Введение
У осетин есть пословица «Лучше не иметь никакого потомства, чем иметь плохое потомство». Эта народная мудрость, безусловно, справедлива. Величие государства зависит от того, насколько хорошо воспитаны дети в этом государстве. Свою работу я бы хотел посвятить воспитанию мальчиков.
Во все времена все народы хотели воспитать своих мальчиков настоящими мужчинами. Я поинтересовался у своей мамы, каким качествами обладают настоящие мужчины. Она назвала силу, смелость, ум, благородство и красоту. Этот же вопрос я задал другим взрослым. Всего я опросил 10 человек. Вот какие я получил ответы:
Семь из десяти мам, у которых есть сыновья, хотели бы, чтобы их дети были умными, сильными и красивыми. Две мамы ставят на первое место трудолюбие и честность, и только одна – благородство (Приложение 1).
А что думают сами дети? Анализ анкет показал, что мои одноклассники хотят быть похожими на героев мультфильмов и компьютерных игр: Супермена, Бэнтена, Человека – Паука, Бетмана, Акси, Иккинга. На вопрос, что привлекает их в этих героях, они ответили: умеют ходить по стенам, летать, побеждать врага, используя лазерное оружие, умеют перевоплощаться в монстров. Я внимательно пересмотрел все те же хорошо знакомые и столь же любимые мне мультфильмы и пришел к выводу, что герои, которыми мы восхищаемся и хотим быть на них похожими, не всегда сражаются на стороне добра, а их главные качества – это определенные сверхспособности, а не какие-то черты характера и воспитание. Поэтому я решил узнать, как представляли себе настоящих мужчин люди в древние времена, когда еще не было телевидения.
Я решил познакомиться с эпосом двух народов, которые жили на разных территориях, и посмотреть, какими качествами обладали их герои. Для этого мной были выбраны мифы Древней Греции и Сказания о нартах.
Актуальность данной работы состоит в том, что каждый мальчик должен иметь представление о том, какими качествами обладают настоящие мужчины, а также должен иметь пример для подражания.
Цель работы –найти схожие черты в образах национальных героев и посмотреть, насколько идеальные образы героев того времени соответствуют нашему поколению.
Для достижения этой цели необходимо выполнить задачи:
Изучить Нартские сказания и мифы Древней Греции;
Сравнить образы героев Нартских сказаний и мифов Древней Греции;
Выделить общие черты, которые могут быть актуальны и в наши дни.
Объект исследования: Сказания о Нартах и мифы Древней Греции.
Предмет: личностные качества, которыми обладают герои эпоса.
Методы исследования:
Теоретические методы: изучение литературы по теме, сопоставительный анализ, обобщение, сравнение.
Эмпирические: анкетирование.
Основная часть
В далекие времена, когда люди еще не обладали достаточными знаниями о мире, им постоянно приходилось сталкиваться с различными смертельными опасностями: страшные природные явления, дикие звери, болезни, и конечно, постоянные войны с соседними народами и кочевыми племенами за землю, еду, воду и другие ресурсы. Каждый народ искал себе героя – сверхчеловека, который мог бы защитить их. Иногда таким героем становился реальный человек, чьи способности и подвиги со временем преувеличили. Например,историки считают,что у легендарного короля Артура и былинного Ильи Муромца были исторические прототипы. Если же героя среди современников не было, то люди просто придумывали его, наделяя лучшими качествами, которые ценили.
Ум и интеллект
Как правило, в древних сказаниях любого народа герои обладают нечеловеческой физической силой. Могучего Ахиллеса мать – богиня Фетида – искупала в реке мертвых в подземном царстве Аида, сделав его тело неуязвимым для любого оружия, как и у нарта Батраза, которого закалял сам небесный кузнец Курдалагон [1.28с][4.14с].
Из-за такого частого упоминания физической силы может сложиться впечатление, что для героя древних мифов совершенно не важны ум и интеллект. Но это не так.
Если читать сказания и легенды внимательно, то можно заметить, что герои редко побеждали своих противников только благодаря своим бойцовским умениям. Наоборот, именно ум и смекалка помогали им в самых сложных ситуациях, а мускулы оказывались бесполезными.Например, Персей победил коварную Медузу – Горгону, только благодаря тому уму и находчивости. Страшные глаза Горгоны могли превратить его навеки в мертвый камень, но в пылу сражения Персей проявил находчивость и, используя щит как зеркало смог отрубить ей голову [3.57с].
Мой любимый герой греческой мифологии Геракл совершил 12 подвигов. Успешно справиться со всеми испытаниями ему помогла не только сила, но и интеллект. Шестым заданием царя Еврисфея, которому Геракл должен был служить, было почистить конюшни царя Авгия, которые никогда не убирали. Герою пришлось бы заниматься этой работой несколько месяцев, если бы не его находчивость. Геракл обратил внимание, что недалеко от конюшен протекала бурная река. Потоком воды можно было бы разом очистить стойла от многолетней грязи. Тогда Геракл просто придал потоку воды нужное направление, выполнив всю работу за один день [3.96с]. (Приложение 3)
В нартском эпосе герои не менее умны. Сырдон был бедой и одновременно спасителем нартов. Благодаря уму и находчивости он много раз усложнял жизнь нартам, но не редко их спасал от гибели. Вспомним сказание, где Бората задумали убить старого Урузмага и пригласили к себе на пир. Сырдон сам вызвался передать приглашение старому нарту. И хотя он не мог открыто сказать Урузмагу, что ему грозит опасность, он сумел зашифровать послание, что Сатана сразу же поняла, что задумали Бората, и смогла спасти мужа от смерти [5.90].
Таким образом, мы видим, что хотя редко подчеркиваются умственные способности народных героев, но их поступки и то, как они преодолевают проблемы, говорит о том, что знания и интеллект – одни из главных качеств героев.
Мужество и смелость
Любого героя отличают, прежде всего, его мужество и смелость. Войны храбро сражаются с самыми опасными противниками и проходят смертельные испытания.
Из мифов про аргонавтов мы знаем, что Ясон решает добыть Золотое руно для того, чтобы вернуть на престол своего отца. Вместе с ним в опасное приключение отправляются лучшие войны Греции: Геракл, Тесей, Орфей, Адмет, сыновья бога ветра – Борея, Калайд и Зет и другие [3.14с].Они отправились впоход, где им угрожала опасность каждую минуту, чтобы помочь Ясону восстановить справедливость. Они знали, что не получат никакой выгоды от этого похода, а сам он опасен для их жизней. Так что же двигало героями? Герои рисковали своими жизнями не ради славы и золота, а ради справедливости. Они справились с шестирукими великанами, победили медных птиц бога войны Стимфалид, покорили грохочущие скалы. Это пример настоящей смелости и бескорыстного мужества.
Такими же качествами обладали и нартские мужчины. В сказании о Батрадзе и Тыхыфырте Мукара говорится о том, что в то время как все нартские мужчины находились в походе, великан потребовал от нартов платить ему дань девушками. «Если вышлете мне девушек, хорошо; если не вышлете, пойду на вас войной». Нарты согласились на это, потому что, некому было заступиться за них. Сын Хамыца в это время находился на небесах, но узнав о беде, он без колебаний бросил вызов врагу, защитив нартских невесток и честь народа. «Лучше было бы мне видеть гибель всего нашего рода, чем узнать, какое черное бесчестье перенесли вы от этого черного осла!», - ругал он нартов, которые струсили перед Мукара [4.20с].
Но самым храбрым и смелым я считаю Прометея. Узнав, что могучий громовержец Зевс собирается уничтожить людей, он украл с Олимпа огонь и подарил его жителям Земли. Он обучил беспомощных в устройстве своей жизни, беззащитных против хищных зверей и грозных сил природы людей грамоте и ремеслам. Научил их добывать и обрабатывать скрытые в недрах земли медь и железо, золото и серебро, делать из них орудия труда, оружие, украшения. Научил людей строить себе жилища из дерева и камня, корабли, окрыленные парусами, чтобы плавать по морям и океанам, приручать диких животных и выращивать культурные растения, варить целебный сок растении, который помогает при болезнях. Открыл им науку чисел, научил записывать знаками слова, чтобы передавать свои мысли тем, кто живет далеко. Свет от священного огня прояснил мысли людей, пробудил их дремлющий ум, зажег в их сердцах стремление к счастью.
С гордостью смотрел Прометей, как люди становились сильнее, разумнее и искуснее во всяком труде.
Но владыка Зевс разгневался на Прометея и решил сурово наказать похитителя священного огня. Прометей был прикован цепями к вершине Кавказа. Каждый день прилетал огромный орел, разрывал тело титана когтями и клевал его печень.
Прометей знал, что Зевс жестоко накажет его, но он не позволил погибнуть людям. Он испытывал сильную боль и страдания, но не жалел о своем поступке:«Ведь я же знал все, что будет. Муки эти не постигли меня нежданно. Я знал, что неизбежны веления грозного рока. Я должен нести эти муки!»[3.120с].
Прошло несколько веков, прежде чем Прометея спас человек, один из героев, о котором я уже упоминал ранее. Могучий Геракл нашел спасителя человечества, сбил оковы, убил орла и спас титана от мук.
Все эти примеры говорят нам о том, что мужество и смелость, как у древних греков, так и у нартов, были важными качествами мужчин. Эти качества сопровождалась многими другими положительными характеристиками: благородством, честью, достоинством и т.д.
Красота.
В мифах и сказаниях много говориться о качествах и воспитании героев, а внешним данным уделяется совсем мало внимания.
Например, небесный кузнец Гефест был горбатым и хромым, но обладал огромной силой, был очень добрым и отзывчивым. За это его очень уважали и любили. О внешности нарта Батраза мы знаем, что у него был высокий лоб и большие выпученные глаза. УСослана - большой рот, свирепое выражение лица, кривые ноги, а Ацамаз по некоторым источникам и вовсе был уродлив. Но это не мешало ему быть добрым сердцем, а нартам любить его за его прекрасную музыку. Кроме того, лица и тела героев украшали шрамы, полученные в боях. Если в наши дни мультфильмы и кино строятся по принципу «Красивые герои добрые, некрасивы - злые», то в древности люди не придавали этому особого значения.
Единственный герой, чья красота постоянно подчеркивается в эпосе – это принц Трои Парис. Но он не был храбрым и благородным. Из-за его глупости и трусости пала Троя, погибли отец – царь Приам, брат – благородный Гектор и множество троянцев [3. 362с]. Даже прекрасная Елена, которая была настолько очарована его красотой, что согласилась сбежать с ним от мужа, со временем разочаровалась в нем. Таким образом, мы видим, что не внешними данными был славен мужчина, а своими поступками.
Уважение.
В мифах древней Греции и нартских сказаниях я выделил три вида проявления уважения. Это уважение к старшим, к богам и к женщине.
С ранних лет не было равных по силе Батрадзу. Однако в обращении со старшими он проявляет уважение и смирение. Получив пощечину от Сослана за мелкую шалость, «ничего не ответил Батраз, словно Сослан и не коснулся его щеки, и подставил ему другую щеку, потому что во всем подчинялся он своему старшему» [5. 57с].
В греческих мифах мы не видим такого смирения младших. Уважение тут получает не каждый старший, а только те, что отличаются честью. Например, когда Ахиллесу было велено вернуть тело Гектора отцу, он был так восхищен мудростью и храбростью царя Приама, что пообещал не атаковать город в течение 10 дней, пока семья будет хоронить сына.
Уважение к богам также постоянно присутствует на страницах книг о героях древности. У греков боги Олимпа были покровителями героев, большинство из них имели своих «любимчиков». Ясону покровительствовали Афина и Гера, Персею помогал Гермес, Гераклу – Артемида.
У нартов отношения с небожителями были еще более близкими: они приглашали друг друга на пиры, люди отдавали своих детей на воспитание небесным созданиям (например, сына Урузмага Айсану растил покровитель домашнего очага Сафа) и могли обратиться к ним напрямую. Так Сатана позвала к себе в дом Курдалагона, чтобы тот закалил Сослана, а Батрадз сам пришел с этой же целью в жилище небожителя.
Наконец, уважение к женщине. У нартов идеальный образ женщины – это Сатана. Не стесняются обратиться к ней за мудрым советом самые храбрые войны.
Еще один пример уважительного отношения к женщине: для того, чтобы станцевать танец с красавицей Аколой,Батрадз должен победить уаига, который много лет назад увел в плен его предка. Он прилагает значительные усилия, для того чтобы выполнить эти условия, но отступить он не может, так как это будет расцениваться как неуважение к этой прекрасной девушке.
Подобные примеры уважительного отношения постоянно встречаются на страницах эпоса, потому что наши предки считали женщину хранительницей семьи и очага.
Что же происходит с героями, которые относятся к женщинам без уважения? Не смотря на то, что Медея помогла Ясону добыть Золотое руно, предала отца и сбежала из собственной страны, герой все равно решил жениться на другой девушке. Это принесло много горя в семью Ясона, а его самого сделала несчастным на всю жизнь. Он – один из немногих героев мифов и легенд Древней Греции, кто дожил до старости и погиб бесславно в одиночестве под обломками корабля «Арго» [2. 242с].
Заключение
Таким образом, исследовав «Сказания о нартах» и «Мифы древней Греции», я пришел к следующим выводам:
основными достоинствами эпического героя древности являются ум, храбрость, смелость и благородство. Красота для мужчины не является основной характеристикой, т.к. не может служить помощью другим людям;
внутренние качества, которые ценили древние народы, важны и в наши дни, поэтому необходимо воспитывать мальчиков на примерах героев мифов и легенд;
В заключении добавлю, что изучению эпоса разных народов, и даже таких больших древних цивилизаций, как скифо-сарматская, греческая и славянская, уделяется очень мало времени в школе. А ведь именно сейчас мальчикам как я нужны настоящие герои – примеры для подражания, чтобы расти и пытаться быть похожими. Герои мультфильмов, как я уже говорил, могут быть слишком «плоскими», их пример не научит быть благородными и самоотверженными. А от того, какие идеалы выберут для себя сегодня мои ровесники, зависит будущее нашего народа, республики, страны и всего мира.
Список использованной литературы
Гомер. Илиада. Одиссея. - М.; 1967.- 767с.
Кун Н.А. Мифы и легенды Древней Греции. - М.; 1954. - 445с.
Легенды и мифы Древней Греции./Пересказ Смирновой В.В. М.; 2013- 128с.
Нарт Батраз. / отв.ред. Джанаева И.Х. - Владикавказ. Изд.Ир; 1993. - 62с.
Сказания о нартах. Осетинский эпос. Изд. переработанное и дополненное. / Пер. с осет. Ю. Либединского. М.; 1978. - 158с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
12