Государственная Программа по использованию азербайджанского языка в условиях глобализации в соответствии с требованиями времени и развитию языкознания в стране, утверждённая Указом Президента Азербайджанской Республики господина Ильхама Алиева от 9 апреля 2013 года предусматривает серьёзные задачи для формирования родного языка как государственного и соблюдения норм литературного языка. Эти задачи предусмотрены не только для учёных-языковедов, интеллигенции и для старшего поколения. У нас, школьников, тоже имеются обязательства.
Одной из основных проблем родного языка является вопрос соблюдения норм литературного азербайджанского языка в социальном пространстве.
Во время наблюдений мы часто становимся свидетелями того, что в социальном пространстве некоторые люди допускают языковые нарушения. Так, в социальном пространстве в той или иной степени проявляются нарушения норм литературного языка. Во многих случаях это лексические, стилистические и грамматические нарушения. Часто встречается использование знаков препинания не по назначению. Иногда в речи употребляются слова, которые нарушают чистоту литературного языка. В последнее время в социальных сетях началась тенденция сокращения слов, посредством нарушения фонетических норм, то есть сокращения гласных. Например, мы часто встречаемся с тем, что слово «salam» сокращенно пишут как «slm», «tamam» - «tm»,«necəsən» - «ncs», «təşəkkür» - «tşk». Современная молодёжь считает это современной формой переписывания. Эмодзи и смайлики стали формой выражения чувств и мыслей. Как нам известно, люди ещё до нашей эры пользовались пиктографической и идеографической письменностью. То есть задолго до того, как была изобретена фонографическая письменность. Разве использование конкретных эмодзи вместо слов для выражения чувств и желаний не является несправедливостью по отношении к обширному словарному запасу и возможностям нашего языка?
Мы живём в эпоху глобализации, поэтому естественно, что терминология с каждым днём всё более проникает в наш язык. Все мировые языки принимают термины, связанные с последними научными достижениями, или же стараются найти им соответствующие эквиваленты. Однако нельзя вслепую принимать все термины, которые нам приносит глобализация. Можно допустить использование слов, связанных с терминологией, а также слов, которые не имеют эквивалента в азербайджанском языке.
Какова же необходимость связывать использование в повседневном быту таких слов, как bay-bay, ok, plzz, HBB с глобализацией?
Все эти факторы наносят вред чистоте нашего языка и являются элементами, которые посредством повседневной письменной речи портят язык. Не утяжелять, не отчуждать, а обогащать, оберегать наше национальное достояние – родной язык – является гражданским долгом каждого из нас. Ранее в письменной и разговорной речи использование персидских и арабских слов считалось умением, что, в свою очередь, привело к отдалению языка от своих истоков, а словарный запас начал пополнятся чужими, заимствованными словами. Несмотря на богатство нашего языка, в прошлом люди склонялись к восточным языкам, а ныне склоняются к западным. Конечно, мы совсем не против того, чтобы в XXI веке люди изучают языки. Наоборот, мы приветствуем это и понимаем, что знание языков – это потребность современного мира. Нас беспокоит то, что группа людей, лишенных национальной гордости и сознания, с каждым днём отдаляющаяся от национального менталитета, выражая своё волнение словами Wauw, Oh may God, Боже мой, извинение – словами pardon, sorry; благодарность – mersi, выражает свои чувства и действия иностранными словами. Некоторые люди считают «современной» тенденцией употребление фраз из чужих языков во время разговора на родном языке. На самом же деле, это большая преграда, стоящая перед модернизацией, иначе говоря, отсталость. Таким образом, во многих социальных сетях:
-слова пишутся без гласных букв (например, slm-salam, tşk-təşəkkür и др.);
-каждый пишет на уровне своих знаний и поэтому грубо нарушает нормы литературного языка;
-слова пишутся, как попало, то есть не соблюдаются правила правописания, слова пишутся так, как произносятся;
-употребляются вульгарные, жаргонные, диалектные слова;
- слова употребляются в неверном значении;
-не соблюдается связь и порядок слов в словосочетании;
-знаки препинания не только неправильно употребляются, а вообще не употребляются;
Во время общения в социальной сети такие проблемы часто встречаются. При обсуждении данной проблемы встречаются и противоположные мнения. Сторонники противоположного мнения выдвигают в свою защиту такие аргументы:
-во-первых, социальная сеть не место для изучения родного языка, это всего лишь пространство для общения. Поэтому в общении тут можно допускать вольности и по желанию использовать языковые знания.
-во-вторых, социальные сети подходят для быстрого, скоростного и личного общения, поэтому можно принять сокращение и искажение слов.
-в социальных сетях каждый участник общается согласно своим знаниям, привычкам письменной речи. Социальные сети – это не место для соблюдения норм литературного языка. Тут главный вопрос – это свободное участие и самовыражение каждого участника;
-даже в нормах литературного языка во время скоростного письма во избежание повторов и соблюдения лаконичности предусмотрены сокращения сложных названий, собственных имён существительных, использование заглавных букв и т. д.
Конечно, с первого взгляда вполне понятны данные аргументы. Однако!!! Нельзя забывать, что:
-социальные сети – это пространство свободного общения, а не своевольных действий;
-являясь местом для общения, социальные сети – это пространство, основанное на взаимном уважении и контролируемое определёнными правилами;
-согласно правилам общественного этикета, для доступной всем речи самым важным является соблюдение норм литературного языка. Потому что каждый участник представляет свой диалект, свой говор и т.д., и поэтому важно создать взаимно понятное для всех участников общение, основанное на нормах литературного языка. Только литературный язык является средством единого общения и только им можно обеспечить и осуществить всеобщее общение. Полное, целое написание слов, соблюдение порядка слов в предложении, избежание диалектных, жаргонных слов, правильное использование знаков препинания, хотя и считается потерей времени, однако способствуют формированию правильной, точной, выразительной речи. Это, в свою очередь, стимулирует пропаганду и уважительное отношение к нашему родному языку во всём мире. Потому что пропаганда и изучение родного языка осуществляется не только в классных кабинетах, книгах и на трибунах, но и, являясь маленьким, но важным гражданским долгом каждого из нас, может также осуществляться и в социальных сетях. Гражданский долг осуществляется не только в рамках конституционной книги, именно здесь, в пространствах свободного действия наиболее актуализируется и требует с каждого из нас гражданской ответственности. Поэтому:
-Правильное использование родного языка первым делом является гражданским долгом, конституционной обязанностью и моральной ответственностью;
-Правильная речь – это, прежде всего, уважение и вежливость по отношению к противоположной стороне;
-Правильная, точная и выразительная речь является гарантом более понятного общения и т.д.
То, как мы пишем и говорим, отражает нашу культуру и ум. В этом смысле уместное использование возможностей родного языка, соблюдение норм правописания в социальных сетях является показателем культурного уровня и образцом общественной вежливости каждого из нас.
Сейчас быстрое письмо, лаконичность, как можно быстрая передача мыслей кажется требованием времени. Неограниченная свобода в социальных сетях наносит огромный вред языку. Мы считаем, что эта проблема является проблемой тех, кто не владеют азербайджанским языком на должном уровне, не имеет опыта в вопросе языка, не знаком с нормами литературного языка. Из-за этого наносится непоправимый ущерб родному языку. Невежественные, безграмотные люди портят язык. А остальные безграмотные люди считают, что если на каком-то сайте или в социальной сети какое-либо слово написано в той или иной форме, то это и есть правильное написание. Нельзя относиться к социальным сетям, личным профилям и статусам слишком серьёзно.
Мы считаем, что для сохранения чистоты языка ныне и в будущем надо проводить работу среди подростков и молодёжи. Потому что в дальнейшем исправить уже сформировавшуюся языковую привычку и зрительную память будет очень сложно. Надо своевременно предотвратить возникновение этих проблем или вредных языковых привычек, особенно в подростковом возрасте.
Какие же меры должны быть предприняты, чтобы предотвратить нарушение норм литературного языка? Что нужно для этого сделать? Для этого имеются некоторые варианты. Например, следить за манерой письма и постоянно усовершенствоваться в этом направлении, быть знакомым с языковыми и стилистическими особенностями художественных произведений и т.д. Потому что отдаление людей от чтения, создаёт основу для нарушения языковых норм и ослабления речевых привычек. То есть наряду со знанием норм литературного языка и грамматики также важно быть знакомым с лексическими возможностями и нормами языка. Потому что проблема действительно серьёзная. Многочисленные нарушения литературного языка и грамматических норм постепенно приводит к загрязнению языка. Предотвращение нарушения норм литературного языка, сохранение чистоты родного языка и передача в таком виде будущим поколениям, правильное применение литературного языка, повышение речевой культуры среди населения должно стать нашей главными задачей. Для этого многого не нужно. Достаточно будет, если каждый из нас будет испытывать чувство стыда за свою неправильную речь. Может стать действенным, если каждый участник, несмотря на полученное образование, будет следить за своим культурным уровнем.
Деятельность кружков совершенствования норм литературного языка;
-Организация семинаров в связи с конкретным изучением языковых дефектов, норм литературного языка;
- Обеспечение деятельности дискуссионных клубов в школах;
-Оживление деятельности драматических кружков и кружков художественного чтения. Потому что художественный язык также формируется в результате художественного чтения. Поэтому важна пропаганда внеклассного чтения;
Выразительное чтение;
Привычка быстрого и правильного писания;
Правильное и скоростное печатание на компьютере, телефоне и других гаджетах.
Самое главное, должно сформироваться общественное порицание в отношении лиц, нарушающих языковые нормы.
В этой общенациональной работе никто не должен оставаться в стороне или гордиться тем, что он полностью владеет языковыми нормами. Для всех нас есть чему поучиться. В конечном итоге все мы преследуем единую цель: сберечь литературный язык и в чистом виде передать его будущим поколениям?!
В конце хотим сказать, что нашей целью является не осуждение друзей. Мы хотели на основе фактов доказать, что сохранение норм литературного языка является нашим гражданским долгом. Ещё раз довести до сведения людей, что, создавая веру в скорейшее устранение языковых недостатков и работы, проводимые в этом направлении, в дальнейшем создадут благоприятные условия для обеспечения чистоты азербайджанского языка.