Школьный буллинг

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьный буллинг

Козьменко В.С. 1
1МБОУ "СОШ № 14"
Басырова И.Н. 1
1МБОУ "СОШ № 14"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Сильные мира» – это жестокие, бездушные и не понимающие друг друга люди. Но особенно становится страшно, когда речь идет о жестокости детей. Тема детской жестокости во все времена была актуальна.

Буллинг – таким новым термином окрестили старое, можно сказать, вековое явление: детская жестокость. Они словно колючий леденящий поток сильного ветра, который сбивает все слабое и неустойчивое на своем пути. Откуда же берется жестокость у детей? В чем же причины бездушного, иной раз леденящего душу от сухих цифр статистики криминального поведения детей?

Ведь всё начинается с малого: издевательства над животными, ссор, а потом и драк с одноклассниками и сверстниками. Затем всё кончается огромными цифрами статистики детской преступности, ростом криминальных проявлений и шокирующими делами о зверских убийствах. В последнее время в средствах массовой информации, появляются сообщения о детской жестокости. То, что нам показывают по телевизору или пишут в газетах только вершина айсберга. Основная его часть остается не доступной массам или появляется только в интернете. Стоит ввести в поисковой строке, например «драки в школе» как нашему вниманию предстает результат в 6 миллионов страниц. При этом выскакивает довольно много роликов, где показано, как дети избивают друг друга или учителей. Эта проблема хоть и довольно широко освещается, но реальных действий к ее предотвращению не наблюдается.

Это и вызвало у меня большой интерес к этой теме и желание разобраться в этом получше

Цель данной работы: исследование наличия или отсутствия феномена буллинга в МОБУ СОШ №14

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

Познакомиться с определение буллинга, его формами и типами.

Проанализировать психологические особенности младшего

подросткового возраста.

Изучить отечественные и зарубежные исследования по проблеме

буллинга.

Провести диагностику и анкетирование учащихся и обработать результаты.

Проанализировать и интерпретировать полученные данные.

Объектом данного исследования стали обучающиеся 5-11-х классов.

Методы исследования:

Для проведения исследования были применены следующие методики:

Сбор и изучение теоретического материала;

Наблюдение

Социометрическая методика «Лестница».

Социальный опрос в интернете.

В своей работе я выдвигаю следующую гипотезу:

Буллинг, как повторяющаяся агрессия, может воспроизводиться не только из-за подростка - агрессора, но также жертвы буллинга;

Жертва буллинга может вызывать агрессию у сверстников из-за различий во внешнем виде и индивидуально-личностных особенностей поведения (например, импульсивность, заторможенность, высокомерное отношений к другим и т.д.)

1. Анализ проблемы буллинга в младшем подростковом возрасте

1.1 Психологические особенности подросткового возраста

В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится личное общение. Оно выступает как особая практика действий подростков в коллективе, направленная на самоутверждение себя в этом коллективе, на реализацию в нем норм отношений взрослых. Внутри личного общения у подростков возникает такое центральное психическое новообразование, как чувство взрослости. Чувство взрослости является определенной формой самосознания подростков, позволяющая им сравнивать и отождествлять себя со взрослыми и товарищами, находить образцы для подражания, строить по их моделям взаимодействия свое собственное взаимодействие с людьми. Формируется стремление к взрослости на уровне «я могу» и «я должен».

У каждого подростка присутствует своя «копилка», свои представления о взаимоотношениях с людьми, они соотносят свои знания со знаниями других ребят, с целью создания своего навыка в взаимоотношениях с людьми. Поэтому подросткам необходимо общение со сверстниками, по нему подросток сверяет свои ценности, поскольку они могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность быть принятым в группу сверстников, значимых для него людей, и боязнь быть отвергнутым являются главными факторами в общении подростка. В контакте со сверстниками подростки воспроизводят те отношения, которые осуществляются среди взрослых людей.. В процессе общения, для обеспечения развития взаимоотношений подростков, выступает социальное признание и социально одобряемая деятельность: учебная, спортивная, проведение общественных мероприятий и т.д. У них возникает повышенное внимание к тем своим успехам и достижениям в процессе деятельности, которые получают ту или иную общественную оценку.

Таким образом, в подростковом возрасте ведущей деятельностью является личностное общение, направленное на самоутверждение в коллективе. В основе личностного общения лежит чувство взрослости. Подросткам свойственны резкие взлеты и спады самоуверенности, они стремятся все попробовать и сразу, а это может привести к самоутверждению за счет других.

1.2 Обзор российской прессы по случаям буллинга в подростковой среде.

Подбирая материал для своей работы, я обнаружила следующее:

Почти все учащиеся российских школ становятся жертвами травли со стороны сверстников. Об этом в начале нового учебного года заявил генеральный директор Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды (ЦИСМ) Денис Заварзин.

По словам Заварзина, травля может приобретать разную форму — иногда это конфликт между двумя школьниками, а иногда ребенка начинает преследовать целый коллектив.

«По нашим статистическим данным, почти все 100% учащихся школ подвергаются буллингу. Сюда входят люди, которых травят и на которых воздействуют, а также те, кто наблюдает за этим, в частности снимают происходящее на видео и выкладывает в интернет», — сказал Заварзин в ходе пресс-конференции, посвященной проблеме травли детей в школе и интернете, а также защите подрастающего поколения от кибербуллинга.

Так, 17 октября стало известно об очередном случае, подтверждающем слова Заварзина, — следователи города Поронайска на Сахалине инициировали проверку по факту избиения учениками школы №2 своей одноклассницы. Об этом сообщили в межрайонном отделе Следственного комитета по Сахалинской области.

Согласно данным ведомства, 15 октября на последнем уроке девочка напомнила учителю, что та забыла задать домашнее задание. За это после уроков одноклассники подкараулили ее и избили. Как рассказала региональному агентству Sakhalin.info мать пострадавшей девочки, на ее дочь набросились сразу около восьми человек. Они хватали одноклассницу за руки, били по голове и бросали на землю. Закончив с рукоприкладством, они также распотрошили ее портфель, после чего развернулись и ушли. За происходящим наблюдали остальные дети. Позже в травмпункте, куда девочку привела мама, ребенку поставили диагноз — легкое сотрясение мозга. «Синяков сильных нет, потому что били в основном по голове и в живот. Я боюсь, что это все безнаказанно пройдет. Я понимаю, что их не посадят, детям по 10 лет, но в следующий раз вдруг она вообще домой не дойдет», — пожаловалась мать пострадавшей.

Еще одно жестокое избиение ребенка одноклассниками произошло 10 октября в Екатеринбурге. Как сообщила изданию E1.ru местная жительница, на ее сына напали после уроков — происходящее при этом снимали на камеру. Как рассказал родителям сам мальчик, одноклассники бежали за ним до самой квартиры. После того, как он захлопнул дверь, дети стали стучаться, а затем оплевали ее. После случившегося мать школьника обратилась в правоохранительные органы. Однако другие родители, в свою очередь, заявили, что вина в случившемся лежит на самом мальчике. «Этот мальчик долгое время терроризирует весь класс. Это вина взрослых, то есть нас, и в том числе администрации школы, которая никак не реагировала на жалобы наших детей на него», — заявила E1.ru одна из возмущенных родительниц.

Как сообщал в начале октября Telegram-канал «Московские новости», в столичной школе №1536 школьники также затравили своего сверстника, несколько раз опустив его головой в унитаз. При этом выяснилось, что ребенок поет в ансамбле Народного артиста РФ Ильи Резника и неоднократно снимался во многих ТВ-передачах. Генеральный директор театра, в котором он занимался, заявила в Twitter, что над мальчиком якобы «издевались 2,5 года», однако известно об этом стало только сейчас. Видео, подтверждающее издевательства над юным артистом, появилось в сети 1 октября. На кадрах видно, как парни толкают мальчика со словами: «Давай, иди, пупсик!» По словам матери ребенка, в тот день ее сын вернулся весь в слезах. «Он сказал, что классный руководитель ему сказала: «Ты больше никогда на концерты и на репетиции ходить не будешь, так и передай своим родителям», — рассказала женщина Telegram-каналу Life Shot.

В результате московский СК возбудил уголовное дело в отношении школьников, издевавшихся над мальчиком. Им инкриминируют совершение преступления по статье 116 УК РФ «Побои».

Пугающие статистические данные по теме буллинга в начале сентября привела уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова. По ее словам, жертвами травли в школах Москвы и Подмосковья за 2018 год становились 12% учеников старших классов. По словам уполномоченного, 70% старшеклассников были свидетелями травли человека несколькими людьми, еще 60% заявили, что жертвой был их знакомый. В Министерстве просвещения «Газете.Ru» сообщили, что сегодня в российских школах работают около 25 тыс. педагогов-психологов — именно они призваны отвечать за психологический комфорт детей в школе. Сейчас ведомство ведет активную работу по повышению их квалификации. «Важно не просто распознать ребенка с девиантным поведением, но и оказать квалифицированную помощь, поддержать, объяснить педагогам и родителям. как себя вести в ситуациях, когда поведение ребенка выходит из-под контроля», — ответили в Минпросвещения на запрос издания.

Кроме того, министерство совместно с профильными организациями разрабатывает программу по развитию социально-эмоциональных навыков учащихся. В 2020 году его планируют опробовать в восьми регионах РФ. «Такой документ и его реализация помогут воспитывать эмоционально зрелых личностей, дети научатся контролировать свои негативные эмоции, а также распознавать эмоции окружающих», — уточнили в ведомстве. Параллельно специалисты министерства ведут работу с руководителями образовательных организаций по урегулированию конфликтов среди подростков на основе психолого-педагогического подхода с учетом ценностей дружбы, поддержки, взаимопомощи, культуры решения проблем без агрессии.

Между тем, несмотря на усиленную работу в этом направлении, случаи буллинга продолжают происходить, и во многих случаях проблема решается лишь после общественного резонанса, который побуждает правоохранителей вмешаться в ситуацию.

1.3 Формы и виды буллинга

Формы школьного буллинга так же могут быть различными, в основном выделяют две формы травли:

Психологическая форма травли — это насмешки, издёвки, угрозы, изоляция.

Физическая форма — толчки, побои, прочие насильственные действия.

В современное время существует не мало произведений посвящённых данной проблеме. Например: Повесть Владимира Железнякова-«Чучело». Автор акцентирует внимание на доминировании общественного мнения в глазах ребёнка. На его страхе выделиться из толпы, настроить её против себя. В такой ситуации важно объяснить ребёнку, что он не должен бояться высказывать своё мнение, отличное от окружающих. Обязательно найдутся дети, вторящие ему.

Буллинг является разновидностью насилия и, в свою очередь, также может выражаться по-разному, т.е. имеет свои виды, попробуем определить основные виды буллинга.

Физический буллинг.

Наиболее распространен среди мальчиков. Считается самой жестокой формой буллинга, когда наносят физический вред: жертву бьют, толкают, пинают и т.д.

Психологический буллинг.

Это травля, связанная с действием на психику, при помощи вербальных(словесных) оскорблений, насмешек, запугиваний, преследований, которые оказывают эмоциональное давление на обидчика (жертву). К этой форме относят:

вербальный буллинг – травля при помощи слов (оскорбления разного характера, прозвища, сплетни и т.д.);

запугивание (это угроза, с целью внушения, что обидчик может причинить вред непосредственно жертве или его близким людям, для тогочтобы жертва делала то, что выгодно обидчику);

изоляция (исключение или игнорирование жертвы частью сверстников или всем классом);

вымогательство (например, требуют или отбирают деньги, вещи, еду и т.д.);

повреждение и иные действия с имуществом (например, обидчик прячет или портит личные вещи жертвы);

кибербуллинг – преследование жертв с целью унижения при помощи цифровых технологий: интернета и мобильных телефонов. Например, анонимные угрозы, отредактированные фотографии.

Но мы остановимся на школьном буллинге, т.е. на том, который происходит в связи со школьным образованием: в школе либо за её пределами. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство прежде всего тем, что школа – это полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных эмоций Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве школы, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой.

Американские исследования позволяют выделить два типа жертв:

не могущие скрыть слабости (дети, физически слабые, неуверенные, тревожные)

дети, невольно провоцирующие негативное к себе отношение. Ко второй категории относятся неадекватно (слишком бурно) реагирующие на провокации (так, что их поведение вызывает насмешки у зрителей), неприятные в общении дети из-за дурных привычек , а также дети, вызывающие активную неприязнь взрослых Чаще всего жертвы буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать, что что-то не так, можно по поведению и настроению ребенка. Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Эти ощущения ведут к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок-жертва становиться действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка. (см. приложение 1)

В то же время, склонность детей к проявлению агрессии развивается, прежде всего, под влиянием семейной обстановки. Травля является своего рода константой в детских коллективах. С точки зрения психологии, это то, что естественно присуще детскому поведению и детской душе на уровне инстинктов. С другой стороны, стоит учитывать и то, что те школьники, которые обычно являются источниками и объектами травли в коллективе, — это дети, в семье которых насилие является обычным делом.

Дети чаще всего также молчат о своих проблемах и не делятся ими со взрослыми, так как боятся, что те не помогут, а только ухудшат ситуацию. В таком случае родителям в первую очередь стоит задуматься над тем, чтобы наладить отношения в семье, а потом уже идти разбираться в школу.

Доля вины лежит и на социальных сетях, куда в настоящий момент перешла практически вся коммуникация между детьми. Ради тех же лайков и комментариев дети пускаются во все тяжкие и разрешают свой внутренний стресс через агрессию. Развитие «кибербуллинга» связано с тем, что современные дети не умеют ставить себя на место другого человека. Они действуют скорее в своих интересах. Более того, они родились в эпоху видеоигр — там ты часто просто наблюдаешь за тем, что происходит с другими участниками, со стороны. Поэтому сейчас, что бы ни произошло, дети снимают все на телефон вместо того, чтобы помогать. Взрослых это ужасает, а для молодежи это нормально — они будто в видеоигре. Исходя из этого, психологическая работа должна вестись и через интернет, настаивают эксперты. Ее следует осуществлять через группы общения и кризисные центры, куда дети могли бы обращаться анонимно. Это очень тонкая и индивидуальная работа, которая должна вестись обязательно.

2. Мифы и научные факты о буллинге

Миф 1.

Ситуация буллинга не предполагает ситуацию обучения ребенка ассертивному поведению. Ребенок 8-9 лет сможет разрешить такую сложную ситуацию самостоятельно, попутно развивая в себе решительность и уверенность.

Миф 2.

Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10 % учеников, во всяком случае, в начальном и среднем звене. По данным Дэна Олвеуса (Dan Olweus) примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира два-три раза в месяц становятся жертвами буллинга независимо от того, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной в социально неблагополучном районе. 7% девочек и 12 % мальчиков сами являются инициаторами травли - буллерами. Данные почти полностью совпадают для разных стран. В России более 40% учеников сами занимаются травлей. (см.приложение 2).

Миф 3.

Суть травли – насилие, регулярное, бессмысленное, но целенаправленное. А популярность или отсутствие таковой – выбор каждого. Ребенок может быть абсолютно не популярным в классе или школе, а дружить и общаться он может в условиях кружка, секции или дворовой компании.

Миф 4.

Вызывать беспокойство у педколлектива должны только случаи физического насилия, учительский коллектив не имеет возможности заниматься всеми «недоразумениями» (стычками, конфликтами, оскорблениями и пр.), которые происходят между учениками - в конце концов, дети должны научиться справляться с такими вещами самостоятельно; только в случае серьезного физического насилия нужно вмешиваться взрослым. Такая позиция очень опасна. По данным того же Д. Олвеуса, физическое насилие становится причиной подросткового суицида гораздо реже, чем психологическое, первом месте по частоте встречаемости стоит словесная травля – оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д., на втором месте - бойкот, на третьем – физическая расправа, на четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство, отъем личных вещей и пр. Бойкот в отношении ребенка, который практикуется в течение продолжительного отрезка времени, является самой частой причиной суицида.

3. Как остановить травлю?

Для начала нужно понять, что буллинг и конфликт в коллективе, это разные вещи и они имеют совершенно разные решения. Конфликт – это хоть и не очень приятное, но естественное и нормальное явление в социальной жизни. Сталкиваются интересы, точки зрения разных людей. В конфликтной ситуации можно (и нужно) вести диалог, искать компромисс, отстаивать свою точку зрения или идти на уступки. Обе стороны конфликта, как правило, заинтересованы в его разрешении.

А вот буллинг – это совершенно иная ситуация, это уже вид психологического насилия или даже физического насилия. Дело в том, что те, кто устраивают травлю, обычно заинтересованы в самом процессе. Им нравится сам факт оскорбления, унижения своей жертвы. Обидчики даже не пытаются вести диалог и искать решение ситуации.

Так, как же нужно вести себя, если вы стали жертвой буллинга? Давайте разберем с вами основные пути выхода из ситуации травли. Постарайтесь понять, у кого в группе обидчиков какая роль. Кто зачинщик, а кто – просто примкнул “за компанию”. У кого есть свое мнение, а кто следует мнению большинства. Кто является только зрителем, кто на чьей стороне, кто может вам сочувствовать. И если вы один – попробуйте найти себе союзника. Попробуйте выйти на диалог с обидчиком. Диалог является иногда очень сильным ходом, потому что другая сторона совершенно его не ожидает. Но для жертвы травли будет важно правильно настроиться на этот разговор. Не заискивать, не унижаться – с одной стороны. Но и не настраивать себя враждебно и не смотреть свысока – с другой. Постарайтесь открыто спросить и понять – какова причина сложившейся ситуации? Какие правила вы нарушили? Чего именно добиваются обидчики?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе. Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

3.1 Что можно сделать если столкнулись с ситуацией кибертравли?

Если родители узнают о травле в школе, где учится их ребенок, им нужно постараться действовать очень тонко, но быстро. В первую очередь — обратиться в администрацию школы и к школьному психологу. Они обязаны отреагировать на ситуацию по закону об образовании. В противном случае стоит писать жалобу в вышестоящий орган образования — например, комитет по образованию (РОНО), в комиссию по делам несовершеннолетних. Дальше начнется уже серьезное разбирательство, которое вынудит и директора, и завучей до конца выполнить свои функции и организовать психологическую работу, направленную на прекращение насилия.

На школе лежит воспитательная функция, отвечающая за социализацию личности. В случае, если ребенок проявляет асоциальные наклонности, это становится ярким примером того, что с ним не доработали взрослые.

Проанализировав ситуации представленные в интернете, я вывела следующие советы, как помочь тем, кто подвергся буллингу.

Успокоить. Не ругать.

Разобраться в ситуации вместе с ним (в чем конфликт, кто участник, что за причина, есть ли угроза жизни).

Собрать доказательства (Скриншоты экрана).

Научить правильно реагировать на агрессора (игнорирование обидчика, блокировка обидчика, черный список, удаление аккаунта).

Обратитесь за помощью:

- к администратору ресурса;

- если в травле участвуют ученики школы – к директору;

- если угроза жизни – в правоохранительные органы, приложив доказательства.

3.2 Конкретные действия

Все зафиксируйте

Не реагируйте на сообщение

Храните доказательства (для провайдера и правоохранительных органов)

Заблокируйте буллера

Обратитесь в правоохранительные органы:

Угрозы насилия

Детская порнография или отправки откровенного сообщения или фотографии

Преследование и преступления на почве ненависти. Посоветуйтесь с юристом.

Детская психика ведь подвижна, она реагируют на разного рода вызовы по-своему. Бывает, что после первого импульса травли ребенок не пытается защититься. Известно об этом становится только тогда, когда ситуация заходит уже достаточно далеко, даже до физических издевательств».

В случае применения физического насилия над ребенком родителям стоит в срочном порядке обращаться в правоохранительные органы. Последние, в свою очередь, обязаны провести проверку по факту случившегося, а также профилактическую беседу с детьми и их родителями, которые несут за них административную ответственность. Сами обидчики, согласно УК РФ, отвечают за свои действия лишь после 16 лет, а за тяжкий вред здоровью — после 14. Для того, чтобы окончательно обезопасить своего ребенка, родители, конечно, могут просто перевести его в другое учебное заведение. Однако разобраться в причинах возникшей ситуации стоит в любом случае, так как вина частично лежит и на родителях. Если бы ребенок своевременно рассказывал им о своих проблемах, ситуация бы просто не дошла до крайностей.

4. Практическая часть

В результате исследовательской работы, я провела анкетирование учащихся 4-7 классов МБОУ СОШ №14. Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.(см приложение 4)

Следующим шагом в моей практической работе стал опрос в интернете, для начала я провела его в социальной сети Instagram. Было задано несколько вопросов по интересующей меня теме, люди отвечали «да» или «нет», а так же писали своё мнение по этому поводу.(см приложения 5)

Но на этом моя работа в интернете не закончилась, я пообщалась с иностранцами и задала им перечень вопросов, увы мне отвечали не сразу и не все, но некоторые подробно рассказали об этом и даже поделились собственными историями.

После применения практических рекомендаций, на примере 7 - го «а» класса, ситуация буллинга заметно уменьшилась, этому свидетельствует повторно проведенная в конце выполненных рекомендации социометрическая методика «Лестница», результаты которой показали: Л., которая являлась жертвой в классе, отметили, как низкостатусного подростка в классе, всего лишь 2 учащихся в классе, а это 8% класса, а в начале нашего исследования 23 учащихся. Мы видим, что подростки изменили отношение к Л..

Заключение

В результате исследования, мы подтвердили гипотезу:

1. Буллинг, как повторяющаяся агрессия, может воспроизводиться не только из-за подростка - агрессора, но также жертвы буллинга;

2. Жертва буллинга может вызывать агрессию у сверстников из-за различий во внешнем виде и индивидуально-личностных особенностей поведения (например, импульсивность, заторможенность, высокомерное отношений к другим и т.д.)

Актуальность данной работы чрезвычайно высока, так как систематических исследований с выходом на эффективность практики преодоления случаев школьного буллинга недостаточно. Это связано с тем, что буллинг это скрытый процесс, и до недавнего времени службы социальной поддержки в стране были мало распространены, подросткам, жертвам буллинга не куда было обратиться за помощью. Для того чтобы можно было помочь жертве буллинга и предотвратить агрессивность поведения в группе, необходимо изучить запускающую ситуацию буллинга. Нужно воздействовать на всю структуру в целом, действия должны иметь Таким образом, сформулированная гипотеза нашла своѐ подтверждение в процессе эмпирического исследования. Можно констатировать, что цель исследования достигнута, задачи реализованы.

Для предотвращения буллинга нужно повышать культуру населения. Сейчас не очень большое внимание уделяется нравственному воспитанию. Например, нам в школе очень редко говорили что-то вроде того, как плохо издеваться над другими. Учителям было безразлично на такие уроки. Из этого следует, что учителя должны больше внимания уделять своим ученикам и актуальным темам.

Очень важно, чтобы школьная травля не становилась типичным явлением, а агрессия не рассматривалась как норма поведения. Ведь еще есть надежда, что пластичная психика детей, развивающееся самосознание подростков и мудрость взрослых помогут преодолеть последствия неадекватных ролей, которые сознательно или вынужденно проигрываются многими людьми в своей детской и подростковой жизни.

Источники и литература

Бердышев И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев; семинар записала Е. Куценко // – С. 3.

Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под. ред. Е.Н. Волковой. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга .

Е.В. Гребенкин. -, Профилактика агрессии и насилия в школе / Р-н/Д: Феникс 2006. - 157 с.

Лоренц, К. Агрессия: так называемое «зло» / К. Лоренц. – М.: – 1994. – 272 с.

Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / / С. 25–32.

Интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F (26.09.19)

https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=789971 (26.09.19)

http://alfaman.org/psihologiya/255-chto-takoe-bulling.html#2 (30.09.19)

https://zen.yandex.ru/media/discoursio/chto-takoe-bulling-i-kak-s-nim-borotsia--rasskazyvaiut-jertvy-psihologi-i-konsultanty-5bdad92ef3ba5b00abfc9918 (01.10.19)

http://www.helpline74.ru/docs.php?id=1 (05.10.19)

https://zen.yandex.ru/media/id/5b2940926ec17d00a98e2fe3/kak-spravitsia-s-travlei-v-kollektive-6-priemov-5cb2fcdd1c1bc500b2a923cc (02.11.19)

Приложение 1

Приложение 2

 

Частота случаев буллинга в средней и старшей школе по данным Б.Лоуси

Приложение 3

Действия буллинга

Девочки

Мальчики

Оскорбления, клички

23

21

Распускание слухов, клеветы

15

11

Изоляция, исключение из группы, байкот, игнорирование

13

11

Физические формы агрессии: удары, толчки, щипки, уколы и пр

7

10

Вымогательство денег, вещей

3

5

Приложение 4

Инструкция:Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок

Приложение 5

Приложение 6

Просмотров работы: 264