Введение
В последние годы экзамены в школе стали обычным делом, они начинаются, чуть ли не с начальных классов и заканчиваются эпопеей единых государственных экзаменов, а такие кричащие, звонкие аббревиатуры у всех на устах: ЕГЭ, ОГЭ и т.д.
Чаще всего экзамены - это стресс и для школьников, и для родителей, и для учителей. Ситуация экзамена для всех обучающихся одинакова, а переживает и ведет себя каждый в ней по-разному. Часто можно услышать следующие фразы: «Я все учил, а на экзамене ничего не мог вспомнить. В голове метались какие-то обрывки мыслей», «дергаюсь и волнуюсь», «сильно бьется сердце» - так описывают свое состояние ученики перед экзаменом. Действительно, слово экзамен вызывает у многих не очень приятные эмоции. К сожалению или к счастью, наша жизнь состоит из преград, которые нам необходимо преодолеть, ведь они делают нас сильнее и выносливее. Нужно научиться собирать силу и волю в кулак, и проявлять свои самые лучшие качества в минуты испытания.
ОГЭ/ЕГЭ в настоящее время вызывает множество дискуссий и сомнений у общественности (педагогов, выпускников и их родителей, психологов), вызванных сложностью и многозначностью процедуры ОГЭ и ЕГЭ. В этой связи актуальным становится вопрос изучения влияния сдачи ОГЭ и ЕГЭ на эмоциональное состояние учеников.
Актуальность темы:
На протяжении более 10 лет российские школьники должны сдавать государственную итоговую аттестацию: 4-8, 10-11 класс - ВПР, 9 класс-ОГЭ, 11 класс-ЕГЭ. Для всех учащихся это безусловно большой стресс, что негативно сказывается на здоровье учеников. Именно поэтому мы решили сделать проект по данной теме.
Личный интерес:
Мы решили помочь нашим нынешним девятиклассникам справиться со стрессом, так как мы совсем недавно прошли это испытание и в процессе подготовки к экзамену. Мы выработали определенные стратегии по борьбе со стрессом и с удовольствием поделимся ими с девятиклассниками.
9 класс-это сложный период. Нужно определить направление будущей учебы в старшей школе, возможно, это станет и будущей профессией. Усиленная подготовка по отдельным предметам должна сочетаться с изучением других.
Усиленно готовясь к сдаче отдельных предметов- 2 обязательных (русский и математика) и 2 по выбору, нельзя забывать и об остальных школьных предметах - оценки и аттестат никто не отменял. К тому же, на 9классниках лежит большая ответственность - не подвести родителей, учителей и самих себя. Успешная сдача ГИА дает возможность поступления в 10 профильный класс или колледж, возможность "подправить" отметки в аттестате. Для нас основным стимулом успешной сдачи послужило желание поступить в 10 профильный класс.
Цель проекта:
исследовать влияние ОГЭ на эмоциональное состояние учеников.
Задачи проекта:
1. Рассмотреть формат ГИА
2. Раскрыть трудности при подготовке к ГИА
3. Обобщить опыт собственный и одноклассников по подготовке к ГИА
4. Провести разбор методов по борьбе со стрессом
Глава 1. Что из себя представляют государственные экзамены.
В сложившихся за последние десятилетия социально-экономических условиях в нашей стране, в системе образования происходят большие изменения, касающиеся структуры образования, его форм, итогового контроля и других аспектов. Одним из таких изменений является введение в систему образования Основного Государственного Экзамена ( ОГЭ ) и Единого Государственного Экзамена ( ЕГЭ ). ОГЭ – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. ЕГЭ – форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
На ОГЭ/ЕГЭ оцениваются фактические знания и умения рассуждать, логически мыслить, решать, а также умения удерживаться в рамках задания, четко его выполнять, понимать формулировку тестового задания, организованность умение строго и грамотно оформлять свою работу, внимательность. В ситуации незнания правильного ответа, тестовое задание позволяет ответить наугад, ориентируясь на интуицию, то есть часть тестового задания позволяет ответить, опираясь на узнавание ответа. На ОГЭ/ЕГЭ в процедуре оценивания принимает участие компьютер, бланковые КИМы, незнакомые учащемуся и невидимые эксперты, что добавляет объективности оценивания, но усиливает психологическое напряжение учащегося в процессе ожидания результата. А экзамен проходит в незнакомых учащемуся условиях, что добавляет психологического напряжения при его сдаче.
Глава 2.Понятие Стресса.
Стресс - состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, реакция организма на неблагоприятное воздействие. Впервые этот термин использовал Г. Селье в своем учении, посвященном данной проблеме. В переводе с английского языка стресс буквально переводится как напряжение. Г. Селье говорил о том, что стрессовое состояние испытывают все люди. Он выделял два вида стрессов: дистресс (эмоционально-стрессовые состояния, характеризующиеся переживанием отрицательных, негативных эмоций, приводящие к патологическим нарушениям и депрессиям), и эвстресс (положительные эмоциональные реакции). В ситуации положительного стресса человек активно работает, позитивно настроен. Воздействие стресса отрицательного негативно сказывается на работе организма и самочувствии.
К стрессу приводят разные причины. Среди них можно выделить физиологические и психологические факторы.
Причины возникновения стрессов:
Влияние окружающей среды (шум, холод, жара)
Нагрузки:
Физические (мышечные);
Физиологические (болезнь, травма);
Информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);
Эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);
Рабочие (перемены деятельности, трудовые нагрузки, конфликты).
Монотония в труде и жизни.
Неудовлетворение материальных потребностей.
Нехватка времени.
Отсутствие личной идентичности, кризисы соответствия ( «Я» -реальное- «Я»- идеальное) и другие.
Экзаменационный стресс.
Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса. Исследования показывают, что за экзаменационный период в школах и вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе. Экзаменационный стресс не только снижает работоспособность, но и сопротивляемость к различным болезням, провоцирует обострение имеющихся хронических заболеваний. Особенно сильное стрессовое влияние экзамены оказывают на учеников, имеющих отклонения в здоровье, а именно эти дети составляют сегодня большинство.
Несчастные экзаменуемые страдают от головной боли, тошноты и диареи, у них обостряются все кожные заболевания, появляется чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх. У молодых и совершенно здоровых людей ухудшается память, сон и аппетит, снижается способность к концентрации внимания, появляется рассеянность. Страх блокирует интеллект, парализует волю. Отсюда провалы в памяти, а иногда и обмороки.
Особенно сильное стрессовое влияние экзаменов наблюдается у учеников, страдающих нервными и психическими заболеваниями. К тому же, экзамены проводятся в самый неблагоприятный момент – весной, в конце учебного года, когда утомление школьников наиболее выражено, у них наблюдаются гиповитаминозы, обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта, что еще сильнее вредит их здоровью и самочувствию.
По данным российских ученых, в период экзаменов у школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся учащением пульса, повышением артериального давления и нарушением баланса отделов вегетативной нервной системы. Такие факторы, как длительное ожидание экзамена и жесткий лимит времени на подготовку усиливают эмоциональной напряжение до максимальных значений.
Откуда берется экзаменационный стресс?
По мнению специалистов, он порождается интенсивной умственной деятельностью, нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, а также нарушением режима сна и отдыха. Но главный фактор, провоцирующий развитие стресса- это отрицательные переживания.
По результатам исследований ученых установлено, что пагубное влияние экзаменационного стресса на организм и психику учащихся явно недооценивается. Социологические опросы показывают, что учащиеся воспринимают экзамен как «поединок вопросов и ответов», как «интеллектуальную эмоциональную перегрузку». Значимость экзамена вызвана тем, что его итоги влияют на социальный статус человека, его самооценку, на дальнейшие перспективы поступления в ВУЗ ( в случае с ЕГЭ ), поступление в профильный класс ( в случае с ОГЭ ).
От того насколько психологически грамотно ваш ребенок справится с преодолением данного жизненного барьера, во многом зависит не только результат самих экзаменов, но и состояние его здоровья в целом.
Глава 3. Как справиться с экзаменационным стрессом?
1. Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. Например, “Прогрессивная релаксация”.
Самая простая техника, из которой возникло множество более сложных методик расслабления, - система прогрессивной релаксации Джейкобсона, названная в честь гарвардского физиолога. Она базируется на том, что после сильного напряжения мышца автоматически расслабляется.
Для расслабления по Джейкобсону необходимо лечь на спину на твердую ровную поверхность, закрыть глаза и выбрать объект: для начала небольшую группу мышц- например,икры, брюшной пресс, кисти рук. Эту группу необходимо сначала сильно напрячь( хотя для того, чтобы почувствовать их), после чего резко расслабить и полностью ощутить это расслабление.
Количество мышц, участвующих в релаксации, надо постепенно увеличивать. Классическая схема прогрессивной релаксации: последовательное движение( напряжение- расслабление) от шейных мышц к мышцам кончиков ног.
Дыхательные техники.
Существует множество дыхательных техник, они отвлекают человека от волнения, стресса, насыщают мозг кислородом и позволяют выровнять эмоциональное состояние.
Наиболее распространенные упражнения:
“Полное дыхание”. Одну руку необходимо положить на живот, а вторую на область груди. Вдох начинается с живота, его полностью заполняют воздухом. После того как достигнут максимальный уровень, надо заполнить воздухом верхние отделы легких. После двухсекундной задержки на вдохе следует медленно выдыхать - сначала втягивая живот, а после опуская грудь. Практиковаться в таком дыхании можно начинать по 5 минут, а затем увеличивать время, длину выхода и задержку дыхания. Если освоить этот способ, то его можно применять перед экзаменом или любыми сложными ситуациями.
“Активирующее дыхание”. Если при полном дыхании можно успокоиться и снять стресс, то активирующая техника предполагает мобилизацию. Расслабляющий эффект получается, когда выдох длиннее вдоха. А чтобы собраться и сконцентрироваться, нужно выполнить технику в другой последовательности - замедленный вдох и резкий выдох.
Продукты для снятия напряжения.
Питание - одна из основных составляющих жизни человека, ведь вместе с пищей в организм поступают все необходимые витамины, питательные вещества и микроэлементы. И если человек питается правильно, то его организму значительно проще справляться с напряжением и стрессом, а самому человеку намного легче расслабляться и быстрее отдыхать. Чтобы повысить сопротивляемость своего организма отрицательному воздействию извне, постарайтесь следовать этим простым советам по питанию:
- Следите, чтобы в вашем рационе были свежие фрукты и овощи. Это “живая” пища, благотворно действующая на нервную систему и организм в целом.
- Включите в рацион рыбу. Она содержит в себе йод и фосфор. Первый способствует мышечному расслаблению, а второй- поддержанию нормального гормонального фона.
Кушайте больше пшенной и гречневой каши, орехов и бобовых. Во всех этих продуктах содержится магний - естественный антидепрессант.
Употребляйте абрикосы, ржаной хлеб, молочные и субпродукты. В них в огромном количестве присутствуют витамины группы В, повышающие сопротивляемость стрессам и стабилизирующие деятельность ЦНС.
- Не забывайте есть картофель, сладкие фрукты и мед. Они являются источниками глюкозы, дефицит которой служит причиной состояния нервозности и напряженности.
- Пейте зеленые и травяные чаи. Они богаты антиоксидантами, выводящими из организма вредные вещества и шлаки. Чем чище организм, тем легче ему переносить стрессы и восстанавливать силы.
А еще возьмите на заметку этот небольшой перечень продуктов, помогающих успокаивать нервы, снимать напряжение и повышать стрессоустойчивость организма:
Клубника, малина и черника (содержат природные антиоксиданты и витамин С);
Злаки и крупы (помогают организму вырабатывать серотонин);
Шпинат (содержит витамин К, синтезирующий гормоны, которые отвечают за стрессоустойчивость и хорошее настроение);
Яблоки (богаты витамином С, железом и клетчаткой);
Черный шоколад (содержит вещество анандамин, вызывающий чувство спокойствия и расслабленности);
Бананы (содержат витамин В, калий и магний).
Занятия спортом.
Один из эффективных методов по борьбе со стрессом – спорт. Люди, которые занимаются спортом регулярно, наверняка скажут вам, что чувствуют себя прекрасно как физически, так и эмоционально. Это происходит, потому что во время физических упражнений в мозгу вырабатывается нейромедиаторы, которые отвечают за хорошее настроение и уменьшают содержание в крови гормона стресса- кортизола. Мы нашли для вас самые простые варианты упражнений:
Легкие аэробные нагрузки. Постарайтесь выделить на них 20 минут в день. Отправьтесь на пешую прогулку в быстром темпе, погуляйте с собакой, побегайте в парке, покатайтесь на велосипеде.
Йога, стретчинг, пилатес и т.д. Йога одновременно задействует множество мышц, заставляя их то расслабляться, то напрягаться. Исследования показывают, что когда мышцы постоянно сокращаются и расслабляются, в мозг посылается сигнал о том, что пора высвободить определенные нейромедиаторы. А они помогут вам успокоиться и стать более внимательным.
Активный отдых: теннис, бадминтон, баскетбол, футбол и так далее. Все эти игры помогают нашему организму избавляться от адреналина и других гормонов стресса.
Глава 4. Собственный опыт
Мы придумали фишки для поднятия настроения или АНТИ-ТУЧКИ:
Думайте быстро. Эксперименты, проведенные Принстонским университетом, показали, что ускорение мышления приводит к улучшению настроения. Медленное мышление же может привести к чувству уныния. Существует несколько теорий относительно того, почему так происходит:
Люди ассоциируют быстрое мышление с хорошим настроением, поэтому если они думают быстро, то таким образом обманывают свой мозг, говоря ему, что должны быть счастливы.
Скорость мышления может увеличить выработку дофамина, что связано с чувством получения награды и удовольствием.
Быстрые мысли отвлекают человека от размышлений и саморефлексии, которые иногда делают его несчастным.
Для того, чтобы научиться быстро думать, сделайте следующее:
Используйте мозговой штурм. Например, дайте себе 10 минут, чтобы придумать 100 способов побега из тюрьмы.
Посмотрите видео в ускоренном режиме.
Прочитайте книгу с большой скоростью.
Заставьте себя улыбнуться.
Буддийский монарх Тих Нхатхан говорил: “Иногда ваша радость является исочником вашей улыбки, но иногда улыбка может быть источником вашей радости”.
Доктор философии Джеймс Лэйрд, который провел всю свою профессиональную жизнь, изучая взаимосвязь между поведением и эмоциями. Он провел свой эксперимент, разделив участников на 2 группы: одних попросили улыбнуться, вторых заставили нахмуриться.
Затем обеим группам были показаны мультфильмы. Группа, которую попросили улыбнуться, нашла мультфильмы смешнее. Был сделан вывод, что просто акт улыбки активизирует центры счастья в мозге.
Таким образом, улыбка:
Активирует высвобождение нейропептидов, которые борются со стрессом.
Высвобождает нейротрансмиттеры дофамина и эндорфинов.
Активирует выработку серотонина.
Спросите себя: “ Что идет хорошо?”
Основатель позитивной психологии Мартин Селигман считает одним из лучших инструментов для повышения настроения упражнение “Что идет хорошо?” . Как его выполнить? Все просто, сначала в конце дня подумайте и найдите 3 позитивные вещи, которые случились с вами сегодня. Подумайте о них и отчетливо воспроизведите их в уме. Ощутите все позитивные эмоции, связанные с этими событиями.
Посвятите один день недели ( пусть это будет выходной день) любимым фильмам, посиделкам с родными и близкими. Наверняка, все будние дни вы проводили в школе и посвящали свое время подготовке к экзаменам, поэтому вы заслужили выходной в конце недели.
Советы родителям, которые помогут справиться со стрессом.
1. Говорите ребенку о своей любви.
Ваша задача - убедить ребенка, что результаты экзамена никак не повлияют на родительскую любовь к нему.
2. Не обсуждайте ваши ожидания.
Не стоит говорить о чувствах, которые вы испытаете в зависимости от результатов сдачи экзамена.
Примеры фраз, которых следует избегать:
Я буду так счастлив(-а), если ты сдашь на 90 баллов.
Если ты не сдашь, я безумно расстроюсь.
Мы с папой будем гордиться, если ты поступишь в МГУ.
Ты облегчишь всем нам жизнь, если поступишь на бюджет.
Страх не сделать вас счастливыми( или, наоборот, сделать несчастными)-груз, который будет давить на ребенка.
3. Нивелируйте в глазах ребенка значимость экзамена для него в будущем.
Убедите ребенка, что вне зависимости от результатов экзамена, его жизнь сложится счастливо. Плохо сданный экзамен- не конец света, а иногда даже наоборот- дверь в лучшее будущее. Случается, что после провала на испытаниях человек выбирает другое направление, которое ему на самом деле по душе, и на новом пути находит истинное призвание.
4. Расскажите о своем опыте.
Вспомните, как вы сами сдавали экзамены и расскажите о своих успехах и провалах как можно более красочно. Это позволит вашему ребенку ощутить вашу близость и поддержку.
5. Исключите давление, угрозы и манипуляции.
Исходите из убеждений, что ребенок сам понимает степень своей ответственности за подготовку к экзаменам. Поэтому исключите все угрозы.
Фразы, которые следует избегать в разговоре с ребенком:
Сдашь плохо экзамены- не куплю тебе новый телефон.
Не поступишь на бюджет, забудь о новой гитаре.
Если поступишь на бюджет, мы с папой купим тебе машину.
Такие угрозы, как и манипуляционные обещания, не мотивируют, а лишь добавляют стресс и ухудшают результаты.
6. Планирование.
Распланируйте дни недели с вашим ребенком для подготовки к экзаменам. Лучше посвящайте один день одному предмету, например, в понедельник- обществознание( 1-1,5 часа); во вторник- математика(1-1,5 часа) и т.д. А чтобы успеть качественно подготовиться к экзамену, распределите темы из кодификатора на весь учебный год. Действуйте по принципу "от большого к малому": обширные темы разделите на подъемы и разделите их по дням и неделям. Старайтесь распланировать подготовку так, чтобы уже в апреле не учить новый материал, а повторять пройденный.
7. Давайте ребенку время на отдых.
В выходные дни было бы здорово устраивать совместные прогулки, уделять просмотр любимому фильму и т.д. Главное- не упоминать об экзаменах, так как ребенок занимался всю неделю и единственное, что ему сейчас нужно - это отдых и ваша поддержка.
8. Устраивайте мини-поездки.
По возможности можно выбраться куда-нибудь загород на 1-2 дня. Это поможет вашему ребенку отстраниться от мыслей об экзаменах, насладиться свежим воздухом и провести время с семьей.
Глава 5. Исследование(практическая часть)
В исследовании принимали участие 36 учеников 10а класса школы №9 Ново-Савиновского района города Казани. Анализировался их опыт подготовки и сдачи ОГЭ в 2019 учебном году.
Вывод: Опрос учащихся 10 «А» класса показал, что большинство из них хорошо было подготовлено психологически к ОГЭ.
Вывод: Опрос учащихся 10 «А» класса показал, что большинство из них выполняли ОГЭ по стратегии, выработанной в процессе подготовки к нему.
Вывод: Опрос учащихся 10 «А» класса показал, что большинство из них выполнили ОГЭ успешно и получили результаты, на которые рассчитывали.
Вывод: Опрос учащихся 10 «А» класса показал, что большинство из них хорошо были подготовлены и к предмету, и психологически.
Вывод: Опрос учащихся 10 «А» класса показал, что большинство из них волнует приближение ЕГЭ и они уже начали готовиться к нему.
Заключение
В ходе исследования мы выяснили, что стресс – это состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма.
Наиболее подвержены стрессам школьники раннего юношеского возраста, потому что этот возраст является переходным и у молодых людей меняются взгляды на жизнь. Для них это период самоопределения, как в профессиональной, так и в социальной сфере. О юношеском возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроения и т.д. – это может повлиять на поведение во время экзамена.
В нашем исследовании мы ставили цель – выявить, как ОГЭ влияет на стрессовое состояние учеников. Решили поставленные перед нами задачи. В теоретической части мы рассмотрели формат ГИА, провели анализ проблемы стресса перед экзаменами, рассмотрели разные подходы к изучению феномена стресса, подробно рассмотрели особенности экзаменационного стресса и дали необходимые рекомендации по борьбе со стрессом.
Опросы, проведенные среди учеников 10 «А» класса, свидетельствуют о том, что результаты ОГЭ оказались для большинства из них довольно успешными, большинство учеников были психологически готовы к экзаменам.
Независимо от характера и успеваемости дети оказываются в стрессовом состоянии из-за повышенной тревожности, которая отмечается у подавляющего количества современных школьников. Психологи утверждают, что уровень тревожности у подростков выше, чем 30 лет назад. Чтобы предупредить возникновение у школьников экзаменационного стресса, следует, по мнению психологов, как можно лучше подготовить детей к экзаменам.
Подводя итог, следует отметить, что экзамены неизбежны, но у нас есть выбор: переживать, волноваться или идти на экзамен спокойно и решительно, достигая поставленных целей. Надеемся, что наши рекомендации помогут каждому ученику избавиться от экзаменационного стресса и пойти на экзамен с новыми силами.
Список использованной литературы
Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку? Екатеринбург, 2003.
Гаулстон Т., Голдсберг Ф. Психологические ловушки. С-Пб, 1997.
Каменюкин Аю, Ковпак Д. Антистресс-тренинг. С-Пб, 2000.
Ролло Мэй Проблема тревоги. М., 1992.
Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. М., 1999.
Хартли М. Как превратить стресс из врага в союзника. М., 1995.
Микляева А.В., Румянцева Т.В. Школьная тревожность: Диагностика, профилактика, коррекция. Санкт-Петербург 2006.
Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьников. Практическое пособие М., 2008.