ВВЕДЕНИЕ
Современное общество характеризуется специфическими чертами, одной из которых является потребление.
Потребление является особым процессом, в ходе которого можно не только в цифрах рассчитать его объемы, но и понять, как происходит этот процесс, а также рассмотреть различные аспекты потребительского поведения членов общества, одним из которых является культура потребления. Она включает в себя убеждения о потребительских ценностях и нормах, которые регулируют потребление и привычки покупателей, возникающие при постоянном потреблении товаров.
За рациональное потребление ресурсов выступают фриганы, которые призывают к их максимальной экономии. Хотя складывается впечатление, что фриганы - это те, кто собирает еду на помойках, на самом деле, фриганизм -это особое направление, где главным правилом является "не брать больше, чем сможешь использовать".
Изучению потребительской тематике посвящено много исследований. При этом большое внимание уделяется потребительскому образованию (И.В. Виноградова, П.В. Крючкова, П.В. Романец, В.В. Смирнова, Ф.Р. Шахурина и др.). Также существует научный проект, разработанный Л.И. Ростовцевой и Е.Н. Кузнецовой, который частично решает проблему формирования потребительской культуры школьников [4].
Однако, в нашем исследовании мы бы хотели выступить за рациональное использование ресурсов, опираясь на философию фриганизма, определить его роль в повышении потребительской культуры одноклассников.
Объект исследования: потребительская культура подростков.
Предмет исследования: фриганизм.
Цель: повышение уровня личностной потребительской культуры подростков через распространение идей фриганизма.
Задачи:
1. Проанализировать понятие "потребительская культура", дать определение "личностная потребительская культура подростков".
2. Раскрыть ключевые идеи фриганизма.
3. Выявить уровень личностной потребительской культуры подростков через распространение идей фриганизма.
Гипотеза исследования: распространение идей фриганизма среди подростков повышает уровень их личностной потребительской культуры.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ литературы, обобщение, сравнительный анализ.
Эмпирические: опрос, объяснение, эксперимент.
Глава 1. Понятие потребительской культуры.
Понятие "потребительская культура" следует начать рассматривать с этимологической точки зрения.
Заимствовано «потребление» из английского языка, “consumer”, что в переводе на русский язык означает потребитель, отсюда берет свое начало практика консьюмеризма не только в нашей стране, но и по всему миру. Сегодня потребление выступает как система ценностей и идей, сводящих жизненные смыслы к удовлетворению материальных интересов [5].
На протяжении двух последних столетий быстрый рост материального благосостояния впервые в истории обеспечивает людям комфортабельный уровень потребления, но, вместе с тем, создает явление, обозначаемое термином «потребительство» [5].
Как считают некоторые исследователи (И.В. Лазинин, В.В. Радаев и др.), феномен потребительства возникает именно тогда, когда материальные ценности ставятся выше духовных и происходит деформация ценностных ориентаций в индивидуальном и массовом сознании.
С некоторых пор в научный оборот введено еще одно понятие, характеризующее современное состояние общества – перепотребление [5]. Это феномен, известный с древности, но, если прежде перепотреблять удавалось лишь узкому кругу лиц, то сегодня потреблять более того, что необходимо человеческой природе, и того, что возможно усвоить, стало нормой для широких масс, практически для всех. Отсюда формируется еще одно название современного общества – общество перепотребления. В таком обществе перепотребление всегда будет обесценивать потребляемый продукт. Происходит частичное использование техники, она выбрасывается, как только появляются новые образцы, пища надкусывается и отправляется на свалку.
Таким образом, все, что связано с потреблением, берет свое начало от практики консьюмеризма и, в конечном итоге, может привести к довольно критической форме потребления – перепотреблению.
Говоря о культуре потребления, речь идет также о потребительской культуре.
Под потребительской культурой понимается совокупность материальных и духовных ценностей, знаний и норм потребительского поведения, социально значимых и реализуемых в практической деятельности [4].
Однако, данные понятия не следует смешивать. Их можно рассматривать с точки зрения объекта или предмета потребления. Потребительская культура имеет вектор направленности на предмет потребления (товар или услугу) и выражает некие правила и нормы потребления чего-либо. Культура потребления, скорее всего, будет иметь отношение к потребителю, как объекту потребления, выражая аспекты его потребительского поведения [5].
Таким образом, культура потребления – более широкое понятие, чем потребительская культура, которая имеет свои уровни.
Т.А. Степченко в своей научной работе «Формирование потребительской культуры как средство социализации школьников» выделяет следующие уровни потребительской культуры: низкий (недостаточный) - репродуктивный, средний (нейтральный) или эвристический и высокий (достаточный) - это уровень продуктивно-творческой деятельности Переход на новый уровень означает качественный скачок в овладении знаниями, умениями и навыками потребительской культуры [4].
В нашей работе для определения уровня потребительской культуры подростков мы будем понимать следующее:
Низкий уровень потребительской культуры - это когда учащийся знает, что можно использовать просроченные продукты, но только продукт стал просроченным, он его выбрасывает.
Средний уровень потребительской культуры подразумевает, что подросток знает о возможности использования просроченных продуктов, подвергает их термической обработке, но редко употребляет их в дальнейшем.
Высокий уровень потребительской культуры заключается в том, что учащийся знает, что можно употреблять просроченные продукты, поэтому часто использует их в дальнейшем для приготовления блюд.
Вывод: Говоря о потребительской культуре, взаимосвязанными понятиями являются: "потребление", "потребительство", "перепотребление". При определении уровня потребительской культуры выделяют низкий, средний, высокий уровни.
Уровень потребительской культуры современных подростков будет нами раскрыт и определен в третьей главе.
Глава 2. Ключевые идеи фриганизма.
Социолог и мыслитель XX века Эрих Фромм в одном из своих интервью 1958 г. говорил: «Я думаю, если вы сегодня спросите, что люди на самом деле считают счастьем, то это будет неограниченное потребление…». В науке такаю систему ценностей соотносят с «обществом потребления» [3].
За последние 40 лет личные расходы на товары и услуги во всем мире возросли более чем в четыре раза. Нетрудно догадаться, что вместе с увеличением потребления различного рода продукции выросли и затраты природных ресурсов, идущих на ее производство, а также количество свалок, на которые вытесняются не только отходы и отслужившие предметы, но и вещи, устаревшие морально для искушенных потребителей.
В 1960-х гг. альтернативой такому мировоззрению и такой системе ценностей являлась субкультура хиппи; пол века спустя появился еще фриганизм (от сочетания слов «free» и «veganism», то есть «бесплатный» и «строгое вегетарианство»).
Фриганы придерживаются альтернативных жизненных стратегий, основанных на максимальной экономии ресурсов и ограниченном участии в современной экономической жизни. Для людей, не желающий углубляться в эту тему, движение выглядит просто как поиск еды на помойках людьми, у кого нет денег для ее покупки в магазинах. Однако у фриганизма есть своя история и концепция.
Само явление зародилось и получило распространение в США и практически одновременно в Европе. «Рождение» данного движения именно в Америке – в стране, с крупнейшей в мире экономикой и огромной долей потребления – являлось вполне закономерным явлением .
Считается, что слово «фриган» ввёл в употребление в 1995 году Кит Макгенри – лидер группировки Food not bombs (она распространяет вегетарианскую еду среди бездомных и протестует против милитаризма). По другой версии происхождение термина «фриган» восходит к 1960-м гг., когда анархистская уличная театральная труппа Diggers, базирующаяся в Сан-Франциско, принципиально не покупала пищу и не пользовалась платными социальными сервисами, а также раздавала «спасенные» продукты. Позже вклад в популяризацию термина внёс бывший ударник группы «Against Me!» Уоррен Оукс, который в 1999 году опубликовал манифест «Почему 165 фриган?». Однако одной едой дело не ограничивается: многие фриганы стали «добывать» предметы быта, одежду, мебель и прочее.
Еда и различного рода вещи, такие как одежда, различные предметы быта и даже техника, добывается нырянием в мусорный бак. Главное правило фригана – не брать больше, чем сможешь использовать. Излишки обмениваются на нужные вещи на блошиных рынках или фримаркетах. Денежных отношений фриганы не признают. Помимо этого, многие фриганы практикуют собирательство ягод, грибов и лекарственных растений, сами выращивают овощи и фрукты. Что касается жилищного вопроса, то здесь популярность набирает использование пустующих зданий.
Помимо этого, у фриганов существует свод правил, следовать которому стараются все участники движения. Вот некоторые из этих правил: не брать больше, чем сможете съесть или пристроить; быть щедрым и делиться излишками с нуждающимися; не вторгаться на закрытые территории, искать только у магазинов и многоквартирных домов; соблюдать чистоту возле мусорных ящиков [3].
В 2003 году в США Адамом Вайсманом был создана организация фриганов. Они устраивают 166 разные мероприятия, такие как фримаркеты, экспедиции по помойкам и бесплатные ужины, организуют мастер-классы.
После того как о фриганах стали говорить в СМИ, течение получило большую популярность. В России последователи этого движения появились около 10-15 лет назад. Больше всего их в столице: в Москве и Санкт-Петербурге. В Казани фриганизм не очень развит.
Мы решили провести опрос среди магазинов Авиастроительного района г. Казани и узнать, что продавцы делают с просроченной продукцией.
Результаты опроса представлены в таблице:
Название магазина |
Что делают с просроченной продукцией |
Адрес |
Магнит |
Выкидывают в общий бак |
ул. Симонова, 15 |
Пекарня "Жар- Свежар" |
Выкидывают в общий бак |
ул. Беломорская, 6 |
Gloria jeans |
Не дают ответ |
ул. Ленинградская, 27 |
Любимый книжный |
Отправляют обратно в офис |
ул. Ленинградская, 27 |
Также имеются данные статистики (см. рис.1), где мы можем видеть виды наиболее часто выбрасываемой продукции:
рис. 1. Распределение видов выброшенной продукции в %.
Данной диаграмма показывает, что пищевые отходы занимают первое место среди продукции, которую наиболее часто выбрасывают.
На рисунке 2 представлены те пищевые продукты, которые выбрасываются больше всего:
рис. 2. Распределение выбрасываемых пищевых продуктов в %.
Больше всего выбрасывают зелень и салаты, как самые скоропортящиеся продукты. Фрукты и овощи занимают второе место. В качестве продукта для нашего исследования нами выбран банан.
Вывод: В основе фриганизма - максимальная экономия ресурсов и ограниченное участие в современной экономической жизни. Главное правило фригана – не брать больше, чем сможешь использовать. Такой минимализм можно назвать крайностью, которую следуют избегать человечеству.
Глава 3. Повышение уровня потребительской культуры подростков через распространение идей фриганизма.
В нашей исследовательской работе принимало участие 25 учащихся 8 "Л" класса МБОУ "Гимназия №33" Авиастроительного района г. Казани, которая проходила в три этапа.
I этап - подготовительный.
Цель: выявление уровня потребительской культуры подростков.
На данном этапе мы провели опрос и определили уровень потребительской культуры у учащихся 8Л. Опрос включал 3 утверждения, из которых необходимо было выбрать одно:
1. Я знаю, что можно использовать просроченные продукты, но только продукт стал просроченным, я его выбрасываю.
2. Я знаю, что можно использовать просроченные продукты, подвергая их термической обработке, но редко употребляю их в дальнейшем.
3. Я знаю, что можно употреблять просроченные продукты, поэтому часто использую их в дальнейшем для приготовления блюд.
В результате обработки данных опроса мы выяснили, что 41% учащихся знает, что можно использовать просроченные продукты, но только продукт стал просроченным, они его выбрасывают. Остальные 52% знают, что можно использовать просроченные продукты, подвергая их термической обработке, но редко употребляют их в дальнейшем. Только 7 % опрошенных учащихся ответили, что знают о том, что можно употреблять просроченные продукты и постоянно использовать их в дальнейшем для приготовления блюд.
На основании опроса можно сделать вывод о том, что у половины учащихся 8Л класса средний уровень потребительской культуры, но также и почти у половины - низкий.
Чтобы убедиться в полученных данных, мы раздали нашим одноклассникам бананы со сроком реализации, который подходил к концу. Бананы не полностью почернели, но запах от них чувствовался более выраженный, чем это характерно для свежих бананов. Состояние бананов выглядело следующим образом:
Мы решили посмотреть, что одноклассники сделают с этими бананами и попросили выслать фото блюд, если они что-то приготовят из них.
На следующий день мы выяснили, что трое одноклассников из 27 приготовили из них блюда, что составляет 11% от общего количества учащихся.
Вывод: Согласно уровню потребительской культуры из главы 1, мы можем говорить, что уровень потребительской культуры учащихся 8Л на практике оказался низким.
II этап - основной
Цель: проведение мероприятий для повышения личностной потребительской культуры подростков через распространение идей фриганизма.
На данном этапе мы организовали и провели мероприятия, которые направлены на повышение уровня личностной потребительской культуры наших одноклассников:
1. Познакомили с направлением фриганизма, объяснили его основные идеи, которые раскрыты нами в главе 2.
2. Показали, что блюдо с просроченным продуктом, но подвергшийся термической обработке, ничем не уступает блюду приготовленному из свежих продуктов.
Мы приготовили два пирога: один - из свежих бананов, другой - из просроченных (кожура бананов полностью была черной). Эти два пирога принесли на дегустацию своим одноклассникам и дали им попробовать по кусочку и того и из другого. Их задача была определить состав пирога, какой пирог из свежих бананов, какой - из просроченных.
Как оказалось 78% учащихся ошиблись в определении состава пирога. Они посчитали, что пирог, приготовленный из просроченных бананов - это пирог из свежих бананов. Мы это объясняем тем, что просроченные бананы более сочные и придают блюду изысканный вкус.
3. Дали советы, что можно приготовить из бананов. Посмотрели ролики по приготовлению блюд из почерневших бананов, выбрали подходящие рецепты, один из которых "Не выкидывайте почерневшие бананы! Будем делать вкуснятину!" https://www.youtube.com/watch?v=oXijHamNZ38
III этап- заключительный
Цель: определение уровня потребительской культуры подростков через распространение идей фриганизма.
На данном этапе мы повторили ту работу, которую проводили на первом этапе.
Мы снова раздали нашим одноклассникам бананы со сроком реализации, который подходил к концу, и попросили выслать фото блюд, которое они из них приготовят.
Были получили следующие фото:
На данном этапе приняли участие 9 одноклассников, при чем трое учащихся с первого этапа снова проявили инициативу приготовить блюда. Из просроченных бананов были приготовлены разные блюда: оладьи (3 чел.), шарлотка (2), кекс (1 чел.), творожная запеканка (1 чел.), овсяное печенье с бананом (1 чел.), блины (1 чел.).
Количество приготовленных блюд составляет 33 % от общего количества учащихся.
Полученные данные свидетельствуют о том, что учащиеся, которые приготовили блюда на первом этапе нашего исследования, приняли участие и на третьем этапе. К ним присоединились ещё 6 учащихся. Будут ли они продолжать использовать просроченные продукты - это выяснится в результате дальнейшего исследования. Поэтому мы можем говорить о частичном подтверждении гипотезы. 9 учащихся достигли уровня рационального употребления продуктов питания, а именно, знают, что можно использовать просроченные продукты и готовят вкусные и полезные блюда. Хотя этого уровня достигло небольшое количество учащихся, мы надеемся, что при целенаправленной работе можно развить потребительскую культуру подростков.
Вывод: На нашем примере мы показали, что даже из просроченных бананов можно приготовить вкусные блюда, тем самым повлиять на повышение уровня потребительской культуры учащихся 8Л класса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате нашей исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. С понятием "потребительская культура" тесно взаимосвязаны понятия: "потребление", "потребительство", "перепотребление".
Под потребительской культурой понимается совокупность материальных и духовных ценностей, знаний и норм потребительского поведения, социальна значимых и реализуемых в практической деятельности.
При определении уровня потребительской культуры выделяют низкий, средний, высокий уровни.
2. Фриганизм представляет собой философию жизни, основанную на максимальной экономии ресурсов и ограниченном участии в современной экономической жизни. У фриганов есть свой свод правил, главное их которых - не брать больше, чем сможешь использовать.
3. При определении уровня потребительской культуры учащихся 8Л Авиастроительного района г. Казани выяснилось, что большинство учащихся выбрасывают просроченные продукты. Поэтому уровень их потребительской культуры - низкий.
4. После организованных нами мероприятий (знакомство с фриганизмом, дегустация блюд, презентация рецептов), количество участников за рациональное использование продуктов увеличилось. Насколько реже они станут выбрасывать просроченные продукты, это можно выяснить только в результате дальнейшего исследования. Поэтому мы пришли к выводу о частичном доказательстве гипотезы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Freegan.info [Электронный ресурс]. – URL: https://freegan.info/ (дата обращения: 06.03.2020).
2. «Люди не понимают, видя меня на помойке». [Электронный ресурс]. – URL: https://news.ngs.ru/articles/65647661/?utm_source=ok&utm_medium=social &utm_campaign=ngs (дата обращения: 10.03.2020).
3. Перебойнос А.А., Иващенко А.С. Фриганизм как аксиологическая альтернатива обществу потребления [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/friganizm-kak-aksiologicheskaya-alternativa-obschestvu-potrebleniya (дата обращения: 11.03.2020).
4. Степченко Татьяна Александровна. Формирование потребительской культуры как средство социализации школьников : автореферат ... доктора педагогических наук : 13.00.01 - Москва, 2008.- 45 с.
5. Татаринцева Ю.О. Культура потребления как социологическая категория // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2016. Т. 2. Вып. 3 (7). - с. 66-70.
6. Экскурсия по помойкам [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sputnik8.com/ru/st-petersburg/activities/16317-progulka-po-pomoykam-petrogradskoy-storony#a-description (дата обращения: 10.03.2020).
10