"Влияние СМИ на формирование мировоззрения подростка"

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Влияние СМИ на формирование мировоззрения подростка"

Самарцева В.С. 1
1МБОУ ИЕГЛ "Школа-30"
Степанова Д.А. 1
1МБОУ ИЕГЛ "Школа-30"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире человек постоянно сталкивается со средствами массовой информации (СМИ), которые настолько прочно обосновались в повседневной жизни, что зачастую люди не могут представить существования без них. Современный человек получает доступ к информации в самые короткие сроки, используя при этом разнообразные СМИ: газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. 

Что же такое СМИ?

Средства массовой информации — совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств.

Данная тема является актуальной для современного общества, но пока нет единого мнения на природу влияния средств массовой информации. Множество исследователей склоняются в сторону негативного влияния данных средств,но в тоже время, имеется и противоположная точка зрения. Некоторые исследователи в своих работах, посвященных информационной культуре, отметили необходимость влияния СМИ на подростков, так как эти средства способствуют установлению эффективной связи с социальным окружением. По моему мнению, проблема влияния средств массовой информации на такую социальную группу как молодежь, достаточно актуальна на сегодняшний день, поскольку молодое поколение, желающее быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире - является самой активной частью общества, в плане использования средств массовой информации.

В своем исследовании, мне хотелось бы проанализировать влияние средств массовой информации на подростков и в частности на учащихся 8 "А" класса МБОУ ИЕГЛ «Школа-30».

Актуальность выбранной темы продиктована временем. Информационная система в целом и особенно новые источники приобретают огромное значение в 21 веке. С одной стороны, с их влиянием процесс социализации становится более мобильным. Повышается общий уровень информированности, а значит, появляются и новые возможности. С другой стороны, сегодня возникает удобная возможность манипулирования общественным мнением, использования средств массовой информации в неблаговидных целях.

Практическая значимость исследования: повышение осознанности в принятии решений, свобода от влияния информации СМИ.

Научная значимость: результаты исследования можно использовать в учебной и вне учебной работе с учащимися, при подготовке и проведению родительских собраний.

Объект исследования– учащиеся 8 «А» класса МБОУ ИЕГЛ «Школа-30» в возрасте 14-15 лет.

Предмет исследования – СМИ как средство воздействия на учащихся 8 «А» класса МБОУ ИЕГЛ «Школа-30».

Цель исследования – выявить негативное и позитивное влияние СМИ на подростков и конкретно на учащихся 8 «А» класса МБОУ ИЕГЛ «Школа-30».

Реализация поставленной цели обеспечивается решением следующих исследовательских задач:

раскрыть понятие «СМИ»;

изучить историю средств массовой информации;

определить виды и структуру СМИ;

определить уровень влияния средств массовой информации на учащихся 8 «А» класса МБОУ ИЕГЛ «Школа-30».

Гипотеза исследования - влияние средств массовой информации носит неоднозначный характер, то есть оно может быть как позитивным, так и негативным.

Методы исследования: анализ и проведение анкетирования среди учеников 8 «А» класса МБОУ ИЕГЛ «Школа-30».

Описание экспериментальной базы исследования: Я проводила исследование с помощью анкетирования среди учеников 8 «А» класса МБОУ ИЕГЛ «Школа-30». Анкетирование я составляла самостоятельно. Целью данного опроса было выявить негативное и позитивное влияние СМИ на группу, как молодежь, в возрасте 14-15 лет. Анкетирование проведено добровольно, анонимно. Я несла ответственность за хранение личной информации и не распространения.

ГЛАВА 1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПОДРОСТКА

1.1. ИЗ ИСТОРИИ СМИ

Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации — устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, происходит волна развития средств массовой коммуникации. В XV веке появляется печатная книга, в XVII — газеты и журналы. В XIX веке изобретены фотография, радио, телефон, кино. В XX веке темпы «размножения» нарастают лавинообразно. Широко распространяются в настоящее время телевидение, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая связь. Причем, к концу 20 века на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные. Средства массовой информации (СМИ) — это средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.

1.2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СТРУКТУРА

Средства массовой информации (СМИ) — это средство донесения информации по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.

К СМИ относятся:

Печатные издания (пресса): газеты, журналы;

Электронные СМИ: телевидение, радио, сетевые издания. Интернет.

К наиболее значимым средствам массовой информации относятся:

Периодическое печатное издание – издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. К периодическим печатным изданиям относятся: газета, журнал, альманах, бюллетень.

Радио – совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного раза в год.

Телевидение, представляет собой совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год.

Видео и кино– совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет в свет не реже одного раза в год.Настойчивая трансляция криминальных тем ведёт к тому, что у подростков складывается мнение, что криминал в настоящее время – один из самых популярных и «освещаемых» видов деятельности. Поскольку большинство криминальных историй сопровождается демонстрацией ярких и броских атрибутов преступности (внешности и формы поведения), велика вероятность выбора подростком криминального образа, как образца поведения. Такое негативное влияние телевидения нельзя приписывать самой его природе, скорее неумелому его использованию. Отсюда роль семьи и школы – научить детей правильно выбирать информацию, отсеивать бессмысленное.

Интернет является глобальной сетью, объединяющей множество компьютеров, соединенных для совместного использования ресурсов и обмена информацией. Он соединяет множество типов сетей. Каждая из сетей содержит выделенный компьютер, называемый сервером, с помощью которого осуществляется соединение с другими сетями. Пользователи сети для соединения с сервером применяют телефонные линии, выделенные каналы, радио и спутниковую связь. Для связывания сетей между собой используются высокоскоростные каналы, среди которых наиболее популярной является оптоволоконная линия связи. Интернет является технологией, которая принципиально изменила возможности обмена информацией и по своему влиянию на нашу жизнь находится в одном ряду с такими изобретениями, как телефон, телевидение и компьютер.

1.3. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Практически все школьники имеют доступ к TV, видео, Интернету, многие дети играют в компьютерные игры. Если рассматривать характер влияния средств массовой информации на современную молодежь, то СМИ может производить как позитивное, так и негативное воздействие на общество.

Хаос информации, его воздействие на школьников ни родителями, ни учителями, как правило, не корректируется, и практически не учитываются. Многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции. Школьники - постоянные зрители телепрограмм TV.

«Наступление» СМИ на человека принимает все более профессиональный характер. Уже несколько десятилетий под влиянием СМИ человек видит мир таким, каким его «показывают по телевизору» и «пишут в газетах» (особенно в центральных). Таким образом, СМИ ориентируется на потребителя, а вкусы потребителя формируются под влиянием СМИ.

В наше современное время особое значение обрела проблема телевизионного насилия. Существует множество исследований, результаты которых показывают на то, что просмотр сцен насилия в различных телепередачах и фильмах непосредственно связанны с последующей агрессией в жизни.

СМИ являются также источниками пошлой информации. В телевидении транслируется множество фильмов, которые развращают современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и везде, в газетах, журналах, в сети Интернет.

Но если смотреть на данную проблему с другой стороны телевидение является неотъемлемым элементом культуры с 20-го века. Телевидение в своей развитой форме увеличивает возможности соучастия людей в разных событиях, делает достижения науки, культуры и спорта доступным для больших масс людей.

Таким образом, можно выделить положительные стороны влияния СМИ:

СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя «информационный голод»;

средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения;

служит для взаимного информирования властей и населения;

снимают социальную напряженность.

Отрицательные:

1) Воздействие информации на школьников ни родителями, ни учителями, как правило, не корректируется, и практически не учитываются. Школьники - постоянные зрители телепрограмм TV.

2) СМИ ориентируется на потребителя, а вкусы потребителя (часто неправильные) формируются под влиянием СМИ.

3) В наше современное особое значение обрела проблема телевизионного насилия. Термин «телевизионное насилие» давно используется в научном лексиконе. Что же касается моего личного мнения, то оно однозначно: насилие на экране порождает насилие в жизни.

4) СМИ являются также источниками пошлой информации. В телевидении, в газетах, журналах, в сети Интернет транслируется множество информации, которая развращают современную молодежь.

Отличительные черты СМИ - это публичность, т.е. ничем неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса общества к той или иной передаче, сообщению или статье или другому информационному источнику.

Особое место в системе СМИ занимает печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги), которая на сегодняшний день пользуется большим спросом. В свободной продаже имеются любые издания с интересующей вас информацией, оформленные ярко и красочно. Содержание статей в них зачастую просто теряется и не воспринимается из-за помех. Вторым по времени появления средством массовой информации является радиовещание. Наиболее характерной для него чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая рекламу, музыку и паузы). Радио очень популярно среди автомобилистов.

Телевидение вошло в нашу жизнь в 30-х годах XX века. Невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок и структуру, требует особенно тщательного подхода к составлению программ.Даже федеральные телеканалы забиты сегодня огромным количеством рекламы, которая создает серьезные помехи в восприятии основной информации. Мы, подростки не можем в должной степени отфильтровать весь поток информации, которая поступает к нам с "голубого" экрана, так как наше сознание напоминает губку, которая впитывает всю ту информацию, что нам подают.

Четвертый тип каналов информации - всемирная компьютерная сеть Интернет, в котором значительное место занимает массовая информация. Интернет является универсальным источником информации, так как соединяет в себе возможности всех типов СМИ. Вы можете смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты и журналы, не отходя от своего монитора, а при необходимости даже распечатать важную для вас информацию. Интернет дает большие возможности, что делает его на сегодняшний день самым используемым и самым перспективным источником информации. Сегодня происходит стихийное влияние Интернета на молодежь.

ХХI век – век высоких технологий и больших возможностей, с ростом которых, наше общество выходит на совершенно новый уровень развития: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, да собственно и сама работа, отдых переходят из реального мира в мир виртуальный. В современном информационном обществе СМИ играют огромную роль. Подводя итоги можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны влияния средств массовой информации.

В заключении можно отметить лишь то, что современные СМИ обладают огромными источниками информации, которыми они охотно делятся с людьми, однако среди огромного потока информации, лишь незначительная часть является по-настоящему полезной и пригодной для использования.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОДРОСТКОВ

2.1. Исследование влияния средств массовой информации на поведение современной молодежи с помощью анкетирования

Анкетирование было проведено на базе МБОУ ИЕГЛ «Школа-30». Выборку составили учащиеся 8-ого "А" класса в количестве 26 человек.

Отвечая на 1 вопрос анкеты "Как часто вы смотрите телепередачи?", 5 из 26 опрошенных ответили «Часто» (19%), 4 человека ответили «Редко» (15%), 8 человек ответили «Иногда» (31%) и 9 человек ответил «Вообще не смотрю» (35%) (см. Приложение 1, Диаграмма 1).

2 вопрос звучал так "Сколько времени вы сидите в сетях Интернета?", 1 человек ответил «Менее 1 часа» (4%), 9 человек ответили «1-3 часа» (35%), 16 человек ответили «Больше 3 часов» (61%) (см. Приложение 2, Диаграмма 2).

В ответе на 3 вопрос "Какие программы вы смотрите на телевизоре (телефоне)?", 3 человека ответили «Познавательные программы» (11%), 5 человек ответили «Комедийные программы» (19%), 9 человек ответили «Развлекательные программы» (36%), 3 человека ответили «Ужасы» (11%), 0 человек – «Новости» (0%), 1 человек ответил «Ток- шоу» (4%), 5 человек ответили «Музыкальные программы» (19%) (см. Приложение 3, Диаграмма 3).

На 4 вопрос "Много ли вы сидите в социальных сетях Интернета?" дали следующие ответы, 24 человека сказали «Да, часто» (92%), 1 человек выбрал ответ «Нет, вообще не сижу» (4%), 1 человек ответил «Очень редко», но сижу (4%), 0 человек – «Сидел (а) когда-то» (0%) (см. Приложение 4, Диаграмма 4).

Отвечая на 5 вопрос "Перед вами два заголовка статьи из интернета. Какая статья вызывает у вас больший интерес?"

Статьи:

Самая скоростная собака на двух лапах.

Согласно Книге рекордов Гиннеса 2015, она проходит 10м на задних лапах за 6.56 секунд и 5м на передних лапах за 7.76 секунд.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.

Содержание статьи: Аморальность в поведении; Алкоголизм; Наркомания; Табакокурение; Преступность или самоубийство; Подмена жизненных ценностей; Непонимание поколений;

Большинство учеников, а именно 14 человек ответили «2 статья» (54%), 11 человек ответили «1 статья» (42%), 1 человек ответил «Ничего не интересно» (4%) (см. Приложение 5, Диаграмма 5).

В ответе на 6 вопрос "Из каких источников вы предпочитаете брать информацию?" основная масса опрошенных выбрала, а именно 22 человекаответили «Из интернета» (85%), 4 человека ответили «Из книг, газет, журналов» (15%) (см. Приложение 6, Диаграмма 6).

На 7 вопрос  "Какой смысл содержит следующее высказывание: «В Интернете можно найти все, чего ты не ищешь» Анна Руманофф, практически все, а именно 25 человек ответили «В Интернете очень много лишней информации, и лучше на такие сайты не заходить» (96%), 1 человек ответил «Интернет содержит только полезную информацию для человека» (4%) (см. Приложение 7, Диаграмма 7).

На 8 вопрос  "Как вы думаете, какое влияние СМИ оказывает на подростка?", 7 человек из 26 ответили «Негативное» (27%), 1 человек ответил «Позитивное» (4%), 18 человек ответили «Нейтральное» (69%) (см. Приложение 8, Диаграмма 8).

Анализ анкетирования учащихся показал, что все участники активно пользуются всеми каналами средств массовой информации. Что касается достоверности информации передаваемым каналами СМИ, то респонденты отдают предпочтение интернету.

Подводя итог по результатам анкетирования можно выделить что большинство опрошенных учащихся 8-ого "А" класса МБОУ ИЕГЛ «Школа-30», не испытывают и не осознают до конца серьезного негативного влияния со стороны средств массовой информации, однако являются очень сильно зависимыми от них. Основные СМИ, влияющие на подростков- Интернет и телевидение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели тему влияния СМИ на поведении подростков, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Подростки - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается воздействию СМИ. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

Гипотеза подтверждена, то есть:

выявлены СМИ, влияющие на воспитание подростков;

изучено влияние телевидения, прессы, Интернета на подростков;

обобщено состояние данной проблемы с помощью анкетирования;

изучено воздействие средств массовой информации на подростков 8-ого "А" класса с помощью методов анкетирования;

на основе проведенной работы были выделены позитивные и негативные стороны влияния СМИ.

Позитивные стороны:

информационная и просветительская роль СМИ;

утоление "информационного голода";

развитие коммуникативной функции, через социальные сети;

функция самореализации личности.

Негативные стороны:

перенасыщенность СМИ актами агрессии, насилия, жестокости;

нравственная вседозволенность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. «Об информации, информатизации и защите информации».

2. Емчура, Т. Современная молодежь и каналы ее социализации // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. М., 2006. С. 135

3. Кузина, С. В. (РАГС). Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина// Власть. – 2007

4. Байтерекова, Л. Вестник КазНУ. -https://articlekz.com/article/8724

5. Свободная энциклопедия [электронный ресурс] - ru.wikipedia.org/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Диаграмма 1

Количество человек 8 "А" класса МБОУ "Школа-30", ответивших на вопрос № 1 (данные представлены в процентах).

Приложение 2

Диаграмма 2

Количество человек 8 "А" класса МБОУ "Школа-30", ответивших на вопрос № 2 (данные представлены в процентах).

Приложение 3

Диаграмма 3

Количество человек 8 "А" класса МБОУ "Школа-30", ответивших на вопрос № 3 (данные представлены в процентах).

Приложение 4

Диаграмма 4

Количество человек 8 "А" класса МБОУ "Школа-30", ответивших на вопрос № 4 (данные представлены в процентах).

Приложение 5

Диаграмма 5

Количество человек 8 "А" класса МБОУ "Школа-30", ответивших на вопрос № 5 (данные представлены в процентах).

Приложение 6

Диаграмма 6

Количество человек 8 "А" класса МБОУ "Школа-30", ответивших на вопрос № 6 (данные представлены в процентах).

Приложение 7

Диаграмма 7

Количество человек 8 "А" класса МБОУ "Школа-30", ответивших на вопрос № 7 (данные представлены в процентах).

Приложение 8

Диаграмма 8

Количество человек 8 "А" класса МБОУ "Школа-30", ответивших на вопрос № 8 (данные представлены в процентах).

Просмотров работы: 6639