Анализ навыков планирования бюджета современного студента

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Анализ навыков планирования бюджета современного студента

Аржановская А.А. 1
1ФГБОУ ВПО КФ РГУП
Храмова Н.А. 1
1ФГБОУ ВПО КФ РГУП
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

В современных условиях рациональное экономическое поведение и умение жить по средствам очень важный навык. Денежные отношения, управление бюджетом, потребительское поведение становятся одними из главных и актуальных тем для изучения. Грамотно распоряжаться своими деньгами и правильно планировать свои расходы очень важно, особенно если человек живет один или входит во взрослую жизнь. Формирование бюджета молодого поколения в XXI веке представляет особый интерес. Нередко учащимся не хватает средств на необходимые нужды и товары, но, если даже деньги есть, не все могут рационально использовать свой бюджет.0

Данная проблема набирает популярность и становится все более актуальной.

Объектом исследования: бюджет современного студента.

Предмет исследования: особенности формирования бюджета студентов ФНО ФГБОУ ВПО КФ РГУП.

Цель исследования: Исследовать особенности индивидуального бюджета, проанализировать доходы и расходы студентов ФНО ФГБОУ ВПО КФ РГУП, и на основе анализа предложить рекомендации для составления рационального бюджета.

Задачи:

- на основе анализа специальной литературы уточнить понятия «индивидуальный бюджет», определить принципы рационального потребления;

- выявить особенности статей доходов и расходов индивидуального бюджета студентов ФНО ФГБОУ ВПО КФ РГУП;

- предложить рекомендации для составления рационального бюджета.

Метод исследования: Обзор литературных источников; анализ, сравнение, обобщение; наблюдение; исследование; количественный метод, метод анкетирования.

Научная новизна: данная проблема впервые исследуется студентами ФГБОУ ВПО КФ РГУП.

Практическая значимость: Полученные результаты и разработанные рекомендации можно использовать для составления рационального «бюджета студента».

Индивидуальный бюджет и особенности его планирования

В современном понимании бюджет представляет собой финансовый план лица (субъекта), его составляющего на определенный период времени.

Индивидуальный бюджет- это личный финансовый план, состоящий из двух частей: доходов и расходов. Бюджет необходим для грамотного управления своими финансами.0

Бюджет можно формировать за разный период времени: от недели до года. Самое популярное решение – месячный бюджет.

Лю­бой бюд­жет - это си­сте­ма за­пи­сей о до­хо­дах и рас­хо­дах.

При этом разные лю­ди мо­гут по­ни­мать под ве­де­ни­ем бюд­же­та как ми­ни­мум три разные ве­щи:

1. За­пи­сы­вать до­хо­ды и рас­хо­ды, не ана­ли­зи­руя их;

2. За­пи­сы­вать до­хо­ды и рас­хо­ды, ана­ли­зи­ро­вать их, но не пла­ни­ро­вать;

3. Пла­ни­ро­вать до­хо­ды и рас­хо­ды, за­пи­сы­вать их и ана­ли­зи­ро­вать.

По­нят­но, что в пол­ном смыс­ле слов со­от­вет­ству­ет по­ня­тию «ве­де­ние бюд­же­та» имен­но тре­тий ва­ри­ант, вклю­ча­ю­щий пла­ни­ро­ва­ние. Он наи­бо­лее по­ле­зен и эф­фек­ти­вен, но он так­же тре­бу­ет больших уси­лий и большей само­дис­ци­пли­ны по срав­не­нию с пер­вым и вто­рым ва­ри­ан­та­ми.

Бюджет студента – это совокупность личных расходов и доходов, а также умение их распределять. Способность выстраивать свой бюджет, культура его построения определяется особенностями личности и является частью семейного воспитания.

Анализ дохода и расхода студентов КФ ФГБОУ ВО РГУП

Исследовательская работа осуществлялась на базе Казанский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г.Казань) Республика Татарстан.

В ходе исследования было опрошено 190 студентов первого курса ФНО в возрасте 16-17 лет. Работа проводилась в течение ноября 2019 г – февраля 2020г и включала следующие этапы:

1этап: ноябрь 2019 г

Определение проблемы, формулирование цели, постановка задач исследования;

Подбор, изучение и анализ литературы по проблеме исследования.

2 этап: декабрь- январь 2019-2020гг.

Выявление особенностей статей доходов и расходов индивидуального бюджета студентов 1 курса факультета непрерывного образования КФ ФГБОУ ВО РГУП;

Этап: февраль 2020

Разработка рекомендаций для составления рационального бюджета студентов

Анализ полученных данных.

Методы исследования применялись в соответствии с целью и задачами данной работы. 

Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, систематизация. 

Эмпирические методы: анкетирование, беседы, наблюдение, количественная и качественная обработка результатов.

Каждый студент ФНО ФГБОУ ВПО КФ РГУП имеет свои критерии распределения расходов и по-разному осознает, что является необходимыми расходами, а какие затраты оказываются неразумными. Человек, как потребитель приобретает товары и услуги в зависимости от его нужд. Первые серьезные навыки управления бюджетом у студентов формируются, когда они начинают жить самостоятельно, отдельно от родителей. Молодые люди недостаточно осознают необходимость планирования своего бюджета, что приводит к нерациональной трате имеющихся средств. При поступлении доходов активно и с удовольствием тратят средства, в конце приходиться экономить, иногда не хватает средств на необходимые товары и услуги. Результаты анкетирования подтвердили актуальность проблемы, так как 82 % респондентов не могут реально оценить статьи доходов и расходов, затрудняются составить сбалансированный бюджет.

Аналогичными методами мы установили, что основной доход студентов ФНО ФГБОУ ВПО КФ РГУП состоит из материальной помощи родителей 96% (главный источник формирования бюджета), сбережения 14%, ежемесячной стипендии 20% и прибыли от работы во внеурочное время 18%. В основном студенты устраиваются на низкооплачиваемую работу, которая позволяет им совмещать работу с учебой. В большей степени именно родители предоставляют возможность обучения в учебном заведении, оплачивают проживание, питание и прочие мелкие расходы, но немаловажно научиться самостоятельно и рационально использовать свой бюджет. Особенно если родители не могут оказать необходимую финансовую помощь. Расходы иногородних студентов намного выше, чем у тех, кто обучается в родном городе. В категорию их расходов входит оплата общежития или арендуемого жилья, коммунальные услуги, междугородний транспорт.

На основании опроса, который был проведен у студентов 1 курса колледжа ФНО, мы выяснили, что ежемесячные расходы студентов составляют от 5 до 7 тысяч рублей у 21%; от 7 до 9 тысяч рублей у 35 %; от 9 до 15 тысяч рублей у трети опрошенных. Так же, было выявлено, что расходы студентов в большинстве своем не покрывают их потребностей.

Стипендия в университете, в котором мы обучаемся, составляет 575 рублей. По полученным данным, минимальный набор продуктов студентов (хлеб, макаронные изделия, мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко, сахар) обходится примерно в 4209 рублей в месяц. На питание в студенческой столовой, если питаться хотя бы один раз в день, нужно потратить в месяц около 2500 рублей. Даже если первокурсник питается приготовленными блюдами дома, он будет покупать воду, брать шоколадку или кофе. На покупку канцелярских товаров студенты тратят в среднем 500 рублей в месяц. Проезд на общественном транспорте до университета и обратно составляет 1200 рублей. Минимальны затраты на интернет и мобильную связь в месяц от 300-600 рублей. Как правило у девушек затраты несколько больше, чем у юношей. Декоративная косметика, аксессуары, украшения, гонка за модой требует дополнительных средств.

В расчете на то, что студенты не только учатся, а еще посещают культурные мероприятия, средняя сумма в Казани составляет от 500 рублей (театр: мин – 200 руб., макс – 6500 руб.; концерты от 500 руб. и до 10000 тыс.руб.; кинотеатр от 120 руб., и до 550 руб.; спортивные мероприятия от 1200 руб. и до 66000 и более тыс.руб.). При этом, мы не включили бытовые услуги, аренду жилья, покупку одежды, средства личной гигиены и прочие расходы. По проведенному нами исследованию можно сделать вывод, что стипендия не является социальной гарантией студента и им требуется дополнительная финансовая поддержка.

Денежное поведение студентов зависит от многих факторов:

- индивидуальных особенностей;

- количества дохода;

- типа потребительского поведения;

- экономических условий;

- образа жизни.

Можно выделить два вида финансового поведения: позитивное или сберегательное - рациональное поведение, и негативное - нерациональное поведение. Большинству характерен последний тип поведения, поскольку студенты тратят все заработанные деньги на текущее потребление, не имеют финансового плана и накоплений, не умеют увеличивать доходы и управлять деньгами.

На основании анкетирования, было выявлено, что для рационального ведения бюджета необходимо научиться правильно управлять своими расходами (Приложение 1). К основной статье расходов студентов относятся расходы на питание, транспорт, интернет и сотовую связь. Так же, был выявлен факт, что 50% опрошенных стараются планировать свой бюджет на месяц, 20% - на неделю, а 30% не планируют его вообще. Студенты часто берут деньги в долг, но быстро возвращать может только 40% опрошенных. 

На вопрос «Умеете ли Вы жить по средствам?» - 16% студентов ответили да, 4% ответили, что нет и 80% ответили «в зависимости от обстоятельств». 

Таким образом, исследование показало, что студены первого курса в большинстве своем нерационально используют свой бюджет, хотя и пытаются спланировать его, но все равно их расходы зачастую превышают доходы.

3. Разработка рекомендаций для составления рационального бюджета студентов

На третьем этапе, нами были разработаны наиболее продуктивные на наш взгляд рекомендации для составления рационального бюджета студентов, и организовано практическое занятие под руководством преподавателя. Практическое занятие осуществлялось в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, в рамках учебной дисциплины «Обществознание». Тема занятия «Экономическая сфера жизни общества» была адресована студентам первого курса. В ходе занятия ребята приобрели знания и навыки планирования расходов и составлению бюджета. Им была представлена разработанная и утвержденная модель составления рационального бюджета.

Ведение бюджета может показаться довольно скучным занятием для студента, и все же есть целый ряд преимуществ в том, чтобы контролировать свои расходы.

Ведение бюджета состоит из трех взаимосвязанных элементов: учет, контроль и планирование доходов и расходов. Грамотное распределение затрат – главная задача при составлении личного бюджета студента. Основной механизм составления студенческого бюджета довольно прост: нужно подсчитать размер своих доходов и размер расходов, а затем понять, насколько они сбалансированы. Это позволит понять, как перераспределить свои расходы таким образом, чтобы не только легко оплачивать все необходимые траты, но еще и откладывать значительные суммы.0

1) Установить размер доходов

Для начала необходимо подсчитать, каков суммарный ежемесячный доход. Обычно у студентов доход складывается из следующих сумм:

- деньги от родителей;

- выплаты по стипендии;

- заплата с постоянной работы или подработки;

- другие накопления.

2) Установить размер расходов

Затем нужно подсчитать, количество трат в месяц по каждой статье расходов. При этом расходы могут быть обязательными и необязательными:

Обязательные расходы:

- арендная плата;

- счета (газ, электричество, вода, мобильная связь, интернет и т.д.);

- продукты питания;

- транспортные услуги (проездные билеты или расходы на содержание автомобиля);

- учебники и другие материалы, необходимые для учебы.

Необязательные расходы:

- посещение кинотеатров, клубов, вечеринок и т.д.;

- питание вне дома;

- траты на хобби и досуг (покупка книг, посещение занятий вне вуза, покупка билетов на концерты и т.д.);

- посещение фитнес-клуба;

- одежда и обувь;

- посещение парикмахера, салона красоты и т.д.;

- расходы на путешествия (авиабилеты, отели, транспорт, билеты на посещение достопримечательностей и т.д.).

Финансово грамотные студенты записывают расходы на кафе в отдельную категорию. Развлечения – походы в кафе, рестораны, ночные клубы, кино и прочее. Для финансово неопытных студентов эти расходы – основная дыра в бюджете. Безденежные сидят вечером перед телевизором и вздыхают о своей несчастной судьбе. Финансово грамотные планируют развлечения осознанно и выделяют на них отдельные деньги.0

3) Подсчитать недельный бюджет

После установления доходов и расходов необходимо подсчитать свой еженедельный бюджет. Для этого:

- из общей суммы ежемесячного дохода вычесть сумму обязательных ежемесячных расходов;

- полученный результат разделите на количество недель в месяце.

Сумма, которая получится - это еженедельный бюджет, которым можно распоряжаться по своему усмотрению без ущерба для обязательных расходов.

4) Поставить перед собой цель

Постановка финансовых целей, сводится либо к сокращению расходы, либо увеличению дохода.

Например, если вы ежемесячно тратить $100 на еду вне дома, можно научиться готовить и урезать эту статью расходов, как минимум, на половину.

Или, если уходит очень много денег на абонемент фитнес-клуба, можно узнать о бесплатных спортивных возможностях вуза или пересмотреть подход к спорту и выбрать другой, менее затратный, вид физических нагрузок.

Согласитесь, держать все эти вычисления в голове не очень удобно, именно поэтому важно знать о специальных инструментах для грамотного бюджетирования. Для того, чтобы научиться планировать свой бюджет рекомендуется составить таблицу доходов и расходов.

В бюджетировании может помочь самая простая таблица Excel, создавать которую обучают на занятиях «Информатика». Здесь вы легко можно создать отдельные графы для каждой статьи расходов и доходов, а с помощью заданных математических вычислений – произвести расчет бюджета. Можно скачать мобильное специальное приложение для ведения бюджета. Такие приложения учитывают все статьи расходов и доходов, сами формируют ежемесячный и еженедельный бюджет, указывают на статьи с перерасходом и дают советы по разумной экономии средств.

Это помогает анализировать все расходы на ближайший период времени, воздержаться от ненужных покупок и распределить свой бюджет на самые необходимые затраты. Самым рациональным правилом считается «50%, 30% и 20%». Данный способ заключается в том, что 50% своего дохода можно тратить на необходимые расходы, 30% на удовлетворение своих потребностей, а оставшиеся 20% нужно отложить на непредвиденные обстоятельства0.

Не стоит забывать, что студенты обладают значительным набором привилегий. Правильно используя студенческий билет и соблюдая простые правила бережливости, можно хорошо экономить на товарах и услугах (льготы при посещении государственных культурных заведений, например, музеев, театров, культурных центров, скидки в магазинах, ресторанах и кафе). Для студентов предусмотрены скидки на проезд на различных видах общественного транспорта, при предъявлении соответствующих документов определенные категории студентов имеют право на получение социальных стипендий и материальной помощи. Студенты платных отделений имеют право получить налоговый вычет на образование. Успешно занимающимся студентам, победителям конкурсов и олимпиад полагаются президентские, правительственные, именные и негосударственные повышенные стипендии.0

Разнообразные волонтерские программы и экспедиции (в том числе от вузов) – способ бюджетно или вообще бесплатно путешествовать как внутри страны, так и за границей. Одним из известных организаторов множества бесплатных волонтерских и научных экспедиций для молодежи является Русское географическое общество. Стать участником можно, пройдя конкурсный отбор, при этом дорога, питание и проживание оплачиваются организацией, а программа поездок включает интересные экскурсии и лекции (тоже бесплатные).

Многие банки предлагают огромный выбор молодежных карт, которые позволяют получать бонусы и скидки (кешбэк до 10%) компаний –партнеров, на остаток по счету молодежных карт начисляются проценты, что позволяет дополнительно копить деньги, таким образом можно не только платить меньше, но и возвращать часть потраченных денег.

Существует много способов экономить, пользуясь выгодными предложениями коммерческих организаций: распродажи, промоакции; скидочные купоны и промокоды (можно скачать в интернете); специальные скидки для студентов от магазинов и развлекательных заведений; «счастливые часы» в кафе. В соцсетях существует множество различных пабликов, посвященных акциям и спецпредложениям, достаточно следить за информацией.0

Мобильные операторы часто обновляют тарифы, благодаря чему прошлые уходят в архив и могут стать дороже. Стоит подобрать наиболее выгодный пакет с учетом собственных потребностей – иногда это может сэкономить до 50% расходов на связь. Также необходимо следить за подписками и услугами: иногда операторы их бесплатно подключают, а спустя некоторое время за них начинает сниматься абонентская плата. Еще один способ значительно сэкономить на мобильной связи – пользоваться онлайн-мессенджерами вместо звонков и смс, а также точками Wi-Fi для экономии трафика (при пользовании общественными точками следует помнить о безопасности данных).

Не секрет, что хитрые продавцы во время проведения распродаж сначала поднимают цены на товары, а затем либо опускают их до прежнего уровня, либо даже немного завышают. При онлайн-покупках можно пользоваться специальными расширениями для браузера, которые следят за динамикой цен.

При покупках в обычных магазинах также стоит быть внимательным на кассе – зачастую кассиры пробивают суммы выше, чем на ценниках. Особенно трудно это заметить, когда список покупок большой.

Комиссии при пользовании банковской картой могут незаметно «съедать» деньги. Чтобы этого не происходило, нужно сделать следующее: Выяснить, при каких условиях могут возникать комиссии: например, у Сбербанка они взимаются даже за переводы на его же карту, выпущенную в другом регионе. Узнать о банках-партнерах, это поможет снимать деньги в большем числе банкоматов без комиссии. Выбирать наименее затратный способ оплаты при совершении покупок. Годовое обслуживание пластиковой карты и мобильный банк также могут быть весьма затратными, поэтому стоит подобрать наиболее выгодный пакет услуг.

Жизнь не по средствам может только усугубить нелегкое материальное положение, поэтому категорически не рекомендуется брать кредиты и пользоваться кредитными картами – таким образом можно больше потерять, чем приобрести. Не стоит также занимать деньги у друзей: лучше подождать с покупкой и накопить на нее.

Студенты испытывают материальную неудовлетворенность, поскольку уровень стипендий на их взгляд очень низкий и порой не позволяет обеспечить даже минимальные потребности, а высокая стоимость учебы вызывает материальные трудности. В современной жизни существует множество способов планирования личного бюджета, каждый студент может найти способ, который актуален и удобен для него. Правильное планирование, ведение и управление своим личным бюджетом позволяет эффективно распределять свои доходы и расходы. Внимательное отношение к тратам, желание и умение повышать доходы, позволяет не только значительно экономить, но и делает жизнь более стабильной и яркой.

Заключение

Грамотно распоряжаться своими деньгами и правильно планировать свои расходы очень важно, особенно если человек живет один или входит во взрослую жизнь. Молодые люди недостаточно осознают необходимость планирования своего бюджета, что приводит к нерациональной трате имеющихся средств. При поступлении доходов активно и с удовольствием тратят средства, в конце приходиться экономить, иногда не хватает средств на необходимые товары и услуги. Результаты анкетирования подтвердили актуальность проблемы, так как 82 % респондентов не могут реально оценить статьи доходов и расходов, затрудняются составить сбалансированный бюджет.

В своей работе мы добились поставленной нами цели и постарались решить все перечисленные задачи. Мы надеемся, что предложенные нами рекомендации помогут студентам правильно планировать и управлять своим личным бюджетом, что позволит эффективно распределять свои доходы и расходы и стать более финансово грамотными.

Список использованных источников и литературы

1) Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономика: Учебное пособие - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 375 с.

2) Резник С.Д. Еженедельник студента: система и планы личной деятельности / Сост. С.Д. Резник. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.

3) Сабитова Н.М. Бюджет и бюджетная политика субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан): Монография / Сабитова Н.М. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016.

4) Сенчагова В.К. Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности : монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.К. Сенчагова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 384 с.

5) http://fingram26.ru/articles/finansovoe-planirovanie/..

6) https://ostrovrusa.ru/kak-ekonomit-studentu

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

АНКЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ СТУДЕНТА»

Уважаемый студент!

Экономическое поведение человека во многом определяется тем, как он умеет планировать свой бюджет. Мы просим тебя ответить на вопросы анкеты и подчеркнуть тот вариант ответа, который в большей степени соответствует твоему мнению.

Заранее благодарим тебя за искренние и полные ответы!

1.УКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА СВОЙ ОСНОВНОЙ ДОХОД?

Меня полностью содержат родители (родственники)

Я работаю и живу в основном на заработанные деньги, но иногда мне помогают родители (родственники)

Я работаю и живу только на заработанные деньги.

Другое (укажите)

2. ПОЛУЧАЕТЕ ЛИ ВЫ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СТИПЕНДИЮ?

Да__________ рублей в месяц

Нет

3. КАКОЙ ВАШ СРЕДНИЙ МЕСЯЧНЫЙ ДОХОД?

5.ОЦЕНИТЕ СКОЛЬКО СРЕДСТВ ВЫ ТРАТИТЕ НА НЕОБХОДИМЫЕ НУЖДЫ:
Аренда жилья
Учебные курсы 
Транспорт 
Развлечение и спорт
Питание 
Шопинг (одежда, обувь и др.)
Путешествия

6. У ВАС ДОСТАТОЧНО РЕСУРСОВ, ЧТОБЫ УДОВЛЕТВОРИТЬ ВАШИ ПОТРЕБНОСТИ?
Да
Достаточно, и хватает на сбережения
Нет, мне нужно больше денег

7. КАКОЙ УРОВЕНЬ ДОХОДА БЫЛ БЫ ДОСТАТОЧЕН ДЛЯ КОМФОРТНОЙ ЖИЗНИ СЕЙЧАС?

8. ВЫ УМЕЕТЕ ПЛАНИРОВАТЬ СВОЙ БЮДЖЕТ?

Да

Нет

Благодарим Вас за полные и искренние ответы

0 Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономика: Учебное пособие - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 375 с

0 Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономика: Учебное пособие - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 375 с.

0 Сенчагова В.К. Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности : монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.К. Сенчагова. — М. : ИНФРА-М, 2019

0https://ostrovrusa.ru/kak-ekonomit-studentu

0 Сабитова Н.М. Бюджет и бюджетная политика субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан): Монография / Сабитова Н.М. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016.

0 Резник С.Д. Еженедельник студента: система и планы личной деятельности / Сост. С.Д. Резник. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

0 Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономика: Учебное пособие - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.

Просмотров работы: 150