данном явлении, они хотели бы использовать такой опыт и взять Gap year перед поступлением в ВУЗ.
1.1 Понятие культурного феномена «Gap year».
Чтобы разобраться в данном феномене, нам необходимо понять, что такое «Gap year» и где оно зародилось. Gap Year – это традиция, которая существует в англоязычных странах. При дословном переводе с английского языка на русский «gap year» означает «промежуток в год». Но правильнее определить это понятие как «год отдыха» или «год отсрочки» после школы и перед поступлением в ВУЗ. В нашей стране есть похожее понятие - «академический отпуск», но его обычно берут студенты, а не школьники.
Смысл Gap year заключается в том, чтобы провести время с пользой для себя и своей будущей карьеры. Gap year, не обязательно длится ровно один год. Обучающийся может взять любой период, начиная от недели, заканчивая тремя годами. Выпускников взявших год отдыха перед поступлением в университет называют «гепперами». Каждый «геппер» может по-разному провести Gap year. Это может быть путешествие, волонтёрство, работа заграницей или курсы. Выбор времяпровождения большой, однако, их сходство заключается в том, что человек разбирается в себе, познаёт границы своих возможностей и получает ценный жизненный опыт.
1.2 История возникновения феномена Gap Year
Это понятие возникло в 1960-х в Великобритании после основания компании Project Trust, которую организовал Николас Маклин-Бристоль. Он отправил трёх добровольцев в Аддис-Абебу, Эфиопия с целью волонтёрства и приобретения опыта самостоятельной жизни. В 70-х популярность свободного года начала стремительно расти и в других англоязычных странах, где такой опыт до сих пор наиболее распространен. Например, многие университеты открыто поддерживают решение студентов сделать перерыв на год после школы. Известность Gap year продолжала расти в течение 80-х и начале 90-х годов. По мере того, как индустрия росла, люди, у которых уже закончился Gap year, возвращались из поездок и открывали свой собственный туристический бизнес. Одним из таких людей был Том Гриффитс. Том возбужденно трепетал, когда он вернулся из своего второго Gap year. Он хотел поделиться своим опытом, дать людям советы по альпинизму и путешествиям, показать, что всегда нужно иметь свою собственную цель в жизни и идти к ней. В 1998 году Том и его деловой партнер Питер Педрик основали www.gapyear.com. Gapyear.com является одной из первых социальных сетей, созданной для того, чтобы люди могли делиться своими историями и опытом.1
2. Плюсы и минусы gap year
Как и у любого явления, у Gap year есть плюсы и минусы. Нами были выявлены аргументы, в пользу того, чтобы выпускник взял год отдыха перед поступлением в ВУЗ:
1.У вас появится возможность путешествовать и принять участие в волонтерских программах. Это поможет вам расширить кругозор, наладить деловые контакты и получить опыт. Шанс посвятить себя тем занятиям, которые всегда интересовали, но на них не хватало времени.
2. Возможность приобретения опыта и навыков работы. Вы сможете заработать деньги и потратить их на самообразование: курсы, книги, репетиторы. Кроме того, заработанную сумму можно потратить на получение высшего образования, если вы не поступили на бюджетное отделение.2
3.Годичный перерыв позволит вам стать ответственным. Вы столкнетесь с первыми настоящими трудностями и научитесь их решать, станете взрослее и поймете, на сколько важно время.
4.У вас появится время на отдых после долгой подготовки и сдачи ЕГЭ. Во время Gap year есть время, чтобы спокойно подумать не только о своей профессии, но и заниматься тем, чем хочется именно вам, попробовать разные занятия.
5.Если вы уже определились с профессией, но вам не хватило баллов или достаточных навыков, то за этот год вы сможете позаниматься и улучшить их: записаться на подготовительные курсы в ВУЗ, нанять репетитора, купить пособия и учебники.
6.Вы научитесь самостоятельности и дисциплине.
Аргументы, чтобы не брать gap year:
1.За время отдыха от учёбы существует вероятность «растерять» прежний «багаж знаний». Поэтому даже во время года между школой и университетом необходимо регулярно повторять учебный материал.
2.Непонимание родителей. Школьники, взявшие gap year, обычно сталкиваются с негативным мнением родителей об этом феномене. Некоторые взрослые недопонимают, зачем нужен gap year. Они считают, что выпускники, решившие воспользоваться этим явлением, ленятся и безответственно относятся к своей учёбе.
3.Призыв на воинскую службу. Эта причина, чтобы не брать gap year касается только представителей мужского пола. Во время периода между окончанием школы и поступлением в высшее учебное заведение может прийти повестка в армию, следовательно, «гепперам» не удастся использовать свой год отдыха.
4. Отсутствие государственной поддержки.
3. Практика Gap Year за рубежом и в России.
Для более полного исследования, нам необходимо изучить практику Gap Year за рубежом и в России, если имеется.
Изначально это явление было распространено у английской молодёжи. На данный момент gap year существует во многих странах – Германии, Индии, Израиле, особенно в США и других англоязычных странах, включая Великобританию и Австралию (приложение 1). Перерыв может продолжаться несколько месяцев или затянуться на год и дольше. За рубежом это шанс для подростка инвестировать время в собственные впечатления и выйти из зоны комфорта. Молодые люди на Западе обычно в этот период активно путешествуют, проходят стажировки по интересам или отправляются на волонтёрские работы в другие страны. Такой опыт особенно ценится зарубежными вузами при поступлении, поэтому многие учебные заведения призывают повременить бывших выпускников школы с подачей документов и найти время для себя. Гарвардский университет рекомендует такой подход к образованию уже в течение нескольких десятилетий. Массачусетский технологический институт, Миддлберийский колледж, университет Северной Каролины, Принстонский и Йельский университеты также входят в списки вузов, которые поддерживают идею gap year.
В России же к идее школьника пропустить год между школой и вузом относятся немного по-другому, чем за рубежом. Чаще всего gap year воспринимают не как добровольный шаг, а как вынужденную меру: недостаточное количество баллов для поступления, проблемы со здоровьем и т.д. У нас в стране поступление в университет или профессиональный колледж является логическим продолжением школы.
Если оценивать российских студентов, то наиболее часто практикой «gap year» пользуются студенты, окончившие бакалавриат. В таком случае у ребят появляется возможность оценить пройденный путь, проанализировать полученный опыт и уже более осознанно подойти к выбору университета для получения степени магистра.
В России также часто используется понятие «академический отпуск». Так, как эти два явления - «академический отпуск» и «gap year» на первый взгляд похожи друг с другом, мы считаем необходимым объяснить различие между ними. Академический отпуск - это перерыв в учёбе, который берут студенты по состоянию здоровья или другим исключительным причинам (призыв на службу, семейные обстоятельства, стихийные бедствия). Gap year берут, как ранее было сказано, до поступления в университет и с целью получения ценного жизненного опыта, саморазвития, познания культуры других стран. В России академический отпуск является официальным понятием, в отличие от gap year. Имеется несколько законов о порядке, причинах предоставления академического отпуска и о его реализации.3 Максимальная длительность академического отпуска – 2 года, в то время когда gap year длится неограниченное количество времени. Взять gap year вы можете самостоятельно и никто в этом вас не ограничит, а решение давать студенту академический отпуск принимает руководитель учебного заведения, и он вправе отказать. Эти два понятия похожи тем, что являются периодом времени, которые берут школьники или студенты для определённой цели. Однако в остальном данные феномены имеют существенные различия.
Нами были выявлены причины, по которым gap year не популярен в России: армия, из – за которой юноши стремятся попасть в университет в поиске спасительной отсрочки; финансовые возможности, и конечно отсутствие поддержки со стороны государства не добавляет привлекательности годовому перерыву. В Европе и США предусмотрены государственные программы и студенческие кредиты для гэпперов.
Однако, все это не означает, что такой возможности в России нет. Практическая польза gap year для абитуриентов и студентов неоспорима. Психологическая нагрузка на абитуриентов во время поступления, стресс во время выпускных экзаменов, недостаток времени для выбора профессии – все это заставляет молодых людей совершать ошибки, вызывает депрессии. Помимо этого, высшее образование – это большие инвестиции – денежные, энергетические, временные, и важно, чтобы эти инвестиции были потрачены именно на то образование, которое вам подходит. Поэтому, очень важно подойти к этому этапу осознанно, быть может и сделав тот самый перерыв - Gap year.
Мы считаем, если перед вами не стоит проблема армии, и желание совпадает с возможностями, то Gap year не является приговором или спасением от неудачи на экзаменах. Это отличная возможность познать себя и мир, получить новые навыки, основательно подготовиться к будущей учебе или понять, чего вам действительно хочется. Стоит помнить о вашей поставленной на этот год цели, для достижения которой требуется выработанный план.
Так как в России отсутствуют специальные программы для гэпперов, а также студенческие кредиты на подобные цели, мы предлагаем внести на государственном уровне предложение выплачивать выпускникам, решившим взять «gap year», государственную стипендию. В качестве размера данной стипендии, мы предлагаем взять прожиточный минимум. Ведь государство должно быть поддержкой молодого поколения, которое определяется в своем будущем пути.
4. Социологический опрос
Для полноты исследования нашей работы необходимо было провести социологический опрос среди учащихся 6, 7, 10 классов нашей школы и студентов 1 курса ЗабГУ. В результате, мы получили необходимые данные для нашего исследования. Школьникам и студентам была предоставлена анкета, в которой было предложено 4 вопроса (приложение 2). В ходе опроса мы подтвердили нашу гипотезу о незнании учеников этого феномена и об их желании взять Gap Year перед поступлением в ВУЗ. Так, подсчитав среднее арифметическое, на вопрос "Знаете ли вы, что такое Gap year?" 78 % всех опрашиваемых подтвердили свое незнание (приложение 3). Тем не менее, 79% учащихся хотели бы иметь такой опыт (приложение 4).
Далее мы опросили учеников, чем они хотели бы заняться во время проведения Gap year. Итак, на 1 месте находится самообразование, на 2 месте – желание путешествовать, на 3 месте – волонтёрская деятельность и на 4 месте – желание работать (приложение 5). Также мы опросили тех, кто не хочет проводить Gap year и решили узнать, в чем заключаются их страхи. 36% опрошенных считают это потерей времени, 35% выбрали, что это потеря накопленного опыта и знаний, 34% - сомнения, связанные с трудоустройством (приложение 6).
Кроме того, мы собрали истории людей из сети, которые несмотря ни на что всё-таки устроили себе год отдыха. Они рассказали о том, как он прошёл и чему их научил.
Ева Кициева: «Я взяла gap year потому, что не хватило немного баллов на бюджет на лечебный факультет. Это было мое решение. На самом деле, у gap year много плюсов:
1)Появилась возможность найти работу и заработать деньги.
2)Из-за отсутствия школы появилось свободное время, которое я могла потратить, например, на прогулку с друзьями или путешествие.
3)Появилось время подумать о выборе будущей профессии.
4)За год можно лучше подготовиться к экзамену и поступить в более престижный вуз».4
Валерия Ширлина, студентка: «Я поступила в университет, отучилась месяц, после чего у меня начались проблемы со здоровьем. Для лечения я взяла академический отпуск. После этого я решила поехать в путешествие, полностью объездила Скандинавию, путешествовала с декабря по июнь. Этот год был необходим для того, чтобы привести мысли в порядок. Я была уверена, что ЕГЭ – это самое важное в жизни. Я знала, куда мне нужно поступать, поэтому и не забирала документы, а целенаправленно продолжила учёбу там, но мне надо было просто узнать себя поглубже, мир, людей. Я ни на секунду не пожалела о своём решении и даже не задумывалась, правильно ли я поступила. Это был самый яркий год в моей жизни».
5. Заключение.
В результате нашего исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Данная тема представляет интерес, поскольку социальный настрой современной молодежи меняется. Молодые люди хотят осознанно подходить к выбору будущей профессии и им необходимо время, для осмысливания своего будущего.
2.Феномен Gap year имеет больше плюсов, чем минусов. За этот «отпуск» люди могут заняться самообразованием, волонтерством, начать работать и получить полезный опыт в самых различных сферах. В англоговорящих странах минусы у Gap year отсутствуют, а вот в России их достаточно много, и они являются причинами непопулярности этого явления в нашей стране.
3.Среди причин непопулярности Gap year в России можно отметить традицию непрерывного получения образования (начальная школа – средняя школа - старшая школа – ВУЗ), воинскую обязанность, финансовые трудности, боязнь потери времени и знаний для поступления в ВУЗы. На наш взгляд, если перед вами не стоит проблема армии, и желание совпадает с возможностями, то Gap year не является приговором или спасением от неудачно сданных экзаменов. Это отличная возможность исследовать себя и мир, получить новые навыки, основательно подготовиться к будущей учебе или понять, чего вам действительно хочется. Стоит помнить о вашей поставленной на этот год цели, для достижения которой требуется выработанный план.
4. Благодаря проведенному опросу, наша гипотеза о том, что русские школьники и студенты Забайкальского края мало знают о Gap year, но, получив подробную информацию о данном явлении, они хотели бы использовать такой опыт и взять Gap year перед поступлением в ВУЗ подтвердилась.
5. Так как в России отсутствуют специальные программы для гэпперов, а также студенческие кредиты на подобные цели, мы предлагаем для развития данного направления закрепить его на правовом уровне, а также внести на государственном уровне предложение выплачивать выпускникам, решившим взять «gap year», государственную стипендию. В качестве размера данной стипендии, мы предлагаем взять прожиточный минимум. Ведь государство должно быть поддержкой молодого поколения, которое определяется в своем будущем пути. Также предлагаем ввести в ВУЗах традицию положительно учитывать практический опыт абитуриентов, полученный в период Gap year при поступлении.
6. Список использованных источников и литературы
1.Gap year -https://en.wikipedia.org/wiki/Gap_year
2. Gap year - https://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/read-uk/gap-year.
3. Приказ Минобрнауки России- https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-13062013-n-455/
4.Академический отпуск- https://studlance.ru/blog/akademicheskij-otpusk-35-voprosov-i-otvetov
5.Gap year - https://zen.yandex.ru/media/vysobraz/3-prichiny-provesti-god-mejdu-shkoloi-i-universitetom-5d484fa3fc69ab00ac290087
6.Gap year- https://5uglov.ru/post/12473_Gap_year_poteryannoe_vremya_ili_samoe_pravilnoe_reshenie
7. Приложения
Приложение 1. Список стран, где используется Gap Year:
страна |
флаг |
Германия |
|
Индия |
|
Израиль |
|
США |
|
Великобритания |
|
Австралия |
|
Канада |
Приложение 2 Социологический опрос (анкета)
1.Знаете ли Вы, что такое Gap Year?
- да
- нет
2. ( В западных странах существует традиция Gap Year. При дословном переводе с английского языка на русский «Gap Year» означает «промежуток в год». Но, правильнее определить это понятие как «год отдыха» или «год отсрочки» после школы и перед поступлением в ВУЗ. Каждый «геппер» может по-разному провести Gap Year. Это может быть путешествие, волонтерство, работа, стажировка или разные курсы, например такие ка, изучение языков. Выбор время провождения большой, однако, их сходство заключается в том, что человек разбирается в себе, познает границы своих возможностей и получает ценный жизненный опыт ).
Хотели бы Вы провести Gap Year?
- да
- нет
3.Если бы Вы могли провести Gap Year, чем именно Вы бы занялись?
- самообразование;
- работа;
- волонтерство;
- путешествия;
- свой вариант ответа.
4. Если Вы не хотите проводить Gap Year в России, то в чем заключаются Ваши сомнения и страхи?
- потеря времени;
- потеря накопленного опыта и знаний;
- сомнения, связанные с трудоустройством;
- свой вариант ответа.
Приложение 3. Ответ на вопрос «Знаете ли Вы,что такое Gapyear?»
Приложение 4. Ответ на вопрос «Хотели бы Вы провести Gapyear?»
Приложение 5. Ответ на вопрос «Если бы Вы могли провести Gapyear в России, чем именно Вы бы занялись?»
Приложение 6. Ответ на вопрос «Если Вы не хотите проводить Gapyear в России, то в чём заключаются Ваши сомнения и страхи?»
1 https://en.wikipedia.org/wiki/Gap_year
2 https://learnenglishteens.britishcouncil.org/uk-now/read-uk/gap-year.
3 https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-13062013-n-455/
4 https://zen.yandex.ru/media/vysobraz/3-prichiny-provesti-god-mejdu-shkoloi-i-universitetom-5d484fa3fc69ab00ac290087