Общественное отношение к вандализму среди спортсменов

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Общественное отношение к вандализму среди спортсменов

Дементьева В.М. 1Бегларян Л.А. 1
1ДО ГДЮСШ
Харченко С.В. 1Шолухов В.Э. 2
1ДО ГДЮСШ
2МБОУ ДО СДЮСШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Значение термина вандализм в культурной и религиозной среде – широкое понятие, которое охватывает так же случаи косвенного уничтожения культурных ценностей, уничтожения духовных ценностей и ориентиров, извращение какого-либо истинного смысла. Исходя из этого, осквернение памятников является актуальной темой для проведения исследования.

В повседневных буднях подростка кроются конфликтные ситуации, непонимание, стрессы, биологические факторы и сам подростковый период, влияющие не только на их поведение, но и внутреннее мироощущение, то зачастую эмоциональный выход приходится на объекты культурного характера.

Исходя из этого, предметом изучения стал вандализм памятников архитектуры, а объектом – подростки в возрасте от 10 до 17 лет, обучающиеся в спортивных школах.

Новизна данной работы состоит в том, что повышению духовно-нравственных ценностей в современном мире уделяется не достаточное количество внимания, а заинтересованности спортсменов в объектах исторического наследия еще меньше. Поэтому целью работы является привлечь к антивандальной деятельности спортсменов всех возрастов. Стратегической задачей является - найти причины деструктивного поведения подростков и выяснить, чем спортивная школа могла бы помочь учащимся вернуть интерес к исторической культуре.

Тактические задачи исследовательской работы:

проанализировать отношение к вандализму спортсменов;

провести анкетирование по теме «вандализм»»;

Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование может стать основой для аналогичных работ.

1. Отношение к вандализму современных спортсменов

Всё чаще духовные ценности сменяются на материальные. Снижается уровень нравственности, духовности, воспитанности людей, и, напротив, часто происходят вспышки враждебности между людьми социальных слоёв, или же разгораются конфликты, из-за отсутствия толерантности к индивидуальности. Растёт и процветает хулиганство, в частности вандализм. Часто от разрушительных действий вандалов страдают объекты культурного наследия. В связи с этим целью работы стало изучение причин актов вандализма в современном мире.

Для получения письменных и наглядных данных в проделанной работе использовался метод анкеты (приложение 1). Сопутствующие методы, такие как беседа и наблюдение, использовались непосредственно для получения дополнительной уточняющей информации.

Исходя из полученных данных, объектом исследования стали 35 спортсменов в возрасте от 10 до 15 лет. Под наблюдения и заполнения анкет попало 11 человек в возрасте 10-15 лет, что составило 31,4 % от общего количества респондентов; 13 человек или 37,1 % – в возрасте 15-17 лет; 11 человек или 31,4 % – в возрасте 17-19 лет.

Из 35 опрошенных ребят, 19 человек оказались мужского пола и составили 54,3 % от общего количества спортсменов. Соответственно 16 человек или 45,7 % – к женскому полу.

Для проверки учащихся в анкете было предоставлено 15 вопросов, 2 из которых включали знание терминологии: «Памятник архитектуры» и «Вандализм». Из 35 респондентов – 25 (71,4%) знают значение термина «Памятник архитектуры». Значение термина «Вандализм» знают все опрошенные на 100%.

На заданный вопрос «Нужны ли современному обществу монументы истории» 24 или 68,6 % опрошенных респондентов дали положительный ответ, поясняя, что без знания прошлого не будет прогрессивного будущего.

Однако, на следующий вопрос о том, чтобы они сделали с памятником архитектуры, мнения разделились (рисунок 1)

Рисунок 1 – Диаграмма анкеты «Моё отношение к памятникам архитектуры».

Исходя из представленных данных, 54,3 % спортсменов посетили бы объекты культурного наследия; 14,3 % – разрисовали бы строения в стиле «граффити»; 28,6 % – изъявили желание реконструировать старинные здания и мемориалы; однако, 31,4 % предпочли бы ничего не делать. Оставшиеся 11,4 % не имеют представления о существовании памятников.

На вопрос «Для чего нужны объекты культурного наследия» респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответов. Из 35 спортсменов: 17 или 48,6 % выбрали «Помнить свою историю»; 16 или 45,7 % выбрали «Развитие духовных и нравственных ценностей»; 14 или 40 % выбрали «Эстетическое направление»; 20 или 57,1 % – «Соединение разных эпох и стилей»; однако были и те респонденты, которые посчитали, что объекты культурного наследия нужны для «застройки территории» (4 спортсменов или 11,4 %) и просто для «красоты» (6 спортсменов или 1,1 %).

В связи с этим, был проведен опрос: допускают ли учащиеся мысли о намеренном осквернении архитектурных объектов (рисунок 2).

Рисунок 2 – Диаграмма анкеты «Моё отношение к памятникам архитектуры».

Проанализировав полученные данные, 21 или 60 % спортсменов не допускали мыслей о вандализме, устно поясняя, что к историческому прошлому необходимо бережно относиться. Периодически, в состоянии агрессии 10 или 28,6 % респондентов прибегали к мыслям о разрушениях. Из 35 опрошенных учащихся – 4 или 11,4 % практически ежедневно допускают не только мысли, но и жаждут разрушений на физическом уровне.

На вопрос были ли обучающиеся свидетелями осквернения или порчи культурных сооружений (рисунок 3), 11 или 31,4 % ответили, что были свидетелями вандализма чаще одного раза. При этом участниками осквернения являлись несовершеннолетние подростки в возрасте от 13-15 лет.

Рисунок 3 – Диаграмма анкеты «Моё отношение к памятникам архитектуры».

Так как целью работы является изучение причин актов вандализма в современном мире, то 35 респондентов на вопрос «Как ты считаешь, что побуждает людей к разрушительным действиям?» ответили, выбрав несколько вариантов (рисунок 4).

Рисунок 4 – Диаграмма анкеты «Моё отношение к памятникам архитектуры».

2. Вандализм - как поведенческий аспект жестокости

Жестокость человека нередко выражается в виде разрушительных действий. Вандализм – поведенческий аспект жестокости, особая разновидность разрушительной агрессивности. Совершая акты вандализма, группы подростков и юношей переживают сильное возбуждение, кричат и смеются от счастья: им нравится быть в этом состоянии. У такого человека обычно отсутствует развитое чувство красоты и гармонии, эстетически он недоразвит так же, как и морально, и не понимает всего безобразия своего поведения [14].

В связи с этим, 14 или 40 % спортсменов испытывают агрессию по причине семейных конфликтов, биологических факторов и нехватке знаний в области истории; 13 или 37,1 % испытывают повседневные трудности и негативные взаимоотношения со сверстниками, отчего наблюдается повышенная раздраженность и депрессивность; а 23 или 65,7 % считают, что у сверстников низкий уровень воспитания духовных ценностей.

Несмотря на внутренние конфликты, опрашиваемые респонденты не отрицают, что современному обществу не хватает духовного развития. Об этом свидетельствуют данные из проведенного анкетирования. Из 35 учащихся – 15 или 42,9 % считают, что общество нуждается в знания культурного наследия. Однако, остальные 20 или 57,1 % не смогли точно определиться, выбрав нейтральный ответ.

При заполнении анкеты, опрашиваемые респонденты на вопрос: «Как ты считаешь, надо ли в школах проводить мероприятия посвященные памятникам архитектуры?» отвечали неоднозначно (рисунок 5).

Рисунок 5 – Диаграмма анкеты «Моё отношение к памятникам архитектуры».

Позитивные респонденты 8 или 22,9 % однозначно были за проведение такого рода мероприятий; 14 или 40 % – были не против; 22 или 37,2 % – посчитали подобные мероприятия не интересными и скучными. Исходя из этого можно сделать вывод, что большинство опрошенных учащихся не заинтересованы в повышении духовных и нравственных ценностей.

Так как многие подростки в настоящее время вовлечены в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», то интерес к архитектурным памятникам у них снижается, за счет большого количества доступной информации. В связи с этим, был поставлен вопрос о том, чего респондентам не хватает в школах для повышения духовно-нравственных ценностей (рисунок 6).

Рисунок 5 – Диаграмма анкеты «Моё отношение к памятникам архитектуры».

Наибольшее количество 17 или 47,2 % спортсменов с удовольствием поддержали вариант посещения музеев, уверяя, что такие поездки намного интереснее и познавательнее, так как можно прикоснуться к истории прошлого. Квесты по истории на территории школы выбрали 16 или 44,4 % учащихся, изъявив желание принять участие в активной деятельности, которая, безусловно, увеличит качество и количество знаний. Интерактивные экскурсии оказались на третьем месте в иерархи интересов. 13 или 36,1 % спортсменов поддержали подобное направление, поясняя свой выбор тем, что помимо чтения книг, можно разнообразить и виртуальными походами по историческим местам, музеям и площадям. За увеличение уроков с творческим уклоном и проведения конкурсных работ проголосовали практически равное количество респондентов, призывая к чтению книг, походам в библиотеку и нестандартное проведение уроков.

Таким образом, проанализировав работу, можно сделать вывод о том, что современное общество находится на низком духовно-нравственном уровне. Прежде всего, формирование культурного воспитания начинается с самого детства каждого ребенка. Не получив определенных знаний, ребенок будучи в подростковом возрасте и столкнувшись с повседневными проблемами, испытывая внутреннюю агрессию вымещает ее не только в домашних условиях, но и на объектах культурного наследия, что порождает вандализм. Чтобы этого избежать, современному человеку необходимо получать знания не только в учебных заведениях, но и в спортивных залах. Нельзя забывать и о самосовершенствовании, особенно в подростковом возрасте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью работы было изучить причины актов вандализма в современно мире, показать значимость и актуальность проблемы в современном обществе.

Подростковый период является одним из наиболее важных периодов в жизни человека, так как именно в этот период закладываются основные личностные ценности и выявляются жизненные ориентиры, которые определяют поведение подростка.

По результатам устного и письменного опроса респондентов - спортсменов, был выявлен приблизительный возраст для вымещения агрессии на архитектурных объектах. Ими оказались подростки от 14 до 16 лет. Как раз в этот период несовершеннолетние подростки испытывают переизбыток эмоций и отличаются особой вспыльчивостью, агрессивностью и нередко подвержены депрессивным состояниям. Именно поэтому вовлечение их в группы спортивного совершенствования или углублённых занятий спортом позволит сохранить целостную порядочность. Не допустить анти законных увлечений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Архитектура : краткий справочник / ред. М. В. Адамчик. – М. : АСТ; Минск : Харвест, 2007 г. – 622 с.

Архитектура и эмоциональный мир человека. – М. : Стройиздат, 1985. – 208 с.

Байбакова О. Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи [Электронный ресурс]. URL: // http://www.humanities.edu.ru/db/msg/41640

Боброва В.Г. Общая характеристика развития личности подростка. – М.: 1966. – 378.

Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. – М., 2001 г.

Вандализм [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вандализм

Вандализм: понятие и виды его проявления [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vandalizm-ponyatie-i-vidy-ego-proyavleniy/viewer

Вандализм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.).  СПб., 1890 1907.

Гидион, З. Пространство, время, архитектура / З. Гидион. – 3-е изд. – М. : Стройиздат, 1984. – 455 с.

Ланцберг, Ю. С. Городские площади, улицы и дороги / Ю. С. Ланцберг. – М. : Стройиздат, 1983. – 216 с.

Министерство обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://mil.ru/

Особенности подросткового возраста [Электронный ресурс]. Город Москва, 2012 г. URL: httpsHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"://HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"wwwHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html".HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"rastutHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"-HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"godaHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html".HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"ruHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"/HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"teenagerHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"/6487-HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"osobennostiHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"-HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"podrostkovogoHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"-HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"vozrastaHYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html".HYPERLINK "https://www.rastut-goda.ru/teenager/6487-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta.html"html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета «Моё отношение к памятникам архитектуры»

* Обязательно

Твой пол *

Женский

Мужской

Какого ты возраста? *

14-15 лет

16-17 лет

18-19 лет

Знаешь ли ты, что такое "Памятник архитектуры"? *

Сооружения, поддерживающие воспоминания.

Недвижимый примечательный объект материального и духовного творчества, имеющий национальное или международное значение.

Один из основных видов объемных объектов, служащих для украшения.

Не знаю

Как ты считаешь, что относится к памятникам архитектуры и зодчества? *

Городские центры;

Площади, улицы, кварталы;

Сохранившиеся фрагменты древней цивилизации;

Сооружения военной, культовой архитектуры и народного зодчества;

Архитектурные ансамбли и комплексы.

Как ты думаешь, нужны ли современному обществу монументы истории? *

Да, нужны

Нет, в них нет необходимости

Чтобы ты сделал(а) с памятником архитектуры? *

Посетил(а)

Разрушил(а)

Разрисовал(а)

Реконструировал(а)

Ничего бы не делал(а)

У нас есть памятники?

Для чего нужны объекты культурного наследия? *

Для того, чтобы помнить свою историю

Для развития духовных и нравственных ценностей

Для застройки территорий

Для эстетических направлений

Для соединения разных эпох и стилей

Для красоты

Знаешь ли ты, что такое "вандализм"? *

Да

Нет

Тебя посещали мысли об осквернении архитектурных объектов? *

Да, чаще одного раза в неделю

Периодически, когда меня все раздражает

Нет, ведь это прошлое

Осквернял(а) в действиях

Как часто ты посещаешь культурно-исторические комплексы, ансамбли и здания? *

Очень часто

Иногда посещаю

Очень редко

Ни разу не был

А зачем их посещать?

Был(а) ли ты свидетелем осквернения или порчи культурных сооружений? *

Да, чаще одного раза

Да, один раз

Нет, не был(а)

Как ты считаешь, что побуждает людей к разрушительным действиям? *

Повседневные трудности

Семейные конфликты

Негативные взаимоотношения со сверстниками

Биологические факторы

Низкий уровень воспитания духовных ценностей

Недостаток знаний в области истории

Хватает ли современному обществу духовного воспитания? *

Да, хватает

50/50

Нет, нуждается в знаниях культурного наследия

Как ты считаешь, надо ли в школах проводить мероприятия посвященные памятникам архитектуры? *

Конечно нужно

Нет, это скучно

Можно было бы

Мне не интересна данная тема

Как ты думаешь, чего не хватает в школах для повышения духовно-нравственных качеств? *

Интерактивных экскурсий

Больше уроков с творечким уклоном

Квестов по истории

Поездок в музеи

Конкурсных работ

Просмотров работы: 336