Введение
На протяжении всей истории человечества люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы прочно усвоить какие-либо знания. Система приемов, улучшающих использование памяти, возникала и разрабатывалась во многих культурах.
Появился специальный термин, заимствованный из греческого - мнемо́ника, означающий искусство запоминания.
Объем знаний, получаемый учениками, с каждым годом возрастает. При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Трудности в запоминании текста, возникшие у детей еще в начальной школе, в среднем звене - только увеличатся.
Актуальность данной темы заключается в том, что для многих школьников является большой проблемой запоминание учебного материала.
Целью данного проекта является изучение мнемонических приемов, способствующих запоминанию информации.
Объект исследования – приемы мнемотехники.
Предмет исследования – влияние приемов мнемотехники на запоминание учебного материала.
Задачи:
познакомится с понятием «память»;
изучить историю возникновения мнемотехники;
рассмотреть приемы мнемотехники;
провести эксперимент на эффективность запоминания правил при помощи мнемотехники;
Составить брошюру «Приемы мнемотехники для школьников».
В процессе работы над проектом были использованы следующие методы:
Поиск информации по теме;
Эксперимент;
Сравнительный анализ;
Обобщение полученной информации.
Практическая значимость состоит в том, что материалы данного проекта можно использовать учителям русского языка и математики, а также памятка будет полезна детям и их родителям.
Гипотеза исследования: следует ожидать, что использование приемов мнемотехники поможет школьникам лучше запоминать учебный материал.
Глава 1. Что такое мнемотехника
Память как основа психической деятельности человека
Память – это форма психического отражения действительности, способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.
В зависимости от того, какой анализатор преобладает в работе памяти, принято различать четыре ее типа: слуховой, зрительный, двигательный, смешанный. По продолжительности протекания процесса выделяют кратковременную и долговременную память.
Взаимодействие этих видов памяти наблюдается постоянно и именно оно характеризует качество запоминания и усвоения определённых сведений, а также способность человека к извлечению и воспроизведению ранее полученных знаний.
Наша память представляет собой функциональное образование, которое совершает свою работу благодаря взаимодействию трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти процессы не только взаимодействуют, между ними существует взаимная обусловленность. Ведь сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести - то, что сохранил.
Запоминание – это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения.
Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство. Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное (сознательное запоминание), т. е. ставится цель – запомнить материал.
Механическое запоминаниеосновывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминаниесвязано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.
И механическое и смысловое запоминание имеют большое значение. При запоминании доказательств геометрической теоремы или анализе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях – запомнить номер дома, телефона и т.п. – основная роль принадлежит механическому запоминанию. В большинстве случаев память должна опираться и на понимание, и на повторение. Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при заучивании стихотворения или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись одним механическим повторением.
Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).
Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге.
Сохранение и забывание – это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение – это удержание в памяти, а забывание – это исчезновение, выпадение из памяти заученного.
Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой.
История возникновения мнемотехники
История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён. Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность (что естественно). Служители культов, сказители, бродячие певцы должны были держать в голове огромные объёмы информации. Не будь у наших предков умения фиксировать в памяти обширные сведения, многие мифы, молитвы, рецепты потерялись бы в веках.
Общеизвестные «Илиада» и «Одиссея», как считают многие авторитетные учёные, были ритмизованы, наполнены повторами и статичными эпитетами неспроста – всё это позволяло облегчить процесс запоминания и воспроизведения текста.
Раз уж мы завели речь об античной мнемотехнике, упомянём и первых теоретиков этого искусства. Среди них – поэт Симонид, ораторы Квинтилиан и Цицерон. Именем последнего даже назван один из удобнейших мнемотехнических приёмов, популярных в наши дни – метод Цицерона.
Надо предполагать, что арсенал приёмов запоминания, которыми пользовались древние, был богаче, чем мы думаем. Трактатов по мнемонике и мнемотехнике до нас дошло не так уж много, зато история хранит поразительные биографические факты отдельных мудрецов. Например, Сенека мог запомнить одним махом пару сотен стихов.
На Руси мнемотехнические приёмы пошли в ход тоже довольно рано. Вспомним древнерусскую азбуку, несколько букв которой знает каждый из нас. Она была основана на речевой мнемонике. Все буквы связывались со словами (аз –я, буки – буквы, веди – ведаю), более того – слова складывались в более крупные единицы речи (я буквы знаю; письменность – это добро и так далее).
Письменность значительно облегчила оперирование информацией во всех странах мира. Но и в письменный период интерес к методам управления памятью был высок. Среди самых видных учёных, работавших над этим вопросом, – Джордано Бруно (16 век). Кстати, в честь него названа современная система запоминания Джордано.
В средние века элементами мнемотехники не брезговали и церковники: успешно применялись знаки-аллегории, религиозные символы, которые выступали как подпорки для запоминания добродетелей и грехов невежественным людом. Тогда ещё не было достаточного разграничения эмоциональных и логических основ человеческого восприятия. На эту тему спорят с 19 века. Тогда учёный Генрих Эббингауз (Германия) целенаправленно занялся ассоциативной психологией запоминания.
20 век – особый в истории мнемотехники. Она стала развиваться семимильными шагами по всему миру, кроме нашей страны. В России, как и остальная наука, мнемотехника формировалась скрыто, «благодаря» специфике советского режима.
Последняя серьёзная веха истории мнемотехники – создание двух самых авторитетных на настоящий момент систем – визуальной методики «Джордано», автор Владимир Козаренко и метод речевых способов Самвела Гарибяна.
В настоящее время можно выделить несколько направлений мнемотехники. В книгах по тренировке памяти обычно смешиваются различные, часто несовместимые направления мнемотехники. В результате получается своеобразный салат из приемов запоминания, в котором трудно увидеть какую-либо систему
Другим недостатком книг по тренировке памяти является полное отсутствие теоретического обоснования применяемых методов запоминания. Без теории трудно создать эффективную мнемоническую систему.
Также следует скептически относиться к заявлениям авторов о том, что именно они изобрели метод Цицерона и вообще придумали мнемотехнику. Мнемотехника настолько распространена, что многие не замечают ее, потому что она слишком глобальна, пронизывают всю нашу жизнь. Вспомните басню Крылова: «…слона то я и не заметил».
Выделяют шесть направлений мнемотехники:
народная мнемотехника;
классическая мнемотехника;
педагогическая мнемотехника;
цирковая (эстрадная) мнемотехника;
спортивная мнемотехника;
современная мнемотехника.
К народной мнемотехнике следует отнести те приемы запоминания, которые так прочно вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают. Например, дорожные знаки же, которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро.
Ярким примером классической мнемотехники является метод Цицерона - выделение объектов в хорошо знакомом помещении или на улице, и использование их в качестве «вешалок» для запоминаемых сведений. (Приложение 1, рис.1)
Педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании. Это многократное чтение текста, многократное повторение вслух, переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов), перерисовка иллюстраций из учебников, организация учебного процесса в виде игры, создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала.
Отличительной особенностью цирковой мнемотехники является тщательная разработка этапа кодирования информации. Информация кодируется там во что угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении...
В спортивной мнемотехнике, как и на любых других соревнованиях, борьба идет за наилучший результат. Мнемонисты соревнуются по двум основным показателям. Первое - это скорость запоминания информации. Второй показатель - это объем запоминаемых за один раз сведений.
К современной мнемотехнике относится представленная на сайте система «Джордано». (Приложение 1, рис.2)
Приемы мнемотехники
Основные приемы мнемотехники:
ритмизация (рифмизация);
образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;
нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;
метод Цицерона на пространственное воображение;
метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.
Ритмизация (рифмизация)
Перевод информации в стихи, песни, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.
Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации (аббревиатуры)
Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также используется для запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации.
Кодирование информации
Кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы с помощью такой фразы: «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка».
Метод Цицерона
Суть метода Цицерона состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем. (Приложение 1, рис. 1)
Метод тренировки зрительной памяти (метод Айвазовского)
Посмотрите на предмет, или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детали, а потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях; задавайте себе вопросы о подробностях этого образа, затем откройте глаза на 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Так повторите несколько раз. (Приложение 2, рис. 3)
Метод визуализации
Необходимо образно, в разных деталях мысленно представлять («видеть») запоминаемую информацию. Регулярное использование мнемотехники позволит включить в работу и развить внимание и память, образное мышление, способность к визуализации, воображение, активизировать работу одновременно двух полушарий головного мозга.
Ассоциативный метод
Суть метода в том, что между двумя словами или объектами устанавливается связь, которая создает из предметов, не имеющих между собой ничего общего, единое целое. Связь может быть любой: сказочной, фантастической, абсурдной. Чем более необычную связь вы сможете придумать, тем лучше сможете запомнить эти объекты. (Приложение 2)
Цепочки
Использование цепочек. При запоминании любого списка нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций.
Глава 2. Анализ использования мнемонического приема рифмизация
В ходе работы над проектом нами был проведен эксперимент по использованию мнемонического приема рифмизации на уроках русского языка и математики. В исследовании приняли участие обучающиеся 6а класса.
Задание по русскому языку предполагало запоминание разносклоняемых существительных. Сначала шестиклассники должны были выучить 11 слов, относящихся к данному правилу. С этой часть эксперимента справилось без ошибок только 2 человека. 1-2 ошибки сделали 8 человек. Итого, на «4-5» выполнили задание 40% респондентов. (Приложение 4, 5)
Далее ребятам было дано мнемоническое стихотворение, в котором зарифмованы все слова для запоминания. (Приложение 3)
В следующей части эксперимента (на следующий день) выученное мнемоническое стихотворение необходимо было написать по памяти, перечислив все разносклоняемые существительные без ошибок. На этом этапе результаты оказались лучше. Качественно сделали задание 88% обучающихся. Такой результат говорит о том, что прием рифмизации помогает выучить правило из учебника. (Приложение 4, 5)
Третья часть эксперимента проводилась через 10 дней без дополнительного предупреждения ребят. Шестиклассникам надо было как в первый раз написать грамотно все разносклоняемые существительные. Результаты оказались следующими. На «4-5» справились с заданием 17 человек, что составляет 68%. Это больше чем при выполнении аналогичного задания первый раз. Также мы опросили ребят, о том, пользовались ли они мнемоническим стихотворением, вспоминая слова. Выяснилось, что 84% использовали предложенный прием рифмизации. Не применяли это стихотворение 4 человека, причем 2 из них не были на уроке, когда оно было дано. Эти обучающиеся оказались в числе тех, у кого было больше 5 ошибок. (Приложение 4, 5)
Задание по математике предлагало запомнить чисто Пи. Сначала шестиклассники должны были выучить 14 чисел, относящиеся к данному правилу. С этой частью эксперимента справилось без ошибок только 2 человека. 1-2 ошибки сделал 1 человек. Итого, на «4-5» выполнило задание всего 12 %. (Приложение 7, 8)
Далее ребятам было дано мнемоническое стихотворение, в котором зарифмованы все эти числа. (Приложение 6)
Вторая часть эксперимента проводилось через 3 дня. Результат оказался следующим. На «4-5» справилось с заданием10 человек что составляет 42 %. Это больше чем при выполнении аналогичного задания в первый раз. (Приложение 7, 8)
Таким образом, мы видим, что мнемонический прием рифмизации помогает запомнить сложнозапоминаемый материал.
Заключение
В ходе работы над проектом мы пришли к следующим выводам.
Мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации.
Проблема запоминания информации волновало людей с древности.
Выделяют шесть направлений мнемотехники:
народная мнемотехника;
классическая мнемотехника;
педагогическая мнемотехника;
цирковая (эстрадная) мнемотехника;
спортивная мнемотехника;
современная мнемотехника.
Основные приемы мнемотехники:
ритмизация (рифмизация);
образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;
нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;
метод Цицерона на пространственное воображение;
метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.
В ходе проверки шестиклассников МОУ СОШ №10 на использование мнемотехнического стихотворения в записи слов выяснилось, что в первый раз на 4 и 5 написал 40% ребят. Со стихотворением оказалось лучше на 4 и 5 написало уже 88 % учащихся. А во второй раз без предупреждения, без повторения- 68% ребят написали на 4 и 5.
Таким образом, гипотеза подтверждена. Использование приемов мнемотехники действительно помогает лучше запоминать учебный материал.
Список источников
Современные приемы и методы запоминания https://studfile.net/preview/3962515/page:13/
Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания Джордано. https://nashol.com/2011092760554/uchebnik-memotehniki-sistema-zapominaniya-djordano-kozarenko-v-a.html
Что такое память. Виды памяти. https://studopedia.ru/18_35377_chto-takoe-pamyat-vidi-pamyati-protsessi-pamyati-kachestva-pamyati-predstavlenie.html
Процессы памяти: запоминание и воспроизведение. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/osnovnye-processy-pamyati.html
Приложение 1
Метод Цицерона
Рис.1
Система запоминания Джордано
Рис. 2
Приложение 2
Метод тренировки зрительной памяти
Рис. 3
Цепочки
ТАПОЧКА ДЕРЕВО БАНАН ЧЕРВЯК БУДИЛЬНИК
Пара ТАПОЧКА - ДЕРЕВО: тапочка висит на ветке дерева.
Пара ДЕРЕВО - БАНАН: на стволе мощного дуба приклеен (или зацеплен за кусок коры) ярко-желтый банан.
Пара БАНАН - ЧЕРВЯК: огромный червяк с зубастой пастью прогрыз банан.
Пара ЧЕРВЯК - БУДИЛЬНИК: сонный червяк лежит сверху на звенящем будильнике, прямо на звонке, и трясется вместе с ним.
Приложение 3
Разносклоняемые существительные
Таблица 1
Правило из учебника |
Мнемоническое стихотворение |
Время Племя Пламя Знамя Бремя Семя Темя Стремя Путь Имя Вымя |
Было время, жило племя. Разжигало племя пламя, Поднимало племя знамя. Налетело злое бремя. Кончилась у племя семя. Зачесало племя темя. Встряло племя ноги в стремя И пустилось в дальний пкть. Чтобы спину здесь не гнуть… Возродить свое чтоб имя Разводить пришлось им, вымя, И выращивать дитя. |
Приложение 4
Использование приема рифмизация на уроке русского языка
(в таблице показано количество ошибок)
Таблица 2
Правило из учебника |
Мнемотехника рифмизация (1 эксперимент) |
Эксперимент 2 |
|
1 |
3 |
0 |
1 |
2 |
0 |
11 |
0 |
3 |
4 |
2 |
2 |
4 |
5 |
0 |
2 |
5 |
1 |
0 |
10 |
6 |
6 |
0 |
3 |
7 |
6 |
2 |
3 |
8 |
5 |
4 |
10 |
9 |
2 |
1 |
0 |
10 |
3 |
2 |
- |
11 |
5 |
2 |
1 |
12 |
1 |
0 |
1 |
13 |
1 |
4 |
1 |
14 |
3 |
5 |
3 |
15 |
6 |
2 |
3 |
16 |
1 |
1 |
0 |
17 |
3 |
1 |
2 |
18 |
3 |
3 |
- |
19 |
3 |
2 |
2 |
20 |
2 |
0 |
1 |
21 |
3 |
0 |
0 |
22 |
1 |
0 |
0 |
23 |
3 |
1 |
1 |
24 |
0 |
0 |
0 |
25 |
1 |
0 |
1 |
26 |
- |
- |
9 |
27 |
- |
- |
6 |
Приложение 5
Использование приема рифмизация на уроке русского языка
(в таблице показано количество ошибок)
Диаграмма 1
Пользовались ли вы мнемоническим стихотворением, вспоминая разносклоняемые существительные?
Диаграмма 2
Приложение 6
Мнемоническое стихотворение «Число Пи»
Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Ну и дальше надо знать,
Если мы вас спросим –
Это будет пять, три, пять,
Восемь, девять, восемь.
Приложение 7
Использование приема рифмизация на уроке русского языка
(в таблице показано количество ошибок)
Таблица 2
Правило из учебника |
Мнемотехника рифмизация (1 эксперимент) |
|
1 |
4 |
3 |
2 |
4 |
0 |
3 |
3 |
2 |
4 |
9 |
6 |
5 |
14 |
0 |
6 |
14 |
8 |
7 |
9 |
11 |
8 |
9 |
0 |
9 |
11 |
6 |
10 |
12 |
0 |
11 |
12 |
12 |
12 |
8 |
7 |
13 |
- |
0 |
14 |
0 |
3 |
15 |
12 |
9 |
16 |
0 |
0 |
17 |
7 |
7 |
18 |
10 |
- |
19 |
10 |
8 |
20 |
5 |
12 |
21 |
9 |
9 |
22 |
7 |
1 |
23 |
8 |
0 |
24 |
3 |
3 |
25 |
2 |
0 |
26 |
- |
- |
27 |
- |
- |
Приложение 8
Использование приема рифмизация на уроке математики
(в таблице показано количество ошибок)
Диаграмма 1