Введение
Как-то, переключая каналы телевизора, я наткнулась на один из популярных мультфильмов, в котором герои увлеченно рассказывали про научные открытия, и слушать их было чрезвычайно интересно. После просмотра я задалась вопросом: почему учебный материал с помощью мультфильмов воспринимать интересней и понятней, чем читая книги и учебники. Оказалось, все дело в клиповом мышлении. Мне захотелось узнать, что же это такое и как к нему относиться?
Актуальность проблемы заключается в том, что так называемое«клиповое мышление» создает проблемы в усвоении знаний обучающимися. Школьникам сложно излагать свои мысли, они не хотят читать, писать сочинения и учить стихи наизусть. Их больше привлекает образно-насыщенная подача материала уроков с презентациями, фильмами, запоминающимися формулировками с минимальным количеством текста.
Целью исследования является изучение особенностей клипового мышления и его влияния на мыслительную деятельность школьников.
Объект исследования – клиповое мышление.
Предмет исследования –особенности клипового мышления школьников.
Задачи:
Познакомится с понятием «клиповое мышление»;
Познакомиться с теориями клипового и понятийного мышления;
Проанализировать позитивные и негативные проявления клипового мышления;
Выявить наличие компонентов «клиповости» мыслительной деятельности обучающихся и учителей МОУ «СОШ № 10» г. Кыштыма.
В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Поиск информации
Изучение и анализ диагностик мышления
Анкетирование
Статистические методы при обработке результатов исследования
Практическая значимость состоит в том, что разработанные нами рекомендации по профилактике негативных проявлений клипового мышления, могут быть использованы учителями и родителями в обучении детей.
Новизна исследования заключается в том, что выявлены особенности клипового мышления и их влияние на развитие таких мыслительных навыков школьников как способность устанавливать причинно-следственные связи и умение оперировать понятиями. Разработаны рекомендации по профилактике клипового мышления.
Гипотеза исследования: следует ожидать, что клиповое мышление присуще современным школьникам и негативно сказывается на их мыслительной деятельности.
Глава 1. Клиповое мышление как феномен информационного общества
Понятие «клиповое мышление» и его особенности
Современного человека со всех сторон атакуют потоки разнообразной информации. Ему приходиться приспосабливаться, чтобы просто не сойти с ума. Защищаясь от информационных перегрузок, мозг утилизирует ненужную информацию. Таким образом формируется клиповое мышление, в котором окружающий мир представлен как мозаика разрозненных, мало связанных между собой фактов.
Термин «клиповое мышление» появился в середине девяностых годов прошлого века. Сначала это словосочетание означало особенность человека воспринимать короткие яркие образы в СМИ: телепередачах, новостях, видеороликах, газетах и т.п.
Английское слово «clip» переводится, как отрезок чего-либо (стрижка, отрывок, фрагмент, газетная вырезка).Этимологический словарь современного русского языка А.К. Шапошникова объясняет «клип» как телевизионный ролик – эстрадная поп- или рок-песня, сопровождаемая разнообразными изображениями на экране. [1]
Следовательно, клиповое мышление – это особенность познавательной деятельности человека воспринимать информацию через короткие яркие образы.
Среди отечественных философов одним из первых стал употреблять термин «клиповое мышление» философ Ф.И. Гиренок. С его точки зрения, клиповое мышление – это попытка найти ответ на возникший вопрос в очень короткое время. При этом скорость смены событий так велика, что извлечь смысл практически невозможно. В этой ситуации язык мешает быстрому мышлению, вследствие чего возникает языковой минимализм. Более того, людям приходится жить в режиме неизвлеченных смыслов и непонятных событий. [2]
Ф.И. Гиренок противопоставляет клиповое сознание понятийному, которое в нынешних условиях уступает место первому. «Сознание, которое извлекает логику из события, является понятийным. Сознание, извлекающее абсурдность события, является клиповым». По его мнению учителя и школьники в современной системе образования принадлежат к разным реальностям: школьники ориентируются на более современное клиповое сознание, а учителя приучают их к традиционному понятийному. Это противоречие порождает конфликт между одними и другими.[2]
Еще один отечественный философ К.Г. Фрумкин выделяет пять объективных факторов, породивших клиповое мышление:
Ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблему отбора и сокращения информации.
Потребность в выделении актуальной информации и скорости ее поступления. Актуализация сокращает время, которое требуется на обобщение поступающей информации и осознание причинно-следственных связей.
Увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно. Сегодня занятия называются «проектами», и в этом слове содержатся две важные коннотации. С одной стороны, проект, в отличие от «дела», «занятия», имеет ограниченный срок жизни и будет сменен другим. С другой – он не претендует на то, чтобы монополизировать время и внимание человека. Поскольку человек занимается одновременно разными проектами, он вынужден иметь дело с разными информационными потоками, поступающими от каждого из них.
Увеличение разнообразия поступающей одновременно информации.
Рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы, переход от монолога к диалогу. Линейный текст – это монолог автора. Реплики собеседника разбивают текст на фрагменты. [3]
Таким образом, по мнению К.Г. Фрумкина, клиповость есть образ жизни человека, который вынужден постоянно «хвататься то за одно, то за другое дело», и эта формула, вполне универсальная для современного человека. [3]
Для клипового сознания характерна фрагментарность восприятия, поверхностность мышления. Оно не дает возможности проникать в суть вещей, но позволяет улавливать главное. Сегодня бесполезно спорить о том, хорошо это или плохо – клиповость сознания просто необходима, чтобы выжить в современном мире, перегруженном информацией.
Для человечества такое восприятие окружающего мира не является новым. Клиповое мышление было залогом выживания еще на самом ранней стадии развития общества. Огромный и опасный мир вокруг человека заставлял мыслить и реагировать на любую угрозу максимально быстро. Позже, когда жизнь стала спокойней, сформировалось другое восприятие информации – понятийное. И долгое время оно являлось основным способом мышления.
Позитивные и негативные проявления клипового мышления
Исследователи по-разному относятся к клиповому мышлению. С одной стороны, его появление закономерно на нынешнем этапе развития общества. Ведь при большом количестве информационных потоков, которые давят на психику, человек вынужден отказаться от глубокого анализа информации и выхватывать лишь нужные фрагменты. Но в то же время наличие только клипового сознания ведет к негативным последствиям.
Несмотря на то, что снижается способность анализировать полученные сведения об окружающем мире, появляется возможность быстро переключаться с одного объекта на другой, адаптироваться к происходящим изменениям.
Способность клипового сознания отделять ненужную информацию, защищает мозг от перегрузок. Но, с другой стороны, возникает вопрос: как человек может отфильтровать ее из большого потока, когда его восприятие лишено критичности? В этом случае приходится действовать методом проб и ошибок и надеяться на интуицию. Тем не менее, такой способ на сегодняшний день более востребован, чем медленное принятие логически выверенного решения человеком с понятийным сознанием. (Приложение 1, таблица 1)
Нельзя не согласиться с Ф.И. Гиренком в том, что необходимость пропустить через мозг огромный объем информации, стремление все успеть сделать и ничего не упустить привело к уменьшению активного лексического запаса и бедности речи. Пополнить его можно с помощью чтения книг, анализируя прочитанное. Но, к сожалению, современные школьники и молодежь в большинстве своем делать этого не торопятся. С одной стороны, не хватает времени, с другой – интернет-технологии предоставляют доступную информацию, зачастую с готовыми решениями. Это может быть краткое изложение содержания произведений школьной программы, готовые домашние задания и др. В памяти надолго остаются лишь знания, связанные с яркими образами, а тексты, усвоенные не глубоко, запоминаются ненадолго.
Из-за того, что современный человек совершает одновременно несколько задач (слушает музыку, пишет СМС, общается по скайпу, проверяет электронную почту и в это время выполняет домашнее задание), снижается концентрация внимания. Многозадачность же эффективна при выполнении простых рутинных дел, не требующих большой сосредоточенности. Для осуществления серьезных сложных проектов требуется понятийное мышление, которое необходимо развивать.
Особенностью не столько клипового мышления, сколько современного информационного общества является ослабление чувства сопереживания, возникающего вследствие воздействия огромного потока новостей на сознание человека. При этом снижается порог чувствительности, так как нет возможности пропустить все события через сердце.
Человек с клиповым сознанием подвержен влиянию со стороны, так как малоразвита способность анализировать информацию.
Таким образом, человек с клиповым мышлением быстрее найдет нужную информацию, ему легче будет ориентироваться в непредвиденной ситуации, но понять, почему она вообще случилась и как ее не допустить в будущем, сможет только тот, у кого развито мышление понятийное. Но человек с понятийным складом ума не успевает справляться с информационным потоком, и, выпадая из него, остается внизу социальной структуры.
Успешность людей с клиповым сознанием относительна. В школе – это троечники, которые быстрее обрабатывали полученную информацию, но не запоминали надолго. Во взрослой жизни – это работники, связанные с несложной профессиональной деятельностью с четко отлаженной системой (офисный работник). Но на вершине социальной пирамиды находятся люди, у которых развито и понятийное, и клиповое восприятие информации. Основу составляет понятийное мышление, но, когда необходимо, их мозг, может используя навыки клипового, принять правильное решение.
Следовательно, необходимо развивать понятийное мышление, сохраняя навыки клипового. Для развития понятийного мышления психологи советуют развивать речь, внимание, память, воображение. Впрочем, в данном случае должна идти речь о развитии собственно мышления. Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это, в которой отражены наиболее существенные отличительные признаки предмета или явления.
Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая какое-либо положение относительно предмета или явления. Мыслительные процессы осуществляются в форме суждений. Суждение раскрывает взаимосвязи между предметами и явлениями, конкретизируя сущность понятий.
Умозаключение – новое суждение, основанное на предыдущих и выводящее общий или частный вывод. [4]
Само по себе в повседневной жизни понятийное мышление не формируется. Что же для этого надо делать?
осмысленное чтение художественной или научной литературы: при этом пополняется словарный запас, развивается воображение, память;
анализ прочитанного текста: происходит уточнение понятийного аппарата, развивается умение формулировать суждения.
выполнение упражнений на классификацию понятий, нахождения обобщающего понятия, нахождения лишнего, установление причинно-следственных связей;
настольные игры, которые помогают развитию понятийного мышления: шашки, шахматы, морской бой и др.;
для развития речи полезно создание рассказов, эссе, сочинений, вести дневник.
Глава 2. Диагностика влияния «клиповости» на мыслительную деятельность обучающихся МОУ «СОШ № 10» г. Кыштыма
2.1. Диагностика наличия компонентов клипового восприятия информации
В процессе исследования нами была проведена диагностика, направленная на выявление наличия компонентов клипового восприятия. В анкетировании приняли участие обучающиеся 6, 8, 10, 11 классов и учителя школы. Всего – 118 человек школьников и 17 – учителей.
В основе проведенной диагностики лежит методика американского психолога Джерома Брунера по определению типов мышления и креативности. Он рассматривал мыслительную деятельность человека как перевод с одного языка на другой. Таким образом, выделяется четыре языка и четыре типа мышления: предметное, образное, знаковое, символическое. Также использовалась модификация психолога Галины Резапкиной, которая более конкретизировала типы мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное.
Нами была составлена модифицированная диагностика. Количество вопросов анкеты сокращено до 22. Для определения компонентов клипового мышления мы сравнили его с противоположным типом – понятийным. Вопросы, выявляющие абстрактно-символический и словесно-логический тип, были взяты за основу понятийного мышления. Компоненты клипового мышления мы находили по вопросам, определяющим наглядно-образный тип, и дополнительным – отражающим характеристики клиповости восприятия информации. (Приложение 2)
На основе полученных результатов были сделаны следующие выводы.
Компоненты клипового мышления преобладают у значительной части опрошенных. Но у большинства из них они находятся на среднем уровне, как и компоненты понятийного познания. У 17% респондентов выявился высокий уровень клиповости сознания. При этом больший показатель – 23% – оказался у шестиклассников, среди которых есть дети, буквально зависимые от интернет-игр. Высокий уровень компонентов понятийного мышления оказался только у 5 человек, что составляет всего 4%. (Приложение 3, диаграммы 1, 2)
Мы выделили отдельно тех, у кого наличие компонентов клипового и понятийного мышления оказалось на одном уровне. С одной стороны, наличие такого равновесного мышления – это хорошо, так как субъект может воспринимать активно информацию с разных источников и достаточно глубоко ее осмысливать. Но, этот показатель также преобладает на среднем уровне и присутствует лишь у 35 % анкетируемых. По этому критерию выделяется восьмой класс, где почти половина опрошенных имеет равновесное мышление, что подтверждается их учебной деятельностью. (Приложение 3, диаграмма 3)
Далее мы решили отдельно проанализировать вопросы, отражающие характеристики клипового мышления.
Вопрос 6: «Я люблю воспринимать информацию с телепрограмм, интернета и видеоматериалов».
Как видно из диаграммы, абсолютное большинство респондентов предпочитает получать информацию с помощью Интернета, видеоматериалов, телепрограмм. Общее количество участников анкетирования, положительно ответивших на данный вопрос, составляет 85%. Среди восьмиклассников и десятиклассников эта доля составляет 92%. (Приложение 4, диаграмма 4)
Вопрос 8: «Я могу выполнять несколько задач одновременно».
61% опрошенных нами ребят утвердительно ответили на вопрос о своей многозадачности. Правда среди шестиклассников этот показатель ниже – 46%, скорее всего в силу их возрастных особенностей. (Приложение 4, диаграмма 5)
Вопрос 16: «Я быстро воспринимаю информацию и сразу могу дать ответ на поставленный вопрос».
Данные по этому показателю основаны лишь на субъективном мнении о своих возможностях участников анкетирования. Как видно из диаграммы, быстро воспринимать информацию и сразу дать ответ могут не все респонденты. Положительно ответили на данный вопрос около половины опрошенных. (Приложение 4, диаграмма 6)
Вопрос 20: «Я могу одновременно воспринимать информацию с нескольких источников».
Одновременно воспринимать информацию с нескольких источников могут большинство участников анкетирования. Общее количество ребят, ответивших положительно на данный вопрос, составляет 65%. (Приложение 5, диаграмма 7)
Вопрос 22: «Я быстро утомляюсь в процессе долгого умственного труда».
Общее количество респондентов, ответивших положительно на этот вопрос составляет 51%. Ка видим, быстро утомляются в процессе долгого умственного труда половина участников анкетирования. (Приложение 5, диаграмма 8)
Таким образом, данное анкетирование продемонстрировало наличие признаков клипового восприятия у большинства респондентов. (Приложение 5, диаграмма 9)
Мы сравнили результаты анкетирования школьников мы сравнили с ответами учителей, большинство из которых получили образование в XX веке. Как видим, у многих взрослых также присутствуют признаки клипового мышления. (Приложение 6, диаграмма 10) Это объясняется тем, что современное общество и особенности учительской деятельности вынуждают искать информацию в интернете, выполнять одновременно несколько задач, быстро реагировать на возникающие ситуации. Но при этом, в отличие от детей, компоненты понятийного мышления представлены на достаточно высоком уровне. То есть, у взрослых мышление приближено к равновесному. (Приложение 6, диаграмма 11)
2.2. Развитие процессов мыслительной деятельности
Далее мы решили выяснить, как у фокус-группы развиты некоторые мыслительные навыки. Мы проанализировали такие общеучебные умения, как способность устанавливать причинно-следственные связи и оперировать понятиями. Для того, чтобы выявить уровень сформированности данных умений независимо от качества владения материалом, все задания выполнялись с использованием учебников и тетрадей с конспектами.
Задания на выявление способности устанавливать причинно-следственные связи выполняли обучающиеся 6-х и 11 классов по предмету история. Шестиклассникам требовалось самостоятельно объяснить, какое влияние природные условия Аравийского полуострова оказали на деятельность и быт населения. К сожалению, качественно справились с заданием 30% ребят. У остальных оно вызвало большие затруднения. Причем такой формат задач ученики выполняли в пятом классе на более высоком уровне, но после дополнительных объяснений учителя. (Приложение 6, диаграмма 12)
Одиннадцатиклассникам надо было выделить положительные и отрицательные последствия колониализма. Большая часть обучающихся при выполнении задания столкнулась с трудностями. Лишь 42 % справились на «4» и «5». (Приложение 6, диаграмма 12)
Таким образом, видим, что мышление суждениями и раскрытие взаимосвязей между рассматриваемыми явлениями вызывает проблемы и у шестиклассников, и у одиннадцатиклассников. Такая ситуация является следствием того, что у обучающихся доминирует клиповое восприятие информации и способность к анализу не развивается.
Обучающиеся 8 и 10 классов выполняли задания на выявление способности оперировать понятиями. И те, и другие делали работы после изучения темы. Восьмиклассникам надо было проанализировать точки зрения ребят, данные в задаче, сравнив смыл понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Как видим на диаграмме, успешно справились с заданием 46%. Такой относительно высокий процент качественного выполнения не случаен, так как именно в этом классе оказалось самое большое количество учеников с равновесным мышлением. Но 20 % ребят совсем не справились с данной задачей. (Приложение 7, диаграмма 13)
Десятиклассники должны были рассмотреть ситуацию об освоении технологий по переработке вулканического сырья с позиции темы «Деятельность человека», выделив виды деятельности и субъект и объект в каждом. Из 23 человек качественно смогли выполнить задание только 7. Это составляет 30%. 22% обучающихся не справились с ним. Большое затруднение почти у всех вызвала часть задачи, связанная с выделением субъектов и объектов. (Приложение 7, диаграмма 13)
Способность осознавать понятия – это умение видеть суть предметов и явлений. На это нужно время. Клиповое восприятие не дает такой возможности.
Проанализировав полученные результаты о сформированности рассмотренных мыслительных навыков, можем сделать вывод о том, что у большинства респондентов (65 %) они находятся на относительно низком уровне. Этот вывод подтверждается данными диаграммы 2, которая показывает, что наличие компонентов понятийного восприятия у опрошенных присутствует на среднем и низком уровне. (Приложение 7, диаграмма 14, приложение 7, диаграмма 15)
Для развития навыков понятийного мышления необходимо осмысленное чтение художественной и научной литературы. Мы сравнили ответы респондентов на вопрос 4 анкеты и результаты дополнительного опроса о книгах, которые участники анкетирования читали в данный период. Для достоверности положительный ответ попросили подтвердить названием произведения. Выяснилось, что большая часть опрошенных не любит читать и не читает. Читающих книги вне школьной программы оказалось лишь 36 %. Среди взрослых все респонденты любят читать художественную литературу. В период опроса читали книги, не связанные в профессиональной деятельностью 65 %.
Таким образом, основываясь на проведенных исследованиях, можно сделать вывод, что школьники самостоятельно развивать навыки понятийного мышления не готовы, так как отсутствует внутренняя мотивация. Значит к этому должны подталкивать взрослые: учителя и родители.
Заключение
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Клиповое мышление – это особенность познавательной деятельности человека воспринимать информацию через короткие яркие образы.
Для клипового сознания характерна фрагментарность восприятия, поверхностность мышления. Оно не дает возможности проникать в суть вещей, но позволяет улавливать главное. Но сегодня бесполезно спорить о том, хорошо это или плохо, – клиповость сознания просто необходима, чтобы выжить в современном мире, перегруженном информацией.
Нами рассмотрены теории отечественных философов о клиповом мышлении Ф.И. Гиренка и К.Г. Фрумкина.[2, 3]
Среди причин, формирования клипового мышления выделяются возросший темп жизни, постоянно растущий поток информации, и количества дел, которыми человек занимается одновременно.,
В данной работе мы выделили особенности клипового мышления:
снижение способности анализировать сведения, полученные об окружающем мире;
трудность восприятия больших текстов и предпочтение им изображений;
мозаичность и фрагментарность восприятия окружающего мира;
уменьшение активного лексического запаса;
ухудшение памяти и внимания, преобладание кратковременной памяти.
Клиповому мышлению противопоставляется понятийное, особенностью которого является глубокое проникновение в суть текста.
Проведенное исследование показывает, что у большинства школьников преобладает клиповое восприятие информации, которое сказывается на формировании мыслительных операций. Мышление взрослых приближено к равновесному, при котором на достаточно высоком уровне присутствуют компоненты клипового и понятийного восприятия.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена. Клиповое мышление действительно присуще многим современным школьникам и негативно сказывается на их мыслительной деятельности, поэтому требуется его профилактика и развитие понятийного мышления.
В рамках данного исследования были разработаны рекомендации по развитию навыков понятийного мышления.
Список источников
Этимологический словарь современного русского языка. Составитель А.К. Шапошников. – М.: «Наука», 2010. http://www.slovorod.ru/etym-shaposhnikov/_pdf/russ-etym-shaposhnikov-1.pdf
Ф.И. Гиренок Клиповое сознание. https://e-libra.ru/read/489918-klipovoe-soznanie.html
К.Г. Фрумкин Клиповое мышление и судьба линейного текста. http://www.topos.ru/article/7371
Мышление, его формы и виды. https://www.b17.ru/blog/61906/
Тест на мышление и креативность. Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методике Дж. Брунера. [Электронный ресурс] https://psycabi.net/testy/355-test-na-myshlenie-i-kreativnost-oprosnik-opredelenie-tipov-myshleniya-i-urovnya-kreativnosti-diagnostika-po-metodu-dzh-brunera
Приложение 1
Таблица 1
Особенности клипового мышления
Позитивные стороны клипового мышления |
Негативные стороны клипового мышления |
возможность быстро переключаться с одного объекта на другой, легко включаться в работу, адаптироваться к происходящим изменениям; защита от информационных перегрузок; способность выполнять несколько задач одновременно; |
снижается способность анализировать полученные сведения об окружающем мире; трудность восприятия больших текстов и предпочтение им изображений; мозаичность и фрагментарность восприятия окружающего мира; отсутствие интереса в изучении нового; уменьшение активного лексического запаса; ухудшение памяти и внимания; повышенная внушаемость; теряется острота сопереживания |
Приложение 2
Анкета
Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.
Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).
Я предпочитаю точные науки.
Чтение художественной литературы не доставляет мне удовольствие.
Я люблю настраивать программы для компьютера.
Я люблю воспринимать информацию с телепрограмм, интернета и видеоматериалов.
Я люблю шахматы, шашки.
Я могу выполнять несколько задач (дел) одновременно.
В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.
Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.
Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.
Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.
Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.
Люблю рисовать.
Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.
Я быстро воспринимаю информацию и сразу могу дать ответ на поставленный вопрос.
Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
Сюжет кинофильма могу представить, как ряд образов.
У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.
Я могу одновременно воспринимать информацию с нескольких источников (слушать музыку и читать).
Изучение дорожных знаков не составляет мне труда.
Я быстро утомляюсь в процессе долгого умственного труда.
Ключ
Компоненты понятийного мышления |
Компоненты клипового мышления |
1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21 |
2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22 |
Приложение 3
Наличие компонентов клипового восприятия
Диаграмма 1
Наличие компонентов понятийного восприятия
Диаграмма 2
Наличие компонентов равновесноговосприятия
Диаграмма 3
Приложение 4
Люблю воспринимать информацию с телепрограмм, интернета, видеоматериалов
Диаграмма 4
Я могу выполнять несколько задач одновременно
Диаграмма 5
Быстро воспринимаю информацию и сразу могу дать ответ на поставленный вопрос
Диаграмма 6
Приложение 5
Могу одновременно воспринимать информацию с нескольких источников
Диаграмма 7
Быстро утомляюсь в процессе долгого умственного труда
Диаграмма 8
Особенности клипового восприятия обучающихся
Диаграмма 9
Приложение 6
Особенности клипового восприятия взрослых
Диаграмма 10
Наличие компонентов клипового и понятийного восприятия
Диаграмма 11
Способность устанавливать причинно-следственные связи
Диаграмма 12
Приложение 7
Способность оперировать понятиями
Диаграмма 13
Чтение художественной литературы не доставляет мне удовольствие
Диаграмма 14
Читаете ли в настоящее время художественные книги
Диаграмма 15