Введение
Обобщенные данные МВД за ушедший 2019 год неутешительны: в стране наблюдался рост преступности в целом и, что особенно тревожно, значительно увеличилось число правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Рост криминальной активности школьников и молодых людей вызывается многими причинами, в числе которых, например, низкий уровень социальной ответственности и внутренней культуры несовершеннолетней личности, нестабильное социальное положение семьи, внутренние психологические проблемы, отсутствие жизненных ориентиров. Побороть данную проблему, как и к примеру коррупцию, невозможно, ввиду того что преступность является явлением постоянным и возникает с момента возникновения государства как единой системы управления обществом и его институтами.
Актуальность темы обусловлена значимостью явления в современное время, Подростковый возраст, переломный возраст в развитии ребенка, некий переход из детства во взрослую жизнь. В ходе формирования и развития личности этот возраст считается проблемным. Жестокая реальность современной жизни зачастую подросткам не оставляет иного выбора, как нарушать закон в целях самосохранения или самоутверждения.
Задачи исследования:
Ознакомиться с сутью и проблематикой явления, отталкиваясь от теоретической и нормативной базы.
Анализировать статистические данные различных ведомств, проследить динамику преступности на территории Уватского района во временном срезе.
Провести опрос с целью установления мнения граждан и обучающихся МАОУ «Уватская СОШ» относительно темы исследования.
Сформулировать основные выводы по результатам исследования, а также осветить перспективы развития явления, изложить свое видение и предложить способы сокращения актов преступлений несовершеннолетних.
Глава 1. Сущность явления.
Преступность является сложносоставным понятием права, отражающим неблагоприятную сторону жизни общества, и передает черты определенных периодов его истории. Преступность несовершеннолетних, как одно из многих направлений преступности, является неким социальным индикатором обстановки в стране. Основными причинами такой преступности, на мой взгляд, являются:
Слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
Проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.)
По данным ОМВД России по Уватскому району, за 2019 год в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было проведено 88 мероприятий. В частности, в образовательных учреждениях района было прочитано 46 лекций по профилактике преступлений, о вреде наркомании, токсикомании и алкоголизма. За указанный период было проведено 5 комплексных оперативно-профилактических операций и 15специализированных рейдов.
Организация общественной работы с несовершеннолетними.
Несмотря на то, что в целом динамика совершенных преступлений не сжижается, а просветительская деятельность ОМВД и образовательных организаций имеет плавающий характер, имеются и положительные аспекты. Например, хороший опыт работы с проблемными подростками показывают созданные во многих учебных учреждениях "Службы примирения". Урегулирование спора при помощи этой службы напоминает медиацию: ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. Советы профилактики правонарушений" в школах Уватского района помогают комплексно решать проблемы подростков. При работе указанных советов формируется единый подход к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищаются права подростков, осуществляется их социальная реабилитация, адаптация и коррекция.
Безусловно, указанные выше сообщества оказывают благотворное влияние на подростков, но основную воспитательную функцию осуществляют учителя и родители несовершеннолетних. И если государство не может заставить родителя регулярно проводить с детьми воспитательные беседы, обучить его основам нравственности и толерантности, выработать у учащегося стойкую неприязнь к преступной среде.
Проблемы межведомственного взаимодействия.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства и др. Несмотря на отлаженный механизм работы, порой между вышеуказанными органами возникают проблемы делегирования полномочий и расхождения в оперативных действиях.
Глава 2. Опрос
В рамках исследования мной проведен опрос граждан села Уват и обучающихся МАОУ «Уватская СОШ» в общем количестве 100 человек с возрастным критерием от 13 до 45 лет. Опрашиваемым предстояло ответить на ряд вопросов, касаемо темы исследования. Результаты приведены ниже:
Встречались ли вы ранее с явлением детской преступности? (в качестве совершающего лица либо лица, констатирующего факт) |
Да – 41% Нет – 59% |
С каким конкретно видом правонарушения или преступления вы встречались? |
Кража – 10% Разбой – 11% Нахождение в состоянии а/о – 21% Угон – 5% Употребление наркотических веществ - 2% Девиантное (отклоняющееся от нормального) поведение в целом – 24% Преступления в сети «Интернет» - 4% Затрудняюсь ответить – 10% |
Есть ли из ваших знакомых, сверстников, одноклассников лица, совершавшие подобные акты? |
Да – 30% Нет –30% Затрудняюсь ответить – 40% |
Глава 3. Выводы
По итогам теоретической подготовки, на основе анализа данных и опроса можно сформулировать следующие выводы:
Система профилактики безнадзорности несовершеннолетних приобретает большие обороты, и ее работа зависит не только от органов внутренних дел района, но и на образовательные учреждения, учреждения культуры и искусства, учреждения социальной сферы и занятности.
Несмотря на небольшое население района наблюдается разнообразность в видах совершаемых преступлений среди молодых людей.
В рамках опроса и выявлена правовая неграмотность среди некоторых обучающихся и а значит, присутствует риск совершения неправомерных действий, которые могут быть вызваны различными причинами, в том числе и озвученными в данном исследовании.