Введение
Перфекционизм представляет собой недостаточно изученное явление, которое может охватывать все сферы жизни личности. На бытовом уровне перфекционизмом называется чрезмерное стремление к совершенству, склонность предъявлять самому себе и окружающим людям очень высокие требования. Иногда перфекционизм называют «синдромом отличника» — из-за желания все в жизни делать на «отлично». В школьном возрасте такое поведение более типично для девушек из-за их большей склонности следовать социальным нормам, однако может развиваться и у молодых людей. В нашем классе такой феномен присутствует, и поэтому я решила изучить его подробнее.
Актуальность темы исследования бесспорна, ведь в условиях современных, динамично развивающихся, социальных трансформаций подросток постоянно стремится к самосовершенствованию. А идеалы, принятые или навязанные, задают дальнейшее направление личностного развития подростка, от которых во многом зависят его судьба и жизненный путь. Истоки перфекционизма, как и многих других детских проблем, стоит искать в семье. Семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек.
Цель исследования: изучить, как влияет стиль семейного воспитания на развитие перфекционизма у подростков.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
Установить наличие перфекционизма как психологического феномена в подростковой среде и установить особенности его проявления.
Определить стили семейного воспитания путем анкетирования родителей и выявить влияние на формирование перфекционного типа личности у подростков.
Выявить стили семейного воспитания, влияющие на гармоничное развитие личности ребенка.
Гипотеза: мы предполагаем, что главным источником перфекционизма является отношение к ребёнку в семье, т.к. в подростковый период отношения между родителями, родителями и самим ребенком, членов семьи с социумом оказывают большое влияние на становление личности ребенка.
Объект исследования: феномен перфекционизма.
Предмет исследования: типология перфекционизма, определяемая стилем семейного воспитания.
Методы исследования: анализ литературы, психологическое тестирование подростков, анкетирование родителей,наблюдение.
Историография проблемы. Изучение перфекционизма является актуальным вопросом современной психологии, психиатрии и философии. Первыми идею перфекционизма в философии начали развивать Платон и его ученик Аристотель. Общефилософские основы перфекционизма заложены в трудах Г.В. Лейбница, Г.В. Гегеля, И. Канта, М.А. Кондорсе. Первое упоминание термина перфекционизм в клинико-психологической литературе встречается у M. Холлендера[1] в 1965 г. Его исследования были связаны с поиском источников перфекционизма и описанием типов раннего опыта, которые вносят вклад в формирование перфекционистского мышления. Проблема перфекционизма стала последовательно изучаться в Европе и Америке, начиная с 1980-х гг. В работах К.Хорни[2] перфекционизм рассматривался, как тенденция личности устанавливать чрезмерно высокие стандарты и, как следствие, невозможность испытывать удовлетворение результатами. В 90-е годы XX века проблема перфекционизма разрабатывалась канадской группой П. Хьюитта и Г. Флетта, британской группой Р. Фроста и американской группой Р. Слэни и Дж. Эшби. Все группы указывают на то, что перфекционизм - сложная структура, малоизученная с социальной точки зрения, и имеет межличностные аспекты, порождающие существенные трудности адаптации. Впоследствии П.Л. Хьюитт и Г.Л. Флетт создали Многомерную шкалу для измерения уровня перфекционизма. Основываясь на результатах, как собственных исследований, так и проведенных другими учеными, они описывают три составляющих перфекционизма: перфекционизм, ориентированный на себя, перфекционизм, ориентированный на других и социально предписанный перфекционизм. К.Дебровский[3] положил начало изучению перфекционизма как черты одаренных людей. Значительный вклад в изучении данного феномена внесли наши соотечественники: Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, Т.Ю. Юдеева, И.И. Грачева, В.А. Ясная, Е.Т. Соколова, П.В. Цыганкова и др. Проблема подросткового перфекционизма активно разрабатывается в рамках педагогической психологии учеными: С.В. Гани, Е.В. Есиной, Л.А. Кислицкой, Д.Г. Козиным, В.В. Назаренко. Изучается познавательная активность ребенка в школе. Ученые вводят понятие «комплекс отличника», «синдром отличника», «идеальный ученик», «круглый отличник» и в своих научных рассуждениях пытаются ответить на вопрос: насколько есть необходимость доводить обучение детей до самых высоких вершин – быть отличником.
Так, например, Н.Г. Гаранян[4] считает, что перфекционизм изначально может возникать как адаптивная установка, однако в ходе жизни он становится деструктивным для множества людей.
Глава 1. Теоретическая часть исследования:
1.1 Перфекционизм как характеристика современного человека
Современная социальная среда характеризуется стремительными экономическими, политическими и социальными изменениями. А также развитие современных средств коммуникации, усовершенствованных технологий, предъявляет к человеку соответствующие завышенные требования. Современный человек стремится быть активным и конкурентоспособным. Внешне он может быть социально успешен (имеет положение в обществе, деловые связи, высокие материальные возможности и др.), а внутри на уровне психологического и личностного развития глубоко несчастен. Обществу всегда нужны «гиперответственные» и исполнительные люди, ориентированные на достижение совершенного успеха и безупречного идеала во всех сферах общественной жизнедеятельности. В качестве определяющего фактора нами рассматривается перфекционизм современного человека.
Слово «перфекционизм» пришло в европейские языки из латинского «perfectus», то есть «абсолютное совершенство». Перфекционизм - сложное явление, его влияние может охватывать все сферы жизни человека. Перфекционисты — это настойчивые, скрупулезные и организованные люди, которые стараются достичь высоких целей. Они устанавливают для себя, результатов своей деятельности и других людей очень высокие стандарты. Причинами являются давление со стороны членов семьи, со стороны общества, навязывание идеальной модели поведения человека, которая, скорее всего, является нереальной. Перфекционистами не рождаются, ими становятся. Каждый родитель, действуя из благих побуждений, хочет, чтобы его ребенок был самым умным, самым развитым, самым красивым и успешным. Еще с детства, с того момента, когда ребенок начинает понимать, что родители радуются его успехам, он начинает совершенствоваться, стараться делать все на высшем уровне, чтобы не расстроить их. В учебной деятельности перфекционизм реализуется в постоянном стремлении ребенка быть лучше других, получать только оценку «пять», побеждать во всех олимпиадах и конкурсах. То есть смысл жизни такого ребенка заключен в достижении стабильно высокого результата. Родители своими руками превращают ребенка в робота, который должен на отлично учиться, посещать несколько секций и во всем стать самым лучшим, не замечая, как ребенок постепенно привыкает к такому ритму и становится перфекционистом. Чрезмерное стремление к совершенству часто оборачивается одиночеством (невозможно найти друзей, отвечающих сверхвысоким требованиям), отсутствием возможности отдыхать и развлекаться (стремление идеально выполнять даже незначительные дела отнимает огромное количество времени) и нервными расстройствами, к которым приводит постоянное напряжение (т.к. отличные результаты надо постоянно подтверждать). Такое проявление перфекционизма - проблема современного общества.
1.2. Типы перфекционизма у подростков.
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в становлении личности. Подростки пытаются найти свое место и интерес в жизни, для них особенно важно признание со стороны сверстников, они пытаются осмыслить и понять себя и других людей, поэтому отношения с окружающими играют особенно важную роль в этот период. Интенсивно формирующаяся в этот период система представлений о себе, о других людях, о своем будущем во многом определяет эмоциональное состояние подростка.
В современном мире подростка повсюду преследуют напоминания, что он мог бы быть лучше: образы из фильмов, рассказы о чужих успехах, истории знаменитостей, рекламные объявления и посты в социальных сетях, давление родителей. В таких условиях легко стать перфекционистом – человеком, предпочитающим все делать идеально, придерживаться самых высоких требований к себе и окружающим. Иногда такой подход действительно помогает добиться успеха, но чаще всего он создает дополнительные проблемы. Проблема подросткового перфекционизма в современном мире является одной из актуальных и дискутируемых среди психологов, педагогов, социологов и специалистов других наук о человеке.
В психологии термин «перфекционизм» используют для обозначения как здорового стремления (адаптивный перфекционизм), так и невротической навязчивой поглощенности достижением идеала (дезадаптивный). Стремление к идеалу – это положительная сторона характера, только всему должна быть мера.
Адаптивный (позитивный) перфекционизм – это здоровое стремление человека развиваться, исправлять ошибки, проявлять гибкость. Такой человек скрупулезен в каждой детали и готов работать до отличного результата, при этом у него прослеживается стремление двигаться дальше. Желание добиться совершенства, стать лучшим может проявляться не только в учебной деятельности, но и в искусстве, в науке, в спорте. Позитивный перфекционист показывает лидерские качества, он работоспособен, активен, у него есть внутренняя мотивация для достижения цели, при этом человек здраво оценивает свои реальные способности. В ходе деятельности такой подросток может испытывать легкую степень волнения и азарт; он не нуждается в «пинках», его внимание сконцентрировано на собственных возможностях и на способах достижения цели. Он получает удовольствие от самого процесса. Адаптивный перфекционист стремится к разумным и реалистичным стандартам, что ведет к чувству самоудовлетворения и повышению самооценки.
При дезадаптивном (невротическом) перфекционизме человек устанавливает для себя заведомо невыполнимые цели и стандарты. Он считает себя обязанным делать все идеально, образцово, без малейших ошибок. Его внимание сфокусировано на собственных недостатках и мыслях о возможной неудаче. Поэтому он не испытывает удовлетворения от сделанного, не доволен итогами, даже если сделано все превосходно. Чрезмерное беспокойство по поводу ошибок заставляет стремиться к своим целям скорее за счет страха неуспеха и боязни разочаровать других, чем потребности и достижения. В подростковом возрасте чаще всего причиной является давление со стороны семьи. Агрессия и враждебность подростков также бывает связана с дезадаптивным перфекционизмом. Им очень сложно переживать ошибки, они болезненно реагируют на критику, особенно родительскую, зависят от их мнения. Перфекционизм в его чрезмерной, дезадаптивной форме проявляется в постоянных попытках доказать себе и социуму собственную успешность, добиться признания, похвалы значимых других людей любой ценой. Суть дезадаптивного перфекционизма в его принципиальной неутолимости. Идеальное Я подростка никогда не приближается к реальному Я. Последствия дезадаптивного перфекционизма подростка — это постоянная усталость, переутомление, неудовлетворение собственными действиями, трудности в межличностных отношениях, стресс, депрессия, физическое и психическое истощение, нервная анорексия, а иногда даже суицидальные попытки.
1.3. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребёнка
Одним из главных институтов воспитания в современном обществе является семья. В семье происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли и нормы поведения, устанавливаются основные ценности жизни и формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. Поэтому большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль семейного воспитания. Он определяется совокупностью эмоционального отношения и поведения родителей по отношению к ребенку и выражается в использовании определенных методов педагогического воздействия. Научно обоснованную концепцию в конце 1960 -х гг. предложила американский психолог Диана Баумринд [5], исследовательница отношений между родителями и детьми. Ее модель классификации стилей семейного воспитания считается базовой. Автор взяла за основу два критерия:
1.Уровень эмоционального принятия ребенка родителями
2. Уровень контроля со стороны родителей
Благодаря сочетаниям этих критериев было выделено четыре основных стиля семейного воспитания:
1. Авторитетный
2. Авторитарный
3. Индифферентный
4. Либеральный
Рассмотрим подробнее данные стили воспитания. Каждый из них имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.
Авторитетный. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей. Ребенок – полноправный участник диалога, к нему прислушиваются, его слышат. Данный стиль взаимодействия не отрицает авторитет взрослого, однако предъявляет ряд требований к личности родителя, как педагога. Главное в данном стиле воспитания – взаимодоверие. При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка.
Авторитарный. Некоторые родители держат своих детей в строгости, применяют жесткие методы и формы воспитания. Они дают своим чадам указания и ждут их выполнения. В таких семьях действуют жесткие правила и требования. Дети должны все выполнять, не пререкаться. При проступках и неправильном поведении, капризах родители наказывают своих детей, не учитывают их мнений, не просят дать какие-нибудь объяснения. В этой модели очень сильно ограничена самостоятельность детей. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, думают, что их ребенок вырастет послушным, исполнительным, ответственным и серьезным. Однако итоговый результат оказывается совершенно неожиданным для мам и пап. Активные и сильные по характеру дети начинают проявлять себя, как правило, в подростковом возрасте. Они бунтуют, проявляют агрессию, ссорятся с родителями, мечтают о свободе и независимости и именно поэтому зачастую убегают из родительского дома. А неуверенные в себе дети испытывают страх перед родителями, слушаются их и боятся наказаний. В будущем такие люди оказываются несамостоятельными, робкими, замкнутыми и угрюмыми. Некоторые дети, вырастая, берут пример с родителей — создают семьи, похожие на те, в которых росли сами, держат и жен, и детей в строгости. Строгость превращает воспитание в семье в постоянное подавление ребенка, принуждение и даже насилие. В таких условиях ребенок вырастает малодушным, бесцветным или жестоким человеком.
Индифферентный стиль воспитания. Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Это случаи, скорее всего, случайного или нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. Придерживаясь этого стиля семейного воспитания, родители не стремятся разговаривать с детьми, объяснять требования, обсуждать проблемы и недомолвки. Чтобы избежать принуждения, взрослые приводят логичные, разумные доводы и отстаивают свою правоту. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Формирование личности в этом случае во многом зависит от среды вне семьи.
Либеральный. При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности. Ребенок вырастает самостоятельным, уверенным в себе человеком, который, однако, отличается некоторой отстраненностью. Он не желает думать о других, не слишком понимает, как проявлять близость, привязанность. Такие люди идут по жизни одиночками, не желая поддерживать, помогать, заботиться о близких и просто окружающих людях. Либеральный стиль воспитания детей не способствует росту физически и психологически здорового человека.
Далеко не всегда эти стили проявляются в семье в чистом виде. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.
Таким образом, в I главе нашего исследования мы выяснили, что перфекционизм – сложное психологическое явление, которое может охватывать все сферы жизни человека. Подростковый перфекционизм делится на адаптивный (позитивный) и дезадаптивный (невротический). Чрезмерная значимость достижения успеха превращает здоровое стремление к достижениям, в перфекционизм, приводящий к невротизации, дезадаптации. Стиль семейного воспитания является одним из основных способов формирования личности, в том числе и перфекционизма.
Глава 2. Практическая часть исследования:
2.1. Особенности проявления перфекционизма и изучение преобладающего типа перфекционизма у моих одноклассников.
Проблемой перфекционизм становится тогда, когда превращается в навязчивую идею. Как далеко может завести эта идея, мы изучили на примере моих одноклассников.
Для них мы провели анонимный тест профессора Е. П. Ильина «Перфекционист ли я?» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Подросткам предстояло на каждый вопрос теста выбрать лишь один ответ «Да» или «Нет». Данные ответы подростков мы отразили в диаграммах (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). В ходе тестирования 25 одноклассников мы выяснили, что 68% сделают задание сами, чем поручат его другому человеку. Также 68% злятся на себя каждый раз, когда совершают ошибку, но при этом 76% не избегают тех действий, которые, как им кажется, они не могут выполнить хорошо. А 84% считает, что незначительная оплошность не перечеркнет их работу, которая в целом выполнена хорошо. И только 12% кажется, что, если они не выполнят свою работу хорошо, люди могут отвергнуть их.
Согласно полученным результатам, мы сделали вывод, что зёрна здорового адаптивного перфекционизма есть у большинства моих одноклассников. Подростки превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой. Подростки стремятся к успехам, победам, достижениям. К счастью, планка достижений соответствует их сегодняшней реальности.
2.2. Результаты анкетирования родителей и выявление связи между стилем воспитания и типом перфекционизма у моих одноклассников.
Также мы провели индивидуальное анкетирование 25-ти родителей моих одноклассников, в котором предложили им оценить собственную стратегию семейного воспитания. Для этого мы попросили их ответить на вопросы анкеты, основанной на опроснике С. С. Степанова и выбрать наиболее предпочитаемый ответ из четырех предложенных. Предлагаем более подробно ознакомиться с анкетой в ПРИЛОЖЕНИИ 3. Результаты анкетирования мы представили в диаграммах (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Так 62% родителей считают, что характер человека определяется воспитанием. А 76% считают, что детям нужны не поучения, а положительные примеры родителей. У 88% родителей существует гармоничная и без крайностей система поощрений и наказаний, наличие установленных правил, обязанностей и объяснение мотивов своих требований. Установлен эмоциональный контакт с ребенком. Родители проявляют интерес к мотивам поступков ребенка и учат признавать свои ошибки. 68% родителей предоставляют выбор, чтобы пробовать и строить новые схемы взаимодействия с миром, а ребенок должен этот выбор делать.
Анализируя данные, полученные в результате анкетирования, мы пришли к выводу, что среди родителей моих одноклассников преобладает авторитетный стиль воспитания. Большинство родителей осознают свою роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. Родители трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Таким образом, во II главе нашего исследования мы выяснили, что большая часть моих одноклассников адаптивные перфекционисты. Большинство родителей моих одноклассников используют авторитетный стиль воспитания. Своей главной задачей родители считают подготовить ребенка к самостоятельной, ответственной и, по возможности, счастливой взрослой жизни.
Мы считаем, что благодаря преобладающему авторитетному стилю воспитания большинство моих одноклассников – это самостоятельные личности, которые умеют принимать решения, не боятся ответственности за свои поступки. Они умеют ставить цели и стремиться к ним, не боятся проявлять инициативу, строят с людьми вокруг отношения, основанные на уважении и взаимопонимании. Они знают, что такое компромисс и как его найти. Обладая своим собственным мнением, принимают мнение окружающих людей.
Заключение
В данном исследовании мы ставили цель: изучить, как влияет стиль семейного воспитания на развитие перфекционизма у подростков.
Итак, мы выяснили, что: перфекционизм (стремление к совершенству) – сложное психологическое явление, которое может охватывать все сферы жизни человека. Выделяется два типа перфекционизма: адаптивный (здоровый) и дезадаптивный (патологический). Чрезмерная значимость достижения успеха превращает здоровое стремление к достижениям и раскрытию своих возможностей в перфекционизм, приводящий к невротизации и дезадаптации. Стиль семейного воспитания является одним из основных способов формирования личности.
Проведя анкетирование родителей моих одноклассников, мы пришли к выводу, что большинство родителей моих одноклассников используют авторитетный стиль в воспитании своих детей. Из результатов тестирования подростков мы выяснили, что большая часть моих одноклассников адаптивные перфекционисты. Следовательно, тип перфекционизма зависит от стиля семейного воспитания. В нашем случае, благодаря преобладающему авторитетному стилю воспитания большинство моих одноклассников адаптивные перфекционисты.
В ходе исследования мы выяснили, что при авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Мы считаем, что главным источником перфекционизма является отношение к ребёнку в семье. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
В процессе исследовательской работы я осознала, что ребенок несет в себе заряд той среды, в которой существует его семья. В семье, где царит любовь и уважение, с детьми общаются, предъявляют умеренные дисциплинарные требования, оказывают внимание и поддержку, возлагают надежды, но не принуждают насильно к достижению целей, вырастают адаптивные (здоровые) перфекционисты. Именно в таких семьях вырастают гармоничные личности: счастливые, ответственные, уравновешенные и социально активные.
Результаты, полученные в нашем исследовании, могут быть использованы при поиске методов психокоррекционной работы, направленной на то, чтобы помочь подросткам, стремящимся к навязчивому совершенству, адаптироваться в социуме и в полной мере реализовать свой потенциал.
Литература
Hollender M.H. Perfectionism. [Text] / M.H. Hollender // Comprehensive Psychiatry. – 1965. – №6. – P. 94–103.
Хорни К. Самоанализ. Собрание сочинений в 3 тт. Т. 2. М.: Смысл, 1997.- с.282-536
Debrovski K. Perfectionism is not illness. London: Little, Brown & Co. 1972. P.18 32.
Гаранян Н. Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 74—84.
Baumrind D. The influence of parenting style on adolescent competence and substance use // Journal of Early Adolescence. 1991. № 11. P. 56–95.
Грачева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов подростков. [Текст] // «Психологические исследования личности». Сборник работ молодых ученых/ Отв. редактор Е. А. Чудина. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2005. С. 16-36.
АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2009 (Второе издание). СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ, ПАРАДИГМЫ, ТЕОРИИ (Выпуск 2). 2009 «Понятие перфекционизма в современной психологии». [Электронный ресурс].//URRL:https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/ponyatie-perfektsionizma-sovremennoy-psiho-17506.html (дата обращения: 20.01.2020)
Woman advice. ru. «Перфекционист - кто это такой и как бороться с перфекционизмом». [Электронный ресурс]. // URRL: https://womanadvice.ru/perfekcionist-kto-eto-takoy-chto-znachit-perfekcionizm-kak-ot-nego-izbavitsya (дата обращения: 27.01.2020)
Орлова А.В. «ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». [Электронный ресурс]. // URRL: https://research-journal.org/psycology/vliyanie-stilya-semejnogo-vospitaniya-na-razvitie-lichnosti-detej-shkolnogo-vozrasta/ (дата обращения:30.01.2020)
Елена Божаева. «Актуальная тема: перфекционизм современной молодежи». [Электронный ресурс]. // URRL: https://narcologos.ru/98710(дата обращения: 01.02.2020)
Выучить work. «Как стать перфекционистом». [Электронный ресурс]// URRL: https://vyuchit.work/samorazvitie/kak-stat-perfektsionistom.html (дата обращения: 03.02.2020)
Евгения Данилова. «Анорексия: болезнь отличников». [Электронный ресурс]. // URRL:https://zdr.ru/articles/anoreksiya_bolezn_otlichnikov (дата обращения 03.02.2020)
Портал для любящих родителей. «Детский перфекционизм». [Электронный ресурс] // URRL: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/detskiy-perfektsionizm-lekarstvo-ot-bezuprechnosti.html (дата обращения: 13.02.2020 )
Стили воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://alistravel.ru/demokraticheskij-stil-vospitaniya-i-ego-principy/ (дата обращения: 15.02.2020)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест для подростков - одноклассников «Перфекционист ли я?»
На каждый вопрос нужно выбрать только один ответ «Да» или «Нет».
1) Я избегаю тех действий, которые, как мне кажется, я не могу выполнить хорошо.
2) Я разочарован во многих людях - знакомых, друзьях, родственниках.
3) Я злюсь на себя каждый раз, когда совершаю ошибку.
4) Я скорее сделаю задание сам, чем поручу его другому человеку.
5) Даже когда меня благодарят за успешно проделанную работу, я бываю разочарован в том, как я ее выполнил.
6) Окружающие называют меня надзирателем или педантом.
7) Мне ненавистна мысль о том, что я обыкновенный человек.
8) Мне кажется, что, если я не выполню свою работу хорошо, люди могут отвергнуть меня.
9) Я злюсь на себя за то, что не могу отказаться от того, чего мне хочется достичь.
10) Мне кажется, что даже самая незначительная оплошность может перечеркнуть всю работу, которая в целом выполнена хорошо.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис.1. Результаты тестирования подростков по вопросам 1-5.
Рис.2. Результаты тестирования подростков по вопросам 6-10.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анкета для родителей «Стиль семейного воспитания»
1. Чем, по Вашему мнению, в большей мере определяется характер человека: наследственностью или воспитанием?
А – Преимущественно воспитанием.
Б – Сочетанием условий задатков и условий среды.
В – Главным образом, врожденными задатками.
Г – Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как Вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А – Это игра слов, софизм, имеющий мало отношений к действительности.
Б – Абсолютно с этим согласен.
В – Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г – Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании детей Вы находите наиболее удачным?
А – «Если Вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться» (Эдгар Хоу)
Б – «Цель воспитания научить детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве)
В – «Детям нужны не поучения, а примеры» (Жозеф Жубер)
Г – «Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному» (Томас Фуллер)
4. Считаете ли Вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А - Меня никто этому не учил, и их жизнь сама научит
Б – Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В – Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г – Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А – Если попросит, то можно дать.
Б – Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В – Целесообразно выдавать некоторую сумму денег на определенный срок (на неделю, на месяц и т.п.), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г – Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребенка обидел одноклассник?
А – Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б – Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика.
В – Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г – Посоветую ребенку, как ему лучше вести себя в таких ситуациях.
7. Как Вы относитесь к сквернословию ребенка?
А – Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б – Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В – Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г – Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Сын-подросток хочет провести выходные на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствии родителей. Отпустили бы Вы его?
А – Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай это делают под надзором старших.
Б – Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.
В - Он вполне разумный человек, чтобы самому принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.
Г – Не вижу причины запрещать.
9. Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребенок Вам солгал?
А – Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б – Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В – Расстроюсь.
Г – Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли Вы, что подаете ребенку достойный пример?
А – Безусловно.
Б – Стараюсь.
В – Надеюсь.
Г – Не знаю.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рис.3. Результаты анкетирования родителей по вопросам 1-5.
Рис.4. Результаты анкетирования родителей по вопросам 6-10.
1Hollender M.H. Perfectionism. [Text] / M.H. Hollender // Comprehensive Psychiatry. – 1965. – № 6. – P. 94–103.
2 Хорни К. Самоанализ. Собрание сочинений в 3 тт. Т. 2. М.: Смысл, 1997.- с.282-536
3 Debrovski K. Perfectionism is not illness. London: Little, Brown & Co. 1972. P.18 32.
4 Гаранян Н. Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 74—84.
4
5Baumrind D. The influence of parenting style on adolescent competence and substance use // Journal of Early Adolescence. 1991. № 11. P. 56–95.