Центр развития, социализации и профессионального самоопределения молодежи «Твори»

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Центр развития, социализации и профессионального самоопределения молодежи «Твори»

Абрамова А.С. 1Абрамова А.С. 1
1МАОУ СОШ №8 ГОЩ
Ермолаева Т.Н. 1
1МАОУ СОШ №8 ГОЩ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Двадцать первый век — век информационных технологий. Сейчас важна креативность человека, его творческая деятельность. Человеку необходимо развиваться сразу в нескольких областях, чтобы стать разносторонней личностью.

Кардинальные изменения в экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества неизбежно затрагивают все аспекты жизнедеятельности человека и в значительной степени определяют масштабы инновационных процессов, охвативших сферу образования. Характерной чертой социокультурных процессов, происходящих в современной России, являются новые требования к подготовке будущих специалистов для профессиональной деятельности, ориентированной на овладение не только системой знаний, но и системой умений, позволяющих успешно осваивать социальную действительность. В этих условиях принципиальное значение в социологической науке и практике приобретает осмысление накопленных теоретических знаний по вопросам социализации молодежи, обеспечивающих интенсивное становление личностных качеств, отношений и позиций молодежи в обществе. Социализация молодежи как социологическое явление — важный процесс установления взаимоотношений личности с социумом (обществом и окружающей средой) на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей в дальнейшем социальное становление специалиста с высшим образованием как активного субъекта профессиональной деятельности.

В современных условиях рассматривается двойственность природы социализации — попытки установления компромисса, сочетающего приоритет общественного воздействия и приоритет активности личности.

Молодежь  отдельная социокультурная группа, особенности которой обусловлены, соответствующим общественным положением личности: новый социальный статус, многообразие социальных ролей и связанных с ними определенных прав и обязанностей, обеспечивающих приобретение профессионально значимых характеристик личности, активность включения в различные социальные связи, общественную практику, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

В исследованиях Н. В. Андреенковой отмечено, что процесс социализации продолжается не всю жизнь, а только в период активного усвоения и выработки комплекса норм социальных ориентаций. В ее концепции процесс социализации охватывает три основных этапа: первичная социализация (социализация ребенка); промежуточная социализация (социализация подростка); устойчивая целостная социализация (период перехода от юности к зрелости); а дальше идет развитие уже социализированной зрелой молодежи.

Актуальность темы проекта

Новая парадигма образования как система социализации личности отражает особенности социальной ситуации развития общества, центрированного на активности человека-творца, созидателя, участника всех сфер общественной жизни, осваивающего социальный опыт и нормы культуры, выработанные человечеством.

Значит, к числу приоритетных направлений социализации молодежи можно отнести вопросы творческой инициативы, мобильности, системности взглядов, осознанной ответственности, предприимчивости, самостоятельности, профессиональной компетентности. В современных условиях в институтах образования создаются условия, в которых возможен «человек сам - себя - образующий сегодня, сейчас, в данное мгновение» (Ю.В. Сенько), обеспечивающие подготовку к самостоятельной жизни и успешной интеграции студенческой молодежи в общество посредством развития способности личности к самостоятельному жизнетворчеству, самоизменению, самодвижению, саморазвитию и самореализации. В связи с этим значимой, на наш взгляд, является нацеленность концепций социализации В. Т. Лисовского, П. Митева на развитие инициативы, творчества, активности молодого поколения в процессе социального становления. Активность расширяет соприкосновение молодежи с внешним миром, содействует обогащению ее знаний, приобретению опыта. По мнению В. Т. Лисовского, важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Это своеобразный «процесс общественного омоложения, противодействующий косности, инерции, застою». Известный болгарский социолог П. Митев назвал его «ювентизацией», что подразумевает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения. По своему содержанию ювентизация является специфическим видом творчества, порожденным расширяющимся доступом молодежи к социально-политической системе общества.

Формирование человека с активной жизненной позицией, неравнодушного, стремящегося позитивно преобразовывать окружающую среду позволит определить перспективы развития региона. Множество обстоятельств подчеркивают остроту проблемы. В настоящее время проблема стоит наиболее остро: большая часть населения в семье не обладает средствами для всестороннего развития детей. По итогам реформирования системы образования сократилось количество учреждений системы дополнительного образования. Практически нет площадок и зон общения взрослого и ребенка. Работодатели крайне равнодушно относятся к семьям своих подчиненных, у родителей сократилось время общения с ребенком в семье. Городские учреждения, как правило, ориентируются на развлекательный характер взаимодействия, лишенный созидательных целей и результатов. В этих условиях необходимо создание центров, на базе которых было бы возможно разностороннее развитие детей и подростков.

Поэтому мы хотим создать центр всестороннего развития молодёжи «Твори». Мы отличаемся тем, что у нас будет собственное приложение, в котором человек отслеживает свой прогресс, получает интересные задания‚ коммуникатирует с участниками центра. Целевая аудитория нашего центра – молодежь, стоящая на пороге новых открытий от 14 до 18 лет. Здесь они выбирают направления, в которых они хотят себя реализовать, и с которыми в дальнейшем свяжут свою профессиональную и досуговую карьеру. Мы захватываем экономическую, информационную, социальную, экологическую сферы. Благодаря нашему центру дети найдут себе друзей, получат те знания, которые им помогут в жизни, в работе, смогут найти своё призвание, а также развить навыки общения, саморазвития.

Гипотеза проекта (исследования): если подросткам предоставить возможность для участия в общественной жизни города, то они приобретут навыки общественно-значимой деятельности, научатся быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, что окажет положительное влияние на формирование их мировоззрение, становление личности и профессиональную подготовку.

Цели нашего проекта:

Создание школьного коворкинг - центра, как современной модели воспитания и социализации обучающихся средствами профориентационной работы, через сеть лабораторий направленных на формирование профессиональной мобильности выпускников

Поддержка деловой активности, социализации и творческой самореализации молодежи;

Разработка и реализация программ по работе с молодежью в области образования, вторичной занятости и досуга и другим профориентационным направлениям;

Задачи нашего проекта:

Внедрить в практику и апробировать методы профориентационной работы на базе школы через коворкинг – центр.

Повысить эффективности профориентационной работы, через создание сети лабораторий коворкинг - центра с привлечением бизнеса.

Создать условия для активного включения педагогов, родителей, обучающихся и социальных партнеров в деятельность коворкинг - центра.

Формировать социальную ответственность у обучающихся при выборе профессии.

Подготовить выпускника, обладающего компетенциями XXI века (4К).

Увеличить долю студентов образовательных организаций профессионального образования, обучающихся по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с потребностями экономики Московской области.

Ожидаемы результаты проекта

1. Создана сеть лабораторий при коворкинг – центре.

2. Сформирована нормативная база для организации работы коворкингцентра.

3. Привлечены к работе в коворкинг-центре социальные партнеры и представители бизнеса.

4. Разработана программно – методического обеспечение системы профориентационной работы.

5. Выстроена система взаимодействия социальных партнеров, бизнеса в рамках реализации проекта.

6. Увеличено количество выпускников обладающих современными компетенциями.

7. Создан информационный ресурс отражающий работу коворкинг – центра.

Ожидаемые эффекты проекта

1. Улучшение имиджа школы в городском округе.

2. Успешная социализация и адаптация выпускников к современной жизни. 3. Увеличение количества обучающихся, участвующих в проектной деятельности.

4. Укрепление командного духа педагогического коллектива.

5. Диссеминация и трансфер опыта в другие образовательные организации

Основная часть

«Хотела бы обратить внимание на задачу по повышению у вчерашних школьников и будущих студентов профильной мотивации при определении профессии…Я глубоко убеждена, что нужно вернуть в школы ориентацию на профессию, это необходимо», - сказала Ольга Васильева на сессии федерального учебно-методического объединения укрупненной группы направлений подготовки «политические науки и регионоведения» в МГИМО (цитата по ТАСС) .

Осознанный выбор профессии выпускника школы является как общественной проблемой, так и проблемой нашей школы. Статистика показывает, что 60-70% выпускников 9- х и 11 – х классов выбирают профессию юриста, экономиста, переводчика, лингвиста, журналиста. Проанализировав информацию на специализированных сайтах вакансий округа: JOB-MO, indeed, из рук в руки, HeadHunter и др., можно сделать вывод, что в г.о. Щёлково наиболее востребованными являются такие профессии как: менеджер по продажам, бухгалтер, специалист в сфере логистики, мастер маникюра, парикмахер, повар, фармацевт-провизор, косметолог, ветеринарный врач, автомеханик, автоэлектрик, WEB – программист. Такой дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда г.о. Щёлково является причиной того, что только 20% выпускников нашей образовательной организации получив хорошее образование, видят перспективы своего профессионального развития в родном , остальные же, порой ещё являясь учениками школы, предпочитают работу в Москве округе и лишь 10% из них возвращаются на рабочие места в г.о. Щёлково. Одной из причин дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда г.о. Щёлково является недостаточная эффективность профориентационной работы. Для того чтобы убедиться в своей гипотезе мы провели опрос учащихся 8-11 классов по таким аспектам:

- имеются ли трудности в профессиональном выборе,

- имеются ли трудности в общении со сверстниками, в налаживании коммуникаций,

- имеется ли достаточная информация о профориентации молодежи.

Анализ выявил следующее:

Основные трудности в выборе профессии – это чаще всего бесперспективность многих профессий «рушится детская мечта, приходится учиться там, где пройду по баллам», неуверенность в возможности трудоустройства, есть желание учиться, посещать профориентационные курсы, но нет финансовой возможности.

Рисунок 1

63 % выпускников 9 – х классов нашей школы продолжают свое обучение в 10 классе, так как не могут определиться со своим профессиональным выбором или же им « не понравилось учиться в колледже», а 40% выпускников 11 – х классов – не хватает осознанности в выборе профессии: так в последние месяцы учебы 25 % ребят не знают на кого и в какое учебное заведение будут поступать, 15 % студентов первых курсов уходят из института, т.к. «не думали, что будет так скучно, столько ненужных предметов». Так появилась идея инновационного проекта, в основе которого лежит создание центра «Твори», который предполагает создание сети лабораторий профориентационной работы на каждом этапе школьной жизни.

Ц ентр создан для того,  чтобы помочь молодым людям адаптироваться к реалиям и трудностям современной жизни, оказывать психологическую помощь в сложных жизненных ситуациях – таких, как выбор профессии, взаимоотношения с родителями, учителями и сверстниками.  

Рисунок 2

Молодежь - это поколение людей, которые проходят этап подросткового возраста, который понимается как формирование личности, усвоение знаний, социальных ценностей и стандартов, необходимых для того, чтобы стать полноправным членом общества.

Этот период жизни можно считать временем возможностей для будущего, когда вам открываются различные перспективы. Прямо сейчас необходимо принять решение, которое определит дальнейшую жизнь. Многие, кто сталкивается с необходимостью выбрать профессию, очень переживают, потому что брать на себя ответственность за свои действия бывает тяжело. Конечно, молодые люди пытаются опираться на свои интересы, но со временем они меняются, а их профессия останется навсегда

Для четкого выявления направления деятельности нашего центра мы провели опрос «Что влияет на выбор профессии» учащихся, педагогов и родителей.

У выпускников очень расплывчатое и часто неправильное представление о том, какой должна быть их будущая профессия, какая она «в деле». Если они знакомяться с определенными видами деятельности в школах, то только теоретически. Нет практических курсов, которые бы помогли понять, как будет выглядеть работа. Например, в детстве мужчина мечтал о своей профессии врача, представляя себя в белом халате, сидя в своем кабинете, проводя время и рассматривая жалобы пациентов; как легко диагностировать и спасать жизни тысяч людей. В действительности, он оказался совершенно неподготовленным к этой деятельности: он теряет сознание от вида крови, не может делать то, что должен, потому что боится, навредить кому-то или не имеет достаточно терпения, чтобы выслушать многочисленные жалобы чрезмерно скучных пациентов. Оказывается, трудно поставить правильный диагноз, особенно если время ограничено, и нелегко взять на себя ответственность за чью-то жизнь. Или получить экономическое или юридическое образование, мечтая о карьере финансиста, когда на самом деле спроса на рынке труда нет, потому что в российском обществе в настоящее время наблюдается избыток этих специалистов – 47 %.

Родители часто влияют на выбор профессии и предлагают ребенку тот вид деятельности, в котором они успешны. Бывают ситуации, когда родители не хотят принимать собственный выбор ребенка, потому что считают его неправильным, иллюзорным. И ему может быть очень трудно избежать сомнений и не передумать – 31 %.

Средства массовой информации также играют свою роль. В советском прошлом были перспективны рабочие специальности: были сняты фильмы о фабричных рабочих, а стахановское движение было признано в газетах и ​​журналах. Теперь общество ориентировано на то, чтобы получить всё и сразу, выбрать выгодную профессию, а не ту, к которой лежит душа. Например, многие современные девушки мечтают повторить карьеру знаменитых моделей, актрис или певцов, считая учёбу бесполезным занятием – 23 %.

Финансовое положение родителей также оказывает большое влияние на выбор профессии, поскольку большинство университетов оплачиваются, а количество бюджетных мест очень мало. Не у каждого есть возможность оплатить образование своего ребенка, которое может быть успешным в выбранной им деятельности. Хотя другие, менее способные, но более состоятельные дети получают такое образование. Поэтому ему приходится выбрать любую другую профессию, доступную ему – 57 %.

Мало кто понимает, что выбранной им деятельностью придётся заниматься большую часть жизни, поэтому очень важно, чтобы нравилось работать с радостью, а не считать минуты до конца смены. Кроме того, наличие навыков для выбранной деятельности очень важно, потому что, если их нет, человек, скорее всего, не преуспеет в этой профессии и напрасно потратит время на получение соответствующего образования. Важно понимать, к каким наукам есть склонности: гуманитарным, естественным или точным, а также оценивать свои социальные, физические и физиологические способности.

Друзья также могут влиять на выбор профессии. В некоторых ситуациях, когда человек еще не решил, что ему действительно нравится, он идет в учебные заведения, чтобы провести время с друзьями – 17 %.

При таком большом количестве факторов, влияющих на выбор будущей профессии, очень трудно, если не невозможно, принять правильное решение. Страх быть ошибочным при выборе неправильного пути, которому вы хотите следовать в течение многих лет, может ограничить молодых людей и лишить их решимости сделать первый шаг. В то же время следует помнить, что не все так плохо. Поэтому, мы думаем, что сейчас не хватает профориентационных центров, которые помогли бы молодежи с выбором правильной профессией и с социализированием.

Решение проблемы

Так как каждый в своей жизни рано или поздно сталкивается с проблемой профессионального выбора, это наталкивает на создание профориентационного центра, чтобы помочь молодежи в профессиональном самоопределении и выбрать оптимальный тип занятости.

Центр предоставляет комплекс услуг по подготовке работы подростков, студентов и других категорий граждан при выборе сферы профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, способностями, состоянием здоровья и профессиональными медицинскими рекомендациями, а также спросом на рынке труда.

Одной из основных задач центра является создание условий для самостоятельного и адекватного решения проблемы профессионального самоопределения молодежи.

Каждый участник нашего центра сможет ознакомиться с информаций об учебных заведениях, с банком професиограмм, учебными материалами, наглядной информацией и учебными пособиями, вакансиями, и конечно сможет попробовать себя в профессии, но только после прохождения мед осмотра, и проведения теста на профориентацию. Это способствует формированию осознанного понятию о изучаемой профессии, знакомит с производством, с устройством работы предприятия.

Нашей целью также является развитие мотивации к работе, осознанного планирования и выбора вида будущей профессиональной деятельности, информирование о перспективах и тенденциях развития основных секторов экономики региона, обучение по созданию профессиональные резюме и также члены нашего центра приобретают эффективные навыки общения в ситуациях трудоустройства и беседуют с работодателем, социализируются.

В целях облегчения трудоустройства и профессиональной адаптации на современном рынке труда организуются мероприятия по профессиональному и социально-правовому воспитанию.

Также будут проводиться ознакомительные экскурсии на промышленные предприятия, предприятия ЖКХ, образовательные учреждения города и т.д.

В связи с вышеперечисленным, мы считаем, что создание такого центра развития молодежи, социализации и подготовке ко взрослой жизни значительно улучшило бы состояние молодежи и будущее страны значительно лучше бы развивалось, так как это зависит, по большей части, от молодого поколения.

Для реализации данного проекта нами было проведены следующие мероприятия:

Разработка и проведение школьных мероприятий в рамках коворкинг – центра:

- «Марафон профессий» - фестиваль;

- «Путешествие в мир профессий» интеллектуально – познавательная викторина;

- Тематические классные часы «Профессии наших родителей»;

- Деловая игра «Мир профессий и твое место в нем» ;

- Конкурс презентаций «Словарь новых профессий»;

- «Какую профессию выбрать? В какой вуз поступить?» - комплексная профориентационная диагностика;

- Лекции «Выбор профессий, которых еще нет» ;

- Выставка «В поисках будущей профессии» ;

- Консультативный день «Выбор профессии» ;

- Веб -квест «Путешествие на Остров профессиональных интересов» ;

- Конкурс «Брендинг профессий».

- Создание информационного ресурса отражающего работу коворкинг – центра.

- Разработка рекламных продуктов.

Рисунок 3 Рисунок 4

Разработка и проведение региональных мероприятий в рамках коворкинг – центра:

- участие в программе «Кадры будущего для регионов» (тройка лучших проектов Московской области»)

- участие в программе «поддержка начинающих предпринимателей «Инвестиционный час в Г.о. Щёлково»

- создание информационного ресурса коворкинг – центра в социальных сетях.

Рисунок 5 Рисунок 6

Заключение

В итоге, мы получаем молодёжь, которая знает, чем будет заниматься в жизни; знает, как устроена работа в компании; развивается в том направлении, которое ему по душе; разбирается в современных технологиях, имеет эффективные навыки общения. Также, мы повысим уровень занятости молодёжи и повысим уровень студентов профессиональных учебных заведений, обучающихся по перспективным профессиям. Но самое главное, наш центр социализирует молодежь, помогает им чувствовать себя «как рыба в воде» в новом обществе, находить себе новых друзей с общими интересами, и уже в нашем центре он сможет найти себе хороших товарищей. Благодаря тому, что наш молодежь, попадая в наш центр, полностью погружается в рабочий процесс, знакомится с устройством работы, когда он придёт на настоящую работу, будет примерно знать, что его ждет, и это намного уменьшит его стресс и поможет легче усвоиться. Центр социализации молодежи — важная структура, которая помогает решать проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди по мере взросления. В центре социализации молодежи проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на поддержку и реабилитацию молодых людей, столкнувшихся с теми или иными жизненными сложностями. Социализирующие возможности образовательного института в современных условиях обеспечивают активно-субъектное отношение студенческой молодежи к социальной среде, накопление экстрафункциональных знаний, умений, качеств индивида, выходящих за рамки определенной профессиональной подготовки, свободу самоопределения личности на основе многообразия зон развития и ситуаций их выбора - от самовыражения до творческой самореализации и самоутверждения личности в реалиях современного социума.

Список использованных источников и литературы

Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности (Социальные исследования). М., 1970.

Митев П. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. София, 1983.

Социология молодежи: Учебник / Под. ред. проф. В. Т. Лисовского. СПб., 1996.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-moya-buduschaya-professiya-2134473.html

PRAVMIR [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/Ap9am (дата обращения: 24.03.2017)

9

Просмотров работы: 128