Я имею право

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я имею право

Толстова А.А. 1
1МБОУ СОШ № 11 поселка Рыздвяного ИГО СК
Молодых Г.И. 1
1МБОУ СОШ № 11 поселка Рыздвяного ИГО СК
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ведение

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России. Мало помощи со стороны государства - считается, что предмВет «Права человека» не относится к обязательной для преподавания в школе программе. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Российские дети по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают, 60% сирот, достигших 3-х лет, попадают в спец. Интернаты, потенциально безнадёжных детей из 148 тыс. семей состоят на учете. В России проблема защиты детей стояла и стоит остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличение числа бедных семей в стране; постоянное увеличение числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; рост числа детей, оставшихся без родителей; рост числа несовершеннолетних, убегающих из дома.

Поэтому, родители, не должны ждать, когда ребенок обратиться к ним за помощью или советом, а создавать в своем доме тепло, понимание, уважение, физическую безопасность, соблюдение прав всех членов семьи, независимо от возраста, и воспитывать ответственность за слово и дело.

Структура работы.

1. Цель работы: - изучение социальных прав детей в России.

2. Гипотеза:

- если социальные права детей в России будут четко установлены, то общее положение детей улучшится, при условии, что эти права будут исполняться, и дети будут знакомы с этими правами.

3. Задачи: - изучение социального обеспечения, страхования и защиты детей в России;

- с помощью анкетирования осваивать знания о правовых принципах;

- формирование собственного представления и установки, основанных на современных правовых ценностях;

- создать презентацию «Я имею право» .

4. Объект и предмет исследования:

- социальные права детей, то есть социальное обеспечение, социальная защита и страхование.

5. Актуальность проекта:

- нравственно – правовое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления развития современной школы и системы образования в целом. Утверждение приоритета прав ребенка, защита его прав в значительной степени зависят от того, насколько хорошо люди знают свои права, права детей и механизмы, которые обеспечивают эти права. Информирование и просвещение широких слоев населения о правах ребенка повышают уровень осведомленности общества, способствуют воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека. Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем правовых знаний, но и в том, чтобы способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия с своими родителями, сверстниками, с учителями. Формирование таких качеств у ребят, которые особенно эффективно развиваются в процессе их самостоятельных исследований. В ходе этой работы ребята учатся формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины её возникновения, делать выводы. В нашей школе создана психологическая служба примирения, которая помогает разрешать конфликты между детьми и взрослыми.

Вопросы, которые меня очень заинтересовали:

Знаем ли мы свои права?

Знаем ли мы основные законы, регулирующие наши права?

Знаем ли мы, куда обратиться, если нарушены наши права?

Для меня важной является следующая проблема:

Многие дети и подростки не знают своих прав, не знают законов государства, в котором они живут.

Подростки не знают, куда им обращаться и что делать, если нарушают их права.

 В данной работе использовались, в основном различные нормативно-правовые акты. Такие как Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Конвенция ООН по правам ребенка, а так же Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей. Конституция Российской Федерации наиболее четко отражает права и обязанности граждан России.Помимо этого здесь использовались некоторые материалы сети интернет.

Основная часть.
1. Основные нормативно-правовые акты по правам ребенка.

1.1. Российское законодательство.

Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации. В главе «Права человека» Конституции закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключенных Россией, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка. Однако практическая реализация этих конституционных норм связана с серьезными трудностями, вызванными процессом реформирования общественного строя и особенно негативными тенденциями, затронувшими экономику и социальную сферу государства.

В Конституции Российской Федерации ряд положений, относящихся к охране детства, содержится в главе 2 об основных правах и свободах человека и гражданина.

Статья 17 гласит:

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.1

Кроме того, в статье 38 говорится о правовой защите, моральной и материальной поддержке материнства и детства.2 В статье 43 предусмотрены бесплатное образование, всеобщее обязательное среднее образование молодежи. В этой статье также поддерживаются различные формы самообразования.3 В статье 39 Конституции говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и социальную защиту детей.4

По статье 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.5

Наконец, статья 60 указывает на то, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет6.

Данный перечень статей говорит о том, что в России права ребенка находятся на должном уровне, и они рассматриваются в различных аспектах жизнедеятельности детей.

Семейный Кодекс о правах ребенка.

Семейный Кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 декабря 1995 года и вступил в силу с 1 марта 1996 года. Здесь довольно широко рассматриваются не только права и обязанности семьи и отдельных ее членов, но и права детей. Среди таких прав следует отметить:

Право ребенка жить и воспитываться в семье;

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;

Право ребенка на защиту;

Право ребенка выражать свое мнение;

Право ребенка на имя, отчество и фамилию;

Имущественные права ребенка.

Рассмотрим эти права более подробно.

Право ребенка жить и воспитываться в семье подразумевает, что ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства (ст. 54).7

Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Расторжение брака родителей, признание его не действительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом (ст. 55)8.

Семейный кодекс не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и устанавливает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление права ребенка на защиту своих прав и законных интересов.

По Семейному кодексу РФ ребенок имеет право:

На защиту своих прав и законных интересов.

На защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

Право ребенка выражать свое мнение.

Ребенок в праве выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а так же быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ст. 57).9

В зависимости от возраста ребенка его мнению законом придается различное значение. Принятие во внимание или отклонение доводов детей, не достигших десяти лет, является исключительной прерогативой родителей. Ребенок в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью и способностью осознавать свои интересы, хотя и бывает способен сформулировать свое мнение. Учет мнения ребенка, не достигшего возраста 10 лет, при решении вопроса, затрагивающего его интересы, предполагает, что его мнение будет заслушано, а при несогласии родителей или других лиц с мнением ребенка им следует объяснить ему – по каким причинам его точка зрения не может быть принята во внимание.

Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию, отчество появляется у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретения гражданства.

В некоторых случаях, прямо предусмотренных Семейным Кодексом, решение может быть принято компетентным органом (органом опеки и попечительства или суд) только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Речь идет о ситуациях, когда затрагиваются важнейшие интересы ребенка, а именно: изменение имени или (и) фамилии ребенка, восстановление родителей в родительских правах, усыновление, изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления; передача на воспитание в приемную семью.

В статье 58 говорится, что имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.10

В имущественные права ребенка входят права:

На получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

Право собственности на доходы, имущество, полученное им в дар, а так же другое имущество, приобретенное на средства ребенка;

Право на имущество родителей, при условии, что родители не имеют права на имущество ребенка;

Правом владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании.11

1.2. Международные нормативно-правовые акты.

Конвенция ООН.

Конвенцией ООН гарантируются следующие права (приложение 2):

- право на жизнь – рождение, проживание и доступные медицинские услуги;

- право на развитие – образование, досуг, отдых и участие в культурной жизни;

- право на защиту – забота о детях-сиротах, беженцах, а также защита от приобретения и употребления наркотиков;

- право на активное участие в жизни общества – обеспечение свободы слова, религии, совести.

2. Результаты по определению потребности детей в правовом просвещении.

Анкетирование учащихся и родителей учащихся МБОУ «СОШ №11» поселка Рыздвяного ИГО СК о важности и необходимости правовых знаний говорят все. Но реальное положение дел говорит об их отсутствии. Как показывает практика, родители плохо знакомы с правами ребенка, часто не знают, куда обратиться по возникающим проблемным ситуациям. Вопрос о необходимости наличия правовых знаний у детей стоит остро. С целью определение потребности детей в правовом просвещении мною и Уполномоченным по правам ребенка МБОУ «СОШ №11» поселка Рыздвяного ИГО СК было решено провести опрос. Результаты данного опроса были представлены на проходившем 28 января 2020 года в школьной библиотеке круглом столе, где центральной темой обсуждения был вопрос «Права детей - миф или реальность?». В обсуждении приняли участие учителя, учащиеся и родители учащихся. Общая выборка респондентов, принимавших участие в опросе, составила 100 человек, из которых 50 человек - дети и 50 взрослых.
Анкеты составлялись индивидуально для детской и взрослой аудитории, с учетом возрастных особенностей (приложение 3). Анкета для детской выборки состояла из пяти вопросов с возможными вариантами ответов. Были получены следующие результаты опроса детской аудитории: 90% ребят на вопрос «Считаете ли вы необходимым знать о своих правах?» ответили утвердительно. Только один человек ответил отрицательно, и четверо затруднились с ответом. На второй вопрос так же 90% ребят ответили, что им нужны не просто теоретические знания своих прав, но и отмечают их необходимость в плане практического применения. Как и на первый вопрос, один из ребят ответил отрицательно, и четверо усомнились в ответе. На вопрос «Знаете ли вы свои права?» процент утвердительных ответов уменьшился до 76%, при этом 18% ответили, что они не знают своих прав, и 6% отметили свою частичную, недостаточную осведомленность в этих вопросах. В ситуациях нарушения прав, большинство ребят (50%) считают, что наиболее эффективно с этими проблемами могут справиться правоохранительные органы, поэтому в первую очередь обратились бы именно туда, 24% ребят с проблемой нарушения их прав и свобод обратились бы в центр по правам ребенка, и 16% - в службу социально-психологической помощи населению. 10% опрошенных детей, в первую очередь, позвонили бы на телефон доверия. Несколько ребят по этому вопросу ответили своим вариантом: 4 человека сразу обратились бы за советом и помощью к родителям, и 1 человек - к друзьям. По последнему вопросу, «Из каких источников вы хотели бы получать информацию о своих правах?» были получены следующие результаты. Наибольший процент получило пожелание ребят просвещаться по юридическим вопросам на специальных уроках в школе - 40%. Следующее место по количеству ответов получил такой источник, как центр по правам ребенка (28%). 20% респондентов ответили, что информацию о своих правах для них лучше всего получать на консультациях у юриста. 16 % и 12% соответственно получили варианты СМИ и родители. Интересно, что 2% ребят обратились бы за информацией в библиотеку. Анкета для родителей состояла из 6 вопросов, так же с возможными вариантами ответов. Результаты опроса взрослой аудитории показали некоторые разногласия между ответами детей и взрослых, но в том, что знания своих прав и обязанностей необходимы детям разногласий не было. По итогам опроса 98% родителей считают необходимым знакомить ребенка с его правами. Только один человек решил, что эти знания его ребенку не нужны. По вопросу о возрасте, с которого пора начинать правовое информирование ребенка, выделилось 3 группы ответов. Самая многочисленная группа родителей - те, кто считает, что правовое просвещение нужно начинать со школьного возраста, т.е. с 6-7 лет - их 62 %. 18 % родителей за то, чтобы начинать знакомить ребенка с его правами в дошкольном возрасте (4-5 лет), и столько же (18%) считают более поздний возрастной период самым подходящим для знакомства ребенка с конституцией и Российским законодательством - это возраст 10-14 лет. Кроме этого, выделилась еще одна мини-группа, состоящая из двух человек, которые считают необходимым начинать знакомить ребенка с его правами и обязанностями сразу с рождения. Обрабатывая результаты ответов на третий вопрос «Знаете ли вы права своего ребенка?», выявилось явное противоречие: только 72% ответили утвердительно. Остальные 28% честно признались в своем незнании. При этом на вопрос «Знакомите ли вы своих детей с их правами?» 58% ответили «Да» и 42% ответили, что не дают своим детям правовые знания. Таким образом, утвердительный процент ответов на первые вопросы анкеты идет по ниспадающей: считают, что правовые знания нужны детям - 98% взрослых, знают права своих детей 72%, а знакомят детей с их правами уже только 58% родителей. При определении учреждения, в котором ребенку помогли бы отстаивать его права, наибольшее число голосов получили центры по правам ребенка (62%), 22% - правоохранительные органы, и 18% - социально-психологические службы помощи населению. Сравнивая результаты ответов на этот вопрос детей и взрослых, видны противоположные мнения по поводу эффективности работы правоохранительных органов - ребята считают их самыми действенными, а родители не очень доверяют им, видимо, в силу уже приобретенного опыта общения с данными структурами. Зато центры по правам ребенка и в той и в другой возрастной категории занимают почетные места и характеризуются как одни из наиболее эффективных по возможности получения помощи в отстаивании прав ребенка. Обозначая основные источники получения правовой информации, которые могли бы помочь их детям, родители выделяют важность и значимость специальной программы в школе по данной проблематике (52%). 40% родителей считают основным и наиболее компетентным источником правовой информации для ребенка самих себя. Специализированные центры помощи детям стоят на третьем месте (30%). 28% взрослых считают достаточно действенным средством получения правовой информации СМИ. И 14% родителей считают, что для знакомства ребенка со своими правами необходим юрист. В качестве собственного варианта на этот вопрос, был, также как и по результатам ответов ребят, небольшой процент (4%) родителей, которые считают одним из основных источников информирования детей по правовым вопросам библиотеку. Таким образом, необходимость правового просвещения очевидна. И это однозначно подтвердилось в нашем исследовании. Очень важно, что дети сами отмечают свою потребность в правовых знаниях. Тем более что в условиях современного общества они действительно необходимы. Что для нас стало очень значимым итогом анкетирования - это вывод о необходимости проведения мероприятий по правовому просвещению как для детей, так и для взрослых.   

Заключение.

Новые нормативно-правовые акты в области социального обеспечения и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам социального обеспечения.

После принятия Конституции РФ в 1993 году спор о возможности прямого применения международных норм получил свое разрешение. Сегодня на конституционном уровне закрепились приоритеты международных норм над внутригосударственными Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора»12.

Следует подчеркнуть, что сущность международно-правового регулирования социального обеспечения и социальной защиты, составляют прежде всего идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере социального обеспечения и социальной защиты.

В подтверждение моей гипотезы следует отметить, что действительно, при установлении прав человека на международном и федеральных уровнях, устанавливаются и права ребенка. Следовательно, развитие этих прав влияет на общее положение детей. Права детей изложены в множестве нормативно-правовых актов, как на российском, так и на международном уровнях.

Таким образом, следует отметить что, социальные права детей в России находятся на достаточно высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей.

Список используемых источников и литературы:

Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации, 1993г.», - М.: Дом. 1994. – 120с.

Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения / Сост. Галыгина Ю. Р. М. 1994.

Конституция Российской Федерации. Государственный гимн. – М.: Юрайт-М, 2002. – 48 с.

Лепихов М. И. Право и социальная защита населения в России. М «Былина», 2000. – 696 с.

Международные акты о правах человека. Сборник документов – М.: Издательская группа НОМА-ИНФРА-М, 1998 –784 с.

Право социального обеспечения. Учебник / Под. ред. К. Н. Гусова. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. – 328 с.

Положение детей в СССР, 1990г.: Состояние, проблемы, перспектива.

Пчелинцева Л. М. Комментарии к Семейному Кодексу Российской Федерации. – М.: Издательство НОРМА, - 696 с.

Приложение 1.

Права ребенка по возрастным категориям*:

Возраст

Права и ответственности, соответствующие возрасту детей.

с момента рождения

Гражданская правоспособность – способность иметь гражданские права и обязанности (гражданство).

Имя, отчество и фамилия (с момента регистрации).

Пособие по случаю рождения, по многодетности, малообеспеченности.

Установление опеки (при отсутствии родителей).

до 1,5 лет

Оплачиваемый отпуск матери по уходу за ребенком.

до 3 – х лет

Отпуск матери по уходу за ребенком без сохранения содержания.

Право матери находиться с ребенком в больнице.

6 – 7 лет

Право на образование

10 лет

Усыновление, изменение фамилии, имени, только с согласия ребенка.

12 лет

Разрешается определение в спецшколу.

14 лет

Разрешается поступление в воспитательное учреждение (спец. ПТУ).

Изменение гражданства только с согласия ребенка.

наступает уголовная ответственность за убийство и др. тяжкие преступления.

Ответственность имущественная за причиненный вред.

установление попечительства над ребенком ( в случае отсутствия родителей).

Распоряжение собственным заработком.

Совершение сделок с согласия родителей.

Мелкие бытовые сделки.

Поступление на работу с определенными льготами.

Право вносить вклады в сбербанк.

Получение паспорта.

16 лет

Возможность вступления в брак по разрешению органов опеки и попечительства.

18 лет

Полная дееспособность.

* Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации, 1993г.», - М. с. 105

Приложение 2.

Статья 1

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 6

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Фото 1.

Фото 2.

Статья 7

Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Фото 3.

Статья 13

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение... получать и передавать информацию и идеи... независимо от границ.

Фото 4.

Статья 19

Предусматривает все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты включают разработку социальных программ с целью предупреждения жестокого обращения с ребенком.

Фото 5.

Статья 24

Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государство принимает необходимые меры для снижения уровнен смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи Государства-участники обязуются поощрять международное сотрудничество и стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

Статья 31. Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и в культурной жизни и заниматься искусством.

Фото 6.

Фото 7.

Статья 40

Право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе. Каждый ребенок имеет право на основные гарантии и получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты. Государство стремятся содействовать принятию мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства

Приложение 3.

Анкетирование

Вопросы для детей:

1. Считаете ли Вы необходимым знать о своих правах?

2. Нужны ли Вам права?

3. Знаете ли Вы свои права?

4. Если нарушены ваши права, куда Вы обратитесь? правоохранительные органы центр правовой и психологической помощи телефон доверия Ваш вариант_____________________________ 5. Из каких источников Вы хотели бы получать информацию о своих правах? специальные уроки в школе консультации юриста центр по правам ребенка средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы) родители Ваш вариант______________________________

Вопросы для родителей: 1.Считаете ли Вы необходимым знакомить ребенка с его правами? 2.В каком возрасте ребенка следует знакомить с его правами?___________ 3.Знаете ли Вы права своего ребенка? 4.Знакомите ли вы своих детей с их правами? 5.Каким образом дети могут отстаивать свои права в повседневной жизни? через правоохранительные органы службы социальной защиты населения центры по правам ребенка Ваш вариант_________________________________ 6.Какие источники помогут Вашим детям узнать о своих правах? специальные программы в школе центры правовой и психологической помощи детям консультации юриста средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы) родители Ваш вариант______________________________

1 Конституция Российской Федерации. Государственный гимн. – М., 2002. С.8.

2 там же с. 12.

3 там же с.13.

4 см. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн. – М., 2002, с.12.

5 там же с. 14.

6 там же с. 17.

7 Пчелинцева Л.М. Комментарии к Семейному Кодексу РФ. – М, 2000, с. 201.

8 Там же с.205.

9 Пчелинцева Л.М. Комментарии к Семейному Кодексу РФ. – М, 2000, с. 214.

10 Пчелинцева Л.М. Комментарии к Семейному Кодексу РФ. – М, 2000, с. 217.

11 Пчелинцева Л.М. Комментарии к Семейному Кодексу РФ. – М, 2000, с. 223.

12 Конституция Российской Федерации. Государственный гимн. – М. 2002. с. 7.

Просмотров работы: 205