Изменение престижности изучения иностранных языков

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изменение престижности изучения иностранных языков

Жучкова В.В. 1
1МБУДО ДТДиМ города Белово
Верчагина И.Ю. 1
1филиал КузГТУ в г. Белово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Зачем люди изучают иностранные языки? А изучают ли их вообще? Миллионы людей во всем мире изучают иностранный язык - но почему страны предпочитают изучать одни языки над другими?

В современном мире нам приходиться постоянно взаимодействовать друг с другом для получения различной информации. В наше время насчитывается более 190 стран во всём мире, и население в большинстве из них говорит на различных языках и, следовательно, принадлежат к разным языковым группам. Для обмена информацией и опытом требуется понимать друг друга. В связи с этим у нас возникает «языковой барьер», который мешает понимать людей из разных стран. Для того, чтобы преодолеть его нам необходимо знание языков как родного, так и иностранных. Помимо этого , изучая в школе такую дисциплину как История России, я обратила внимание на то, что представители русской аристократии в XVIII-XIX веках в основном разговаривали на немецком и французском языках. А сейчас в России все более популярным становится английский и даже китайский языки.

Важность знания иностранного языка сложно переоценить. Большинство современных средств коммуникации и общения ориентированы на людей, в той или иной мере владеющих языком. Например, в повседневной жизни часто сталкиваемся с английским языком — интернет, музыка, аннотации к иностранным товарам, описание которых на русском языке зачастую скупое и не всегда отвечает требованиям потребителя и т. д. Сейчас очень велико влияние информационных технологий в рабочей среде, где знание иностранных языков помогает выстраивать полноценную и грамотную работу. Именно поэтому государство стремится обеспечить граждан знанием хотя бы одного иностранного языка, помимо родного. И в первую очередь это стремление направленно на школьников, т.к. в юном возрасте легче запомнить какую-либо информацию.

Все это определило цель исследования. Целью исследования является изучение динамики (изменение) престижности изучения иностранных языков. Задачи исследования:

- изучить исторические, социальные и культурные факторы, влияющие на престижность изучения иностранного языка;

- проанализировать отношение к изучению иностранных языков в различных странах на современном этапе;

- выявить причины, определяющие выбор иностранного языка для изучения (на примере России).

Исходя из поставленной цели и задач, можно сформулировать гипотезу исследования: массовое изучение иностранного языка (в системе общего образования) связано с политическим, экономическим и культурным влиянием той страны (или группы стран), для которой этот язык является родным.

Объектом исследования стало понятие престижности изучения иностранного языка в разных странах, предметом исследования – факторы (исторические, политические, культурные, экономические и другие), определяющие престижность того или иного иностранного языка. При этом мы не изучали национальные языки народов, проживающих на территории Российской Федерации, так как это не является объектом нашего исследования.

Методы исследования. В работе использованы различные методы исследования: сравнительно-исторический (мы сравниваем изучение иностранных языков в разных странах, в разные исторические эпохи), статистический (анализируем статистику по результатам сдачи ЕГЭ и ОГЭ по иностранным языкам в Кемеровской области), социологический (проведение опроса среди различных возрастных групп), правовой (анализ правовых документов).

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложений.

ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ ПРЕСТИЖНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В словарях слово «престижный» понимается как «пользующийся большим авторитетом, социально значимый» [1]. Для выявления престижности того или иного иностранного языка – то есть того, насколько часто и активно он выбирается в качестве иностранного языка для изучения в разных странах – мы проанализировали один из крупнейших сайтов в мире, специализирующийся на обучении иностранным языкам – Duolingo. У Duolingo более 300 миллионов учеников, и он обладает самой большой в мире коллекцией данных по изучению языка [2]. Это позволяет нам сформировать представление о различных языках не только в масштабе России, но и в масштабе всего мира.

По информации Duolingo, всего на 1 января 2019-го года на портале зарегистрировались свыше 300 миллионов пользователей из 195 стран. Это довольно большой массив данных, так что данную выборку (с небольшими оговорками) можно считать репрезентативной, т.е. отражающей реальное положение вещей. Правда, специалисты Duolingo ограничились изучением популярности лишь тех 24 языков, которые представлены на этом портале, но и в таком варианте выборка оказалась весьма показательной.2

Анализ активности пользователей приложения Duolingo показал, какие языки наиболее популярны для изучения, и в каких именно странах. Так, в России чаще всего учат английский и немецкий. В первую пятерку самых изучаемых языков вошли (в порядке убывания): английский, французский, испанский, немецкий и (португальский) шведский языки. Причем, английский победил с огромным отрывом – это самый популярный для изучения язык в 116 странах мира. Более половины (или 52%) от общего числа пользователей Duolingo выбрали для изучения именно его.

А вот борьба за второе место между французским и испанским языками разгорелась нешуточная. Французский язык оказался наиболее популярным для изучения в 35 странах, а испанский – только в 32-х. Зато по общему числу пользователей, выбравших французский для изучения, он уступил испанскому: 11% против 17%. Вопрос о том, кому отдать пальму первенства в этом мини-соперничестве был решен, когда составили таблицу, определяющую второй по популярности для изучения иностранный язык. Здесь французский оказался вне конкуренции: его изучают в 77 странах мира. Испанский уступил с большим отрывом – «вторым языком» он стал только в 57 странах. Наибольшая концентрация учеников французского языка сосредоточена в нескольких странах Африки, а испанский выбрали жители целых континентов – Северной Америки и Австралии. Эта статистика позволяет проследить многие исторические и экономические связи. Например, популярность немецкого на Балканах объясняется географической близостью – люди хотят знать язык своих соседей, что, в свою очередь, расширяет возможности поиска работы. А в Индонезии немецкий популярен потому, что Германия за последние годы стала основным направлением для получения образования: там учился даже один из президентов страны.

Любопытно, что в число самых популярных иностранных языков попал и шведский язык. Курьез заключается в том, что он наиболее популярен для изучения… в самой Швеции. В его изучении заинтересованы 27% шведских пользователей портала. Впрочем, в Duolingo не видят в этом никакой странности. Руководитель исследований Duolingo Божена Пайак (Bozena Pajak) объясняет это просто: «по состоянию на 2015 год каждый шестой житель Швеции родился за пределами этой страны, поэтому для него шведский является иностранным».

Изучение языка это не только проблема иммигрантов, но и местных жителей, изучающих официальный язык своей страны. В Индии английский является одним из двух официальных языков (вместе с хинди) и в Индии значительное количество людей изучает английский язык. Зачем? Это может быть удивительно, но только около 10% населения Индии хорошо говорит по-английски. И все же английский язык является однозначно важным языком в этом регионе. Английский язык широко используется в высшем образовании и администрации, а некоторые называют его «де-факто национальным языком Индии». Те, кто не говорит на нем, имеют более ограниченный доступ к рабочим местам и основным услугам. В других регионах ситуация может быть еще более ужасной. В Анголе и Мозамбике единственным официальным языком является португальский (поскольку обе страны были колониями Португалии). Тем не менее, знание языка ограничено среди коренных жителей: половина населения Мозамбика и 40% населения Анголы фактически не говорят на португальском языке. Португальский язык является вторым по популярности изучаемым языком в двух странах: 21% пользователей в Мозамбике и 12% пользователей в Анголе изучают португальский.

Канада - еще один интересный случай: ее основным языком является французский - один из двух официальных языков Канады (в дополнение к английскому). Но статус французского в Канаде очень отличается от статуса английского в Индии; самое главное, ваш социально-экономический статус не зависит от вашего французского уровня. На французском говорят в основном в регионе Квебек, где более половины населения говорит исключительно по-французски, а остальные в основном двуязычные на английском и французском языках. Другие части Канады намного менее двуязычны, хотя французский язык является обязательным в качестве второго языка для большинства канадских студентов.

Латиноамериканские страны довольно последовательны в своих языковых предпочтениях: основным языком является английский, а вторым по популярности является испанский в португало-язычной Бразилии, а также французский или португальский в испаноязычных странах. Но ... есть исключение! В Аргентине вторым по популярности языком на самом деле является итальянский. 11% пользователей в Аргентине изучают итальянский язык - в два раза больше, чем в соседних странах (хотя Уругвай приблизился).

Почему итальянский язык так популярен в Аргентине? Аргентина (как и Уругвай) имеет тесные связи с итальянским языком. В 19 и 20 веках большие волны иммигрантов текли из Италии в Аргентину. Сегодня около 63% населения имеют определенную степень итальянского происхождения.

Таким образом, составив представление о статистике выбора иностранных языков в мире, необходимо перейти к анализу факторов, определяющих престижность того или иного иностранного языка.

Первыми по популярности в мире, как уже было сказано, являются английский, французский и испанский языки. Из курса истории средней школы мы знаем, что Англия имела множество колоний по всему миру. В том числе в таких регионах как Северная Америка, Индия и других. В этих странах англичане часто проводили политику подавления культуры и языка местных жителей, что привело к росту популярности английского языка. В современном мире бывшие колониальные страны до сих пор сохраняют английский язык официальным.

История также рассказывает о других странах и их языках. Франция соперничала с другими европейскими странами по захвату новых земель. Это способствовало распространению французского языка на территориях французских колоний. Помимо этого, Франция на протяжении столетий является «законодателем мод»: во Франции возникли такие направления искусства как барокко, рококо, классицизм. Распространение данных направлений также способствовало проникновению французского языка в культуру других стран.

Тоже самое касается и истории Испании. В определённый период истории Испании удалось стать одной из крупнейших империй. Её географическое положение давало выход, как в Средиземное море, так и в Атлантический океан. Это приводило к преимуществу перед другими европейскими странами для образования колоний.

Исключением не стала и Германия. Немецкие земли располагались в центре Европы. Они были разрозненны, с языковыми барьерами. Однако объединение германских земель в XIX веке способствовало нахождению компромисса для образования единого языка. Торговые связи помогли росту престижности немецкого языка среди европейских стран.

Еще одним фактором (помимо истории и культуры государства), влияющим на выбор иностранного языка для изучения является уровень экономического развития государства. Проанализировав рейтинг стран по ВВП (валовому внутреннему продукту), мы пришли к выводу, что самыми богатыми странами мира на данный момент являются: США, Китай, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Индия, Италия, Бразилия, Южная Корея [3]. Из 10 перечисленных государств 2 являются англоязычными, а в Индии английский язык – второй официальный. Сложно спорить с тем, что экономика определяет значимость и влияние государства в мировых социальных, политических, экономических процессах, а значит и престижность языка.

К экономическим причинам можно добавить и географические. Один разумный подход к выбору языка для изучения – использовать язык, на котором говорят в соседних странах. Например: в Мексике языком №1 является английский, а в Соединенных Штатах испанский. При этом, как известно географически США граничат с Мексикой. Во Франции испанский язык № 2 после английского), а в Испании французский язык № 2, после английского. Половина соседей Бразилии изучает португальский язык, который является вторым по популярности после английского или испанского. В Финляндии изучают шведский (язык №2), после испанского; хотя есть и другие причины, по которым финны могут захотеть изучать шведский язык: и финский, и шведский фактически являются официальными языками в Финляндии, и многие рабочие места требуют двуязычных навыков. В Дании изучают голландский (язык №2, после испанского); хотя они и не являются географическими соседями, но расположены довольно близко.

ГЛАВА 2. Престижность изучаемого иностранного языка (на примере России)

Интересная ситуация с изучением иностранных языков сложилась в России. В IX-X веке важнейшим иностранным языком для Руси был древнескандинавский (что естественным образом связано с тем, что представители правящей династии Древней Руси – Рюриковичи – были выходцами из Северной Европы), в X-XIII изучали греческий и латинский языки. Этот факт можно объяснить тем, что Русь приняла в 988 году крещение от Византии и первые священники на Руси были греками по национальности, а языком науки и религии в Европе на тот момент был латинский язык. Так же стоит заметить, что с XII века был распространён и тюркский язык, что объясняется ростом экономических и культурных связей с кочевыми народами, а с XIII века – зависимостью Руси от Золотой Орды, основная часть населения которой говорила на различных наречиях тюркского языка. В конце XVI века, после освобождения Руси от монгольского ига, популярность приобретают древние (латинский и греческий) и славянские языки. В XVII веке в России активно используется, а значит и изучается польский язык, что также связано с близким соседством двух стран – России и Речи Посполитой. В ХVIII веке распространяется изучение голландского и немецкого языков, а в 30-х годах того же века – французского языка.

В начале XIX –XX века в России изучали латинский, греческий, французский, немецкий, английский, а в советской школе преобладал немецкий язык. Современная Россия не стала исключением и, как и многие страны мира, активно изучает английский язык. Однако на современном этапе Министерство просвещения РФ отмечает потребность обучающихся на изучение иных иностранных языков, в том числе итальянского, турецкого, арабского, корейского, японского, армянского, грузинского, латышского и других иностранных языков (далее - редкие иностранные языки). Выбор того или иного редкого иностранного языка обусловлен социально-экономическими и культурно-историческими связями субъектов Российской Федерации, условиями мест компактного проживания носителей языка, потребностями обучающихся в дальнейшем получении образования и навыков профессиональной деятельности. Редкие иностранные языки могут вводиться для изучения в общеобразовательных организациях в качестве второго иностранного языка.

Для того, чтобы понять какие иностранные языки преимущественно изучаются в российской системе образования, мы проанализировали официальный сайт федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» [4]. Согласно данному сайту современные российские школьники в 2020 году могут сдать ЕГЭ (единый государственный экзамен) по 5 иностранным языкам: английский, немецкий, французский, испанский и китайский языки. ОГЭ можно сдать по тем же самым языкам за исключением китайского языка.

Согласно пункту 8 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного совместным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2012 г. N 190/1512 , государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ и (или) ГВЭ проводится по обязательным учебным предметам - русскому языку и математике, а также по учебным предметам по выбору, среди которых в том числе и иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), которые участники ГИА сдают на добровольной основе по своему выбору для предоставления результатов ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

Для прохождения государственной итоговой аттестации участник ГИА имеет право выбрать более одного иностранного языка. Факт отсутствия в учебном плане основной образовательной программы соответствующего уровня, которую осваивал участник ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность, иностранного языка из числа предусмотренных Порядком ГИА ООО либо Порядком ГИА СОО для прохождения в рамках ГИА, не является основанием для недопуска к прохождению ГИА по иностранному языку, изучение которого осуществлялось обучающимся самостоятельно.

Министерство обращает внимание, что в 2022 году планируется завершить внедрение ФГОС СОО, в результате чего учебный предмет "Иностранный язык" станет обязательным предметом наряду с учебными предметами "Русский язык" и "Математика" при прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. При этом обучающийся сможет самостоятельно выбрать уровень сдачи экзамена (базовый или углубленный) [5].

Далее мы решили проанализировать ситуацию в Кемеровской области с целью понять, какие иностранные языки преимущественно изучаются в Кузбассе. В анализе будут представлены данные из Сборника статистических материалов Департамента образования и науки Кемеровской области и государственного учреждения «Областной центр мониторинга качества образования» [6]. В сборнике собраны результаты государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена и в форме государственного выпускного экзамена по региону, муниципальным образованиям, государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Кемеровской области в 2019 году. Материалом для анализа послужили статистические данные о результатах экзаменов 2019 года.

Как видно из таблицы 1 (Приложение № 1), в период с 2011 по 2019 года число выпускников 9-х классов, сдающих английский язык, возросло на 663 человека. По немецкому и французскому языкам такой динамики не наблюдается. Из таблицы 2 (Приложение № 1) видно, что по результатам ГИА количество сдавших английский язык на оценку «5» составляет 673 человека, это 53,7% от общего числа сдававших экзамен. На оценку «4» - 440 человек (35%); на оценку «3» - 141 человек (11,2%); на оценку «2» - 3 человек (0,2%). Данные свидетельствуют о высокой подготовке выпускников по английскому языку. Немецкий язык сдавали 18 человек. Из них на оценку «5» сдал 1 человек (5,6% от общего числа участников). На оценку «4» сдали 7 человек (38,9%); на оценку «3» - 9 человек (50%); на оценку «2» - 1 человек (5,6%). Из этого можно сделать вывод, что полученные знания в школе по немецкому языку не высоки.

Общий вывод: уровень знаний по английскому языку более высокий по сравнению с другими изучаемыми иностранными языками. Возможно это связано с тем, что большинство школьников помимо школьного курса так же посещают дополнительные занятия (репетиторы, интернет-курсы, школы дополнительного образования).

В таблице 3 (Приложение № 1)представлены результаты ГИА по территориям г. Белово и Беловскому району. Надо отметить, что количество сдававших английский язык в г. Белово, во много раз превышает количество по Беловскому району. Это говорит о высокой подготовке и уверенности в своих знаниях выпускников именно городских образовательных учреждений. В Беловском районе в 2019 г. был только один участник ОГЭ, который показал довольно высокий результат (60 баллов).

Анализируя данные ЕГЭ за 2019 год можно отметить, что в Кемеровской области отмечается улучшение результатов ЕГЭ по английскому и немецкому языкам. По данным предметам вырос средний балл: по английскому языку – 69,9 (в 2018 году – 65,1), по немецкому языку – 82,8 (в 2018 году – 66,4).

Для более полного понимания того, какие иностранные языки воспринимаются как престижные и необходимые для изучения в современном обществе, мы провели опрос в виде анкетирования. В опросе участвовало две возрастные группы: подростки и взрослые. Общее количество опрошенных оставило 88 человек, из которых 53 подростка, 35 взрослых. Возраст респондентов – 13-15 лет (подростки), 40 до 83 лет (взрослые) (Приложение № 2).

Анализируя анкеты подростков можно сделать следующие выводы. Основным изучаемым иностранным языком является английский, который преподается в школе. Большая часть опрошенных изучает иностранный язык только в школе. Большинство на вопрос хотели бы они изучать другой язык, ответили да (45 чел. или 85%) и только 8 чел. (или 15%) не хотели (см. приложение 2). Дополнительными языками, которыми хотели бы овладеть подростки, являются: испанский (11 человек), французский (10 чел.), английский (9 чел.), немецкий (6 чел.), японский (6 чел.), китайский (5 чел.), чувашский, таджикский, украинский, армянский, узбекский, корейский (по 1 чел.).

Причины желания изучения дополнительного иностранного языка различны. Основными являются: желание переехать в другую страну, получение будущей профессии, для саморазвития, для путешествий. Остальные причины носят более личный характер.

Анализируя анкеты взрослых можно сделать следующие выводы. Они изучали следующие иностранные языки: немецкий (21 человек, 47-82 лет), английский (10 чел., 40-47 лет), французский (3 чел.,60-61 год), украинский (1 чел.,83 года). Из 35 человек, два человека изучали 2-3 иностранных языка (1 человек – 60 лет, французский и английский, 2 человека – 60 лет, немецкий, французский и английский). Эти данные подтверждают тот факт, что лица старшего поколения преимущественно изучали немецкий язык, тогда как возрастная группа 40-50-летних уже преимущественно изучала английский язык.

На вопрос хотят ли изучить дополнительный иностранный язык, респонденты ответили: 22 человека нет (или 62,8%), а 13 человек (или 37%) да, готовы изучать иностранный язык. На вопрос, были ли дополнительные занятия по иностранному языку ответили все 100% опрошенных взрослых ответили нет, то есть в период существования советской школы в малых городах (опрос проводился среди жителей города Белово) дополнительные занятия с репетиторами отсутствовали. Дополнительный иностранный язык хотели бы изучать 12 человек, 23 человека – не хотели бы. Из 12 человек хотели бы изучать следующие иностранные языки: английский (8 человек), французский, китайский (2 чел.), итальянский (1 чел.). Из них 2 человека ответили, что хотят изучать 2 языка одновременно. Стоит отметить тот факт, что среди желающих изучать иностранные языки 7 человек относятся к старшей возрастной группе (старше 60 лет), а одному из них исполнилось 80 лет.

И среди взрослых, и среди подростков, которые приняли участие в опросе, отмечена потребность в изучении азиатских языков: китайского, японского, корейского, что, на наш взгляд, свидетельствует о росте популярности культуры азиатских стран (Китая, Кореи, Японии), а также о понимании современными школьниками экономического значения Азиатского региона в мировых политических и социально-экономических процессах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Наша гипотеза о том, что массовое изучение иностранного языка (в системе общего образования) связано с политическим, экономическим и культурным влиянием той страны (или группы стран), для которой этот язык является родным – подтвердилась. Задачи, поставленные в начале исследования, выполнены.

На сегодняшний день, во всём мире самым изучаемым иностранным языком является английский. Затем – французский и испанский языки. Основные факторы, определяющие престижность того или иного иностранного языка:

Исторический фактор

Культурный фактор

Географическое положение страны

Торговые связи

Уровень экономического развития

В России выпускник 9 и 11 класса имеет право сдавать экзамен по нескольким иностранным языкам. В Кузбассе 9- и 11-классники преимущественно сдают английский и немецкий языки.

Среди подростков популярен английский язык, а среди старшего поколения – немецкий. Для РФ характерна потребность в изучении азиатских языков, как среди взрослых, так и среди подростков.

Для каждой страны в мире существует свой уникальный набор факторов, определяющий престижность того или иного иностранного языка. Престижность иностранных языков в достаточной мере влияет на внутренний строй страны, определяя приоритетные направления его культурных экономических, политических связей. Таким образом, анализируя те иностранные языки, которые преимущественно изучаются в данной стране, можно сделать выводы о приоритетах ее развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Словарь Ожегов С. Толковый словарь русского языка стр.168 http://modernlib.net/books/ozhegov_s/tolkoviy_slovar_russkogo_yazika/read_168/

2. Официальный сайт[Электронный ресурс] // https://ru.duolingo.com/ (дата обращения 11.10.2019 г.)

4. Официальный сайт федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» [Электронный ресурс] // http://www.fipi.ru/ (дата обращения 15.02.2020 г.)

5. Письмо Минпросвещения России от 04.12.2019 N 04-1375 "Об изучении языков в организациях, осуществляющих образовательную деятельность" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс» http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.02.2020 г.)

6. Сборник статистических материалов государственного учреждения «Областной центр мониторинга качества образования» департамента образования и науки Кемеровской области [Электронный ресурс] // http://lizey11.ucoz.ru/_ld/4/467_2019stat11.pdf

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1.

Статистические данные

Таблица 1

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ В ФОРМЕ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В ДИНАМИКЕ С 2011 ПО 2019 гг.

 

Английский язык

Немецкий язык

Французский язык

2011 год

594

26

6

2012 год

637

29

3

2013 год

644

20

2

2014 год

532

15

5

2015 год

465

22

 

2016 год

1056

19

2

2017 год

1090

19

1

2018 год

1235

25

 

2019 год

1257

18

0

Таблица 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ В ФОРМЕ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В 2019 ГОДУ

Учебный предмет

Кол-во участников ОГЭ

Средний балл

Средняя отметка

Отметка

2

3

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Английский язык

1257

57,1

4,4

3

0,2

141

11,2

440

35

673

53,5

Немецкий язык

18

43,5

3,4

1

5,6

9

50

7

38,9

1

5,6

Таблица 3

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕРРИТОРИЯМ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УЧРЕЖДЕНИЯМ СПО, ГУБЕРНАТОРСКИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

Территория

Предмет

Кол-во участков

Средний балл

Средняя отметка

Отметки

 

 

 

 

 

2

3

4

5

 

 

 

 

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

 г. Белово

Английский язык

54

54,4

4,3

0

0

9

16,7

22

40,7

23

42,6 

 Беловский район

Английский язык

1

60

5

0

0

0

0

0

0

1

100

Приложение 2.

Графические данные результатов анкетирования

Просмотров работы: 182