Введение
Каждый из нас с особой теплотой, любовью, уважением и благодарностью вспоминает о своём первом учителе, мысленно не раз возвращается в свои школьные годы. Особенность учительской профессии в том, что к ней причастен каждый. С ним, добрым наставником и другом, проходим мы путь от детства к зрелости. Ему обязаны достижением всего лучшего – от азов грамоты до великих мировых открытий. И кем бы ни стал в жизни человек – рабочим или учёным, трактористом или министром – каждый хоть однажды вспоминает своих учителей, свою школу.
В недавнее время в социально - гуманитарном изучении заметно усилился интерес к исследованию профессиональной культуры. В центре таких исследований оказываются индивидуальность профессионала, общественный статус и духовный замысел его труда, место и престиж профессии в социуме. Одним из значимых вопросов таких исследований является ценностный характер выбора личностью дела всей своей жизни, который, в дальнейшем, будет определять степень его включенности в профессиональную культуру [1].
Использование средств массовых коммуникаций, таких как телевидение и кинематограф, является основным источником формирования различных образов у людей. В общественном сознании именно кинематограф и телевидение определяют качества, характеризующие образ «идеального» учителя, которые следует расценивать как «систему требований», предъявляемую к образу учителя в истории и современных условиях.
Перед началом нашего исследования был проведен опрос среди учащихся МАОУ СОШ № №22 города Тюмени (Приложение 1,2). Результаты опроса (Приложение 3, 4) показали, что действительно, учащиеся в своих ответах отразили набор качеств, характеризующих образ учителя, на их взгляд, в данный момент необходимых для прохождения учебного процесса с целью успешного поступления в высшие учебные заведения. Так же ни один из опрошенных не выбрал бы педагогику делом своей жизни, так как снижен престиж профессии средствами визуальной культуры, а именно кинематографом. Кроме того, опрос показал, что учащиеся в целом не владеют информацией какие образы учителей показывали средства визуальной культуры в предыдущие периоды истории и не осведомлены о фильмах, в которых раскрыты образы учителей. (Приложение 4).
В современной России существенно изменился статус школьного учителя, который в системе рыночных отношений превратился в «обслуживающий персонал», предоставляющий «потребителю» (ученику, студенту) «услуги» в сфере образования. В связи с утратой учителем авторитета воспитателя и наставника изменяется и статус самого образования в глазах современного молодого человека: оно превращается в подобие некоего внешнего атрибута престижа, который можно получить за деньги.
Телевидение и кинематограф - эффективное средство влияния на школьную аудиторию. Следовательно, ярко проявилась необходимость изучить образ учителя, который формируется в сознании людей средствами визуальной культуры, а именно его основных компонентов. Опираясь на классификацию, предложенную Н.Б. Шипулиной [1] выделим в социально-культурном контексте в качестве основных компонентов образа учителя такие, как педагогическая этика, педагогический этикет, социальная активность, визуальная привлекательность, профессионализм (Приложение 5).
Поэтому актуальностью нашего исследования будет являться анализ образа учителя в зеркале советского и российского кинематографа, в соответствии с изменениями в государственной политике СССР и России.
Объект исследования: средства визуальной культуры: кинематограф СССР и России.
Предмет исследования: образ учителя, созданного средствами визуальной культуры: кинематографа СССР и России.
Цель исследования: сравнить образ учителя, созданного средствами визуальной культуры СССР и России в период с 1930 года по настоящее время.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
Ознакомиться с трудами по истории педагогики, философии образования, раскрывающие образ учителя;
Провести ретроспективный анализ фильмов СССР и России об учителях, с точки зрения формирования в них образа учителя;
Выделить этапы в кинематографе, раскрывающие для зрителя разные образы учителей;
Проследить количественную динамику производства советских и российских фильмов, связанных с образом учителя с 1930 по 2019 годы с целью выявления пиков ее востребованности в кинематографе;
Классифицировать образы учителей на разных этапах развития кинематографа в соответствии с основными социально-культурными компонентами: как педагогическая этика, педагогический этикет, социальная активность, визуальная привлекательность, профессионализм.
Провести анкетирование учащихся с целью выявления у них основных понятий, вкладываемых в образ учителя, влияния средств визуальной культуры на формирование образа, выяснить осведомленность о фильмах и образах учителей в них.
Создать занимательный фотоальбом, включающий фотографии учителей на разных этапах истории нашей страны и развития кинематографа.
Гипотеза исследования: изменение образа учителя средствами визуальной культуры в соответствии с изменениями в государственной политике (1930 года по настоящее время) отражает следующие тенденции: изменение профессионального образа: учитель сподвижника и борец – учитель-наставник - специалист, соответствующий определенным профессиональным критериям; развитие художественного образа: героя эпохи – носитель истины - типичный представитель педагогической профессии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: сбор и анализ информации, классификация, анкетирование, интервьюирование, консультации, анализ и синтез фильмов советского и российского кинематографа об учителях, статистическая обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы на уроках обществознания, истории. Выводы, полученные по результатам исследования, могут быть использованы для формирования положительного имиджа современного учителя.
Новизна работы определяется тем, что в работе предложена периодизация, отражающая основные этапы формирования образа учителя средствами визуальной культуры: учитель сподвижника и борец – учитель-наставник - специалист, соответствующий определенным профессиональным критериям; развитие художественного образа: героя эпохи – носитель истины - типичный представитель педагогической профессии. Разработан занимательный фотоальбом.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава 1. Исторический взгляд на образ учителя
Проблемы национального образования и воспитания, роль учителя, семьи, общества в процессе получения знаний учеником всегда волновали умы ученых на разных этапах истории. Роль русского учителя сложилась исторически. Она состоит в том, что педагог выступает реальным «духовным мостом», связывающим прошлое с будущим. Учитель формирует не только систему знаний, умений и навыков учащихся, но главное – ценностное отношение к миру. Одним из ярких представителей русской педагогики первой половины ХХ века является Сергей Иосифович Гессен (1887-1950гг.). Его фундаментальный труд «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923) называют одним из лучших в столетии. В нем осмыслены многовековые традиции и опыт педагогики в России, осуществлен анализ важных направлений педагогической мысли 20-х годов, не только в России, но и в США и Европе, обоснованы перспективы дальнейшего развития идей педагогики. С.И. Гессеном было введено понятие «педагогика культуры», которая, по его мнению, является самостоятельной наука, занимающейся исследованием процесса становления и развития человека, в основном в детско-юношеском возрасте [2].
Большую роль в развитии дел народного образования России сыграли выдающиеся советские деятели: Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) первый народный комиссар по просвещению, Надежда Константиновна Крупская (1869-1939гг.) - организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. Они и многие другие разработали основные вопросы теории и практики строительства социалистической школы, организации народного образования.
В начале XX века русский мыслитель, историк философии, культуролог И.А. Ильин, создавший замечательные труды, посвященные идее возрождения России, русского национального сознания, напрямую связывал судьбу страны с духовной деятельностью русского учителя. Он обращал внимание на то, что специфика педагогического труда не столько в развитии наблюдения, рассудка и памяти ребенка, сколько в пробуждении и укреплении духовности в детях. [3].
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. В своих педагогических трудах он обосновывал необходимость сохранения традиции отечественной школы, важной составляющей которой являлась забота о духовном развитии воспитанника. Это было возможно при особом состояния учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения и мирным устроением души. Поэтому «неумение педагога сдерживать гнев должно было бы вычеркнуть его из списка воспитателей, поскольку внушало детям не страх Божий, а страх учительский, из которого рождались ложь, притворство, хитрость, трусость, рабство, слабость, ничтожество души, а не премудрость». Настоящего учителя и учеников роднила «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой становились духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души [4].
Проблемные исследования отразили в себе многие лучшие черты нового этапа развития историко-педагогической науки: в советской историографии 70-80-х годов. В контексте исследования проблемы необходимо отметить работы Ф.А. Фрадкина, в которых представлен историко-культурный аспект социальных функций учительства в российском обществе, проведен детальный анализ численности, состава, материально-бытового и правового положения учителей [5].
Новые подходы к профессионально-педагогической культуре, к обоснованию требований и структуре личностных качеств учителя нашли отражение в обобщающих исследованиях 1990-х годов А.Н. Джуринского [6]. В этот период получили широкое распространение углубленная разработка историко-педагогической проблематики. Вне поля зрения исследователей остались вопросы, касающиеся социально-мировоззренческих функции учительского корпуса, основных направлений и тенденций его ментального развития.
Для темы исследования интересна работа Григорьевой О. А. В своем труде автор рассматривает процесс изменения советского кино с момента выхода фильма «Весна на Заречной улице» в 1956 году и до фильма «Большая перемена» 1972 - 1973 гг. Эти изменения происходят на фоне происходивших в стране идеологических изменений, которые, конечно же не могли не отразится в кино. Происходят изменения и в культуре, как официальной, так и оппозиционной, и, конечно же, изменения в восприятии педагога, его образе, в том числе и в кино [9].
Особенностью работ первого десятилетия XXI века становится заметное обогащение и конкретизация понятий, имеющих весомый аспект в исследованиях, связанных с учителем: «образ учителя», «феномен учителя», «идеал учителя», «личностный образец». В исследованиях М.А. Лукацкого обосновывается социокультурный статус учительства, особенности социальной роли учителя в воспроизводстве человеческой культуры в различные исторические эпохи и периоды. Учительство понимается не только как профессия по обучению детей грамоте, но и как особая миссия, специфическая деятельность, способствующая устройству внутреннего мира человека [7].
Ознакомившись с основными идеями педагогических трудов, мы пришли к выводу, что, несомненно, ключевой фигурой в реализации любых идей в области образования является учитель, образ которого полностью соответствовал бы направлениям выбранной программы и был способен наиболее эффективно ее реализовать. Обобщенный образ учителя, соответствующий целям и задачам государственной политики в области образования определенного периода развития государства, формировался двумя путями: формирование профессионального образа, выраженного в профессиональных характеристиках и отраженного в трудах ученых и писателей, и создание художественного образа, отображенного средствами визуальной культуры (кинематографа и телевидения).
В.Л. Ситников отмечает, что образ учителя в сознании человека начинает формироваться рано. Уже в дошкольном возрасте одной из ролевых игр, в которые играют дети, является игра «в школу». Но наиболее активно образ учителя формируется в школьном возрасте, когда ребенок вступает в длительный и непосредственный контакт с самим педагогом. Помимо реального учителя, с которым общаются дети, формированию положительного образа способствуют произведения детской литературы и телефильмы [8]. Искусство способно поднять престиж отдельных профессий, формировать вкусы, пробуждать интерес к работе, способствовать профессиональному достоинству и самоуважению. Причём из всех видов искусства в последние сто лет лидирует в достижении такой социальной функции кинематограф, «поскольку кино, в том числе кино художественное, играет важную роль в конструировании и поддержании социальных мифов и социально одобряемых стратегий поведения … Кино – это педагогическое пособие для масс» [9].
При просмотре фильмов происходит узнавание образов, жанровых картинок и явлений действительности. Это обстоятельство очень важно для понимания процесса формирования в обществе образа учителя средствами визуальной культуры. Кинофильм захватывает эмоции человека, но это влияние не осознаваемо. Иначе говоря, человеку навязываются представления, которые по глубине переживания можно причислить к его собственному опыту. Через кинематограф, а также через другие информационные институты, действительно производится формирование человека в том направлении, которое удобно власти в рамках существующей парадигмы образовательной государственной политики [10].
Таким образом, мы выяснили, что проблемы национального образования и воспитания, роль учителя, семьи, общества в процессе получения знаний учеником всегда волновали умы ученых на разных этапах истории. Роль русского учителя сложилась исторически. На разных этапах развития России разрабатывались новые подходы к профессионально-педагогической культуре, к обоснованию требований и структуре личностных качеств учителя. Эти изменения происходили на фоне происходивших в стране идеологических изменений. Ключевой фигурой в реализации любых идей в области образования является учитель, образ которого полностью соответствовал бы направлениям выбранной программы и был способен наиболее эффективно ее реализовать.
Глава 2. Образ учителя в советском и российском кинематографе
Рассмотрим, как создавался образ учителя через визуальные средства, на примере кинематографа. Кинематограф имеет возможность обращаться в своих произведениях и к историческому прошлому, создавая образы не только учителей-современников, но учителей из других исторических эпох. На сегодняшний день снято более одной тысячи фильмов об учителях. Остановимся на тех, которые, на наш взгляд, более точно характеризуют образ учителя в определенные периоды истории России (Приложение 6). Также проследим количественную динамику производства советских и российских фильмов, связанных с образом учителя с 1930 по 2019 годы с целью выявления их востребованности в кинематографе (Приложение 4).
Кинематограф в сталинскую эпоху предпочитал образы военных и строителей (в одном ряду с другими производительными формами профессионального труда), которые были «борцами» за светлые идеи, и «творцы» нового общества. Идея о том, что героями советской страны могут быть представители «непроизводительных» профессий – врач, учитель (как «борцы» за здоровье и образованность и «творцы» тела и души), была воплощена в советском кинематографе позднее и прошла несколько этапов визуализации, представленных соответственно несколькими стереотипными образцами и типажами учителей. Учитель в фильмах школьной тематики данного этапа представлял собой образец для подражания, как во внешнем облике, так и в мировоззренческом плане: «если учитель появлялся в центре внимания кинорежиссёров в 1930-60-е годы, то он приравнивался в своей социально-культурной роли к революционеру, подвижнику, строителю нового общества» [1]. Культуролог и киновед Н. Нусинова отмечает: «С момента возникновения советского кино его создатели были одержимы идеей создания нового человека, достойного жить в новом, коммунистическом мире» [11]. Создателем, творцом такого нового человека выступает в сталинском кинематографе учитель. По сути, в кинематографе сталинской эпохи только начинает создаваться социальная мифология советской школы, и учитель выступает в качестве проводника по трудному пути получения знания, носителя сакральной истины, всё понимающего мудрого наставника, творящего новое поколение [1].
Фильм «Одна» 1931 года выпуска режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга и фильм «Сельская учительница» 1947 года выпуска режиссера Марка Донского отнесены нами к таким фильмам. Варя – главная героиня из фильма «Сельская учительница» в исполнении Веры Марецкой и Елена Александровна в исполнении Елены Кузьминой совершает самоотверженные и смелые поступки: обе едут в далекие села учительствовать. Ради воплощения именно такого образа учителя-борца, героической личности в киноповествовании имеются элементы экстремального в социальном смысле условия выживания и противостояния учителя врагу в виде бывших кулаков, готовящих покушение на учителя. Даже сам выбор героинь представляется нам как героический и в некотором смысле жертвенный. Знания – абсолютная ценность героинь.
Период пика интереса к школьной теме на экране пришелся на период 1960-1990гг., когда на экраны страны вышло 210 лент (30,2 % от общего числа фильмов на эту тему) (Приложение 4). «Доживем до понедельника» - фильм, вышедшей на экраны СССР в 1968 году. Режиссер Станислав Ростоцкий рассказывает об учителе истории Илье Семеновиче (Вячеслав Тихонов), его труде и повседневной жизни, а также о взаимоотношениях педагогов и учителей в простой советской школе. В фильме есть три ярких представителя этой замечательной профессии. Наталья Сергеевна (Печерникова Ирина), молодой учитель английского, Илья Семенович, учитель истории, Светлана Михайловна (Меньшикова Н.), учитель русского языка и литературы. Между ними есть черты сходства и различия. Они работают в одной школе, в одном коллективе. Учат предметам, воспитывают одних и тех же детей. Но, несмотря на это, различий между ними гораздо больше. Светлана Михайловна и Илья Семенович проработали в школе уже долго, а Наталья Сергеевна только пришла на работу после института. Светлана Михайловна говорила: «Разный у нас опыт и разные нравственные принципы, а цель одна». Да, цель у них, действительно, одна: научить детей новому, воспитать их настоящими людьми. Но каждый из них выбрал свой путь, по которому будет идти к цели.
Светлана Михайловна – человек строгих, консервативных взглядов, она считает, всех детей нужно воспитывать одинаково, что двадцать лет назад, что сейчас. Она не дает развиваться детям, не дает выражать им свои мысли и чувства, считает, сто они у всех должны быть похожими, и тем самым Светлана Михайловна подавляет все попытки развиться личности, тем самым отталкивая от себя детей. И сама не обладает широкими знаниями, называя «Одинокого странника» Э. Грига «одиноким пешеходом», не знает поэта Евгения Баратынского.
Наталья Сергеевна – человек совершенно другой; она добрая и своей добротой привлекает внимание. Дети к ней тянутся, им нравится с ней общаться. У нее совсем другой подход к детям. Она считает, что каждый человек личность, и у каждого свой взгляд на мир. Илья Семенович лаконично и четко излагает свои мысли, может увлечь ребят изложением исторических фактов. Несмотря на внутренний разлад до конца защищает своих учеников. Образ учителя обладает безусловной ценностью как носителя истины.
Более подробного рассмотрения требуют некоторые следующие фильмы, рассказывающие о педагогах, их социальном положении и отношениях с окружающим миром в 1980 – е гг. В хронологическом ряду первым из них идет художественный фильм «4:0 в пользу Танечки» 1982 года. Режиссер Радомир Василевский рассказал зрителям историю молодой учительницы Татьяны Ивановны (Наталия Флоренская), которую ее 5 «Б» класс за глаза называет Танечкой. Класс устраивает своему новому классному наставнику «испытательный срок». В своеобразную «игру» вступает и педагог, пытаясь найти подход и взаимопонимание с детьми. В конечном итоге счет этой «игры» становится 4:0. Фильм затрагивает разные стороны взаимоотношений, как между детьми, так и между педагогом и детьми, а так же и личностную борьбу человека.
«Уроки французского», где с разных точек зрения оценивается поступок Лидии Михайловны (Ташкова Татьяна), преподавателя французского языка. В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, т.е. выполнила основную задачу. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как недоразумение, случайность. Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому.
Еще одним знаковым фильмом стала картина Ролана Быкова и Аркадия Хайта «Чучело», вышедшая в 1983 году. Снятый по одноименной повести В. Железняка фильм, затрагивает глубокие проблемы восприятия подростками окружающего мира и самых себя. Травля вновь пришедших в класс учеников – проблема, зачастую, не только 1980-х годов, такая проблема встречается и в современных школах. В связи с этим фильм «Чучело» особенно актуален. Несмотря на то, что основная линия сюжета направлена на отношения подростков, стоит отметить и роль учителя. Авторы не случайно уделяют ему не так много внимания, педагог уходит на второй план, не имеет такого большого авторитета и влияния на детей. Маргарита Михайловна (Елена Санаева), выполняющая также обязанности классного руководителя, озабочена своими проблемами, своей личной жизнью и не замечает ничего вокруг. Важные события в жизни класса она легкомысленно игнорирует, классные проблемы кажутся незначительными на фоне её собственных. Несерьезное отношение к ученикам, их проблемам вызывает с их стороны аналогичную реакцию - а точнее, ее отсутствие - на ее действия.
Начиная с 90-х годов и по настоящее время, усиливается ироничность, жёсткая реалистичность, порой сюрреализм в изображении учителя на киноэкране. Значительно ярче стали наблюдаться прагматичность и ироничное отношение к педагогам со стороны школьников. Данная тенденция хорошо прослеживается в драме «Географ глобус пропил» (2013) режиссера Александра Велединского. Виктор Сергеевич Служкин в исполнении Константина Хабенского – классический русский интеллигент, «выпивоха», который устраивается на работу в школу учителем географии. В целом, в этом фильме представлен образ учителя как человека малообеспеченного и при этом ощущающего острую ненужность своей профессии. Прослеживается здесь и мысль, что знания сегодня никому не нужны, особенно – школьникам. Ученики не утруждают себя называть педагога по имени и отчеству, а зовут Географом: «Географ, скажи, что ты бивень, 10 раз!» И Виктор Сергеевич говорит. Он должен подавать пример, но он пьет, говорит напрямую, что думает об учениках. Даже рискует их жизнями, за что ему грозит уголовное наказание. И дома у него тоже неправильно: он разрешает жене любить друга, ищет утешения у коллеги-учительницы, тайком любит ученицу. В 2015 году режиссером Алексеем Петрухиным была снята еще одна лента на школьную тему – «Училка». Ключевая фигура здесь – учитель истории Алла Николаевна в исполнении Ирины Купченко, проработавшая в школе сорок лет. У нее измученное лицо, плохое настроение и тоска по тем, прежним ученикам, из которых выросли хорошие люди. На уроке её кое-как слушает лишь несколько учеников. Остальная часть старшеклассников балуется гаджетами, смотрит журналы, время от времени конфликтуя друг с другом. Однако в «Училке» авторы фильма поставили ее в неудобное и фальшивое положение: пожилая и вроде бы опытная учительница ведет себя со школьниками так, как будто впервые в жизни оказалась в классе и практически ничего не знает об интеллектуальном уровне и нравах современных учащихся.
Фильм «Розыгрыш» (2008) режиссера Андрея Кудиненко так же, как фильм «Училка» показывает упадок профессии педагога. Физрук Александр Иванович (Дмитрий Дюжев) берет у учеников деньги за ключ в учительскую. Директор Михал Михалыч (Юрий Кузнецов) хочет скрыть недостойный поступок ученика, который недопустимым образом оскорбил достоинство учителя английской языка Веры Ивановны (Яна Есипович), потому что папа ученика дарит школе оснащение для кабинетов.
Итак, многие из недавних российских кинолент, рассказывающих о жизни современной школы, создают отрицательный образ учителя: педагоги довольно часто предстают жестокими, коррупционными личностями, не отличающимися высоким уровнем интеллекта, да еще и склонными к частому употреблению алкогольных напитков. К сожалению, «учителя нет сегодня в высокохудожественных фильмах» [1]. Правда, в последние годы «в социокультурном отношении архетип учителя в современных медиа неявно возвращает себе положительную характеристику, что продиктовано характерной для современного общественного сознания тоской по идеалам, по твердым нравственно-этическим ориентирам.
Итак, опираясь на вышеизложенное, определим основные, на наш взгляд, этапы изменения образа учителя средствами визуальной культуры (1930 – настоящее время) в советском и современном российском кинематографе. Обобщенные данные представлены в Таблице 2. (Приложение 7).
Таким образом, для наилучшего понимания изменения образа учителя на разных этапах истории нашей страны были подобраны и просмотрены соответствующие фильмы на школьную тему (Приложение 6). Мы выяснили, какие исторические предпосылки определяли образ учителя на определенных этапах развития кинематографа. Проанализировали динамику выпуска фильмов на школьную тематику (Приложение 4). Выделили основные этапы в изменении образа учителя (Приложение 7). Чтобы классифицировать исторический тип учителя, опираясь на классификацию Н.Б. Шипулиной, ознакомились с понятиями основных компонентов образа учителя в социально-культурном контексте (Приложение 5). Мы проанализировали и обобщили полученные данные. Проведена классификация образа учителя из просмотренных нами фильмов представленных периодов (Приложение 7). Как мы выяснили в ходе исследования, образ учителя динамичен: он развивается в соответствии с особенностями исторической действительности. На каждом этапе времени образ педагога имеет свои специфические черты, в них отражаются изменения, происходящие в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем. Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающими, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на ее жителей, в том числе и учителей.
Заключение
Весь долгий путь школьных лет, путь от детства к взрослости мы проходим с учителем, который все это время готовит нас к самостоятельной жизни, учит, наставляет нас, готовит к преодолению различных жизненные ситуации, закладывает в нас ценностные ориентиры, воспитывает в нас морально-нравственные качества. Но, тем не менее, каждый вкладывает в понятие идеального учителя свое видение, свой набор качеств, которыми должен обладать педагог.
Использование средств массовых коммуникаций, таких как телевидение и кинематограф, является одним из источников формирования различных образов у людей. В общественном сознании кинематограф и телевидение определяют качества, характеризующие образ «идеального» учителя, которые следует расценивать как «систему требований», предъявляемую к образу учителя в истории и современных условиях. Телевидение и кинематограф - эффективное средство влияния на школьную аудиторию. Следовательно, ярко проявилась необходимость изучить образ учителя, который формируется в сознании людей средствами визуальной культуры, а именно его основных компонентов.
В ходе исследования нам удалось узнать, какими компонентами (педагогическая этика, педагогический этикет, социальный имидж, визуальная привлекательность, профессиональный имидж) обладает образ учителя в разные исторические периоды в средствах визуальной культуры, а именно кинематографе. Мы проанализировали и обобщили полученные данные (Приложение 7). Мы также выяснили, к каким этапам формирования образа относятся фильмы об учителях с 1930-х гг. по настоящее время. Обобщенные данные представлены в Таблице 2 (Приложение 7). Полученная систематизация позволила выявить, что: изменение образа учителя средствами визуальной культуры с 1930 года по настоящее время отражает следующие тенденции: изменение профессионального образа: учитель сподвижника и борец – учитель-наставник - специалист, соответствующий определенным профессиональным критериям; развитие художественного образа: героя эпохи – носитель истины - типичный представитель педагогической профессии. Наша гипотеза нашла свое подтверждение.
Мы считаем, что искусство способно поднять престиж профессии учитель, пробуждать интерес к профессии, способствовать профессиональному достоинству и самоуважению. А так как в последние сто лет лидирует в достижении такой социальной функции кинематограф, то он и призван осуществлять такую важную функцию – поддержание, сохранение и трансляцию культуры. Наши предложения представлены в Приложении 8.
Список литературы и источников
1. Шипулина Н.Б. Образ учителя в советском и современном российском кинематографе/Шипулина Н.// Известия ВГПУ. 2010. № 8 (52). Серия «Социально-экономические науки и искусство». С. 4-16.
2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/Отв.ред. и сот. П.В. Алексеев. – М.: «Школа-Пресс», 1995. – 448 с.
3. Ильин И.А. Духовные основы педагогической деятельности/Под ред. А.С. Иваненко. – М.: Эксмо, 1995. – 234 с.
4. Ушинский К.Д. Три элемента школы/Под ред. Н.П. Дементьевой. – М.: Вече, 2001. – 780 с.
5. Фрадкин Ф.А. Из историко-педагогического наследия./Ред. В.М. Блинов. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 69 с.
6. Джуринский А.Н. История педагогики/А.Н. Джуринский. – М.: Эксмо, 1999. – 279 с.
7. Лукацкий М.А. Педагогическая наука. История и современность. /М.А. Лукацкий. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 230 с.
8. Ситников В.Л. Психологическая энциклопедия «Психология подростка»/Под ре. А.А. Реана. – М.:Апрайт, 2003. – 380 с.
9. Григорьева О. Образ учителя в советском кино: от «Весенней» оттепели до «Большой перемены» // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. -12.2005.
10. Митина Т.С. Образ учителя в советском кинематографе первой половины двадцатого столетия // Сибирский научный вестник. 2015. № 2. С. 124-128.
11. Нусинова Н.И. «Теперь ты наша». Ребенок в советском кино 20-30-х годов // Искусство кино. 2003. № 12.
Приложение 1
Таблица 1. Анкета «Учитель глазами учащихся»
1. Современный имидж |
Да/нет |
2. Умение вызвать интерес к предмету |
Да/нет |
3. Поощрение инициативы ученика |
Да/нет |
4. Комфортная атмосфера на уроках |
Да/нет |
5. Соблюдение субординации в отношении с учениками |
Да/нет |
6. Ответная реакция на процессы в классе (умеет ли снять напряжение, разрядить конфликт) |
Да/нет |
7. Логичность, убедительность материала |
Да/нет |
8. Знание предмета |
Да/нет |
9. Использование дополнительных материалов и источников |
Да/нет |
Качества, которые присутствуют у учителей (можно выбрать несколько вариантов) |
Качества, которые присутствуют у учителей (можно выбрать несколько вариантов) А) Компетентность Б) Терпеливость В) Ответственность Г) Умение общаться с детьми Д) Авторитетность Е) Доброта Ж) Справедливость З) Интересное и доходчивое объяснение материал И) Чувство юмора К) Злость Л) Несправедливость М) Грубость Н) Оптимизм О) Умение ставить задачи перед учащимися П) Самокритика Р) Внешний вид У) Аккуратность |
Влияет ли на представление вами качеств учителя фильмы? |
Да/Нет |
Знаете ли вы како-либо фильм об учителях или школе? Если Да, то какой образ вами запомнился? |
Да/Нет |
Назовите образ героя фильмов в настоящее время? |
Свои варианты ответов |
Приложение 2
Рисунок 1. Компоненты образа учителя
Учитель глазами ученика (процентный анализ ответов да/нет)
Рисунок 2. Процентный анализ по результатам анкеты
Приложение 3
Ранжирование ценностей личности учителя
Рисунок 3. Ценностные характеристики учителя учеником
Рисунок 4. Герои современного кино глазами учащихся
Приложение 4
Рисунок 5. Динамика советских и российских фильмов о школе
Приложение 5
Глоссарий основных компонентов образа учителя в соответствии с классификацией Шипулиной Н.Б.
Профессиональный имидж педагога — это образ профессиональной роли, которая конструируется самим преподавателем и дополняется индивидуальным имиджем в процессе взаимодействия с учениками, коллегами, администрацией и обществом. Контролируется как самим преподавателем, так и общественностью в соответствии с требованиями профессии. Это лекторское мастерство педагога (ясность, доступность, логичность, структурированность, выразительность, информативность, правильность, планирование речи, ее содержательный объем, доказательность, аргументированность, богатство словарного запаса, готовность к инновационным процессам, к постоянному саморазвитию. Умение выстроить отношения внутри и вне класса.
Социальный имидж педагога – это образ социальной роли, которая конструируется самим преподавателем и дополняется в процессе взаимодействия с учениками, коллегами, родителями учеников, обществом в целом. Это активная жизненная позиция в обществе, социальная активность, наличие или отсутствие лидерских качеств, уверенность в себе, оптимизм, развитое чувство юмора, индивидуальный стиль деятельности и общения, ответственность и смелость, готовность к самопожертвованию.
Педагогическая этика - это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью: интерес к людям, желание помочь в решении их проблем, умение раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя. Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали.
Педагогический этикет – правила поведения, регулирующие внешним проявлением взаимоотношений, которые возникают между педагогом и ребенком, родителями ребенка, между педагогами, характеризуемые уважением к ребёнку, его родителям, коллегам, стремлением к постановке доброжелательных и творческих отношений, доставляющих радостное общение. Педагогический этикет, проявляет себя в разных сторонах жизни и работы преподавателя, помогает осуществить ориентировано- личностный подход в воспитании, создает атмосферу для педагогического общения ученика и воспитателя, направленный на создании благоприятного климата среди воспитанников.
Визуальная привлекательность - эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. Облик педагога должен внушать уважение и доверие, выступать продолжением его достоинств. Каждый педагог должен приятно выглядеть. Важное значение здесь имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный макияж, и аккуратная стрижка или укладка. Личное обаяние педагога способствует формированию позитивного отношения учащихся к нему, делает общение с ним приятным и комфортным. Инструментом мощного воздействия на учащихся имеет лицо педагога, которое должно быть доброжелательно – заинтересованным. Такое выражение лица показывает, что всё происходящее на уроке интересно и важно учителю, а значит должно быть интересно и важно учащимся.
Приложение 6
Фильмография
Фильм «Одна» Григоря Козинцева и Леонида Трауберга, 1931 год;
Фильм Марка Донского «Сельская учительница», 1947 год;
Фильм Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», 1968 год;
Фильм Евгения Ташкова «Уроки французского», 1978;
Фильм Р. Василевского «4:0 в пользу Танечки», 1982;
Фильм Ролана Быкова «Чучело», 1983 год;
Фильм Андрея Кудиненко «Розыгрыш», 2008 год;
Фильм Александра Веледенского «Географ глобус пропил», 2013 год;
Фильм Алексея Петрухина «Училка», 2015 год.
Приложение 7
Таблица 2. Этапы формирования образа учителя
Этап |
Период, годы |
в рамках профессионального образа |
в рамках художественного образа |
Фильм |
I |
1930-1960 |
глашатай революции, партиец, учитель-сподвижник, просветитель, борец за формирование нового коммунистического поколения, воспринимаемый как представитель важной профессии, но ещё только утверждающий серьёзное место и роль учителя в социальной и духовной жизни молодой советской страны |
учитель-герой, борец |
«Одна» (1931), «Сельская учительница» (1947) |
учитель на службе советской власти, воспитатель нового советского человека |
герой своего времени, просветитель, идейный борец, проводник политики партии в деревне и городе, представитель трудовой интеллигенции как части советского народа |
«Путевка в жизнь» (1931) |
||
II |
1961-1990 |
учитель, осуществляющий связь школы с производством как основы формирования будущего социалистического общества |
учитель-энтузиаст, непосредственно взаимодействующий с производственной средой и с рабочим классом |
«Большая перемена» (1972) |
учитель как профессионал своего дела с опорой на гуманистические основы педагогической деятельности |
друг и духовный наставник ученику, учитель, уважаемый и любимый учениками, воспитавший не одно поколение учеников, повлиявший во многом на дальнейший их жизненный путь, ироничный интеллектуал, учитель как живой человек, часто несчастный в личной жизни , подверженный социальным порокам, психоэмоциональному износу и выгоранию а так же молодой учитель, ищущий свой путь в педагогике |
«Доживём до понедельника» (1968), Уроки французского» (1978), «Розыгрыш» (1976), «Ключ без права передачи» (1976), «4:0 в пользу Танечки» (1982) |
||
III |
1990-2019 |
учитель как специалист и воспитатель, не всегда соответствующий заданным профессиональным критериям |
учитель – сомневающаяся, противоречивая и неоднозначная личность, как и мир окружающий его, часто социально неуспешный, малообеспеченный, неопрятный, не обладающий достоинством, престижем, не вызывающий уважения, жалкий и нелепый |
«Чучело» (1983), «Розыгрыш» (2008), «Училка» (2015), «Географ глобус пропил» (2014), «Хороший мальчик» (2016) |
Таблица 3. Характеристика учителей по основным компонентам образа в социально-культурном контексте
Педагогическая этика |
Педагогический этикет |
Социальная активность |
Визуальная привлекательность |
Профессионализм |
|
Елена Александровна (фильм «Одна», 1931 год) |
Раскрывает учащимся красоту человеческих поступков, учит отличать добро от попустительства, гордость от спеси. Благородство. Высокая культура и нравственность. Максимальная реализация таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством. Принципиальна, но требовательна. Социально ответственна. |
Учит добру, как словесно, так и личным примером. Не допускает грубости, произвола, оскорбляющими достоинство учащихся. Принципиальность без упрямства, внимательность, чуткость. |
Из любой ситуации находит нравственный путь достижения, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, иногда жертвуя собственной жизнью, никогда не проявляя расчета, высокомерия и мстительности. |
Доброжелательно-заинтересованное лицо, ясность и четкость речи, спокойная мимика, уверенный, но не громкий голос, дикция, грамотность речи, выразительность речи. Опрятный, аккуратный внешний вид, собранные волосы, деловой костюм или платье темных тонов и светлая блуза. |
Способность к целеполаганию и целесуществле нию. Способность к инновационной деятельности. Готовность к созданию нового и принятию творческих решений. Умеет быстро и правильно оценить, но не торопиться с выводами, обстановку. Предотвращение конфликтов. Умение обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение. Самокритична к своему труду. |
Варвара Васильевна (фильм «Сельская учительница», 1947 год) |
Раскрывает учащимся красоту человеческих поступков, учит отличать добро от попустительства, гордость от спеси. Пунктуальность, своевременность. Строга и демократична одновременно. Понимание своеобразия развития личности. Благородство. Высокая культура и нравственность. Максимальная реализация таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством. Принципиальна, но требовательна. Социальная ответственность. |
Учит добру, как словесно, так и личным примером. Не допускает грубости, произвола, оскорбляющими достоинство учащихся. Заинтересованно слушает собеседника, тактична. Сопереживает собеседнику. Деловой тон в отношениях, уравновешенность и самообладание. Принципиальность без упрямства, внимательность, чуткость. |
Из любой ситуации находит нравственный путь достижения, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, иногда жертвуя собственной жизнью, никогда не проявляя расчета, высокомерия и мстительности. Авторитет и идеал для учащихся. |
Доброжелательно-заинтересованное лицо, ясность и четкость речи, спокойная мимика, уверенный, но не громкий голос, дикция, грамотность речи, выразительность речи. Опрятный, аккуратный внешний вид, собранные волосы, деловой костюм или платье темных тонов и светлая блуза. |
Владение содержанием предмета. Способность к целеполаганию и целесуществлению. Способность к инновационной деятельности. Готовность к созданию нового и принятию творческих решений. Потребность в постоянном самообразовании. Умеет быстро и правильно оценить, но не торопиться с выводами, обстановку. Предотвращение конфликтов. Умение обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение. Хорошее знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Самокритична к своему труду. |
Илья Семенович (фильм «Доживем до понедельника», 1968 год) |
Раскрывает учащимся красоту человеческих поступков, учит отличать добро от попустительства, гордость от спеси. Пунктуальность, своевременность. Строг и демократична одновременно. Понимание своеобразия развития личности. Благородство. Высокая культура и нравственность. Максимальная реализация таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством. Принципиален, но требователен. Социально ответственнен. |
Учит добру, как словесно, так и личным примером. Не допускает грубости, произвола, оскорбляющими достоинство учащихся. Заинтересованно слушает собеседника, тактичен. Сопереживает собеседнику. Деловой тон в отношениях, уравновешенность и самообладание. Принципиальность, упрямства, внимательность, чуткость. |
Из любой ситуации находит нравственный путь достижения, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя расчета, высокомерия и мстительности. Авторитет и идеал для учащихся. |
Доброжелательно-заинтересованное лицо, ясность и четкость речи, спокойная мимика, уверенный, но не громкий голос, дикция, грамотность речи, выразительность речи. Опрятный, аккуратный внешний вид, стрижка деловой костюм темных тонов. |
Владение содержанием предмета. Способность к целеполаганию и целесуществлению. Способность к инновационной деятельности. Готовность к созданию нового и принятию творческих решений. Потребность в постоянном самообразовании. Умеет быстро и правильно оценить, но не торопиться с выводами, обстановку. Предотвращение конфликтов. Умение обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение. Хорошее знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Самокритичен к своему труду. |
Наталья Сергеевна (фильм «Доживем до понедельника», 1968 год) |
Раскрывает учащимся красоту человеческих поступков, учит отличать добро от попустительства, гордость от спеси. Пунктуальность, своевременность. Строга и демократична одновременно. Понимание своеобразия развития личности. Благородство. Высокая культура и нравственность. Социальная ответственность. |
Не допускает грубости, произвола, оскорбляющими достоинство учащихся. Заинтересованно слушает собеседника, тактична. Сопереживает собеседнику. Общение на равных, но присуще уравновешенность и самообладание. Принципиальность без упрямства, внимательность, чуткость. |
Из любой ситуации находит нравственный путь достижения, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя расчета, высокомерия и мстительности. |
Доброжелательно-заинтересованное лицо, ясность и четкость речи, спокойная мимика, уверенный, но не громкий голос, дикция, грамотность речи, выразительность речи. Опрятный, аккуратный внешний вид, собранные волосы, деловой костюм или платье темных тонов и светлая блуза. |
Владение содержанием предмета. Способность к инновационной деятельности. Готовность к созданию нового и принятию творческих решений. Потребность в постоянном самообразовании. Умеет быстро и правильно оценить, но не торопиться с выводами, обстановку. Предотвращение конфликтов. Умение обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение. Самокритична к своему труду. |
Светлана Михайловна (фильм «Доживем до понедельника», 1968 год) |
Строга, принципиальна. Отсутствует понимание развития личности. Отрицание мнений учеников и коллег. |
Допускает грубость и надменность, оскорбляющие достоинство учащихся. Незаинтересованно слушает собеседника, нетактична. Не сопереживает собеседнику. Общение не на равных, не присуща уравновешенность и самообладание. Принципиальность на уровне, отсутствие внимательности и чуткости. |
Поступает принципиально, проявляя высокомерие. |
Строгое, напряженное лицо, четкость речи, напряженная мимика, громкий голос, дикция, грамотность речи, выразительность речи. Опрятный, аккуратный внешний вид, стрижка деловой костюм темных тонов. |
Владение содержанием предмета, не выходя за рамки. Нежелание инновационной деятельности. Неготовность к созданию нового и принятию творческих решений. Отсутствует потребность в постоянном самообразовании. Умеет быстро и правильно оценить, но торопиться с выводами, обстановку. Не желает предотвращать конфликты. Не умеет и не желает обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение. Не достаточное знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. |
Татьяна Ивановна (фильм «4:0 в пользу Танечки», 1982 год) |
Раскрывает учащимся красоту человеческих поступков, учит отличать добро от попустительства, гордость от спеси. Пунктуальность, своевременность. Строга и демократична одновременно. Понимание своеобразия развития личности. Благородство. Высокая культура и нравственность. Максимальная реализация таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством. Принципиальна, но требовательна. Социальная ответственность. |
Учит добру, как словесно, так и личным примером. Не допускает грубости, произвола, оскорбляющими достоинство учащихся. Заинтересованно слушает собеседника, тактична. Сопереживает собеседнику. Деловой тон в отношениях, уравновешенность и самообладание. Принципиальность без упрямства, внимательность, чуткость. Допускает отношения с учениками как друзей. |
Из любой ситуации находит нравственный путь достижения, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя расчета, высокомерия и мстительности. Ходит с учащимися на внешкольные мероприятия. |
Доброжелательно-заинтересованное лицо, ясность и четкость речи, спокойная мимика, уверенный, но не громкий голос, дикция, грамотность речи, выразительность речи. Опрятный, аккуратный внешний вид, собранные волосы, деловой костюм или платье темных тонов и светлая блуза. |
Владение содержанием предмета. Способность к целеполаганию и целесуществлению. Способность к инновационной деятельности. Готовность к созданию нового и принятию творческих решений. Потребность в постоянном самообразовании. Умеет быстро и правильно оценить, но не торопиться с выводами, обстановку. Предотвращение конфликтов. Умение обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение. Хорошее знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Самокритична к своему труду. |
Лидия Михайловна (фильм «Уроки французского», 1978 год) |
Раскрывает учащимся красоту человеческих поступков, учит отличать добро от попустительства, гордость от спеси. Пунктуальность, своевременность. Строга и демократична одновременно. Понимание своеобразия развития личности. Благородство. Высокая культура и нравственность. Максимальная реализация таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством. Принципиальна, но требовательна. Социальная ответственность. |
Учит добру, как словесно, так и личным примером. Не допускает грубости, произвола, оскорбляющими достоинство учащихся. Заинтересованно слушает собеседника, тактична. Сопереживает собеседнику. Деловой тон в отношениях, уравновешенность и самообладание. Принципиальность без упрямства, внимательность, чуткость. |
Из любой ситуации находит нравственный путь достижения, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, иногда жертвуя собственной карьерой, никогда не проявляя расчета, высокомерия и мстительности. Авторитет и идеал для учащихся. |
Доброжелательно-заинтересованное лицо, ясность и четкость речи, спокойная мимика, уверенный, но не громкий голос, дикция, грамотность речи, выразительность речи. Опрятный, аккуратный внешний вид, собранные волосы, деловой костюм или платье темных тонов и светлая блуза. |
Владение содержанием предмета. Способность к целеполаганию и целесуществлению. Способность к инновационной деятельности. Готовность к созданию нового и принятию творческих решений. Потребность в постоянном самообразовании. Умеет быстро и правильно оценить, но не торопиться с выводами, обстановку. Предотвращение конфликтов. Умение обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение. Хорошее знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Самокритична к своему труду. |
Маргарита Ивановна (фильм «Чучело», 1984 год) |
Принципиальна, требовательна, но не понимает своеобразие развития личности. Не старается вникнуть в общественные процессы, происходящие в коллективе. Непунктуальна, легкомысленна. Ставит свои интересы в ущерб педагогическому процессу. |
Допускает легкомыслие, свободу общения с учащимися. Незаинтересованно слушает собеседника. Отсутствует деловой тон в отношениях, уравновешенность и самообладание отсутствуют. Невнимательна. |
Поступает несправедливо, проявляя расчет, высокомерия и мстительности. Не авторитет и далека от идеала для учащихся. |
Сумбурность мыслей, быстрый, сбивчивый темп разговора. Опрятный, аккуратный внешний вид, собранные волосы, деловой костюм или платье темных тонов и светлая блуза. |
Владение содержанием предмета. Но нет потребности в постоянном самообразовании. Не умеет быстро и правильно оценить, но не торопиться с выводами, обстановку. Не способна заметить нарастающий конфликт и предотвратить его. Нет желания и способности обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение. Не знает возрастные и индивидуальные особенности учащихся. |
Виктор Сергеевич (фильм «Географ глобус пропил») |
Отсутствует культура и нравственность в общение с учениками. Принципиален, требователен без оснований. Жесток в отношении с учениками. Не способен раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, отличать добро от попустительства, гордость от спеси. Не пунктуален, не обязателен. Нравственное воспитание и самовоспитание отсутствует. Нет педагогической справедливости, долга, чести. |
Допускает грубость, произвол, оскорбляющих достоинство учащихся. Делового тона нет. Нарушены уравновешенность и самообладание. |
Поступает корыстно, несправедливо, иногда проявляя расчет. Не является авторитетом. |
Позволяет неряшливый вид, громкий голос, оскорбления. Вредные привычки разделяет с учениками. |
Отсутствует владение содержанием предмета. Потребности в постоянном самообразовании нет. Не может предотвратить конфликты, сдержать вызов учащихся. |
Александр Иванович (фильм «Розыгрыш», 2008 год) |
Отсутствует культура и нравственность в общение с учениками. Преследует корыстные цели. Не способен раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, отличать добро от попустительства, гордость от спеси. Не пунктуален, не обязателен. Нравственное воспитание и самовоспитание отсутствует. Нет педагогической справедливости, долга, чести. |
Допускает грубость, произвол, оскорбляющими достоинство учащихся. Не тактичен. Продажность, нарушение педагогической дисциплины |
Поступает корыстно, несправедливо, проявляя расчета, высокомерие. |
Безграмотность речи, жаргон в общении с учениками, недостойное поведение |
Владение содержанием предмета. Отсутствует критика к себе |
Вера Ивановна (фильм «Розыгрыш», 2008 год) |
Раскрывает учащимся красоту человеческих поступков, учит отличать добро от попустительства, гордость от спеси. Пунктуальность, своевременность. |
Учит добру, как словесно, так и личным примером. Заинтересованно слушает собеседника, тактична. Сопереживает собеседнику. Деловой тон в отношениях, но не хватает уравновешенности и самообладания. |
Активна в общении с учениками, поступает справедливо, благожелательно, иногда в ущерб себе и своей репутации. |
Доброжелательно-заинтересованное лицо, ясность и четкость речи, спокойная мимика, уверенный, но не громкий голос, дикция, грамотность речи, выразительность речи. Допускает неубранные волосы и нестрогую одежду. |
Владение содержанием предмета. Способность к целеполаганию и целесуществлению. Способность к инновационной деятельности. Готовность к созданию нового и принятию творческих решений. Потребность в постоянном самообразовании. Но не умеет предотвратить конфликты. На брошенный учеником вызов не способна адекватно отреагировать. |
Алла Николаевна (фильм «Училка», 2015 год) |
Раскрывает учащимся красоту человеческих поступков, учит отличать добро от попустительства, гордость от спеси. Пунктуальность, своевременность. Строга и демократична одновременно. Принципиальна, требовательна. Социальная ответственность. |
Учит добру, как словесно, так и личным примером. Но в ответ на провокацию допускает грубость, произвол, оскорбляющими достоинство учащихся. Заинтересованно слушает собеседника, тактична. Деловой тон в отношениях, уравновешенность и самообладание. Принципиальность. |
Из любой ситуации находит нравственный путь достижения, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, иногда жертвуя собственной жизнью, никогда не проявляя расчета, высокомерия и мстительности. |
Усталое, утомленное лицо, но ясность и четкость речи, спокойная мимика, уверенный, но не громкий голос, дикция, грамотность речи, выразительность речи. Опрятный, аккуратный внешний вид, деловой костюм или платье темных тонов и светлая блуза. |
Владение содержанием предмета. Старается предотвратить конфликт.. Умение обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение. Хорошее знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Самокритична к своему труду. |
Приложение 8
Наши предложения:
1.Для того чтобы люди не забывали историю государства, становления системы образования нашей страны, социально-культурные аспекты различных этапов истории педагогики мы предлагаем во время классных часов проводить знакомство учащихся с фильмами, раскрывающими образы учителей на предыдущих этапах развития кинематографа.
2.Для ознакомления учеников нашей школы с историей изменения образа в течение разных периодов истории нашей страны, а также для знакомства с фильмами-легендами про учителей знаменитыми актерами советского и российского кинематографа мы провели общешкольное мероприятие, на котором представили результаты нашей исследовательской работы.
3. Чтобы повысить интерес к истории России, развитию педагогики и системы образования, поднять престиж профессии, узнать знаменитые фильмы про учителей, познакомиться с легендарными актерами советского и российского кинематографа, мы решили создать небольшие фотоальбомы «Синематограф представляет: знакомьтесь – Учителя!!!», в которых разместить кадры из знаменитых фильмов про учителей, где наглядно будет продемонстрирован стиль, внешний вид учителя и учеников, крылатые фразы – визитные карточки кинофильмов, стихотворения и песни из этих фильмов, ставшими классическими хитами, узнаваемыми поколениями, интересные факты со сьемок.
Приложение 9
Макет фотоальбома «Синематограф представляет: Знакомьтесь – Учителя!!!»